Образование
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ (по результатам социологических исследований Академии народного хозяйства в 2003-2007 гг.)
Э.Н. КРЫЛАТЫХ,
академик РАСХН, доктор экономических наук, профессор, г. Москва
Ключевые слова: бизнес-образование, предприниматель, менеджер, мастер делового администрирования, капитализация знаний, социологические исследования.
Бизнес-образование в сегменте программ МВА вступает в новую стадию своего развития. Это связано с утверждением Министерством образования и науки РФ Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «мастер делового администрирования (МВА)».
Характерным для этого этапа становится ориентация программ МВА и учебных дисциплин на объективно оцениваемые образовательные результаты обучения, связанные в первую очередь с формированием и развитием управленческих компетенций.
Руководителям образовательных учреждений, которые ведут программы МВА, деканам подразделений, преподавателям предстоит большая творческая работа по адаптации учебнометодических комплексов к новым требованиям. Существенную помощь в этом могут оказать исследования, проводимые учебными и научными учреждениями по изучению рынка образовательных услуг в области экономики, управления и бизнеса, а также результаты социологических опросов, которые позволяют выявить потребности слушателей в развитии своих компетенций, карьерном росте и реализации профессионального потенциала.
Одно из таких исследований проводилось в Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве России. Методическое и организационное руководство этим проектом осуществляли академик Татьяна Ивановна Заславская и автор этой статьи.
Основная научная цель проекта состояла в изучении социальных и профессиональных качеств российских предпринимателей и менеджеров; в оценке уровня их адаптации к современным условиям ведения бизнеса, выяснении их мнения по актуальным вопросам развития российской экономики, а также их отношения к современной социально-экономической политике.
Прикладные задачи проекта: полу-
чить более глубокое представление о профессиональных потребностях слушателей, чтобы на этой основе совершенствовать образовательную и научную деятельность факультетов АНХ.
При переходе к новому этапу работы в 2006 году в программе исследований были поставлены дополнительные задачи:
- провести углубленное изучение представлений слушателей о жизненном и деловом успехе, о содействующих или препятствующих ему факторах;
- расширить информацию о ресурсно-деятельностном потенциале слушателей как бизнес-акторов;
- выявить особенности ценностной ориентации слушателей, их социального и семейного статуса и других важных характеристик, позволяющих сравнить эту группу предпринимателей и менеджеров с другими группами и слоями российского общества.
В качестве респондентов выступали слушатели 18 программ МВА -всего более 2,5 тысяч человек, ответивших на вопросы анкет в 2004 и 2006 годах.
В октябре 2007 г. вышла из печати книга Т.И.Заславской, Э.Н.Крылатых, М.А.Шабановой «Новое поколение деловых людей России:социальный портрет, карьера, бизнес-образование» (М.: Изд. «ДЕЛО», 2007). В этой книге подробно изложены все результаты исследования. Некоторые из них представлены в данной статье.
Изучение мотивов обучения. Каждый слушатель, затрачивая немалые средства и время на освоение программы МВА, имеет свои собственные причины и мотивы обучения. Поученная в результате опроса обобщенная картина мотивации позволяет школам позиционировать себя на рынке образовательных услуг, точнее определять свою миссию, содержание учебных дисциплин, логику и формы преподавания, подобрать педагогические кадры, определить стоимость обучение и др.
Предложенные в анкете варианты
ответов можно разделить на две группы: познавательные (творческие) мотивы и статусные (карьерные) мотивы (таблица 1).
Мотивы познавательного характера более значимы, по сравнению со статусными мотивами. Особенно важно отметить задачи приведения в систему приобретаемых и имеющихся знаний, а также овладение навыками современного менеджмента. Этой целью руководствуются примерно 60% всех слушателей.
Мотивация статусного характера отражает здоровый прагматизм, рожденный необходимостью ориентироваться на запросы рынка труда. Это проявляется в том, что каждый второй слушатель идет в Академию, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Этой же цели служит получение престижного диплома АНХ. Более 40% слушателей считают такой мотив значимым для себя.
Определенный интерес представляет анализ дифференциации мотивов обучения слушателей с различным профессионально деловым потенциалом (ПДП). Методика оценки ПДП была разработана Т.И.Заславской (изложена в разделе 2 упомянутой книги). На основе восьми признаков выделены три типологические группы слушателей, обладающих различным ПДП. С некоторой долей условности эти группы названы: «начинающие» (42% от числа респондентов); «продвинутые» (35%); «профессионалы» (23%).
