Научная статья на тему 'Аксиологическая компонента социальной деятельности как фактор позитивной трансформации общества'

Аксиологическая компонента социальной деятельности как фактор позитивной трансформации общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ТРАНСФОРМИРУЮЩИЙСЯ СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Личман Ирина Дмитриевна

В статье утверждается, что исследование аксиологического аспекта социальной деятельности возможно только на основе трансдисциплинарной методологии. Рассматривается вопрос об анализе подходов и интерпретаций и признании феномена «человекоразмерности» в качестве приоритетного ценностного критерия социальных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая компонента социальной деятельности как фактор позитивной трансформации общества»

Рис. 15.

Удивительно, что на первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптурке высотой 2-10 см не пропущено ни одной сколько-нибудь важной детали. Все передано очень точно и выразительно. Еще больше привлекает зрителя неподражаемая живость, сочный юмор, богатейшая фантазия в композиционном, пластическом и эмоциональном решении каждого произведения. С художественной точки зрения нэцке - искусство, которое на базе развития японской скульптуры выработало в высшей степени своеобразный пластический язык, а с точки зрения истории культуры сюжеты нэцке выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений. Изучая и рассматривая эту миниатюрную скульптуру, мы понимаем, что в ней сочетается практичность японцев и их любовь к эстетике, мастера того времени очень точно выбирают материал, виртуозны в его обработке, они улавливают и могут показать красоту линии, пластичность, движение и вкладывают в эту красоту свою душу. Словом, нэцке отражает в себе жизнь и философию Японии XVII-XIX веков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Успенский М.В. - «Нэцке» - издательство «Искусство», 1986 г. - 266 с.

2. Каневская Н. - альбом «Нэцке» - «Изобразительное искусство» Москва, №11, №13, 1984 г.- 30 с.

3. Николаева Н. С. Декоративное искусство Японии. М., «Искусство», 1972 г. -174 с.

4. Нэцке и японская гравюра из собрания С. П. Варшавского. Каталог выставки. Л., «Искусство», 1983- 77с.

5. Нэцкэ. Серия «Мастера и шедевры». Сост. Афонькин С. Ю. СПб., Бестиарий, 2007 г. -320 с.

Т.Д. Скуднова, И.Д. Личман

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

«Философия сродни сове Минервы - богини мудрости: она вылетает лишь в сумерки, когда неясен путь, когда смутны очертания сущего»

Г. Гегель

Аннотация. В статье утверждается, что исследование аксиологического аспекта социальной деятельности возможно только на основе трансдисциплинарной методологии. Рассматривается вопрос об анализе подходов и интерпретаций и признании феномена «человекоразмерности» в качестве приоритетного ценностного критерия социальных трансформаций.

Ключевые слова: аксиология, трансформирующийся социум, социальная деятельность, социальная рефлексия, общечеловеческие ценности, человеческий капитал.

T.D. Skudnova, I.D. Lichman

AXIOLOGICAL COMPONENT OF SOCIAL ACTIVITIES AS A FACTOR IN POSITIVE TRANSFORMATION OF SOCIETY

«Philosophy is akin to the owl of Minerva (the goddess of wisdom) that begins its flight only with the coming of the dusk, when the path is uncertain, when the outlines of things are vague».

G. Hegel

Abstract. The article states that the study of axiological aspect of social activity can be based only on transdisciplinary methodologies. It considers the analysis of approaches and interpretations as well asthe recognition of the phenomenon of «chelovekorazmernost» as a priority value criterion of social transformations.

Key words: axiology, transforming society, social activity, social reflection, human values, human capital.

