Научная статья на тему 'Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников'

Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / AXIOLOGICAL INTEGRATION / HUMANIZATION / VALUES / MEANINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепиков Валерий Николаевич

Аксиологическая интеграция обеспечивает взаимодействие ценностей и смыслов на основе их ассоциативно-образной взаимосвязи по смежности, сходству и контрасту. Аксиологическая интеграция позволяет привлечь этический потенциал всех предметов в соответствии с их ценностно-смысловым измерением, органично и целостно выйти на обсуждение вопросов, личностно значимых как для учеников, так и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological integration as a modern educational technology education students on the ethical

Axiological integration provides the interaction of values and meanings based on their associative relationship shaped by contiguity, similarity and contrast. Axiological integration allows to draw the ethical potential of all subjects according to their value-semantic dimension, organically and holistically to enter the debate, personally meaningful for both students and teachers.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.02

J

Л

В.Н.Клепиков

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

по этическому воспитанию школьников

________________________________________________г

Аннотация. Аксиологическая интеграция обеспечивает взаимодействие ценностей и смыслов на основе их ассоциативно-образной взаимосвязи по смежности, сходству и контрасту. Аксиологическая интеграция позволяет привлечь этический потенциал всех предметов в соответствии с их ценностно-смысловым измерением, органично и целостно выйти на обсуждение вопросов, личностно значимых как для учеников, так и педагогов.

Ключевые слова: межпредметная интеграция, аксиологическая интеграция, гуманитаризация, ценности, смыслы.

Abstract. Axiological integration provides the interaction of values and meanings based on their associative relationship shaped by contiguity, similarity and contrast. Axiological integration allows to draw the ethical potential of all subjects according to their value-semantic dimension, organically and holistically to enter the debate, personally meaningful for both students and teachers.

Keywords: interdisciplinary integration, axiological integration, humanization, values, meanings.

«Естественно-математические и гуманитарные знания - это в сокровенной глубине метафоры и символы внутренней жизни человека, помогающие ему во время духовного восхождения ориентироваться в бесконечных душевных лабиринтах».

В современном образовательном пространстве России наиболее разработанной является межпредметная интеграция. Межпредметная интеграция в своих главных целях подразумевает согласование содержания учебных программ, позволяющее изучать темы синхронно, не дублируя тем и порций знаний; решить проблему разобщенности предметов, что даёт возможность устанавливать связи между понятиями и общими проблемами различных дисциплин; углубить изучение материала без дополнительных временных затрат; повысить творческий и эвристический потенциал учащихся.

Вместе с тем, в современной педагогике всё чаще встречается мнение о необходимости интеграции ценностей (Б. С. Гершунский, А. Я. Данилюк, В. А. Сла-стенин и др.), которая главным образом способствует формированию таких целостных конструктов, как «культура», «образ мира», «картина мира», «мировоззрение». Интеграция позволяет удержать совокупность значимых ценностей в их целостном единстве и уни-

кальной выразительности. Ценности органично интегрируются в сознании человека и являются основой его субъектного отношения к миру.

Здесь важно отметить, что интеграционные процессы в образовании следует связывать скорее с идеей гуманитаризации образования, чем с идеей гуманизации, которая создаёт благоприятные условия для обучения и воспитания ребёнка и благодаря личностно-ориентированному подходу направлена на его быстрейшую социализацию и самореализацию. Гуманитаризация подразумевает разработку не абстрактных или утилитарных для школьника тем и проблем по типу «математика ради математики» или «физика ради сдачи ЕГЭ» и т. д., а тех, которые, например, языком, средствами математики и физики, говорят что-то о его внутреннем мире, формируют, расширяют и углубляют этот мир.

Повышенный интерес к интеграции ценностей со стороны учёных связан и с тем, что несомненным отрицательным моментом современной отечественной системы образования является общепризнанный факт, что содержание образования страдает преимущественной технократической ориентацией на изучение объективного мира как совокупности отдельных, слабо связанных между собой предметных областей и знаний. При таком отношении не учитывается аксиологическое содержание отдельных предметов и межпредметных связей, и тем самым недооценивается интегративный и духовно-нравственный потенциал ценностей.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Инновации в образовательных учреждениях

Чтобы более ясно представить себе технологию аксиологической интеграции необходимо провести условную разграничительную линию между ценностями и понятиями.