Дифференцированные по этим группам мотивы обучения представлены в таблице 2. Из девяти вариантов мотивов выделены четыре - наиболее существенные.
Значимость первых двух мотивов явно возрастает от группы начинающих к группе профессионалов. Для профессионалов наиболее существенно привести в систему накопленные практические и приобретенные в ходе обучения знания, а также освоить но-
Business-formation, the businessman, the manager, the master of business administration, capitalization of knowledge, sociological researches.
Таблица 1
Мотивы обучения слушателей в АНХ (% слушателей, отметивших соответствующий мотив)
Мотивы обучения 2004 г. 2006 г.
А. Мотивы познавательного характера
1. Приобрести дополнительные знания по менеджменту, заполнить пробелы в образовании 69 61
2. Привести в систему имеющиеся теоретические и практические знания 58 50
3. Овладеть современными навыками управленческой деятельности 51 56
В. Мотивы статусного характера
4. Повысить свою конкурентоспособность на рынке труда 51 56
5. Получить диплом МВА 45 42
6. Завязать новые деловые контакты 37 17
Таблица 2
Мотивы обучения слушателей с разным уровнем профессиональноделового потенциала (ПДП)
(в % к численности респондентов соответствующей группы)
Мотивы 1 £ 1 £ га | Ї £ ф (0 ь 1 11 ш к 5 с ° «Профессионалы» (третья группа) Отношение третьей группы к первой
1. Привести в систему теоретические и практические знания 42 52 64 1 ,5
2. Овладеть современными навыками управленческой деятельности 52 56 66 1 ,3
3. Повысить свою конкурентоспособность на рынке труда 61 61 39 0,64
4. Получить диплом МВА 47 40 33 0,70
вейшие методы и приемы управления фирмой (в 1,5-1,3 раза важнее, чем для «начинающих»).
Повышение конкурентоспособности на рынке труда является более существенным мотивом для слушателей первой и второй групп (60% опрошенных). Однако и в группе профессионалов почти 40% стремятся получить бизнес-образование для усиления своих конкурентных позиций. Это отражает стремление слушателей занять более высокое положение в своей фирме или перейти в более престижную организацию. Кроме того, новое поколение менеджеров, получивших базовое экономическое образование, начинает «наступать» на опытных управленцев, что и побуждает
профессионалов стремиться к освоению новых компетенций.
При всех различиях, связанных с уровнем ПДП, значительное число слушателей стремятся в АНХ, руководствуясь четырьмя выделенными мотивами, которые в комплексе обеспечивают как удовлетворение
познавательных запросов, так и решение задач карьерного характера.
Источники информации о программах МВА. Мотивы обучения являются основой выбора программ и образовательных организаций. В настоящее время в стране работают немало бизнес-школ, которые предлагают де-
сятки различных программ в широком ценовом диапазоне. Поэтому поиск нужной программы - это достаточно сложный процесс. Правда, в последние годы происходит значительная концентрация таких программ в крупных образовательных организациях, имеющих надежную репутацию и привлекательный имидж. Какие источники информации при решении вопроса о выборе бизнес-школы и программы используют наши слушатели?
Выбор образовательного учреждения и конкретной программы обучения зависит от полноты и качества информации, которыми пользуются потенциальные слушатели. Ранжированный ряд этих источников выглядит следующим образом (%%):
Источники информации 2004 г. 2006 г.
Интернет 39 42
Выпускники АНХ 34 40
Коллеги, знакомые 20 17
Пресса 19 13
Реклама 13 8
Справочники 3 2
Два источника информации - Интернет и сведения от выпускников АНХ обеспечивают выбор 80% слушателей. Только каждый пятый слушатель узнал об АНХ и программах МВА из статей, опубликованных в прессе.
Что же касается таких источников информации, как реклама и справоч-
Образование
ники, то они оказались мало эффективными: ими воспользовались соответственно 13 и 3% слушателей.
Отношение работодателей к обучению респондентов и финансовая поддержка слушателей фирмами. Взаимоотношения слушателя с работодателем (если сам он не является таковым), могут повлиять на процесс обучения. Если работодатель настороженно или даже враждебно относится к самому факту учебы сотрудника, это может порождать административные притеснения, мешающие учебе. Напротив, заинтересованное отношение руководства к учебе сотрудника, тем более подкрепленное финансовой поддержкой, несомненно, повышает творческий тонус слушателя и его ответственность перед фирмой. Из пяти вариантов ответов на вопрос, как относится работодатель к тому, что сотрудник учится на программе МВА, явно преобладают три следующие:
2004 г. 2006 г. Работодатель связывает с обучением 19 17
перспективы продвижения сотрудника Работодатель проявляет 27 32
заинтересованность, оказывает некоторую поддержку
Работодатель знает об обучении, но особой 31 34
заинтересованности не проявляет
В целом ситуация достаточно благоприятная, поскольку, около половины слушателей имели шансы продвинуться в своей деловой карьере на фирме, а также получали моральную или финансовую поддержку от руководства фирмы.
