Научная статья на тему 'Акмеологичность идей классической теории Иоганна Генриха песталоцци'

Акмеологичность идей классической теории Иоганна Генриха песталоцци Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ / I.F. PESTALOZZI / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ACMEOLOGICAL IDEAS / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPING TEACHING / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Наталья Викторовна

Показано, что теория И.Г. Песталоцци включает в себя акмеологически ориентированные идеи, приложение которых к дидактическому процессу позволяет реализовать в современных условиях непрерывный процесс личностного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL IDEAS OF FRIEDRICH JOHANN PESTALOZZI CLASSICAL THEORY

The article shows that theory of I.F. Pestalozzi includes acmeological ideas which application to didactic process allows to realize the continue process of personal education in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Акмеологичность идей классической теории Иоганна Генриха песталоцци»

АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ Acmeology of great personalities

УДК 378; 159.9

АКМЕОЛОГИЧНОСТЬ ИДЕИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ

Соловьёва Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; e-mail: [email protected]

и

АННОТАЦИЯ

Показано, что теория И.Г. Песталоцци включает в себя акмеологически ориентированные идеи, приложение которых к дидактическому процессу позволяет реализовать в современных условиях непрерывный процесс личностного развития человека.

Ключевые слова: И.Г. Песталоцци, акмеологические идеи, развивающее обучение,

личностное развитие.

В современной России всё чаще обращаются к идеям великого швейцарского педагога, их включают в воспитательные и дидактические системы. Справедливость подобных действий обусловлена тем, что идея развивающего обучения — значимое открытие Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), одного из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века.

И.Г. Песталоцци родился в семье врача, воспитывался матерью (отец рано умер), и возможно, этот луч материнской любви и заботы озарил его жизнь и сыграл решающую роль в создании им программных, наставительных произведений «Лингард и Гертруда» (1781) и «Как Гертруда учит своих детей» (1801) — основная идея которых направлена на стимулирование умственной деятельности. Песталоцци признавался, что учился нервно, улавливал очень быстро и правильно сущность, не преуспевая там, где требовалось напряжённое внимание. Обладая мягким характером, чувствительностью и отзывчивостью к горю окружающих, он эмоционально воспринимал мир, и его семья (в частности, супруга Анна) занималась социальным воспитанием.

Вся биография И.Г. Песталоцци — последовательность создания институциональных систем, новых, неповторимых, оригинальных:

— учреждение для бедных (Нейгоф, 1774-1780); в 1799 году он покидает страну и созданный им сиротский приют, потерпевший крах;

— в конце 1790-х годов Песталоцци организует в г. Станце приют для осиротевших и беспризорных детей, которым он стал любящим и заботливым отцом;

— 1800-1804 гг. — создаёт в Бургдорфе институт и среднюю школу с интернатом, служившую базой для подготовки учителей;

— 1805-1825 гг. — создан и функционирует институт в Ивердоне, получивший международную известность.

В 1826 году выходит в свет «Лебединая песня» — предсмертное сочинение, итог педагогической деятельности [1, с. 298].

Каждый шаг обучения обосновывается автором последовательностью педагогических идей. Составление последовательных рядов средств обучения — нетрудная задача.

Для этого необходимо изучить наличные средства обучения мастерству, чтобы упростить их и расчленить на составные элементы. В более сложном виде эти средства очень высокого качества имеются повсюду. Будучи расчленены на свои простейшие составные части, они непосредственно примыкают к тем простым упражнениям по элементарной гимнастике, которые Песталоцци уже составил. Он предполагал разработать для каждой отрасли индустрии упражнения в таком порядке, чтобы никогда более сложное упражнение не предшествовало простому, а более трудное — более лёгкому, для этого требуются эксперименты во всех отраслях индустрии. Их результаты, однако, не подлежат никакому сомнению. Между тем, пока эксперименты ещё не проведены, Песталоцци признавал, что не обладает такими последовательными рядами упражнений. Пока не будут проведены эксперименты, все идеальные результаты элементной подготовки людей к индустрии, которые должны сказаться на улучшении домашних условий людей и росте сил государства, останутся всего лишь мечтой. Только на основании проверки результатов экспериментов можно установить общие основы, на которых должно строиться элементарное образование в аспекте его индустриальных целей [1, с. 316]. «Чтобы этого добиться, требуется показательная школа, в которой можно проводить эти эксперименты. Я хочу организовать такую школу. И задача настоящей рукописи заключается в том, чтобы просить людей, которые полагают, что проверка этих идей — важное для человечества дело, верят в их осуществимость, а меня считают способным провести их в жизнь, помочь мне достигнуть поставленной конечной цели» [1, с. 316].

