ЭКО. - 2012. - №1
MA РОГАЧЕВСКАЯ, ИА. НОВИКОВА
В статье рассматривается влияние теории государственного социализма на развитие государств, в том числе дореволюционной России.
Ключевые слова: государственный социализм, рабочий класс, условия труда
Академик И.И. Янжул о проблеме государственного социализма в России
М.А. РОГАЧЕВСКАЯ, И.А. НОВИКОВА, кандидаты экономических наук, Сибирская академия государственной службы, Новосибирск E-mail: mrogachevskaya@mail.ru
Сто лет назад имя Ивана Ивановича Янжула (1846-1914), профессора Московского университета и академика, было хорошо известно не только учёным-экономистам, но и образованной публике. К его авторитетному мнению прислушивались в правительственных кругах. Разнообразные по тематике статьи и брошюры Янжула содержали различные планы «для улучшения экономического, умственного и нравственного положения человечества».
Эффективность государственного социализма
В начале XIX в. на карте Европы было множество немецких государств, но единой Германии ещё не существовало. Выдающийся немецкий экономист Фридрих Лист пришёл к неутешительному выводу относительно их будущего, проанализировав экономическое состояние европейских держав. Англия и Франция к этому времени стали обладателями крупной промышленности, обеспечивавшей товарами национальные и европейский рынки. Перед Листом стояла задача: найти способ, который позволил бы его нации подняться до уровня наиболее развитых стран.
Первоочередным экономическим мероприятием, по его мнению, должен был стать Таможенный союз, позволяющий сблизиться германским государствам, не утрачивая суверенитета. Он понимал, что определяющая роль преобразования номинально существующей немецкой нации в реальное государство
может принадлежать только правящим кругам. Провозгласив лозунг «промышленного воспитания нации», он раскрывает блестящие перспективы экономического состояния страны, её независимости и могущества на основе высокоразвитой промышленности, создающей условия для подъёма всех отраслей производства. Он разрабатывает систему государственных мероприятий, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции. Впоследствии, оказавшись «на равных», можно будет отказаться от протекционизма и перейти к фритредерству.
Лист полагает, что нация должна стремиться к постоянному приумножению богатства, к развитию национальных производительных сил, относя к ним умственный капитал: успехи в науках, открытия и изобретения в промышленности, национальное самосознание, искусство и т.п. Нация должна жертвовать и мириться некоторое время с недостатком материальных благ, чтобы приобрести необходимые «интеллектуальные силы». Важную роль в этом процессе он отводит государству1. Если в Англии и во Франции роль правительства принижалась, то в Германии без усилий правящих кругов невозможно было решить проблему объединения самостоятельных в политическом и экономическом отношении немецких государств в единую страну и обеспечить её индустриальное развитие.
Искусное владение историческим методом исследования сделало Листа основоположником нового направления - «немецкой исторической школы», эволюция которой привела к возникновению теории государственного социализма.
Идеи Листа пришлись ко времени и к месту2. В 1834 г. главные германские государства заключают между собой Таможенный союз, изначально носящий протекционистский характер. С одной стороны, он должен был защитить таможенными пошлинами слабую германскую промышленность от импорта, особенно английских товаров. А с другой - создать предпосылки для появления в Европе крупного промышленно развитого
1 Лист Ф. Национальная система политической экономии. - М., 2005. -С. 131.
2 См., например: Клисторин В.И. Экономика: нравственность и свобода // ЭКО. - 2010. - №1.
государства. Образование значительного внутреннего национального рынка способствовало оживлению производства. Экономическое объединение страны требовалось закрепить политическим. После ряда войн оно было осуществлено в 1870-1871 гг. провозглашением Германской империи, а князь Отто фон Бисмарк, поборник политического могущества страны, стал её рейхсканцлером.
В этот период во многих странах начала осуществляться практическая программа экономического либерализма. Возникли новые проблемы, и в первую очередь - рабочий вопрос. Поскольку многие немецкие экономисты не находили их решений в классической теории, они всё больше стали заниматься изучением социальных проблем и решением практических задач.
Они пришли к выводу: необходимы специальные исследования множества факторов, оказывающих влияние на социальную среду. Государство сможет воздействовать на условия жизни народных масс только в том случае, если будут существовать организации, способные раскрыть причины и следствия этих факторов. Новая доктрина получила название «государственного социализма», её идеи распространились за границу, нашли они сторонников и в России.
