Научная статья на тему 'Акмеологическое обеспечение деятельности специалистов профессий, связанных с риском'

Акмеологическое обеспечение деятельности специалистов профессий, связанных с риском Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ACMEOLOGICAL MAINTENANCE / PSYCHOLOGICAL INSPECTION / ACMEOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Одинг А. С., Марар О. И.

Рассматриваются вопросы акмеологического обеспечения деятельности специалистов авиапредприятия. Анализируется содержание мероприятий, входящих в систему акмеологического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL MAINTENANCE OF ACTIVITY OF EXPERTS OF THE TRADES CONNECTED WITH RISK

Questions acmeological maintenance of activity of experts of aviation enterprise are considered. The maintenance of the actions entering into system acmeological of maintenance is analyzed.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обеспечение деятельности специалистов профессий, связанных с риском»

олимпиад, участие в исследовательских и практических проектах) в качестве исполнителей определенной частной функции — на стадии функционирующей учебно-профессиональной субъектности; участие в проектной, практической деятельности, самоуправлении в качестве ответственного за конкретное направление групповой деятельности, а также организация собственной проектной деятельности при методическом руководстве - на стадии специализирующейся учебно-профессиональной субъектности; самореализация профессиональной позиции в период производственной практики (и на рабочем месте в случае успешного трудоустройства, соответствующего полученному образованию) — на стадии позиционной профессиональной субъектности.

В учебном процессе в психолого-педагогическом сопровождении СПСБП используются акмеологические технологии (деловые, ролевые игры, тренинги, а на старших курсах, кроме того — стратегические семинары, моделирование профессиональной деятельности, ее конкретных методических форм и проектное исполнение). Весь пятилетний период обучения студентов в вузе сопровождается мониторингом СПСБП, позволяющим оценивать изменения, происходящие в структуре субъектности, выявлять затруднения и своевременно использовать адекватные коррекционные методы работы.

В качестве критериев эффективности психолого-педагогического сопровождения СПСБП мы рассматриваем положительную динамику и результативность СПСБП на вузовском этапе, а по завершении обучения — готовность выпускников к реализации профессиональной деятельности, сформированность их субъектной профессиональной позиции.

А.С. Одинг, О.И. Марар, Воронеж

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С РИСКОМ

Ключевые слова: акмеологическое обеспечение, психологическое обследование, акмеологическая поддержка

Keywords: acmeological maintenance, psychological inspection, acmeological support

ентральной задачей акмеологии как науки является определение закономерностей, I I условий и факторов, обеспечивающих возможность достижения человеком вершины * Щ своего развития, как профессионала и личности. Кроме того, акмеология стремится выявить и по возможности нейтрализовать препятствия, возникающие на этом пути.

По мнению ведущего специалиста в данной области, профессора А.А. Деркача, объектом акмеологии на нынешнем этапе ее развития является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях. Предметом являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, соответствующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям (А.А. Деркач, 1999). Выявление вышеуказанных механизмов, закономерностей и, особенно, препятствий и профессиональных деформаций особенно актуально для специалистов опасных профессий, когда от их действий напрямую зависит жизнь людей. К таким специалистам относятся люди, работающие на авиапредприятиях, в первую очередь, летный, диспетчерский состав, а также инженерно-технические работники, занимающиеся обслуживанием воздушных судов.

Акмеологическое обеспечение деятельности специалистов авиапредприятия является целостной системой организационных и методических мероприятий по совершенствованию отбора и расстановки персонала, а также оптимизации профессиональной деятельности летного состава и других работников авиапредприятия, с использованием средств и методов акмеологии, психологии и медицины, направленных на обеспечение безопасности полетов и повышения эффективности работы авиакомпании.

Организационные действия включают процедуру психологического отбора кандидатов в процессе трудоустройства, периодическое обследование, психологическую аттестацию персонала, психологическую поддержку, оптимизацию межличностного взаимодействия.

Методические действия состоят из подготовки средств психодиагностики, психофизиологического, социально-психологического исследования персонала, разработки программных материалов.

Главной целью акмеологического обеспечения является достижение и поддержание соответствия возможностей авиаперсонала требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью при сохранении их физического и психического здоровья.

