Научная статья на тему 'Аксиологические деформации правовой культуры взрослого человека'

Аксиологические деформации правовой культуры взрослого человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аксиологические деформации / андрагогический подход / правовая культура / взрослый человек / axiological deformations / andragogical approach / legal culture / adult

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Владислав Сергеевич

В условиях масштабных социальных трансформаций российского общества в сознании взрослых людей происходит хаос антагонистических оценок, дезорганизация системы социокультурных координат, что порождает смещение основ мировосприятия. Взрослый человек, оказавшись в ситуации правового выбора, опирается на правовую культуру, уровень которой напрямую зависит от культуры общества в целом. Низкий уровень правовой культуры обуславливает негативное отношение к праву, отсутствие правового поведения, дезорганизацию связей личности с общественными институтами. В статье проанализированы причины аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека в контексте ценностного измерения происходящих в обществе процессов, имеющих своеобразное проявление в сфере права, деформирующих правовое сознание взрослого человека и ценностный каркас личности и общества. Методологическим основанием анализа современной социокультурной ситуации выступает андрагогический подход, «гарантирующий преобразование опыта, получаемого в настоящий момент, в знания, умения, отношения, ценности, эмоции» (П. Джарвис). Дополнительно применяются системный и личностно-ориентированный подходы к исследованию проблемы. Синергия указанных подходов позволяет выявить два вида аксиологических деформаций правовой культуры: структурно-функциональные и культурно-антропологические. Делается вывод о том, что преодоление аксиологических деформаций правовой культуры имеет жизненно важное значение для взрослого человека, поскольку это гарантирует личности возможность отвечать на вызовы времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL DEFORMATIONS OF THE LEGAL CULTURE OF AN ADULT

In the context of large-scale social transformations of Russian society in the minds of adults, there is a chaos of antagonistic assessments, disorganization of the system of socio-cultural coordinates, which generates a shift in the foundations of world perception. An adult, finding himself in a situation of legal choice, relies on legal culture, the level of which directly depends on the culture of society as a whole. The low level of legal culture causes a negative attitude to the law, the absence of legal behavior, disorganization of personal ties with public institutions. The article analyzes the causes of axiological deformations of the legal culture of an adult in the context of the value dimension of the processes taking place in society, which have a peculiar manifestation in the field of law, deforming the legal consciousness of an adult and the value framework of the individual and society. The methodological basis for the analysis of the modern socio-cultural situation is the andragogical approach, “guaranteeing the transformation of the experience received at the moment into knowledge, skills, attitudes, values, emotions” (P. Jarvis). Additionally, systematic and personality-oriented approaches to the study of the problem are applied. The synergy of these approaches makes it possible to identify two types of axiological deformations of legal culture: structural-functional and cultural-anthropological. It is concluded that overcoming the axiological deformations of legal culture is of vital importance for an adult, since it guarantees the individual the opportunity to respond to the challenges of the time.

Текст научной работы на тему «Аксиологические деформации правовой культуры взрослого человека»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 139-155 Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 139-155 (In Rus) УДК 37.013.83

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-139-155

Аксиологические деформации правовой культуры взрослого человека

Гришин Владислав Сергеевич

Аспирант Оренбургского государственного университета, Россия

E-mail: grishin.vlad.96@gmail.com http://orcid.org/0000-0001-8659-0723

В. С. Гришин

Аннотация. В условиях масштабных социальных трансформаций российского общества в сознании взрослых людей происходит хаос антагонистических оценок, дезорганизация системы социокультурных координат, что порождает смещение основ мировосприятия. Взрослый человек, оказавшись в ситуации правового выбора, опирается на правовую культуру, уровень которой напрямую зависит от культуры общества в целом. Низкий уровень правовой культуры обуславливает негативное отношение к праву, отсутствие правового поведения, дезорганизацию связей личности с общественными институтами. В статье проанализированы причины аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека в контексте ценностного измерения происходящих в обществе процессов, имеющих своеобразное проявление в сфере права, деформирующих правовое сознание взрослого человека и ценностный каркас личности и общества. Методологическим основанием анализа современной социокультурной ситуации выступает андрагогический подход, «гарантирующий преобразование опыта, получаемого в настоящий момент, в знания, умения, отношения, ценности, эмоции» (П. Джарвис). Дополнительно применяются системный и личностно-ориентированный подходы к исследованию проблемы. Синергия указанных подходов позволяет выявить два вида аксиологических деформаций правовой культуры: структурно-функциональные и культурно-антропологические. Делается вывод о том, что преодоление аксиологических деформаций правовой культуры имеет жизненно важное значение

© Гришин В. с., 2023

139

для взрослого человека, поскольку это гарантирует личности возможность отвечать на вызовы времени.

Ключевые слова: аксиологические деформации, андрагогический подход, правовая культура, взрослый человек.

Для цитирования: Гришин В. С. Аксиологические деформации правовой культуры взрослого человека // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С.139-155.

