Научная статья на тему 'АККРЕДИТАЦИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГОВ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

АККРЕДИТАЦИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГОВ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Балацкая К.А., Дворянчиков В.В., Рязанцев С.В., Янов Ю.К., Ткачук И.В.

Статья посвящена организации первичной специализированной и периодической аккредитации оториноларингологов в 2022 г. Процесс внедрения аккредитации для врачей различных специальностей проходит поэтапно, полное завершение программы планируется к 2026 г. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру аккредитации. Проанализированы изменения в порядках ее проведения, технических и организационных особенностях в связи с вступлением в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Рассмотрены категории специалистов, которые подлежат прохождению первичной специализированной аккредитации, к ним добавлены выпускники магистратуры и лица, имеющие немедицинское образование. На этапах первичной специализированной аккредитации количество тестовых заданий, практических заданий и ситуационных задач, а также время на их решение теперь будут определяться методическим центром. В периодической аккредитации пересмотрены способы подачи документов, это можно будет сделать лично, почтовым отправлением или с использованием федерального регистра медицинских работников. Описаны измененные требования к обучению и оформлению портфолио. Установленные приказом 144 ч обучения можно будет набрать как программами повышения квалификации без обязательного подтверждения на портале непрерывного медицинского образования, так и зачетными единицами, полученными за образование на портале непрерывного медицинского образования. Результаты о прохождении аккредитации размещаются на порталах Федерального аккредитационного центра. Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Балацкая К.А., Дворянчиков В.В., Рязанцев С.В., Янов Ю.К., Ткачук И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCREDITATION OF OTORHINOLARYNGOLOGISTS: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

The article is devoted to the organization of primary specialized and periodic accreditation of otorhinolaryngologists in 2022. The process of accreditation of doctors of various specialties is introduced by stages, the program is scheduled for completion to 2026. The normative-legal acts regulating the accreditation procedure are considered. The changes in the Procedures for its implementation, technical and organizational features in connection with the entry into force of the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1081n “On approval of the Regulations on the accreditation of specialists” analyzed. Master’s degree graduates and persons with non-medical education have been added to the specialists who are subject to primary specialized accreditation. At the stages of primary specialized accreditation, the number of test tasks, practical tasks and situational tasks, as well as the time to solve them, will now be determined by the Methodological Center. In periodic accreditation, the ways of submitting documents have been revised, it will be possible to do this in person, by mail, or using the federal register of medical professionals. The requirements for training and portfolio design have also changed. The 144 hours of training established by the order can be earned both by advanced training programs without mandatory confirmation on the portal of continuing medical education, and by credits received for education on the portal of continuing medical education. Accreditation process outcomes are posted on the Federal Accreditation Center portals. Information about persons who have got the accredited specialist status are entered by the Ministry of Health of the Russian Federation into the integrated national health information system for maintaining of personalized registration of persons involved in the medical activities.

Текст научной работы на тему «АККРЕДИТАЦИЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГОВ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

(«d:

BY-NC-ND

https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-8-136-141 Сообщение / Report

Аккредитация оториноларингологов: правовые и организационные аспекты

К.А. Балацкая1*, bka883@yandex.ru, В.В. Дворянчиков1, С.В. Рязанцев1, Ю.К. Янов2, И.В. Ткачук2, С.А. Артюшкин3

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9

2 Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6

3 Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова; 191015, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41

Резюме

Статья посвящена организации первичной специализированной и периодической аккредитации оториноларингологов в 2022 г. Процесс внедрения аккредитации для врачей различных специальностей проходит поэтапно, полное завершение программы планируется к 2026 г. Рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру аккредитации. Проанализированы изменения в порядках ее проведения, технических и организационных особенностях в связи с вступлением в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации №1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Рассмотрены категории специалистов, которые подлежат прохождению первичной специализированной аккредитации, к ним добавлены выпускники магистратуры и лица, имеющие немедицинское образование. На этапах первичной специализированной аккредитации количество тестовых заданий, практических заданий и ситуационных задач, а также время на их решение теперь будут определяться методическим центром. В периодической аккредитации пересмотрены способы подачи документов, это можно будет сделать лично, почтовым отправлением или с использованием федерального регистра медицинских работников. Описаны измененные требования к обучению и оформлению портфолио. Установленные приказом 144 ч обучения можно будет набрать как программами повышения квалификации без обязательного подтверждения на портале непрерывного медицинского образования, так и зачетными единицами, полученными за образование на портале непрерывного медицинского образования. Результаты о прохождении аккредитации размещаются на порталах Федерального аккредитационного центра. Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности.

