Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СВФУ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СВФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / AXIOLOGICAL ASPECTS / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL THINKING / GREENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова О.Г., Чжан Т.Р., Попов В.Ф.

В статье рассматривается актуальная проблема современности и государственной политики - экологическое образование на основе анализа нормативных документов, учебных пособий и научных работ, а также педагогического наблюдения за процессом экологизации образования на геологоразведочном факультете Северо-Восточного федерального университета. На его примере показана необходимость рассмотрения аксиологических ориентиров развития экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры и мышления. Экологизация геологического образования в Якутии началась по инициативе профессора Толстихина О.Н. с середины 80-х годов. Большое внимание уделяется экологическому воспитанию студентов, в том числе через культуру аборигенных северных народов. Значимой частью воспитательного процесса является личный пример и отношение преподавателей к окружающей среде. Значительную роль играет научно-исследовательская работа студентов экологической направленности. Формирование экологической культуры имеет ценность как нравственный гарант экологического благополучия Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECTS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF GEOLOGY AND SURVEY NEFU

The article treats the actual problem of the modern period and state policy - the formation of environmental education. Based on the analysis of regulatory documents, textbooks and scientific papers, also as pedagogical observation of the ecological education process in the geological exploration faculty at the North-Eastern Federal University, it illustrates the need to consider axiological guidelines for the development of environmental education and upbringing, the formation of ecological culture and thinking. The ecology of geological education in Yakutia was initiated by Professor Tolstikhin O.N. since the mid-80s. A lot of attention has been given to the students' environmental education, including through the culture of indigenous northern peoples. The important part of the educational process is personal examples and teacher attitudes towards the environment. The significant role is played to students' environmental research work. The formation of ecological culture has value as a moral guarantor of Yakutian ecological well-being.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ СВФУ»

УДК 378.1:502(571.56-25)

Аксиологические аспекты экологического образования на геологоразведочном факультете СВФУ

Axiological aspects of environmental education at the department of Geology and Survey NEFU

Третьякова О.Г., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, devolya@rambler. ru

Чжан Т.Р., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, tashachzhan@yandex.ru

Попов В.Ф., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, pvf_grf@mail.ru

Tretyakova O., Northeast Federal University. M.K. Ammosova, devolya@rambler.ru Zhang T., Northeast Federal University. M.K. Ammosova, tashachzhan@yandex.ru Popov V., Northeast Federal University. M.K. Ammosova, pvf_grf@rambler.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.013

Ключевые слова: экологическое образование, аксиологические аспекты, экологическая культура, экологическое мышление, экологизация.

Keywords: environmental education, axiological aspects, ecological culture, environmental thinking, greening.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современности и государственной политики - экологическое образование на основе анализа нормативных документов, учебных пособий и научных работ, а также педагогического наблюдения за процессом экологизации образования на геологоразведочном факультете Северо-Восточного федерального университета. На его примере показана необходимость рассмотрения аксиологических ориентиров развития экологического образования и воспитания, формирования экологической культуры и мышления. Экологизация геологического образования в Якутии началась по инициативе профессора Толстихина О.Н. с середины 80-х годов. Большое внимание уделяется экологическому воспитанию студентов, в том числе через культуру аборигенных северных народов. Значимой частью воспитательного процесса является личный пример и отношение преподавателей к окружающей среде. Значительную роль играет научно-исследовательская работа студентов экологической направленности. Формирование экологической культуры имеет ценность как нравственный гарант экологического благополучия Якутии.

Abstract. The article treats the actual problem of the modern period and state policy - the formation of environmental education. Based on the analysis of regulatory documents, textbooks and scientific papers, also as pedagogical observation of the ecological education process in the geological exploration faculty at the North-Eastern Federal University, it illustrates the need to consider axiological guidelines for the development of environmental education and upbringing, the formation of ecological culture and thinking. The ecology of geological education in Yakutia was initiated by Professor Tolstikhin O.N. since the mid-80s. A lot of attention has been given to the students' environmental education, including through the culture of indigenous northern peoples. The important part of the educational process is personal examples and teacher attitudes towards the environment. The significant role is played to students' environmental research work. The formation of ecological culture has value as a moral guarantor of Yakutian ecological well-being.

