Научная статья на тему 'Акмеологическое обеспечение инноваций в сфере образования'

Акмеологическое обеспечение инноваций в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубина Г. В.

Акмеология возникла на стыке общественных, естественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает закономерности и феномены развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обеспечение инноваций в сфере образования»

этим отдельная служба оказывает информационную и методическую поддержку факультетским академическим консультантам. Примером такой службы является Ресурсный центр кадрового обеспечения Омского государственного педагогического университета. Сотрудники этой службы непосредственно не осуществляют академическое консультирование студентов университета, а проводят различного рода тренинги и семинары о возможных методиках, техниках, технологиях осуществления академического консультирования студентов университета, повышающие компетентность факультетского работника, что бесспорно способствует повышению эффективности организации академического консультирования студентов.

Список литературы:

1. Comparison of the Student Service Organisations in Europe. European Council for Student Affairs. Report, 2005 [Текст] -http://www.ecsta.org/attachments/bestand/9d2b9b437509aadc50a87f0539a4dd e9.doc

2. Crockett D.S. Academic Advising Audit: An Institutional Evaluation and Analysis of the Organization and Delivery of Advising Services [Текст] / D.S. Crockett. Iowa City, Iowa: American Coll. Testing Program, 1988 - 184 p.

3. Crockett D.S., and Levitz R.L. A National Survey of Academic Advising: Final Report [Текст] / D.S. Crockett. Iowa City, Iowa: American Coll. Testing Program, 1983

4. Madisonville Community College Advising Handbook. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.madcc.kctcs.net/faculty/docs/ advis-ing_handbook.pdf.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Рубина Г.В/

Брянская государственная инженерно-технологическая академия,

г. Брянск

Акмеология возникла на стыке общественных, естественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает закономерности и феномены развития человека.

♦ Заведующий кафедрой Инженерной психологии, педагогики и права, доктор педагогических наук, профессор

Как известно, личностью человек становится к моменту окончания школы, но существует еще понятие - зрелая личность.

С акмеологической точки зрения зрелость личности - это категория, предусматривающая преимущественное развитие не только морально-нравственных качеств и гуманистической направленности личности, но и нормативного поведения, общения и отношений.

Зрелая личность отмечается высокой ответственностью, социальной активностью, эффективной самореализацией в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии. Поэтому следует особое внимание уделять процессам, закономерностям и механизмам совершенствования человека как индивида, субъекта труда и личности в социуме, профессии, общении.

Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются, формируются и реализуются межличностные отношения. Кроме того, общение не может осуществляться без эмоционального сопровождения.

Общение всегда влияет на становление зрелой личности и связано с взаимодействием человека с человеком.

Общение - один из важнейших факторов, отражающих характер отношений между студентами и фиксирующих то, что происходит с ними в группе. Межличностное общение начинается внутриличностно, потому что одновременно с процессом общения каждый человек чувствует какую информацию посылают ему органы чувств, что говорит его сознание, что он ощущает. В связи с этим с одним человеком нам приятно общаться, с другим нет, но в той ситуации, которая будет изложена ниже необходимо прямое общение, предусматривающее личные контакты между всеми студентами группы и непосредственно восприятие друг другом общающихся людей.

Мы будем рассматривать общение как процесс непосредственных взаимоотношений студентов ВУЗа, основанный на общении, на передаче знаний, на самостоятельной работе, умении строить свои отношения с коллективом на основе требовательности и уважения и при этом обладать чувством ответственности, уметь принимать решения в зависимости от обстоятельств.

Способы подачи и проверки учебной информации в определенной системе общения имеют неоценимое значение.

В настоящее время совершенствование образовательной системы все больше связывают с необходимостью сокращения аудиторной нагрузки преподавателя и управлением самостоятельной работой студентов. Учиться сегодня надо основательно и быстро.

Самостоятельная работа студентов - решающий компонент подготовки специалиста. Ведь только знания, приобретенные упорным трудом,

могут в дальнейшем превратиться в реальную движущую силу научно-технического прогресса, поэтому вся работа, связанная с организацией и выполнением самостоятельной работы студентов, постоянно должна находиться в центре внимания педагогического коллектива вуза.

Выпускники технических ВУЗов - это будущие руководители различных подразделений. Они должны уметь компетентно осуществлять разностороннюю деятельность, уметь строить свои отношения с коллективом на основе требовательности и уважения, обладать чувством ответственности, уметь самостоятельно принимать решения в зависимости от обстоятельств.

Всему этому необходимо научить студентов в условиях учебно-воспитательного процесса ВУЗа, в который и предлагается включить спроектированную авторскую систему «Консультант». Эта система является составляющей основных педагогических категорий и основана на само- и взаимообучении студентов.

Предлагаемая система позволяет преподавателю уделить достаточное внимание самостоятельной работе студентов не затрачивая на это свое дополнительное время. Все укладывается в рамки обязательных консультаций.