Ключевые слова: периодическая аккредитация, первичная специализированная аккредитация, оториноларингология, правовое регулирование, профессиональный стандарт

Для цитирования: Балацкая К.А., Дворянчиков В.В., Рязанцев С.В., Янов Ю.К., Ткачук И.В., Артюшкин С.А. Аккредитация оториноларингологов: правовые и организационные аспекты. Медицинский совет. 2022;16(8):136-141. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-8-136-141.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Accreditation of otorhinolaryngologists: legal and organizational aspects

Kseniya A. Balatskaya1*, bka883@yandex.ru, Vladimir V. Dvoryanchikov1, Sergey V. Ryazantsev1, Yuri K. Yanov2, Irina V. Tkachuk2, Sergei A. Artyushkin3

1 Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech; 9, Bronnitskaya St., St Petersburg, 190013, Russia

2 Military Medical Academy named after S.M. Kirov; 6, Akademik Lebedev St., St Petersburg, 194044, Russia

3 North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; 41, Kirochnaya St., St Petersburg, 191015, Russia

Abstract

The article is devoted to the organization of primary specialized and periodic accreditation of otorhinolaryngologists in 2022. The process of accreditation of doctors of various specialties is introduced by stages, the program is scheduled for completion to 2026. The normative-legal acts regulating the accreditation procedure are considered. The changes in the Procedures for its implementation, technical and organizational features in connection with the entry into force of the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1081n "On approval of the Regulations on the accreditation of specialists" analyzed. Master's degree graduates and persons with non-medical education have been added to the specialists who are subject to primary specialized accreditation. At the stages of primary specialized accreditation, the number of test tasks, practical tasks and situational tasks, as well as the time to solve them, will now be determined by the Methodological Center. In periodic accreditation, the ways of submitting documents have been revised, it will be possible to do this in person, by mail, or using the federal register of medical professionals. The requirements for training and portfolio design have also changed. The 144 hours of training established by

136 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ 2022;16(8):136-141

© Балацкая К.А., Дворянчиков В.В., Рязанцев С.В., Янов Ю.К., Ткачук И.В., Артюшкин С.А., 2022

the order can be earned both by advanced training programs without mandatory confirmation on the portal of continuing medical education, and by credits received for education on the portal of continuing medical education. Accreditation process outcomes are posted on the Federal Accreditation Center portals. Information about persons who have got the accredited specialist status are entered by the Ministry of Health of the Russian Federation into the integrated national health information system for maintaining of personalized registration of persons involved in the medical activities.

Keywords: accreditation, periodic accreditation, primary specialized accreditation, otorhinolaryngology, legal regulation, professional standard

For citation: Balatskay K.A., Dvoryanchikov V.V., Ryazantsev S.V., Yanov Y.K., Tkachuk I.V., Artyushkin S.A. Accreditation of otorhinolaryngologists: legal and organizational aspects. Meditsinskiy Sovet. 2022;16(8):136-141. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2022-16-8-136-141.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest.

ВВЕДЕНИЕ

Процедура аккредитации в настоящее время становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача [1, 2]. Процесс внедрения аккредитации для врачей различных специальностей проходит поэтапно, и полное завершение программы планируется к 2026 г. Аккредитация по специальности «оториноларингология» стала обязательной с 1 января 2020 г., однако вспышка коронавирусной инфекции внесла свои изменения во все стороны нашей жизни, и в первую очередь в здравоохранение и подготовку медицинских кадров, а также показала важность непрерывного медицинского образования и его особую роль в подготовке к таким чрезвычайным ситуациям и реагировании на них [3, 4].

С целью повышения информированности коллег и сведения к минимуму стрессовых ситуаций в процессе процедуры аккредитации в этой статье мы рассмотрим основные правовые и организационные аспекты первичной и периодической аккредитации оториноларингологов в 2022 г. [5, 6].

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Основным законом, где утвержден переход от сертификации к аккредитации специалистов здравоохранения, является федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 23.11.2011 г. (ред. от 02.07.2021 г.)1. Согласно статье 69 этого закона право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [7, 8]. В законе дано определение понятия аккредитации как процедуры определения соответствия лица, получившего медицинское образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности. Установлено, что аккредитация специалиста осуществля-

1 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025.

