КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ
BRIEF REPORT
ПОЛОЖЕНИЯ, ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ АККРЕДИТАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
И.Е. Тюрин1, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой рентгенологии и радиологии;
С.А. Рыжкин 2, к. м. н., доцент кафедры лучевой диагностики, начальник Управления дополнительного
профессионального образования;
Л.А. Низовцова1 3, д. м. н., профессор кафедры рентгенологии и радиологии, заместитель руководителя
отдела развития непрерывного профессионального образования;
М.К. Михайлов2, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики
1 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России,
ул. Баррикадная, 2/1, Москва, 125993, Российская Федерация;
2 Казанская государственная медицинская академия - филиал ФГБОУ ДПО «РМАНПО» Минздрава России,
ул. Муштари, 11, Казань, 420012, Российская Федерация;
3 ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы»,
ул. Средняя Калитниковская, 28, стр. 1, Москва, 109029, Российская Федерация
THE PROVISIONS, STAGES, AND ORGANIZATIONAL ISSUES OF THE ACCREDITATION OF HEALTHCARE WORKERS
I.E. Tyurin1, MD, PhD, DSc, Professor, Head of Department of Radiology; S.A. Ryzhkin 2, MD, PhD, Associate Professor of Chair of X-ray Diagnostics, Head of Department of Additional Professional Education; L.A. Nizovtsova1, 3, MD, PhD, DSc, Professor of Chair of Radiology, Deputy Head of Department of Continuous Vocational Education; M.K. Mikhaylov 2, MD, PhD, DSc, Professor, Head of Chair of X-ray Diagnostics
1 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education,
Ministry of Health of the Russia, ul. Barrikadnaya, 2/1, Moscow, 125993, Russian Federation; 2 Kazan State Medical Academy, Branch of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Ministry of Health of the Russia, ul. Mushtari, 11, Kazan, 420012, Russian Federation; 3 Research and Practical Center of Medical Radiology of the Moscow City Health Department, ul. Srednyaya Kalitnikovskaya, 28, stroenie 1, Moscow, 109029, Russian Federation
Приведены основные положения, касающиеся первичной, специализированной и периодической аккредитации врачей-специалистов, работающих в области рентгенологии, радиологии, ультразвуковой диагностики, рентгеноэндоваску-лярных методов диагностики и лечения. Рассмотрены сроки и этапы прохождения аккредитации, изложены регламент и организационные вопросы процедуры аккредитации на каждом этапе.
Ключевые слова: первичная аккредитация; первичная специализированная аккредитация; периодическая аккредитация; непрерывное медицинское образование; портфолио врача-специалиста.
Для цитирования: Тюрин И.Е., Рыжкин С.А., Низовцова Л.А., Михайлов М.К. Положения, этапы и организационные вопросы аккредитации медицинских работников. Вестник рент-
The paper gives the main provisions relating to the primary, specialized, and periodic accreditation of medical specialists engaged in roentgenology, radiology, ultrasound diagnosis, X-ray endovascular methods for diagnosis and treatment. It considers the timing and stages of accreditation and sets forth the regulations and organizational issues of accreditation procedures at each stage.
Index terms: primary accreditation; primary specialized accreditation; periodic accreditation; continuing medical education; a medical specialist's portfolio.
For citation: Tyurin I.E., Ryzhkin S.A., Nizovtsova L.A., Mikhaylov M.K. The provisions, stages, and organizational issues of the accreditation of healthcare workers. Vestnik Rentgenologii i Radiologii (RussianJournal of Radiology). 2017; 98 (3): 153-8 (in Russ.). DOI: 10.20862/0042-4676-2017-98-3-153-158
генологии и радиологии. 2017; 98 (3): 153-8. DOI: 10.20862/00424676-2017-98-3-153-158
Для корреспонденции: Рыжкин Сергей Александрович; E-mail: [email protected]
For correspondence: Sergey A. Ryzhkin; E-mail: [email protected] Information about authors: Tyurin I.E., http://orcid.org/0000-0003-3931-1431 Ryzhkin S.A., http://orcid.org/0000-0003-2595-353X Nizovtsova L.A., http://orcid.org/0000-0002-9614-4505 Mikhaylov M.K., http://orcid.org/0000-0002-8431-7296 Acknowledgements. The study was supported by Russian Foundation for Basic Research and the Government of the Republic of Tatarstan (grant 16-16-16018).