Сторонники теории государственного социализма, сохраняя незыблемость частной собственности и свободу производства, обращаются к правительствам, обосновывая необходимость облегчить тяжёлое положение рабочего класса с целью смягчения классовых противоречий. Они призывают правящие классы пойти на определённые реформы для предотвращения революции, поскольку «слишком большое неравенство» в имуществе и распределении доходов чревато «резкой сословной борьбой».
Они доказывают предпринимателям положительные последствия роста заработной платы, так как это становится стимулом к повышению производительности труда, и рассматривают возможность устранения антагонистических противоречий между пролетариатом и буржуазией путём организации профсоюзов.
Идеи государственного социализма начинают интересовать канцлера Бисмарка, авторитет которого в стране к этому
времени был очень высок. Профессора по просьбе властей приступили к разработке социальной программы. Учёные смотрели на правительство как на гаранта социальных преобразований, считая главной обязанностью государства поддержание равновесия между классами и партиями. Программа, предложенная ими, предусматривала введение обязательного начального образования; государственное регулирование труда детей, подростков и женщин; страхование рабочих от несчастных случаев; установление пенсий по старости и нетрудоспособности.
Канцлер считал, что государственный социализм должен способствовать не уничтожению социального неравенства, а его уменьшению. Поэтому проводя в 1878 г. репрессивный закон против социалистов, Бисмарк обещал, что государство позаботится об удовлетворении нужд трудящихся. Система страхования, направляемая и финансово поддерживаемая государством, казалась канцлеру наилучшим средством отвлечения рабочих от революционного социализма. Она должна была связать их с империей денежными интересами. По его инициативе с 1883 г. были приняты три важных закона о страховании: на случай болезни, от несчастных случаев, а также инвалидности и старости, обязывавшие хозяев и предпринимателей страховать рабочих за свой счёт. Позже будут приняты законы о продолжительности труда, еженедельном отдыхе, гигиене и надзоре на фабриках и т.д.3
Если в Германии программу государственного социализма осуществляло правительство, то во Франции и в Англии аналогичные меры были результатом демократического движения.
Деятельность И.И. Янжула
Из российских учёных на идеи государственного социализма обратил внимание профессор финансового права Московского университета И.И. Янжул, крупный учёный в области финансов, статистики, политической экономии, социологии. Общественный деятель, старавшийся придать российскому капитализму цивилизованный характер, он боролся за улучшение положения фабричных рабочих.
3 Янжул И. Бисмарк и государственный социализм // Вестник Европы. -1890. - № 8. - С. 730-734.
После окончания в 1869 г. Московского университета он неоднократно бывал в Германии, Швейцарии, Англии, Франции и др. Он не только изучал проблемы косвенных налогов и внешнеэкономических финансовых отношений (протекционизма, свободной торговли), но и интересовался условиями труда фабричных рабочих в английской промышленности, особенно женщин и детей.
Будучи магистрантом, он слушал в Лейпцигском университете лекции профессоров - представителей исторической школы политической экономии Вильгельма Рошера (теория политической экономии и учение о финансах) и Георга Кнаппа (рабочий вопрос). Идеи исторической школы заинтересовали его. «Русских студентов привлекал запретный тогда у нас плод - рабочий вопрос. Кнапп вполне хорошо знакомил нас с развитием рабочего вопроса в главнейших странах и прочими учениями так называемых социалистов»4.
Разделяя взгляды «новой исторической школы», Янжул воспринял и идеи «государственного социализма». Он также считал возможным вмешательство государства в экономическую жизнь. Особенно его внимание привлекла социальная политика Бисмарка.
Ещё в период глубокого изучения английской экономической литературы Янжул обратил внимание на появление новых взглядов. В экономических произведениях «помимо доказательств рассудка, появились доводы простого чувства, и экономическая наука развивалась благодаря не только аргументам холодного рассудка, но и чувству человеческой симпатии к несчастным и обездоленным в жизни»5 (Курсив Янжула. -М.Р., И.Н.). Уже в первой половине XIX в. некоторые учёные высказывали несогласие с отдельными положениями господствовавшей классической школы политической экономии, выражая стремление построить науку (например, учение об экономической свободе, богатстве, распределении, ассоциации и др.) на иных началах, более независимо и широко, чем это делали классики. Так, С. Сисмонди, Дж. Ст. Милль, сочувствуя положению бедных масс народа, питали надежду на волю и способность государства улучшить его.
