Научная статья на тему 'Акмеологическая модель продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы'

Акмеологическая модель продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кустова Анна Валерьевна

Акмеологические факторы формирования продуктивного стиля руководства включают, по мнению автора, внутренние личностные характеристики и внешние поведенческие проявления руководителя. При этом внешние проявления данной активности выражаются в реализации руководителем по отношению к персоналу индивидуализированного внимания, воодушевляющей мотивации, интеллектуального стимулирования, харизматического влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeoiogical model of productive style of management in the civil service

Acmeoiogical factors of forming a productive style of leadership include, according to the author, internal personal features and external behavioural habits of a leader. These external demonstrations of this activity are expressed in individualized attention to the personnel, encouraging motivation, intellectual stimulation and (charismatic influence.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая модель продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы»

А. В. Кустова

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОДУКТИВНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

сч

Сн

О Ч О

м <

Стратегия исследования акмеологических условий и факторов продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы предполагает разработку ак-меологической модели продуктивного стиля руководства. Построение данной модели возможно на основе методологических принципов акмеологии.

Изучение стиля руководства в русле акмеологии предполагает рассмотрение его в контексте проблемы гуманизации управленческой деятельности. Попытки ее решения связаны с поиском таких форм организации совместной деятельности, которые бы обеспечивали не только результативность и успешность профессиональной деятельности персонала, но и его развитие в ходе ее выполнения. Это возможно только при наличии и оптимальном соотношении следующих важных аспектов управленческой деятельности: управления функционированием (оперативные цели) и управления развитием (стратегические цели) персонала. Между тем в практике управления отмечается преобладание функционирования в ущерб развитию, хотя необходимость преобразования и совершенствования деятельности института государственной службы ставит проблему развития в ранг приоритетных задач, поскольку ее эффективное функционирование возможно при условии постоянного развития и роста профессионализма ее персонала, базирующегося на личностно-профессиональном развитии. Отсутствие должного внимания к управлению развитием персонала обусловлено, на наш взгляд, недостаточной изученностью данного аспекта, связанного с решением стратегической задачи формирования и развития профессионализма персонала госслужбы. Это приводит к недостаточному гуманитарно-технологическому сопровождению деятельности руководителя по управлению личностно-профессиональным развитием персонала. При этом остаются неиспользованными возможности личностно-профессионального развития, предоставляемые в ходе совместной профессиональной деятельности и профессионального взаимодействия, решающая роль в организации которого принадлежит руководителю. Стиль руководства в данном случае может выступить не только как фактор, служащий эффективности организации совместной деятельности и интеграции групповых процессов, но и как основание процесса личностно-профессионального развития персонала. Таким образом, возникает особое основание для сравнения и оценки стиля руководства, реализуемого руководителем, с точки зрения обеспечения содействия личностно-профессиональному развития персонала.

При рассмотрении взаимодействия на уровне методологического анализа этой категории имеют значение такие ее свойства, как:

• каузальность — взаимная причинно-следственная связь, предполагающая воздействие объектов друг на друга в определенных формах;

• взаимообусловленность и переход одних явлений в другие, отражающие процессуальное, динамичность взаимодействия;

• возникновение нового процесса, новой целостности из разнокачественных частей.

Взаимодействие в рамках совместной деятельности носит двоякий характер: с одной стороны, это предметно-направленное взаимодействие, реализующее воздействия коллективного субъекта деятельности на общий предмет труда, а с другой, воздействия людей друг на друга в процессе межличностного взаимодействия. При этом понятие "межличностное взаимодействие" используется в двух значениях: 1) для характеристи-

ки системы действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы; 2) для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной деятельности". В последнем случае под межличностным взаимодействием понимают "систему развернутых во времени, взаимно ориентированных реакций друг на друга, по меньшей мере, двух лиц. Межличностное взаимодействие — сопряженные системы взаимных действий и реакций, между которыми возникает причинная зависимость: поступок индивида А, изменяющий поведение, социальные установки или ожидания индивида Б, вызывает в свою очередь ответные действия (реакции) Б, которые изменяют поведение, социальные установки или ожидания индивида А, и т. д." [8].