В условиях обострения глобальных проблем, углубления экологического, демографического, антропологического кризиса человек оказался в сложной ситуации выбора будущего пути развития. В этих условиях актуализируются парадигмальные сдвиги в понимании функций социальной деятельности, ее сущности, места и роли человека в ней. Актуальными в науке становятся такие синергетические категории как порядок и хаос, нелинейность, бифуркация, что приводит современную науку в целом и социальную философию в частности, к переоценке проблем развития современного общества через призму социальной деятельности самого человека на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, а также к поиску новых методологических ориентиров, способных осмыслить деятельность человека в направлении развития социума и преобразований в нем. Прогрессивное развитие и укрепление современного общества оказывается невозможным без кардинальных социально-культурных и антропологических трансформаций, основанных на философии гуманизма. Решение такой задачи требует признания человека высшей ценностью, а высшей целью социальной деятельности - неуклонное повышение качества жизни, создания оптимальных условий для гармоничной самореализации индивида, признание каждого не средством, а целью общественной практики, полномочным субъектом социальной деятельности. Гуманизм акцентирует проблемы общечеловеческих ценностей, интенции на человеческую свободу, индивидуальную самобытность, целеполагание, смысложизненные ориентации, что обостряет актуальность исследования аксиологических аспектов социальной деятельности. Данная экзистенциальная стратегия реалистична и особо актуальна в ситуации кризисных трансформационных процессов в обществе, когда человек оказался один на один с самим собой и своими проблемами, переживаниями, смыслами. Введение в 1991 году в России института социальной работы как феномена цивилизационного мира, стремящегося из хаоса к порядку, к преодолению рисков трансформирующегося общества, аномии и маргинальности, побуждает нас обратиться к истории и теории социальной деятельности, рассмотрению социальных проблем с междисциплинарных позиций. Современное общество характеризуется динамической изменчивостью ранее устойчивой общественной жизни. Можно утверждать, что основной его чертой является сверхдинамизм социальной жизни, проявляющийся в неуклонном ускорении всех общественных процессов.

Изменчивость традиционно устойчивых форм социальных процессов в современном мире для многих стран, в том числе и для современной России, в значительной степени связана с трансформацией всех сторон общественной жизни. Трансформационные процессы связаны с реализацией социальных проектов, внедрением инновационных перспективных технологий и др. Это, связано, по мнению исследователей, с дефицитом «социальности» и требует всестороннего осмысления векторов развития социальных процессов и выявления их ценностных и социокультурных оснований [ 5].

Современная социокультурная ситуация характеризуется существенными изменениями всех сфер общественной жизни: политической, экономической и духовно-нравственной. Социокультурная динамика связана не только с ускорением социальных процессов, но и с их существенной содержательной трансформацией. Социальная деятельность в современном обществе в силу глобальных трансформаций, в известной степени утратила свое ценностно-нравственное и гуманистическое содержание. Это выражается в той или иной степени в углублении кризиса современной культуры, образования и ценностных оснований нашей жизни, а также в кризисе социального бытия человека. В современном обществе требуется новое видение мира и изменение отношения к нему, к культуре, природе, социуму. Это неразрывно связано с развитием ценностного самосознания всего общества и каждого отдельного гражданина.

Все указанные трансформационные социокультурные процессы происходят на фоне глобализации и перехода современного общества в совершенно новую фазу своего развития - в фазу информационного общества, в которой формирующаяся экономика знаний требует значительного роста ценностного самосознания социальных субъектов. Это касается не только отдельных личностей, но и самосознания массовых социальных групп и всего человечества в целом. Все это требует развития способностей социальной рефлексии, выработки определенной социальной и жизненной позиции, а также развития форм адаптации к этим переменам, современных форм социальной активности. С точки зрения социальной философии, рефлексия присуща не только отдельному индивиду: она проявляется и на уровне группового и массового общественного сознания и выражается в социальном стереотипе, в индивидуальном и групповом поведении, основанном на повседневных социальных практиках, в социальных конструктах, базирующихся на общих социальных практиках.

Все проблемы социальной сферы по своему характеру и содержанию носят прежде всего социально-философский характер. Философская рефлексия ценностных компонентов социальной деятельности необходима, в первую очередь, в силу того, что многоплановость и неоднозначность дефиниций социальной деятельности, идущая от многообразия ракурсов, избираемых зарубежными и отечественными учеными, создает логико-семантическую проблему категориального аппарата исследуемого феномена, решение которой, в