ется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет [9].

Следующий документ, определяющий процедуру аккредитации, - это приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», который вступает в силу с 1 марта 2022 г. С момента вступления в силу этого приказа предыдущий приказ Минздрава России №334н от 2 июня 2006 г. и документы, изменяющие его, признаются утратившими силу. В положении прописаны требования ко всем трем видам аккредитации. В первую очередь изменения 2022 г. коснулись первичной специализированной аккредитации. Теперь она проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования: программ ординатуры, программ магистратуры, имеющих государственную аккредитацию, дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки, основных профессиональных образовательных программ иного высшего образования (далее - немедицинское образование), а также лиц, имеющих медицинское или фармацевтическое образование, не работавших по своей специальности более пяти лет и завершивших освоение дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной переподготовки или программ повышения квалификации2. Как мы видим, теперь под первичную специализированную аккредитацию, помимо ординаторов, попадают выпускники магистратуры, специалисты, имеющие немедицинское образование и работающие на врачебных должностях, а также специалисты, имеющие перерыв в работе более пяти лет.

Также в соответствии с новым положением об аккредитации и федеральным законом №312 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 02.06.2021 г. свидетельства об аккредитации и выписки из протокола заседания аккредитационной комиссии заменят отметкой

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.11.2021 №1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300081.

в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Работодатели смогут получать информацию об успешном прохождении аккредитации из ФРМР при трудоустройстве3.

ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Для прохождения первичной специализированной аккредитации в соответствии с новым положением необходимо собрать документы, указанные в пункте 47 части IV положения и представить их в аккредитационную подкомиссию лично либо через представителя на основании доверенности. В случае выявления несоответствия в предоставленных документах ответственный секретарь аккредитационной подкомиссии обязан уведомить аккредитуемого по электронной почте или по телефону, указанным в документах. После устранения несоответствий аккредитуемый вправе повторно представить документы в подкомиссию. Также в новом положении уточнено, что одновременное предоставление документов для прохождения аккредитации специалиста по одной и той же специальности или должности (для специалистов с немедицинским образованием) в две и более аккредитационные подкомиссии не допускается.

Сама процедура проведения аккредитации специалиста по-прежнему проводится в два этапа [10, 11]. Первый - это тестирование, которое проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого отдельно с учетом специальности или должности, по которой проводится аккредитация специалиста (для лиц с немедицинским образованием). Количество тестовых заданий и время на их решение теперь определяются методическим центром, но общее количество тестовых заданий должно быть не менее 60. Изменились и критерии оценки - «сдано» будет выставляться при 70% и более правильных ответов, «не сдано» -при 69% и менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий. Готовиться к этому этапу можно в онлайн-формате, зарегистрировавшись на сайте методического центра аккредитации. В разделе «Первичная специализированная аккредитация "оториноларингология"» размещен репетиционный экзамен4. Количество попыток в нем неограниченно, а вопросы берутся из единой базы оценочных средств, и из нее же выбираются вопросы для реальной аккредитации [12, 13].

Второй этап - практико-ориентированный, включает в себя практические навыки и решение ситуационных задач. Оценка практических навыков происходит в симулированных условиях, в т. ч. с использованием симуляци-онного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) привлечением стандартизированных пациентов. Оценка правильности и последовательности выполнения практических заданий осуществляется членами аккреди-

3 Федеральный закон от 02.07.2021 №312-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020014.

4 Репетиционный экзамен. Режим доступа: https://fmza.ru/fos_primary_specialized/Otorino-

laringologiya.

138 I МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ I 2022;16(8):136-141

тационной подкомиссии путем заполнения оценочных листов для каждого практического задания. Количество практических заданий и ситуационных задач и время, отводимое аккредитуемому на их выполнение, определяются методическим центром. При этом суммарное число практических заданий и ситуационных задач для каждой специальности или должности должно быть не менее пяти. Критерии оценки такие же, как и при тестировании «сдано», - 70% и более правильных ответов.

