Научная статья на тему 'Экспертно-аналитические и информационные аспекты исследования внутренних ресурсов (возможностей) человека (кибернетический подход)'

Экспертно-аналитические и информационные аспекты исследования внутренних ресурсов (возможностей) человека (кибернетический подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / КИБЕРНЕТИКА / МАТЕМАТИКА / КИБЕРАКМЕОЛОГИЯ / АКМЕ-ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ГАРМОНИЯ / АЛГОРИТМЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ACMEOLOGY / CYBERNETICS / MATHEMATICS / CYBER-ACMEOLOGY / ACME-PERSON / TECHNOLOGY / HARMONY / ALGORITHMS / TESTING / DIAGNOSTICS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Валерий Николаевич

Цель исследования разработать и реализовать авторскую экспертно-аналитическую информационную систему для исследования внутренних ресурсов человека и для его информирования о технологии достижения акме-точек его потенциально-ресурсных возможностей. Исследование проводилось на основе авторской компьютерной кибернетической математической технологии тестирования и диагностирования человека на основе организационных методов эволюционной биопсихологии, психофизиологии, экономической эргономики, а также эмпирических методов обсервации, экспериментальной и математической кибернетики, психогенетико-диагностических, биографических; методов количественно-качественного анализа: дисперсионного, корреляционного, факторного, дискриминантного, психолого-казуистического; интерпретационных методов: генетических, структурных. Среди поставленных задач исследования: разработать кибернетическую акметехнологию достижения и реализации поставленной цели; спроектировать фило-, онто-индивидуальный паспорт гармонической акме-личности, создать необходимые алгоритмы его реализации (self-conception), исследовать трёхфакторную модель семантического дифференциала личности и смоделировать безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях. Перспективы исследования заключаются в построении интернет-модели нормативно-гармонического человека; реализации субъективного семантического профиля человека на основе семантического пространства масштабирования личности; реализация авторской концепции «3П + 3С»; усовершенствовании проекта на платформе реализации перспективных инновационных инфотехнологий; организации дистанционного обучения по проблеме «интегративного человекознания»; реализации биомедицинского прогноза жизнедеятельности человека на основе функционально-диагностических тестов: этиологических, патогенетических, эколого-биологических, эндогенных, экзогенных, генетических, пренатальных, молекулярно-генетических, медико-генетических, мультифакторных, нозологических, гетерогенных, витальных, коэволюционных; разработки фреймово-продукционной модели эпистемологии и эпистемофилии; киберакмеологическое моделирование совести.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT-ANALYTICAL AND INFORMATIONAL ASPECTS OF THE RESEARCH OF HUMAN INTERNAL RESOURCES (CAPABILITIES) (CYBERNETIC APPROACH)

The goal of the investigation is to elaborate and implement the author’s expert-analytic information system aimed at researching human internal resources, as well as at informing individuals about the technology of achieving acme-points of their potential and resource capabilities. The research was conducted on the base of the author’s computer cybernetic-mathematic technology of testing and diagnosing an individual using organizational methods of evolutional biopsychology, psychophysiology, economical ergonomics, as well as empiric methods of observation, experimental and mathematical cybernetics, psychogenetic diagnostic, biographic; methods of quantitative-qualitative analysis: dispersion, correlation, factor, discrimination, psychology-casuistic; interpretation methods: genetic, structure. The research comprises the following application tasks: to elaborate cybernetic acme-technology of achieving and implementing of the goal set by the author; to develop filo-, ontoindividual passport of the harmonious acme-personality, create necessary algorithms for its implementation (self-conception); to investigate 3-factor model of the semantic differential of personality and to model human vital activity security under modern conditions. The research perspectives consist in building an Internet-model of normative-harmonic human; realizing the subject semantic profile of a human on the base of semantic space of scaling of a personality; implementing the author’s conception «3 P + 3 C»; improving project on the platform of implementation of perspective innovational info-technologies; organizing the problem of «integrative anthropology2 distance learning; realizing biomedical forecast about human life and activity basing on the function-diagnostic tests, such as etiological, pathogenetic, ecology-biological, endogenic, exogenic, genetic, pre-natal, molecular-genetic, medical-genetic, multi-factor, nosologic, heterogenetic, vital, co-evolutional; developing frame-production model of epistemology and epistemophilia; cybernetic modeling of conscience.