Во-первых, понятиям всегда даются по возможности однозначные дефиниции, выявляющие его суть: в точных науках строгие, в гуманитарных - более или менее строгие. Данные дефиниции по большому счёту «не нуждаются» в субъекте, он здесь «излишен»1. Носителем понятий и логических операций, как показывают последние открытия в сфере информационных технологий, отчасти может быть и робот. Ценности, как и понятия, имеют объективные значения, но при этом они всегда насыщены индивидуальными смыслами. Ценности всегда значимы для субъекта, устранить в процессе приобщения к ним индивидуальные смыслы невозможно. Носителем ценностей всегда является живой, конкретный человек.

Во-вторых, строгие понятия, так или иначе, находятся в родо-видовых отношениях. Эта связь хорошо отображается в кругах Эйлера. И некоторую цепочку понятий можно свести к фундаментальному понятию -категории. Ценности взаимодействуют иначе - они интегрируются, т. е. они не включаются друг в друга. Каждая ценность самодостаточна. Под аксиологической интеграцией понимается взаимодействие ценностей и смыслов на основе их ассоциативно-образной взаимосвязи по смежности, сходству и контрасту. Именно поэтому они создают «силовое поле» или «поле напряжения», которое можно назвать духовностью. Очевидно, что ценности в таком поле не могут существовать заочно, они существуют «здесь и сейчас».

В-третьих, если на уроке учениками намеченные понятия усвоены, то урок в целом состоялся. Ценность подразумевает не только определение, но и оценку, которая отвечает на следующие вопросы: что значит для меня, моего внутреннего мира данное понятие, в какие моменты происходит его актуализация, что данное понятие помогает мне осмыслить? Для этого привлекается субъектный опыт учащегося. Таким образом, освоение понятия как ценности возможно только при возникновении во внутренним мире учащегося индивидуальных смыслов.

В-четвёртых, ценность в отличие от понятия, в основном выполняющего когнитивную функцию, осуществляет преображающую миссию. Ценность выводит субъекта на новую метапозицию по отношению к самому себе, так как в ней заключена некоторая история развития внутреннего мира данного субъекта и результаты прорыва в новое качество («самотранс-ценденция»).

При этом нужно понимать, что любое разведение ценности и понятия условно. Термин может стать понятием и одновременно ценностью, поэтому они диалектически взаимосвязаны. Ценность на первоначальной стадии освоения часто формулируется как понятие с более-менее устойчивым значением, и только потом в процессе интегративных процессов она обогащается дополнительными смыслами и приобретает контек-

1 При этом, на освоение понятий со стороны субъекта также часто требуются немалые усилия.

сты (исторические, культурные и т. д.), т. е. «оживает». По словам отечественного психолога Л. С. Выготского: «... значение является только камнем в здании смысла» [1; с. 347].

Отсюда структуру ценности можно рассматривать с точки зрения следующих составляющих: объективные значения, объективные смыслы, субъективные смыслы и объективированные смыслы.

Объективные значения ученик получает посредством определений, дефиниций, выявления наиболее существенных признаков понятия. Объективные значения концентрируют в себе результат многовекового опыта, накопленного человечеством за время своего существования. Обычно определения можно найти в современных словарях, учебниках, энциклопедиях, монографиях.

Объективные смыслы учащийся выявляет в ходе понимания понятия, умений применять его в различных контекстах, примерах и задачах. Слово «объективные» говорит о том, что ученик адекватно, продуктивно и эффективно использует понятие, чутко чувствуя его природу. Другими словами, оно становится для него «живым понятием».

Субъективные смыслы школьник открывает в ходе рефлексии, оценки понятия-ценности, выявления значимости его для своего внутреннего мира. Если учащийся генерирует субъективные смыслы, то понятие для него становится и ценностью. При этом очень важно, чтобы субъективные смыслы не перерастали в субъективизм, т. е. в такие точки зрения, при которых происходит деформация, искажение объективных смыслов.