Задачи, реализуемые данной системой, можно представить следующим образом: актуализация усвоенных знаний, выявление результатов учебной деятельности, мотивирование учебной деятельности студентов, коррекция процесса обучения и воспитания, развитие навыков само- и взаимоконтроля, развитие личностных качеств (особенно профессионально значимых), установление причин успеха или неуспеха учебной деятельности.

Итак, расширяется самостоятельная работа студентов. Это значит, требуется изменить методику и организацию всей учебной деятельности -изменить так, чтобы нацелить будущих специалистов на эффективное само- и взаимообучение. Этот принцип и положен в основу предлагаемой системы, которая рассматривается ниже.

Целью рекомендуемой системы «Консультант» является, с одной стороны, повышение качества обучения за счет интенсификации самостоятельной работы студентов посредством внедрения принципа взаимообучения. С другой стороны, студенты уже на первых годах обучения получают навыки и умение объяснять, планировать, проверять, оценивать, отвечать на заданные вопросы, уметь предвидеть все возможные вопросы по теме при подготовке к занятию, вести учет, «заставлять учить» и т.п.

Предложенная система моделирования будущей профессиональной деятельности предполагает:

- соблюдение последовательности в усложнении задач, возникающих в ходе учебного процесса;

- постепенное включение всех студентов в активную самостоятельную работу;

- непрерывность в процессе изучения предмета;

- постоянное развитие личности будущего специалиста, в частности, через включение студентов в активную совместную деятельность, организацию коллективных форм познания, предполагающих подчинение действий и поступков каждого не только требованиям предметных действий или чисто профессиональных норм, но и нравственным взаимоотношениям в учебном и будущем производственном коллективе, способствующих полноценному развитию зрелой личности.

Предложенный метод повышения активизации самостоятельной работы студентов предполагает, что каждый из группы студентов поочередно выступает в роли обучающего и обучаемого.

Тема разбивается на разделы. В нашем опыте за каждым разделом темы закрепляется студент, что фиксируется в журнале группы. У студента имеется свой журнал, в котором он ведет учет, с какого раза сдан тот или иной раздел текущей темы каждым студентом группы. После сдачи всех разделов выставляется зачет по теме. В течение семестра каждый из студентов группы независимо от успеваемости выступает в роли преподавателя не менее одного раза.

Первый этап обучения включает в себя аудиторные занятия преподавателя с группой и внеаудиторные занятия с закрепленным за темой студентом. В функции студента - консультанта входит не только прием зачетов у своих товарищей, но и консультации по неясным вопросам данной темы. Все спорные вопросы при этом решаются преподавателем, а сам процесс взаимодействия между студентом-консультантом и академической группой происходит во время самостоятельной работы студентов.

Закрепленный за темой студент отвечает за уровень подготовки группы по этой теме, который проверяется во время аудиторных занятий путем обычного контроля или плановых контрольных работ. В случае положительного результата студент-консультант поощряется преподавателем, в случае отрицательного результата - наказывается.

Учитывая то, что такое взаимобучение и взаимообщение происходит в течение всего семестра можно выделить характерную особенность этого процесса, а именно: способность и готовность студентов к эффективному межличностному и межкультурному общению.

Другими словами участники этой системы, основанной в том числе и на самостоятельной работе приобретают готовность и умение осуществлять межличностный контакт, адекватно реализовывать свои знания в любой ситуации, а также умение планировать, прогнозировать и управ-

лять процессами общения, что является одной из значимых черт зрелой личности.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КУРСЕ ФИЗИКИ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Таранов М.С.*

СОШ № 38, Курганский государственный университет, г. Курган

Рассмотрены дидактические возможности интегрированных проектов компьютерного моделирования в полипредметном обучении физика-информатика профильной физико-математической школы на примере известной модели эволюции Д. Конвея и её обобщений, реализующей идею открытой дидактической среды: разработанная программа становится средством обобщения, систематизации знаний и умений, реализуя обратную мотивационную связь в исследовательском обучении.

Компьютерное моделирование в курсе физики существенно меняет содержание и методику обучения, формируя открытую (с точки зрения целей и возможностей организации обратной мотивационной связи в процессе исследования компьютерной модели) дидактическую среду. Учебно-познавательный процесс становится исследованием, традиционные функции преподавателя трансформируются в соответствии с целями совместного исследования, результаты которого спланировать подчас невозможно. Наиболее полно это проявляется в компьютерном моделировании в современных разделах курса: «основы теории самоорганизации», «диссипативные нелинейные среды», знакомство с которыми на профильном уровне представляется назревшим и необходимым ввиду мировоззренческого значения идей самоорганизации и синергетики в научной картине мира. Рассмотрим дидактические возможности интегрированного исследования на примере проекта исследования модели «Жизнь» Д. Конвея [1]: «Эволюция дискретных структур и её обобщения». Проект состоит из трёх этапов: 1) Формализация задачи; 2) Алгоритмизация обобщённой модели, составление компьютерной программы в среде Delphi; 3) Исследование сценариев эволюции, классификация структур в различных средах, их интерпретация, математическое описание и переход к непрерывной среде (обобщение смысла). В контексте моделирования, оценки

♦ Преподаватель физики и информатики, соискатель кафедры Теоретической физики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.