Вместе с тем треть слушателей не сумела или не хотела привлечь внимание руководителей к проблеме своего обучения. Наконец, для каждого пятого слушателя эта проблема вообще не стоит, поскольку он сам является работодателем.
Источники финансирования обучения. Финансовая поддержка фирмы свидетельствует о ее заинтересованности в повышении профессионального потенциала своего работника и готовности вложить средства в его бизнес-образование. Для фирмы это - вложение в человеческий капитал. Вместе с тем такая финансовая поддержка порождает определенные моральные и финансовые обязательства: слушатель должен оправдать и «отработать» вложения. Самостоятельная оплата учебы дает слушателям возможность сохранить свободу.
Пропорция между числом слушателей, получавших финансовую поддержку фирмы, и самостоятельно оплачивающих свое обучение, составляло в АНХ 40/60 в 2004 г., а 2006 г. пришло к соотношению 30/70 процентов. Это свидетельствует о том, что большая часть слушателей имеет прочную финансовую базу, позволяющую им самостоятельно оплачивать достаточно дорогие программы обучения.
Связь обучения с текущей деятельностью фирм. Формирование и
Образование
Таблица 3
Использование полученных знаний в текущей работе фирмы (в % к численности респондентов соответствующей группы ПДП)
А А '—■■ XI ■■—■■ щ <П с; СП § !& § & е | § - 8 * 8 1 ^ £ £ £ т <П О _ щ х £■ Р Я о. 1И ш О. Н-■ ¥ - с: ■ ¥ Отнош ение третьей группы к первой
1. Активно используют 16 30 40 27 2,4
2. Частично используют 64 60 57 61 0,9
3. Пока не используют 19 8 3 11 0,2
4. Не ответили 1111 0
В цепом по группам 100 100 100 100 -
1аолица 4
Выбор актуальной тематики выпускных дипломных работ по группам ПДП (в процентах к численности респондентов соответствующей группы )
развитие управленческих компетенций в процессе обучения происходит без отрыва от повседневной текущей работы слушателей в различных фирмах и организациях. Поэтому важно выстраивать учебный процесс так, чтобы новые знания, умения, навыки находили практическое применение в период освоения программы МВА и при подготовке выпускных работ.
В анкетах было два вопроса о связи обучения слушателей с деятельностью фирм, в которых они работают: «Удается ли Вам использовать полученные знания в своей текущей работе?» и «Насколько связана избранная тема выпускной работы с проблемами Вашей компании?».
Доля слушателей, активно использующих новые знания, составила 27%, а частично использующих - 61%. Таким образом, почти каждые 9 из 10 человек смогли достаточно динамично применять приращение своих компетенций уже в период обучения на программах МВА.
Степень дифференциации структуры ответов по группам ПДП представлена в таблице 3.
Представители третьей группы, обладая большим профессиональным опытом и занимая, как правило, руководящие должности, активнее других используют результаты обучения в текущей работе фирмы (39%), т.е. в 2,4
раза больше, чем начинающие. Однако в целом, эффективность обучения следует оценить достаточно высоко, если 88% слушателей используют полученные знания в своей текущей работе.
При адаптации программ и курсов к новым требованиям МВА целесообразно увеличивать долю индивидуальных прикладных проектов для конкретных фирм, что позволит активизировать практическое применение полученных слушателями знаний и навыков.
О выпускных работах слушателей МВА. Во всех программах МВА обучение заканчивается защитой выпускных аттестационных работ (проектов). Лучшими считаются работы, позволяющие слушателям внести реальный вклад в развитие своих фирм, в улучшение их менеджмента. На вопрос о том, насколько избранная тема выпускной работы связана с проблемами компании, 25% слушателей отметили, что эта тема является одной из стратегических проблем компании. Еще около 30% считают, что их проект связан с решением актуальных текущих проблем компании. Таким образом, более половины слушателей строят выпускные работы на материалах своей фирмы, посвящают их решению стратегических и тактических проблем.