4 Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 18641909 гг.- М., 2006.- С. 104.
5 Там же. - С. 209.
Янжул обращает внимание на то, что в России пропасть между различными социальными слоями была особенно глубокой из-за одновременного наслоения полуфеодальных порядков и хищнических методов деятельности молодого российского капитализма. Он понимает, что развитие России в пореформенный период, когда стали складываться новые социально-экономические отношения, может быть наиболее успешным лишь при постоянном контроле со стороны правительства. Особенно в этом нуждалась формирующаяся промышленность.
Пришедшие в город бывшие крепостные, становясь рабочими, целиком зависели от фабриканта. В условиях жёсткой конкуренции между собой они соглашались на любые условия, а владельцы предприятий компенсировали низкую производительность их труда увеличением рабочего дня, экономией на охране труда, отсутствием заботы об условиях труда и быта рабочих.
Тяжёлое положение рабочих прикрывалось лицемерными заверениями фабрикантов, что на предприятиях преобладает патриархальная система отношений между хозяином и работниками, что владельцы заботятся о нуждах рабочих, равно как и о сохранении справедливости во взаимоотношениях. Их позицию разделяли и чиновники из правительственного аппарата. Они заявляли, что в России, к счастью, не существует рабочего класса в том смысле и значении, как на Западе, и потому не существует и рабочего вопроса6.
Тем не менее возникавшие временами на предприятиях волнения рабочих побудили правительство всё же приступить к изучению состояния дел в промышленности с целью улучшения положения трудящихся.
Работа в Комиссии
В 1876 г. московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков учредил Комиссию под председательством секретаря Московского городского статистического комитета М.А. Саб-лина для осмотра фабрик и заводов. К участию в работе был приглашён и И.И. Янжул. Ознакомившись с состоянием
6 Озеров И.Х. Политика по рабочему вопросу в России за последние годы. (По неизданным документам). - М.: Тип. И.Д. Сытина, 1906. - С. 25.
фабрик и заводов в Московской губернии, учёный обратился к опыту организации общественного благоустройства в Англии. Им была написана серия статей об общем плохом санитарном состоянии русских фабрик, о бесправном и беззащитном положении работающих на них детей и женщин, а также об условиях работы взрослых рабочих-мужчин. Параллельно он рассказал о прогрессе английского фабричного законодательства и экономическом положении рабочих, опубликовав статьи в 1880 г. в «Отечественных записках». Он писал: «В какой бы угол России мы не обратились, и на какой бы отрасли промышленности не остановились, везде мы видим одно и то же - полное небрежение, за немногими исключениями, к условиям жизни рабочего населения и невнимание к удовлетворению самых первичных требований гигиены»7.
Привлекая внимание государственной власти к необходимости «устранения поводов к распрям и несогласиям рабочих и предпринимателей»8, учёный полагал, что многие столкновения между ними, возникающие на почве экономических интересов, могут разрешаться мирным путём или предупреждаться вмешательством государства путём принятия законодательных мер в отношении фабричного труда.
По поручению Фабричной комиссии Саблина специалисты и учёные провели ряд исследований, перевели на русский язык основные иностранные фабричные законодательства. Янжула командировали в Англию и Швейцарию, чтобы непосредственно познакомиться с работой фабричных инспекторов. Профессор составил подробнейший доклад об инспектуре в этих странах. Он увидел в деятельности Комиссии возможность осуществления главной идеи государственного социализма -создание условий для урегулирования отношений между хозяевами и рабочими, не допуская их обострения. Впервые в России Комиссии удалось выработать правила внутреннего распорядка, а также «Правила для хозяев и рабочих фабрик и заводов», в которых предполагалось по возможности ограничить произвол и злоупотребления хозяев, а равно
7 Янжул И.И. Избранные труды. - М.: Наука. - С. 176.
8 Янжул И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. - С.-Петербург, 1907. - С. 6.
и удержать рабочих от нарушений предписаний закона. Просуществовала Комиссия Саблина несколько лет.
За 20 лет после отмены крепостного права в стране произошли значительные перемены. Появились потомственные рабочие. И уже никто не мог отрицать значимости рабочего вопроса9. В печати стали появляться публикации на эту тему. Исследовав состояние детского и женского фабричного труда в Англии и России, Янжул написал острую статью, опубликовав её в «Отечественных записках». Правительство должно было каким-то образом откликнуться.