AXIOLOGICAL DEFORMATIONS OF THE LEGAL CULTURE OF AN ADULT Vladislav S. Grishin

Graduate student, Orenburg State University, Russia

E-mail: grishin.vlad.96@gmail.com; http://orcid.org/0000-0001-8659-0723

Abstract. In the context of large-scale social transformations of Russian society in the minds of adults, there is a chaos of antagonistic assessments, disorganization of the system of socio-cultural coordinates, which generates a shift in the foundations of world perception. An adult, finding himself in a situation of legal choice, relies on legal culture, the level of which directly depends on the culture of society as a whole. The low level of legal culture causes a negative attitude to the law, the absence of legal behavior, disorganization of personal ties with public institutions. The article analyzes the causes of axiological deformations of the legal culture of an adult in the context of the value dimension of the processes taking place in society, which have a peculiar manifestation in the field of law, deforming the legal consciousness of an adult and the value framework of the individual and society. The methodological basis for the analysis of the modern socio-cultural situation is the andragogical approach, "guaranteeing the transformation of the experience received at the moment into knowledge, skills, attitudes, values, emotions" (P. Jarvis). Additionally, systematic and personality-oriented approaches to the study of the problem are applied. The synergy of these approaches makes it possible to identify two types of axiological deformations of legal culture: structural-functional and cultural-anthropological. It is concluded that overcoming the axiological deformations of legal culture is of vital importance for an adult, since it guarantees the individual the opportunity to respond to the challenges of the time.

Keywords: axiological deformations, andragogical approach, legal culture, adult.

For citation: Grishin V. S. Axiological deformations of the legal culture of an adult // Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 139-155. [In Rus].

Введение

Современный уровень демократизации прав и свобод является предпосылкой множества социальных перемен. В связи с этим претерпевает трансформацию и аксиологическая сфера человека. Персональные духовные и нравственные ценности людей меняются, подстраиваясь под разнообразие новых способностей и возможностей, при этом духовное, гуманистическое, ценностное развитие общества зачастую не успевает

за технологическим развитием.

Общество обретает все более сложную структуру и иерархию ценностей и, как отмечает Н. В. Голубихина, «девальвируются прежние ценности, нормы, идеалы, а новые еще не приобретают необходимой регулятивной силы» [8]. Сложившаяся ситуация порождает риски аксиологического кризиса современного «прогрессивного» общества, в котором «за приоритетом материальных благ стали угасать ... гуманистические инстинкты нравственного самосохранения» [14]. В этой связи недооценённым качеством личности в современном мобильном мире выступает способность к саморегуляции: настойчивости и ответственности при принятии жизненных решений.

Складывается опасная ситуация, когда неопределенность в обстоятельствах морального и нравственного выбора грозит личности отказом от нравственных, альтруистических решений. Нигилизм по отношению к традиционным культурным и социальным авторитетам, пассивность к участию в жизни государства и общества, низкая правовая культура — лишь некоторые признаки структурных проблем современного общества.

В критической степени этим негативным явлениям подвергаются взрослые люди — большая, а потому наиболее уязвимая (в силу большого количества социальных связей) часть социума. Искажение ценностных констант взрослых людей детерминирует негативные последствия во всех сферах жизни общества, ведь, как отмечает Л. В. Дудченко, «находясь в том или ином социуме, люди выстраивают свою линию поведения, мотивы которой неразрывно связаны с социальными ценностями» [10].

В этой связи видится актуальным тезис о конструктивном характере влияния правовой культуры на взрослого человека, так как правовая культура выступает «объективной ценностью человека, общества и государства. Такая объективность обусловлена общим стремлением к конформному поведению, рациональная модель которого представлена совокупностью всех норм права» [35].

Цель статьи, обзор научной литературы по проблеме

Цель исследования — проанализировать причины аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека в контексте ценностного измерения происходящих в обществе процессов, имеющих своеобразное проявление в сфере права, деформирующих правовое сознание взрослого человека и ценностный каркас личности и обще-

ства. Рассмотреть предпосылки формирования ценностно-смысловых ориентаций современной личности в рамках андрагогического подхода, оценить взаимосвязь между процессами современной культурной парадигмы и деформацией правовой культуры взрослого человека.

В отечественной юридической науке поддерживается ценностный взгляд на природу правовой культуры. Так, Ф. М. Раянов, анализируя состояние гражданского общества, отмечает его зависимость от каждого отдельного человека: «Индивид, который поддерживает традиционные и новые ценности в образовании (аксиологический подход), воспринимает правовую культуру как собрание созидающих, модифицирующихся и улучшающихся ценностей в процессе взаимодействия общества» [24]. Данную концепцию продолжают З. Н. Ибрагимова и А. С. Борисов, характеризующие правовую культуру как содержательный элемент реализации властных полномочий взрослого человека: «правоприменитель, не обладающий должным уровнем правовой культуры, не сможет претворить нормативно-правовые акты в жизнь» [12].

В настоящее время в отечественной педагогике поддерживается мнение о позитивном влиянии правовой культуры на состояние духовной сферы человека. Например, А. М. Муртузалиева и Л. П. Жукова отмечают, что правовая культура может выступать как побуждением к правовой деятельности, в процессе которой «приобретаются соответствующие знания и навыки», так и итогом такой деятельности [20].

В этой связи видится интересной научная позиция М. С. Фабрикова, который характеризует правовую культуру как «этику взаимоотношений людей в обществе в соответствии с правом, законами». При этом исследователь также разделяет понятие на виды: «деятельность человека непосредственно в правовой сфере» и «уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом» [32].