Различия в выборе тематики выпус-
кной работы между представителями ПДП-групп отражены в таблице 4.
В качестве положительного момента можно отметить достаточно высокий уровень актуальности выпускных работ, особенно в группе профессионалов (62%), в группе продвинутых - 58%. Естественным можно признать меньший процент таких работ в группе начинающих - 42%, поскольку в эту группу входят менеджеры, не имеющие достаточно полного представления о проблемах фирмы. К тому же многие из них предполагают поменять место работы после завершения обучения.
По новым требованиям к программам МВА, именно выпускная работа, ее качество и практическая направленность является основным критерием при оценке образовательных результатов обучения.
Личные перспективы карьерного роста в связи с освоением программ МВА. Профессиональное развитие и карьерный рост - главный движущий мотив обучения на программах МВА. Поэтому в ходе исследования были поставлены вопросы о личных планах слушателей, о возможном изменении сфер их деятельности и др.
Связывают ли слушатели свою карьеру с обучением по программе МВА в АНХ?
2004 г. 2006 г.
Связывают в 40 36
значительной мере Связывают, но только в 46 49
какой-то мере Прямо не связывают 14 15
Естественно, что подавляющее большинство слушателей - более 80%
- связывают свою профессиональную жизнь и карьеру с результатами обучения в АНХ. Остальные (примерно 15%) пришли в Академию, не руководствуясь сугубо прагматическими карьерными целями. Они стремятся расширить свой кругозор и повысить уровень образования. Возможно, это те слушатели, которые уже добились прочного положения в бизнесе и не нуждаются в его изменении. Но не исключено, что есть и просто пытливые люди, имеющие пристрастие к самому процессу обучения, а также средства для его удовлетворения. Это предположение подтверждается анализом тех же оценок по группам ПДП (таблица 5).
Профессионалы, большинство из которых уже многого достигли в бизнесе, явно разделились на две группы: 28% возлагают на учебу большие надежды, связывают ее результаты с предстоящим развитием карьеры. Другая же, почти равновеликая группа -26% прямо не связывают карьеру с обучением, вероятно, удовлетворяя потребности в актуализации знаний и развитии деловых коммуникаций.
В группе начинающих, напротив,
Образование
Таблица 5
Связь обучения с планами развития деловой карьеры слушателей различных групп ПДП (в процентах к численности респондентов соответствующей группы)
«Начинающие» (первая группа) «Продвинутые» (вторая группа) «Профессионалы» (третья группа) Всего Соотношение третьей группы к первой
1. Достаточно тесно связывают обучение с карьерой 37 35 28 36 0,8
2. Связывают обучение с карьерой, но только в какой-то мере 50 50 46 49 0,9
3. Прямо не связывают карьеру с обучением и не ответили на вопрос 1 3 1 5 26 1 5 2,0
Всего 1 00 1 00 1 00 100 .
каждый третий рассчитывает достичь карьерных результатов, благодаря полученному бизнес-образованию, и только 13% не связывает обучение с карьерой, по-видимому, удовлетворяя общую потребность в расширении кругозора.
Представляет интерес структура ответов на вопрос: какие личные перспективы связывают слушатели с освоением программы МВА. Ниже приведены шесть наиболее значимых вариантов ответов:
Варианты ответов 2004 г. 2006 г.
1.Повышение уверенности в 66 56
своих силах
2.Рост заработной платы и 42 51
повышение доходов
3.Продвижение по служебной 26 44
лестнице
4.Упрочение и повышение 21 37
социального статуса
5.Изменение сферы 22 27
деятельности и профиля
бизнеса
6.Изменение профессии н/д 11
В динамике при сравнении результатов двух опросов произошли некоторые структурные изменения. Менее актуальной стала задача повышения уверенности в своих силах: сокращение доли на 10 п.п. Резко возросло стремление слушателей продвинуться по служебной лестнице (+18 п.п.); повысить свой социальный статус (+16 п.п.); увеличить доходы или заработную плату (+9 п.п.). Несколько возросла доля тех, кто стремится изменить сферу деятельности или профиль бизнеса (+5 п.п). Попытаемся выяснить различия в структуре ответов по группами ПДП (табл. 6).
Наибольшее расхождение между группами начинающих и профессионалов выявлено в четырех первых вариантах ответов, наиболее значимым из которых является рост заработной платы и повышение доходов. В группе начинающих эта задача актуальна почти для 60% слушателей, в группе продвинутых - для каждого второго, а в группе профессионалов - только для каждого третьего слушателя.