Введение. Не прекращающаяся последние десятилетия реформа системы высшего образования в Российской Федерации имеет аксиологический характер, что связано со сменой парадигм общества и конфликтом разных систем ценностей. ХХ век привел к колоссальным изменениям в мировоззрении, культуре, науке, технике, экономике и политике. В XXI веке происходят их глобализация и ускорение на фоне усиливающегося экологического кризиса,

который является кризисом ценностей технократической цивилизации, ее

мировоззренческой и культурной парадигм. При этом осознание человечеством глобальных экологических проблем пришло только в конце ХХ века, об этом свидетельствует одно из ключевых событий того времени в данном контексте - конференция ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 году [9]. С тех пор экология как наука

переживает колоссальное - взрывоподобное развитие, сопоставимое, разве что, с не менее бурно развивающейся информатикой. Ее идеи всемерно проникают в другие научные дисциплины, внедряются в общественное сознание и жизнедеятельность, в том числе и через экологизацию образования. В этом контексте широкое распространение получает и экологизация образования.

Материалы и методы. Проблема аксиологии экологического образования потребовала обращения к официальным и нормативным документам, научной литературе, учебным и методическим пособиям по теме исследования. Авторами использованы взаимодополняющие методы теоретического анализа в сфере философии, социологии и педагогики. С точки зрения аксиологических аспектов были применены метод педагогического наблюдения и ретроспективный анализ экологического образования и воспитания на геологоразведочном факультете СВФУ, в том числе личного педагогического опыта авторов.

Результат. Как отмечается исследователями «взаимодействие человека и природы имеет два диалектически взаимосвязанных начала: материально-практическое и духовное. Духовное освоение природы определяется не только постоянным ростом знаний о природных закономерностях, но и изменением культурных координат в той или иной эпохе. Именно культура вырабатывает, хранит и транслирует социально принятые ценностные установки, определяющие цели человеческой деятельности, потому и видение природы происходит через призму этих ценностей» [9]. Современным императивом становится понимание культуры через экологический аспект - коэволюцию человека и природы, в отличие от прежнего их противопоставления или покорения человеком природы [12]. Здесь понятие «культура» не только характеризует человека как «творца материальных и духовных ценностей, но и определяет сам способ его созидательной деятельности. Благодаря энергии человеческой культуры человек, в общем-то, и стал существенной геологической силой на Земле» [9]. Он должен будет сознательно и целенаправленно обеспечивать стабильность и сохранение основных равновесий биосферы, и это требует организованности и единства человечества в его многообразии. Это преобразование культуры имеет аксиологический характер, так как требует изменения системы ценностей общества, ее выстраивания вокруг парадигмы экоцентризма. Однако в современной экологии не выработано

единого подхода к решению основополагающей проблемы - проблемы взаимоотношений Биосферы и Человечества. Несомненно, этот процесс требует преодоления всех видов разобщенности людей при безусловном исключении из практики международных отношений военных конфликтов.

Гуманизм экологической культуры исходит из учета реальных возможностей биосферы по обеспечению человеческих условий жизни для всех жителей планеты Земля. Ее формирование связано со сложным, многоаспектным, длительным процессом утверждения в образе мышления, чувств и поведении людей личностных и социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил и привычек, соответствующих современному экологическому императиву [6;9;10;14]. Все это возможно только через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, имеющего нормативно-правовое, научно-методическое, организационное и материальное обеспечение. Экологическая доктрина Российской Федерации

предусматривает включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий, а «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 апреля 2017 года [7] предполагает развитие системы экологического образования и просвещения. Современное экологическое образование в России должно быть всеобщим и непрерывным процессом, опирающимся на принципы системности, комплексности и

междисциплинарности, а также региональной приуроченности и практической направленности [2;3;15]. Его аксиологические основания [4] также связаны с морально-нравственным,

психологическим и физическим здоровьем обучающихся, как следствие и, одновременно, является причиной экологического состояния, образа жизни, сложившейся социальной обстановки. Это направление может быть основано на верованиях, традициях, культуре, экологическом и духовном наследии всех регионов и жителей многонациональной России. В настоящее время на федеральном уровне все еще не сформировалась единая система экологического образования. А тем временем, в большинстве субъектов РФ приняты нормативные акты касательно вопросов экологического образования, и в десяти субъектах действуют законы об экологическом

образовании. Новгородская область такой закон приняла в 2019 году.