Вершиной мировой известности становится созданный педагогом Ивердонский институт, куда стремились отдать своих детей богатые семьи Швейцарии, Германии, Франции, Англии, Италии, России (число учащихся составляло в отдельные годы от 80 до 160 воспитанников).

В 1809 году автор первой социально-педагогической системы организует женский институт, при котором постоянно действует учительский семинар, то есть становится очевидным создание научно-педагогической школы (ученик И.Г. Песталоцци А. Дистер-вег в Германии возведён в статус учителя немецких учителей). А. Дистервег был сторонником теории «свободного воспитания», призывал учителей тщательно изучать ребёнка, строить педагогическую деятельность с учётом особенностей детской природы и самосовершенствования педагога: «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным, образованным» (большое значение придаёт А. Дистервег любви учителя к своей профессии и детям). Он настоятельно рекомендует, чтобы всё поведение педагога как в школе, так и вне её было образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Характеризуя моральный облик учителя, А. Дистервег требует от него твёрдых убеждений и гражданского мужества [3].

Опрос наших студентов, изучающих педагогику по первоисточникам, показал, что они становятся поклонниками и проводниками идей И.Г. Песталоцци:

— о природосообразности («человек природосообразноразвивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле; ... сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через самый акт мышления;. так же природосообразно развивает внешние основы своих способностей к мастерству и профессии, свои внешние чувства, органы и члены, лишь практически их упражняя»);

— о гармоничном развитии всех сил, но с тем, чтобы их использование было обязательно подчинено потребностям, вытекающим из положения данного индивидуума в обществе («человек должен иметь перманентное стремление, ведущее его к развитию, к мудрости»; «в отдельных случаях через процесс познания человек понимает свои интересы»; «я считаю, если человек наделён силой, он должен быть сильным духом; бывают ситуации, в которых спортсмены срываются, выходят из себя, что приводит к ужасным последствиям; я задумался над мыслью автора, что если резко бросить развитие во всех направлениях, можно опуститься до низкого социального уровня»). Это ход приро-

ды покоится на вечных, неизменных законах, заложенных в каждой из человеческих сил и в каждой из них связанных с непреодолимым стремлением к собственному развитию. Весь естественный ход нашего развития в значительной мере вытекает из этих стремлений. Человек хочет всего, к чему в себе самом чувствует силы, и он должен всего этого хотеть в силу этих присущих ему стремлений;

— относительно постоянного развития («этот метод популярен в наше время по причине того, что развитие — это дорога в будущее, и каждый незначительный шаг может являться одним из этапов совершенствования»);

— относительно развития чувств («чувства помогают человеку понять, внутренне созерцать, принять решение», «чувства делают нас людьми», «чувствам необходимо учиться, так как объём чувственных основ нравственности выходит за пределы чувств любви, признательности и доверия»); у Песталоцци обучение сочетается с воспитанием, в связи с чем студенты цитируют: «Чувства порядка, гармонии, красоты и покоя также составляют чувственную основу нравственности; при элементарном воспитании нравственности они должны подчиняться тем же самым законам, которым должны подчиняться все чувственные впечатления, и в той мере, в какой они являются основным фундаментом в воспитании человека. В целом наша нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» [2];

— о трудовом воспитании («необходимы навыки для различных видов трудовой деятельности, формируемые с детства и позволяющие не бояться трудностей рабочих профессий»);

— о физическом воспитании («считаю педагога правым в том, что мужчины и женщины в спорте должны работать по разным вариантам тренировок: для мужчин упражнения силовые и требующие высокой выносливости, для женщин — менее силовые, негрубые, намного более изящные, не требующие излишнего напряжения»; «автор придаёт значение фундаментальной для образования народа гимнастике, это актуальная идея, тем более в условиях всепоглощающей информационной среды»; «требуют отдельной разработки игры для мальчиков и девочек в связи с развитием организма, в них можно выявлять лидерские качества, задатки будущих чемпионов»; «игры должны соответствовать возрасту, особенностям растущего организма»; «автор совершенно прав в своих убеждениях относительно упражнений и движений детей»);

— о комплементарности умственного и физического развития («достижение мастерства, например в спорте, является не только результатом усердных тренировок, но и развитием характерологических особенностей, ведь ни один чемпион не имел слабого характера»);

— о движении от простого к сложному («Песталоцци пишет о том, что учение идёт от простого к сложному, это актуально, потому что относится и к умственному, и к физическому, и к нравственному развитию человека, и между ними взаимосвязь!»);

— о всесторонности развития, а не образования («как странно, что много лет назад человек прописывает идею невозможности всестороннего образования, но необходимости всестороннего развития, сегодня это для всех понятно»; «всё любить невозможно, но поистине любить человек должен то, чем занимается»);

— о психологизации обучения («умственное образование должно быть построено в соответствии с естественным путём познания»).