Профессор Янжул — фабричный инспектор
В 1881 г. император Александр III предложил занять пост министра финансов известному учёному и гуманисту Н.Х. Бун-ге. Взаимодействие нового министра и пользующегося популярностью среди населения московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова создало благоприятную обстановку для выработки фабричного законодательства, которого с нетерпением ждали в стране. Когда Н.Х. Бунге приступил к его разработке, он принял во внимание заинтересованность и компетентность в этом вопросе профессора И.И. Янжула.
Внимание Бунге привлёк доклад профессора Янжула о деятельности фабричного инспектората в Англии и Швейцарии. Министр согласился с его выводами, считая, что в России назрела необходимость устройства хорошо организованной специальной инспекции по контролю за фабриками и заводами.
В 1882 г. по инициативе Бунге была создана Фабричная инспекция для регулирования взаимоотношений хозяев и рабочих. Составной её частью должна была стать Инспекция по надзору за условиями труда детей и подростков. Необходимо было сохранить силы и здоровье молодого поколения, обеспечить обязательное обучение всего русского народа и детей на фабриках. Возглавить инспекцию по Московскому округу Бунге пригласил Янжула: «Рабочий вопрос - важный государственный вопрос, правильная постановка которого
9 Янжул И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. - С.-Петербург, 1907. - С. 8.
необходима. Поэтому столь важно привлечь к делу сведущих людей как Вы»10. При разработке фабричного законодательства были использованы материалы статей И.И. Янжула.
Первоначально перед фабричными инспекторами ставились гуманные задачи: надзор за условиями труда детей и женщин, а позднее - мирное посредничество между рабочими и капиталистами. Янжул надеялся, что фабричная инспекция сумеет защитить рабочих от жадности капитала, насаждавшего варварские формы эксплуатации. В массовом порядке применялся женский и детский труд; рабочий день продолжался по 12-14 часов в сутки (даже дети работали по 10 и более часов); заработная плата была нищенской, к тому же её уменьшали многочисленные штрафы; отсутствовала охрана труда и техника безопасности, в цехах царила антисанитария. Ян-жулом были выявлены массовые злоупотребления на фабриках и заводах Московской губернии, в том числе в работе фабричных лавок, увеличивавших нищету рабочих.
В январе 1884 г. появился первый отчёт инспектора Янжу-ла по описанию фабричного быта, представивший беспристрастные и точные сведения, относящиеся как к малолетним, так и к взрослым рабочим. Он отмечал, что отношения хозяина и рабочих характеризовались крайним произволом со стороны первых. «Хозяин фабрики - неограниченный властитель и законодатель, которого никакие законы не стесняют, и он часто ими распоряжается по-своему; рабочие ему обязаны "беспрекословным повиновением", - как гласят правила одной фабрики»11. Несмотря на общее негативное впечатление о состоянии фабрик, отчёт получил официальное одобрение со стороны министра Н.Х. Бунге. Через год Янжул получил за труд «Фабричный быт Московской губернии» золотую медаль от Географического общества.
Настаивая на широком вмешательстве правительства в фабрично-заводскую жизнь, Янжул особо выделял задачи установления правительственного надзора за безопасностью труда. Он требовал принятия закона, обязывающего промышленников
10 Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 1694-1909 гг.-М., 2006.- С. 214.
11 Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. - СПб., 1884. - С. 83.
возмещать рабочему потерю его трудоспособности, а семье в случае смерти рабочего - потерю кормильца.
Печальная судьба постигла Закон о малолетних рабочих, изданный 1 июня 1882 г. В нём предусматривалось время, необходимое детям для получения образования, а также для физического развития и отдыха. Но его вступление в силу под давлением фабрикантов было положено «в долгий ящик». Если бы закон был принят, в промышленных местностях России были бы организованы хорошие школы, и постепенно население стало бы грамотным. Фабриканты поняли бы преимущество образованных рабочих, а некоторые и сами получили бы необходимое образование12.
В 1885 г. Янжула вызвали в Петербург для участия в работе Высочайше утверждённой комиссии под председательством сенатора В.К. Плеве для пересмотра отношения хозяев к рабочим. В основу её работы были положены Правила для хозяев и рабочих, выработанные Московской комиссией, что ускорило подготовку проекта закона. Разработанный Комиссией В.К. Плеве проект нового фабричного закона был Высочайше утверждён 3 июля 1886 г. В нём были определены срок выплаты заработной платы, которого раньше не было; закреплено право рабочего на целый заработок, ограничение штрафования и других вычетов; был запрещён ночной труд женщин и детей. Закон возложил на инспекторов обязанность наблюдать за исполнением нового закона, исследуя возникающие между сторонами конфликты и наказывая виновных судом. Закон дал рабочим некоторые человеческие права и обещал защиту от произвола и алчности дурных хозяев.
