сослуживцев. Сотрудники, испытывающие сложности в качественном выполнении служебных задач, наоборот, затрудняются в установлении адекватных коммуникативных отношений с коллегами и указывают сравнительно низкий уровень сформированности своего служебного коллектива.
Однако результаты использования в рамках исследования опросников Р. Кеттелла и “Адаптивность” не столь однозначны и очевидны.
Показатели по факторам опросника Р. Кеттелла, измеряющие коммуникативные свойства личности и особенности межличностного взаимодействия, у респондентов групп А и Б примерно одинаковы. Видимые различия наблюдаются по фактору Н (робость - смелость), олицетворяющему в себе готовность принять любой вызов, открытость, отношение к публичным ситуациям, и по фактору Ь (доверчивость - подозрительность).
Показательно, что потребность в общении, стремление к установлению коммуникативных контактов, заинтересованность в поддержке окружающих, внутренняя готовность работать в команде, судя по другим факторам опросника, у различных групп участников исследования примерно одинакова.
Фактор “Коммуникативный потенциал” опросника “Адаптивность”, определяющий уровень поведенческой регуляции в процессе общения, легкость установления коммуникативных контактов, вероятность нервно-психического срыва в конфликтах, по суммарной оценке относит сотрудников группы А к группе высокой способности к служебной деятельности, в группе Б 25 сотрудников - к группе удовлетворительной способности, а 8 сотрудников - к группе низкой пригодности к служебной деятельности.
Из всего сказанного, на наш взгляд, следует очевидный вывод: сотрудники, характеризующиеся недостаточной профессиональной успешностью, невысоким уровнем профессионального развития, имеющие слабо сформированные коммуникативные качества и свойства, испытывают высокую потребность в общении при неразвитости навыков служебного и личного взаимодействия с коллегами. Таким образом, видно, что коммуникативная проблема неуспешных в служебной деятельности сотрудников основана, прежде всего, на их неумении общаться и разрешать конфликтные ситуации, на отсутствии навыков устанавливать и поддерживать позитивные контакты с окружающими при одновременном выраженном стремлении к общению.
На основании анализа данных проведенного исследования можно заключить, что одной из значимых задач работы психологов уголовно-исполнительной системы с сотрудниками, испытывающими затруднения в эффективном и качественном выполнении своих служебных задач, многие из которых характеризуются как конфликтные или, наоборот, замкнутые люди, должна стать консультативная, просветительская, тренинговая работа, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме, в целях формирования и развития позитивных навыков коммуникативного взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батаев В.В. Социологическая модель личности молодого сотрудника милиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. - № 1 (13).
2. Гельманов А.Г., Гонтарь С.А. Некоторые интеллектуальные и операциональные аспекты профессионализма выпускников общеобразовательных учреждений МВД России оперативно-розыскной специализации // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2000. - № 2 (14).
3. Многоуровневый личностный опросник (МЛО). - Ярославль, 2002.
4. Лсихолого-педагогическое обеспечение работы с молодыми сотрудниками ОВД в период их профессиональной адаптации. - М., 1998.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ РАЗБИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С.В. Волкова, социолог ИФА ГПС
МЧС России
г. Иваново
Изменения, связанные с демократизацией общества, находят отражение и в системе новых требований к личности субъекта обучения, и в ее самосознании. Общепсихологические разработки проблем самосознания, осуществленные С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным, И.И. Чесноковой и другими, конкретизированы для выявления особенностей профессионального самосознания в современных условиях в контексте социально-психологических подходов (1). Современный уровень постановки проблем системогенеза профессиональной деятельности, профессионализма, компетентности, Я-концепции профессионала (А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) позволяет определить координаты рассмотрения профессионального самосознания специалиста. Профессионализм стал и личной жизненной ценностью, и необходимостью, и ведущей координатой самосознания. Личность сознает ответственность за уровень своей профессиональной подготовленности.
Определяя особенности и способности самосознания, К.А. Абульханова-Славская характеризует Я-концеп-цию: «Если у личности преобладает целостная, интегрированная, обобщенная система представлений и определившихся устойчивых отношений к себе, то можно говорить об этой системе именно как концепции “Я”» (1, 155). В психологической литературе Я-концепция определяется как динамическая совокупность, осознанная система представлений индивида о себе; она включает идеалы, оценку личностью самой себя (К. Роджерс, Р. Бернс, Н.Н. Обозов, М.К. Тутушкина и др.). Это особый фактор воздействия на поведение личности: неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, низкая самооценка) приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Я-концепция может быть и активным началом, способствующим достижению внутренней согласованности личности. На формирование Я-концепции обучающихся влияют следующие факторы:
- ценности в системе обучения (характер самоуста-новки на успеваемость);
- оценка индивидом своих способностей;
- влияние прежнего опыта достижений и неудач;
- социально-психологический климат в группе;
- Я-концепция преподавателя, его личностные качества (благоприятные качества придают всему процессу
продуктивный импульс, обучающийся приобретает ощущение своей ценности).