Текст научной работы на тему «Экспертно-аналитические и информационные аспекты исследования внутренних ресурсов (возможностей) человека (кибернетический подход)»

УДК 004.9

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ (ВОЗМОЖНОСТЕЙ) ЧЕЛОВЕКА (КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

Антонов Валерий Николаевич — доктор технических наук, профессор; Украинская Академия Акмеологии, НТУУ «КПИ имени Игоря Сикорского», пр. Победы, 37, Киев, Украина, 252056, [email protected]

В мире существует единственная непознаваемая тайна, и эта тайна — человек.

Человек сверхсложное индивидуальное интегрально-синергетическое существо биолого-медицинского, психолого-генетического, этно-социального и гендерно-сексуального типа. Не существует «юнисекс» людей, каждый человек уникален по своим более чем 4500 параметрам. Академик В.П. Казначеев писал: «Все знания, накопленные человечеством о неживой природе, составляют 95%, о живой природе — 4%, о человеке — 1%» [19]. Древние заявляли: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир» (Сократ); «Нет ничего более сложного,

чем познание самого себя», «Вселенная находится внутри человека» (Фалес Милетский). «Мы знаем много, но наше незнание — море, а знание — капля. Знание сделает нас счастливыми. Уничтожая сознательную жизнь, мы лишимся надежды на лучшее. Только знание может открыть нам глаза, правильно оценить вселенную и указать её прошедшее и будущее. Вселенная и жизнь — одно и то же» [21]. «Мы научились летать как птицы в небе, мы научились плавать, как рыба в воде, теперь нам осталось научиться жить на земле, как человек» [22].

Идея комплексного исследования психофизиологической эволюции взрослого человека и построение экспериментальной акмеологии была сформулирована в 1957 г. Б.Г. Ананьевым. «Большая масса дисциплин (более 200) создают в своей совокупности челове-кознание» [1-4]. К.Д. Ушинский создал свой труд «Человек как предмет воспитания» более 150 лет назад, но его опыт педагогической антропологии не теряет актуальности.

В Украинской Академии Акмеологии и в НТУУ «КПИ имени Игоря

РЕЗЮМЕ

Цель исследования — разработать и реализовать авторскую экспертно-аналитическую информационную систему для исследования внутренних ресурсов человека и для его информирования о технологии достижения акме-точек его потенциально-ресурсных возможностей. Исследование проводилось на основе авторской компьютерной кибернетической математической технологии тестирования и диагностирования человека на основе организационных методов эволюционной биопсихологии, психофизиологии, экономической эргономики, а также эмпирических методов обсервации, экспериментальной и математической кибернетики, психогенетико-диагностиче-ских, биографических; методов количественно-качественного анализа: дисперсионного, корреляционного, факторного, дискриминантного, психолого-казуистического; интерпретационных методов: генетических, структурных. Среди поставленных задач исследования: разработать кибернетическую акметехнологию достижения и реализации поставленной цели; спроектировать фило-, онто- индивидуальный паспорт гармонической акме-личности, создать необходимые алгоритмы его реализации (self-conception), исследовать трёхфакторную модель семантического дифференциала личности и смоделировать безопасность жизнедеятельности человека в современных условиях. Перспективы исследования заключаются в построении интернет-модели нормативно-гармонического человека; реализации субъективного семантического профиля человека на основе семантического пространства масштабирования личности; реализация авторской концепции «3П + 3С»; усовершенствовании проекта на платформе реализации перспективных инновационных инфотехнологий; организации дистанционного обучения по проблеме «интег-ративного человекознания»; реализации биомедицинского прогноза жизнедеятельности человека на основе функционально-диагностических тестов: этиологических, патогенетических, эко-лого-биологических, эндогенных, экзогенных, генетических, пренатальных, молекулярно-гене-тических, медико-генетических, мультифакторных, нозологических, гетерогенных, витальных, коэволюционных; разработки фреймово-продукционной модели эпистемологии и эпистемофи-лии; киберакмеологическое моделирование совести.