Весь фонд оценочных средств по специальности разработан с применением доказательного подхода, что повышает качество обратной связи в оценочных процессах и аутентичность при имитации задач профессиональной деятельности [14-16]. Практические навыки соответствуют трудовым действиям профессионального стандарта «врач-оториноларинголог» 5 и одобрены Национальной медицинской ассоциацией оториноларингологов. Станции для проведения объективного структурированного клинического экзамена являются оптимальными для оценки практических навыков и применяются как у нас в стране, так и во многих других странах мира [17, 18].

Базовая сердечно-легочная реанимация - это общий для всех специалистов навык оказания помощи пациенту без признаков жизни, выполнение мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации с использованием автоматического наружного дефибриллятора или без него.

Экстренная медицинская помощь - оцениваются навыки выполнения хирургических манипуляций при стенозе гортани (трахеостомия и коникотомия). Одним из важных этапов является оценка навыков пациент-ориентированного общения, поскольку многочисленные исследования показывают, что навыки коммуникации врача при оказании медицинской помощи сильно коррелируют с приверженностью пациентов, которая, соответственно, повышается, если врачей целенаправленно обучать навыкам пациент-ориентированного общения [19-21]. Разработанные клинические кейсы содержат различные ситуации для установления коммуникации, сбор жалоб и анамнеза, консультирование.

Самый большой раздел практических навыков - это навыки проведения оториноларингологического обследования и врачебные манипуляции, такие как проведение стандартного оториноларингологического обследования с помощью налобного осветителя; осмотр уха с помощью воронки Зигля; осмотр носовой полости с применением жесткого эндоскопа; осмотр носовой полости, носоглотки и гортани с применением риноларингофиброскопа; продувание слуховых труб по Политцеру; катетеризация слуховой трубы с помощью ушного катетера (канюля Гартмана); удаление инородного тела уха; удаление инородного тела носа; инструментальное удаление инородного тела гортани; пункция верхнечелюстной пазухи; парацентез барабанной перепонки.

Практический навык по оценке слуховой функции включает в себя навыки работы с приборами (отоскоп, камертон 128, поликлинический аудиометр) для проведе-

5 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2017 г. №612н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-оториноларинголог». Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-pro-fessionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=67890.

ния оценки состояния слухового анализатора, а также методику исследования слуха шепотной и разговорной речью. Более подробно со сценариями практико-ориентированного этапа можно ознакомиться на сайте методического центра аккредитации в разделе «Первичная специализированная аккредитация», специальность «Оториноларингология»6.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Периодическую аккредитацию проходят лица, завершившие освоение дополнительных профессиональных программ медицинского образования или фармацевтического образования - программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации [22-24]. К периодической аккредитации допускаются специалисты, имеющие профессиональное образование и сертификат или свидетельство об аккредитации, не имеющие перерыва в работе более 5 лет и регулярно повышающие квалификацию в течение отчетного периода [25].

Документы на прохождения аккредитации подаются в соответствии с пунктом 55 положения. При этом предоставление приложения к диплому не обязательно. Это очень облегчает сбор документов, т. к. не у всех специалистов такое приложение есть. Пакет документов подается в Федеральный аккредитационный центр (далее - ФАЦ) одним из способов:

■ лично специалистом или его представителем на основании доверенности;

■ почтой;

в электронной форме через федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (ФРМР), являющийся подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Документы, отправленные по электронной почте, с 1 марта 2022 г. приниматься не будут.

Процедура периодической аккредитации, так же как и в прошлом году, проходит в один этап и включает только оценку портфолио. Оно по-прежнему состоит из отчета о профессиональной деятельности, согласованного с руководителем медицинской организации, в которой работает

6 Перечень станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для проверки освоения трудовых функций профессионального стандарта при первичной специализированной аккредитации специалистов по специальности «Оториноларингология». Режим доступа: https://fmza.ru/upLoad/mediaLibrary/861/perech-en-stantsiy-otorinoLaringoLogiya-aktuaLizirovannyy-2021.pdf.

специалист, и сведений обо освоении программ повышения квалификации. Изменения коснулись категории специалистов, которые предоставляют несогласованный отчет о профессиональной деятельности. Если на момент предоставления документов в ФАЦ специалист:

■ временно не работающий;

■ индивидуальный предприниматель;

■ руководитель медицинской или фармацевтической организации, то в этих случаях в портфолио включается несогласованный отчет о профессиональной деятельности по последнему месту работы аккредитуемого.