В целом же материальный аспект превалирует, определяя базовую часть предстоящих изменений в карьере.
Другая значимая для всех групп задача - изменение сферы деятельности и профессии. К этому больше стремятся начинающие (суммарно -45%). В группе профессионалов такую задачу ставят перед собой 28%, а в группе продвинутых - 34%. Скорее всего, за этим стоит неудовлетворенность существующим содержанием работы, статусом, доходом. Правда, некоторые слушатели, в принципе, хотели бы изменить характер своей занятости, освоить новые бизнес-сферы, поменять образ жизни, создать новые деловые коммуникации.
Перспективы продвижения по службе, упрочения положения в фирме актуальнее для первых двух групп слушателей (47и 45%). Но даже в группе профессионалов такую цель ставит перед собой каждый третий слушатель (36%). Следовательно, проблема поиска новой работы или укрепления своего статуса в фирме, где работает человек, касается почти каждого второго слушателя.
Пожалуй, самым неожиданным в этой части исследования можно считать отсутствие существенных различий между группами по двум позициям, связанным с личными перспективами. Это - повышение уверенности в своих силах и повышение социального статуса.
Потребность в повышении уверенности в своих силах испытывает каждый второй респондент, причем в группе профессионалов - 57%. Повысить свой социальный статус стремится треть слушателей в каждой группе. Этот феномен заслуживает специального изучения. Скорее всего, неуверенность в своих силах и недовольство социальным положением являются отражением нестабильности условий бизнеса, которую ощущают многие, даже, казалось бы, благополучные менеджеры и предприниматели.
В ходе опроса выяснялись намерения слушателей радикально из-
менить сферу или содержание своей деятельности. Удельный вес тех, кто планирует изменить характер своей деятельности в теперешнем бизнесе или изменить профиль самого бизнеса, составил 45%. Это довольно высокий уровень динамичности: почти каждый второй намеревается каким-то образом трансформировать свою деятельность и положение в бизнес-среде.
Отметим, что не планируют что-либо менять в своей профессиональной работе всего 6% респондентов. Вероятно, теперешняя деятельность их в основном удовлетворяет. Возможно также, что их профессиональный потенциал пока не дает достаточных оснований для кардинальных изменений профессиональной
деятельности.
Стоит обратить внимание на еще один интересный результат опроса: несмотря на все сложности ведения бизнеса в России намерены прекратить свою деятельность в этой сфере всего один процент слушателей.
Задачи слушателей на ближайшие годы. В круг приоритетных задач на ближайшие 2-3 года слушатели включают: освоение новых сфер деятельности, новые горизонты для своей фирмы; завоевание лидерских позиций в своем сегменте рынка; реализацию важного инвестиционного проекта. Рассмотрим степень дифференциации задач по группам слушателей с разным ПДП (табл. 7).
Для профессионалов особо приоритетными являются две первые задачи: расширить сферу деятельности, открыть новые горизонты для фирмы; обеспечить лидирующие позиции в своем секторе рынка. Эти задачи ставит перед собой каждый второй представитель данной группы. Те же цели достаточно актуальны для группы продвинутых предпринимателей и менеджеров (40% и 33% соответственно).
Начинающие гораздо реже ставят перед собой такие задачи, хотя отметившие их 28% и 18% слушателей уже, вероятно, вовлечены в разработку стратегии фирмы и понимают важность этой работы. Тем не менее, для представителей этой группы более актуальна задача - подняться по служебной лестнице (каждый третий слушатель). Отметим достаточно высокий процент тех из начинающих менеджеров, кто намерен организовать собственный бизнес (каждый четвертый)! Вероятно, это те слушатели, которые обладают склонностью к риску и имеют потенциал для выполнения роли лидера.
Значимость трех первых задач повышается, а четырех последних убывает при переходе от группы начинающих к группе профессионалов, что вполне объяснимо и естественно.