Правовая культура как часть педагогической деятельности, по мнению Н. Н. Смирновой, «выражена в уважении к закону, праву и осознанном понимании как социальной, так и юридической ответственности» [29]. Следует отметить, что данная характеристика применима ко многим видам социальной деятельности, в связи с чем релевантным будет дополнить ее позицией социолога Е. М. Шумкина, который определяет правовую культуру как «неснижаемый стандарт персональной и гражданской ответственности», влияющий на формирование правосознания. При этом ученый предусматривает решающую роль государства в постро-

ении такого стандарта, ведь именно от него зависит слаженная работа всех социально-правовых институтов общества. [35].

Взрослый человек осуществляет свои персональные предпочтения и потребности через призму сформированного опыта, ориентируясь на индивидуальное правосознание и навыки. Не случайно И. В. Рязанов в своем исследовании указывает на то, что субъект правовой культуры строит свое правосознание из «исторически обусловленного представления о «порядке существующего». По мнению ученого, аксиологические ориентиры правовой культуры происходят «из логики развития той культуры, в границах которой и формируются представления конкретного субъекта» [25]. Мы солидарны с И. В. Рязановым, ведь на правовую культуру взрослого человека влияет не только самостоятельное волеизъявление последнего, но и окружающая его культурная действительность.

Актуализация ценностных ориентаций взрослых людей осуществляется сегодня в контексте смены культурных парадигм. Происходит трансформация взглядов на мир и его законы, что приводит к пересмотру ценностей прежней парадигмы. В связи с этим Ф. Капра, П. Л. Луизи ставят перед собой цель «поставить под сомнение каждый отдельный аспект старой парадигмы», пока не будут достаточно уверены в их фундаментальной аксиологической важности [15]. Исследователи полагают, что понимание новой реальности с оглядкой на предыдущую действительность не может претендовать на истину, пока не предприняты попытки к системному беспристрастному взгляду на мир.

Традиционная парадигма не придавала большого значения интересам и потребностям личности, ориентируясь на стабильные модели (А. Бадью, Н. Б. Бокач, Э. Гидденс, А. Кожев). Со сменой культурных парадигм происходят изменения в нормативно-правовой сфере общества. Проследить трансформацию культурных ориентиров возможно в тексте «Основ государственной культурной политики Российской Федерации», где понятие «культура» обретает новый экономический смысл: «В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире» [22]. Это новое видение культуры государством является следствием тотального обновления общества.

Следует признать, что происходящие перемены являются ярким признаком «монетизации культуры». Так, О. В. Понукалина считает, что изменение культурной парадигмы во многом связано именно с эконо-

мическими преобразованиями. Основная причина негативных явлений, по мнению исследователя, усматривается в смене взглядов государства и общества на культуру, прежде всего, как на инструмент развития и экономического роста, а не как на важнейший источник национальной идентичности [23].

По нашему мнению, в современной культурной парадигме право должно занять центральное место, так как в самой основе права лежит идея кристаллизации культуры. Как отмечает Ю. В. Сорокина, «право и культура связаны между собой самым тесным образом, поскольку право возникло в недрах культуры и особенностях мышления» [30]. Мы солидарны с исследователем, ведь каждый закон и каждая норма есть ценностный итог взаимодействия людей и опыт целых поколений, фиксируемый и поддерживаемый обществом.

Однако нормативная природа правовой культуры отнюдь не гарантирует ее универсализации. В современную эпоху традиционные духовные ценности (доброта, милосердие, честность, мужественность и т.д.) в мире взрослых утрачивают свою актуальность (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, М. Кастельс, В. С. Степин, В. Хесле).

Для современной культурной парадигмы, полагает А. Г. Заховаева, «характерен союз рационального и иррационального», где интересы личности преобладают над интересами социума [11]. В связи с этим именно уникальный жизненный опыт в значительной степени определяет отношение взрослого человека к правовой культуре и правовой действительности.

При этом, по мнению В. А. Ситарова и Л. В. Романюк, «Мир сжался до узкоутилитарных, прагматических вещей, недолговечного пользования» [28]. В исследовании М. П. Данилковой отмечаются тревожные тенденции, связанные с «отсутствием в нынешнем человеке чувства реальности ко всему более существенному и значимому, чем удовлетворение его всевозрастающих материальных потребностей» [9]. Таким образом, недостаточный уровень правовой культуры вкупе с постоянным стремлением к удовлетворению личных материальных нужд может порождать негативные изменения ценностно-смысловых ориентаций современной личности.

Отмечаемые учеными изменения в ценностном дискурсе современного взрослого человека вызывают серьезную обеспокоенность. Только осознав важность подчинения единым нормам поведения, возможно

организовать взаимовыгодное сотрудничество всех членов общества. Известный американский юрист Г. Дж. Берман констатирует отсутствие такого сотрудничества в западных правовых системах: «Я могу только засвидетельствовать, что человек Запада находится в гуще беспрецедентного кризиса правовых ценностей и правовой мысли. Ставится под вопрос вся наша традиция права [...]; поколебалось само здание западной законности» [2].