свою очередь, детерминировано общей методологией и концептуально-философскими соображениями. Через социальную деятельность человек, утрачивая частичность, проявляет себя как целостное, универсальное существо, самосозидающее и преобразующее себя и окружающий мир. Многие отечественные и зарубежные ученые едины во мнении, что наступила эра «антропологического ренессанса», когда человекоразмер-ность (В.С. Степин) становится главным критерием деятельности [8]. Характерное для постнеклассической науки внимание к «человекоразмерным» объектам требует обновленной рефлективной концепции - всеобщей теории человеческого действия как целостной парадигмы гуманизации отношений и очеловечивания мира. Антропологический поворот в метасознании и миропонимании означает концептуализацию социальной деятельности. При этом центральной проблемой остается вопрос социальной адаптации, выживания в новых условиях. Все это актуализирует проблему исследования аксиологической компоненты социальной деятельности в условиях трансформирующегося общества. Важность аксиологической компоненты социальной деятельности демонстрируют ее функции: основополагающую, смыслообразующую, структурообразующую, системообразующую, целеполагающую, праксеологическую, футурологическую.

Актуальность исследования обусловлена также потребностями развития социально-философского знания. С методологических позиций проблемы социальной работы с человеком, ее влияния на личность и общество в новых экономических условиях развития современного общества рассматриваются редко; исследования в этой сфере до сих пор носят фрагментарный характер, вследствие чего такой сложный, масштабный и многогранный вид деятельности общества остается вне предметного поля социальной философии. Таким образом, проблемная ситуация, на разрешение которой направлено наше диссертационное исследование, заключается в противоречии между необходимостью перехода от фрагментарных предметных исследований социальной деятельности, с одной стороны, и отсутствием целостного и последовательного социально-философского ее анализа, адекватного современным потребностям общественного развития, с другой. Поэтому важной социально-философской проблемой остается трансдисциплинарное исследование социальной деятельности в аксиологическом ее измерении, и на этой основе определение степени ее влияния на функционирование и развитие человека и общества. Это также подтверждает научную и социально -практическую актуальность данного диссертационного исследования.

Метатеоретической основой изучения социальной деятельности выступает многомерное диалектическое сочетание основных положений, принципов и идей социальной философии, социологии, культурологии, философской и психологической антропологии. В рамках социально-философской проблематики социальная деятельность рассматривается с позиций взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненных ориентиров человека, его места в мире, культуре и истории; социального, духовного и экологического состояния планеты; тенденций и перспектив развития цивилизации; защиты гуманистических ценностей и идеалов в современном обществе. В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы. При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения и житейские знания. В этой связи актуализируется проблема трансдисциплинарности научных исследований, опирающихся на достигнутый уровень и синтез как человековедческих знаний, так и достижений в области изучения современного социума. Кроме того, социально-философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной деятельности, основанную на осознании человеком своих убеждений и ценностных ориентаций, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, понимании сложности трансформаций своего времени, эмоционально-ценностном отношении к другим людям, переживании своей сопричастности к миру и трансцендентности бытию.

Вторая половина XX века в науке характеризуется не только появлением фундаментальных социологических теорий и классических парадигм (П. Сорокин, М. Вебер, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм и др.), связанных не только с глубокой трансформацией общества на цивилизационном уровне, но и активной разработкой новых концепций. Они помогли синтезировать методологический, теоретический и эмпирический уровни научного знания и способствовали появлению феноменологии ценностей, сложившейся на основе идей Эдмунда Гуссерля (1859-1938) и развиваемых его последователями применительно к культурным процессам (М. Шелером, Н. Гартманом, Р. Оттом, Э. Штейном). Феноменологический метод Гуссерля стал своего рода ключом к утверждению особого статуса ценностного сознания, позволил проникнуть в суть экзистенциальных переживаний, составляющих стержень аксиологической проблематики. Особую роль в исследовании ценностной природы сознания сыграли работы гениального ученика Гуссерля Макса Шелера (1875-1928). Ценности, по мнению Шелера, отделены от действительного мира и относятся к разряду идеальных сущностей, которые становятся действительными в добрых поступках. Поэтому нельзя сводить ценности к вещности или предметности. Подлинное ценностное сознание означает способность отказа от культуры полезности, культуры потребления. Человека со всех сторон окружают не только материальные и духовные ценности, требующие «культуры достоинства» (А.Г. Асмолов). Для ее формирования необходимо эмоционально -ценностное отношение к окружающему миру, способность возвыситься над витальными, эгоистическими потребностями. Присваивая духовные ценности-цели, человек превращается в духовное существо, которому открывается мир подлинной гармонии, где никто не рассматривает другого в качестве средства или инстру-

мента для достижения эгоистических интересов. Миру ценностей присуща своя иерархия ценностей: ценности-цели (термальные) и ценности-средства (инструментальные) Общечеловеческие ценности-цели всегда вне времени и не утилитарны, в отличие, от базовых, витальных, низших, преходящих, неделимых. Концепция Шелера удивительно созвучна современным аксиологическим концепциям [9].