Республика Саха (Якутия) одна из первых еще в 2005 году приняла закон об экологическом образовании и просвещении [1]. Данный закон определяет экологическое образование как непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного экологического поведения людей. Важным моментом в законе являются пункты обеспечения приоритета экологических знаний в системе образования и ценности эколого-педагогического опыта коренных народов Республики Саха (Якутия), а также необходимость его использования.

Якутия расположена на северо-востоке Сибири. Почти половина площади республики находится за Полярным кругом. Природа Севера характеризуется своей ранимостью. Республика хорошо известна своими значительными минерально-сырьевыми ресурсами, поэтому ведущим сектором экономики является, и еще долгие годы будет являться добывающая промышленность [11], которая с начала XXI века развивается значительными темпами.

Современное общество одним из основных требований к работе горнодобывающих компаний предъявляет минимизацию негативного влияния производства на окружающую среду [11]. В то же время одной из экологических проблем является проблема ликвидации нанесенного ущерба за прошлые годы, как правило, в районах горной добычи, например, заброшенные хвостохранилища, населенные пункты и фабрики. Таким образом, здесь можно рассмотреть, как аксиология поглощается онтологией, какие при этом ценности будут преимущественными: экономики или экологии.

Учитывая экологические вызовы

современности, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.05.02 «Прикладная геология» (уровень специалитета), утвержденный 12 мая 2016 года [13], требует от выпускников уметь оценивать экологическое состояние горно-промышленных районов недропользования. Для этого инженер-геолог должен быть готов решать задачи:

- обработки, анализа и систематизации эколого-геологической информации;

- осуществления мероприятий по защите окружающей среды на всех стадиях производства;

- экологического картирования территорий;

- экологической оценки объектов полезных ископаемых;

- экспертизы научно-исследовательских и проектных работ в области геолого-промышленной экологии объектов полезных ископаемых;

- проведения научно-исследовательских работ в области геолого-промышленной экологии.

Согласно стандарту выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- готовностью применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды;

- способностью осуществлять экологическую экспертизу проектов, составлять экологический паспорт, оценивать, предотвращать экологический ущерб на производственных объектах и ликвидировать его последствия.

Ценность геологических знаний заключается в том, что они в целом являются основой для экологических представлений и знаний. В частности, каждый геолог должен знать биосферы давно минувших эпох, какой была атмосфера, которой дышали динозавры, и почему, и когда происходило вымирание видов. Неудивительно, что термин «биосфера» был предложен в 1875 году австрийским геологом Эдуардом Зюссом, а целостное учение о биосфере создал геолог Владимир Иванович Вернадский. В середине 90-х годов ХХ века сформировалась новая научная дисциплина в геологии -экологическая геология, которая изучает экологические функции литосферы,

определяющие и отражающие ее роль и значение в жизнеобеспечении биоты и человеческого сообщества.

На геологоразведочном факультете СВФУ (ранее ЯГУ) экологизация образования началась по инициативе профессора Октавия Несторовича Толстихина с середины 80-х годов. В начале 90-х годов на факультете была подготовлена программа ЭКОРС [17] (от экология республики Саха), которая впоследствии легла в основу экологической политики республики и многих экологических нормативных актов, а также в систему экологического мониторинга РС(Я). В 2000 году вышло электронное учебное пособие «Общая экология», в 2013 году было издано учебное пособие «Экология» В.Ф. Попова и О.Н. Толстихина [9].

Большинство предметов геологического цикла, в той или иной степени, необходимы для формирования экологических знаний. Тем не менее, непосредственное экологическое образование геологов по специализации «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» обеспечивается дисциплинами «Введение в профессию», «Геоэкология», «Тематическое

картографирование и технологии ГИС», «Геохимия техногенеза», «Криогеоэкология», «Инженерная экология Севера».

Ряд курсов акцентирует внимание не только на экологию, но также охватывает региональные и культурологические основы, вытекающие из традиционного природопользования народов, населяющих арктические и субарктические территории азиатской части России. Касаются они также и современных проблем экологии человека, рассмотренных на фоне широкого спектра экологических ситуаций локального, регионального и глобального уровней. Основное требование к формированию курсов - системный подход к анализу всех проблем и вопросов экологии и состояния природной среды при условии, что человек и общество постоянно рассматриваются как центральные компоненты системы «Человек и его окружение».