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 4 April 2017 Accepted 11 May 2017
Процедура аккредитации врачей и внедрение системы непрерывного медицинского образования вызывают у практикующих врачей и клинических ординаторов, готовящихся начать свою профессиональную деятельность, ряд вопросов. Наиболее распространенные из них следующие: «Что такое аккредитация специалистов?», «Какие виды аккредитации предусмотрены?», «Какова хронология внедрения аккредитации?», «Что представляет собой процедура аккредитации, каковы ее основные этапы?», «Что представляет собой система непрерывного медицинского образования (НМО)?», «В чем заключается роль профессиональных некоммерческих организаций (ассоциаций, обществ) в непрерывном образовании и аккредитации специалистов?».
Цель данной статьи - возможно полнее ответить на приведенные выше вопросы врачей, обучающихся по образовательным программам дополнительного профессионального образования (ДПО) - повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а также по программам высшего образования -подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон) право на осуществление медицинской деятельности в Рос-
сийской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Аккредитация специалиста -процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям для осуществления медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [1].
Согласно пункту 4 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 г. № 334н (далее - Положение об аккредитации), аккредитация специалиста проводится в отношении:
- лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - первичная аккредитация; она завершает государственную итоговую аттестацию по окончании специ-алитета либо учреждения среднего профессионального образования);
- лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации (орди-
натуры) и дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки), а также лиц, получивших профессиональное образование на территории иностранного государства (далее - первичная специализированная аккредитация);
- лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования (программ повышения квалификации), обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей профессиональной деятельности, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций (далее - периодическая аккредитация).
В редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2015 г. № 389-Ф3, согласно части 1.1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 127н «Об утверж-
Сроки и этапы аккредитации специалистов и категории лиц, подлежащих аккредитации
Этап Срок Категория лиц
I С 1 января 2016 г. Лица, получившие после 1 января 2016 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям «стоматология» и «фармация»
II С 1 января 2017 г. Лица, получившие после 1 января 2017 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета)
III С 1 января 2018 г. Лица, получившие после 1 января 2018 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры). Лица, получившие после 1 января 2018 г. дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки
IV С 1 января 2021 г. Иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах !-Ш
дении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации» (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2016 г. № 41401) (см. таблицу).
Этапы I и II (см. таблицу) относятся к выпускникам образовательных организаций, обучав -шимся по образовательным программам уровня специалитета по укрупненной группе «Здравоохранение и медицинские науки», и реализуются в виде первичной аккредитации.
Приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"» (зарегистрирован в Минюсте России 23 октября 2015 г. № 39438) и проектом Профессионального стандарта предусмотрены следующие требования к уровню образования и обучению, например, врача-рентгенолога:
- наличие у специалиста, завершившего обучение в соответствии с федеральным государст-
венным образовательным стандартом, высшего образования (специалитет) с 2017 г. по специальности «лечебное дело» или «педиатрия» и подготовка в ординатуре по специальности «рентгенология»;
- для завершивших обучение до 2018 г. (высшее образование) - специалитет по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия» «стоматология», «медицинская биофизика», «медицинская кибернетика» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «рентгенология»;
- профессиональная переподготовка по специальности «рентгенология», законченная до 2018 г.
В связи с этим, не останавливаясь подробно на этапе II, который относится к первичной аккредитации, завершающей обучение по программам специали-тета, обратим внимание на этапы I, III и IV (см. таблицу).
Специалисты, завершившие обучение по программам ординатуры по специальностям «рентгенология», «радиология», «ультразвуковая диагностика», «рентген-эндоваскулярные диагностика и лечение» и программам профессиональной переподготовки,
с 1 января 2018 г. должны будут подтверждать свое соответствие требованиям к осуществлению медицинской деятельности по указанным медицинским специальностям в рамках процедуры первичной специализированной аккредитации.
Специалисты, входящие в группу I, прошедшие обучение по программам повышения квалификации и получившие сертификат специалиста после 01.01.2016 г., должны вступить в «накопительную» систему непрерывного профессионального (медицинского) образования, с тем чтобы по окончании срока действия сертификата пройти первичную специализированную аккредитацию.
Лица, получившие сертификат специалиста в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г., по истечении срока действия сертификата проходят процедуру подтверждения сертификата по существующим в настоящее время правилам. Но следует обратить внимание, что, подтвердив сертификат, они должны сразу же вступить в «накопительную» систему непрерывного профессионального (медицинского) образования для подготовки к первичной специализированной аккредита-
ции по окончании срока действия подтвержденного сертификата.
Пунктом 33 Положения об аккредитации установлены этапы прохождения первичной специализированной аккредитации:
1) оценка теоретических знаний в форме экзаменационного теста;
2) оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
3) решение ситуационных задач.
В настоящее время по поручению Минздрава России Методический центр аккредитации вместе с представителями профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров, проводят разработку, экспертизу и формирование «Единой базы оценочных средств», которая будет использоваться при проведении аккредитации специалистов.
