Научная статья на тему 'Педагогическая практика как полифактор подготовки педагога-гуманиста'

Педагогическая практика как полифактор подготовки педагога-гуманиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ПОЛИФАКТОР / HUMANISTIC EDUCATIONAL PROCESS / TEACHER-HUMANIST / PEDAGOGICAL PREPARING / PEDAGOGICAL PRACTICE AS MULTIFACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичкова Надежда Михайловна

Рассматривается педагогическая практика как полифактор педагогической профессиональной подготовки педагога-гуманиста. Раскрывается содержание ряда факторов становления будущего педагога во взаимосвязи друг с другом. Обосновывается их обусловленность целями, задачами и функциями педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical practice as multifactor of teacher-humatist’s pedagogical preparing

The pedagogical practice is concided as multifactor of teacher-humanistic's pedagogical professional preparing. The maintenance of number of factors of formation of future teacher in interrelation with each other reveals. We proved their conditionality by the purposes, tasks and functions of pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика как полифактор подготовки педагога-гуманиста»

УДК

ББК

ГСНТИ 14.07.01

Код ВАК 13.00.01

Н."

Ульяновск

. Новичкова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ПОЛИФАКТОР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ГУМАНИСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманистический образовательный процесс; педагог-гуманист; педагогическая подготовка; педагогическая практика как полифактор.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается педагогическая практика как полифактор педагогической профессиональной подготовки педагога-гуманиста. Раскрывается содержание ряда факторов становления будущего педагога во взаимосвязи друг с другом. Обосновывается их обусловленность целями, задачами и функциями педагогической практики.

N. М. Novichkova

Ulyanovsk

PEDAGOGICAL PRACTICE AS MULTIFACTOR OF TEACHER-HUMATIST’S PEDAGOGICAL PREPARING

KEY WORDS: humanistic educational process; teacher-humanist; pedagogical preparing; pedagogical practice as multifactor.

ABSTRACT. The pedagogical practice is concided as multifactor of teacher-humanistic's pedagogical professional preparing. The maintenance of number of factors of formation of future teacher in interrelation with each other reveals. We proved their conditionality by the purposes, tasks and functions of pedagogical practice.

Гуманизация образования как постепенный переход к гуманистическому образовательному процессу, реализующему идеи, принципы, подходы, педагогические средства гуманно-личностной педагогики, остается одной из важнейших тенденций современного образования. Образовательная практика нуждается в научно-теоретической обоснованности и практической проработанности тех путей и образовательных средств, которые достаточны для того, чтобы тенденция переросла в процесс. В современном полипарадигмаль-ном образовательном пространстве педагогическая гуманистическая парадигма занимает свою антропологическую и социальнокультурную нишу. Она ориентирует педагогическое сообщество на реализацию природного потенциала человека, помощь в раскрытии в себе человека, проявление человечности и творческих способностей, развитие в себе духовной основы человеческой жизни, что предполагается взаимно как для воспитанника, так и для педагога (Ш.А.Амо-нашвили, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский,

А. С. Макаренко, М. П. Щетинин и др.).

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует образовательные учреждения профессионального педагогического образования к осуществлению подготовки учителей, открытых всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития школьников, чутких, внимательных и вос-

приимчивых к интересам школьников; в ней отмечено: «Новая школа — это новые учителя» [1].

Профессиональная педагогическая подготовка будущего педагога-гуманиста в вузе осуществляется и складывается прежде всего в условиях изучения педагогических учебных дисциплин, в ходе прохождения педагогических практик. Изучение гуманистических возможностей педагогической практики как одного из видов профессиональной практики будущего педагога-гуманиста в контексте его профессиональной подготовки необходимо: а) для оформления системы педагогической подготовки будущего педагога к организации гуманистического образовательного процесса; б) для вклада в кадровое обеспечение перерастания тенденции гуманизации в реальный гуманистический образовательный процесс на основе объективных закономерностей; для организации гуманистического педагогического процесса в образовательном учреждении.

