УДК 372.881.1 ББК 74.268.1
РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ
Смирнов А.В.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме университетского непрерывного лингвистического образования, повышению его качества, формированию языковой личности.
The article is devoted to the problem of uninterrupted university linguistic education, the quality improvement and the linguistic personality formation.
Ключевые слова: непрерывное лингвистическое образование, образование взрослых, образовательная система, качество образования
Uninterrupted linguistic education, adult education, educational system, the quality of education
Повышение качества - это ключевая проблема высшего профессионального образования в условиях его реформирования и модернизации. В исследованиях не сложилось однозначного определения понятия «качества образования», подчеркиваются различные аспекты этой категории (социальные, экономические, педагогические, психологические, управленческие и др.), которые позволяют ее рассматривать как междисциплинарную и общенаучную. Категорией «качество» пользуются специалисты самых различных областей. Существуют международные стандарты качества ИСО 9000, которые используются в промышленности, а с развитием рыночных отношений в образовательной отрасли стали применяться и в образовании.
В докладе Европейской комиссии «Европейский доклад о показателях качества непрерывного образования. Пятнадцать показателей качества» (2002 г.) качество образования трактуется как высший приоритет, а высокий уровень знаний, компетенций и умений рассматривается как базисное условие активного гражданства, занятости и социальной сплоченности. Преподаватели системы дополнительного профессионального образования (ДПО) подчеркивают необходимость участия работодателей,
бизнеса в повышении качества и развитии этого вида образования путем:
- создания нормативно-правовых условий для активного участия работодателей и других бизнес-партнеров в разработке стандартов ДПО, в процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений ДПО, в контрактной подготовке кадров;
- совершенствования учебно-производственной практики на договорной основе между работодателями и учебными заведениями;
- включения учреждений ДПО в складывающуюся корпоративную сеть промышленных предприятий и городских структур для подготовки и переподготовки на их базе квалифицированных кадров по сокращенным программам;
- апробации моделей организации ресурсов работодателей, бизнеса, науки, структур власти и широкой общественности для развития профессионального образования [1].
Названные тенденции интеграции бизнеса и дополнительного профессионального образо -вания, создания бизнес-образовательных структур на основе социального партнерства направлены на повышение качества непрерывного профессионального образования и могут быть апробированы в непрерывном лингвистическом образовании взрослых в университете:
- качество образования в целом выступает как сложная общенаучная и междисциплинарная категория, имеющая международное, социальное, культурно-историческое, национально-региональное, образовательно-педагогическое и личностное измерение;
- в условиях рыночной экономики усиливаются требования к качеству образования в вузе со стороны современного рынка труда в контексте задач глобализации, инновационного развития мирового сообщества и партнерства цивилизаций;
- возрастает актуальность определения новых целей университетского образования и оценки его качества как степени соответствия
результатов образования поставленным современным целям и задачам;
- качество непрерывного лингвистического образования взрослых является одним из критериев оценки качества современного университетского образования и конкурентоспособности выпускников каждого звена университета, включая дополнительное профессиональное образование и образование взрослых в целом, на международном уровне;
- приоритетной задачей непрерывного лингвистического образования взрослых в условиях университета становится поиск путей, факторов и условий повышения его качества, разработка новых моделей его организации и стратегий развития.
Очевидно, что в структуре моделей качества результатов современного университетского образования должны присутствовать помимо моделей специалистов модели бакалавров и магистров и модели обучающихся в различных формах (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, второе высшее образование, аспирантура, докторантура) и на разных уровнях постдипломного образования.
Такой подход касается и непрерывного лингвистического образования взрослых, которое составляет самостоятельный модуль в подсистеме непрерывного университетского образования, а развитие непрерывного лингвистического образования взрослых служит фактором повышения не только качества лингвистического, но и в целом качества университетского образования. Рост актуальности владения иностранными языками современными специалистами и всеми гражданами открытого общества определяет актуальность разработки модели развития непрерывного лингвистического образования в звене дополнительного образования в условиях университета.
