Научная статья на тему 'Акмеоло-педагогические особенности развития личностной физической культуры студентов вузов'

Акмеоло-педагогические особенности развития личностной физической культуры студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
RESEARCH / ACMEOLOGY AND PEDAGOGICAL FEATURES / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL PERFECTION / PHYSICAL CULTURE / SELF-STUDY / INCENTIVES / MOTIVATION / ИССЛЕДОВАНИЕ / АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СТИМУЛЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайганова Екатерина Геннадьевна

В статье анализируются данные исследования акмеолого-педагогических особенностей, способствующих самостоятельным занятиям физическими упражнениями студентов. Рассматриваются мотивации студентов в занятиях физическими упражнениями в более широком контексте их индивидного, личностного и акмеологического развития, а так же мотивы, побуждающие человека систематически «изнурять» себя физическими упражнениями, которые в идеале должны являться неотъемлемой частью его здорового образа жизни. Успех личностного развития и физического совершенствования студентов во многом зависит от их заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, и, особенно в том, насколько эту заинтересованность они реализуют в самостоятельных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сайганова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLO-PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the research data of acmeology and pedagogical features that contribute to the independent exercise of students. Examines the motivation of students in physical exercise in the wider context of their individual, personal and acmeological development, as well as the motives that encourage a person to systematically «exhaust» himself with physical exercises, which ideally should be an integral part of his healthy lifestyle. The success of personal development and physical development of students depends largely on their interest in physical exercises, and especially in how they realize this interest in independent studies.

Текст научной работы на тему «Акмеоло-педагогические особенности развития личностной физической культуры студентов вузов»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ACMEOLO-PEDAGOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE OF UNIVERSITY STUDENTS Sayganova E.G. (Russian Federation) Email: Sayganova445@scientifictext.ru

Sayganova Ekaterina Gennadievna - Candidate of Psychological Sciences, Assistant professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND HEALTH, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the research data of acmeology and pedagogical features that contribute to the independent exercise of students. Examines the motivation of students in physical exercise in the wider context of their individual, personal and acmeological development, as well as the motives that encourage a person to systematically «exhaust» himself with physical exercises, which ideally should be an integral part of his healthy lifestyle. The success of personal development and physical development of students depends largely on their interest in physical exercises, and especially in how they realize this interest in independent studies.

Keywords: research, acmeology and pedagogical features, physical exercises, physical perfection, physical culture, self-study, incentives, motivation.

АКМЕОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Сайганова Е.Г. (Российская Федерация)

Сайганова Екатерина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент, Кафедра физического воспитания и здоровья, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются данные исследования акмеолого-педагогических особенностей, способствующих самостоятельным занятиям физическими упражнениями студентов. Рассматриваются мотивации студентов в занятиях физическими упражнениями в более широком контексте их индивидного, личностного и акмеологического развития, а так же мотивы, побуждающие человека систематически «изнурять» себя физическими упражнениями, которые в идеале должны являться неотъемлемой частью его здорового образа жизни. Успех личностного развития и физического совершенствования студентов во многом зависит от их заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, и, особенно в том, насколько эту заинтересованность они реализуют в самостоятельных занятиях.

Ключевые слова: исследование, акмеолого-педагогические особенности, физические упражнения, физическое совершенствование, физическая культура, самостоятельные занятия, стимулы, мотивация.

Успех развития личностной физической культуры студентов и достижения ими физического совершенства (физического акме) во многом, если не в решающей степени,

European science № 3 (45) ■ 98

зависит от их заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, и, особенно в том, насколько они эту заинтересованность реализуют в самостоятельных занятиях.

Опыт преподавания дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» студентам, обучающимся в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее по тексту РАНХиГС), и проведенное исследование свидетельствуют о том, что заинтересованность студентов в самостоятельных занятиях физическими упражнениями имеет акмеолого-педагогические особенности, основанные на стимулах и мотивациях.

В исследовании использовались результаты мониторинга личностного развития студентов, проводимого Кафедрой физического воспитания и здоровья РАНХиГС в 2014-2019 г.г. (№=2500); опрос студентов (№=2500); результаты наблюдений, интервьюирования, экспертных оценок (20 экспертов); результаты социологических опросов, опубликованных в открытых изданиях. Выборочную совокупность экспериментального исследования составили 2000 человек (1000 женщин и 1000 мужчин в возрасте 17-25 лет) - студенты различных факультетов РАНХиГС.

Акмеолого-педагогические особенности, основанные на стимулах, показывают, что у студентов превалирует стремление к гармоническому развитию, правильному, хорошему телосложению, формированию красивой фигуры.

