АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Филозоп Александр Анатольевич
канд. псхол. наук, доцент, Воронежская государственная медицинская
академия им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: [email protected]
ACMELOGICAL ASPECTS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Alexander Filozop
candidate of psychological sciences, associate Professor, Voronezh state medical
Academy by N.N. Burdenko, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены некоторые аспекты применения теоретических и методологических основ характерологической акмеологии в реализации программ повышения квалификации по педагогике и психологии преподавателей медицинского вуза.
ABSTRACT
The article presents some aspects of the application of theoretical and methodological bases of characterological acmeology in realization of programs of improvement of qualification on pedagogy and psychology teachers of medical higher educational institution
Ключевые слова: характерологическая акмеология; компетентностный подход; повышение квалификации; преподаватель медицинского вуза.
Keywords: characterological acmeology; competence approach; professional development; teacher of medical higher educational institution.
Модернизация отечественной системы высшего образования, новые ФГОС подготовки специалистов медицинского профиля, реализация идеи непрерывного профессионального развития врача, закономерно требуют пересмотра методологических, организационных и психолого-педагогических,
основ проектирования образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей медицинских вузов.
Компетентностный и системно-деятельностный подходы становятся краеугольным камнем в проектировании инновационного образовательного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки по педагогике и психологии преподавателей вузов [1]. В связи с этим меняется смысл процесса повышения квалификации научно-педагогических кадров. На первый план выходит не насыщение новой информацией, а формирование у преподавателей необходимых умений и навыков (компетенций) для оперирования предметным содержанием знаний, моделирования своей деятельности с учетом изменений происходящих в современном обществе, а также непрерывного личностного самосовершенствования до уровня достижения личностно-профессионального акме. Для решения задач личностно-профессионального развития, в том числе развития творческого потенциала и повышения уровня общей культуры преподавателей, элективные и факультативные дисциплины (модули) повышения квалификации по педагогике и психологии могут разрабатываться на теоретико-методологической платформе характерологической акмеологии.
Характерологическая акмеология — это «новая (..) междисциплинарная область изучения конституциональных и характерологических закономерностей и механизмов достижения человеком вершины своего личностного становления (акме) на различных этапах жизненного пути (..)», призванная на прикладном уровне реализовывать акмеологические модели (программы) личностно-профессионального развития специалистов различного профиля [3, с. 34]. Характерологическая акмеология опирается на современные достижения в области широкого спектра человековедческих наук: акмеологии, психологии развития, педагогической психологии и клинической характерологии. Построение собственного знания о вершинах личностно-профессионального становления неразрывно связано, как с реализацией концептуальных положений субъектного подхода в гуманитарных науках
(С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.), так и с теоретической базой клинической характерологии (Э. Кречмер, П.Б. Ганнушкин, М.Е. Бурно). Вершина (акме) в личностно-профессиональном развитии в характерологической акмеологии рассматривается как высшая точка духовного развития человека, сообразно его конституционально-характерологическим особенностям. Такое понимание личностно-профессионального развития особо актуально при подготовке будущих врачей и повышении квалификации их наставников, поскольку «Духовно-нравственная составляющая врачебной деятельности — одна из основ профессионализма современного врача. Понимание целей, задач, содержания и характера психолого-педагогических условий духовно-нравственного развития студентов-медиков, умение их создавать — это глобальная проблема высшего медицинского образования в области этизации и гуманизации сознания и деятельности будущих российских врачей [2, с. 186].
При разработке учебных курсов дисциплин (модулей) повышения квалификации научно-педагогических кадров по педагогике и психологии, на основе характерологической акмеологии, необходимо руководствоваться следующими принципами, отражающими приоритеты в отборе и структурировании учебного материала в соответствии с заявленными целями обучения. Следует выделить пять таких принципов:
1. принцип междисциплинарности и интеграции, предполагающий при структурировании учебного материала по конкретной дисциплине (модулю) синтез знаний из широкого спектра наук: клинической характерологии, педагогической психологии, психологии развития, сопряженных с профессионально-педагогической деятельностью преподавателя медицинского вуза.
2. принцип динамичности, отражающий возможность в будущем обновлять содержание программ, в соответствии с требованиями, диктуемыми инновационными образовательными процессами и изменениями в социокультурном развитии общества;
3. принцип гуманитаризации, сущность которого составляет усиление духовно-нравственных и социально-культурных компонентов в структуре подготовки преподавателя медицинского вуза;
4. принцип креативности, проявляющийся в отборе форм, средств и методов обучения, позволяющих актуализировать творческий потенциал и формировать индивидуальный творческий стиль профессионально-педагогической деятельности преподавателей, сообразно их квалификации и личностно-характерологическим особенностям;
5. принцип индивидуализации и дифференциации, направленный на учет потребностей, личностно-характерологических особенностей и интересов слушателя, его практической подготовки к решению образовательно-воспитательных задач, а также опыта педагогической деятельности и базового профессионального образования.
В предлагаемом нами варианте к проектированию содержания образовательного процесса повышения квалификации положена идея интеграции различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания, сопряженных с профессионально-педагогической деятельностью преподавателей медицинского вуза. Это, в свою очередь, способствует обеспечению усвоения междисциплинарных знаний, развитию у слушателей креативного системного мышления, повышения уровня личностно-профессиональной компетентности при экономии времени на подготовку.
На кафедре педагогики и психологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко (ВГМА им. Н.Н. Бурденко) под руководством заведующей кафедрой к.п.н, доцентом Плотниковой Ириной Егоровной разработаны и внедрены в образовательный процесс повышения квалификации научно-педагогических кадров академии наряду с другими инновационными программами, программы, включающие в себя проектирование практических занятий и психологических тренингов со слушателями на основе теоретико-методологических принципов, разрабатываемых в рамках характерологической акмеологии (модули
«Психолого-педагогические основы общения в образовательной среде вуза» и «Духовно-нравственное и культурное воспитание медицинских и фармацевтических работников»). Опыт реализации инновационных педагогических подходов на кафедре педагогики и психологии ВГМА им.
H.Н. Бурденко дает возможность говорить о том, что именно формирование инновационного компонента профессионально-педагогической деятельности преподавателя, прежде всего, и определяет систему ключевых профессионально-педагогических компетенций [1].
Таким образом, инновационный образовательный процесс повышения научно-педагогических кадров медицинского вуза по педагогике и психологии должен иметь ценностно-смысловую направленность на акмическое личностно-профессиональное развитие преподавателя, формирования и совершенствования у него психолого-педагогической, духовно-нравственной и социокультурной компетентности.
Список литературы:
I. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж, 2011.
— 384 с.
2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. — 304 с.
3. Филозоп А. А. Характерологическая акмеология в пространстве клинической терапии духовной культурой // Психотерапия — 2011. — № 3
— С. 34—40.