Объективированные смыслы возникают в процессе объективации, «материализации» индивидуальных взглядов в ходе создания творческих продуктов (эссе, театральная постановка, поделка, исследовательская работа, личностный поступок, выступление и т. д.). В данном случае смыслы воплощаются в реальные дела, утверждая практическую значимость усваиваемой ценности, и тем самым, влияя на потребности, интересы, цели, установки и другие элементы ценностных ориентаций.

Сформулируем своеобразный закон сохранения ценностей: ценности сохраняются в сознании и деятельности людей и транслируются из поколения в поколение только в том случае, если они периодически подвергаются сомнению, переосмыслению и переоценке. Другими словами, когда субъект их воспринимает не как некую данность, а как то, что требует глубокой внутренней работы по их интериоризации.

Об интеграции ценностей говорится потому, что интеграцию невозможно получить простым суммированием каких-либо ценностей. Достижение аксиологического уровня говорит о том, что между ценностными мирами встретившихся людей, которые являются носителями различных культур и мировоззрений, наступило понимание или взаимопонимание. Поэтому интеграция возможна, когда различные ценности уже отчасти стали «общими». Другими словами, интеграцию мы понимаем как нечто возникающее целиком, не поддающееся алгоритмизации и складыванию по частям. Что, конечно же, не исключает,

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

45

Инновации в образовательных учреждениях

а предполагает наличие творческих усилий со стороны педагогов.

Очевидно, что безликое знание никогда не сможет стать значимым для внутреннего мира школьника1. Насыщение знаний ценностями и смыслами происходит в ходе их погружения в историю, культуру, в жизнь творцов и далее актуализации их во внутреннем мире ребёнка. Другими словами, требуется большая работа по реконструкции знаний в контексте науки, истории, культуры, религии.

Реконструкция требует учёта принципа единства «целого» и «части». Необходимо учиться вновь и вновь находить в каждом объекте изучения «изюминку», «ключик», «яркую конструктивную деталь», «точку роста», «художественную жемчужену», «яркий образ», «клеточку удивления» и т. д., которые могут встать «во главу угла» и вывести на понимание и оценку всего произведения, под которым можно разуметь и литературный роман, и научный трактат, и музыкальную пьесу, и художественную картину. Другими словами, загадочное, удивительное и тайное образуют своеобразный «тигель» в котором рождаются смыслы. По сути это эвристическая работа по восхождению от «тайного смысла» к «преображающей ценности».

Можно даже сказать, что в ходе аксиологической интеграции происходит сакрализация знания, воспроизводство его как некоего таинства. Тем самым восстанавливается отношение к знанию как божественной мудрости. Очевидно, что это не разрушающее, а созидающее знание. Такое знание будет продуктивным даже тогда, когда оно непосредственно «в жизни не пригодится». Такой подход можно обнаружить у европейских (пифагорейцы, алхимики и др.) и восточных мудрецов (Конфуций, Лао-цзы и др.), включая и мыслителей 20 века (В. Гейзенберга, П. Флоренского, В. И. Вернадского, А. Ф. Лосева и др.).

Л.Н. Толстой понимал это таинство знания как нерастворимый остаток, как неопределимую сущность жизненной силы, присутствующую во всяком знании: «И как неопределимая сущность силы, двигающей небесные тела, непреодолимая сущность силы тепла, электричества, или силы химического средства, или жизненной силы составляют содержание астрономии, физики, химии, ботаники, зоологии и т. д., точно так же сущность силы свободы составляет содержание истории. Но точно так же, как предмет всякой науки есть проявление этой неизвестной сущности жизни, сама же эта сущность может быть только предметом метафизики... В науках опытных то, что известно нам, называем законами необходимости; то, что неизвестно нам, мы называем жизненной силой. Жизненная сила есть только выражение неизвестного остатка от того, что мы знаем о сущности жизни» («Война и мир»).

Наш замечательный русский философ А. Ф. Лосев писал, что русскому миропониманию чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Оно представляет собой внутреннее, интуитивное, даже мистическое познание сущего, его

1 Многие современные учебники грешат «безликостью». Поэтому мудрому учителю приходится компенсировать безликое знание своим авторитетом, богатством своего духовного мира.

скрытых глубин, которые не могут быть сведены к логическим понятиям и определениям, поэтому воплощаются в символе и образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности [2].

