Научная статья на тему 'Академии народного хозяйства при Правительстве российской Федерации — 25 лет: итоги и перспективы'

Академии народного хозяйства при Правительстве российской Федерации — 25 лет: итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мау В.А.

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отмечает свое 25-летие. Можно выделить три основных этапа ее развития: советский период (1977-1987); период эволюционных изменений (1988-1991); период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2003). "Кузница министров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академии народного хозяйства при Правительстве российской Федерации — 25 лет: итоги и перспективы»

четверть века служения идеям предпринимательства

Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - 25 лет:

итоги и перспективы

Мау В.А.

ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, доктор

экономических наук, профессор

Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отмечает свое 25-летие.

Можно выделить три основных этапа ее развития: советский период (1977-1987); период эволюционных изменений (1988-1991); период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2003).

"Кузница министров"

Академия народного хозяйства была основана в 1977 году постановлением Совета Министров СССР (№ 908 от 10 октября 1997 г.), а с 1 октября 1978 года в ее стены пришли первые слушатели. Академия создавалась на базе существовавшего с 1971 года Института управления народным хозяйством, который входил в систему повышения квалификации руководящих работников и специалистов СССР как межведомственное образовательное учреждение для подготовки управленческих кадров высшего звена. Согласно Постановлению 1977 года, Академии была придана роль, аналогичная роли Всесоюзной академии внешней торговли, Дипломатической академии, Академии Генерального штаба. АНХ должна была стать "кузницей номенклатурных кадров" для руководящих хозяйственных органов - министерств и ведомств, правительства и других высших партийно-государственных учреждений. На долгосрочных программах обучались не более 200 человек, на среднесрочных - около 150 человек. Наряду с этим работали краткосрочные программы повышения квалификации, а также

проводились конференции, семинары, симпозиумы.

В АНХ в это время закладывались традиции не просто элитного, но и закрытого учебного учебного заведения, за место в котором шла жесткая конкуренция - как слушателей, так и преподавателей. Контингент слушателей набирался строго централизованно: списки формировались в Государственном комитете по науке и технике и утверждались в Секретариате ЦК КПСС. Окончание Академии народного хозяйства гарантировало хорошую карьерную перспективу. Недаром среди выпускников АНХ находились будущие первые лица России и других стран СНГ (В.С. Черномырдин, Л.Д. Кучма, С.В. Кириенко, М. Снегур, Ю.Ф. Яров и др.). Основу профессорско-преподавательского состава составляла постоянная профессура (90 человек) с высокими окладами и номенклатурными привилегиями. Преподавателей подбирали по высоким профессиональным критериям. Тем более, что финансирование АНХ шло исключительно из государственного бюджета, причем для развития материально-технической базы выделялись и строго фондируемые ресурсы. АНХ имела широкие международные связи, ограниченные, однако, только социалистическими странами-членами СЭВ, руководители и специалисты которых также обучались в Академии. Научные и педагогические связи с зарубежными специалистами из капиталистических стран полностью исключались. Казалось бы, жесткая привязка к партийно-хозяйственной номенклатуре в совокупности с привилегированным материально-техническим обеспечением учебного процесса должны были привести к созданию исключительно консервативного и косного коллектива, неспособного к обновлению и адекватной реакции на вызовы времени. Однако реальный ход событий высветил иное: профессионализм и практический опыт позволили коллективу Академии одной из первых почувствовать вызовы нового времени и своевременно реагировать на них. Разумеется, в значительной мере это произошло благодаря тому, что в 1989 году Ака-

демию возглавил ведущий советский экономист и один из лидеров реформаторского крыла отечественной экономической науки академик Абел Гезевич Аганбегян.

__Период эволюционных изменений

1988-1991 гг.

_ В период перестройки в АНХ начали происхо-

_ дить изменения и в содержании, и в организа-

_ _ ции работы, которые носили, однако, эволюци-

___ онный характер. Они ускорились в связи с на_ _ значением ректором АНХ А.Г. Аганбегяна (в

1989 г.). Тогда же произошло ослабление контроля за содержанием программ и набором слушателей, были увеличены лимиты численности обучающихся и расширен, а также "размыт" контингент. Внешние руководящие функции в значительной степени перешли на уровень отдельных подразделений ГКНТ и аппарата Совета Министров СССР. Академия стала открываться для международных связей с рыночными демократиями. Было положено начало участию АНХ в межгосударственных программах научно-технического обмена, а также обучения. По инициативе А.Г.Аганбегяна была проведена массированная стажировка молодых преподавателей за рубежом (в США, Франции, Великобритании, Японии, Испании и др.) за счет средств технической помощи и собственных ресурсов. Многие преподаватели, прошедшие обучение за рубежом, впоследствии закрепились на руководящих постах в обновленной Академии.

ка

__АНХ в постсоветской России

(1992-2003 гг.)

_ Радикальные изменения в социально-экономической жизни страны не могли не оказать решающего влияния и на окончание Академии народного Академию народного

хозяйства. Она переста-

хозяйства гарантировало ла быть закрытым учебным заведением. Вместе

хорошую карьерную с тем, руководство Академии приложило мак-перспективу симум усилий, чтобы

сохранить другую осо- АНХ имела широкий диапазон

бенность советского пе- _

риода - элитный харак- международных связей,

тер Академии как уни-

кального учебного и ис- ограниченный, однако, только

следовательского цент- _

ра, существующего при социалистическими странами

Правительстве новой _

России. членами СЭВ _

Это была тяжелая зада- _

ча. От Правительства у АНХ поначалу остался _

только статус. Прежние функции контроля за _

набором слушателей, а главное - бюджетное _

финансирование были либо упразднены, либо сокращены до минимума. Принятие нового законодательства об образовательной деятельности потребовало приведения Академии в соответствие с ним, возникла необходимость введения программ первого высшего образования (с

1994 г.). По сути дела, произошла смена модели _

АНХ: от "кузницы номенклатурных кадров" к _

бизнес-образовательному учебному заведению, предлагающему все виды послешкольно-

го образования в сфере экономики, предпри- _

нимательства и права.