Решению проблемы гуманизации образования сегодня служат результаты исследований педагогов и психологов: К. А. Абуль-хановой-Славской, М. Н. Берулавы, Е. В. Бон-даревской, И. А. Зимней, Е. Б. Манузиной, Н. Д. Никандрова, Е. В. Ростовцевой, М. А. Холодной, И. С. Якиманской и других авторов. Гуманизации педагогического образования посвящены идеи и выводы следующих исследователей: Г. Б. Корнетова, И. Б. Ко-

© Новичкова Н. М., 2012

товой, 3. Г. Нигматова, В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова.

Аксиологические аспекты проблемы гуманизации освещены в работах В. И. До-донова, С. Ф. Егорова, Н. Д. Никандрова,

В. Г. Пряниковой, 3. И. Равкина. Научные исследования в рамках докторских диссертаций по гуманистической образовательной проблематике вносят свой вклад в обеспечение перерастания тенденции гуманизации в гуманистический процесс: В. П. Без-духов, М. Н. Берулава, P.A. Валеева, Е. В. Васильев, 3. Г. Нигматов, E.H. Шиянов и др. Автор данной статьи исследовал проблемное обучение как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе (1996 г.).

Педагогическая практика выступает важным полифакторным пространством профессионально-личностного становления будущего педагога как специалиста. Она является таковой в силу взаимосвязанности и взаимообусловленности основных ее функций, которые проявляются, реализуются и обеспечиваются в единстве знаний, действий, умений, навыков, отношений, ценностей, позиций, компетенций студента-практиканта в реальном педагогическом процессе. К числу основных функций, которые создают основания для факторов профессиональной подготовки педагога, относят: адаптационную, обучающую, воспитательную, развивающую, диагностическую [З. С. 5], конструкторскую, исследовательскую, коммуникативную, аксиологическую функции [2. С. 136].

Под фактором понимают чаще всего причину, движущую силу какого-либо явления, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении (Словарь иностранных слов Н. Г. Комлева, 2006 г.; толковый словарь под ред. С. И. Ожегова и

Н. Ю. Шведовой и др.). Обратим внимание на то, что буквально термин «фактор» происходит от нем. Faktor, от лат. factor — делающий, производящий — существенное обстоятельство, причина какого-л. процесса, явления. И в ряде словарей указывается на то, что это — причина, определяющая его характер или отдельные черты (Современный толковый словарь; толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова). Вместе с тем в английском языке слово factor — сомножитель, с этим термином связано слово «факториал» в математике, обозначающее произведение натуральных чисел от 1 до любого заданного натурального числа n, которое обозначается как п!.

Принимая во внимание все аспекты объяснения смысла понятия «фактор», в контексте данной статьи под фактором подготовки педагога-гуманиста мы понима-

ем существенное обстоятельство в образовательном процессе, которое обусловливает либо гуманистический характер деятельности студента-практиканта, либо ее отдельные гуманистические черты, причем в период педагогической практики имеет место сразу несколько факторов. Их общее содержание взаимосвязано в единое, оно есть наложение и «умножение» содержания всех факторов и предполагает неизбежно профессиональные действия со стороны будущего педагога.

Педагогическую практику как вид профессиональной практики в вузе справедливо определять как полифакторное пространство профессионального становления педа-гога-гуманиста в силу существования для этого многих разнообразных по характеру и содержанию факторов. Данные факторы профессионального становления педагога-гуманиста в ходе педагогической практики можно называть подобно и согласно функциям, которые реализуются в ней, и изучать их роль согласно их назначению как автономно от других, так и в связи с другими.