Исследователи выделяют различные стратегии межличностного взаимодействия, которые могут быть направлены на содействие (действенная помощь другим, активное способствование достижению общей цели), противодействие (совершение несогласованных с другими действий, идущих вопреки действиям других членов совместной деятельности) и уклонение от взаимодействия, даже в том случае, когда обстоятельства этого требуют.

СЛ. Рубинштейну принадлежит заслуга постановки проблемы соотношения "внешнего" и "внутреннего". Выдвинутый им принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой. С.Л. Рубинштейн отмечал, что "личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. п.)" [9]. Так отчетливо проявляется роль внутренних условий, опосредующих все внешние воздействия и тем самым определяющих, какие из внешних причин участвуют в едином процессе детерминации развития личности. Причем в процессе филогенетического и онтогенетического развития возрастает удельный вес внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Но нельзя не учитывать при этом, что внутренние условия формируются в зависимости от предшествующих внешних воздействий.

Б.Г. Ананьев, признавая роль воздействия в социальной детерминации поведения, отмечал, что "из воздействия может возникнуть лишь реакция индивида, хотя бы и очень сложная. Акция, действие возникают лишь в процессе взаимодействия индивида и общества, а не одностороннего воздействия общества наличность" [1].

Вышеуказанные положения позволяют рассмотреть межличностное взаимодействие руководителя с персоналом как "субъект-субъектное", как двусторонний процесс, предполагающий не только активность целенаправленность воздействия на личность, но и активное избирательное отношение личности к внешним воздействиям.

Перейдем к рассмотрению теоретической модели механизма такого взаимодействия руководителя с персоналом. На наш взгляд, следует обратиться к теоретической модели механизма взаимодействия руководителя с персоналом, в основу которой положена идея "ценностного обмена" между взаимодействующими субъектами. Разработка этой модели и исследование на ее основе психологического плана изучения феномена руководства проводились Р.Л. Кричевским, А.В. Маржине и другими на протяжении нескольких лет. Ими проведена специальная теоретическая работа с целью изучения и сопоставления имеющихся точек зрения по данному вопросу. Ее результатом стала концептуальная проработка основных понятий, относящихся к феномену "ценностного обмена" и построение на их основе теоретической модели межличностного взаимодействия руководителя с коллективом, что было отражено в соответствующих публикациях [4, 5,6].

На наш взгляд, необходимо остановиться на основных понятиях данной теоретической модели. Понятие "ценностный обмен" выступает в качестве центрального и лежит в основе механизма межличностного взаимодействия применительно к функционированию системы "руководство — подчинение". Как отмечают Р.Л. Кричевский и А..В. Маржине, психологическая суть ценностного обмена, взятого в наиболее обобщенном виде, состоит в осуществлении участниками межличностного взаимодействия

обоюдных ценностных вкладов относительно друг друга, следствием которого является обоюдное удовлетворение определенных социальных потребностей взаимодействующих субъектов путем предоставления каждым из них соответствующих ценностей другому [5]. Под ценностью понимается материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам. При этом ценности рассматриваются применительно к взаимодействию руководителя и персонала. Реализация членами коллектива в процессе межличностного взаимодействия тех или иных ценностей или ценностных характеристик выражается в виде определенных действий, в связи с чем вводится понятие ценностного вклада индивида относительно отдельных партнеров и коллектива в целом (обобщенно — ценностный вклад в жизнедеятельность коллектива). Под ценностным вкладом понимаются любые полезные и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей отдельных субъектов и "совокупного субъекта" — социальной группы действия, адресованные как отдельным членам коллектива, так и коллективу в целом и имеющие самые разные формы проявления [5].

Р.Л. Кричевский, выделяя два уровня ценностного — обмена диадный (относится к непосредственному взаимодействию руководителя с подчиненными) и групповой (характеризует- ^

ся вкла-;Руководитель ^ * Коллек-

► дом руководителя в жизнедеятельность группы как целого), — отмечает "значительную условность по уровневого анализа ценностного обмена применительно к феномену руководства, объясняемую недостаточностью теоретической и сложностью эмпирической проработки обсуждаемого вопроса".

Схематически репрезентация ценностного обмена выглядит следующим образом (схема 1):

Ценностный вклад

Ценностный вклад

Схема 1. Репрезентация ценностного обмена

Направленность ценностных вкладов может быть представлена не только последовательностью руководитель — коллектив — руководитель, но и обратным соотношением названных компонентов: коллектив — руководитель — коллектив.