По мере разработки данные оценочные средства будут размещаться для ознакомления на официальных сайтах Минздрава России и Методического центра аккредитации, созданного на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. С целью подготовки к процедуре аккредитации специалист сможет пройти репетиционный экзамен. При этом количество попыток не ограничено. Комплектование набора тестовых заданий (экзаменационный тест) осуществляется автоматически, путем их случайного подбора из единой базы оценочных средств.
Согласно пункту 24 Положения об аккредитации, организационно-техническое сопровождение аккредитации и деятельности аккредитационных комиссий будет осуществляться образовательными (научными) организациями с использованием принадлежащих им помещений и материально-технического обеспечения
[2]. В связи с этим образовательным (научным) организациям необходимо организовать работу компьютерного класса (или нескольких компьютерных классов) для обеспечения тестирования специалистов. При этом количество используемых для тестирования персональных компьютеров (ПК) должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить возможность прохождения однократного тестирования всем аккредитуемым специалистам. ПК, используемые для тестирования, должны иметь подключение к «Единой базе оценочных средств», при этом не должны иметь доступ к другим ресурсам, размещенным в Интернете, и содержать информацию или иметь доступ к информации, которая может быть использована аккредитуемым при прохождении тестирования. Помещение компьютерного класса должно быть обеспечено технической возможностью записи видеоизображения и аудиосигнала. При этом качество видео и расположение технических средств записи видеоизображения и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения и идентификации лиц, находящихся в помещении. Трансляция видеоизображения и аудиосигнала должна осуществляться в наблюдательную комнату.
Для оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях будут подготовлены помещения, оснащенные тренажерами, манекенами, симуляци-онным оборудованием, - станции объективного структурированного клинического экзамена (далее - станции ОСКЭ). Для обеспечения возможности комплектования каждого аккредитуемого индивидуальным набором практических заданий используются ПК, которые должны иметь подключение к «Единой базе оценочных средств». Помещения должны быть подготовлены так, чтобы у всех аккредитуемых была возможность в процессе одно-
го экзамена последовательно и неразрывно пройти 5 станций ОСКЭ. Расположение помещений и организация перемещения аккредитуемых должны быть такими, чтобы обеспечить последовательно сначала доступ к персональному компьютеру для формирования индивидуального набора практических заданий, затем посещение 5 станций ОСКЭ. Кроме того, у членов ак-кредитационной комиссии должна быть возможность наблюдать за действиями аккредитуемых и заполнять оценочные листы без вмешательства в процедуры, выполняемые аккредитуемыми. При этом время прохождения аккредитуемым одной станции ОСКЭ ограничено и не может превышать 10 мин. При оборудовании станции ОСКЭ необходимо руководствоваться требованиями к функциональному оснащению подобных помещений в медицинской организации. На каждой станции ОСКЭ должна быть обеспечена техническая возможность записи видеоизображения и аудиосигнала. Качество видеозаписи и расположение технических средств записи видеоизображения и аудиосигнала должны обеспечивать возможность обзора всего помещения и манипуляций, производимых аккредитуемым, а запись аудиосигнала должна содержать четкую, ясную, без помех речь аккредитуемого. Трансляция видеоизображения и аудиосигнала должна осуществляться в наблюдательную комнату. Минимально рекомендуемый перечень материально-технического обеспечения, используемого для оснащения станций ОСКЭ в зависимости от их типа и специальности, будет рекомендован Методическим центром аккредитации и утвержден Минздравом России после формирования соответствующих фондов оценочных средств.
Помещения, предоставляемые образовательными (научными) организациями для этапа реше-
ния ситуационных задач, должны быть оснащены ПК для обеспечения возможности комплектования каждого аккредитуемого индивидуальным набором ситуационных задач. ПК также должны иметь подключение к «Единой базе оценочных средств», а данные помещения также должны быть обеспечены технической возможностью записи видеоизображения и аудиосигнала с трансляцией в наблюдательную комнату.
Таким образом, основной функцией наблюдательной комнаты является обеспечение контроля трансляции и записи видеоизображения и аудиосигнала из всех помещений, в которых проводятся все этапы аккредитации специалистов, для видеопротоколирования этапов оценки квалификации аккредитуемых и хранения архивов видео- и аудиозаписей и их трансляции через Интернет.
Согласно пункту 8 Положения об аккредитации, аккреди-тационные комиссии ежегодно обновляются и формируются в соответствии с приказами Минздрава России по специальностям, по которым проводится аккредитация. Аккредитацион-ная комиссия будет состоять из председателя, заместителя председателя, членов аккредитацион-ной комиссии и ответственного секретаря.