Очевидно, что лингвистическое образование взрослых как составная часть университетского образования также носит полипарадиг-мальный и полифункциональный характер и представляет собой комплексную проблему и системный объект исследования, что обосновывает необходимость разработки и применения системно-интегративной методологии (В.Н. Максимова).
Непрерывное профессиональное образование рассматривается как система взаимодейст-
вующих государственных, общественных и институциональных структур и образовательных программ, направленных на перманентное развитие общекультурных и профессиональных качеств личности человека в соответствии с его потребностями и социально-экономическими требованиями жизни и труда. Основные функции непрерывного профессионального образования совпадают с социальными функциями университета в целом. Это:
- социально-политическая функция, связанная с расширенным воспроизводством и развитием общекультурного и профессионального потенциала общества, необходимого для его инновационного развития и обеспечения национальной безопасности государства в условиях интенсивной интеграции и глобализации;
- социально-экономическая функция, выраженная в постоянном обновлении кадровых ресурсов общества, профессиональной компетентности кадров, адекватно развивающейся инновационной экономики в рыночной среде;
- социально-культурологическая функция, которая состоит в повышении общей и профессиональной культуры человека, в том числе, лингвистической культуры, и культуры всего общества как условия повышения качества жизни человека;
- личностно-развивающая функция, выраженная в развитии личностно-профессиональных качеств человека, его творческого потенциала и духовного мира, что повышает его возможности в социально-профессиональной адаптации к изменяющимся условиям жизни и труда, в изменении социального статуса, материального уровня и обеспечения карьерного роста.
Эти обобщенные функции в исследованиях конкретизируются относительно различных звеньев системы непрерывного образования и новых задач культурно-исторической интеграции в образовании и в обществе в целом. Так, в монографии «Акмеология постдипломного образования педагога» (2004 г.) авторы выделяют новые функции системы образования взрослых в новых условиях развития цивилизации XXI в.:
1) стратегическая функция опережающего и целостного развития человека, создания внутренних психологических механизмов устойчивого развития каждого человека в нестабильном и инновационно развивающемся обществе;
2) функция лоббирования социальных интересов незащищенных слоев общества (безработных, больных, инвалидов, престарелых и др.), влияния на государственную социальную политику;
3) функция профилактики социальных кризисов развития профессиональной карьеры специалиста и коррекции профессиональных деформаций специалистов, в том числе педагогов, воспитывающих новое поколение общества;
4) функция постоянной поддержки взрослого человека в его социально-профессиональной адаптации и самореализации в новых условиях трансформирующегося общества (социально-адаптационная функция);
5) функция помощи в выработке новой жизненной стратегии взрослого человека, у которого в период системного реформирования общества оказался разрушенным динамический стереотип мышления и поведения (социальнотерапевтическая функция);
6) функция повышения конкурентоспособности специалистов на рынке труда [2].
Данные функции могут быть реализованы и в процессе развития образования взрослых в университете. Они могут быть конкретизированы следующим образом:
- профессионально-развивающая функция в отношении специалистов,
- повышение уровня владения иностранным языком;
- личностно-развивающая функция в отношении всех обучающихся, развитие качеств личности, необходимых для жизненной карьеры человека (креативность, целеустремленность, трудолюбие, амбициозность, предприимчивость, интеллектуальная развитость и др.);
- психически-развивающая функция, развитие психических процессов, аналитикосинтетических мыслительных процессов, эмоционально-волевых процессов, памяти, логики и других на материале иностранных языков;
- компенсаторно-коррекционная функция, компенсация недостатков и коррекция ошибок в усвоении иностранных языков выпускниками вуза;
- лингвокультурологическая функция, связанная с развитием лингвокультурологической компетентности человека, изучающего иностранный язык во взаимосвязи со странове-
дением, с изучением культуры соответствую -щей страны, с переводоведением.
Все названные функции носят развивающий по отношению к обучающимся характер. Таким образом, развитие дополнительного лингвистического образования в университете становится фактором повышения его качества, если осуществляется развитие (расширение, усиление, обогащение) развивающих функций изучения иностранных языков.