Сакральное знание помогает «прощупывать» и «выстраивать» внутренний мир человека, его уникальную конфигурацию («топографию») на том языке, который ему понятен. Таким образом, для каждого человека близок тот язык (математики, физики, химии, истории и т. д.), который помогает обнаруживать себя в смысле декартовского «я есмь» или в смысле пушкинского самостояния.

Аксиологическая интеграция возможна благодаря единству различных уровней бытия человека2, которые отражаются в различных школьных предметах:

• физический уровень - мир существования физических тел и процессов (притяжение - отталкивание, сила - инерция, тёплое - холодное, мокрое - сухое, целостное - ущербное, тяжёлое - лёгкое и т. д.);

• биологический уровень - жизнедеятельность растительных и животных организмов (старое - молодое, сытость - голод, влечение - удовлетворение, инстинкт - рефлекс, забота - конкуренция, подражание - коммуникация и т. д.);

• психический уровень - душевная жизнь животных и человека (желание, общение, удовольствие, сотрудничество, целеустремлённость, симпатия и т. д.);

• духовно-нравственный уровень - существование человека в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами (любовь, совестливость, ответственность, патриотизм, честь, достоинство, трудолюбие, долг и т. д.).

В процессе жизнедеятельности человек зависит от перечисленных уровней, поэтому в ходе его духовнонравственного воспитания необходимо учитывать потенциал каждого из них, который актуализируется с помощью интеграции различных предметов3. В этой связи добавим, что в истории философской мысли человека то приземляли до механистических или биологических интерпретаций, т. е. отождествляли с механизмом или животным, то возносили до небес, называя духовным существом или человекобогом. Очевидно, что эти крайности недопустимы.

К слову добавим, что даже в повседневной жизни мы очень часто в своих высказываниях интегрируем различные уровни бытия. Например, говорим «холодный человек», «чёрствое сердце», «легкий характер», «молодая душа», «инертный субъект», «подвижный ум», «продвинуться в работе», «между ними обнаружилась химия», «лёгкое дыхание».

Аксиологическая интеграция принципиально имеет дело с личностно обусловленным знанием, любое открытие или произведение имеет автора или авторов.

2 Сознание человека, так или иначе, учитывает наличие данных уровней бытия. Сознание человека целостно, его невозможно разделить на составляющие части, хотя мы и различаем правое и левое полушария.

3 Любой школьный предмет транслирует ту или иную науку о человеке, посредством которой ребёнок формирует свой внутренний мир. Поэтому в любой науке существует духовно-нравственный потенциал, способствующий этому формированию.

46

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

Инновации в образовательных учреждениях

Выделим несколько ступеней аксиологической интеграции:

1 ступень: последовательно воспроизводятся две составляющие бытия творца (учёного, писателя, художника и т. д.): научная и личная; при этом две составляющие взаимодействуют слабовыраженным образом, оставаясь по существу раздельными; при этом становятся понятными достижения творца и перипетии его личной жизни. Например, последовательно излагаются научные, художественные достижения Михаила Ломоносова, а потом занимательно пересказывается его личная жизнь1.

2 ступень: параллельно воспроизводятся две линии повествования: достижения творца на соответствующем поприще (его заслуги) и его личная жизнь в контексте его творческой деятельности; данные линии постоянно взаимодействуют и тем самым создаётся общая картина бытия творца. Например, воспроизводится взаимосвязанная драматургия научной и личной жизни Николая Лобачевского в контексте десятилетий, когда зарождалась неевклидова геометрия.

3 ступень: интегрировано воспроизводятся достижения творца в органичной взаимосвязи с его творческой и личной жизнью; раскрываются влияния, которые оказывали его творческие достижения на его жизнь и наоборот. Например, раскрыть единство научной, художественной и личной линий жизни Леонардо да Винчи в контексте эпохи Возрождения; или рассмотреть взаимовлияние открытий пифагорейцев (несоизмеримости и т. д.) и стиля их жизни.

4 ступень: педагогом выстраивается творческая модель (конфигурация) осмысления того или иного образовательного материала с привлечением ряда творцов, когда он вместе с детьми моделирует своё понимание той или иной предметной реальности, сознательно сопрягая различные образовательные пласты, переводя их на ценностно-смысловой (аксиологический) уровень в контексте одной или несколько эпох. Например, моделируется эпоха открытия операций дифференцирования и интегрирования с античности до 18 века (Архимед, Ньютон, Лейбниц и др.) со всеми перипетиями и влияниями на научный и художественный миры того времени.