Конкретизируем общие положения теоретической модели механизма взаимодействия руководителя с персоналом относительно целей и задач, а также специфики предмета и объекта нашего исследования. Нас интересует, прежде всего, активность руководителя (стиль руководства), т. е. его стилевые характеристики, реализация которых позволит ему осуществлять ценностный вклад в процесс личностно-профессионального развития (ЛПР) персонала. Говоря о ценностном вкладе в процесс ЛПР персонала, мы имеем в виду поведенческую активность руководителя, способствующую удовлетворению потребности персонала в совершенствовании уровня ЛПР, наличие которой подтверждают результаты проведенного нами опроса среди 175 специалистов-госслужащих. Он показал, что 96% специалистов считают, что обладают весьма высоким лично-стно-профессиональным потенциалом. Из них 42% отмечают, что в значительной степени реализовали его, но признают наличие резерва, а 54% считают, что реализовали лишь некоторую часть своего потенциала. При этом 36% специалистов считают, что необходимо постоянно пополнять профессиональные знания, умения и навыки, а 63% отмечают, что необходимо постоянно совершенствовать свой личностно-профессиональ-ный уровень, не только пополняя знания, умения и навыки, но и совершенствуя свое

личностное отношение к выполнению профессиональных задач. Причем эффективность повышения уровня личностно-профессионального развития, по мнению персонала, связана с обучением, прохождением курсов повышения квалификации (1 -й ранг), взаимодействием с руководством и коллегами в ходе профессиональной деятельности (2-й ранг) и самообразованием (3-й ранг).

Учитывая условность выделения уровней ценностного обмена, следует отметить, что исследование диадного уровня ценностного обмена, а также рассмотрение и сравнение уровня развития отдельных качеств коллектива позволит установить наличие и собственно группового уровня обмена. Кадровая сфера, управление личностно-профессио-нальным развитием персонала являются своеобразным "полем" актуализации ценностного обмена.

Теперь обратимся к рассмотрению сущности личностно-профессионального развития (Л ПР), без которого нет движения к вершинам профессионального мастерства госслужащих. Личностно-профессиональное развитие — это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в результате профессиональной деятельности и взаимодействий (A.A. Деркач, В.М. Дьячков). Теоретико-методологический анализ проблемы, обобщение психологических и акмеологических исследований позволили им выявить прогрессивные изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития [2]: изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); увеличение опыта и повышение компетентности (увеличение и расширение знаний, совершенствование и расширение умений и навыков, освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач): развитие сложных частных способностей; профессионально важных психологических качеств, определяемых спецификой профессиональной деятельности; личностно-дело-вых качеств; акмеологических инвариант профессионализма.

Характер изменений, происходящих в процессе личностно-профессионального развития, предполагает реализацию активности руководителя не столько в отношении изменения внешнего поведения персонала, сколько в отношении глубинных механизмов сознания и поведения, т. е. системы потребностей, установок, ценностных ориентации, внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Концентрация внимания на активности руководителя в отношении содействия лйчностно-профессиональному развитию персонала предполагает исследование стиля руководства в русле субъектно-акмеологического подхода, рассматривающего руководителя как самобытного субъекта деятельности, который не только приспосабливается к той или иной ситуации, но и самым активным образом ее формирует. Это предполагает, ..а наш взгляд, изучение стиля руководства в более широком контексте, в рамках понятия "профессионализм" как качественную характеристику профессионализма управленческих кадров.

Профессионализм выступает также и как своеобразная социально-профессиональная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства, касающиеся качества и эффективности выполнения деятельности, отношения к своим обязанностям и партнерам по взаимодействию. Профессионализм руководителя может характеризоваться с точки зрения реализации определенного стиля руководства. Причем профессионализм предполагает владение продуктивным стилем руководства в реализации различных функций управления и, в частности, функции, состоящей в обеспечении условий профессионального совершенствования персонала (выделена В.Ф. Рубахиным, A.J1. Журавлевым, В.Г. Шорииым в перечне функций руководителя первичного коллектива), или функции воспитания (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, P.J1. Кричевский и др.).

