Научная статья на тему 'АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ СДСПБ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ СДСПБ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ / ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полегонько Владимир Иванович

В статье рассмотрен вопрос о научно обоснованных критериях оценки соответствия объектов аккредитации - органов по сертификации и испытательных лабораторий - требованиям при проведении аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCREDITATION OF CERTIFICATION BODIES AND TESTING LABORATORIES SVCFS IN THE NATIONAL ACCREDITATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article addressed the issue of scientific criteria for assessing compliance with the objects of accreditation - certification bodies and testing laboratories - requirements for the accreditation.

Текст научной работы на тему «АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ СДСПБ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Алберт А. Регрессия, псевдоинверсия и рекуррентное оценивание. - М.: Наука, 1977.

2. Беляев С. М, Гамаюнов Е. Г., Пицык В. В. Задача обоснования требований к точности навигационных измерений для управления транспортными средствами МЧС // Вестник Академии ГПС МЧС России. - 2006. - № 6. - С. 39-49.

3. Пицык В. В., Гамаюнов Е. Г. Навигационное определение координат управляемых транспортных средств МЧС с компенсацией систематических погрешностей измерений и эфемерид // Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». - 2007. - № 6. -http//ipb.mos.ru/ttb

4. Себер Дж. Линейный регрессионный анализ. - М.: Мир, 1980.

5. Соловьёв Ю. А. Спутниковая навигация и её приложения. - М.: Эко-Трендз, 2003.

6. Шебшаевич В. С. Введение в теорию космической навигации. - М.: Сов. Радио, 1971.

Полегонько В. И.

АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ СДСПБ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрен вопрос о научно обоснованных критериях оценки соответствия объектов аккредитации - органов по сертификации и испытательных лабораторий -требованиям при проведении аккредитации.

Ключевые слова: национальная система аккредитации, проект федерального закона, оценка соответствия.

Polegonko V.

ACCREDITATION OF CERTIFICATION BODIES AND TESTING LABORATORIES SVCFS IN THE NATIONAL ACCREDITATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article addressed the issue of scientific criteria for assessing compliance with the objects of accreditation - certification bodies and testing laboratories - requirements for the accreditation.

Keywords: National Accreditation System, the draft federal law, the assessment of conformity.

В целях реализации Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года № 1760-р, Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации» (далее - проект федерального закона). В соответствии со статьей 1 проекта федерального закона предметом регулирования являются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами и физическими лицами при проведении процедуры аккредитации на право выполнения следующих работ:

1. Оценка соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, работ и услуг и других объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Испытания, проверка и калибровка средств измерений, аттестация эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, метрологическая экспертиза в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

3. Участие в проведении мероприятий государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Оценка соответствия других объектов установленным обязательным требованиям, осуществляемая в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, аккредитованными юридическими и физическими лицами.

Таким образом, участники Системы добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности (СДСПБ), а это - органы по сертификации и испытательные лаборатории -включены в проект федерального закона. Соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов, иным обязательным требованиям, установленным законодательством в сфере технического регулирования, а услуги (работы) в добровольном порядке подтверждаются аккредитованными органами по сертификации. Общество, представители бизнеса и простые граждане должны быть уверены в их компетентности, которая подтверждается в ходе аккредитации.

В проект федерального закона включаются отношения, связанные с аккредитацией организаций и физических лиц, осуществляющих иные виды деятельности, не связанные с оценкой соответствия, такие как:

- представительства и филиалы иностранных фирм, банков и организаций в Российской Федерации;

- зарубежные корреспонденты, аккредитованные в Российской Федерации;

- органы и организации иностранных государств, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации;

- общероссийские и региональные спортивные федерации;

- арбитражные управляющие, аккредитованные в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций при Банке России;

- образовательные учреждения и организации, научные организации, реализующие образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы;

- организации по управлению правами на коллективной основе результатами интеллектуальной деятельности;

- организации технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение аккредитации как формы государственного регулирования. Федеральным законом «О техническом регулировании» определён термин

«аккредитация» - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия, включая испытания, калибровки, экспертизы, сертификацию и контроль.

Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по аккредитации показал, что в Российской Федерации действуют 16 систем обязательной сертификации и 684 добровольные системы сертификации, созданные по инициативе юридических лиц и зарегистрированных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

До настоящего времени единая система аккредитации, основывающаяся на чётких и прозрачных правилах, фактически отсутствовала. Это во многом обусловлено традицией восприятия аккредитации не как универсального инструмента обеспечения компетентности любых органов по подтверждению соответствия, а как вспомогательного механизма в рамках систем обязательной и добровольной сертификации. Системы добровольной сертификации (более 300) действуют по своим нормам и правилам аккредитации, которые не приведены в соответствие с Положением об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 163.

Следует отметить, что СДСПБ, которая была зарегистрирована и внесена в Государственный реестр Госстандарта России и 25 марта 2003 года с оформлением свидетельства о государственной регистрации № РОСС Ш. Е077.04ПБ00, полностью отвечает всем критериям по аккредитации, сформулированным в соответствующих гармонизированных стандартах ИСО/МЭК. СДСПБ имеет собственные нормативные документы, проверенные на практике и полностью отвечающие требованиям международных стандартов и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 163 в части соблюдения принципов аккредитации.