Что касается сведений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период, то суммарный срок освоения программ должен быть не менее 144 ч. Набрать их можно двумя способами:

144 ч программ повышения квалификации как несколькими циклами, так и одним без обязательного подтверждения на портале непрерывного медицинского образования (далее - НМО);

■ не менее 74 ч программ повышения квалификации (подтверждение на портале НМО не обязательно) 70 зачетных единиц (далее - ЗЕТ) за образование на портале НМО, это могут быть интерактивные образовательные модули и образовательные мероприятия.

Напоминаем, что сейчас одна зачетная единица равна одному часу обучения.

Результаты о прохождении аккредитации размещаются на порталах Федерального аккредитационного центра. Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Министерством здравоохранения Российской Федерации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система непрерывного медицинского образования остается добровольной, но тот факт, что Приказ №1081н действует только на протяжении 2022 г. (до марта 2023 г.), вероятно, означает, что от баллов НМО не отказываются и в ближайшем будущем эта система будет доработана и принята окончательно. Мы надеемся, что эта статья поможет в прохождении аккредитации вам, наши уважаемые коллеги. ф

Поступила / Received 01.02.2022 Поступила после рецензирования / Revised 14.02.2022 Принята в печать / Accepted 16.02.2022

— Список литературы / References -

1. Каграманян И.Н., Тарасенко А.И., Купеева И.А., Янушевич О.О., Пашков К.А., Ефимова А.О. Исторические аспекты трансформации системы медицинского образования. Национальное здравоохранение. 2021;2(1):32-40. https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40. Kagramanyan I.N., Tarasenko A.I., Kupeeva I.A., Yanushevich O.O., Pashkov K.A., Yefimova A.O. Historical aspects of the transformation of the medical education system. National Health Care (Russia). 2021;2(1):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.1.32-40.

2. Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации. Национальное здравоохранение. 2020;1(1):9-15. Режим доступа: https://www.natszdrav.ru/jour/article/view/5. Kagramanyan I.N., Kupeeva I.A., Tarasenko A.I., Efimova A.O. The main challenges of the COVID-19 pandemic from the point of view of medical education in the Russian Federation National Health Care (Russia). 2020;1(1):9-15. (In Russ.) Available at: https://www.natszdrav.ru/jour/article/view/5.

3. Li L., Xv Q.,Yan J. COVID-19: the need for continuous medical education and training. Lancet Respir Med. 2020;8(4):23. https://doi.org/10.1016/ S2213-2600(20)30125-9.

4. Эсауленко Е.В. Возрастающая роль инфекционных болезней

в современном мире и значимость непрерывного медицинского образования специалистов для успешной борьбы с ними. Вестник Новгородского государственного университета. 2020;(3):4-9. https://doi.org/10.34680/2076-8052.2020.3(119).4-9 Esaulenko E.V. The increasing role of infectious diseases in the modern world and the importance of continuing medical education of specialists for the successful fight against them. Vestnik NovSU. 2020;(3):4-9. (In Russ.) https://doi.org/10.34680/2076-8052.2020.3(119).4-9

5. Кузнецова О. Ю., Плавинский С.Л., Лопатин З.В. Факторы, влияющие на результаты первичной аккредитации студентов по специальности «лечебное дело». Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;2(38):82-90. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12006. Kuznetsova O.Yu., Plavinsky S.L., Lopatin Z.V. Factors influencing

the results of primary accreditation of students in the specialty "medical business". Medical Education and Professional Development. 2020;2(38):82-90. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12006.

6. Ходус С.В., Олексик В.С., Барабаш И.В., Пустовит К.В. Влияние ситуационной тревожности обучающих на оценку компетенций

в симулированных условиях. Виртуальные технологии в медицине. 2020;3(25):36-37. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245. Khodus S.V., Oleksik V.S., Barabash I.V., Pustovit K.V. The influence of situational anxiety of teachers on the assessment of competencies in simulated conditions. Virtual Technologies in Medicine. 2020;3(25):36-37. (In Russ.) https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245.

7. Орел В.И., Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. Современная подготовка специалистов амбулаторного звена. Проблемы первичной аккредитации и возможные пути их решения. Медицина и организация здравоохранения. 2020;5(2):41-50. Режим доступа: https://gpmu.org/ userfiles/file/journals/Medorganization/!medorganization_2_2020.pdf. Orel V.I., Lisovsky O.V., Gostimsky A.V., Lisitsa I.A. Modern training of outpatient specialists. Problems of primary accreditation and possible solutions. Medicine and Healthcare Organization. 2020;5(2):41-50. (In Russ.) Available at: https://gpmu.org/userfiles/file/journals/ Medorganization/!medorganization_2_2020.pdf.