Ключевые слова: акмеология, кибернетика, математика, киберакмеология, акме-личность, технология, гармония, алгоритмы, тестирование, диагностирование, модель.

Сикорского» [5-10] проводятся научно-инновационные теоретико-практические исследования по специальности 19.00.13 — «Психология развития, акмео-логия». Исследования и компьютерная реализация осуществляются на основе принципов интегративного человекозна-ния с использованием авторской технологии для решения проблемы гармонического личностно-профессионального познания человека с учётом его индивидуального психологического тестирования, медико-биологического приборного диагностирования и мониторинга, когнитивного контроллинга. Исследуются процессы жизнедеятельности человека, включая анализ множества внутренних и внешних параметров, которые характеризуют человека на основе кибернетического подхода. Б.Г. Ананьев писал, что «общим языком для специалистов, которые изучают человека, становиться язык кибернетики и теория информации». В дальнейшем необходимо шире использовать «...кибернетических подход к изучению человека как очень сложной саморегулируемой и самоорганизующейся системы на основе математизации антропологии»; «технические и физико-математические науки позволят комплексно изучать человека»; «человекоз-нание требует использование математики и кибернетики для интеграции всех знаний о человеке»; необходимо «синтетическое человекознание на основе интеграции многих наук и фундаментальное учение про человека» [3; 4].

В рамках наших изысканий мы предприняли попытку разработать и реализовать экспертно-аналитическую информационную систему для исследования внутренних ресурсов (возможностей) человека и для его информирования о технологии (методике, программе) по достижению акме-точек его потенциально-ресурсных возможностей. Кроме того, нами был спроектирован фило-, онто- индивидуальный паспорт гармонической акме-личности, включая необходимые алгоритмы его реализации (self-conception).

Работа выполнялась на основе организационных методов эволюционной биопсихологии, антропологической психофизиологии, экономической эргономики; эмпирических методов обсервации, экспериментальной и математической кибернетики, психогенетико-диагностических, праксиметрических, биографических, а также методов количественного качественного анализа: дисперсионного, корреляционного, фак-

торного, дискриминантного, психолого-казуистического; интерпретационных методов: генетических, структурных.

На основе работ А.А. Деркача [1518] для исследования проблемы индивидуальной гармонической жизнедеятельности человека нами предпринята попытка выявить персональные потенциально-ресурсные природные возможности человека и их акме-саморазвития, акме-самоусовершенствования, акме-са-мореализации, а также профессиональной ориентации и профотбора с учётом дифференцированного подхода к анализу более чем 4500 характеристик (особенностей, параметров, признаков). Это половые различия, гормональные признаки; физиологический, биологический и паспортный возраст; тип темперамента; соционистический тип; тип развития мозга; формы жизнедеятельности, восприятия и запоминания информация; состояние энергетики организма; «загрязнение» организма; состояние клеток, органов, систем органов, иммунной, сердечно-сосудистой, нервной, кровеносно-лимфатической и др. систем человека. А также внешние влияния: экологические, геопатогенные, семейно-бытовые, мезосоциальные, этнокультурные, таксиметрические, экономические, политические, энергоинформационные и др.

Исследовались архетипы человека (эндопсихика, мезопсихика, экзопсихи-ка), где закодированы суть, форма и способ связи унаследованных и приобретённых человеческих первичных образов и структур психики, которые обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь культуры поведения, взаимопонимание людей.

Компьютерно-кибернетический экспертный анализ исследует человека как сложную био-энерго-информацион-ную и социо-психо-духовную систему и осуществляется с учётом генетических и этологических параметров фило- и онтогении: перинатальных (антенатальный, интранатальный постнатальный); педологических, ювенологических, ан-дрогенных, геронтологических, эйд-жизмологических и др., а также био-лого-гендерно-сексуальных различий (мужчин, женщин, гетеро- и гомосексуальных личностей) на основе их ДНК-доминанты (ХХ, ХХХ, ХХУ, XYX, ХУ, ХУУ, УУУ). Например, феминности, ан-дрогенности, мускулинности и др. Анализ также учитывает достижения более чем 270 наук о человеке из огромного

