Научная статья на тему 'Аксиологическая функция педагогической практики студентов университета'

Аксиологическая функция педагогической практики студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич

В статье обсуждаются вопросы аксиологизации педагогического образования, в частности педагогической практики, как одного их факторов развития аксиологического потенциала лично4 сти будущего учителя. Рассматривая аксиологическую функцию педагогической практики, автор предлагает внести коррективы в содержание вузовской подготовки учителя: выявляет законо4 мерности формирования профессиональной подготовки будущего учителя, конкретизирует за4 дачи педагогической практики, определяет условия проявления аксиологической функции педа4 гогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелекесов Геннадий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая функция педагогической практики студентов университета»

Мелекесов Г.А.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета melekesovga@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье обсуждаются вопросы аксиологизации педагогического образования, в частности педагогической практики, как одного их факторов развития аксиологического потенциала личности будущего учителя. Рассматривая аксиологическую функцию педагогической практики, автор предлагает внести коррективы в содержание вузовской подготовки учителя: выявляет закономерности формирования профессиональной подготовки будущего учителя, конкретизирует задачи педагогической практики, определяет условия проявления аксиологической функции педагогической практики.

Ключевые слова: аксиологизация педагогического образования, педагогическая практика, аксиологическая концепция педагогической практики.

Общепризнанно, что педагогическая практика имеет большое значение в университетской подготовке будущего учителя и традиционно решает следующие задачи:

- развитие профессиональных качеств личности будущего учителя;

- развитие педагогического и методического мышления студентов как способности применять теоретические знания для решения учебных и воспитательных задач в условиях работы школ различного типа;

- формирование профессиональных умений, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной деятельности;

- развитие способности самостоятельно наблюдать и анализировать учебно-воспитательный процесс в школе, а также формирование способов самостоятельного планирования уроков на основе требований методики, педагогики и психологии;

- воспитание устойчивого интереса и любви к профессии учителя;

- освоение ценностей образования через практическую деятельность;

- выполнение функций классного руководителя;

- выработка творческого подхода к педагогической деятельности;

- приобщение к инновационной деятельности через опыт работы учителя, через его творческую мастерскую.

Практика (педагогическая деятельность студента) является фактором развития личности. Обеспечение аксиологической функции педпрактики является одним из обязательных условий аксиологизации педагогического образования, одним из факторов раз-

вития аксиологического потенциала личности будущего учителя.

В деятельности человек, так или иначе, формирует и проявляет свое внутреннее содержание, определяет свое особое место в мире и утверждает себя в нем. Только в процессе деятельности человек познает и оценивает мир. Человек - существо целеустремленное, активное. Свое конкретное самовыражение как личности он обнаруживает только в деятельности. При этом субъект находится в объективных отношениях с окружающей действительностью. Такое объективное отношение, в котором выражена значимость предмета или явления для субъекта, представляет собой ценностное отношение. Когда объект рассматривается в его отношении к субъекту, он становится носителем ценности.

Наряду с общеизвестными задачами студенческой педагогической практики, на которую направляют основные усилия ее руководители, следует учитывать и аксиологическую функцию, суть которой заключается в том, чтобы:

- студент ощутил уверенность в правильном выборе профессии;

- произошла актуализация приобретенных предметных специальных знаний, окрепла познавательная самостоятельность студента в поиске новых знаний, необходимых в подготовке к уроку;

- закрепилось ощущение успеха, самореализации в реальной, а не моделирующей в аудиториях вуза педагогической деятельности, посредством умений:

а) формулировать педагогические цели;

б) изучать качество знаний и развитие учащихся;

в) управлять познавательной деятельностью учащихся в условиях традиционной и компьютерной образовательных средах;

г) применять современные методы обучения и информационных технологии;

д) адаптировать учебный материал к познавательным возможностям учащихся;

е) оценивать учебные достижения учащихся;

ж) организовывать внеурочную деятельность и общение школьников;

з) организовывать ценностное взаимодействие с родителями учащихся, и чтобы:

- студент встретил эталонный образ-образец учителя, приобрел собирательный или реальный профессиональный идеал;

- сформировалось ценностное отношение к школе, учащимся, к будущей деятельности на основе рефлексии прожитого периода жизнедеятельности.

Общий процесс инновационных изменений в образовании актуализировал вопрос о необходимости внесения корректив в содержание вузовской подготовки учителя, изменения концептуальных основ педагогической практики. Инновационная стратегия образования, обновление его содержания создали уникальные возможности вариативности в приобщении к деятельности. Эта вариативность проявляется в возможности выбора студентами позиции, стиля, методики, учебников и т.д.