Вместе с тем педагогическая практика как пробный период профессиональной педагогической деятельности будущего педагога являет собой единое жизненное пространство, в котором все функции реализуются неразделимо и слитно, а факторы являют единое содержание для деятельности студента. Педагогическая деятельность для студента-практиканта выступает целостной деятельностью, в которой множество факторов профессионального становления и развития педагога-гуманиста создают единую ткань для жизненного и профессионального самовыражения, самореализации, самоопределения, саморазвития будущего педагога как специалиста. Свое профессиональное становление студент-практикант не может «разделить» на составляющие, он воспринимает и переживает его как целостное явление, как некий новый для себя образ жизни в период педпрактики, как период профессиональной деятельности и жизни, которую необходимо прожить, соблюдая определенные требования и выполняя соответствующие действия. В этом смысле вся педагогическая практика предстает полифактором профессионального становления и развития будущего педагога, что обусловливает неразделимость и слитность всего происходящего в течение педагогической практики и делает в силу этого восприятие происходящего, своих действий («шагов», отношений, общения, умений и т. д.) для практиканта усложненным, затрудненным для рефлексии, осмысления, понимания. Именно поэтому мы видим смысл считать педагогическую практику

полифактором, а не только полифакторным пространством (что вполне правомерно в другом контексте научного рассмотрения проблемы). Полифактор связан с целостной и единой основой самого образовательного процесса, системы подготовки будущего педагога к его организации; с целостностью человеческой природы и профессиональной культуры педагога.

Становление педагога-гуманиста предполагает наличие приверженности гуманистическим ценностям, гуманистической направленности, владение методами и приемами организации гуманистического образовательного процесса. Гуманистические взгляды педагога связаны: а) с признанием самоценности ребенка как человека, его человечности, человеческих черт как добродетелей (духовность, душевность, любовь, милосердие, сострадание, внутренняя свобода, активность, творчество, гармоничность и др.); б) пониманием сущности и средств организации гуманистического педагогического процесса; в) пониманием ожидаемых результатов гуманистического образовательного процесса.

В реальном педагогическом процессе гуманистические взгляды будущего педагога выражаются в его мировоззренческих универсалиях, под которыми В. С. Степин понимает те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, природы, пространства, времени, причинности, справедливости, свободы, истины, красоты, добра, зла и т. д. и задают целостный обобщенный образ человеческого мира. Он считает, что «мировоззренческие универсалии определяют не только рациональное осмысление, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов, состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий предстают как базисные ценности культуры. Они функционируют как своеобразные гены социальных организмов» [4. С. 67].

С этой точки зрения гуманистические взгляды педагога проявляются и проживаются как интеллектуально, так и эмоционально; как безотносительно конкретного события, так и в событиях, происходящих в педагогическом процессе; как вне собственного действия студента-практиканта в качестве педагога (в воображаемом смысле), так и в собственном действии в педагогической деятельности.

Обратимся к рассмотрению факторов педагогической практики как вида профессиональной практики, направленных на профессиональное становление педагога-гуманиста.

Фактор адаптации студента к образовательному процессу неизбежно реализуется

и связан с адаптационной функцией педагогической практики. Практиканту необходимо совершить ряд действий: он знакомится с деятельностью конкретного типа современной школы; с педагогами и детьми, с которыми постепенно устанавливает контакт; привыкает к режиму учебновоспитательных занятий; входит в систему педагогических отношений, внутришколь-ных связей; знакомится с некоторыми родителями учащихся. Студент-практикант начинает испытывать некоторые трудности в своем деле, вместе с тем переживает радость в процессе общения с детьми, в проявлении собственного творчества на уроке и вне уроков. Важно помочь студенту почувствовать и понять следующее: «Я нужен этим детям», «Я — интересный творческий педагог и меня здесь ждали», «Я нужен в этой школе». Адаптация студента-практи-канта к условиям своей профессиональной деятельности происходит постепенно, по мере того, как он воспринимает для себя эти условия как новые, пробует свои силы в деле. Важно, чтобы практикант почувствовал, что педагогическая среда, в которую он пришел, доброжелательная, деловая, творческая, и он сможет в ней проявить свои начальные профессиональные знания, умения.

Как правило, студент проверяет свою готовность к педагогической деятельности на адаптивном уровне (особенно на первой практике), стремясь следовать известным педагогическим рекомендациям и советам в своей деятельности, которые он находит «подходящими» для своих профессиональных действий, а также ориентируясь на образцы педагогической деятельности, которые наблюдает на практике в школе.