Сегодня должное внимание уделяется экологическому воспитанию студентов. Наиболее яркими моментами учебного процесса являются учебные полевые практики, где студенты непосредственно на природе видят, прежде всего, отношение преподавателей к окружающей среде, их пример [8]. Следует отметить важность экологического воспитания, заложенного в школьный период, которому в Якутии уделяется значительное внимание, в том числе через культуру аборигенных северных народов. В каждой учебной группе студентов есть представители субарктических районов Якутии; они не только адаптированы к суровым условиям Севера, но и являются носителями этой культуры [16]. В общении и через призму взглядов преподавателя формируется отношение студентов к природе. Так образование выполняет свою культурную функцию [5] посредника между студентом и духовным наследием общества.

С одной стороны, необходимо обеспечить студентов знаниями, на основе которых они смогут осуществлять свою профессиональную деятельность, а с другой, формировать экологическое мышление, под которым понимается состояние человеческого познания и нравственности, обеспечивающие возможность приоритетного выбора оптимальных в

экологическом отношении решений и действий. Только так при суперпозиции профессиональных и экологических знаний возможно принятие решений с учетом экологических факторов. Таким образом, экологическое мышление опирается на научные знания и морально-ценностную ориентацию на сохранение природы, на экологическое мировоззрение.

Геологоразведочный факультет участвовал в научных исследованиях практически по всем крупным народохозяйственным объектам Якутии, прежде всего горнопромышленным, для многих из них проводились работы экологической направленности, в частности, для территорий Эльгинского угольного

месторождения, Чаяндинского

нефтегазоконденсатного месторождения,

месторождений алмазов, золота и других полезных ископаемых. Конечно, результаты этих работ используются в учебном процессе, а студенты непосредственно к ним привлекаются, в том числе в рамках производственных практик и НИРС. Результаты исследований докладываются студентами на конференциях разного уровня, но прежде всего «домашней» ежегодной конференции СВФУ на традиционной секции «Гидрогеология, инженерная геология, геокриология и геоэкология». Ежегодно защищаются несколько выпускных

квалификационных работ экологической направленности. Среди выпускников уже немало тех, кто успешно работает в области охраны природы.

Несомненно, результатом экологического образования, воспитания и просвещения и главной ее ценностью является человек -выпускник, профессионал, обладающий экологическим мышлением и культурой, их ценность, в свою очередь, определяется значимостью для субъекта и закрепляется жизненным опытом.

Заключение. Целостность и устойчивость ценностей, подтверждаемые принципами поведения (в частности - мыслить глобально, действовать локально), характеризуют зрелость человека и общества. Только в этом случае будут возможны выполнение условий экологического императива и надежда на будущее человечества. Обращение к аксиологическим аспектам экологического образования определяется объективными требованиями экологического императива, который в условиях ранимой и суровой природы Севера проявляется отчетливее. Результаты исследования показали

необходимость ценностного осмысления различных сторон экологического образования

для обеспечения его содержания, коррекции его системной концепции, мотивации

образовательного процесса. Формирование экологической культуры в ходе экологического

образования и воспитания является процессом, имеющим аксиологический характер, являющийся нравственным гарантом

экологического благополучия цивилизации.

Литература:

1. Закон республики Саха (Якутия) от 27 января 2005 года «Об экологическом образовании и просвещении» (с изменениями и дополнениями). -Якутск, 2014.

2. Лосева О.А. Экологическое образование: сущность и перспективы развития / О.А. Лосева // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2011. - № 4(19). - С. 198-208.

3. Назаренко А.В., Астраханцева И.В. Модель нового экологического образования / А.В. Назаренко, И.В. Астраханцева // Поволжский педагогический поиск. - 2019. - № 2(28). - С. 80-87.

4. Назаренко А.В., Фунина Е.Е. Усвоение ценностей в экологической сфере - ведущее условие формирования экологического мышления / А.В. Назаренко, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - № 1. -С. 125-130.

5. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования / А.А. Ниязова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-3. - С. 630-634.

6. Новикова О.А. Формирование экологического мышления в современной образовательной системе / О.А. Новикова // Философия образования. - 2009. - № 1(26). - С. 205-213.

7. О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. -Москва, 2017.

8. Попов В.Ф. Роль и место полевых учебных практик при обучении студентов-геологов / В.Ф. Попов, О.А. Поморцев, В.Р. Филиппов, С.С. Рожин, А.А. Поморцева, В.Н. Кондакова // Успехи гуманитарных наук. - 2019. - № 7. - С. 8-12.

9. Попов В.Ф., Толстихин О.Н. Экология: учебное пособие / В.Ф. Попов, О.Н. Толстихин. -Якутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - 308 с.