Профессионализм руководителя, его стиль руководства может характеризоваться в зависимости оттого, в какой степени он создает организационные, информационные и психологические предпосылки для обеспечения личностно-профессионального развития персонала. Непрофессиональным будет считаться стиль руководства, не способствующий созданию организационных, информационных, психологических предпосы-

лок для решения этой стратегической задачи.

В. Г. Зазыкин отмечает, что "высокопродуктивной с акмеологической точки зрения считается деятельность, отличающаяся высоким качеством по основным показателям, допускающим квалификацию, — производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, высокой точности и надежности, организованности стабильности и опосредованное™ (по К. К. Платонову) — и преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье специалиста и развивающая его как личность. Малопродуктивной считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности и не преследует положительных социально значимых целей. Непродуктивной является деятельность, если она характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительных социально значимых целей" [3].

Продуктивный стиль руководства, на наш взгляд, наряду с критериями экономической и психологической эффективности коллектива характеризуется акмеологической составляющей, т. е. наличием условий, создаваемых руководителем для личностно-про-фессионального развития персонала в процессе профессионального взаимодействия.

Рассмотрение сущностных характеристик продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы предполагает выявление акмеологических условий и факторов, способствующих его формированию, что позволит проводить мероприятия по оптимизации стиля руководства в сфере государственной службы.

Анализ акмеологических исследований и публикаций по теории акмеологии позволяет предложить следующие определения акмеологических условий и факторов:

Акмеологические факторы — это основные причины (имеющие характер движущих сил ), обусловливающие достижение высокого профессионализма деятельности, это главные детерминанты профессионализма.

Акмеологические условия — это значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности.

В. Г. Зазыкин отмечает, что "акмеологические факторы и условия в принципе близки по своему содержанию, однако, если подходить строго, они не тождественны. На разных этапах развития личности они имеют разную значимость, по-разному влияют на достижение профессионализма. Последнее обусловлено соотношением объективного и субъективного. В частности, акмеологические условия по отношению к человеку как субъекту труда имеют в большинстве своем объективный характер, тогда как акмеологические факторы скорее субъективны".

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий выделялись задатки, общие и специальные (в том числе и профессиональные) способности, условия семейного воспитания, воспитание в начальных, средних и старших классах, образование в профессиональном учебном заведении, то, что относится к так называемому предстартовому периоду профессионализма (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина).

Н.В. Кузьмина выделяет акмеологические факторы трех видов: объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий, направленных на достижение искомого результата; субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности; к ним относятся мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество; мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма или препятствующие этому процессу; объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой [7].

В то же время акмеологические факторы можно классифицировать и с позиций системной методологии. Согласно системному подходу, акмеологические факторы могут быть общими, особенными и единичными. Важнейшими общими акмеологическими факторами могут считаться: высокий уровень мотивации, потребность в достижении неординарных результатов, профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам профессионализма (A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина). Среди особенных акмеологических

факторов видное место занимает группа акмеологических инвариантов профессионализма, которые в конкретных вицах деятельности обусловливают высокую эффективность, точность, надежность и стабильность. Единичные акмеологические факторы определяются в процессе индивидуальной работы, при поиске своих путей в достижении профессионального мастерства.

Поскольку в нашем исследовании основное внимание уделено активности руководителя, его стилю руководства в плане содействия личностно-профессиональному развитию персонала, то предметом нашего исследования выступают акмеологические условия и факторы, влияющие на его (стиля руководства) формирование. Формирование продуктивного стиля руководства обусловлено оптимальным сочетанием акмеологических условий и факторов. При этом мы придерживаемся мнения, что акмеологические условия по отношению к человеку как субъекту труда имеют объективный характер, тогда как акмеологические факторы скорее субъективны. Выделение конкретных акмеологических условий и факторов формирования продуктивного стиля руководства в сфере госслужбы обусловлено их участием в регуляции специфической поведенческой активности руководителя, обеспечивающей ценностный вклад в процесс личностно-профес-сионального развития персонала.

