Научная статья на тему 'Академический рисунок в современной системе непрерывного художественного образования'

Академический рисунок в современной системе непрерывного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический рисунок / непрерывное художественное образование / типичные ошибки / профессиональные умения рисования / композиционная организованность листа / пространственно-конструктивное восприятие / аналитическое мышление / представление о законченном рисунке / academic drawing / continuous art education / typical mistakes / professional drawing skills / compositional organization of the sheet / spatial-constructive perception / analytical thinking / idea of the finished drawing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Леонид Георгиевич, Кравченко Ксения Алексеевна

Введение. В статье рассматриваются отдельные проблемы подготовки обучающихся по академическому рисунку в контексте современных условий реформирования системы образования. Реформированию подверглись все уровни образования, что вносит свои коррективы в содержание подготовки по специальным художественным дисциплинам не только на художественных факультетах педагогических вузов, но и в системе начального предпрофессионального образования. В частности, большим изменениям подверглись методические подходы к обучению учащихся и студентов академическому рисунку, поскольку именно эта дисциплина в первую очередь опирается на процессы восприятия и мышления в ходе создания любого изображения. Процесс освоения начальных профессиональных умений рисования базируется на восприятии и осмыслении закономерностей конструктивного строения изображаемых предметов и требует длительных упражнений по формированию образного восприятия, а также по освоению посильной техники рисунка, позволяющей передать сформированное представление об эстетической оценке, композиционном решении и выразительных особенностях изображаемых предметов. В условиях сокращения контактных учебных часов по академическому рисунку в вузе необходимо существенно переосмыслить содержание специальных художественных дисциплин, а также методическую систему обучения на всех уровнях непрерывного художественного образования. Цель исследования ‒ рассмотреть методические особенности формирования и развития умений рисования в системе дополнительного художественного образования, а также в системе высшего образования. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализ учебных работ абитуриентов на вступительных испытаниях, а также длительные наблюдения за учебным процессом по академическому рисунку и другим специальным художественным дисциплинам на базе детских художественных школ и школ искусств. Результаты исследования, обсуждения: выявление типичных ошибок и отдельных проблем в контексте освоения специальных умений рисования обучающимися на различных уровнях непрерывного художественного образования. Заключение: определение задач обучения академическому рисунку в системе дополнительного художественного образования, акцентирование задач обучения рисунку на понимании гармонии окружающего мира, поиск образных решений, изучение приемов и средств создания гармоничного образного изображения различными графическими материалами и средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Леонид Георгиевич, Кравченко Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic drawing in the modern system of continuous art education

Introduction. The article discusses individual problems of training students in academic drawing in the context of modern conditions for reforming the education system. All levels of education have been subject to reform, which makes its own adjustments to the content of training in special artistic disciplines not only in the art departments of pedagogical universities, but also in the system of initial pre-professional education, as well as in the context of teaching fine arts in comprehensive schools. In particular, methodological approaches to teaching schoolchildren and student academic drawing have undergone major changes, since this discipline, first of all, relies on the processes of perception and thinking in the course of creating any image. The process of mastering initial professional drawing skills is based on the perception and comprehension of the patterns of the constructive structure of the depicted objects and requires long-term exercises in the formation of figurative perception, as well as in mastering the technique of drawing, which allows conveying the formed idea of the aesthetic assessment, compositional solution and constructive features of the depicted objects. In the context of the reduction of contact teaching hours in academic drawing at the university, it is necessary to substantially revise the content of special artistic disciplines and the methods of their teaching at all levels of continuous artistic education. Purpose – consider the methodological features of the formation and development of professional drawing skills, clearly delineate the tasks of teaching academic drawing in a secondary school, in the system of additional art education, at the level of higher education. Materials and methods: theoretical analysis of the literature on the research problem, long-term observations of the educational and creative activities of students of art faculties of pedagogical universities, analysis of the educational work of applicants for entrance examinations, as well as long-term observations of the educational process in academic drawing and other special artistic disciplines on the basis of secondary schools, children's art schools and art schools. Results, discussion: dentification of typical errors and individual problems in the context of mastering professional drawing skills by students at all levels of continuous art education. Conclusion: determining the objectives of teaching academic drawing in the system of general secondary and additional art education, highlighting uniform requirements for applicants to the art departments of pedagogical universities, emphasizing the objectives of teaching drawing to understand the harmony of the surrounding world, searching for figurative solutions, studying techniques and means of creating a harmonious figurative image using various graphic materials and means.