В основу организационно-методических документов СДСПБ положены принципы аккредитации, соответствующие международному праву (они изложены в статье 4 проекта федерального закона об аккредитации):

- недопустимости совмещения полномочий по аккредитации и оценке соответствия услуг (работ) в области пожарной безопасности;

- обеспечение равных условий лицам, предендующим на получение аккредитации, недоступности ограничения конкуренции при аккредитации;

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при аккредитации, недопустимость устранения пределов действия аттестата аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации или для определенных субъектов экономической деятельности;

- обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации;

- гармонизация правил и процедур в области оценки соответствия с международными стандартами;

- открытость и доступность информации в области аккредитации, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- соблюдение законодательства при осуществлении аккредитации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» не предусматривает

возможности оценки компетентности органов по подтверждению соответствия в системах добровольной сертификации при их регистрации и последующем контроле за деятельностью этих систем. Это создаёт среду для развития недобросовестной и некомпетентной деятельности в сфере добровольной сертификации. Кроме этого, происходит дублирование объектов сертификации, повторение сокращённых названий систем сертификации между системами добровольной сертификации в рамках одного сектора услуг в области пожарной безопасности. Примером этого может служить тот факт, что ассоциация «Национальный союз организаций обеспечения пожарной безопасности в области пожарной безопасности» без соответствующего разрешения на право применения сокращенного названия СДСПБ использует его в сертификатах и других документах своей системы сертификации. Таким образом, речь идёт о подмене имени СДСПБ, которое зарегистрировано с 2003 года.

Вместе с тем сфера добровольной сертификации призвана решать важнейшую задачу - формирование доверия к потребительским свойствам услуг, продукции. Системы аккредитации органов по подтверждению соответствия в обязательной и добровольных сферах в ходе реформы технического регулирования должны входить в единую национальную систему аккредитации, которая в условиях глобализации экономических отношений призвана:

- обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

- повысить конкурентоспособность российской экономики;

- создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества услуг, работ, товаров;

- создать условия признания результатов аккредитации за рубежом.

Проведённый экспертами анализ существующих национальных органов

по аккредитации показал, что примерно у 47 % государств Европейского союза орган аккредитации представлен органом государственной власти. В соответствии с постановлением Европейского парламента аккредитация является государственной функцией. В Конституции Российской Федерации закреплены обязанности государства, в том числе - об обеспечении безопасности граждан. Поэтому аккредитация, конечно, государственная функция.

Необходимо решить очень важный и принципиальный вопрос о государственной и негосударственной организации аккредитации. В развитых странах, где уже устоялись правила и этика ведения бизнеса, сочли возможным передать эти функции некоммерческим организациям, которые уполномочены государством. При этом, во-первых, две трети уставного капитала находится в руках государства и одна треть - принадлежит частным компаниям; во-вторых, в создаваемый национальный орган входят эксперты, обладающие соответствующей квалификацией, в совершенстве знающие и профессионально разбирающиеся во всех процессах выполнения работ по оценке

соответствия в определенной области аккредитации. Кроме того, эксперт по аккредитации испытательных лабораторий должен очень хорошо знать национальные стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе отбора образцов, необходимых для применения и использования технических регламентов и осуществления оценки соответствия.

Проект федерального закона предусматривает создание национальной системы аккредитации Российской Федерации (статья 5), которая представляет собой совокупность правил выполнения работ по аккредитации и ее участников (см. рис. ниже). В этой статье упущены очень важные участники Национальной системы аккредитации, а именно:

- юридические лица, которые образовали Системы добровольной сертификации, зарегистрированные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

- заявители аккредитации и аккредитованные лица, ради которых и создается данная Система. (На рисунке они выделены пунктиром.)

Совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации

Заявители аккредитации и аккредитованные юридические и физические лица

Юридические лица, которые образовали Системы добровольной сертификации

Структурная схема Национальной Системы аккредитации Российской Федерации

Юридические лица, которые образовали Системы добровольной сертификации, зарегистрированные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, должны участвовать в работе национального органа по аккредитации юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме этого, они должны принимать непосредственное участие в работе комиссии национального органа по аккредитации при осуществлении инспекционного контроля над деятельностью аккредитованных лиц.

По мнению экспертов, требования к заявителям аккредитации и аккредитованным лицам должны быть чёткие, понятные, строгие, так как аккредитация -это функция государственная, и заявители должны очень хорошо выполнять эти функции. В международных стандартах требований к органам по сертификации указано более 100, а к испытательным лабораториям - около 120.

