Научная статья на тему 'Акмеологические особенности развития способности к обучаемости будущих специалистов'

Акмеологические особенности развития способности к обучаемости будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧАЕМОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧАЕМОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / EDUCABILITY / EDUCATIONAL ABILITY / SUBJECT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомичева Валентина Евгеньевна

Раскрыты акмеологическое содержание способности к обучаемости, методологические проблемы природы профессиональной обучаемости в связи с процессами саморазвития, формирования субъектности, профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомичева Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological features of development of educational ability of forthcoming specialists

The article is devoted to the investigation of acmeological content ofeducational ability category. In the article different methodological problems of professional educability are considered. This problems are considered in accordance with the processes of selfdevelopment, subject formation and professional formation.

Текст научной работы на тему «Акмеологические особенности развития способности к обучаемости будущих специалистов»

Хомичева В.Е

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧАЕМОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Внимание к проблеме развития способности к обучаемости будущих специалистов в теоретико-методологическом и прикладном аспектах стоит в настоящее время достаточно остро. Это объясняется, прежде всего, потребностями практики, требующей постоянного профессионального роста специалистов и предполагающее систематическое повышение их квалификации, связанного с овладением новых знаний. В связи с этим с акмеологической точки зрения возникает необходимость осмысления ряда проблем, а именно: как совместить задачи профессионализации с задачами саморазвития, как в процессе обучения актуализировать потенциал обучающихся, как создать для них адекватное и эффективное образовательное пространство, обеспечивающее личностный рост.

Основы возможности решения этих проблем для каждого отдельного субъекта закладываются еще в школьном возрасте, но с точки зрения развития способности к обучению в профессии начинают складываться в вузе.

В научных исследованиях, анализирующих различные аспекты проблемы развития умения учиться как в школе, так и в вузе, ключевым является вопрос о природе обучаемости в целом и профессиональной обучаемости, в частности. В работах фундаментального плана (Л.С. Выготский, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1940, 1989; А Н. Леонтьев, 1988; Б.Г. Ананьев, 1962, 1982; В Н. Мясищев, 1995; Н А. Менчинская, 1989; З.И. Калмыкова, 1975, 1981; У.В. Ульенкова, 1983 и др.) обозначены теоретические подходы к феномену общей обучаемости, к определению ее сущности, характерных черт и специфики, которые обусловили теоретико-методологический фундамент понимания общих закономерностей развития психических функций, в том числе профессиональной обучаемости.

Смысл понятия «умение учиться» раскрывается в работах В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана [4, с. 212], и определяется как способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в том числе и в отношениях с самим собой. Умение учиться это умение самостоятельно ставить новые учебные цели и самостоятельно находить средства их достижения [4, с. 14-19].

Прямая цель развивающего обучения, по В.В. Давыдову, формирование субъекта учения, учащегося, желающего и умеющего учиться. Научиться учиться -значит овладеть умением выполнять учебную деятельность самостоятельно и творчески, что является для любого учащегося важнейшей задачей [3, с. 390].

В концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учение выделяется в самостоятельную субъектную деятельность, цель которой не усвоение знаний (умений), а развитие познавательных способностей, которое организуется по научно-теоретическому типу. Такое обучение, по мнению исследователей, является основным источником развития способностей как личностных новообразований.

Основные положения теории учебной деятельности в отечественной психологии разрабатывались на базе культурно-исторической теории (Л.С. Выготский), принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с

теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.). Эти положения могут быть применимы не только к школьному обучению, но и к другим звеньям системы образования.

Идея формирования способности самостоятельно учиться выдвинута в отечественной психологии в концепции общей обучаемости. Теоретические подходы к определению сущности этой способности, ее характерных черт и специфики обозначены в работах Б.Г. Ананьева, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, СЛ. Рубинштейна, У.В. Ульенковой, И.С. Якиманской и др.

В русле этих исследований, направленных на поиск эффективных форм управления психическим развитием в процессе обучения, особо выделяется важнейшая проблема внутренних условий психического развития. Начало этим исследованиям положил С.Л. Рубинштейн. Он отмечал диалектическое взаимодействие внешнего и внутреннего в психическом развитии и подчеркивал общую зависимость обучения от обучаемости, от предпосылок, лежащих в субъекте обучения [7, с. 219].

Сам термин «обучаемость был введен Н.А. Менчинской. По ее определению -это свойство, которое является индивидуальным, интегративным, относительно устойчивым и означает «восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности» [6, с.28]. Выделение в способности учиться компонентов: самостоятельности, инициативности, субъективности заложило специфический пласт осмысления и анализа субъектного опыта ученика, специфики его активности.

З.И. Калмыкова трактует общую обучаемость как умственную способность к усвоению знаний, основу которой составляет система (ансамбль) интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности [5, с. 14].

Поскольку студент вуза должен проявлять готовность к саморазвитию, проблема профессиональной обучаемости теснейшим образом связана со становлением нового уровня субъектности, характерного для студенческого возраста. Ученые подчеркивают, что никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если учащийся не хочет осваивать материал, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть», то есть не является субъектом учебной деятельности, а оказывается всего лишь объектом чьих-то воздействий. Тем более явным это становится, когда формальное обучение закончено и человек выходит в «самостоятельное плавание», где нужно продолжать движение, но уже без направляющей роли педагога. Истинное развитие личности - это, прежде всего, саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями как таковыми, а внутренней позицией самого человека [2, с. 45].