Эти эстетические направления, как показывает практика и проведенное исследование, оказываются намного более действенными стимулами к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, чем мысли о восстановлении своего здоровья после перенесенного заболевания (Таблица 1). Оздоровительные направления приобретают решающее значение в зрелом возрасте, когда человек уже хорошо ориентируется в том, что действительно жизненно важно, а что играет второстепенную роль в жизни. Видимо в юношеском возрасте даже перенесенное заболевание, отразившееся на здоровье, не заставляет студентов ставить интересы укрепления своего здоровья на первое место, главным для них является возможность улучшить телосложение, обеспечить формирование красивой фигуры.

По данным наших исследований, студенты оценивают эстетические стимулы в занятиях физическими упражнениями почти так же высоко, как и стремление повысить уровень своей физической подготовленности и добиться высоких спортивных результатов.

Таблица 1. Соотношение различных стимулов заинтересованности студентов в занятиях

физическими упражнениями (%)

Стимулы Все студенты, обучающиеся в РАНХиГС Студенты образовательно-профессиональной подготовки бакалавра и специалиста

Основная медицинская группа Подготовительная медицинская группа Специальная медицинская группа

Телосложение, осанка, фигура 47,45 45,2 44,5 56,2

Физическая подготовленность 32,27 42,4 39,4 11,5

Здоровье 20,28 12,4 16,1 32,3

В общей шкале ценностных ориентаций студентов приоритетом является стремление при помощи занятий физическими упражнениями улучшить свое телосложение, развить красивую фигуру. Тогда как желание укрепить здоровье оказывается у всех студентов на последнем месте, уступая их стремлению повысить уровень своей физической подготовленности и достигнуть высоких спортивных результатов. Правда, студенты образовательно-профессиональной подготовки

99 ■ Еигореап Баепсе № 3 (45)

бакалавра и специалиста, отнесенные к специальной медицинской группе, ставят интересы укрепления здоровья при помощи занятий физическими упражнениями намного выше, чем студенты основной и подготовительной медицинских групп, однако и они еще больше ценят возможность добиться эстетического результата от этих занятий.

Стремление к физической красоте способно побудить студентов не только к добросовестному отношению, но и к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Поэтому необходимо всемерно поощрять заинтересованность юношей и девушек в использовании ими средств физической культуры с целью достижения красивого, гармонического телосложения.

Отметим, что у многих студентов снижается общий интерес к занятиям физическими упражнениями. Незаинтересованность и полное игнорирование любых самостоятельных действий в этом отношении, проявляющаяся в «отбывании» учебных занятий по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре», является прямым следствием незнания того, как влияют физические упражнения на организм и что регулярная физическая тренировка в тех формах, которые вполне доступны для студентов, представляет собой мощный преобразовательный потенциал.

Каждая девушка и каждый юноша, даже те, кто тщательно скрывают свой интерес к красоте, хотят быть красивыми и в глубине души очень ценят внимание, проявляемое сверстниками к этой стороне их личности. Однако далеко не все из молодых людей понимают, что самым действенным средством для преобразования своего тела по законам красоты является физическая культура.

При помощи самостоятельных занятий физическими упражнениями, направляемых преподавателем, студенты могут значительно улучшить свое телосложение и осанку и тем самым приблизиться в своем физическом развитии к эстетическому идеалу, приобретая столь ценимую среди молодежи привлекательность, совершенство и красоту форм тела.

Физические упражнения, лежащие в основе известных к настоящему времени видов спорта, были эмпирически отобраны человечеством на протяжении многих тысяч лет и на практике доказали свое значение для развития функциональных возможностей организма. С позиции сегодняшней науки эти физические упражнения рассматривают как своего рода инструменты для формирования физической красоты и полноценной жизнедеятельности организма.

Физическая культура - это множество различных видов деятельности человека, обеспечивающих два взаимосвязанных результата. Один из них внешний, спортивный, в виде достижений: очки, секунды, голы и прочее, другой - внутренний, биологический, в виде целесообразных изменений форм и функций организма. Преобразование внешних форм тела, его пропорций представляет собой закономерный итог занятий физическими упражнениями, причем каждой системе таких занятий соответствует совершенно определенный вариант изменения пропорций тела. Разнообразные модели красоты в действии - вот что такое современная физическая культура!

Заинтересованность студентов в самостоятельных занятиях физическими упражнениями имеет акмеолого-педагогические особенности, основанные на мотивациях. Ведь нахождение достаточно убедительной мотивации является необходимым условием для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Чтобы убедить себя в необходимости повысить свою двигательную активность и регулярно выполнять физические упражнения, пересмотреть свой режим питания, целесообразно в первую очередь оценить свое физическое состояние, уровень развития основных физических качеств. При желании можно укрепить свое здоровье, развить силу мышц и гибкость, равновесие и координацию, изменить в лучшую сторону свою фигуру.