В связи с этим, считаем необходимым указать в проекте закона стандарты, в которых изложены требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям, и критерии оценки, которым должны соответствовать заявитель аккредитации и аккредитованные лица:

1) независимость от заявителя (изготовителя, продавца) и потребителя в рассматриваемых вопросах области аккредитации, компетентности, позволяющей проводить оценку соответствия в заявленной области аккредитации;

2) система учёта и документирования результатов выполнения всех работ в области аккредитации, в том числе утверждённых и официально изданных правил по проведению всех процедур по оценке соответствия, правил организации делопроизводства и ведения архива документов, касающихся выполнения работ в области аккредитации;

3) находящиеся в собственности или ином законном пользовании помещения, сооружения, оборудование, технические средства и документация, а также иные материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по оценке соответствия в заявленной области аккредитации и соответствующих требованиям, установленным правилами оценки соответствия, правилам и методам исследований (испытаний) и измерений, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) наличие в штате не менее трёх экспертов по оценке соответствия для органов по сертификации и не менее трёх испытателей для испытательных лабораторий, отвечающие установленным национальным органом по техническому регулированию квалификационным требованиям, сертифицированным в порядке, установленном федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим функции по техническому регулированию;

5) наличие высшего профессионального образования (для органа по сертификации) или среднего профессионального образования (для испытательной лаборатории), а также стажа работы в заявленной области аккредитации не менее 5 лет для физического лица и индивидуального предпринимателя;

6) наличие положительных заключений на каждом этапе процесса аккредитации, экспертизы документов в заявленных областях аккредитации и выездной проверки, проведенной комиссией по аккредитации.

В настоящее время аккредитованные в СДСПБ органы по сертификации и испытательные лаборатории полностью соответствуют изложенным выше требованиям. Получение ими аттестата аккредитации от национального органа по аккредитации только поднимет их статус.

В заключение следует особо отметить, что СДСПБ является одним из элементов аудита безопасности - системы независимой оценки рисков, и создание в регионах России органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения работ по сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности не требует дополнительных вложений бюджетных средств.

Система добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности позволит повысить защищённость наших граждан от чрезвычайных ситуаций, более активно влиять на вопросы обеспечения пожарной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, сформировать благоприятную правовую и экономическую среду для интенсивного развития услуг в области пожарной безопасности, а также выработке мер государственной поддержки пожарной безопасности как важного сектора экономики, изменить отношение потребителей услуг (работ) к организациям, оказывающим услуги (выполняющие работы) в области пожарной безопасности, существенно снизить административное давление на объекты предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора, сузить поле для коррупции в этой сфере деятельности.

Кроме этого, СДСПБ может быть рекомендована как инструмент по оценке организаций и предприятий, оказывающих услуги (выполняющих работы) в области пожарной безопасности для вступления в состав саморегулируемой организации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, дальнейшее развитие на территории Российской Федерации СДСПБ позволит организациям и предприятиям, в том числе малого и среднего бизнеса:

- повысить качество оказываемых услуг (выполняемых работ) в области пожарной безопасности;

- обеспечить потребителю гарантии, что услуги (работы) в области пожарной безопасности соответствуют требованиям безопасности;

- усилить конкурентоспособность предприятий, организаций за счёт повышения качества услуг (работ) в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации;

- реально ощутить экономический и управленческий эффект от внедрения системы менеджмента качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Закон РФ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; 1993, № 29, ст.1111).

4. Федеральный закон от 09.01.1996 года № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (Принят Государственной Думой 05.12.1995 года).

5. Положение о Системе добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности», утверждено приказом Академии ГПС МЧС России от 13 ноября 2002 года № 460, зарегистрирована в Государственном реестре Госстандарта России 25 марта 2003 года, регистрационный номер РОСС НЦ.Е077.04ПБ00.

6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам по сертификации продукции. - М.: Стандартинформ, 2001.

7. Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

8. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации».

Князев П. Ю.

ПРОБЛЕМА ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛОМ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НЕМОБИЛЬНЫХ И НЕТРАНСПОРТАБЕЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ

В статье рассмотрена возможность выполнения персоналом медицинских учреждений действий по эвакуации немобильных и нетранспортабельных пациентов, актуализированы проблема противоречия между требованиями пожарной безопасности и нормами права, вопрос ценности человеческой жизни при выполнении требований пожарной безопасности и взаимосвязь между правовыми и моральными нормами.

Ключевые слова: эвакуация, спасение, нетранспортабельный человек, ценность человеческой жизни, безопасная зона.

Knyazev P.

THE PROBLEM OF EVACUATING PERSONNEL OF MEDICAL INSTITUTIONS IMMOBILE AND NON-TRANSPORTABLE PATIENTS

The article deals with the ability to perform health care personnel action to evacuate nonmobile and non-transportable patients actualized the problem of conflict between the requirements of fire safety and the rule of law, the question of the value of human life when the fire safety requirements and the relationship between the legal and moral norms.

Keywords: evacuation, rescue, non-transportable person, the value of human life, secure area.

В начале XX века пожарным деятелем Фёдором Эдуардовичем фон Лан-дэзеном были сказаны слова: «Полная неопределённость нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнём, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределённость, многовластие и путаница...» [1], актуальность которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.