УДК 378. 046.4
Смирнов Алексей Владимирович
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой иностранных языков и делового перевода Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики тел.: (911) 849-75-05
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Данная статья посвящена акмеологической стратегии развития лингвообразовательной системы кафедры, повышению его качества, формированию языковой личности.
Ключевые слова: акмеологическая стратегия, непрерывное лингвистическое образование, лингвообразовательная система, образование взрослых.
Smirnov Alexey Vladimirovich
PhD in Philology, Head of the Department of Foreign Languages and Business Translation of Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
tel.: (911) 849-75-05
ACMEOLOGICAL STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF UNINTERRUPTED LINGUISTIC EDUCATION OF ADULTS IN THE RESEARCH UNIVERSITY
The article is devoted to the acmeological strategy for the development of linguo-educational system of the department, its quality improvement, the linguistic personality formation.
Key words: acmeological strategy, uninterrupted linguistic education, linguo-educational system, adult education.
Современное образование, высшее и непрерывное, развивается в новой культурноисторической обстановке, в новой социальной ситуации развития человека, общества и цивилизации начала XXI в., имеющей ряд особенностей:
- информатизация жизни общества привела к избытку информации, когда образование перестало быть основным источником знаний о мире;
- ориентация на материальные ценности усилила прагматическую направленность мышления и сознания молодежи, оценку информации с позиций критерия ее полезности для жизни;
- техническая оснащенность быта способствовала повышению технической грамотности молодого поколения на бытовом уровне и созданию нового содержания массовой культуры общества;
- информатизация, технизация, прагматизм стали общими тенденциями развития человеческого сообщества, его глобализации и интеграции в единое культурно-образовательное пространство с новой генерацией молодежи;
- одновременно стал развиваться системный кризис мироустройства на основе неолиберального идеала человека и общества, что привело, с одной стороны, к утрате социальных ценностей и смыслов жизни у молодежи, а с другой стороны, к росту потребности в пассионарных слоях общества, имеющих высокую мотивацию инновационного поведения, стремление к самосовершенствованию, к использованию своих возможностей, своего творческого потенциала личности в инновационном развитии общества [3].
Противоречивые тенденции современного культурно-исторического и социально-экономического развития человеческого общества обостряют социально-педагогическую значимость акмеологических целей и ценностей в развитии человека и образования: творчество, духовность, профессионализм, здоровье, зрелость и т.п. Ценностно-смысловая ориентация образования на акмеологические ценности направлена на развитие внутренних ресурсов личности, ее фундаментальных основ, универсальных для успешной жизнедеятельности в любых социальных условиях.
Принцип акмеологической ориентации особенно актуален для непрерывного образования взрослых, которые осознают себя самостоятельной и самоуправляемой личностью, обладающей запасом витагенного, профессионального и социального опыта и стремлением с помощью образования решить жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей [2, а 78]. Взрослые являются самостоятельными субъектами образовательной деятельности с высокой мотивацией достижений, что предполагает создание в образовательном процессе акмеологических условий, способствующих саморазвитию обучающихся. Создание таких условий возможно путем проектирования и реализации акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых.
Понятие «стратегия» (греч. strategia) трактуется в различных источниках неоднозначно. В
военном деле стратегия понимается как искусство ведения войны, искусство полководца, в контексте с определениями: победоносная стратегия, стратегия упреждающего удара, стратегия освободительного движения (Большой словарь иностранных слов, толковый словарь иностранных слов). В этих же источниках приводится переносный смысл термина «стратегия» как искусство руководить действиями какого-либо коллектива для достижения общих, главных целей в борьбе с противником, искусство руководства общественной и политической борьбой. В данных определениях ключевыми признаками стратегии являются: искусство, руководство, цель, борьба.
Стратегию можно понимать и как общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели; способ действий, связанный с эффективным использованием наличных ресурсов для достижеия основной цели; некий замысел, общий план действий; в широком смысле слова стратегия - это комплекс интеллектуальных усилий и решений, которые позволяют оптимизировать переход из настоящего в желаемое будущее; это выбор оптимальной дороги, которая состоит из решений и действий, помогающих экономить время, силы и ресурсы; искусство находить наилучшее из возможного; стратегию может создать только стратег, способный к стратегическому мышлению.
Ключевые слова в данных определениях: план, длительный период времени, достижение цели, эффективное использование ресурсов, оптимизация перехода от настоящего к будущему, интеллектуальные усилия, решения и действия. Очевидна связь этих признаков стратегии с управлением, с теорией и практикой менеджмента, в котором рассматриваются такие вопросы, как стратегическое планирование и проектирование, стратегическое управление, стратегия организации в связи с решением, прежде всего, экономических задач.
Таким образом, стратегию можно определить как обобщенный способ решения управленческих задач, теоретических и практических, ориентированных на долгосрочную перспективу. В менеджменте организации различаются корпоративная (базовая) стратегия, стратегия подразделений и функциональная стратегия, представляющая программу развития какой-то функциональной сферы организации. Формирование стратегии организации осуществляется по определенному сценарию, который представляет собой логическую последовательность действий, начиная с определения стратегических целей и включая все функции менеджмента (планирование, организация, регулирование, контроль).