Важно добавить, что все перечисленные ступени подразумевают активное участие субъектов образовательного процесса, погружение их ценностных миров в осваиваемый материал. Тем самым, аксиологическая интеграция позволяет открыть перспективу переосмысления целей и задач преподавания предмета, обнаружить в нём ценностное измерение, органично и целостно выйти на обсуждение вопросов, личностно значимых как для учеников, так и педагогов.

Аксиологическая интеграция осуществляется за счёт: 1) выявления универсальных закономерностей, существенных для многих наук; 2) культурно-исторического освещения образовательного материала, направленного на обнаружение его общечеловеческой и личностной значимости; 3) образно-метафорического восприятия знаний, благодаря которому они получают

1 Здесь следует говорить даже не об интеграции, а о складывании нескольких потоков информации.

субъектную выразительность и духовно-нравственную окрашенность; 4) перерастания предметных понятий в ценности, значимые для внутреннего мира учащегося; 5) интерпретации научных концепций, событий и фактов через призму мировоззрения учёных.

Аксиологическая интеграция делает акцент на контекстном (многослойном) мышлении, актуализирующем различные научные и культурно-исторические смыслы в их неразрывном единстве. Для понимания его можно представить себе следующую образную картинку: различные прозрачные пластины, символизирующие исторические, научные, религиозные, художественные и другие культурные пласты, сопрягаются и совмещаются друг с другом, посредством педагогических технологий, методов и приёмов, и воссоздают объёмную и живую картинку осваиваемого образовательного феномена. Очевидно, чем больше пластин, тем богаче образовательный феномен.

Одной из важных целей аксиологической интеграции является создание на каждом уроке или занятии образовательного феномена. Кто же помогает их моделировать? Конечно же, это:

• учёные, совершающие научные открытия в полноте человеческих переживаний и драматических коллизий;

• историки, воссоздающие исторические факты, наполняя их чувствами и мыслями участников событий;

• писатели и художники, раскрывающие особенности эпохи посредством ярких художественных образов;

• философы и богословы, пытающиеся осмыслить реалии жизни в горизонте предельных вопросов бытия;

• педагоги, воспроизводящие научные и культурно-исторические феномены с помощью современных методик в сознании сегодняшнего ребёнка.

Создание образовательного феномена осуществляется педагогами и детьми здесь и сейчас, в неустанном созидании. Ведь недвусмысленно же высказался классик: «А я говорю вчерашний день ещё не родился. Его ещё не было по-настоящему. Я хочу снова Овидия, Пушкина, Катулла, и меня не удовлетворяет исторический Овидий, Пушкин и Катулл» [3; с. 41].

Очевидно, что такая серьёзная работа должна проводиться в единстве урочной и внеурочной деятельности и продолжаться в дополнительном образовании2.

На общеобразовательных уроках ребята получают базовые знания, умения и навыки по проблеме с учётом их аксиологической направленности. Другими словами, учитель знает и предвидит будущую ценностную значимость осваиваемых знаний и стремится «окрасить» их объективными и субъективными смыслами, не в ущерб специфическим предметным целям. Продуктивно это делать в минуты свободно диалога, когда в непринуждённой форме можно выводить детей на ценностно-смысловой (аксиологический) уровень осмысления материала. Свободный диалог должен присутствовать на каждом уроке, конечно, в разумных

2 Дополнительное образование очень часто в образовательном пространстве России осуществляется на базе школ во второй половине дня.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

47

Инновации в образовательных учреждениях

пределах. Так как это нужно делать достаточно оперативно, то в ходе сопровождения ребёнка очень важно владеть лаконичным языком образных, метафорических и символических средств, умением сформулировать мысль и вопросы необычно, проблемно, анти-номично, парадоксально, найти неожиданные точки творческого роста.