Конечно, и среди владельцев промышленных предприятий были люди с передовыми взглядами, стремившиеся поднять производительность труда за счёт обучения рабочих, создания для них приемлемых условий труда, быта и отдыха. Создавались школы, в которых обучали детей рабочих не только грамоте, но и профессии. Но таких хозяев было мало. Фактически же закон бойкотировался фабрикантами.
В отличие от Германии, в которой промышленное и культурное развитие нации рассматривалось в качестве важнейшей производительной силы, в России сохранялись феодальные
12 Янжул И.И. Избранные труды. - М.: Наука. - С. 211, 212.
пережитки, ставшие тормозом для её развития. Уже первые шаги фабричной инспекции в 1882-1883 гг. были встречены со стороны предпринимателей и капиталистов-промышленников протестами, жалобами, наговорами и даже прямыми доносами. Не прекращались они и в последующие годы; для этой цели использовались подкупленные журналисты, помещавшие в газетах разного рода измышления. Под давлением просьб предпринимателей император отправил 1 января 1887 г. Н.Х. Бунге в отставку, «ввиду многих несовершенств организации фабричной инспекции и по непригодности её персонала, создающего излишние и совершенно бесполезные затруднения для русской промышленности»13.
Новый министр И.А. Вышнеградский немедленно изменил предназначение фабричной инспекции: деятельность инспекторов становилась узко полицейской. Теперь от них требовалось только «содействовать усмирению рабочих беспорядков» при полном бессилии их предупреждения действенными мерами.
Потеряв веру в возможность плодотворной работы, в сентябре 1887 г. Янжул оставил должность инспектора, возвратившись, по его собственному выражению, «исключительно к профессуре и писательству».
Упущенный шанс
Продолжая и позже думать о положении рабочего класса, он полагал, что цивилизованные отношения между рабочими и предпринимателями, право рабочих на труд и на свой заработок, возможность обучаться в промышленных заведениях, право собраний и стачек привели бы к результатам, подобно немецким. Стремительное развитие Германии, занявшей первое место в Европе по уровню промышленного развития, заставило Янжула снова обратиться к исследованию ее социально-экономических отношений. Рассчитывая, что опыт Германии пригодится и для России, он в 1890 г. написал статью «Бисмарк и государственный социализм», в которой подчёркивал, что российское правительство обязано не останавливаться на
13 Янжул И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. - С.-Петербург, 1907. - С. 2.
пути проведения фабричной реформы, а идти навстречу законным желаниям рабочих.
Считая всякую революцию большим злом для страны, И.И. Янжул в 1902 г. в беседе с В.К. Плеве указывал на признаки её приближения. Он надеялся, что правительство поспешит с предоставлением возможно широких прав русскому рабочему и созданием для него лучших условий существования, и страна сможет избежать революции. Учёный был полностью уверен, что социализм, инициированный сверху и осуществляемый в определённых организационных формах, придаст ускорение развитию России. Но в реальной жизни правительство отходило от идей государственного социализма14.
Россия пошла по другому пути.
***
Возможно ли в нынешних условиях возрождение идей государственного социализма? Вне всякого сомнения, мы можем дать на этот вопрос положительный ответ. Восстановление рыночных отношений означает одновременно и восстановление присущих им противоречий, в том числе между собственниками средств производства и наёмными рабочими. Возникают нарушения со стороны предпринимателей в части предоставления работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками, выплаты заработной платы, продолжительности рабочей недели, дискриминации женщин и т.п. Выявились социальные противоречия, относящиеся к обеспечению стабильного развития страны, охватывающие науку, образование, здравоохранение, культуру, воспитание детей и юношества, физическую культуру и спорт.
Если государство в лице правительства будет делать то, в чём испытывает потребность общество в целом, а не малочисленные группы олигархов и стремящихся приблизиться к ним предпринимателей, это и будет означать установление оптимальных отношений между правительством и населением, именуемых «государственным социализмом». Передовые люди дореволюционной России передают эстафету ныне живущим.
14 Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденном в 18641909 гг. - М., 2006. - С. 232, 233, 234.