Таким образом, студенты выделили десять идей, которые ими приняты, актуализированы, названы «идеями умного, доброго человека» (таким педагог и был по природе своей).

Теория элементарного природосообразного воспитания и обучения не только представляет для нас исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность, так как ею утверждается необходимость параллельного и гармоничного развития всех задатков личности — интеллектуальных, физических, нравственных. Учёный указывал на значимость развивающего обучения (оно ему виделось как наблюдение и размышление ребёнка под руководством учителя).

Принимается студентами и потрясающая идея И.Г. Песталоцци об умениях, так как она близка современному компетентностному подходу — выдвинута мысль о необходимости создания «азбуки умений», усвоение которых помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми в жизни трудовыми навыками, критикуется профессиональная подготовка, сводящаяся к овладению «односторонними рутинными умениями» [1].

Памятная записка И.Г. Песталоцци «Метод», законченная 27 июня 1800 года в Бург-дорфе, прописывает искусство обучения (на основе естественно-научных аналогий); всё искусство обучения человека представляется им как следствие физико-механических законов, из которых самые существенные следующие:

1. Приведи в своём сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе.

2. Подчини все несущественные вещи существенным и в первую очередь поставь впечатления от природы и её подлинной правды выше получаемых тобой в процессе обучения опосредствованных впечатлений.

3. Не придавай никакой вещи в своём представлении большего значения, чем то относительное значение для человечества, которое эта вещь имеет в природе.

4. Систематизируй все существующие на свете предметы по их сходству.

5. Усиливай впечатление, которое производят на тебя важные предметы, заставляй их воздействовать на различные твои органы чувств.

6. В каждой области расположи знания в такой последовательный ряд, чтобы каждое следующее понятие включало в себя маленькое, почти незаметное добавление к глубоко внедрённым, ставшим незабываемыми прежним знаниям.

7. Научись доводить до полного совершенства простые вещи, прежде чем ты перейдёшь к чему-нибудь сложному.

8. Рассматривай зрелость как результат полного развития плода во всех его частях и считай, что каждое правильное суждение также является результатом завершённого во всех своих частях восприятия предмета, о котором производится суждение. Опасайся кажущегося завершения его созревания, ибо оно подобно мнимой зрелости червивого яблока.

9. Все физические процессы, безусловно, необходимы, и эта необходимость является результатом искусства природы, заключающегося в той соразмерности, с которой она соединяет между собой для достижения какой-либо цели все кажущиеся разнородными элементы своей материи. Подражающее природе искусство должно подобным же образом стараться поднять результаты, к которым оно стремится, до физической необходимости, соединяя для достижения своей цели все элементы искусства в гармонической соразмерности.

10. Богатство и разнообразие воздействующих на человека явлений природы и сферы их действия служат причиной того, что результаты физической необходимости носят на себе отпечаток свободы и самостоятельности. И здесь искусство обучения должно подражать природе: путём создания богатства и разнообразия средств воздействия и области их применения оно должно добиваться, чтобы и его результаты всегда носили на себе отпечаток свободы и самостоятельности.

11. Прежде всего познай великий закон физического механизма, а именно: воздействие на тебя предмета всегда и неизменно зависит от того, находится ли он в физической близости или в отдалении от твоих органов чувств. Никогда не забывай о том, находятся ли окружающие тебя предметы близко или далеко от тебя, установи всё положительное в твоём восприятии, в твоём профессиональном развитии и даже в твоей добродетели. Однако и этот закон твоей природы полностью зависит от другого закона. Он непосредственно связан с средоточием всего твоего бытия, а таким средоточием являешься ты сам. Не забывай этого, человек! Всё, что ты собой представляешь, всё, что ты хочешь, всё, что ты должен сделать, исходит от тебя самого. Всё должно исходить, как из центра, из твоего чувственного восприятия (physische Anschauung), и таким центром являешься опять-таки ты сам.