Аксиологический диапазон педагогической практики не ограничивался подготовкой студентов к учебной деятельности. Общение с будущими коллегами, освоение коммуникативного и управленческого поля жизнедеятельности школы дополняется проблемой выстраивания взаимодействия с родителями. Это самый сложный пласт педагогической деятельности.

Успех педагогической практики определяется системой подготовки студентов в вузовских аудиториях. Согласно общей линии формирования профессиональной подготовки и реализации этой системы, выявлены следующие закономерности:

1. Развитие профессиональной готовности специалиста происходит более интенсивно при реализации контекстного обучения, погружения в практику деятельности инновационных школ.

В Орском гуманитарно-технологическом институте на всех дисциплинах суть его выражалась в том, что основной единицей взаи-

модействия в работе преподавателя и студента являлась обучающая ситуация (учебнопрофессиональная задача).

2. Качество усвоения опыта учебно-профессиональной деятельности студентами зависит от целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента.

3. Построение образовательного процесса в вузе на основе комплекса учебно-профессиональных задач обеспечивает развитие всех составляющих профессиональной готовности (академической зрелости) ценностного самоопределения.

Основным средством профессиональной подготовки, поддерживающим «ценностный образец» - модель специалиста, является комплекс учебно-профессиональных задач. Логика целостности подобного комплекса предусматривает подбор учебно-профессиональных задач, решение которых создает условия для развития основных обобщенных профессиональных умений. Каждое обобщенное профессиональное умение структурно включает в себя ряд частных умений, овладение которыми обеспечивается решением блока оперативных и простых учебно-профессиональных задач. Решение серии подобных учебно-профессиональных задач дает возможность студенту выполнять определенные действия в составе частного профессионального умения. Комплекс учебно-профессиональных задач служит средством интеграции и обеспечения непрерывности профессиональной подготовки, так как их решение предполагается на различных этапах профессиональной подготовки и в различных дисциплинах.

4. Развитие профессиональной компетентности, профессионального мышления и профессиональной культуры происходит во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Названные выше качества настолько тесно связаны между собой, что представить их по отдельности можно только условно, поэтому их развитие у студентов происходит практически одновременно. При этом их развитие приводит к созданию нового интегрального качества личности специалиста - профессиональной готовности.

В аксиологической концепции педпрактики учитывалось, что современная социальная ситуация ставит перед учителем такие новые сложные проблемы, как низкая мотивация учения и невысокий уровень знаний школьников, разрыв между образованностью

и воспитанностью, бедность духовных интересов, средовая дезадаптация детей и др.

Следовательно, в подготовке специалис-та-педагога особо актуальным становился вопрос о выработке четких ценностных ориентаций педагога как принципах его индивидуальной деятельности на основе выбора альтернатив в решении повседневных профессиональных и личностных задач.

Одним из базисных аксиологических положений концепции педагогической практики студентов была педагогическая деонтология К. Левитана. Известно, что «деонтология» происходит от греческих «deontos» - должное и «logos» - учение, наука о профессиональном поведении педагога.

Стратегия аксиологической концепции педпрактики определялась как достижение перехода внешних впечатлений к внутренним ценностным ориентирам будущей деятельности, то есть ведущая линия реализации потенциальных, не востребованных пока возможностей педпрактики, - ценностное отношение студента к ученику, школе, учителю, уроку, к построению образа «Я-педагог» и образа будущей педагогической деятельности.

Концептуальным положением педагогической практики выступало также положение о том, что ценностные ориентации личности находят свое выражение в социальной активности, охватывающей различные сферы деятельности. В основе такой активности лежат потребности, мотивы и интересы личности, где потребности принято считать главной побудительной силой активности личности. Потребность в труде как потребность в самореализации, как одна из основных потребностей, характерна для каждого человека.

Педпрактика студентов создает оптимальные условия для самореализации личности студента, особенно в школе инновационного типа. Поскольку каждая из данных школ имеет свою проблему, концепцию, модель, гипотезу и задачи, приобщение студентов к инновационной деятельности начинается именно со знакомства с основными положениями концепций, инновационными технологиями, опытом учителей.

Знакомство с концепциями инновационных школ, их планами и программами, с учителями, входящими в методические объединения, являлось задачей первой недели практики. В это время студент должен был посетить не только уроки по своему предмету, но

и уроки учителей разных предметов, учите-лей-новаторов, а затем проанализировать эти уроки по предложенной схеме.