Формирование норм невозможно без ценностей, которые лежат в основе правовых традиций общества. Истоки российских правовых традиций современные отечественные ученые связывают с религией и особыми приоритетами в нравственных категориях. Так, Т. А. Сенюшкина отмечает, что ценности русской правовой культуры содержатся в православной этике, основу которой составляют «внутренняя правда, внутренняя свобода, вера, не требующая рационального обоснования» [27].

Рассматривая правовую культуру как духовную ценность русской философии, М. Н. Киреев приходит к схожему выводу о том, что правда как нравственная категория «составляет духовную топику отечественной правовой культуры, которая вызрела в контексте православной традиции» [16].

Российская правовая традиция заложила прочный фундамент для формирования высокого уровня правовой культуры общества, в котором отсутствие аксиологических деформаций является состоянием, сообразным культурному коду современного россиянина. Противоречия между искаженными моральными установками личности и актуальными потребностями общества в равенстве, свободе и справедливости «обнуляют» весь предшествующий социальный и культурный опыт взрослого человека. В связи с этим возникает необходимость в научном анализе аксиологических деформаций правовой культуры личности и поиске объективно значимых социокультурных механизмов, препятствующих их образованию.

Методология

В рамках настоящего исследования применены системный, личност-но-ориентированный и андрагогический подходы.

Системный подход позволяет исследовать предпосылки возникновения аксиологических деформаций взрослого человека, оценить процесс формирования ценностно-правовых ориентиров личности с опорой на систему знаний, полученных в результате обучения и применения

профессиональных навыков.

Анализ правовой культуры взрослого человека невозможен без применения личностно-ориентированного подхода, с помощью которого учитываются его личные особенности (возрастные, психологические, интеллектуальные), а также образовательные потребности и профессиональные интересы.

Основным методом исследования является использование андраго-гического подхода для оценки и корректировки нравственно-правовых установок личности в условиях непрерывного образования с учетом постоянного изменения социокультурной действительности.

Результаты и обсуждение

Андрагогический подход помогает обеспечить эффективный научный анализ аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека. Охватывая социальную, культурную, профессиональную сферы жизнедеятельности взрослых, андрагогический подход служит основным инструментом в разрешении аксиологических внутриличност-ных дилемм, выполняет образовательную и воспитательную функции, определяет специфичные целей, методы и способы обучения на разных возрастных периодах жизни человека.

По мнению О. А. Суйковой, с помощью андрагогического подхода реализуется потребность человека в самостоятельности и независимости. Особую роль в процессе развития взрослого человека выделяют творческому освоению новых социальных функций, и последующему преобразованию полученного жизненного опыта в социально полезные навыки [31]. В данном случае уровень правовой культуры личности будет развиваться в соответствии с этапами процесса обучения с учетом постоянного изменения социокультурной действительности.

Ввиду того, что взрослый человек уже обладает сформированными профессиональными навыками и относительно устойчивым жизненным опытом, остро стоит вопрос применения андрагогического подхода в комплексе с походами иных научных отраслей. По нашему мнению, это поможет наиболее эффективно достигать гуманистических целей в преодолении аксиологических деформаций правовой культуры.

Построение индивидуальной правовой культуры взрослого человека невозможно без применения философского подхода, который закладывает концептуальный фундамент для взаимодействия личности и права. С точки зрения философии, правовая культура закладывает общена-

циональные нравственно-правовые ценности в систему социальных отношений [26].

Психологический подход обеспечивает правовую инкультурацию личности путем регистрации внутренних психических образов и структур взрослого человека, построения разнообразных моделей поведения. По мнению Н. В. Борисовой, главной задачей психологического подхода выступает сохранение целостности личности и самоопределение в правовом пространстве [6]. Таким образом, повышение правовой культуры предполагает соответствующую духовную подготовку и психологическую работу взрослого человека над собой.

Технологический подход помогает организовать создание правил поведения, разработать условия для реализации потребностей различных социальных групп. Как отмечает С. Г. Лопатецкий, в рамках данного подхода правовая культура являет собой систему процедур, приемов, норм поведения, «характеризующих уровень правовой деятельности» [18]. Для каждой отдельной социальной группы система ценностей и целей будет отличаться, в связи с чем видится актуальным применение технологического подхода для выявления аксиологических деформаций правовой культуры.

Названные подходы гарантируют целостность рассмотрения проблемы аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека. Однако, именно специфичность, конкретность и темпоральная однозначность андрагогического подхода позволяют сформировать совокупность взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, являющихся предпосылками к правовому поведению.

Применение андрагогического подхода подразумевает систематизацию и концептуализацию жизненного и профессионального опыта личности, корректировку и пополнение его знаний и умений. Передача ценностного правового и этического кодекса взрослому человеку невозможна в случае наличия препятствий к формированию устойчивой правовой культуры. В этой связи будет справедливым провести классификацию аксиологических деформаций на две группы: структурно-функциональные и культурно-антропологические.

Структурно-функциональные аксиологические деформации правовой культуры характеризуются отсутствием целей и идеалов в жизни как таковых, отсутствием морального стержня, который стоит в основе регуляции поведения личности. В этом случае релевантной будет следующая

категориальная схема: ценность — значение — предпочтение — выбор — поведение [17]. Отсутствие ценностей зачастую выступает причиной нестабильного, контркультурного поведения, которое проявляется в виде правового нигилизма.