8. Круглова Л.С., Репин И.П, Есин Е.В. Проведение аккредитации медицинских специалистов в учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2020;(1):167-170. https://doi.org/10.26269/ab34-6450.

Kruglova L.S., Repin I.G., Esin E.V. Conducting accreditation of medical specialists in institutions of the Presidential Administration of the Russian Federation. Kremlin Medicine Journal. 2020;(1):167-170. (In Russ.) https://doi.org/10.26269/ab34-6450.

9. Ходус С.В., Олексик В.С., Зверев А.С. Аккредитация специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2021;(81):144-149. https^/doi. org/10.36604/1998-5029-2021-81-144-149.

Hodus S.V., Oleksik V.S., Zverev A.S. Accreditation of specialists with higher medical and pharmaceutical education. Bulletin Physiology and Pathology of Respiration. 2021;(81):144-149. (In Russ.) https://doi.org/10.36604/1998-5029-2021-81-144-149.

10. Иванова Л.П. Особенности допуска к профессиональной деятельности специалиста-эндокринолога в 2021-2025 гг. Эндокринология. Новости. Мнения. Обучение. 2021;1(34):93-95. https://doi.org/10.33029/2304-9529-2021-10-1-93-95.

Ivanova L.P. Features of admission to the professional activity of an endocrinologist in 2021-2025. Endocrinology. News. Opinions. Training. 2021;1(34):93-95. (In Russ.) https://doi.org/10.33029/2304-9529-2021-10-1-93-95.

11. Рипп Е.Г Второй этап - оценка практических навыков - первичной специализированной аккредитации по терапевтическим специальностям (предложения рабочей группы РОСОМЕД «Терапия»). Виртуальные технологии в медицине. 2017;(2):12-13. Режим доступа: https://www. medsim.ru/jour/article/view/639.

Ripp E.G. The second stage - assessment of practical skills - primary specialized accreditation in therapeutic specialties. Virtual Technologies in Medicine. 2017;(2):12-13. (In Russ.) Available at: https://www.medsim. ru/jour/article/view/639.

12. Зарипова З.А., Вахитов М.Ш., Авраменко Е.А., Семенов С.А. Подготовка, планирование и проведение первичной специализированной аккредитации: «свои» и «чужие». Виртуальные технологии в медицине. 2021;(1):8-12. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2021_1_1286. Zaripova Z.A., Vakhitov M.Sh., Avramenko E.A., Semenov S.A. Preparation, planning and conducting of primary specialized accreditation: "own" and "others". Virtual Technologies in Medicine. 2021;(1):8-12. (In Russ.) https://doi.org/10.46594/2687-0037_2021_1_1286.

13. Репин И.Г., Крылов В.В., Матяш О.В., Турбовский А.В. Проведение мульти-дисциплинарных тренингов на кафедре обеспечения симуляционной

подготовки перед проведением первичном специализированном аккредитации. Виртуальные технологии в медицине. 2019;(2):46. https://doi.org/10.46S94/87-0037_2019_2_46.

Repin I.G., Krylov V.V., Matyash O.V., Turbovsky A.V. Conducting muLtidisci-pLinary trainings at the Department of simulation training before conducting primary specialized accreditation. Virtual Technologies in Medicine. 2019;(2):46. (In Russ.) https://doi.org/10.46S94/87-0037_2019_2_46.

14. Сизова Ж.М., Семенова Т.В., Челышкова М.Б. Оценка профессиональной готовности специалистов здравоохранения при аккредитации. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2017;12(4):459-462. https://doi.org/10.14300/mnnc.2017.12127.

Sizova Zh.M., Semenova T.V., Chelyshkova M.B. Estimation of professional readiness of experts of health care at accreditation. News of North Caucasus. 2017;12(4):459-462. (In Russ.) https://doi.org/10.14300/ mnnc.2017.12127.