Проходя практику в инновационной школе, студенты, таким образом, имеют возможность не только познакомиться с концепцией, работой ее педколлектива, но и сами могут активно включиться в этот процесс.

Поскольку проблема каждой гимназии -это углубленный подход в обучении учащихся на основе их профессиональных планов с выходом на формирование творческой личности, то педагогический коллектив создает оптимальные условия для выявления интеллектуальных способностей каждого школьника и создания высокого интеллектуального фона класса. Поэтому студенты, выходя на практику, должны обладать достаточно высоким уровнем общих, специальных, профессиональных знаний, адекватных общему интеллектуальному уровню класса, с одной стороны, и методическую готовность, вооруженность инновационными методиками и технологиями, с другой стороны.

Включаясь в диагностическую работу школы в рамках эксперимента, студенты имеют совершенно иную мотивацию, чем тогда, когда они «выполняют» обязательное задание «в никуда». Во время экспериментально-диагностической работы перед студентами раскрывается общая картина диагностик развития интеллекта, креативности и т.д.

Студенты в условиях инновационных школ убеждаются в реализации свободы творчества учителя и ученика.

Учитель имеет право выбора учебников, учебных программ, методов и форм обучения предмету с ориентацией на конечный результат. Учителю предоставляется возможность варьировать количество часов на отдельные темы внутри предмета и в зависимости от специфики данного класса. Дано право на творческий эксперимент и научную работу.

Учащимся предоставляется право выбора класса, специального предмета или курса, профиля, ряда экзаменов, факультативов, учителей и классных руководителей, выбор форм и видов учебной деятельности на уроке и домашних заданий. Студенты усваивали, что целостность системы находит свое выражение во взаимосвязи всех ее частей: новой цели обучения соответствуют новые дидактические принципы и содержание образования, особые типические свойства методической

системы, системы изучения результативности усвоения знаний, развития умений.

Проникновение в творческую лабораторию учителя, прикосновение к нему в ситуации свободного общения есть особый путь передачи опыта из «рук в руки» путем «наставничества», «ученичества».

Развитие креативности студентов способствует выработке умения творческого поиска, новаторского отношения, готовит к работе в режиме инновационных образовательных учреждений, к принятию решений в конкретных ситуациях. Этому в полной мере способствуют спецкурсы, мастер классы педагогов, научное общество студентов и преподавателей института, вносящих вклад в реализацию аксиологической функции педагогической практики.

Инновационные учебные заведения являются творческими лабораториями, организующими поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации. И в период педпрактики студенты органично приобщаются к этому процессу.

Включаясь в экспериментальную работу в различных звеньях школы, студенты имеют возможность выбора возрастной ступени, на которой процесс самореализации будет максимально успешным.

На педпрактике интенсивно начинает действовать ценностный механизм ориентации Поиск - Оценка - Выбор - Проекция, поскольку, посещая уроки учителей-методи-стов, студенты на пути к самореализации как высшей потребности должны найти, оценить и выбрать те инновационные технологии, методы и приемы, которые помогут самовыражению студентов не только на педпрактике, но и в их дальнейшей работе.

Очень важным направлением организации и реализации аксиологической функции педагогической практики было ознакомление студентов не только с вариативными учебниками, но и постепенным изменением технических средств обучения по их значению и месту в учебном процессе, характеризующимся переходом от наглядно-демонстрационных к обучающим, от отдельных приборов и пособий к микролабораториям.

На практике IV курса в течение первой недели студенты обычно посещают около 30 уроков с целью изучения опыта использования инновационных информационных технологий обучения. После каждого урока прово-

дится беседа с учителем, в ходе которой обсуждаются задачи, которые он ставил, насколько способы их решения были адекватны целям урока, насколько последние были реализованы. Посетив уроки разных учителей по разным предметам, студенты приобретают общее впечатление о работе школы, общий взгляд на педагогическую реалию «школа». В результате у студента создается свой образ педагогической деятельности.

Однако на IV курсе деятельность студентов в процессе педагогической практики направлена не только на формирование знаний об образовательных технологиях, но и реализация умений. Они проходят несколько этапов на пути профессионального развития:

- этап ученичества, то есть подражания, переноса знаний, умений, навыков из области профессиональной подготовки в область пробной педагогической деятельности;

- этап профессионального становления, когда студент делает так, как его учили, но в то же время сам принимает решение, как лучше применить знания, полученные в вузе, на уроке в школе;

- этап профессиональной рефлексии, демонстрирующий личностное креативно-ценностное отношение студента к педагогической деятельности, преломление его ценностных ориентаций на будущую профессию. Нам данном этапе особую роль играют межличностные отношения, потому что студент впервые наравне с учителем работает классным руководителем. От того, какими ценностными ориентациями обладает «новый учитель», зависит и качество всех внеклассных мероприятий, проводимых в период практики. Именно на этом этапе наиболее заметна работа студентов по творческому использованию педагогических приемов воздействия на учеников, упражнения в управлении группой, классом вне урока.