Особую роль в становлении такой социологии сыграло идейное наследие немецкого социолога Макса Вебера. М. Вебер не создал собственной теории ценностей и достаточно скептически смотрел на возможность духовного единства человечества на основе общей системы ценностей. Его заслуга заключается в разработке понимающей социологии и ее метода. Для Вебера социальное действие возможно лишь как творческий акт, в котором люди воплощают смысл поступков, соотнося их с ценностями на основе выбора. Социальная деятельность - это сознательная, ценностно-ориентированная деятельность, поэтому в гуманитарных науках не обойтись без изучения ее аксиологической компоненты. Опираясь на такую методологию, М. Ве-бер осуществил свои фундаментальные исследования, открывшие новые направления в социологии культуры, открыв аксиологическую проблематику в социольно-гуманитарном знании [3].

Под влиянием аксиологического подхода стала развиваться культурная и в философско-психологическая антропологии. Ценностный подход в культурной антропологии связывают с именем польского исследователя Ф. Знанецкого, который обосновал необходимость социальной психологии, в которой ценности рассматриваются как ядро человеческой психики, устойчивые «стандарты», нормы, установки как основы для выбора человека [2]. Американский ученый Г. Олпорт на основе исследования доминантных «ценностей» выделил следующие ценности для разных типов людей: для экономического типа высшей ценностью является полезность, для социального - любовь к народу, для политического - власть, для эстетического - форма и гармония. Феномен «ценность» указывает на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. В. Виндельбанд отождествлял ценности с нормами, которые регулируют нравы в социуме и составляют основу теоретической и эстетической деятельности. Главнейшие нормы-ценности (истина, доброта, религия, искусство, наука, правопорядок) являются целями и идеалами социальной деятельности [1].

Особенно созвучной западным феноменологическим концепциям ценностей оказалась отечественная социальная философия П.Д. Юркевича. Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского и др. Социализирующую роль ценностей Юркевич видел в расширении горизонтов духовно-нравственной жизни человека и социума, разносторонне обосновывая идею о том, что сострадание, соучастие и желание общего блага изначально присущи социальной природе человека [10]. В определенном смысле их труды предопределили феноменологический поворот, произошедший в европейской философии в ХХ веке.

Аксиологически ориентированная философия и социология, отдающие приоритет ценностным аспектам социального бытия, стали развиваться в ХХ веке. Ключевой фигурой для аксиологической социологии можно считать П. Сорокина (1889-1968). Под культурой П. Сорокин понимал «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [7]. Все предметы приобретают характер культурных, когда становятся носителями смыслов и ценностей. Культурные артефакты образуют культурные целостности. В каждой из таких систем можно проследить базовые исходные посылки и верховные принципы, которые Сорокин и называет ценностями. К культурным системам он относит язык, науку, религию, искусство, этику, право. В свою очередь, на их основе могут возникать суперсистемы, анализ которых Сорокин осуществляет, привлекая богатейший культурно-исторический материал. Особенно значимы социокультурные модели Сорокина оказались для анализа социокультурной динамики, изучения социокультурного пространства.

Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной деятельности и социального взаимодействия формирует социология - «генерализирующая», по П. Сорокину, наука об обществе [7]. Социология предлагает широкий спектр способов изучения предмета исследования, позволяющих объяснить, понять и трансформировать отношения в социальной среде. Сорокин предложил к рассмотрению концепцию «интегрализма» - философию, культурного синтеза интерактивных цивилизаций после тщательного сравнительного и исторического исследования могла бы привести созидательным контактам [6]. Такие контакты могли бы стать базой новых форм социального взаимодействия и социокультурных моделей, которые придут на смену старым. Характеризуя огромный вклад Сорокина в развитие социологии и социальной философии, можно выделить основной критерий его творчества, отражающий уровень его гениальности - степень опережения своего времени и преобладавших в тот период научных течений и учений. Становится очевидным, что именно он заложил основы коренной трансформации знаний об обществе, которые в первой четверти XXI века стали разворачиваться во всем мире. Вглядываясь в будущее цивилизаций, Сорокин полагал, что господствующим типом нового общества будет специфический тип культуры (не капиталистический и не социалистический), который объединит позитивные ценности обоих и поможет освободиться от дефектов каждого типа. Фундаментом такой конвергенции послужат не только социально-политические и экономические трансформации, но близость систем ценностей.

