ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
УДК 371.12(045) Ю.М. Кузяева
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
Понятие «акмеология» в научный оборот впервые ввел Н.А. Рыбников в 1928 г., обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Позднее использовать данное понятие в том же значении начинает Б.Г. Ананьев [5]. Акмеология - это комплексная наука, предметом которой являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности прежде всего в профессиональной деятельности, а также методы и средства обеспечения этого уровня [6. С. 283].
А.А. Деркач отмечает, что «акме» означает не конечный путь жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего продвижения [3]. А. А. Реан предметом акмеологии считает изучение феномена зрелости или достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности и индивидуальностью [10], где главным условием субъектной реализации индивида выступает профессионализм [9]. Профессионализм, по мнению А. А. Сластенина, является основополагающей категорией акмеологии.
На ранних этапах развития этой науки наиболее распространенным было определение профессионализма, данное Н.В. Кузьминой, в котором отчетливо просматривается ориентация на деятельностный аспект профессионализма [5]. В то же время постепенно стало очевидным, что данная категория должна отражать еще и личностный аспект, поскольку профессиональные достижения обусловливаются не только совершенной системой знаний, умений и навыков, но и развитием личностно-профессиональных качеств. Такой взгляд на проблему профессионализма, по мнению А.А. Сластенина, позволил рассматривать его как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем профессионализма личности и профессионализма деятельности [11].
Наш интерес лежит в области изучения акмеологического аспекта в структуре профессионализма личности педагогов. По определению А.А. Дер-кача, профессионализм деятельности отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью [3].
Профессионализм личности характеризует субъекта, в частности педагога, и отражает высокий уровень развития профессионально важных и личност-но-деловых акмеологических инвариантов профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [11].
2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
В настоящее время акмеология субъекта профессиональной деятельности, где центральными являются проблемы профессионализма и уровня деятельности, а также технологий их повышения, интенсивно разрабатывается (К.А. Абульханова-Славская, 1995; Е.А. Климов, 1995; Н.В. Кузьмина, 1989, 1990; Е.А. Реан 1990, 1999; А.А. Дергач, В.Г. Зазыкин, Г.И. Марасанов, Г.С. Михайлов 1996, 1998; А.К. Маркова, 1996 и др.).
Педагогический профессионализм как высшая ступень развития учителя рассматривается в сфере акмеологических исследований с разных позиций. Но чаще всего речь идет о достижении педагогом высокого уровня профессионально-педагогических знаний и умений, связанных, в первую очередь, с его предметной деятельностью и проявляющихся в общении с учащимися [2].
Е.В. Андриенко в своей статье «Феномен профессиональной зрелости учителя» пишет, что акмеологический подход направлен на изучение достижений, расцвета профессиональных сил, которые трактуются как зрелость развития человека, его совершенство в любых аспектах самопроявления и функционирования, а психологическое состояние личности характеризуется достижением наиболее высоких показателей в деятельности и творчестве (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Дергач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др.) [1].
Таким образом, профессиональная зрелость учителя как акмеологиче-ский феномен выражается в единстве индивидно-личностного, процессуально-технологического, профессионально-предметного и самоактуализацион-ного компонентов, утверждает Е.В. Андриенко.
Для нас наибольший интерес представляет индивидно-личностный компонент, который определяет те интегративные качества, которые развиваются в процессе специально организованной учебно-познавательной профессиональной деятельности на базе относительно устойчивых характеристик субъекта. Их осознание, актуализация в процессе труда и коррекция являются важным условием профессионального становления. Этот компонент включает в себя особый стиль педагогической деятельности, формирующийся на основе базовых интегральных характеристик человека [1].
А.А. Сластениным выделены акмеологические инварианты профессионализма, которые составляют основные качества и умения педагога, обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Согласно теории В. Г. Зазыкина одними из общих акмеологических инвариантов профессионализма педагога, которые мы, в частности, берем на рассмотрение, являются:
- высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим психическим состоянием;
- высокая работоспособность;
- стрессоустойчивость, постоянная готовность к экстренным действиям;
- способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент [11].
