Научная статья на тему 'АККЛИМАТИЗАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ: КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ'

АККЛИМАТИЗАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ: КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АККЛИМАТИЗАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ: КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ»

ОВУСУ М. АККЛИМАТИЗАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ: КУЛЬТУРА, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В АФРИКЕ OWUSU M.

Domesticating democracy: culture, civil society and constitutionalism in Africa // Comparative studies in soc. and history. — Cambridge (N.Y.), 1997. — Vol. 39, № 1. - P.120—152.

Анализируя ход демократизации в Африке, М.Овусу (Мичиганский университет, Анн-Арбор, США) предпочитает употреблять сельскохозяйственный термин domestication, что переводится как "одомашнивание", или "акклиматизация": этот термин предполагает постепенное, но неуклонное развитие демократических институтов и практики с учетом местных условий и накопленных знаний. Акклиматизация демократии в африканских условиях означает динамичный и постоянный процесс институирования, при котором демократические идеи, ориентиры, ценности и новые формы политического поведения получают признание и широкую поддержку в обществе и интегрируются с другими особенностями культуры и общественного устройства, обретая тем самым легитимность. Главная проблема состоит в том, как эти демократические институты и нормы меняют местные социальные и политические условия и верования и как они затем сами изменяются под влиянием традиционных политических институтов.

Овусу различает "демократию как концепцию народного управления и набор универсальных ценностей, принципов, идеалов, юридических и политических добродетелей, обнаруживаемых почти во всех культурах, и демократию как определенную совокупность институционных форм и структур, ритуалов, церемониалов и символов, в которые эти

ценности воплощаются и которые различны в разных обществах и в разные эпохи" (с.130).

Характеризуя доколониальные африканские политические системы, автор подчеркивает основополагающий принцип - управление в согласии с народом, предполагающее определенный баланс между властью и обязательствами и ответственностью. Каждый правитель отвечает за общественное благо в соответствии со своими правами и привилегиями. Все подданные в полном объеме знают как об обязанностях правителя перед ними, так и о своих обязанностях перед ним, и они способны оказать давление на правителя, чтобы заставить его выполнять свой долг.

Устойчивая тенденция демократического управления в доколониальной Африке была серьезно подорвана в колониальный период, хотя на местном уровне традиционные политические институты, пусть и в деформированном виде, продолжали действовать. Первое после ухода колонизаторов поколение африканских лидеров не сумело использовать демократический потенциал традиционных институтов и найти правильное соотношение между ними и западными институтами. Более того, традиционный принцип демократического управления "был цинично искажен и извращен" (с.136), когда ссылкой на него оправдывалось введение однопартийных авторитарных режимов.

В настоящее время действуют несколько факторов, благоприятствующих укоренению демократии в Африке южнее Сахары.

1. Новое поколение африканских политических лидеров и общественное мнение проявляют заинтересованность в демократии и ее ин-ституировании. Бывший министр иностранных дел Замбии В.Мваанга, выступая с лекцией в Доме содружества в Лондоне, подчеркнул, что "Африка, несмотря на громадные трудности, начала необратимый процесс демократизации и развития... Африканцы полны решимости повсеместно установить демократию в этой части света" (с.127).

2. Политические условия, побуждавшие западные державы поддерживать авторитарные африканские режимы, резко изменились с окончанием холодной войны и крахом коммунизма в СССР. Ныне западные правительства и международные финансовые институты способствуют становлению демократии в Африке.

3. Возрождаются и активизируются многие традиционные политические институты, приспосабливающиеся, хотя и не без труда, к процессам либерализации, демократизации и экономической реструктуризации.

Примером успешного сочетания традиционных и современных политических институтов является Гана периода четвертой республики.

Во-первых, ее конституция разрабатывалась при участии представителей разных слоев населения. Во-вторых, конституция учитывала традиции местного самоуправления, основанные на институте вождей и существующих традиционных этических и моральных ценностях. В-третьих, конституция Ганы 1992 г. признает институт вождей и традиционные советы, учреждаемые в соответствии с обычным правом (с.140).

На аналогичных принципах изначально была построена и система Ботсваны - одной из немногих африканских стран, сохранивших много -партийную демократию с момента обретения независимости (1996).