Снижение ценностного статуса морали, нравственности, права порождает в социуме общий аксиологический и когнитивный вакуум, характеризующийся нигилистическими настроениями взрослых людей. Как отмечает австрийский культуролог Вольфганг Краус, «нигилизм рождается из возмущения, ненависти, отчаяния, разочарования, равнодушия и скуки». По мнению ученого, нигилизм представляет собой «позицию отрицания», когда человек не может повлиять на мир и пребывает в «фазе саморазрушения» [36].

Стоит отметить, что нигилизм как структурно-функциональная аксиологическая деформация правовой культуры и как социальное явление претерпел некоторые изменения.

Новый нигилизм, как утверждает А. Глюксман, «определяет отношение к себе, отношение к другому, образ совместного бытия и противостояния с внешним миром» [7]. Мы не можем не согласиться с философом, ведь нигилизм для многих взрослых людей перестал быть отношением к определенным ситуациям, став способом существования.

На системный характер нового нигилизма указывает известнейший французский философ-культуролог Ж. Бодрийяр: «Сегодняшний нигилизм [...] в определенной степени он более радикальный и решительный, чем его предыдущие исторические формы, ведь эта прозрачность, это пребывание в подвешенном состоянии — неотъемлемые признаки системы и любой теории, претендующей на ее анализ» [4]. Мы считаем данную характеристику применимой и к правовому нигилизму как аксиологической деформации правовой культуры.

В отечественной педагогике поддерживается мнение о системности современного правового нигилизма. Например, О. В. Фролов оценивает данную категорию как целостную «культурную систему», которая закладывает основы «девиантной поведенческой ориентации» взрослых людей [33]. Наш тезис о правовом нигилизме как о аксиологической деформации системного характера можно подкрепить исследованием Е. А. Ивановой, которая характеризует правовой нигилизм как «системное качество», при этом отмечая его причиной «деформированное правосознание, неэффективную социализацию, низкий уровень правовой

культуры» [13].

Непризнание и отрицание системы абсолютных, объективных ценностей наиболее очевидно проявляется в правовой сфере. Как аксиологическая деформация правовой культуры правовой нигилизм характеризуется полным отрицанием и игнорированием социальной значимости права, иерархичности его норм, структуры правоприменения.

Современные ученые-юристы во многом солидарны с педагогами в характеристике правового нигилизма как внутриличностного отношения человека к системе общеобязательных норм, приводящее к деструктивному поведению [19, 21]. Но для юридической науки также важен и результат такого отношения — это «непринятие конкретным обществом тех правовых норм, которые не соответствуют типу правового государства на определенном этапе его развития, а также складу правового менталитета» [1]. В приведенной цитате А. В. Балакин констатирует неутешительные последствия перехода правового нигилизма с внутриличностного уровня на межличностный, что влечет разрушительные последствия любой действующей правой системы.

Таким образом, структурно-функциональные аксиологические деформации правовой культуры подразумевают активное противостояние двух систем: системы взглядов взрослого человека с деформированными ценностным установками и системы нормативно закрепленных, одобренных обществом и государством правил поведения.

Культурно-антропологические деформации составляют иной вид аксиологических деформаций взрослого человека. Законность, справедливость, гуманизм, составляющие ценностный каркас правовой культуры, больше не являются критерием самооценки действий личности в обществе, отношения «человек-человек» перестают быть центральными в поведенческой парадигме личности.

В последнее время мы часто становимся свидетелями захлестнувшей общество «социальной аномии». Это состояние является последствием дезорганизации личностных установок по итогам пережитого социального или правового конфликта [5].

По нашему мнению, социальная аномия есть признак человека с размытыми ценностными ориентирами, что приводит к принятию идейно размытых и социально не отрегулированных образцов правового поведения.

Следующим тревожным показателем аксиологической деформации

правовой культуры является феномен «диффузии ценностей». Это явление характеризует отсутствие аксиологического наполнения социальных процессов, следование процедуре, букве, а не духу закона. Складывается ситуация, когда нормативная система не может обеспечить права и свободы человека и гражданина: все составляющие этого определения, как отмечает Ж. Бодрийяр, подверглись «диффузии и безжалостной работе пустоты» [3].

Культурно-антропологические деформации правовой культуры взрослого человека включают в себя правовой дилетантизм, являющийся следствием актуализации обыденного сознания. В этой связи В. А. Терещенко и И. Г. Ратникова приходят к выводу, что данное явление выступает последствием освоения «определенной суммы знаний о праве и нравственности» в отрыве от «многообразных способов и приемов решения практических задач с нравственно-правовым содержанием» [34]. Мы считаем данный тезис верным.

В процессе жизнедеятельности взрослый человек так или иначе осваивает правовые конструкции, однако, сложность лингвистических, семантических элементов норм права не позволяет людям с непрофильным образованием надлежащим образом имплементировать полученный опыт. Результатом этого становится правовой дилетантизм как «дисбаланс между теоретическим и практическим уровнем правовой культуры и правового сознания» [8].

Заключение

Правовая культура детерминирует педагогический, психологический и антропологический факторы, гарантирующие стабильность и предсказуемость схем мышления, установок, лежащих в основе его поведения.

