Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКМЕОЛОГИЯ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова А.Г., Кокодей Т.А.

В статье рассматривается проблема формирования личностных навыков в контексте модернизации современной системы отечественного высшего образования. Отмечено, что акмеологический подход обеспечивает способность студента успешно адаптироваться к профессиональной деятельности в противоречивых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова А.Г., Кокодей Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO GRADUATE’S PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION IN CONDITIONS OF DOMESTIC HIGHER EDUCATION MODERNIZATION

The article deals with the issues of personal skills formation in the terms of the modern system of domestic higher education modernization. It is noted that the acmeological approach ensures the student’s ability to adapt to professional activity in contradictory conditions.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В Севастополе примером реализации проектной команды является педагогический проект «Школа под ключ» Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета, основой которого является создание основ педагогического коллектива для новых школ города: студенты различных педагогических направлений (бакалавриата и магистратуры), объединённые общей целью, планируют как педагогическую, так и методическую работы по организации образовательного процесса.

На 1 августа 2022 года в целом завершено комплектование двух новых школ: «Инженерной школы» и школы «Экотех+»; можно отметить, что в школе Экотех+ работают учителями 10 выпускников СевГУ (9 бакалавров и 1 магистр, в первую очередь филологи и педагоги), в Инженерной школе их 6 (3 бакалавра и 3 магистра); хотя и не большинство, но часть педагогического коллектива они сформировали (особенно по гуманитарным предметам).

Как результат, определяем работу в команде для молодого специалиста хорошей возможностью получить навыки педагогического взаимодействия, практического опыта, открыть для себя профессию с нового ракурса, что будет, несомненно, способствовать профессиональному становлению как педагога. Список использованной литературы:

1. Александрова Е. А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений //ЕА Александрова. - 2007.

2. Ефремова О. В. Формирование педагогической команды в учреждениях среднего профессионального образования //Фундаментальные исследования. - 2013. - №. 10-1. - С. 199-202.

3. Соловова Н. А. Исследование эффективности формирования педагогических команд в образовательных учреждениях средствами тренинга //Сборники конференций НИЦ Социосфера. -Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2015. - №. 29. - С. 293-297.

© Данько Ю.В., 2022

УДК 37.013.77

Михайлова А.Г.

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, РФ Кокодей Т.А. д.э.н., профессор

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

г. Севастополь, РФ

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования личностных навыков в контексте модернизации современной системы отечественного высшего образования. Отмечено, что акмеологический подход обеспечивает способность студента успешно адаптироваться к профессиональной деятельности в противоречивых условиях.

Ключевые слова:

образовательный процесс, акмеология, Локус контроля, саморегуляция, Мозговой штурм.

Mikhaylova A.G.

Sevastopol State University, Sevastopol, RF Kokodey T.A.

Doctor in Economics, Professor Sevastopol State University, Sevastopol, RF

ACMEOLOGICAL APPROACH TO GRADUATE'S PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION IN CONDITIONS

OF DOMESTIC HIGHER EDUCATION MODERNIZATION

Abstract

The article deals with the issues of personal skills formation in the terms of the modern system of domestic higher education modernization. It is noted that the acmeological approach ensures the student's ability to adapt to professional activity in contradictory conditions.

Keywords:

educational process, acmeology, Locus of control, self-regulation, Brainstorming.

В условиях модернизации отечественного высшего образования разрабатываются и реализуются педагогические технологии, обеспечивающие качественную профессиональную подготовку выпускников. Особое внимание уделяется личностно-профессиональному становлению студентов, формированию конкурентоспособного специалиста. В связи с этим возникает вопрос: как усовершенствовать профессиональную подготовку выпускников в контексте требований текущих и перспективных задач социально-экономического развития общества.

Методологической основой исследования является теория готовности к различным видам деятельности П.А. Рудика, Е.П. Ильина, М.Д. Левитова, теория коммуникации Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ломова.

Целью данного исследования является систематизация современных подходов к решению проблемы формирования личностных качеств на основе анализа отечественного опыта, обеспечивающих способность студента успешно адаптироваться к практической деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Определить потенциал образовательного процесса вуза в формировании личностных качеств.

2. Обосновать условия эффективного формирования личностных качеств с учетом систематизации современных подходов к решению данной проблемы.