15. Семенова Т.В., Малахова Т.Н., Сизова Ж.М. Доказательный подход в создании оценочного инструментария для аккредитации специалистов здравоохранения. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021;(41):67-80. https://doi.org/10.33029/2220-84S3-2021-12-1-67-79. Semenova T.V., Malakhova T.N., Sizova Zh.M. Evidence-based approach

in creating evaluation tools for accreditation of healthcare professionals. Medical Education and Professional Development. 2021;(41):67-80. (In Russ.) https://doi.org/10.33029/2220-84S3-2021-12-1-67-79.

16. Семенова Т.В., Сизова Ж.М., Малахова Т.Н., Малыгин А.А., Челышкова М.Б., Князева С.А. Интерактивные множественные кейсы в аккредитации специалистов здравоохранения. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2019; 1(1):118-122. https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14066. Semenova T.V., Sizova Zh.M., Malakhova T.N., Malygin A.A., Chelyshkova M.B., Knyazeva S.A. Interactive multiple cases in the accreditation of healthcare professionals. Medical News of North Caucasus. 2019;1(1):118-122. (In Russ.) https://doi.org/10.14300/mnnc.2019.14066.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Baig L.A., Violato C. Temporal Stability of Objective Structured Clinical Exams: a longitudinal study employing Item Response Theory. BMC Medical Education. 2012;12:1. https://doi.org/10.1186/1472-6920-12-121.

18. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З., Перельман В., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов. Медицинское образование

и профессиональное развитие. 2018;(1):11-53. Режим доступа: https//www.medobr.ru/ru/jarticles/468.html?SSr=S30134899a17ffffffff-27c__07e6030e113S23-1eb8.

Alekseeva A.Yu., Balkizov Z.Z., Perelman V., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Objective structured clinical examination as a tool for accreditation of medical specialists. Medical Education and Professional Development. 2018;(1):11-53. (In Russ.) Available at: https://www.medobr.ru/ru/jarti-cles/468.html?SSr=530134899a17ffffffff27c_07e6030e113523-1eb8.

19. Дьяченко Е.Б., Сизова Ж.М. Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов: организационное и научно-методическое обеспечение, проблемы, направления решений. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020;11(2):66-79. https://doi.org/10.24411/2220-84S3-2020-1200S. Dyachenko E.B., Sizova Zh.M. Assessment of communication skills with

a patient in simulated conditions during accreditation of medical specialists: organizational and scientific and methodological support, problems, directions of solutions. Medical Education and Professional Development. 2020;11(2):66-79. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12005.

20. Дьяченко Е.В. Симуляция при оценивании навыков общения с пациентом в аккредитации медицинских специалистов: подходы, проблемы, решения. Виртуальные технологии в медицине. 2020;3(25):49-51. https://doi.org/10.46S94/2687-0037_2020_3_1207.

Dyachenko E.V. Simulation in assessing communication skills with a patient in the accreditation of medical specialists: approaches, problems, solutions. Virtual Technologies in Medicine. 2020;3(25):49-51. (In Russ.) https://doi.org/10.46S94/2687-0037_2020_3_1207.

21. Чижкова М.Б. Первичная аккредитация специалистов в формировании коммуникативной компетентности будущего врача. Современные проблемы науки и образования. 2021;(1):37. https://doi.org/10.17S13/ spno.30536.

Chizhkova M.B. Primary accreditation of specialists in the formation of the future doctor's communicative competence. Modern Problems of Science and Education. 2021;(1):37. (In Russ.) https://doi.org/10.17S13/spno.30S36.

22. Чистякова Н.В., Коробко А.И., Орлова Е.С., Казарян М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ориентированном обучении медицинских работников. Вестник педагогических наук. 2022;(2):235-238. Режим доступа: https://vpn-journal.ru/archives/category/ publications/2022-god.

Chistyakova N.V., Korobko A.I., Orlova E.S., Kazaryan M.Yu. Information and communication technologies in competence-oriented training of medical workers. Bulletin of Pedagogical Sciences. 2022;(2):235-238. (In Russ.) Available at: https://vpn-journal.ru/archives/category/publications/2022-god.

140 МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ 2022;16(8):136-141

23. Христуленко А.Л., Тарадин ГГ., Гнилицкая В.Б. Методическое обеспечение практических занятий циклов повышения квалификации по специальности «терапия» в системе непрерывного медицинского образования как средство повышения эффективности обучения. Тихоокеанский медицинский журнал. 2021;1(83):90-93. https://doi.org/10.34215/1609-1175-2021-1-90-93.