Текст научной работы на тему «Академический рисунок в современной системе непрерывного художественного образования»

УДК 378

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-3-333-339

Академический рисунок в современной системе

непрерывного художественного образования

Л. Г. Медведев2, К. А. Кравченко1

10мский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация 2Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В статье рассматриваются отдельные проблемы подготовки обучающихся по академическому рисунку в контексте современных условий реформирования системы образования. Реформированию подверглись все уровни образования, что вносит свои коррективы в содержание подготовки по специальным художественным дисциплинам не только на художественных факультетах педагогических вузов, но и в системе начального предпрофессионального образования. В частности, большим изменениям подверглись методические подходы к обучению учащихся и студентов академическому рисунку, поскольку именно эта дисциплина в первую очередь опирается на процессы восприятия и мышления в ходе создания любого изображения. Процесс освоения начальных профессиональных умений рисования базируется на восприятии и осмыслении закономерностей конструктивного строения изображаемых предметов и требует длительных упражнений по формированию образного восприятия, а также по освоению посильной техники рисунка, позволяющей передать сформированное представление об эстетической оценке, композиционном решении и выразительных особенностях изображаемых предметов. В условиях сокращения контактных учебных часов по академическому рисунку в вузе необходимо существенно переосмыслить содержание специальных художественных дисциплин, а также методическую систему обучения на всех уровнях непрерывного художественного образования. Цель исследования - рассмотреть методические особенности формирования и развития умений рисования в системе дополнительного художественного образования, а также в системе высшего образования. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализ учебных работ абитуриентов на вступительных испытаниях, а также длительные наблюдения за учебным процессом по академическому рисунку и другим специальным художественным дисциплинам на базе детских художественных школ и школ искусств. Результаты исследования, обсуждения: выявление типичных ошибок и отдельных проблем в контексте освоения специальных умений рисования обучающимися на различных уровнях непрерывного художественного образования. Заключение: определение задач обучения академическому рисунку в системе дополнительного художественного образования, акцентирование задач обучения рисунку на понимании гармонии окружающего мира, поиск образных решений, изучение приемов и средств создания гармоничного образного изображения различными графическими материалами и средствами.

Ключевые слова: академический рисунок, непрерывное художественное образование, типичные ошибки, профессиональные умения рисования, композиционная организованность листа, пространственно-конструктивное восприятие, аналитическое мышление, представление о законченном рисунке

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Медведев Л. Г., Кравченко К. А. Академический рисунок в современной системе непрерывного художественного образования // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 3. С. 333-339. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-333-339

Academic drawing in the modern system of continuous art education

L. G. Medvedev1, K. A. Kravchenko2

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 2Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

Abstract. Introduction. The article discusses individual problems of training students in academic drawing in the context of modern conditions for reforming the education system. All levels of education have been subject to reform, which makes its own adjustments to the content of training in special artistic disciplines not only in the art departments of pedagogical universities, but also in the system of initial pre-professional education, as well as in the context of teaching fine arts in comprehensive schools. In particular, methodological