Объектом исследования являются личностные качества. Предметом исследования является процесс формирования личностных качеств в рамках профессионального развития.

Для достижения цели нашего исследования был использован набор взаимодополняющих теоретических методов исследования: обзор литературы по рассматриваемому вопросу; анализ, синтез и систематизация основных подходов к решению исследовательской проблемы [7].

Поскольку методологический подход задает модель видения, понимания и интерпретации педагогических явлений, за основу берется акмеологический подход. Исследования профессионального и личностного развития в акмеологии доказали, что в ходе данного процесса происходит развитие личностных качеств индивида [1-3, 9].

Профессионал с акмеологической точки зрения - это субъект деятельности, владеющий личностно-профессиональными свойствами, которые могут обеспечить выполнение продуктивной профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем личностно-профессиональное становление индивида как формирование личности, готовой к профессиональным достижениям, а также к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стимулом формирования личностных качеств является противоречие между способностями индивида, мотивацией к достижениям и текущими требованиями определенной профессиональной деятельности.

Достижение результатов в развитии профессионализма личности обеспечивают четыре динамических компонента: когнитивный (накопление знаний, лежащих в основе профессиональной деятельности); ценностный (формирование ценностей, мотивов, стимулов); деятельностный (формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих саморазвитие личности); рефлексивный (формирование самовосприятия, самореализации и самоэффективности).

Когнитивный компонент включает в себя убеждения или знания индивидуума об объекте отношения. Поведение человека соответствует установкам.

Ценностный компонент предполагает формирование у личности набора мотивов и внутренних условий, которые регулируют процесс целеполагания, становления профессионализма, мотивации к успеху и потребности в позитивном самовосприятии.

Деятельностный компонент обеспечивает формирование устойчивой системы технологий в рамках саморазвития.

Рефлексивный компонент направлен на осознание своих индивидуально-психологических особенностей, понимание уровня профессионализма, наличие самооценки результатов деятельности и выбора продуктивных методов деятельности.

Диагностические методики, предполагающие определение уровней сформированности личностных качеств, следующие: Локус контроля [6], SWOT-анализ личностных характеристик [4] как полезный метод, который помогает вам выявить сильные и слабые стороны, а также проанализировать возможности и угрозы, вытекающие из них

Таким образом, у студентов с проблемами в обучении может развиться внешний локус контроля из-за негативного опыта, а внешние факторы, вероятно, перерастут в психологический механизм преодоления (т.е., когда кто-то всегда является причиной, студенту не нужно брать на себя больше ответственности за свой успех) [5].

Было разработано несколько анкет, помогающих определить, склонны ли люди к внутреннему или внешнему локусу контроля. Джулиан Б. Роттер, психолог, который первым разработал концепцию локуса контроля, создал оценку на основе вопросов и шкалу, предназначенную для определения того, где он / она находится в спектре «внутреннее-внешнее». Тест предлагает выбор между двумя вариантами. Оценка Роттера является одним из ряда диагностических инструментов и шкал, которые должны использоваться психологами и педагогами.

Экспериментальная работа по проверке эффективности методов и условий включает диагностику профессионально-личностных качеств на начальном этапе обучения в вузе, а также контроль сформированных личностных характеристик после формирующего этапа исследования.

Обоснованная педагогические условия были реализованы в естественных условиях педагогического эксперимента на базе Севастопольского государственного университета. Для достижения обозначенных результатов мы использовали проектную деятельность, основанную на методах Теории решения изобретательских задач и методы Мозгового штурма. Проектная деятельность - это базовая педагогическая технология, обеспечивающая формирование личностных качеств, реализация которых происходит через общение. Фактором, благоприятствующим организации проектной деятельности студентов на данном этапе, стало участие в презентации работ на научно-

практической конференции ученых «Последние достижения и перспективы инноваций и технологий» [8].

Теория решения изобретательских задач - системный подход к пониманию и решению любой проблемы и катализатор инноваций и изобретений. Благодаря четкому мышлению и генерированию инновационных идей это обеспечивает получение идеального решения без необходимости компромиссов. Мы использовали Теорию Матрицы решения изобретательских задач, собрав 40 Принципов (известных решений), которые способны преодолеть противоречия [10].