Осознание компонентов позитивной Я-концепции рассматривается как условие мастерства и самим субъектом обучения. Высокий уровень профессионального самосознания преподавателя, в свою очередь, влияет на его дальнейший рост: “... без осознания особенностей своей профессиональной деятельности и себя как ее субъекта невозможно и развитие мастерства” (2, 166). С помощью контент-анализа нами составлены характеристики профессионального Я в самоописаниях преподавателей. Респондентам был предложен вопрос: “Какие профессионально значимые качества и особенности способствуют возможному успеху или неуспеху в моей профессиональной деятельности?”. Таким образом, обобщены представления о свойствах профессиональной направленности, о нравственно-психологических качествах, об особенностях познавательной сферы. Представления преподавателей о мотивах профессиональной деятельности достаточно дифференцированные, как и рефлексивные характеристики отношения к труду: чувство ответственности, долга, добросовестность, трудолюбие, серьезное отношение к работе, старание; мешают успешному достижению профессиональной цели небрежное отношение к работе, отсутствие кропотливости, тщательности в работе. Набор смысловых единиц отношения к себе включает свойства: уверенность, требовательность к себе, самокритичность. Большое значение имеют профессиональные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, социально-перцептивные и др.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что позитивную Я-концепцию можно формировать через развитие рефлексивной и аутопсихологической компетентности личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Профессиональное самосознание личности госслужащего (психосоциальный и социально-психологический аспекты проблемы) // Психология Я-кон-цепции. Профессиональные особенности развития: Хрестоматия. Ч. 3 / Сост. А.В. Иващенко, В.С. Агапов, И.В. Барышникова. - М.: МГСА, 2002.
2. Деркач А.А. Исследование процесса развития профессионального Я государственных служащих: Кн. 1-5. - Кн. 3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. - М.: РАГС, 2000.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПОЖАРНОГО
Канд. психол. наук, доцент Л.А. Левчук,
С.В. Макаркин
Екатеринбургский филиал академии ГПС МЧС России
Развитие пожарных отраслей промышленности, широкое применение в строительстве новых синтетических материалов, рост этажности и плотности застройки городов приводят, как свидетельствует статистика развитых стран, к увеличению числа крупных пожаров и, соответственно, материальных и людских потерь.
Эффективная организация пожарной безопасности связана с решениями многих организационных, техникоэкономических и других задач. Большую роль в снижении отрицательных последствий пожаров играет психологическая надежность личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС), в первую очередь -оперативных работников, на которых ложится основная нагрузка при спасении людей и материальных ценностей в очаге пожара.
Одним из способов повышения эффективности деятельности специалистов ГПС является учет индивидуальных особенностей человека и определение степени их соответствия профессиональным требованиям. Профессия пожарного предъявляет повышенные требования как к физическому, так и к психическому состоянию человека. Известно, что физические возможности могут быть значительно расширены за счет специальных видов упражнений. Иначе складывается ситуация с психофизиологическими резервами организма, которые тренируются незначительно и в большой степени обусловлены индивидуальными способностями личности.
Кроме того, несоответствие индивидуальных психофизиологических свойств организма требованиям определенной профессии препятствует быстрому и эффективному овладению мастерством, способствует росту текучести кадров, требует большого напряжения физиологических функций для качественного выполнения работы и, как следствие, ведет к хроническому перенапряжению организма, росту профессионально обусловленной заболеваемости и травматизма пожарных. В связи с этим проблема профессионального психофизиологического отбора лиц для профессий, связанных с потенциальным риском для здоровья и жизни (к которым относится и профессия пожарного), является актуальной как в медико-биологическом, так и в социально-экономическом аспекте.
Решение другой важной проблемы - обеспечения безопасности личного состава ГПС неразрывно связано с уровнем психологической (морально-волевой) подготовки, которая во многом определяет действие персонала в процессе тушения пожаров. Практика показывает, что “боеспособность” пожарных зависит от степени их готовности к работе в очаге пожара и обусловлена определенными способностями их психики, в частности, эмоциональной устойчивостью по отношению к экстремальным факторам ситуации.
Уровень успешности и безопасности труда пожарных в экстремальных условиях может быть существенно повышен благодаря правильно организованной психологической подготовке, проводимой на специально оборудованной огневой полосе психологической подготовки. Занятия на снарядах, позволяющих моделировать факторы пожара, воздействующие на психику, должны быть направлены на формирование у личного состава ГПС состояния психологической готовности к выполнению задания. Важнейшим условием такой готовности является выработка у пожарного уверенности в своих силах и надежности технических средств, которыми боец ГПС располагает в очаге пожара. Формирование этого состояния происходит в процессе активной адаптации к моделируемым на огневой полосе психологической подготовки опасным факторам пожара и тренировки необходимым качествам психики.