Андрагогический подход в формировании правовой культуры позволяет наилучшим образом учесть психологические, социальные, возрастные особенности взрослых людей и является основой для процесса педагогического взаимодействия. Применение андрагогического подхода позволило определить причины аксиологических деформаций правовой культуры взрослого человека, среди которых можно выделить отсутствие положительных социальных прецедентов, барьеры для развития правовой грамотности, низкий уровень общей культуры, исторические особенности развития государства.

В рамках исследования выявлены предпосылки формирования ценностно-смысловых ориентаций взрослого человека. Построение системы

нравственных, правовых идеалов и принципов невозможно без осознанного отношения к окружающей действительности и к самому себе. Андрагогический подход позволяет запустить процессы профессионального и морального самоопределения, которые влияют на формирование внутренней системы ценностей правовой культуры.

По итогам анализа современной культурной парадигмы делается вывод о негативном влиянии последней на ценностно-правовые ориентации взрослого человека. Необходимо создание новых социальных институтов, основной целью которых будет формирование положительного к праву индивидуального правосознания.

Преодоление аксиологических деформаций правовой культуры возможно с помощью педагогического воздействия на взрослого, сформированного человека. В этой связи андрагогический подход позволяет достигнуть сразу нескольких целей: положительное преобразование конкретной «правовой личности» (с учетом характерного опыта и возраста) и, как следствие, постепенное преобразование правовой культуры всего общества.

Литература

1. Балакин А. В. Правовой нигилизм в современной России / А. В. Балакин // Молодой ученый. 2018. № 6(192). С. 122-123.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования // М.: Инфра-М, 1998. С. 13.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000. С. 21-22.

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М., 2015. С. 207.

5. Бугаенко Ю. Ю. Деформации и кризисные явления в правовой культуре современного российского общества / Ю. Ю. Бугаенко // Общество и право. 2007. № 1(15). С. 67-74.

6. Борисова Н. В. Отечественная психология о духовных основах правосознания личности / Н. В. Борисова // Наука. Культура. Общество. 2017. № 2. С. 18-31.

7. Глюксман Андре. Достоевский на Манхэттене / Андре Глюксман; [пер. с фр. В. Бабинцева]. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 223 с.

8. Голубихина Н. В. Дисфункции процесса социализации как фактор деформации правовой культуры и правового сознания / Н. В. Голубихина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 12(1). С. 13-16.

9. Данилкова М. П. Ценности в современном проблемном мире / М. П. Данилкова // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-5(62). С. 142-145.

10. Дудченко Л. В. Правовая культура общества и правовая ментальность личности / Л. В. Дудченко // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5(68). С. 339-342.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Заховаева А. Г. Смысл и бессмыслица экзистенциального сюрреализма Сальвадора Дали и Рене Магритта в понимании человека / А. Г. Заховаева // Ценности и смыслы. 2021. № 4(74). С. 28-37.

12. Ибрагимова З. Н. Правовая культура правоприменителя / З. Н. Ибрагимова,

А. С. Борисов // Век качества. 2020. № 3. С. 148-156.

13. Иванова Е. А. Технология «социально-педагогическая адвокация» как средство предупреждения и преодоления правового нигилизма у старшеклассников / Е. А. Иванова // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: Сборник статей I Международной научно-практической конференции, Кострома, 22-23 апреля 2021 года / Сост. Т. Е. Коровкина, отв. редакторы Т. Н. Адеева, С. А. Хазова. Кострома: Костромской государственный университет, 2021. С. 377-380.

14. Иванова С. В., Иванов О. Б. Аксиологический кризис в современном мире: найти выход // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 1. С. 7-29.

15. Капра Ф., Луизи П. Л. Системный взгляд на жизнь: Целостное представление: перевод с английского. Москва: УРСС: ЛЕНАНД, 2020. 512 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 96).

16. Киреев М. Н. Правовая культура в контексте духовных ценностей русской философии / М. Н. Киреев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2018. Т. 43. № 3. С. 457-464.

17. ЛивакН. С. Педагогические технологии приобщения современной молодежи к семейным ценностям / Н. С. Ливак, А. А. Смирная, А. М. Портнягина // Образовательный вестник Сознание. 2020. Т. 22. № 11. С. 61-64.

18. Лопатецкий С. Г. Современные подходы к изучению правовой культуры / С. Г. Лопатецкий // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах, Курск, 20-21 января 2022 года / Под редакцией В. М. Кузьминой. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 350-355.

19. Минияров В. М. Формирование правовой культуры как условие преодоления правового нигилизма / В. М. Минияров, В. А. Миниярова, Т. А. Лузанова // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 193-196.

20. Муртузалиева М. А. Правовая культура студента в современных условиях / М. А. Муртузалиева, Л. П. Жукова // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4(59). С. 139-141.

21. Осипов Р. А. Деформация правосознания личности в современном российском обществе / Р. А. Осипов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 3(134). С. 44-48.

22. Основы государственной культурной политики: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52. Часть 1. Ст. 775.

23. Понукалина О. В. Культура как ресурс развития: вызовы и проблемы творческих индустрий / О. В. Понукалина // Дыльновские чтения: Материалы IV международной научно-практической конференции, Саратов, 10 февраля 2017 года. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. С. 230-234.

24. Раянов Ф. М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения: Монография / Ф. М. Раянов. Москва: Издательство «Юрлитинформ», 2015. 320 с.