С позиций повышения качества управления образованием существенную роль могут сыграть новые стратегии управления и развития образовательных систем в структуре вуза. К таким стратегиям относится акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых в структуре исследовательского университета, ориентированная на принципы фунда-ментализации, акмеологической ориентации, системности и саморазвития обучающихся. Основу акмеологической стратегии развития составляет акмеология, которую отличает фундаментальность, интегративный характер и гуманистическая направленность [1, c. 48].
Развитие непрерывного лингвистического образования взрослых исследуется в рамках кафедрально-педагогической системы, создаваемой на базе структурного подразделения исследовательского университета - кафедры иностранных языков и делового перевода, работающей в системе дополнительного профессионального образования. Следовательно, должны решаться задачи разработки стратегии подразделения и функциональной стратегии, представляющих генеральную программу развития непрерывного лингвистического образования взрослых как определенной функциональной сферы деятельности университета.
Само понятие «стратегия» А.А. Деркач относит к акмеологическим понятиям, характеризующим изменяющуюся систему [1, c. 56], ее инновационное развитие на основе акмеологического подхода. Акмеологический подход автор определяет как систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи [1, c. 36]. В данной логике стратегию, которая формируется и осуществляется на практике, на основе акмеологического подхода, можно назвать акмеологической стратегией.
Акмеологические стратегии развития понимаются как стратегии использования акмеологи-ческих ресурсов в повышении продуктивности профессионального становления и развития кадров управления с опорой на психолого-акмеологический потенциал личности. Отмечено, что главное психологическое качество руководителя - это умение перспективно мыслить. В формировании индивидуальных стратегий управления особую роль играют особенности организационной среды и собственные личностно-профессиональные и индивидуально-психологические особенности руководителя. Это касается и руководителя структурного подразделения университета - кафедры.
Акмеологическая стратегия управления понимается как система перспективных акмеологи-
ческих задач развития личности и средство стратегического управления инновационным развитием системы образования. Понятия «управление» и «развитие» взаимосвязаны. Развитие выступает как цель и объект управления, как результат взаимодействия управления и саморазвития. Развитие - это процесс поэтапных качественных изменений и результаты каждого этапа развития вносят коррективы, тактические и операционные, в первоначальную программу стратегического управления образовательной системой. Развитие, его уровень, результаты, качество являются в определенной степени следствием управления, которое, в свою очередь, также является производной величиной от уровня развития образовательной системы, определяющего выбор целей и средств их достижения. В этом смысле проектирование акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете предполагает разработку средств системного управления качеством образования в лингвообразовательной системе. Объектами системного управления становятся все компоненты лингвообразовательной системы (качество цели, качество образовательного процесса, качество результата, качество управления системой, качество самой системы в целом).
Особенность акмеологической стратегии развития состоит в том, что такие объекты управления, как преподаватели и взрослые обучающиеся, являются активными субъектами саморазвития, обладающими мощными внутренними ресурсами самоорганизации и самоуправления. Поэтому акмеологическая стратегия не может быть ориентирована на линейный, нормативный процесс развития, как личности, так и всей лингвообразовательной системы. Она создает лишь ориентировочную основу, определяет общий вектор развития, его тенденции, а процесс развития носит нелинейный, стохастический, поливероятностный характер, присущий синергетическим системам, обладающим высокой степенью свободы ее элементов.
Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете представляет собой совокупность средств управления этой взаимосвязью процессов прогрессивного развития лингвообразовательной системы кафедры и языковой личности обучающихся. Проектирование программ развития непрерывного лингвистического образования взрослых с позиций акмеологического подхода и акмеологической стратегии развития можно определить как акмеологическое проектирование.
Общим продуктом акмеологического проектирования является стратегический проект развития непрерывного лингвистического образования взрослых в инновационной кафедральной лингвообразовательной системе.
Таким образом, можно сделать вывод о многофункциональном определении акмеологиче-ской стратегии: 1) как системообразующего фактора проектирования инновационного развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете; 2) как целостной, иерархической научно-практической системы перспективных акмеологических целей и задач развития непрерывного лингвистического образования взрослых, системы, включающей следующие компоненты: методологический, теоретико-концептуальный, управленческо-организационный процессуально-педагогический, личностно-деятельностный; 3) как средства стратегического ценностномотивационного управления инновационным развитием кафедральной лингвообразовательной системы, ориентированной на акмеологические цели и ценности, на внутренние ресурсы саморазвития обучающихся, на синхронное развитие содержания и технологий проектного обучения и этапов лингвистического и акмеологического развития языковой личности; 4) как исходного интегративного организационно-управленческого условия реализации концепции развития непрерывного лингвистического образования взрослых на основе принципа фундаментализации; 5) как управленческо-педагогической программы деятельности, обеспечивающей создание совокупности ак-меолого-педагогических условий развития непрерывного лингвистического образования взрослых в кафедральной лингвообразовательной системе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Деркач А.А. Акмеологические стратегии развития: монография. М., 2006.
2. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: монография. СПб, 2007.
3. Максимова В.Н. Акмеологический подход к инновационному развитию образовательного учреждения // Вестник Ленинградского областного института развития образования. СПб., 2008. № 2.