нии организацией. Услугами подобных учебных программ уже воспользовалось значительное количество слушателей. По данным компании «HeadHunteп:Ярославль» в 2009 г. дополнительное образование в виде курсов, семинаров и тренингов получали 54 % руководителей. Использование указанных форм эффективно как для переподготовки работающих специалистов, так и для безработных.
Таким образом, современная система образования будет эффективной лишь при взаимосвязи и гибкости всех ее звеньев, при ориентации на требования рынка труда.
М. В. Семёнова
Акмеологические основы формирования личности педагога-профессионала в системе непрерывного профессионального образования
Одной из актуальных проблем современности является формирование у педагогов способностей и потребностей в постоянном обновлении профессиональных знаний и умений, в творческом саморазвитии, в направленности на достижение вершин профессионализма личности и деятельности. В связи с этим возникла необходимость внедрения новых подходов к организации и содержанию профессиональной подготовки педагогических кадров, адекватных целям и задачам социально-личностной ориентации образования и профессионально-личностного развития педагогов.
Качественно по-новому подойти к проблеме профессиональной подготовки педагогов стало возможным с разработкой теории и методологии акмеологии - науки о наивысших достижениях в области профессионального мастерства (Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). Интегрируя и обобщая знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, акмеология оказалась концептуальным звеном в современном профессиональном образовании. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология синтезирует данные всех научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм».
По мнению, Л.М. Митиной, в современных условиях важно, чтобы в процессе общего и профессионального обучения молодые люди воспринимали себя не просто учащимися, студентами, а видели определенную перспективу своего профессионального будущего, осознавали себя формирующимися специалистами, собственная
344
активность которых является решающим фактором, обусловливающим выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности (Митина Л. Н., 2009).
В связи с этим, мы считаем, что этап допрофессионального образования, т.е. профильного обучения в школе, является достаточно важным в процессе профессионально-личностного развития будущего профессионала. На наш взгляд, именно здесь, в первую очередь, должны быть заложены основы будущего профессионализма личности. Возраст 15-17 лет - это период личностного и профессионального самоопределения, возраст нравственных исканий и ценностных ориентаций, развития самосознания, формирования самооценки и Я-концепции, поиск образа-идеала для ориентира в жизни и профессии, ценности собственного «Я», социальной зрелости и других характеристик личности.
Пряжниковым Н.С. были выделены основные психологические факторы, составляющие основу профессионального самоопределения в юношеском возрасте: осознание ценности общественно полезного труда, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального руда, выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими жизненными целями, знание о выбираемых целях, знания о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели (развитая рефлексия, самопознание как важная основа самоопределения) и др. (Пряжников Н. С., 1996).
Митина Л.М., также исследуя проблемы профессионального самоопределения, в качестве его основных факторов выделяет активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. Именно от того, насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, по мнению ученого, во многом зависит жизненный путь личности и в дальнейшем (Митина Л. М., 1998).
В контексте нашего исследования, на этапе допрофессионального образования должны быть сформированы ценностное отношение к профессионализму, побуждающее учащегося к активному личностно-профессиональному развитию - процессу формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, который осуществляется в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях. Должны быть заложены основы акмеологической и рефлексивной культуры как основополагающих в достижении профессионализма личности; профессиональная идентичности,
345
свидетельствующей о принятии избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, а также о степени признания себя как профессионала; субъектности, проявляющейся в активной позиции в процессе собственного профессионально-личностного становления и развития, сформированы такие специфические свойства профессионала как акмеологическая направленность, акме-мотивация и акме-способности.
На следующих уровнях - профессионального и последипломного образования - все компоненты профессионализма личности, основы которых были детерминированы на предыдущем уровне системы непрерывного образования, актуализируются, развиваются и совершенствуются. Кроме того, на данном этапе формируются умения и навыки саморегуляции, аутопсихологическая и самореабилитационная составляющие профессиональной компетентности, креативная составляющая профессионализма личности педагога и др.
Реализовать на практике все эти задачи возможно разработкам акмеологии образования - психолого-педагогической науки, интегрирующей знания о развитии человека в образовательной среде, о достижении им вершин в жизнедеятельности и развитии в условиях образовательной деятельности в различных типах и видах образовательных систем. С позиций акмеологии в качестве цели образования рассматривается целостное развитие человека как личности и профессионала, индивидуальность которого выступает как высшая ценность.
В целях всестороннего исследования процессов, характерных для развития образования (включая все уровни системы непрерывного образования педагога и определение возможностей его профессионально-личностного развития на каждом из них) как полифункциональной педагогической реальности, необходимо построение интегрально-целостной методологии акмеологии профессионального образования, в структуре которой амеологический подход и акмеологическая парадигма должны занять главенствующее место.
Акмеологический подход с необходимостью предполагает формирование высокой мотивации достижений, стремления к успеху, к творчеству, к высоким результатам в профессиональной деятельности, к возрождению духовного мира человека, его духовному развитию и духовной зрелости (Деркач А. А., 2004).
Согласно акмеологической парадигме, в процессе овладения профессией человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, наиболее полной реализации потенциальных возможностей его личности, помочь взобраться на собственную профессиональную и личностную вершину (acme -вершина) (Фокин Ю. Г., 2002).
346
Реализация акмеологической парадигмы в профессиональном образовании способствует развитию индивидуальности каждого обучающегося, формированию индивидуального стиля деятельности, становлению основ педагогического мастерства и профессионализма педагогов, формирует стремление и установку на самосовершенствование и самоактуализацию в профессиональной деятельности, достижение вершины профессионализма, своей «акме».
В практическом плане в рамках акмеологии разработаны технологии обучения (например, такие как игромоделирование, рефлеп-рактикумы, тренинги и др.), сущность, методика и технология организации акмеологической образовательной среды образовательного учреждения, создающие условия для активного профессионально-личностного развития, а также его акмеологического сопровождения и мониторинга.
Таким образом, внедрение достижений акмеологической науки в систему непрерывного профессионально образования педагогов создает благоприятные условия для формирования личности педа-гога-профессионала.
347