Председатель аккредитацион-ной комиссии назначается из числа представителей профессиональных некоммерческих организаций, например для специальностей «рентгенология» и «радиология» - из числа представителей Российского общества рентгенологов и радиологов (РОРР). В состав аккредитаци-онных комиссий по специальностям будут входить представители профессиональных некоммерческих организаций (например, РОРР и МРО - как его регионального представительства, Российской ассоциации специалистов по ультразвуковой диагнос-
тике в медицине (РАСУДМ), Российского научного общества специалистов по рентгенэндовас-кулярной диагностике и лечению), представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и (или) медицинских организаций и (или) иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и (или) профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций). Согласно приказу Минздрава России от 20 декабря 2016 г. № 974н «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н», в состав ак-кредитационной комиссии могут быть включены представители образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского (фармацевтического) образования.
Основной формой деятельности аккредитационной комиссии является заседание после каждого этапа аккредитации специалиста. В качестве оценки прохождения каждого этапа предусмотрены два варианта - «сдано» и «не сдано». Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае получения оценки «сдано».
Этап тестирования предусматривает решение 60 тестовых заданий online из «Единой базы оценочных средств» с сервера Минздрава России за регламентированное время - 60 мин. При этом результат тестирования «сдано» формируется на сервере Минздрава России автоматически при наличии 70% и более правильных ответов от общего количества тестовых заданий. При тестировании члены аккредита-ционной комиссии выступают в качестве наблюдателей.
Для этапа оценки практических навыков в симулированных условиях предусмотрено не менее 5 практических заданий (продолжительность выполнения одного практического задания не долж-
на превышать 10 мин). Членами аккредитационной комиссии оценивается автоматизм использования практических навыков в определенной последовательности, за определенный промежуток времени. При разборе той или иной клинической ситуации осуществляется проверка готовности к практической деятельности. При этом члены аккредитационной комиссии оформляют оценочные листы для каждого практического задания, включающие не менее 10 оцениваемых практических действий. Каждое правильно выполненное действие оценивается 2 баллами. Результат «сдано» фиксируется при наличии 70% и более правильно выполненных практических действий.
Для этапа решения ситуационных задач предусмотрены 3 клинические задачи (кейсы), в каждой из которых необходимо ответить на 5 вопросов. Клинические задачи должны быть оптимальными по уровню трудности для данного контингента испытуемых, ориентированы на проблемы и ситуации профессиональной деятельности в конкретной специальности. На подготовку аккредитуемым предоставляется 60 мин и не более 30 мин на ответы. Члены аккредитационной комиссии по специальности оценивают умение аккредитуемого решать задачи по его профессиональной деятельности. Результаты решения ситуационных задач отражаются в протоколе III этапа. При этом результат «сдано» фиксируется при наличии у аккредитуемого 10 и более правильных ответов.
Аккредитуемый, чей результат прохождения каждого этапа аккредитации специалиста оценивается как «сдано», признается аккредитационной комиссией прошедшим аккредитацию специалиста.
Свидетельство об аккредитации специалиста выдается аккре-дитационной комиссией лицу, впервые признанному прошедшим
аккредитацию специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредита-ционной комиссии.
Аккредитуемый признается не прошедшим этап аккредитации специалиста в случаях неявки для прохождения этапа аккредитации, оценки аккредитационной комиссией результата прохождения любого этапа как «не сдано», удаления с этапа аккредитации по причине наличия с собой и использования средств связи при прохождении аккредитационных испытаний. Для повторного допуска к аккредитации аккредитуемый предоставляет заявление в аккредитационную комиссию с указанием непройденного этапа аккредитации. Аккредитуемый, признанный 3 раза не прошедшим соответствующий этап аккредитации специалиста, признается аккредитационной комиссией не прошедшим аккредитацию специалиста.
Аккредитуемый, признанный не прошедшим аккредитацию специалиста, предоставляет полный комплект документов для допуска к аккредитации не ранее чем через 1 мес после признания его таковым.
Как отмечалось выше, согласно статье 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно, с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока. Четвертый этап системы аккредитации специалистов, который начнется с 1 января 2021 г., рассчитан именно для данной категории врачей практического здравоохранения, имеющих в настоящее время действу-
ющие сертификаты специалистов и работающих по специальности (см. таблицу). Данный этап будет реализован в виде периодической аккредитации. Таким образом, определенной рубежной точкой является 1 января 2016 г. В целях подготовки к предстоящей процедуре периодической аккредитации специалисты, прошедшие последнюю по времени сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 г., в течение 5 последующих лет должны повышать квалификацию в рамках системы непрерывного медицинского (фармацевтического) образования.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан, проект № 16-16-16018.
Поступила 04.04.2017 Принята к печати 11.05.2017