Социально-философская парадигма позволяет анализировать, прежде всего, структурную социальную деятельность людей, активность которых разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения. Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, уровень культуры и качество его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.

Многие страны пережили во второй половине XX века рубежный, кризисный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, социально-политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной и духовно-нравственной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта и социальной деятельности, переоценки традиций отечественной благотворительности, государственной социальной политики. В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной деятельности, направленными на разрешение этих проблем.

Социальная деятельность, как и любая другая деятельность, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними факторами. Ценность человека является ее ориентиром, гуманистическим базисом, фундаментальным основанием духовно-нравственного измерения. Высшим гуманистическим смыслом развития социума признается отношение к человеку как высшей ценности бытия. Социальная деятельность как социокультурный феномен реализует основной принцип гуманизма - отношение к человеку как к высшей ценности. Философия гуманизма как исторически сложившаяся система воззрений, признающая человека как высшую ценность, его права и свободы, потребность в развитии и творческой самореализации, считающая благо критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности высшей нормой отношений между людьми. Гуманистическое мировоззрение, возникшее еще в эпоху Возрождения, сыграло огромную роль в становлении теории и практики социальной деятельности. Его сущность состояла в признании человека высшей ценностью, в исключительном, неотъемлемом и естественном характере его прав и свобод. Гуманизм проявляется в таких ценностных ориентациях и установках как «человечность», «уважение», «ответственность», «любовь», «забота», «моральный закон», «долг». Огромный вклад в развитие гуманизма внесли и философы-просветители, которые рассматривали вопросы помощи человеку и его ценности: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, М. Монтень, Д. Милль, И. Бентам, И. Кант и др. В своих трудах они рассматривали идеи ценности человека, справедливости, способы достижения равенства в обществе, гармонизации общественных отношений. И. Кант исходил из принципа нравственного долга заботы об окружающих. Категорический императив, сформулированный И. Кантом является высшим законом нравственности, побуждающим человека поступать так, чтобы он относился ко всему человечеству как в своем лице, так и в лице всякого другого как к цели, и никогда бы не относился как к средству [4].

Тенденция развития социума в направлении принятия гуманистического, экоцентрического мировоззрению отражает нравственную эволюцию цивилизованного общества. Гуманистическое мировоззрение основано на признании неотъемлемых прав человека, в том числе права на достойную, полноценную и счастливую жизнь для каждого, независимо от его национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных особенностей. Экоцентризм, вместе с тем, порождает социальную рефлексию, позволяющую рассматривать человека не только как часть природы, социума, но и как гражданина вселенной, микрокосм, подчиняющийся ее законам. Именно поэтому в социальной деятельности находит отражение реализация гуманистических идей как мировоззрения, выступающего в современном цивилизованном мире в роли положительного социального идеала. Гуманистическая модель социальной деятельности выражается в ценностно-ориентированных моделях, опирающихся на экзистенциальные установки, связанные с тем, что человек находится в вечном движении становления и развития, являясь творцом себя и окружающего социума на основе свободы выбора, осознания ценности жизни и реализации своих творческих потенциалов. К основоположникам экзистенциальной философии относят Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ш. Бюлера, Э. Фромма, В. Франкла и др. Гуманистическая модель социальной деятельности опирается на ряд основополагающих принципов:

- Человек свободен по-своему чувствовать, переживать, воспринимать жизнь, и потому он ответственен за свои поступки.

- Природа человека не может быть определена исчерпывающим образом, поскольку человек - это не только то, что он есть, но и то, кем он может быть, т. е. он не просто субстанция, но и проект, становление, обещание, надежда, мечта и идеал. Он стремится к развитию, и возможности его роста, прорыва за границы уже существующего беспредельны.