Триада, выдвинутая И.Г. Песталоцци поддерживается акмеологией, так как в последние годы мы дополняем структуру профессионализма нравственным и физическим компонентами как необходимыми. Практически они расшифровываются в «Памятной записке» парижским друзьям о сущности и цели метода:

— интеллектуальное образование, целью которого является правильное, всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и привитие определённых развитых интеллектуальных навыков;

— физическое образование, целью которого является правильное гармоническое развитие физических задатков человека, дающее ему спокойствие и физическую самостоятельность;

— нравственное образование, целью которого является правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений, и привитие ему определённых нравственных навыков.

И.Г. Песталоцци считал, что объём чувственных основ нравственности выходит за пределы чувств любви, признательности и доверия. Чувства порядка, гармонии, красоты и покоя также составляют чувственную основу нравственности; при элементарном воспитании нравственности они должны подчиняться тем же самым законам, которым должны подчиняться все чувственные впечатления, и в той мере, в какой является фундаментальное воспитание.

Но если мы теперь зададим себе вопрос, к чему ведёт отдельно взятое интеллектуальное, отдельно взятое физическое и отдельно взятое нравственное образование, то увидим, что каждое из них перестаёт быть элементарным именно потому, что взятое в отдельности и в таком раздельно существующем от других двух видов образования виде только и может привести именно туда, куда ведёт и не может не привести всякое одностороннее, рутинное воспитание, потому что такое воспитание не является элементарным образованием — ему недостаёт всестороннего, гармонического соответствия человеческой природе. И та самостоятельность, которую даёт человеку каждый из этих трёх взятых в отдельности видов образования, ни в какой мере не является истинной человеческой самостоятельностью, а является лишь кажущейся, шарлатанской самостоятельностью простофили в умственном, нравственном и физическом отношении (Verstandes-, Herzens- and Korpernarren).

Идея природосообразности пронизывает всю педагогику XVIII-XX веков. Для И.Г. Песталоцци она имеет особенность, связанную с образованием: любое одностороннее развитие одной из наших сил не истинное, не природосообразное развитие, оно лишь кажущееся образование.

Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил. Односторонность же развития этих сил по самой своей сути ведёт к подрыву, к разложению и в конце концов к гибели той совокупности сил человеческой природы, из которой и может только истинно и при-родосообразно возникнуть это стремление... [2].

Во времена И.Г. Песталоцци говорили об индустриальном труде, его характеристики далеки от современного, и вместе с тем опять же отдельные идеи (о совместной деятельности с правительством, ранних истоках обучения труду и др.) актуальны: «если правительство ... в этом поможет, попытаюсь совместно с несколькими людьми, в пригодности которых для этого дела я уверен, применить принципы природосообразного развития человеческих сил в области подготовки народа к труду в сельском хозяйстве и домашней промышленности. В этих целях я приму все меры, необходимые для глубокого и основательного изучения той последовательности, в которой следует при помощи элементарного метода обучать детей различным специальностям мужского и женского индустриального труда».

«На закате своих дней я буду счастлив, если при помощи этого опыта мне удастся доказать, что бедняку можно помочь в материальном отношении, не заставляя его морально

очерстветь, и что путём мудрого развития заложенных в нём способностей ему можно дать такое образование, которое поможет ему обеспечить себя при всех обстоятельствах. На склоне своих лет я буду счастлив хотя бы только наладить это дело: первые результаты подобного руководства дадут возможность выявить богатые задатки отдельных детей в отношении трудовой деятельности и найти пути использовать эти силы повсеместно как в интересах отдельных людей, так и для укрепления государства» [2].

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж. Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1989.

[2]. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. — М., 1960-1965.

[3]. Соловьёва Н.В., Беланов А.Э. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. — Воронеж. 2002.

ACMEOLOGICAL IDEAS OF FRIEDRICH JOHANN PESTALOZZI

CLASSICAL THEORY

Natalia V. Solovieva, Doctor of Education, Professor, the Acmeology and Psychology of Professional Activity Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia, [email protected]

ABSTRACT

The article shows that theory of I.F. Pestalozzi includes acmeological ideas which application

to didactic process allows to realize the continue process of personal education in modern

conditions.

Keywords: I.F. Pestalozzi, acmeological ideas, developing teaching, personal development

REFERENCES

[1]. Komenskij Ja.A., LokkD., Russo Zh.-Zh. Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. — M: Peda-gogika, 1989.

[2]. Pestalocci I.G. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: v 3-h t. — M., 1960-1965.

[3]. Solov'eva N.V., Belanov A.Je. Pedagogicheskij ideal i ego konkretno-istoricheskое voplosh-henie. — Voronezh, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.