Таблица 6
Личные перспективы, связываемые слушателями с разным уровнем ПДП с освоением программ МВА (в процентах к численности респондентов соответствующей группы)
Характер названных перспектив «Начинающие» (первая группа) «Продвинутые» (вторая группа) «Профессионалы» (третья группа) Всего отношение третьей группы к первой
1.Рост заработной платы, повышение доходов 60 50 33 50 0,56
2.Продвижение по службе, упрочение положение в фирме 47 45 36 33 0,77
З.Изменение сферы деятельности 31 24 23 27 0,74
4.Изменение профессии 14 10 5 1 1 0,36
5.Повышение социального статуса 37 38 37 37 1 ,00
б.Повышение уверенности в своих силах 53 57 58 56 1 ,09
Таблица 7
Задачи, которые ставят перед собою слушатели с разным уровнем в связи с получением диплома МВА (в % к численности респондентов соответствующей группы)
Приоритетные профессиональные задачи слушателей после окончания АНХ «Начинающие» (первая группа) «Продвинутые» (вторая группа) «Профессионалы» (третья группа) Всего Соотношение третьей группы к первой
1 .Расширить сферу деятельности, открыть новые горизонты для фирмы 28 40 52 38 1 ,9
2.0беспечить лидирующие позиции в своем секторе рынка 1 8 33 48 30 2,7
3.Реализовать инвестиционный проект 1 6 25 28 22 1,6
4.Повысить уровень самооценки и уважения со стороны окружающих 21 25 23 25 1,1
5.0рганизовать собственный бизнес 24 16 13 19 0,5
6.Подняться на одну-две ступени в фирме 33 22 17 25 0,5
7.Перейти на работу в крупную международную корпорацию 24 17 9 18 0,4
8.Перейти на работу в консалтинговую фирму 6 4 1 4 0,2
Удивляет другое. Во всех трех группах равной по своей актуальности оказалась задача повышения уровня самооценки и уважения со стороны окружающих. Каждый четвертый-пя-тый слушатель считает ее важной для своего дальнейшего продвижения в бизнесе. Такое же единодушие отмечалось и в оценке потребности слушателей повышать уверенность в своих силах. Эту потребность отмечал каждый второй слушатель во всех группах (см. таб. 7).
Возникает вопрос: неужели «умудренные» опытом российского бизнеса профессионалы психологически уязвимы так же, как начинающие менеджеры? Или все дело в том, что специфические условия развития среднего и малого бизнеса в России, его
правовая незащищенность формируют у предпринимателей и менеджеров своеобразные комплексы угроз со стороны внешней среды? Бизнес-образование может помочь слушателям преодолевать неуверенность, активнее противостоять внешним угрозам, управлять внутрифирменными рисками.
Во всяком случае, для психологов, работающих с бизнес-сообществом, есть интересная исследовательская задача.
Выводы. Слушатели АНХ имеют как познавательные, так и статусные мотивы обучения. Еще до завершения обучения каждый третий активно использует приобретаемые знания и навыки в текущей работе. Работодатели проявляют определенную заинтересо-
Образование
ванность в учебе своих сотрудников, а в отношении примерно 40% оказывают финансовую поддержку.
Большинство слушателей связывают свою деловую карьеру с результатами обучения. Каждый второй руководитель фирмы намерен освоить новые сферы деятельности, открыть новые возможности для свой фирмы. Каждый пятый менеджер хотел бы организовать собственный бизнес, используя знания, приобретенные в АНХ. Положительную оценку образовательным результатам дают 95% слушателей, которые готовы рекомендовать эти программы своим коллегам и друзьям.
Неоднородность контингента слушателей по профессионально деловому потенциалу (ПДП), включая группы начинающих, продвинутых, профессионалов, определяет необходимость дифференцированного подхода к изучению запросов и возможностей каждой категории. Это позволит проводить настройку образовательного процесса на особенности аудитории, повышая тем самым эффективность обучения.
Современный компетентност-ный подход к бизнес-образованию ориентирован на глубокое освоение не только теоретических знаний, но практических умений и навыков управленческой деятельности в нестабильной экономической среде. Необходимо дифференцированное обучение слушателей, имеющих разный профессионально-деловой потенциал. Начинающие менеджеры должны получать посильные, но ответственные задания при подготовке индивидуальных (прикладных) проектов. Разработка коллективных (групповых) проектов призвана помогать каждому слушателю активно взаимодействовать с другими участниками, развивать навыки командной работы.
Результаты социологического исследования в АНХ позволяют оптимистически оценивать состояние и перспективы программ МВА. Большинство из них не будут испытывать трудностей в адаптации к новым государственным требованиям, поскольку вектор их развития совпадает с направлениями, предложенными Минобрнауки РФ.
Система бизнес-образования предоставляет менеджерам сельского хозяйства и других отраслей АПК хорошие возможности освоить инновационные формы управления производством, мотивации персонала, проведения маркетинговых исследований, разработку стратегии развития агрофирм, что повышает их конкурентоспособность.
Литература
1. Заславская Т.И. Избранное. В 3 томах. - М.: Экономика, 2007.
2. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004.