Мозговой штурм основан на непринужденном, неформальном подходе к решению проблем с использованием нестандартного мышления. Это побуждает людей придумывать разные мысли и идеи. Некоторые идеи могут быть преобразованы в оригинальные, креативные решения проблемы, в то время как другие могут породить еще больше идей. Этот метод обеспечивает генерацию радикальных решений проблем.

Таким образом, как показывают результаты многочисленных исследований, формирование профессионализма тесно взаимосвязано с развитием личности. Овладение студентами важнейшими личностными и профессиональными качествами с целью достижения профессионализма предполагало освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач, совершенствование стиля деятельности и изменение системы мотивов и ценностей. Сравнивая элементы различных технологий, таких как «обучение в сотрудничестве» (проблемное, проектное обучение), поисково-исследовательские технологии, игровое обучение, мы пришли к выводу, что современные технологии основаны на хорошо известных приемах: Теории решения изобретательских задач, Мозгового штурма и др.

Реализация комплекса педагогических условий для формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов осуществлялась с помощью акмеологического подхода, который обеспечивает интеграцию потенциала профессионального становления в системе высшего образования и способствует профессиональному и личностному развитию студентов в противоречивых условиях. Любая профессия как система задач, форм и видов деятельности требует специалистов, обладающих соответствующими профессионально важными качествами и способных эффективно решать профессиональные задачи.

Список использованной литературы:

1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Вестник Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки 2011. № 1. С. 143-154

2. Зимняя И.А., Лаптева М.Д. Об инновациях в образовательном процессе (акцент на компетентностно-ориентированную учебную программу // Акмеология 2009. №1. С. 32-36

3. Ильин С.П. Психология общения и межличностных отношений. Питер, 2009. С. 576 лет.

4. Balynin I.V., Nizhneva N.N., Mikhaylova A.G. (2019). Design activity skills formation in future economists. 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" Atlantis Press, (MTDE 2019).

5. Guthrie G. (2018). A comprehensive guide to creating your personal SWOT Analysis. Strategy & Planning, Nov 13, URL: https://cacoo.com/blog/a-comprehensive-guide-to-creating-your-personal-swot-analysis/

6. Locus of control. (2020). URL: https://clck.ru/rh6DM

7. Mikhaylova A.G., Balynin I.V., Nizhneva N.N. (2019). SWOT-Analysis of Information Technologies Application to Form Future Managers' Communicative Competence. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/iscde-19.2019.47

8. Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. (2020). Materials of IX All-Russian

Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, May 6, Kerch, 267.

9. Shmeleva E.A. (2012). Innovation Potential of Acmeological Approach to Teaching Staff Training Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 9, 1235-1245

10.Theory of Inventive Problem Solving 40 (2020). URL: http://www.triz40.com/TRIZ_GB.php

© Михайлова А.Г., Кокодей Т.А., 2022

УДК 378

Морозова И.М.

канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ Нипарко Н.С. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ Кемеш О.Н. канд. физ.-мат. наук, доцент БГАТУ,

г. Минск, РБ

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В БЕЛАРУСИ

Аннотация

Целью публикации является описание некоторых форм профориентационной работы в Республике Беларусь, которые прошли апробацию и закреплены на законодательном уровне.

Ключевые слова:

Профильное обучение, профориентационная работа, целевая подготовка специалиста,

Кодекс об образовании РБ.

Профильное обучение на III ступени общего среднего образования, которое введено в Республике Беларусь с 2015/2016 учебного года, уже доказало, что занимает свое значимое место в системе образования страны. Подтверждением этому служит включение в Концепцию развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, вопроса профильного обучения. Так на I этапе (20212025 годы) реализации Концепции в разрезе общего среднего образования на ряду с такими задачами, как разработка отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность», реализация проекта Всемирного банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь», поставлена задача увеличения количества классов педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической направленности и создание классов иной направленности в соответствии с востребованностью профессий на рынке труда [1].

Основной целью профилизации обучения является оказание помощи обучающимся в формировании необходимого ресурса для осуществления профессионального выбора, продуманного заранее. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в РБ, утвержденная 31.03.2014, среди особенностей профориентации на всех этапах профессионального и личностного становления молодежи, отмечает, что общими актуальными направлениями профориентационной работы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.