числа (более 2000) существующих наук, выделяя конституционные, этнологические, этиологические, социальные, эпис-томофильные, статусные, образовательные, паранормальные и другие факторы. При этом используются констелляция таких наук и научно-прикладных дисциплин, как науковедение, соматология, экология человека, энвайронментология [12], социоэкология, антропология, аксиология, характерология, космическая ан-тропоэкология, анатомия, антропономия, энергоэнтропика, эниология, этиология, этнология, этометрия, нейронауки, биология, эволюционная и молекулярная биология, биохимия, психобиология, эндокринология, генетика, хроногене-тика, генетика поведения, генетическая эпистемология, эргазиология, инженерная психология, нейропсихология, телеметрическая психология, психогенетика, психогеронтология, эволюционная биопсихология, патопсихология, математическая психология, психофармакология, геокосмическая медицина, медицинская антропология и генетика, эмбриология, соматология, геополитика, темпероло-гия, социология, этика, этнология, эпистемология, праксиология, алгоритмоло-гия, кибернетика, математика, физика, санология, нозология, собриология, информатика, бионика, системология, ген-дерология, сексология, конфликтология, астрология, космотопия, психоанализ, характерология, физиогномика, синергетика, акмеология, когнитология, ки-беракмеология, имиджелогия и многие другие [4, 7, 10].

Результатом анализа основных подсистем человека (нервной, мозговой, кровеносно-лимфатической, мышечной, гормонально-эндокринной, репродуктивной, сердечно-сосудистой, кост-но-скелетной, иммунной, дыхательной, мочевыделительной, и др.) является проектирование (моделирование, создание) «Персонального фило-, онто- паспорта (портфолио) человека». «Паспорт» позволяет личности принимать решения о качестве собственной жизнедеятельности, профориентации, выборе эмпа-тичной профессии в современных условиях с учётом энвайронментальной ситуации, устойчивого развития, политики государства — страны проживания, национальных особенностей, генетической доминанты и др.

«Паспорт» формируется в трёх инкарнациях: генетической, социальной, генетическо-социальной. Каждая инкарнация имеет три варианта реализации: оперативную (день); тактическую

(неделя-месяц-квартал); стратегическую (год — два года — три года). Все варианты инкарнации и их реализации передаются исследуемому человеку на цифровых (компьютерных) носителях для персонального использования. Например, для акме-обучения, акме-воспи-тания через национальное, духовное, профессиональное: mediated leaning, creative leaning, Leaning circles. Формируется модель гармоничного (целостного), социально зрелого человека с развитым самосознанием, духовностью, способностями к самотрансценденции, чувством собственного достоинства, развитой моральностью, совестью; развитым балансом между интеллектуальным, творческим, физическим, психическим, духовным потенциалами.

Это позволяет заинтересованной личности самостоятельно определять уровень своего интеллекта, одарённости, таланта, гениальности, а также доминанту собственной профессиональной ориентации, профвыбора и вносить (корректировать, дополнять, изменять, удалять и т.д.) необходимые персональные параметры с учётом гибко-динамической изменяемости возрастных, половых, генетически-биологических, праксеологических, статусных и других характеристик человека, а также с учётом своей натальной карты и метакода местности.

В результате предварительных экспериментальных исследований с привлечением к тестированию и диагностированию студентов и преподавателей университета разработана названная технология; смоделирован и проанализирован метод семантического дифференциала личности; спроектирован гипотетический (нормативный) паспорт студента и педагога. Помимо этого разработан ряд основных эвристических алгоритмов реализации предлагаемой технологии (например, алгоритмы ци-вилизовано-гармоничной жизнедеятельности, алгоритм качественного воспитания, обучения и самореализации, алгоритм акме-синергетического проектирования личности, алгоритмы самопрограммирования личности на успех: self-improvement; self-determination, determine one's position; self-sufficiency, self-education, self-respect, self-assertion, self-independence, self-end in itself, self-achievers,, self-foreclosures,, self-vocational identity и др.).