Hristulenko A.L., Taradin G.G., Gnilitskaya V.B. Methodological support of practical training cycles of advanced training in the specialty "therapy" in the system of continuing medical education as a means of improving the effectiveness of training. Pacific Medical Journal. 2021;1(83):90-93. (In Russ.) https://doi.org/10.34215/1609-1175-2021-1-90-93.

24. Коленникова О.А., Токсанбаева М.С. Оценка квалификации медицинских специалистов в аспекте развития непрерывного медицинского. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(2): 1318-1323. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1318-1323.

Kolennikova O.A., Toksanbayeva M.S. Qualification assessment of medical specialists in aspect of development of continuing medical education. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2021;29(2):1318-1323. (In Russ.) https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s2-1318-1323. 25. Бабушкина Е.И., Сиденкова А.П., Чернова Т.В. Аккредитация как фактор, стимулирующий базовое и дополнительное медицинское. Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2021;(1):3-6. Режим доступа: https://usma.ru/wp-content/uploads/2021/06/ Vest1_2021_print-3-6.pdf.

Babushkina E.I., Sidenkova A.P., Chernova T.V. Accreditation as a factor stimulating basic and additional medical education. Vestnik Uralskogo Gosudarstvennogo Meditsinskogo Universiteta. 2021;(1):3-6. (In Russ.) Available at: https://usma.ru/wp-content/uploads/2021/06/Vest1_2021_ print-3-6.pdf.

Информация об авторах:

Балацкая Ксения Андреевна, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0002-2854-307X; bka883@yandex.ru Дворянчиков Владимир Владимирович, д.м.н., профессор, заслуженный врач России, директор, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0002-0925-7596; 3162256@mail.ru

Рязанцев Сергей Валентинович, д.м.н., профессор, заместитель директора по научной работе, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи; 190013, Россия, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; https://orcid.org/0000-0001-1710-3092; professor.ryazantsev@mail.ru

Янов Юрий Константинович, академик РАН, д.м.н., профессор, кафедра оториноларингологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6; http://orcid.org/0000-0001-9195-128X; lor-obchestvo@bk.ru Ткачук Ирина Васильевна, к.м.н., доцент кафедры оториноларингологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова; 194044, Россия, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6; http://orcid.org/0000-0002-9422-2733; tirvas@mail.ru

Артюшкин Сергей Анатольевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оториноларингологии, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова; 191015, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41; https://orcid.org/0000-0003-4482-6157; Sergei.Artyushkin@szgmu.ru

Information about authors:

Kseniya A. Balatskaya, Researcher, Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech; 9, Bronnitskaya St., St Petersburg, 190013, Russia; https://orcid.org/0000-0002-2854-307X; bka883@yandex.ru

Vladimir V. Dvoryanchlkov, Dr. Sci. (Med.), Professor, Director of Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech; 9, Bronnitskaya St., St Petersburg, 190013, Russia; https://orcid.org/0000-0002-0925-7596; 3162256@mail.ru

Sergey V. Ryazantsev, Dr. Sci. (Med.), Professor, Deputy Director for Scientific and Coordination Work with the Regions of Saint Petersburg Research Institute of Ear, Throat, Nose and Speech; 9, Bronnitskaya St., St Petersburg, 190013, Russia; http://orcid.org/0000-0003-1710-3092; professor.ryazantsev@mail.ru

Yuri K. Yanov, Dr. Sci. (Med.), Professor, Аcademican of the Russian Academy of Sciences, Department of Otorhinolaryngology Military Medical Academy named after S.M. Kirov; 6, Akademik Lebedev St., St Petersburg, 194044, Russia; http://orcid.org/0000-0001-9195-128X; lor-obchestvo@bk.ru Irina V. Tkachuk, Cand. Sci. (Med.), Associate Professor of the Department of Otorhinolaryngology Military Medical Academy named after S.M. Kirov; 6, Akademik Lebedev St., St Petersburg, 194044, Russia; http://orcid.org/0000-0002-9422-2733; tirvas@mail.ru Sergei A. Artyushkin, Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Chair of Otorhinolaryngology, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov; 41, Kirochnaya St., St Petersburg, 191015, Russia; https://orcid.org/0000-0003-4482-6157; Sergei.Artyushkin@szgmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.