Материалы исследований (И.В. Вачкова, Т.С. Поляковой, Л.М. Мити-
ной) дают основание утверждать, что существует связь между способностью преодолевать препятствия в ходе осуществления учителем профессиональной деятельности и качественным изменением его профессионального уровня.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2
И дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной ситуации [7].
Мы разделяем точку зрения данных психологов и считаем, что, с одной стороны, чем выше ступень развития профессионализма педагога, тем более конструктивно, без особого ущерба своему психическому здоровью и здоровью других людей справляется он со стрессогенными ситуациями, используя различные защитные техники. С другой стороны, разрешая кризисные ситуации, стараясь реагировать на них осознанно, используя позитивные способы, педагог тем самым «работает» на повышение своего профессионализма, вырабатывает профессиональную стрессоустойчивость, самоизменяется и самосовершенствуется.
Конструктивное разрешение «означает новый этап развития личности, который в нормальном, поступательном движении этого развития поднимает человека еще на одну ступень, приближая к идеалу полного раскрытия человеческой сущности...» [4. С. 140]. В результате реакции преодоления самого острого уровня противоречия (конфликта) педагог перейдет на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться во внутренний опыт, который будет регулировать последующую программу развития этой личности.
А.А. Сластенин выделяет акмеологические условия, то есть те значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма педагога в его деятельности. Среди значимых условий формирования профессионализма педагогов в исследованиях выделяют: задатки, общие и специальные способности педагогов, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования и прочее, что составляет содержание условий предстартового периода развития профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина).
Существуют и акмеологические факторы, также выделенные А.А. Сластениным, то есть основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма. Важнейшими акмеологическими факторами являются стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма и т.д. [11].
Потребность педагога изменяться появляется в связи с изменением требований общества к нему, изменением уровней развития образовательных систем, общества в целом, то есть она не вырастает автоматически сама из необходимости разрешить возникающие противоречия между требованиями общества к учителю и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники либо стимулируют работу над собой, побуждая развиваться, либо вынуждают учителя использовать различные техники, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.
Для сохранения, поддержания профессиональной устойчивости используются механизмы психологической защиты, к которым прибегают педагоги еще и в целях экономии своих энергоресурсов. Л.М. Митина и О.В. Кузьменкова считают, что проблема внутриличностных противоречий учителя как
2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
движущих сил его профессионального развития до сих пор остается одной из наименее разработанных в педагогической психологии [7].
Возникновение противоречия является, таким образом, точкой разрыва, столкновения личностного и профессионального роста и становления. Дальнейший ход становления личности будет зависеть от ее способности к преодолению конфликтной ситуации. Если учителю удается, как считает Н.Б. Москвина, преодолеть свой страх перед новой для него технологией, обнаружить свою некомпетентность в данной области и занять позицию ученика, он выходит на качественно иной уровень владения средствами и собой [8].
Таким образом, кризис, возникающий в процессе развития профессионализма педагога, прерывая стабильный этап развития профессиональной деятельности учителя, как правило, обусловливает разновекторный характер этого развития. В случае сохранения прежних «схем» профессиональной деятельности учителя для решения новых задач происходит деградация вплоть до полного разрушения. Если же кризис разрешается педагогом новыми способами, то происходят прогрессивные качественные преобразования профессиональной деятельности, рост профессионализма учителя, считает А.А. Сластенин [11].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. -2002. - №6.
2. Архангельская Н.Н. Взаимодействие учителя иностранного языка с родителями учащихся как составляющая его профессионализма // Вестн. Костром. ун-та. -2006. - Т. 12.
3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. -М., 2000.
4. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зей-гарник, Б. С. Братусь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.
6. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1997.
7. Митина Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова // Вопр. психологии. - 1998. - №3.
8. Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов // Педагогика. - 2005. - №5.
9. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В. А. Сластенина. - М.: Совершенство, 1998.
10. Реан А.А. Акмеология личности // Психол. журн. - 2000. - Т. 21, №3.
11. Сластенин А.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №5.