В настоящее время нами проводятся работы по моделированию сформулиро-

ванной проблемы (создан так называемый экспериментальный её прототип). Наш подход и компьютерная реализация «Фило- Онто- Генетического паспорта» позволит человеку комплексно принимать оперативно-тактические и перспективные решения для определения гармонического пути своей жизнедеятельности и следовать/не следовать полученным рекомендациям с учётом своей кармы (индивидуальной, семейной, этнологической, этиологической, социальной); персональной энерго-инфор-мационной доминанты, состояния своих семи энергичных зон, состояния здоровья, патологий, аномалий и др.

В перспективе наших исследований — построение интернет-модели нормативно-гармонического человека; реализация субъективного семантического профиля человека на основе семантического пространства масштабирования личности; реализация авторской концепции «3П + 3С»: порядочности (духовности), патриотизма, профессионализма; социологии, сано-логии, собриологии; усовершенствование проекта на платформе реализации перспективных инновационных инфо-технологий; организация дистанционного обучения по проблеме «интегра-тивного человекознания»; реализация биомедицинского прогноза жизнедеятельности человека на основе функционально-диагностических тестов: этиологических, патогенетических, эко-лого-биологических, эндогенных, экзогенных, генетических, пренатальных, молекулярно-генетических, медико-генетических, мультифакторных, нозологических, гетерогенных, витальных, коэволюционных; разработка фреймово-продукционной модели эпистемологии и эпистемофилии; киберакмеологичес-кое моделирование совести; привлечение СМИ, в том числе Интернета, для поиска инвесторов, меценатов, спонсоров с целью выделения средств для углубления и расширения исследований по рассматриваемой проблеме; организация исследований в других университетах на основе авторского центра «Гармонический Акме-Человек» и Ассоциации «Экспертно-Аналитических Акмеологов».

ССЫЛКИ

[1]. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: МПСИ, 2008. — 432 с.

[2]. Ананьев Б.Г. «Человек как общая проблема современной науки // Весник ЛГУ. — 1957. — № 11.

[3]. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

[4]. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

[5]. Антонов В.Н. Акме-диагности-ка развития человека: концепция «3П + 3С». // Акмеология. — 2016. — № 3 (59). — Т. 2: «Приложение к выпуску».

[6]. Антонов В.Н., Антонова-Ра-фи Ю.В. Кибернетическая акмеология: теория и практика моделирования, акселерации и развития человека. — Киев: КНТ, 2011. — 236 с.

[7]. Антонов В.Н. Кибернетическая акмеология: технология развития и совершенствования человека. — Киев: ИПЦ, 2011. — 238 с.

[8]. Антонов В. Н. Личностное и профессиональное развитие человека на основе кибернетично-математических принципов // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 27-28.

[9]. Антонова-Рафи Ю.В., Антонов В.Н. Методический и алгоритмический инструментарий личностного и профессионального развития человека // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 28-29.

[10]. Антонов В.Н. Кибернетическая акмеология в вопросах и ответах: Монография. — Киев: Аграр Медиа Групп, 2015 — 236 с.

[11]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде:теоретико-методологические аспекты // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 31-37.

[12]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. — М.: 2012. — 240 с.

[13]. Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в приро-доориентированной деятельности учащихся / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 2. — С. 82-100.

[14]. Гагарин А.В. Личностно-про-фессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Социально-экологические технологии. — 2013. — № 1. — С. 63-76.

[15]. Деркач А.А. В помощь исследо-вателю-акмеологу: о логике акмеологи-ческого исследования // Акмеология. — 2013. — № 4. — С. 11-24.

[16]. Деркач А.А. Методологические составляющие состояния психической готовности к деятельности // Акмеология. — 2012. — № 3(43). — С. 10-20.

[17]. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологическо-го развития: Монография. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.

[18]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. — 2011. — № 3. — С. 5-12.

[19]. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Кос-мопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, 1991. — 301 с.; Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. — Новосибирск: Новосибирское книжное изд-во, 1991. — 128 с.

[20]. Ухтомский А. А. Избранные труды. — Ленинград: Наука, 1978).

[21]. Циолковский К.Э. Причина космоса — Калуга: (конспект авг. 1925 г.): (с добавлением отзывов о «Монизме Вселенной» и ответов на вопросы по поводу этой книжки). Куда идёт человечество? Какая судьба уготована планете Земля? — www.e-puzzle.ru; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грёзы о Земле и небе. — СПб., 1995; Циолковский К.Э. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Изд-во АН СССР, 1951-1964.