Широкие возможности для изучения генезиса профессиональной обучаемости в методологическом и практическом отношении дает субъектный подход. Субъект в психологии рассматривается как распорядитель деятельности и своих сущностных сил, своих способностей (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.).

Субъектность в учебно-профессиональной деятельности определяется как способность студента быть инициатором и автором активности, ответственно реа-лизовывать самостоятельно поставленные цели. Она связана с индивидуальными особенностями постановки и решения задач и умением выстроить стратегию деятельности на основе осознания студентом своих личностных качеств. С этой точки зрения субъектность является интеграцией профессиональных способностей человека и обеспечивает выполнение им профессиональных требований на высоком уровне качества. Таким образом, профессиональная обучаемость есть проявление

личности в учебно-профессиональной деятельности, которая организуется и структурируется самим субъектом.

Как показывают исследования К.А. Абульхановой, ключевым в стратегии субъектного подхода выступает вопрос о соотношении оптимальных и неоптимальных типов активности личности. Обращаясь к данному автором определению субъекта «не как идеала, а как постоянного движения к нему личности путем разрешения противоречий», можно понять, что оно раскрывает соотношение реального и оптимального, позволяет увидеть пространство между наличным и желательным [1, с. 114].

В силу этого обстоятельства специального рассмотрения требует вопрос о соотношении реальных и оптимальных типов профессиональной обучаемости.

Профессиональная обучаемость с позиций субъектно-деятельностного подхода выступает как «учебная субъектность», как способность к активному присвоению учебно-профессиональной деятельности и сознательной выработке в ней профессионально-важных личностных свойств. Речь идет о способности к построению процесса саморазвития в учебно-профессиональной деятельности, которая в дальнейшем обеспечивает самосовершенствование в профессии.

В психологической литературе главными механизмами становления субъект-ности называются рефлексивные процессы и процессы смыслообразования. По мнению В.И. Слободчикова, стать субъектом деятельности означает сделать собственную активность, личностное и профессиональное развитие предметом осмысления и преобразования. Осознание смысловых регуляторов обеспечивает высокий уровень овладения субъектом своей деятельностью, позволяет ее строить, преобразовывать, проектировать, и, в конечном итоге, управлять ею. Деятельность при этом приобретает стратегическую направленность и свободу от влияния сиюминутных импульсивных побуждений. Автор отмечает: «... поскольку регуляция субъектной активности обеспечивается смысловой сферой и может быть только смысловой, субъект всегда знает ответ на вопрос, почему он это делает и почему он это делает именно так, а не иначе» [8, с. 212].

Практически все исследователи указывают, что второй фактор успешности обучения после мотивационного - организационный. Умение строить учебную деятельность так, чтобы добиться наивысшей успешности обучения - это и есть умение учиться.

В исследовании доказано, что учебная успешность студентов в большей степени определяется уровнем их самоорганизации, чем стилем межличностных отношений и уровнями субъективного контроля, интеллекта, рефлексивности.

Важными характеристиками профессиональной обучаемости выступают также показатели продуктивности мышления, которая определяется как система интеллектуальных свойств (качеств ума) и, прежде всего, глубина ума, проявляющаяся в существенности признаков, которые человек может абстрагировать при решении проблем, а также в уровне их обобщенности.

Таким образом, проблема профессиональной обучаемости студентов может быть рассмотрена сквозь призму явлений, образующих общее семантическое пространство, таких как: готовность к обучению в вузе, субъектность в профессиональном становлении, рефлексивность, самоорганизация.

Литература

[1] Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

[2] Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М.; Воронеж, 2007.

[3] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

[4] Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3.

[5] Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

[6] Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М., 1989..

[7] Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Проблемы общей психологии. М., 1976.

[8] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Цветков Н.А.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ РЕГИОНА»: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В научных исследованиях имидж территории, региона определяется по-разному. Отметим некоторые из определений.

1. Имидж региона как комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и пр.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности [3, с. 12].

2. Имидж региона как совокупность представлений в общественном сознании, сформировавшийся в процессе исторического развития экономических, географических, национальных, культурных, демографических характеристик региона, посредством информационного, эмоционально-психологического и художественного воздействия, в котором тесно переплетаются оценки реальной ситуации и мнения, сформированные коммуникативными политическими технологиями [10].

3. Региональный имидж или образ региона в своем содержании создает эмоциональный тон восприятия определенных идеологических установок, иллюстрирует идеологию в ярких, доходчивых образах, формирует у населения соответствующей территории чувство патриотизма. Идеология, как система ценностей, моделей поведения, не подкрепленная продуманным и профессионально сформированным имиджем региона, воспринимается как искусственная, нереальная установка, мифологическая матрица. В то же время имидж региона без идеологического наполнения не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без смыслового содержания [8].

4. Имидж региона относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Имидж региона - очень разноплановый, эмоционально окрашенный, искусственно создава-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.