10. Солтахмадова Л.Т. Формирование экологического мышления личности / Л.Т. Солтахмадова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-5. - С. 209215.

11. Стратегия социально-экономического развития республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года. - Якутск, 2018.

12. Ткаченко Ю.Л., Комиссарова М.В., Щербакова И.С. Экологическая культура общества и пути ее формирования / Ю.Л. Ткаченко, М.В. Комиссарова, И.С. Щербакова // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 4. - С. 125131.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.05.02 Прикладная геология (уровень специалитета). - Москва, 2016.

14. Формирование экологического мышления у выпускников ВУЗа - будущих специалистов и руководителей / Российский технологический журнал. - 2017. - Том 5. - № 4(18). - С. 77-84.

15. Хруцкий К.С., Москвина Л.А. О необходимости экологизации современного образования / К.С. Хруцкий, Л.А. Москвина. - 2015. -№ 3-1 (86). - С. 20-22.

16. Чеурин Г.С. «Северный» вариант экологического воспитания / Г.С. Чеурин // Горизонты цивилизации. - 2013. - № 4. - С. 235-241.

17. Экологическая программа ЭКОРС / А.М. Леонов, О.Н.Толстихин, Ю.И. Трофимцев. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 87 с.

References:

1. The law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated January 27, 2005 "On environmental education and enlightenment" (as amended). - Yakutsk, 2014.

2. Loseva O.A. Environmental education: essence and development prospects / O.A. Loseva // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. - 2011. - № 4 (19). - P. 198-208.

3. Nazarenko A.V., Astrakhantseva I.V. Model of a new environmental education / A.V. Nazarenko, I.V. Astrakhantseva // Volga pedagogical search. - 2019. - № 2 (28). - P. 80-87.

4. Nazarenko A.V., Funin E.E. The assimilation of values in the environmental sphere is the leading condition for the formation of environmental thinking / A.V. Nazarenko, E.E. Funin // Pedagogical-psychological and

biomedical problems of physical education and sport. -2015. - Volume 10. - № 1. - P. 125-130.

5. Niyazova A.A. Formation of ecological culture of a student as a component of professional education / A.A. Niyazova // Fundamental research. - 2012. - № 9-3. - P. 630-634.

6. Novikova O.A. Formation of ecological thinking in the modern educational system / O.A. Novikova // Philosophy of Education. - 2009. - № 1 (26). - P. 205-213.

7. On the environmental safety strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. - Moscow, 2017.

8. Popov V.F. The role and place of field training practices in the training of student geologists / V.F. Popov, O.A. Pomortsev, V.R. Filippov, S.S. Rozhin, A.A. Pomortseva, V.N. Kondakova // Successes in the humanities. - 2019. - № 7. - P. 8-12.

9. Popov V.F., Tolstikhin O.N. Ecology: textbook / V.F. Popov, O.N. Tolstikhin. - Yakutsk: Publishing house of BSUEP, 2013. - 308 p.

10. Soltakhmadova L.T. Formation of ecological thinking of a person / L.T. Soltakhmadova // Problems of modern pedagogical education. - 2016. - № 53-5. - P. 209215.

11. The strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a targeted vision until 2050. - Yakutsk, 2018.

12. Tkachenko Yu.L., Komissarova M.V., Scherbakova I.S. Ecological culture of society and the ways of its formation / Yu.L. Tkachenko, M.V. Komissarova, I.S. Shcherbakova // Society: philosophy, history, culture. -2018. - № 4. - P. 125-131.

13. The federal state educational standard of higher education in the field of training 05.21.02 Applied geology (specialty level). - Moscow, 2016.

14. The formation of environmental thinking among graduates of the university - future specialists and managers / Russian Technology Journal. - 2017. - Volume 5. - № 4 (18). - P. 77-84.

15. Khrutsky K.S., Moskvina L.A. On the need for greening modern education / K.S. Khrutsky, L.A. Moskvina. - 2015. - № 3-1 (86). - P. 20-22.

16. Cheurin G.S. "Northern" version of environmental education / G. S. Cheurin // Horizons of Civilization. - 2013. - № 4. - P. 235-241.

17. Ecological program ECORS / A.M. Leonov, O.N. Tolstikhin, Yu.I. Trofimtsev. - Yakutsk: Publishing House of YSU, 1993. - 87 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.