Таким образом, обеспечение свободы выбора студентом его индивидуальной программы педпрактики и рефлексии, самореализации позволило определить в ходе исследования подлинность развития ценностных ориентаций на самореализацию, творчество, сотрудничество, познание. В ходе педагогической практики осуществлялось максимальное приближение студента к инновационной деятельности школьного учителя.

На V курсе педагогическая практика рассматривается как непрерывное решение цепи

учебно-воспитательных задач. Студент осваивает опыт воспитательной работы в школе с учетом своей будущей квалификации. Мы наблюдали, как обогащенные теоретические знания преломляется в школьной аудитории с учетом возрастных особенностей класса, замечали, как расширяется диапазон профессионально значимых ценностей: социальная значимость труда учителя, возможность самореализации в профессии и общении с учениками, любовь к педагогической деятельности, осознание растущей свободы творчества. Ценностное отношение к профессии через реализацию задач педпрактики становится осознанным, устойчивым. Именно на V курсе идет отработка, шлифовка умений и навыков преподавания, полнее осваивается многофункциональная деятельность педагога. Возрастает роль самоанализа собственной деятельности. Чтобы «открыть» студента в мире инновационных технологий обучения, мы использовали запись уроков лучших учителей города в рамках конкурса «Учитель года» и зачетные уроки самих студентов. Проводили серию видеотренингов, призванных выработать у студентов привычку и умение анализировать собственную деятельность. Видеотренинго-вая система дала возможность более подробно останавливаться на различных этапах урока, отслеживать его наиболее удачные моменты, отмечать смену настроения учителя и учащихся, заострять внимание на ошибках и недочетах, развивать рефлексию.

Мы убедились, что поэтапное аксиологическое проектирование педагогической практики способствует формированию интереса к профессии, положительной установке на педагогическую деятельность, развитию креативно-ценностных качеств, совершенно необходимых педагогу.

Логика нашего исследования показала, что педагогическая практика, являясь органи-

ческой частью учебного процесса, реализует аксиологическую функцию, специфичную только для нее. Отправной точкой для реализации педагогической практики является то, что она занимает сущностно значимое место не только в профессиональном становлении педагога, но и формировании ценностного отношения к профессии, различным видам деятельности, в которых наиболее успешно формируются педагогические умения, приемы взаимодействия учителя и ученика.

Выстраивая модель педагогической практики, принятой в Орском гуманитарно-технологическом институте, на основе принципов гуманизации, гуманитаризации, фундамента-лизации, вариативности, интеграции, демократизации и свободы выбора, мы выявили основные условия эффективного проявления аксиологической функции педагогической практики:

- полноценная организация и содержание, обеспечивающее базовую подготовку студента, в школах инновационного типа;

- систематичность и непрерывность практики в течение всего периода профессиональной подготовки учителя;

- преемственность всех видов практик;

- реализация креативно-деятельностного подхода к педагогической практике;

- формирование ценностного отношения к профессионально значимым умениям, без которых невозможно выполнение педагогических задач;

- обеспечение субъектной позиции студента, развитие способностей к творческому поиску, новаторскому мышлению.

Обозначенные условия являются показателями аксиологической функции педагогической практики, позитивно влияющей на подготовку будущего педагога, на формирование его аксиологического потенциала.

18.01.2011

Сведения об авторе: Мелекесов Геннадий Анатольевич, ректор Орского гуманитарно-технологического института (филиал) ГОУ ОГУ, доктор педагогических наук, профессор

462403, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15-А, тел./факс (3537) 236569, melekesovga@yandex.ru

UDC 378

Melekesov G.A.

AXIOLOGICAL FUNCTION OF A PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS FROM UNIVERSITY

Pedagogic education axiologication questions, particularly questions of the pedagogical practice as one of the factors of the future teacher’ personality axiological potential development, are discussed in this article. Considering the axiological function of pedagogical practice, the author proposes to amend the content of university teacher preparation: identifies regularities of the training of future teachers, specifies the objectives of pedagogical practice, defines conditions for manifestation of axiological features of pedagogical practice.

Keywords: the axiologication of the pedagogical education, the pedagogical education, the pedagogical practice axiological conception.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.