Акмеологические условия формирования продуктивного стиля руководства в сфере госслужбы, на наш взгляд, включают: реализацию активной внутриорганизационной кадровой политики совершенствования личностно-профессионального развития персонала, основанную на целях, положениях, принципах, правовых основах государственной и отраслевой кадровой политики; формирование и поддержание организационной культуры с доминирующими ценностями уважения личности, рационального использования и развития личностно-профессионального потенциала, определяющими философию и практику управления; систематическое пополнение знаний, умений и навыков руководителей по управлению персоналом в ходе подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Акмеологические факторы формирования продуктивного стиля руководства включают внутренние личностные характеристики и внешние поведенческие проявления руководителя. На наш взгляд, внешние проявления данной активности выражаются в реализации руководителем по отношению к персоналу индивидуализированного внимания, воодушевляющей мотивации, интеллектуального стимулирования, харизматического влияния.

Внутренние личностные характеристики, обеспечивающие данную поведенческую активность, включают особенности динамики самосознания. Безусловно, что структура и специфика отношения личности к собственному Я оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений.

Тот факт, что стиль руководства во многом определяется общей философией менеджмента, осознанно формулируемой или хотя бы интуитивно исповедуемой руководителем, предполагает обращение к профессиональному мировоззрению руководителя, которое находит отражение во всех аспектах его деятельности, начиная от уровня реализации основных управленческих функций вплоть до операционального уровня. В.М. Ше-пель выделяет следующие принципы профессионального мировоззрения руководителя: личное достоинство каждого работника неприкосновенно для менеджера; постоянно изучая людей, менеджер должен знать их нужды, интересы, мечты; главное в общении менеджера — завоевать доверие людей; справедливость и совесть в союзе с волей — гарантия порядочности менеджера; введение в оборот интеллектуального потенциала людей — показатель профессионального мастерства менеджера; личный пример в непрерывности личностного и профессионального самосовершенствования — свидетельство ресурсной надежности менеджера [11].

На наш взгляд, при изучении факторов формирования продуктивного стиля руководства следует рассмотреть "якорь карьеры" руководителя. Это понятие введено зарубежными исследователями (Э. Шейн и др.). Оно возникло на основе эмпирических исследований карьеры менеджеров и отражает наличие приоритетных профессиональных

потребностей личности. Э. Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации ("якорей"): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места жительства и работы, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

В стиле руководства проявляется установка руководителя по отношению к подчиненным (A.A. Русалинова, H.A. Березин, Я.Л. Коломинский, Е.И. Шарова). Анализируя деятельность руководителя производственного коллектива, A.A. Русалинова выделяет пять типов установок руководителя по отношению к подчиненным: активно-положительную, скрыто отрицательную, функциональную, нейтральную и ситуативную [10]. Этой классификации придерживались и мы в своем исследовании.

Важным фактором продуктивности стиля руководства является осознание руководителем того факта, что эффективность функционирования коллектива связана с совершенствованием личностно-профессионального развития персонала. С.Л. Рубинштейн отмечал, что "сам факт хотя бы частичного осознания человеком своей деятельности — ее условий и целей — изменяет ее характер и течение". Важна также локализация и степень ответственности руководителя по отношению к личностно-профессиональному развитию персонала.

Возможность оказания содействия личностно-профессиональному развитию персонала базируется на инструментальной основе внутренней активности, предполагающей определенный уровень "человековедческой компетентности руководителя — теоретико-прикладной подготовленности к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний, которые наиболее активно проявляются в общении и при воздействии менеджера на людей при выполнении своих профессиональных функций". В трактовке В.М. Шепеля человековед-ческая компетентность складывается из человековедческой образованности (системы антропологических знаний, осознанных и ставших словеснообразной базой его деятельности) и человековедческой технологичности (совокупности умений, благодаря которым имеющиеся и получаемые антропологические знания опредмечиваются в его практических действиях).

Таким образом, акмеологическая модель продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы, разработанная на основе идеи ценностного обмена между взаимодействующими субъектами, включает акмеологические условия, факторы формирования данного стиля, критерии его продуктивности и отражает акмеологический аспект стиля руководства.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

2. Деркач A.A., Дьячков В.М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие//Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1996.

3. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций. М., 1999.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

5. Кричевский Р.Л., Маржине A.B. Психологические факторы эффективного руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.

6. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.

7. Кузьмина Н.В., Деркач A.A., Яблокова Е.А. Сущностные характеристики психолого-педагогических технологий и их роль в повышении мастерства кадров управления. М„ 1996.

8. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.'М., 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.