Проектируя образовательную систему непрерывного лингвистического образования взрослых в условиях дополнительного образования университета, необходимо определить ее цели, функции, интегральные характеристики, принципы разработки модели образовательной системы, выделить условия ее реализации и повышения качества и тенденции развития. Структура образовательной системы может быть представлена на нескольких уровнях: на концептуальном, когда проектируются цели, функции, тенденции и принципы развития, интегральные характеристики и структура системы в целом; на технологическом - определяет -ся организационная основа системы, ее базовые элементы и условия обеспечения и повышения качества образования; на операционном - разрабатываются образовательные и управленческие технологии последовательности действий по достижению поставленных целей; на уровне реализации - все выделенные ранее компоненты и элементы системы конкретизируются и уточняются в реально существующих условиях функционирования и развития образовательной системы.
При проектировании инновационных образовательных систем целесообразно создавать модели нового типа, нацеленные на реализацию саморазвивающихся систем и представляющие собой сочетание фундаментальных положений и соответствующих им стратегических решений с широким спектром рекомендательных мер, позволяющих обеспечить вариативность и гибкость системы в соответствии с постоянно изменяющимися социальными требованиями.
Образовательная система непрерывного лингвистического образования на уровне дополнительного образования университета должна иметь следующие интегративные характеристики: инновационная, полифункцио-
нальная, интегративная, саморазвивающаяся, эффективная.
Инновационность системы обеспечивается наличием всех других характеристик в их взаимосвязи: полифункциональностью, которая реализуется через интегративную структуру системы, объединяющую различные формы организации лингвистического образования и уровни усвоения иностранного языка; самораз-вивающимся характером системы, основанном на развитии развивающих функций в динамике этапов и форм организации лингвистического образования и саморазвития обучающихся, эффективностью созданной бизнес-образова-тельной системы, обеспечивающей постоянное повышение качества лингвистического образования взрослых на основе принципов развития и саморазвития, фундаментализации и системности, культуросообразности и созидающей креативности в организации дополнительного образования.
С позиций исследования проблемы непрерывного лингвистического образования, функции которого шире и ориентированы на развитие личности обучающегося, его творческого потенциала, система непрерывного образования должна выходить за рамки сугубо кадрово -экономических задач и иметь приоритет гуманистической направленности. В связи с доминированием развивающих функций правомерно рассматривать обеспечение качества образования как составную часть управления качеством непрерывного образования, которое включает также и повышение качества лингвистического образования, полученного в вузе.
Следовательно, система управления качеством непрерывного лингвистического образования в звене дополнительного образования университета включает две подсистемы:
- обеспечения качества лингвистического образования обучающихся;
- повышения качества лингвистического образования обучающихся.
Разрабатывая концепцию и модель развития системы непрерывного лингвистического образования в дополнительном образовании университета, необходимо определиться в сущности этих понятий и выделить направления их реализации на практике.
Обеспечение качества - это обязательность, нормативность Госстандарта ВПО, огра-
ниченность рамками учебного времени результатов образования (4 года - бакалавр, 2 года -магистр), это обеспечение выполнения аккредитационных показателей для университета и условий их достижения в вузе. В дополнительном образовании при профессиональной переподготовке кадров (например, переводчик в сфере делового общения) данные требования также должны соблюдаться. Однако, возможности дополнительного образования шире и проблема повышения качества лингвистического образования в процессе его развития на разных ступенях, уровнях и в различных формах становится ведущей.
В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных ценностей, норм и отношений возникла необходимость выбора адекватной социокультурной мо -дели лингвистического образования взрослых в университете. Вступление мирового общества в эру информационной цивилизации обусловило ускорение и интенсификацию информационных процессов в сфере профессиональной коммуникации, что влечет за собой необходимость изучения характерных особенностей протекания как опосредованных, так и непосредственных форм профессионального межкультурного общения и внесения соответствующих изменений в содержание и технологии обучения.
Лингвистическое образование в условиях университетского образования приобретает новое содержание, качества, функции. Инновационные процессы в образовании в целом затрагивают как структуру организационно-педагогической деятельности, так и содержание управленческой технологии в звене дополнительного образования университета.