Диагностический фактор, связанный с необходимостью диагностировать ход педагогической практики, проявляется в том, что у студента проявляется (выявляется) отношение к ребенку, к различным видам педагогической деятельности, а также личностные профессионально значимые качества, его профессиональная готовность к педагогической деятельности. Так, студент находит, что ряд его личностных и индивидуальных качеств помогает решать образовательные задачи в педагогическом процессе и благоприятствует педагогической деятельности, а какие-то качества «мешают» проявлять себя профессионалом. Вместе с тем практикант обнаруживает возможные риски, имеющие место в профессиональной педагогической деятельности.

Обучающий фактор связан с реализацией соответствующей функции педпрактики, и его содержанием является следующее: студент применяет знания в професси-

ональной педагогической деятельности; находит им прикладное применение; обретает основные умения и навыки в ходе самой деятельности; строит реальное общение с детьми на педагогической основе; самостоятельно ведет воспитательную работу, организует учебный процесс на уроке; ведет самоанализ действий, отношений, общения; расширяется репертуар его профессионального поведения. Будущий учитель учится у своих учеников, учителей этой школы, у своих однокурсников.

Воспитывающий фактор состоит в воспитании и самовоспитании у будущего педагога ответственности за детей, которых ему доверили во время практики, в выполнении профессиональных обязанностей в целом. Студент учится в конкретных педагогических условиях относиться к ребенку как к человеку, принимать и понимать его; стремится помочь ребенку стать интереснее, красивее, умнее, сильнее, самостоятельнее, взрослее. Вместе с тем, находясь в школе рядом с детьми, он учится проявлять или выражать свои лучшие личностные качества: уважение, внимательность, доброту, заботливость, ответственность.

Реальная педагогическая деятельность побуждает студента к постоянному самообразованию и самовоспитанию, к развитию профессионально значимых личностных качеств. Главным учителем для студента, стремящегося реализовать идеи и принципы гуманистической педагогики, становится ребенок, который побуждает его изменяться. У будущего учителя формируется мотивация к педагогической деятельности и интерес к ней, а также стремление творчески провести урок, внеклассное дело, общаться с детьми. Так педагогическая практика приучает (обучает, учит, научает) будущего педагога проявлять себя в профессиональной деятельности педагогом-гума-нистом.

Развивающий фактор проявляется в раскрытии педагогических способностей студента-практиканта, в формировании и развитии его профессиональных умений: дидактических, методических, коммуникативных, организаторских, рефлексивных, перцептивных и др. Развиваются педагогическое сознание и личностные качества, необходимые педагогу; формируются педагогическое мышление и педагогическая позиция. Развитие будущего педагога непосредственно связано с его саморазвитием, соразвитием. Вместе с тем оно состоит в развитии своих умений: ставить цели, конкретные задачи, предполагать результаты гуманистического процесса; планировать учебное занятие на духовной основе; творить собственный замысел урока; состав-

лять проект внеклассного дела; разрабатывать дидактический материал к уроку; адаптировать или разрабатывать урок-игру в различных вариантах; целесообразно разрешать педагогическую ситуацию и др.

Исследовательский фактор связан с реализацией исследовательской функции и состоит в изучении практикантом личности ученика и классного коллектива с целью диагностики, проектирования их развития, организации и корректировки взаимодействия, а также в изучении и анализе своих профессиональных характеристик. В этом будущему педагогу помогают его рефлексивные, диагностические умения. Практикант учится использовать в своей деятельности методы и конкретные методики пси-холого-педагогической диагностики, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы. В ходе второй педагогической практики студент проводит частично опытно-экспериментальную работу, необходимую для проверки гипотезы своего курсового исследования по педагогической проблеме. Он также обращается к передовому педагогическому или новаторскому опыту (новым педагогическим системам, современным технологиям обучения и воспитания, альтернативным и вариативным программам и учебникам) с целью поиска наиболее целесообразных педагогических средств педагогической деятельности.