25. Рязанов И. В. Правовая культура и «порядок существующего»: опыт генеалогического подхода / И. В. Рязанов // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1(82). С. 180-185.

26. Сальников В. П. Человек в системе нравственно-правовых ценностей и задача формирования суверенной философии права / В. П. Сальников, Д. В. Масленников, А. И. Морозов // Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества: Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции, посвященной Дню прав человека. В 2-х частях, Уфа, 10 декабря 2020 года / Отв. редактор Е. О. Тулупова. Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. С. 176-187.

27. Сенюшкина Т. А. Православные ценности и русская правовая культура /

Т. А. Сенюшкина // Культурологический журнал. 2017. № 4(30). С. 3.

28. Ситаров В. А. Соотношение ценностей и потребностей личности в современном обществе / В. А. Ситаров, Л. В. Романюк // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 124-130.

29. Смирнова Н. Н. Правовая культура педагога / Н. Н. Смирнова // Инновационная наука. 2019. № 9. С. 94-96.

30. Сорокина Ю. В. О взаимодействии права и культуры / Ю. В. Сорокина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 4(31). С. 71-87.

31. Суйкова О. А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых / О. А. Суйкова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4(37). С. 61-67.

32. Фабриков М. С. К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников / М. С. Фабриков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3(52). С. 81-83.

33. Фролов О. В. Проблема предупреждения правового нигилизма в профессиональной подготовке будущих менеджеров государственного управления / О. В. Фролов // Инновационная наука. 2018. № 4. С. 154-156.

34. Терещенко В. А. Особенности правового нигилизма современной Российской молодёжи / В. А. Терещенко, И. Г. Ратникова // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3(70). С. 384-386.

35. Шумкин Е. М. Правовая культура как фактор легитимности социального и правового порядка / Е. М. Шумкин // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 3. С. 466-477.

36. Craous Wolfgang. Nigilizm etidaiol. Paris, 1994. P. 9.

References

• Balakin A. V. Pravovoj nigilizm v sovremennoj Rossii / A. V Balakin // Molodoj uchenyj, 2018, № 6(192), pp. 122-123. [In Rus].

• Berman G. Dzh. Zapadnaya tradiciya prava: epoha formirovaniya // M.: Infra-M, 1998, P. 13. [In Rus].

• Bodrijyar Zh. Prozrachnost' zla. M., 2000, pp. 21-22. [In Rus].

• Bodrijyar Zh. Simulyakry i simulyacii. M., 2015, p. 207. [In Rus].

• Borisova N. V. Otechestvennaya psihologiya o duhovnyh osnovah pravosoznaniya lichnosti / N. V. Borisova // Nauka. Kul'tura. Obshchestvo, 2017, № 2, pp. 18-31.

• Bugaenko Yu. Yu. Deformacii i krizisnye yavleniya v pravovoj kul'ture sovremennogo rossijskogo obshchestva / Yu. Yu. Bugaenko // Obshchestvo i pravo, 2007, № 1(15), P. 67-74. [In Rus].

• Craous Wolfgang. Nigilizm etidaiol. Paris, 1994, p. 9.

• Danilkova M. P. Cennosti v sovremennom problemnom mire / M. P. Danilkova // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, № 2-5(62), pp. 142-145. [In Rus].

• Dudchenko L. V. Pravovaya kul'tura obshchestva i pravovaya mental'nost' lichnosti / L. V. Dudchenko // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki, 2015, № 5(68), pp. 339-342. [In Rus].

• Fabrikov M. S. K voprosu o razvitii pravovoj kul'tury starsheklassnikov / M. S. Fabrikov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2015, № 3(52), pp. 81-83. [In Rus].

• Frolov O. V. Problema preduprezhdeniya pravovogo nigilizma v professional'noj podgotovke budushchih menedzherov gosudarstvennogo upravleniya / O. V. Frolov // Innovacionnaya nauka, 2018, № 4, pp. 154-156. [In Rus].

• Glyuksman Andre. Dostoevskij na Manhettene / Andre Glyuksman; [per. s fr. V. Babinceva]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2006, 223 p. [In Rus].

• Golubihina N. V. Disfunkcii processa socializacii kak faktor deformacii pravovoj kul'tury i pravovogo soznaniya / N. V. Golubihina // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2020, № 12-1, pp. 13-16. [In Rus].

• Ibragimova Z. N. Pravovaya kul'tura pravoprimenitelya / Z. N. Ibragimova, A. S. Borisov // Vek kachestva, 2020, № 3, pp. 148-156. [In Rus].

• Ivanova E. A. Tekhnologiya «social'no-pedagogicheskaya advokaciya» kak sredstvo preduprezhdeniya i preodoleniya pravovogo nigilizma u starsheklassnikov / E. A. Ivanova // Zhiznennye traektorii lichnosti v sovremennom mire: social'nyj i individual'nyj kontekst: Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kostroma, 22-23 aprelya 2021 goda / Sost. T. E. Korovkina, otv. redaktory T. N. Adeeva, S. A. Hazova. Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, 2021, pp. 377-380. [In Rus].

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Aksiologicheskij krizis v sovremennom mire: najti vy'xod // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2022. T.1, № 1. P. 7-29. [In Rus].