Становление демократических режимов с особой остротой поставило вопрос о представительстве различных этнических групп в новых властных структурах, о балансе этнических интересов. Эти проблемы стали осью политической жизни новых режимов, потенциальным источником их нестабильности. "Трудный переход к демократии в Африке в 90-е годы усложняется межэтническими взаимными подозрениями и устойчивым "менталитетом вражды", закрепленным гражданскими войнами, кровавыми переворотами и контрпереворотами" (с.130).

В Уганде популистское правительство восстановило королевство Буганду, разрешив в 1993 г. коронацию нового кабаки (короля) Р.Мувенда Мутеби II, сына Мутесы II (изгнанного в 1966 г. из страны правительством Оботе и умершего в Англии). Излагая причины возрождения монархии в Буганде, автор особо отметил, что "этот культурный институт будет способствовать национальному единству, мобилизации и благосостоянию общества и поможет сохранить местный язык и культуру, которые испытывают серьезную угрозу со стороны внешних сил" (с.127). Однако во многих африканских странах взаимоотношения традиционных сил с демократическими режимами складываются непросто.

В Замбии этническая группа лози, проживающая в Западной провинции, активно поддержала Движение за многопартийную демократию (ДМД) во главе с Ф.Чилубой на президентских и парламентских выборах, ожидая взамен достойного представительства своих лидеров в новых органах власти и сохранения своего особого статуса. Не получив ожидаемого, она перешла в оппозицию к правительству Чилубы. Дочь короля лози (литунги) Инонге Леваника создала оппозиционную Национальную партию (НП). На дополнительных выборах в парламент в ноябре 1993 г. НП получила втрое больше голосов, чем ДМД. Более радикальное крыло народа лози выступило за создание независимого государства лози - Баротселенда во главе с литунгой.

Попытка бывшего президента Замбии К.Каунды выступить от имени недовольных этнических групп и слоев населения на президентских и парламентских выборах в ноябре 1996 г. была блокирована поправкой к конституции, запрещавшей замбийцам во втором поколении выдвигать свою кандидатуру в президенты. Эта поправка лишила Каунду права участвовать в избирательной кампании, так как его родители были родом из Малави. В знак протеста Объединенная партия национальной независимости, основателем и бессменным руководителем которой был К.Каунда, бойкотировала эти выборы. Эти действия ДМД и отказ правительства Ф.Чилубы провести намеченные выборы в местные органы власти побудили западные страны приостановить финансовую помощь Замбии.

При новом режиме в ЮАР напряженно складываются взаимоотношения между пришедшим к власти в 1994 г. Африканским национальным конгрессом (АНК) и его партнером по коалиционному правительству - партией Инката фридом (ИФ), выражающей интересы народа зулу. Главным предметом разногласий служит конституционный вопрос относительно характера государственного устройства. АНК отстаивает принцип унитарного государства с сильной центральной властью, а ИФ выступает за федеративное устройство с большими полномочиями провинциальной власти и за укрепление статуса традиционных правителей. Новая конституция была принята в декабре 1996 г., в ней закреплены принципы, защищаемые АНК, но предусматривается и особый статус короля зулу, и двухпалатный парламент. ИФ не подписала новую конституцию, но заявила, что будет уважать ее и использовать все законные средства, чтобы изменить те статьи, с которыми она не согласна.

Ситуация в Замбии и ЮАР показывает, что если не учитывать историю страны, политические традиции и культуру, то процесс демократизации может зайти в тупик.

В заключение Овусу делает вывод, что "смешанное управление", подразумевающее соединение традиционных форм управления и западных демократических институтов в единую жизнеспособную систему, является основной перспективой развития демократии в Африке. "В современной Африке существуют параллельные политические властные структуры - клановые лидеры, традиционные вожди, старые и новые религиозные группы, этнические, расовые и региональные объединения. Как центры контроля, регуляции и распределения экономических ресурсов они разными способами конкурируют с государством. Поскольку зачастую параллельные структуры обладают более сильным влиянием на

своих приверженцев, чем государство, они оказывают прямое воздействие на характер, формы и темп демократической эволюции. Поэтому перспективы устойчивой демократизации в Африке зависят от того, договорятся ли африканские правительства с этими влиятельными социальными силами о взаимоприемлемом и работоспособном механизме раздела власти и ответственности и справедливом распределении материальных ресурсов на благо всех" (с.147-148).

Ю.И.Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.