[22]. Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырёх томах. — М.: Наука, 1965-1967.

REFERENCES

[1]. Ananev B.G. Psixologiy i proble-mu chelovekoznaniy [Psychology and problems humans knowledge]. Moscow: 2008. — 432 p.

[2]. Ananev B.G. Chelovek kak obshay problema sovremennoy nauki // Vesnic LGU. — 1957. — № 11; [Human so general problem modern sciense] // Vestnik LGU. — 1957. — № 11;

[3]. Ananev B.G. Chelovek kak predmet poznaniy [Human so subject knowledge ]. — SPb: Pitter. 2001. — 288 p.

[4]. Ananev B.G. O problemax sovre-mennogo chtlovekoznaniy [About problems modern life's human ]. — SPb: Pitter. 2001. — 272 с.

[5]. Antonov V.N. Acme- diagnostika ra-zvitiy cheloveka: konsepziy «3 P + 3 C» [ Acme diagnostics development human: constption «3 p + 3 C»] // Akmeologia [Akmeology]. 2016. № 3 (59). T. 2: «Pri-logenie k vupusku» pp. 31-33.

[6]. Antonov V.N. Kiberneticheskaia akmeologia: teoria i praktika modelirova-nia, akselerazii i razvitia cheloveka [Cybernetic acmeology: theory and practice modeling, acceleration and progress human] / Antonov V.N., Antonova-Rafi J.V. Kiev [Kyiv]. 2011. 236 p.

[7]. Antonov V.N. Kiberneticheskaia akmeologia: technologia razvitia i sover-shenstvovania cheloveka [Cybernetic acmeology: technology development and improvement human]. Kiev [Kyiv]. 2011. 238 p.

[8]. Antonov V.N. Lichnostnoe i profes-sionalnoe razvitie cheloveka na osnove ki-bernetichesko-matematicheskix prinzipov [Personal and professional development human on the base cybernetic mathema-tic principle] // Akmeologia [Akmeology]. 2015. № 3. pp. 27-28.

[9]. Antonov V.N., Antonova-Rafi J.V. Metodicheskiy i algoritmicheskiy instru-mentariy lichnostnogo i profesionalnogo razvitiy cheloveka [Methodical and algo-rithmically tool personality and professional development human] // Akmeologia [Akmeology]. 2015. № 3. pp. 28-29

[10]. Antonov V.N. Kiberneticheskay akmeologija u zaputaniax i vidpovidiyx [Cybernetic acmeology in the questions and answers] - Kiev [Kyiv]. 2015. 236 p.

[11]. Gagarin A.V. Deiylnist lichnos-ti v informazionno-obrazovatelnoy sre-de: teoretiko-metodologicheskie aspektu [Activities person in the information educational environment: theoretical methodical aspect] // Akmeologia [Akmeology]. №3 (43). 2012. pp. 31-37.

[12]. Gagarin A.V., Glazachev S.N. Eko-logicheskay acmeologiy: pedagogicheskay konzepsiy [Ecological acmeology: teaching conception]. Moscow: 2012. — 240 p.

[13]. Gagarin A.V. Teoreticheschkie i jempiricheskie aspekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoo-rientirovannoj dejatelnosti uchashhihsja [Teoretical and empirical aspects of formation of ecological consciousness in nature] / Ivashhenko A.V., Panov VI., Gagarin A.V. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pe-dagogika. [Bulletin of the Russian University of peoples' friendship. Series: Psy-

chology and pedagogy]. 2004. №2. 2012. pp. 82-100.

[14]. Gagarin A.V. Lichnostno-profes-sionalnoe razvitie studentov v informaci-onno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal professional development of students information and environmental interactions] / Gagarin A.V., Raickaja L.K., Bys-trjakova L.A. // Social'no-jekologicheskie tehnologii [Socio-environmental technologies]. 2013. № 1. pp. 063-076.