Главное же состояло в коренном пересмотре _

программ обучения с его ориентацией на качественные зарубежные стандарты бизнес-образования, поскольку отечественных стандартов в этой области попросту не было. АНХ начала инициативное осуществление российских программ "Магистр делового админи- _

стрирования" - МВА. На Факультет академичес- _

ких программ обучения и в Высшую школу _

международного бизнеса АНХ было набрано

свыше 100 соискателей диплома МВА. Широ- _

кое развитие получили разнообразные программы повышения квалификации (несколько десятков программ с суммарным контингентом около 2000 чел.), сотни руководителей и _

специалистов направлялись по линии АНХ на

зарубежные стажировки. Ученый совет АНХ ут- _

вердил порядок свободного набора слушателей и студентов в обычном конкурсном или заявительном порядке из организаций любой правовой формы (как государственных, так и част-

ных), из всех регионов России, а также из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Международная открытость АНХ привела к резкому расширению разнообразия и значения совместных программ с зарубежными учебными заведениями, прежде всего, со школами бизнеса. В АНХ начали преподавать профессора из США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Бельгии и других стран. Были заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве, включая проекты "двойной диплом", предусматривающие выдачу зарубежных дипломов наряду с дипломами АНХ.

__Поиск модели развития

_ Завершение радикальных трансформаций в

обществе, обретение политической и экономической стабильности поставили вопрос о необходимости дальнейшей трансформации АНХ, ее организационной структуры и меха_ низма функционирования. Эта трансформация

не может быть радикальной, речь идет о постепенном эволюционном приспособлении Ака-

_ демии к ситуации долгосрочной политической

стабильности.

_ Задача поиска новых путей развития стоит сейчас перед любым учебным заведением, но пе-_ ред АНХ - в особенности. Опыт стран Цент_ ральной и Восточной Европы, которые начали

реформы на несколько лет раньше нас, убеди_ тельно свидетельствует, что после снятия "сливок" в первые годы рыночных реформ, задачи бизнес-образования существенно усложняют_ ся, а конкуренция на рынке образовательных

услуг обостряется. Школа, претендующая на лидирующие позиции на этом рынке, должна четко определить свои приоритеты и обеспечить качество образования, соответствующее вызовам глобальной по инициативе А.Г. Аганбегяна конкуренции.

Проанализировав пер-была проведена массированная спективы развития образования в России и

_стажировка молодых возможные варианты

развития АНХ, мы при-преподавателей за рубежом шли к определенным

образовательному учебному заведению

выводам относительно произошла смена модели АНХ:

дальнейших направлений развития Академии. от "кузницы номенклатурных

Мы видим Академию народного хозяйства как кадров" к бизнес-элитный образовательный и исследовательский центр в области бизнеса и экономической политики. В качестве образовательной структуры мы намерены развивать все виды послешкольного образования в области экономики, бизнеса и права с особым акцентом на бизнес-образование, являющееся главным сравнительным преимуществом АНХ. Как аналитический центр мы сосредоточим свое внимание на консультационно-аналитическом обеспечении Правительства РФ, отдельных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и крупных бизнес-структур.

Серьезная работа руководства и коллектива ведущих сотрудников АНХ показала, что в современном российском образовательном пространстве возможны несколько вариантов лей) развития АНХ как образовател реждения. Отличия между ними зависят от соотношения в ее деят личных типов образовательных программ научно-исследовательской, консультационной и иной деятельности. Среди возможных такого рода развития можно выделит щие.

1) Экономический вуз с сильной би лой.

2) Элитный центр бизнес-образования и науки.

3) Школа бизнеса исследовательского типа.

4) Классический университет (гуманитарный) со школой бизнеса в его составе.

5) Лидер дополнительного образования России: диверсифицированный учебный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

6) Ведущее образовательное учреждение российской государственной службы.

образование и бизнес _

_в современном российском Каждая из этих моделей

имеет сильные и слабые образовательном стороны и, в той или

иной степени, содержит пространстве возможны свои элементы в нынешней модели функ-несколько вариантов (моделей) ционирования Академии. И, в то же время, мы

_ развития АНХ пришли к выводу, что на

сегодня наиболее предпочтительным для АНХ представляется ее развитие как элитного центра бизнес-образова-_ ния и науки с развитой и разнообразной деятельностью в области подготовки кадров высшей квалификации. Эта модель в достаточной степени приближена к современной структуре АНХ и позволяет реализовать ее многочисленные конкурентные преимущества, сохранить уникальность учебного заведения с учетом потребностей рынка образовательных услуг, правового образовательного пространства, действующих государственных институтов, а также бизнеса. В этом случае не возникает серьезных

_ проблем с укреплением и развитием "товарной

марки" АНХ на рынке услуг бизнес-образования.

Mau V.A.

The rector of Academy of national economy At the Government of the Russian Federation, The doctor of economic sciences, the professor

A quarter of a century of service to ideas of business

Academy of national economy at the Government of the Russian Federation has celebrated its 25th birthday: results and prospects

Academy of national economy at the Government of the Russian Federation has celebrated its 25th birthday. Three basic stages of its development can be distinguished: the Soviet period (1977-1987); the period of evolutionary changes (1988-1991); the period of rapid adaptation to market economy conditions (1992-2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.