© Медведев Л. Г., Кравченко К. А., 2024

approaches to teaching schoolchildren and student academic drawing have undergone major changes, since this discipline, first of all, relies on the processes of perception and thinking in the course of creating any image. The process of mastering initial professional drawing skills is based on the perception and comprehension of the patterns of the constructive structure of the depicted objects and requires long-term exercises in the formation of figurative perception, as well as in mastering the technique of drawing, which allows conveying the formed idea of the aesthetic assessment, compositional solution and constructive features of the depicted objects. In the context of the reduction of contact teaching hours in academic drawing at the university, it is necessary to substantially revise the content of special artistic disciplines and the methods of their teaching at all levels of continuous artistic education. Purpose - consider the methodological features of the formation and development of professional drawing skills, clearly delineate the tasks of teaching academic drawing in a secondary school, in the system of additional art education, at the level of higher education. Materials and methods: theoretical analysis of the literature on the research problem, long-term observations of the educational and creative activities of students of art faculties of pedagogical universities, analysis of the educational work of applicants for entrance examinations, as well as long-term observations of the educational process in academic drawing and other special artistic disciplines on the basis of secondary schools, children's art schools and art schools. Results, discussion: dentification of typical errors and individual problems in the context of mastering professional drawing skills by students at all levels of continuous art education. Conclusion: determining the objectives of teaching academic drawing in the system of general secondary and additional art education, highlighting uniform requirements for applicants to the art departments of pedagogical universities, emphasizing the objectives of teaching drawing to understand the harmony of the surrounding world, searching for figurative solutions, studying techniques and means of creating a harmonious figurative image using various graphic materials and means.

Keywords: academic drawing, continuous art education, typical mistakes, professional drawing skills, compositional organization of the sheet, spatial-constructive perception, analytical thinking, idea of the finished drawing

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Medvedev L. G., Kravchenko K. A. Academic drawing in the modern system of continuous art education. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 3, pp. 333-339. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-333-339

Процессы реформирования системы образования в РФ существенно разрушили складывающуюся веками традиционную систему подготовки специалистов в области изобразительного искусства. В частности, художественное и художественно-педагогическое образование подверглись кардинальным изменениям. Например, вузы практически лишились контактных учебных часов, необходимых для формирования творческой личности художника и педагога. При этом акцент в обучении на формирование обобщенных компетенций зачастую отдаляет учителя-предметника от специфики преподаваемых им дисциплин. Представители педагогического сообщества пытаются приспособиться к такому положению и изыскивают различные пути для сдерживания падения профессионализма в отдельно взятых учебных заведениях. Поскольку в современных государственных стандартах не определены общие для всех тре-

Л. Г. Медведев и др.

бования к профессиональному уровню выпускников, многие педагоги пытаются самостоятельно найти подходы для повышения эффективности подготовки выпускника вуза к самостоятельной творческой деятельности и педагогической работе [1].

Сокращение сроков обучения в вузе, существенное снижение обязательных контактных часов на специальные художественные дисциплины, перенос акцентов в обучении на самостоятельную работу студента, а также требования государственных стандартов к уровню подготовки выпускников, заключающиеся в формировании обобщенных компетенций, не учитывающих специфику подготовки художника и педагога, заставляет искать новые формы и методы обучения, позволяющие сохранить высокие достижения отечественной школы художественного и художественно-педагогического образования. В настоящее время на художественных

• Педагогические науки

факультетах педагогических университетов вскрылись проблемы в подготовке по специальным художественным дисциплинам, что связано с действующими стандартами, следовательно, необходимо в достаточно короткий срок дать базовые умения в области искусства и сформировать творческие подходы у молодого художника-педагога [2].

Специфика образовательного процесса художественного и художественно-педагогического образования требует особого отношения к проектированию новых методических подходов для достижения достаточного уровня подготовки художника-педагога.

Многие современные ученые и художники-педагоги (С. П. Ломов, С. П. Рощин, А. М. Савинов, С. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, О. В. Шаляпин и другие) выделяют в учебном процессе общеобразовательных школ, детских художественных школ, школ искусств, а также художественных факультетов педагогических вузов отдельные значимые проблемы, которые существенно повышают эффективность овладения обучающимися профессиональными умениями рисования.

Нередко в школе происходит подмена задач обучения изобразительному искусству. В частности, академик РАО С. П. Ломов отмечает, что «основной целью изобразительного искусства в школе является воспитательный и образовательно-развивающий аспект, а не просто восприятие профессионального искусства, (на котором так усердно настаивают различные экспериментаторы от искусства. И, к сожалению, эта установка не на обучение, а на восприятие искусства в образовательном пространстве школы вошла в новый формат нормативных актов), пассивное созерцание и надуманный пересказ о том или ином сюжете в рассматриваемой картине» [3, с. 77-78].