Акмеологическое обеспечение авиапредприятия должно включать в себя комплекс следующих мероприятий:

• психологическое обследование кандидатов, поступающих на работу;

• психологическая поддержка вновь принятых сотрудников во время испытательного срока;

• акмеологическое сопровождение деятельности сотрудников;

• формирование духовно-нравственных составляющих профессионализма летного состава и инженерно технического персонала;

• оптимизация межличностного взаимодействия экипажей воздушных судов;

• поддержание и развитие основных психологических качеств летного состава и работников службы бортпроводников;

• профилактику психической напряженности летного состава;

• развитие акмеологической компетентности сотрудников;

• оказание психологической поддержки сотрудникам.

Рассмотрим некоторые из перечисленных мероприятий более подробно. Психологическое обследование проводится с целью выявления личностных и профессиональных особенностей человека, стилевых характеристик его профессиональной деятельности и организационного поведения, определения потенциальных возможностей и наиболее приемлемых сфер их приложения, а также для определения направления личностного и профессионального развития. Его результатом может быть анализ личности, оценка перспектив карьерного роста, определение «сильных» и «слабых» сторон личности, выявление проблемных зон, построение акмеограммы авиаспециалиста.

Акмеологическая поддержка в период адаптации может быть реализована в виде комплекса мероприятий включающих в себя собеседование, сбор информации от руководителей о динамике освоения трудовых функций каждым специалистом, проведение (при необходимости) дополнительных собеседований и обследований, оказание экспертной помощи руководству при принятии решения о завершении испытательного срока. Объектами психологической поддержки являются вновь принятые в штат сотрудники, находящиеся на испытательном сроке. Собеседование может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном порядке, в свободной форме, но обязательно должно выявлять следующие моменты: мотивацию сотрудника к работе; его отношение к испытательному сроку (тревога, страх, неопределенность, азарт, спокойствие, безразличие и т. п.) и причины этого; текущее эмоциональное состояние (активен, работоспособен или пассивен, безразличен или импульсивен, неуравновешен). На основе этого необходимо сформулировать рекомендации о предпочтительном для данного специалиста режиме ввода в строй и вынести заключение о прохождении испытательного срока.

В целях оптимизации межличностного взаимодействия экипажа воздушного судна необходимо проводить мероприятия по обеспечению психологической совместимости. Под психологической совместимостью нами понимается способность малой группы (экипажа) эффективно выполнять профессиональные обязанности без значимых психоэмоциональных перегрузок на почве межличностных отношений. В основе психологической совместимости экипажа лежит оптимальное сочетание личностных характеристик, положительно влияющих на результаты совместной деятельности. Работа в области совместимости осуществляется

на этапах формирования экипажей и выявления конфликтных отношений в действующих экипажах. Мероприятия по обеспечению психологической совместимости проводятся в следующих направлениях: психодиагностика членов действующего или формирующегося экипажа; оказание экспертной помощи руководству летной службы авиапредприятия в формировании экипажей на основе личностных характеристик и индивидуальных предпочтений; диагностика и коррекция психологического климата в действующих экипажах; обучение персонала основам профессиональной этики и принципам социального взаимодействия, на основе партнерства.

Профессионально важные психологические качества могут претерпевать те или иные изменения под влиянием ряда внешних условий, а также личностного и возрастного факторов. Среди внешних условий выделяют: неблагоприятные условия внешней среды (повышенный шум, недостаточное или нерациональное освещение, повышенная или пониженная температура воздуха в рабочих помещениях и др.), несоответствие рабочего места эргономическим требованиям, нерациональный режим труда и отдыха, негативные социально-психологические факторы и т. д. Следствием вышеперечисленных условий является: повышение вероятности ошибочных и несвоевременных действий летного состава, ухудшение психологического состояния, нарушение физиологических и психических функций, развитие переутомления, а так же тех или иных заболеваний. Для снижения воздействия внешних условий необходимо планирование работы летного состава с учетом нормирования рабочего времени и времени отдыха. Для этого осуществляется сбор информации по выявлению наиболее утомительных для экипажей рейсов, ее анализ, на основании которого выносятся рекомендации по организации отдыха и повышению работоспособности в полете. По мере увеличения профессионального стажа и тренировок происходит накопление профессиональных навыков, знаний и умений, что сопровождается повышением качества профессиональной деятельности. Повышению надежности деятельности авиационных специалистов способствует также установление наиболее оптимального для каждого специалиста индивидуального стиля деятельности, компенсирующего отдельные психологические функции (показатели), не вполне отвечающие установленным требованиям.