Еигореап Баепсе № 3 (45) ■ 100

Как показывает практика преподавания дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» студентам, обучающимся в РАНХиГС, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями начинается с формирования мотивации здоровья.

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Роль физической культуры в поддержании здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Надо непременно систематически встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Подобных высказываний много. И, тем не менее, такое хорошо известное положение о здоровье человека, как физические упражнения, в большой мере часто «забываемо».

Механизация и автоматизация производства, всевозможные виды транспортных средств современной действительности уменьшают и постоянно сокращают долю физического труда, одновременно значительно снижают физическую активность, расширяя возможности гиподинамии. А ведь студенческий возраст - это часть целостного витального цикла, в рамках которого, как правило, еще не определены профессиональные рубежи, но кладовые здоровья зачастую значительно исчерпаны[2, с. 30].

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизненных проявлений человека (не говоря уже о самой их возможности) находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его «качественных» характеристик. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Он охватывает как «вещную», морфофизиологическую структуру (физический аспект здоровья), так и духовно-практическую сущность развертывания творческих дарований человека (психический аспект здоровья), его целостного всестороннего развития (социальный аспект здоровья) [1, с.17].

Здоровье, поддерживаемое физической культурой, является благом или ресурсом, от степени обладания которым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль человеческой жизни: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. Здоровье, по некоторым оценкам, на 50 - 60 % определяется образом жизни [3; С.53]. Можно предположить, что образ жизни, связанный с достаточным и естественным для человека уровнем физической активности, в наилучшей мере будет способствовать длительному поддержанию здоровья. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его деятельности в учебе, в профессии, в быту во многом определяет состояние его здоровья и уровень физической активности. Такая взаимозависимость открывает существенные возможности для профилактики и «моделирования» здоровья, необходимого для гармоничного развития человека.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к

окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации здоровья, на наш взгляд, формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, то есть формировать новые качества путем упражнений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями создают соответствующую мотивацию здоровья по принципу «аппетита, приходящего во время еды». На основе акмеолого-педагогической особенности, основанной на мотивации здоровья, формируется собственный стиль здорового поведения.

Данные наших исследований, проводимых среди студенческой аудитории РАНХиГС, позволяют выделить следующие акмеолого-педагогические особенности, основанные на мотивациях, определяющие заинтересованность студентов в занятиях физическими упражнениями и ориентирующие на стиль здоровой жизни.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с самолета, если он не имеет парашюта, ибо заведомо знает, что разобьется.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации подчинения этническим традициям: человек подчиняется этническим традициям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают соблюдать правила личной гигиены; нарушение этих норм чревато негативными последствиями.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации респектабельности: ощущение того, что ты красив и подтянут, выглядишь достойно, приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть стройным, подтянутым, здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, физическое совершенство, но и привлекательный внешний вид.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации успешности: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Это весьма существенно для выпускников образовательных учреждений государственной службы, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех!

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации управления жизнью: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может

European science № 3 (45) ■ 102

менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий.

Акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации комфортности жизни, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все акмеолого-педагогические особенности, основанные на перечисленных мотивациях, одинаково значимы, встречаются крайне редко. В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивации хорошего внешнего вида, успешности, управления. Если юноша или девушка курит, не занимается физическими упражнениями, то для них угроза здоровью в будущем - неактуальна. Ведь будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнические традиции, поскольку это для них незначимо. Более того, нарушая всяческие табу, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации респектабельности уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на внешний вид юношей и девушек.

Нередко оказывается, что для молодых людей иногда теряет значимость акмеолого-педагогическая особенность, основанная на мотивации самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Убежденность того, что «плохое может случиться с кем угодно, но меня обойдет стороной», ослабляет чувство ответственности за свое поведение, служит основной причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму и т.п. Молодым людям в возрасте 17 - 25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен.

Формирование акмеолого-педагогических особенностей заинтересованности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у студентов культуры личностной, культуры здоровья, культуры физической!

Список литературы /References

1. Панкратьева Н.В. Здоровье - социальная ценность / Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. М.: Изд-во Мысль, 1989. С.17.

2. Сайганова Е.Г. Физическая культура в государственной гражданской службе: учебное пособие / Е.Г. Сайганова, В.Н. Марков; под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 30.

3. Шепель В.М.Ортобиорика: слагаемые оптимизма. / В.М. Шепель. М.: Изд-во Авицена: ЮНИТИ, 1996. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.