• Kapra F., Luizi P. L. Sistemnyj vzglyad na zhizn': Celostnoe predstavlenie: perevod s anglijskogo. Moskva: URSS: LENAND, 2020, 512 p. (Sinergetika: ot proshlogo k budushchemu. № 96). [In Rus].

• Kireev M. N. Pravovaya kul'tura v kontekste duhovnyh cennostej russkoj filosofii / M. N. Kireev // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo, 2018, T. 43, № 3, pp. 457-464. [In Rus].

• Livak N. S. Pedagogicheskie tekhnologii priobshcheniya sovremennoj molodezhi k semejnym cennostyam / N. S. Livak, A. A. Smirnaya, A. M. Portnyagina // Obrazovatel'nyj vestnik Soznanie, 2020, T. 22, № 11, pp. 61-64. [In Rus].

• Lopateckij S. G. Sovremennye podhody k izucheniyu pravovoj kul'tury / S. G. Lopateckij // Problemy razvitiya sovremennogo obshchestva: Sbornik nauchnyh statej 7-j Vserossijskoj nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 5-ti tomah, Kursk, 20-21 yanvarya 2022 goda / Pod redakciej V. M. Kuz'minoj. Kursk: Yugo-Zapadnyj gosudarstvennyj universitet, 2022, pp. 350-355. [In Rus].

• Miniyarov V. M. Formirovanie pravovoj kul'tury kak uslovie preodoleniya pravovogo nigilizma / V. M. Miniyarov, V. A. Miniyarova, T. A. Luzanova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, № 68-1, pp. 193-196. [In Rus].

• Murtuzalieva M. A. Pravovaya kul'tura studenta v sovremennyh usloviyah / M. A. Murtuzalieva, L. P. Zhukova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016, № 4(59), pp. 139-141. [In Rus].

• OsipovR. A. Deformaciya pravosoznaniya lichnosti v sovremennom rossijskom obshchestve / R. A. Osipov // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2020, № 3(134), pp. 44-48. [In Rus].

• Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki: utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 52. Chast' 1. St. 775. [In Rus].

• Ponukalina O. V. Kul'tura kak resurs razvitiya: vyzovy i problemy tvorcheskih industrij / O. V. Ponukalina // Dyl'novskie chteniya: Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Saratov, 10 fevralya 2017 goda. Saratov: Izdatel'stvo \»Saratovskij istochnik\», 2017, pp. 230-234. [In Rus].

• Rayanov F. M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniya i sootnosheniya: Monografiya / F. M. Rayanov. Moskva: Izdatel'stvo \»Yurlitinform\», 2015, 320 p. [In Rus].

• Ryazanov I. V. Pravovaya kul'tura i \»poryadok sushchestvuyushchego\»: opyt genealogicheskogo podhoda / I. V. Ryazanov // Vestnik Prikamskogo social'nogo instituta, 2019, № 1(82), pp. 180-185. [In Rus].

• Sal'nikov V. P. Chelovek v sisteme nravstvenno-pravovyh cennostej i zadacha formirovaniya suverennoj filosofii prava / V. P. Sal'nikov, D. V. Maslennikov, A. I. Morozov // Prava cheloveka v dialoge gosudarstvennoj vlasti i grazhdanskogo obshchestva: Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno- prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu prav

cheloveka. V 2-h chastyah, Ufa, 10 dekabrya 2020 goda / Otv. redaktor E. O. Tulupova. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj universitet, 2020, pp. 176-187. [In Rus].

• Senyushkina T. A. Pravoslavnye cennosti i russkaya pravovaya kul'tura / T. A. Senyushkina // Kul'turologicheskij zhurnal, 2017, № 4(30), p. 3. [In Rus].

• Shumkin E. M. Pravovaya kul'tura kak faktor legitimnosti social'nogo i pravovogo poryadka / E. M. Shumkin // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya, 2021, № 3, pp. 466-477. [In Rus].

• Sitarov V. A. Sootnoshenie cennostej i potrebnostej lichnosti v sovremennom obshchestve / V. A. Sitarov, L. V. Romanyuk // Znanie. Ponimanie. Umenie, 2016, № 4, pp. 124-130. [In Rus].

• Smirnova N. N. Pravovaya kul'tura pedagoga / N. N. Smirnova // Innovacionnaya nauka, 2019, № 9, pp. 94-96. [In Rus].

• Sorokina Yu.V. O vzaimodejstvii prava i kul'tury / Yu. V Sorokina // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo, 2017, № 4(31), pp. 71-87. [In Rus].

• Sujkova O. A. Andragogicheskie principy v realizacii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh / O. A. Sujkova // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2018, № 4(37), pp. 61-67. [In Rus].

• Tereshchenko V. A. Osobennosti pravovogo nigilizma sovremennoj Rossijskoj molodyozhi / V. A. Tereshchenko, I. G. Ratnikova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2018, № 3(70), pp. 384-386. [In Rus].

• Zahovaeva A. G. Smysl i bessmyslica ekzistencial'nogo syurrealizma Sal'vadora Dali i Rene Magritta v ponimanii cheloveka / A. G. Zahovaeva // Cennosti i smysly, 2021, № 4(74), pp. 28-37. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 06.03.2023.

The article was submitted 26.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 0603.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.