Во внеклассной деятельности мы непосредственно выходим на ценностно-смысловой уровень, где знания, умения и навыки приобретают личную значимость для ребёнка. Он с удовольствием играет в театре, занимается исследовательской деятельностью, совершенствует свои спортивные достижения, что-то мастерит и т д. Однако и здесь мы не можем строить свою работу исходя только из интересов ученика. И здесь ещё очень важна роль педагога: для достижения аксиологического уровня усвоения знаний он поддерживает и направляет детскую активность. Это связано с тем, что, к сожалению, наш мир, включая школу, стал прагматичным и технологичным, даже технократичным, поэтому даже в такой сфере, как воспитание, требуются вполне «материальные» продукты и достижения, с которыми можно выйти на олимпиады, конференции, соревнования, конкурсы и т. п.

Дополнительное образование исходит из интересов и возможностей ребёнка. Освоенные ценности здесь выступают уже не неким близким или далёким, внешним или внутренним фактором, а источником его культурно-нравственного развития. Ребёнок не только стремится к значимым ценностям, но и «черпает» из уже образовавшегося ценностно-смыслового источника. Он живёт в своём мире, в мире Детства. И здесь ему важно не мешать, а только стимулировать, давая свободу его спонтанности, непосредственности и открытости. Поэтому педагог в дополнительном образовании является скорее не учителем-наставником, а партнёром и помощником. Его роль сводится к культурно-нравственному развитию детей посредством освоения всё новых и новых смыслов.

Аксиологическая интеграция как технология позволяет педагогическому коллективу в ходе освоения ценностей поэтапно включать, актуализировать и объединять в образовательном процессе ценности в соответствии с содержанием конкретного предмета и возрастными особенностями школьников.

Аксиологическая интеграция как метод позволяет учителю выстраивать взаимодействие с детьми на аксиологической основе, подключая систему взаимообусловленных предметных ценностей.

Аксиологическая интеграция как приём позволяет учителю оперативно («здесь и сейчас») актуализировать наиболее значимые личностные ценности ребёнка для решения насущных учебных и воспитательных задач.

Аксиологическая интеграция поддерживается системой интегративных механизмов. В чём суть работы каждого из перечисленных механизмов?

Диалогизация - это педагогическое обеспечение общения между субъектами образовательного процесса, в ходе которого происходит взаимодействие различных ценностей и смыслов.

Импровизация - это свободное и творческое выражение педагогом и учениками своих мыслей по поводу предлагаемых знаний в вербальной форме.

Интерпретация - это толкование педагогом и учениками образовательного материала в контексте научных, исторических, культурных и философских контекстов.

Идентификация - это педагогическое обеспечение поворота образовательного материла его самыми значимыми ценностями и смыслами в направлении внутреннего мира ребёнка. (Чтобы ребёнок узнал себя в этом материале, нашёл в нём близкое для себя.)

Экстраполяция - это адекватный перенос значимых смыслов с одного образовательного материала на другой для его обогащения.

Полифонизация - это гармонизация образовательного материла, в ходе которого происходит резонирование общечеловеческих и индивидуальных смыслов.

Индивидуализация - это педагогическая помощь по субъективизации ценностей и смыслов в ходе их освоения.

Ассимиляция - это педагогическая помощь по присвоению ребёнком ценностей и смыслов, в ходе которого они становятся для него личностно значимыми.

Концептуализация - это педагогическая помощь по выстраиванию во внутреннем мире ребёнка упорядоченной системы или иерархии ценностей.

В ходе применения аксиологической интеграции необходимо учитывать возрастной аспект данного процесса. В начальной школе интеграция осуществляется на основе эмоционально-образного, в средней - интеллектуально-критического, в старшей - философско-мировоззренческого освоения ценностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в ходе аксиологической интеграции не происходит противопоставления и умаления личностных, коллективных, национальных ценностей, но совершается их утверждение, обогащение и восполнение. Целью данной интеграции является не устранение многообразия различных ценностей, а осуществление каждым человеком их свободного выбора. Поэтому при взаимодействии общечеловеческие и общенациональные ценности «входят» в индивидуальные, но не «покрывают» их полностью, так как человек имеет самобытную, уникальную часть духовного мира, не поддающуюся «обобщению».

Аксиологическая интеграция позволяет открыть перспективу переосмысления целей и задач преподавания предмета, обнаружить в нём ценностное измерение, органично и целостно выйти на обсуждение вопросов, личностно значимых как для учеников, так и для учителя.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.

2. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель. 1990.

3. Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987.

48

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.