Аксиологичесческий фактор «срабатывает» через проявление ценностного отношения студента к ребенку, к школе, педагогическому процессу, к педагогическому труду, к своей деятельности. Будущий педагог убеждается в том, что ребенок есть самоценность, самые главные ценности — жизнь и здоровье детей: физическое, нравственное, духовное, психологическое. Он учится принимать ценности детского мира в школе и бережно относиться к ним: радость ребенка, жизнерадостное и мажорное настроение, счастье ребенка. Ценность представляют собой и права ребенка: быть самим собой, быть не тем, кого ожидает в ребенке увидеть взрослый, право на познание, на незнание, на заботу и тепло со стороны педагога, на защиту от зла со стороны взрослых и др. В. А. Сухомлинский писал: «Истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы беречь радость, счастье, на которые имеет право ребенок. ... Воспитание обязано беречь это огромное богатство маленького сердца — радость, счастье». [5. С. 33]. Аксиологическая сфера будущего педагога значительно расширяется в сторону гуманистических ценностей в условиях реального гуманистического педагогического процесса, в который он включен как профессионал.

Наиболее синергетической по своей основе является коммуникативная функция, с ней связан фактор общения и отношений. Студент учится вести педагогически организованное общение с детьми: инициировать общение на уроке и вне урока, поддерживать общение; помогает детям общаться на конструктивной и гуманно-личностной основе, оказывает посредством общения воспитательное влияние на ребенка. Нрак-тикант развивает свою речевую культуру и технику речи, помогает в этом детям. Он продумывает и реализует коммуникативную сторону урока, учится бесконфликтно строить деловые и личностные отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

На примере фактора общения и отношений можно проследить взаимосвязь других факторов педагогической практики, которые влияют на педагогическую подготовку педагога-гуманиста. Во-первых, в ходе педагогической практики студент убеждается в том, что слово учителя является педагогической ценностью и важнейшим педагогическим средством, владение которым требует большой работы над собой и настоящего искусства. Нроисходит это в комплексном виде: студент сам «устанавливает» (диагностирует) для себя ценность слова как педагогического средства, осмысливает

(анализирует, сравнивает) его педагогические аспекты, учится слову доброму, красивому, вескому, духовному, точному (выбирает приемы, корректирует свою речь), использует педагогичное слово как одухотворенное, вдохновляющее, возвышающее ребенка (развивает культуру речи, свои коммуникативные умения), рефлексирует по поводу своей речи и особенностей общения с детьми (сравнивая с тем, что было в начале практики).

Так происходит обучение в процессе самостоятельной педагогической деятельности и развитие речевой культуры, культуры общения, эмоциональной культуры, интеллектуальной культуры. Так содержание всех факторов, соединяясь и пересекаясь, проявляет свою «множительную силу», которая требует от студента проявления и владения множеством (или единством) разнообразных по характеру знаний, умений, навыков, мировоззренческих взглядов, жизненных и педагогических ценностей.

Таким образом, педагогическая практика выступает полифактором педагогической подготовки педагога-гуманиста как профессионала. Все факторы подготовки педагога-гуманиста так тесно взаимосвязаны, что выделить их можно лишь условно на основе реализуемых функций самой педагогической практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ образовательная инициатива «Наша новая школа». иЯЬ: ЬНр://„„„.кгет1т. ги/пешв/ббвз (дата обращения: 11.07.2012).

2. НОВИЧКОВА Н. М. Недагогическая практика в вузе как пространство профессиональноличностного становления будущего педагога // Дело его жизни : сб. науч. ст., посвященных 160-летию И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2008. Вып. 3.

3. НЕДАГОГИЧЕСКАЯ практика / под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Боровиковой. М. : Академия, 1998.

4. СТЕНИН В. С. Наука и философия // Вопросы философии. 2010. № 8.

5. СУХОМЛИНСКИИ В. А. Нотребность человека в человеке. 2-е изд. М. : Советская Россия, 1981.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.