[15]. Derkach A.A. V pomoshsh issle-dovateliu-armeology: o logike akmeologi-cheskogo issledovaniy [For help researcher acmeologer: logical acmeology investigate] // Akmeologia [Akmeology]. №4. 2013. pp. 11-24.

[16]. Derkach A.A. Metodologicheskie sostavliaiujshshie sostoynia psichicheskoy gotovnosty k deialnosty [Methodical component status physical preparedness for activities] // Akmeologia [Akmeology]. №3 (43). 2012. pp. 10-20.

[17]. Derkach A.A., Sajko Je.V. Samore-alizacija — osnovanie akmeologicheskogo razvitija [Self-realization — the acmeolo-gical development basis]: monografija. — Moscow: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2010. — 224 p.

[18]. Derkach A.A. Rol organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professional [Role of the organizational environment in formation of the identity of the professional]. Akmeologia [Acmeology], 2011, no. 3, pp. 5-12.

[19]. Kaznacheev V.P., Spirin E.A. Kosmoplanetarniy fenomen chelove-ka: problem kommplekcnogo izuchensy [Cosmos planetary phenomena human: problems complex research]. — Novosibirsk: Science. — 301 p. Kaznacheev V.P. Fenomen cheloveka: kosmiche-skie I zemnie istoki [Phenomena human: cosmos and earth reassures]. — Novosibirsk: Novosibirsk's book educftion. — 1991. — 128 p.

[20]. Uchtomskiy A.A. O sozdanii os-nov edinoy nauki o cheloveke [About create fundamentals singular science about human] — Т. 1. L. 1950, Т. 5. L. 1954. Uchtomskiy A.A. izbrannie trudu [Selection writings]. — Leningrad: Science. — 1978).

[21]. Циолковский К.Э. Prichina kosmosa [Reason cosmos]. — Kaluga: conspectus. 1925 — www.e-puzzle.ru.

[22]. Eynshtein A. Sobranie naychy-ux trudov v 4-x tt. [Selection science volums]. — M: Nauka. — 1965-1967.

EXPERT-ANALYTICAL AND INFORMATIONAL ASPECTS OF THE RESEARCH OF HUMAN INTERNAL RESOURCES (CAPABILITIES) (CYBERNETIC APPROACH)

Valeriy N. Antonov — Doctor of Technical Sciences, Professor; Ukrainian Academy of Acmeology; Department of Information Technology, National Technical University of Ukraine «KPI»; Pobedy Pr., 37, Kiev, 252056, Ukraine; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The goal of the investigation is to elaborate and implement the author's expert-analytic information system aimed at researching human internal resources, as well as at informing individuals about the technology of achieving acme-points of their potential and resource capabilities. The research was conducted on the base of the author's computer cybernetic-mathematic technology of testing and diagnosing an individual using organizational methods of evolutional biopsychology, psychophysiology, economical ergonomics, as well as empiric methods of observation, experimental and mathematical cybernetics, psychogenetic diagnostic, biographic; methods of quantitative-qualitative analysis: dispersion, correlation, factor, discrimination, psychology-casuistic; interpretation methods: genetic, structure. The research comprises the following application tasks: to elaborate cybernetic acme-technology of achieving and implementing of the goal set by the author; to develop filo-, onto- individual passport of the harmonious acme-personality, create necessary algorithms for its implementation (self- conception); to investigate 3-factor model of the semantic differential of personality and to model human vital activity security under modern conditions. The research perspectives consist in building an Internet-model of normative-harmonic human; realizing the subject semantic profile of a human on the base of semantic space of scaling of a personality; implementing the author's conception «3 P + 3 C»; improving project on the platform of implementation of perspective innovational info- technologies; organizing the problem of «integrative anthropology2 distance learning; realizing biomedical forecast about human life and activity basing on the function-diagnostic tests, such as etiological, pathogenetic, ecology-biological, endogenic, exogenic, genetic, pre-natal, molecular-genetic, medical-genetic, multi-factor, nosologic, heterogenetic, vital, co-evolutional; developing frame-production model of epistemology and epistemophilia; cybernetic modeling of conscience.

Keywords: acmeology, cybernetics, mathematics, cyber-acmeology, acme-person, technology, harmony, algorithms, testing, diagnostics, model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.