В лингвистической образовательной среде необходимо создавать условия для развития личности, максимально благоприятные для выявления и раскрытия творческих способностей, воспитания высоких нравственных принципов. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для учебных заведений определяет основное содержание обучения иностранным языкам. Однако немаловажным моментом является определение направлений деятельности лингвистической кафедры вуза, ориентированной на дополнительное образование. Стратегической целью становится поиск путей содержания лин-
гвистического образования взрослых в плане управления образовательным процессом на основе развития принципов фундаментализации и одновременно практической ориентации дополнительного образования.
Личностные качества специалиста формируются в современной социокультурной ситуа -ции, в которой возникает необходимость развития профессиональной коммуникативной компетентности, обусловленной потребностью аккумулировать межкультурную информацию для установления информационного обмена с учетом развития языковой картины современного мира.
Развитие лингвистического образования имеет философский, социальный, социокультурный, психологический, педагогический, лингвометодический и другие аспекты, что требует теоретико-методологического осмысления проблемы как междисциплинарной и определения педагогических условий и факторов управления образовательным процессом в системе дополнительного образования.
Практика свидетельствует, что уровень лингвистического образования остается невысоким и требуется принципиально новое научно-методическое решение для реального повышения уровня владения иностранным языком обучающимися, которое предполагает обучение системным знаниям об иностранном языке, основным принципам и закономерностям функционирования и развития изучаемого иностранного языка, овладение полноценной иноязычной компетентностью. В значительной степени усвоению системных знаний, выступающих ориентировочной основой лингвистических действий, должна способствовать их систематизация, отражающая объективные связи между явлениями изучаемого языка и строением парадигматических и синтагматических полей языка, обобщенные в языковой картине мира, и позволяющая увидеть частное явление как часть общего, помогая не только более ус -пешному усвоению материала, но и сохранению его в памяти на долгое время, более легкому воспроизведению в силу установления дополнительных восходящих и нисходящих связей в структуре языковой картины мира.
Непрерывное лингвистическое образование представляет собой сложный динамический процесс, имеющий специфику в фундаментали-
зации содержания образования и нацеленный на непрерывное развитие как образовательной системы, так и личности обучающегося.
Таким образом, развитие непрерывного лингвистического образования взрослых в университете может обеспечить повышение его качества, если будет спроектирована инновационная интегративная саморазвивающаяся образовательная система обучения иностранным языкам на основе прогностической модели развития, ориентированной на интегральные результаты личностно-профессионального и об -щекультурного развития обучающихся (лингвокультурологическая компетентность, языковая личность и другие). Образовательная система должна быть вариативной и предоставлять возможность поуровневого усвоения иностранного языка специалистами лингвистического и нелингвистического профиля, а также студентам и преподавателям университета, желающим повысить свой уровень владения иностранным языком. В структуре дополнительного образования университета могут быть реализованы функции и формы организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) и функции общекультурного развития в области иностранных языков для лиц с любым уровнем образования. Такая структура университета может быть названа структурой непрерывного лингвистического образования в силу ее полифункциональности и многозначности определений (послевузовское, постдипломное образование взрослых, дополнительное профессиональное, непрерывное и др.).
Основными принципами проектирования образовательной системы непрерывного лингвистического образования взрослых выступают принципы развития (целей, функций, результатов), фундаментализации (обеспечения системных филологических знаний в области языковой картины мира), акмеологической направленности (ориентации на саморазвитие и творческую самореализацию личности), системности (в управлении качеством образования), междисциплинарной интеграции (в создании учебных проектов и в оценке интегральных результатов образования).
Литература
1. Ильченко, Е. Н. Качество дополнительного профессионального образования в современных российских условиях [Текст] / Е. Н. Ильченко // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - № 61(521). - с. 32-34.
2. Максимова, В. Н. Акмеология последипломного образования педагога: монография / В. Н. Максимова, Н. М. Полетаева. - СПб.: «ИОВ РАО», 2004. - 227 с.
3. Смирнов, А. В. Языковая картина мира английской народной сказки. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - 98с.