Развитие у пилотов профессионально-важных качеств (ПВК) осуществляется по следующим направлениям: личностные ПВК (направленность личности, характерологические особенности); интеллектуальные ПВК (способность к переработке и усвоению большого количества информации, творческие способности); психофизиологические ПВК (умение управлять своим эмоциональным состоянием); работа по преодолению профессиональных деформаций.

Среди наиболее значимых профессиональных психологических качеств, необходимых бортпроводнику, выделяются высокая эмоционально-волевая устойчивость, толерантность, психологическая проницательность, коммуникабельность. Поэтому целесообразно проводить работу с бортпроводниками в следующих направлениях: формирование навыков эффективного общения, оптимизация делового взаимодействия в системе «бортпроводник — клиент»; совершенствование навыков психологического анализа коммуникативных ситуаций; формирование психологической проницательности; анализ основных ошибок в межличностном взаимодействии; обучение методам преодоления межличностных барьеров коммуникаций; отработка приемов активного слушания; обучение методам саморегуляции психических состояний и формирования психической устойчивости.

Наиболее существенным негативным фактором, влияющим на профессиональную деятельность летного состава, является психическая напряженность. Напряженность — это специфическое состояние, проявляющееся в усложненных условиях полета, а также в моторной и психической скованности. Сильно выраженная напряженность в полете обычно связана с наличием эмоциональной неустойчивости. При низком уровне эмоциональной устойчивости человек значительно больше страдает от того ущерба, который наносят психические нагрузки и отрицательные эмоции его работоспособности, надежности деятельности и здоровью. Для профилактики возникновения напряженности возникает необходимость формирования эмоциональной устойчивости.

Работа по развитию эмоциональной устойчивости проводится в следующих направлениях: формирование навыков управления эмоциональным состоянием; совершенствование процесса восприятия эмоциональной оценки действительности; развитие позитивного мышления; мотивации к летной работе.

Увеличение числа авиационных происшествий, связанных с «человеческим фактором» указывает на необходимость внедрения акмеологичекого обеспечения в деятельность авиапредприятий.

С.С. Сагайдак, Минск

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СУДЕЙ ОБЩИХ СУДОВ И ПРОГНОЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Ключевые слова: судьи общих судов, профессиональная эффективность, прогноз профессиональной эффективности.

Keywords: judges of the general courts, professional efficiency, the forecast of professional efficiency.

Работа госслужащих общих судов, особенно судей, связана с постоянными информационными нагрузками высокой интенсивности, эмоциональными перегрузками, а также конфликтными ситуациями, возникающими в процессе судопроизводства. Вследствие частых стрессовых воздействий проявляется феномен профессионального психического «выгорания» как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызываемое длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные и профессиональные требования. Прогноз профессиональной эффективности судей общих судов является актуальной задачей для сохранения и повышения качества государственной правовой деятельности.

Одной из важнейших характеристик, обеспечивающих эффективность деятельности судьи в ситуации экстренного принятия решения, является функциональная подвижность. Эта характеристика показывает, за какое время человек способен воспринимать информацию, принимать простое одноактное решение и выполнять действие. Например, ознакомление с материалами дела требует десятков тысяч таких актов восприятия и переработки информации, поэтому целесообразно и оправданно использовать эту психофизиологическую характеристику для прогноза эффективности профессиональных действий судьи.

Успешность многоэтапной и многокомпонентной интеллектуальной работы в условиях временного и информационного прессинга, безусловно, зависит от многофункциональной психофизиологической характеристики — эффективность действий в экстремальной ситуации. Это и физиологическая работоспособность, и интеллектуальная активность, и помехоустойчивость.

Естественно, что работа с большим объемом фактологического текстового и свидетельского материала требует хорошо организованной зрительной и слуховой памяти. Основная нагрузка ложится на зрительную память, которая и формирует оперативное владение фактами, числами, соотношениями и т. д.

Специфика работы судьи, кроме напряженной работы с документальными текстовыми материалами, требует разнообразного по форме, содержанию и направленности общения и восприятия информации по слуховому каналу. Профессиональная необходимость вслушиваться, запоминать и анализировать информацию для принятия оперативных решений возникает не только в процессе судебного заседания и слушания дела, но и при различных коллегиальных рассмотрениях, процессах в общих судах. Понять информацию на слух и сделать то, что сформулировано устно — абсолютно необходимый навык для работы.

Важнейшими для эффективной профессиональной деятельности судьи являются также все параметры внимания: объем, переключаемость, устойчивость и распределение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.