- Человек должен признавать за другими право самостоятельно и свободно творить свою жизнь, ценить внутренний мир другого человека.

- Любой опыт в жизни человека, даже оцениваемый личностью как негативный, - это полезный, значимый и уже неотъемлемый от внутренней жизни индивидуальный опыт человека, достойный уважения и признания.

Современные исследователи подчеркивают, что ценности - это атомарные составляющие наиболее глубинного слоя всей целостной структуры личности, в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания - обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» душе и сердце (аспект прошедшего). Ценность - нечто значимое, должное, нормативное, регулируемое, направляющее деятельность и отражающее эмоциональное отношение человека к миру, природе, социуму. Специфика ценностных начал во многом зависит от предмета социально-гуманитарного знания, в радиусе исследований которого находятся общество, культура, человек. Специфической особенностью социально-гуманитарного знания, ядром исследований является человек, обладающий свободой и способностью к преобразованию мира: природы, социума и самого себя, создающий материальные, духовные ценности и мир культуры. Ценностные ориентации в науке выявляются в пристрастиях, целях, интересах, мотивах, эмоциях, идеалах, присущих субъекту социальной деятельности

В заключении важно отметить, что социальная деятельность - это важный элемент современного общества, один из механизмов государства, цель которого заключается в достижении устойчивого динамичного развития социума. При этом благо отдельного человека выступает основой достижения блага общества. Качество и уровень социальной деятельности во многом отражают социальная рефлексия, самосознание нации, степень цивилизованности и демократичности государства. Теория и практика социальной деятельности непосредственно связана с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами, между личностью, обществом и государством. Она направлена на реализацию процесса социализации человека, на совершенствование общественных отношений, на проведение в жизнь идей гуманизма и справедливости. Основная цель социальной деятельности заключается в том, чтобы сохранять комфортное, безопасное, достойное, правовое существование человека как субъекта социума. Аксиологический подход к социальной деятельности, таким образом, выступает как фактор позитивной трансформации общественных отношений и социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. Опыт культурной феноменологии. / В. Виндельбанд. -Москва: Директ-Медиа, 2010. - 157 с.

2. Ганжа, А.О., Зотов, А.А. Гуманистическая социология Флориана Знанецкого. // Социологические исследования. - 2002, № 3.- 112120

3. История социологии: В 3 кн.: учебник / под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: М.: ИНФРА-М, 2004. - 596 с.

4. Кант, И. Сочинения в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - 544 с.

5. Колесникова, Е.Ю., Скуднова, Т.Д. Практика трансформации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - N° 7. - С. 157-163.

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

7. Скуднова, Т.Д., Гасанов, А.М. Актуальность идей П. Сорокина в глобализирующемся мире. // Вестник ТГПИ. - 2012. - №2.

8. Сорокин, П. Моя философия - интегрализм // Социологические исследования - 1990. - № 2. - 139-141

9. Степин В.С. Философская антропология и философии культуры. Избранное. / В.С. Степин - М.: Академический проект, 2015. -542 с.

10. Шелер, М. Положение человека в космосе. / Избранные произведения./ М. Шелер - М.: Гнозис, 1994. - 490 с.

11. Юркевич, П.Д. Философские произведения. / П.Д. Юркевич - М.: Правда, 1990. - 670 с.

Т.Д. Скуднова, Г.В. Соколовский

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Э. ФРОММА И В. ФРАНКЛА

Аннотация. В статье рассматривается проблема смысла как мотивация развития человека на основе анализа становления экзистенциальной психологии и философско-психологических идей Э. Фромма и В. Франкла._Показано, как экзистенциальная психология помогает человеку в изменяющемся мире адаптироваться к новым реалиям и находить эффективные способы существования и жизненные смыслы.

Ключевые слова: смысл жизни, экзистенциальная философия и психология, логотерапия, воля, экзистенциальный вакуум, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация.

T.D. Skudnova, G.V. Sokolovsky

PROBLEM MEANING IN EXISTENTIAL PSYCHOLOGY E. FROMM AND W. FRANKL

Abstract. The article deals with the problem of meaning as a motivation for human development on the basis of the analysis of the formation of existential psychology and philosophical and psychological ideas of E. Fromm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.