Также следует отметить некоторые проблемы в обучении специальным художественным дисциплинам в системе начального профессионального художественного образования, которые касаются последовательности взаимодействия аналитических и творческих начал на различных этапах обучения. Например, в детских художественных школах акцентируются задачи на развитие художественного восприятия, композиционного мышления, представления, вообра-

РЕйДЗОЗЮв •

жения, зачастую в отрыве от решения учебно-аналитических задач.

Проведенные наблюдения за изобразительным процессом в детских художественных школах, на вступительных испытаниях в вузах, а также анализ законченных учебных работ по академическому рисунку показали, что обучающиеся в основном допускают одни и те же типичные ошибки:

- большинство учащихся незамедлительно приступают к выполнению учебного задания, не уделяя внимания композиционному поиску, выбору точки зрения на постановку;

- учащиеся выбирают стандартный формат бумаги, независимо от характера натурной постановки и поставленных задач, что свидетельствует об отсутствии композиционного осмысления рисунка;

- зачастую в изображениях нет целостности, поскольку отсутствует анализ главных и второстепенных предметов в постановке;

- наблюдается интуитивное нахождение перспективных искажений (зачастую строится обратная перспектива), без последующей проверки;

- ошибочно определяются пространственные связи, отсутствуют точки отсчета;

- толщина и характер конструктивных и контурных линий в рисунках не изменяется в зависимости от ее функциональности и пространственного расположения предметов натюрморта.

Как правило, абитуриенты, поступающие на художественные факультеты педагогических вузов, показывают недостаточно высокий уровень композиционного мышления, конструктивного анализа, понимания процессов формообразования и логики в процессе рисования.

Проведенные наблюдения позволили подчеркнуть необходимость совершенствования существующей системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания обучающихся изобразительному искусству в различных учебных заведениях: в общеобразовательной школе, в системе дополнительного художественного образования, в художественных колледжах, а также в высшей школе.

В новых образовательных условиях необходимо выстроить содержание фундаментальных художественных дисциплин (рисунок, живопись, композиция и других) в динамической последовательности - от начального предпро-фессионального художественного образования

I в. Медуедеу е( а1.

(детские художественные школы, школы искусств) до профессионального художественно-педагоги-ческого образования.

Например, С. П. Ломов, считает, что «образовательные цели обучения изобразительному искусству в школе можно сформулировать следующим образом: ознакомление с основами изобразительной грамоты - ее основными понятиями, законами и теориями; формирование в сознании учащихся в процессе рисования с натуры естественно-научной картины окружающего нас мира (здесь надо отметить важность именно рисования с натуры как особого фактора формирования научного и гуманистического мировоззрения)» [3, с. 78].

В этом процессе важны не только специальные умения, но и высокие эстетические предпочтения, активизирующие творческие начала в изобразительной деятельности. В рамках этого тезиса следует выделить характеристики изобразительного образа, которые соответствуют эстетическому, пространственно-образному пониманию предметного мира. Вместе с тем важно проследить логику формирования замысла, включающего общее представление о законченном изображении.

Композиционная организованность листа при этом является основополагающей, поскольку она лежит в основе процесса создания любого изобразительного образа на плоскости листа. Приступая к выполнению задания, учащимся необходимо, прежде всего, продумать композиционное наполнение плоскости листа, в соответствии с первоначальным замыслом.

Соблюдение известных композиционных правил позволит учащимся на начальном этапе обучения не допускать типичных ошибок, которые вносят диссонанс в их рисунок. Здесь следует оговориться, что данные правила являются общими, но, как и во всех правилах, имеются исключения, которые корректируются объяснением педагога индивидуально.

Основными показателями композиционно-пространственного решения является нахождение пропорционального соотношения изображения к формату, ритмическое расположение в пространстве различных объемных форм и акцентировка главного смыслового узла. К пространственным характеристикам относятся объективные взаимосвязи, присущие натурной постановке в пространстве (пропорции, месторасположение чаЛ. Г. Медведев и др.

стей объемной формы в пространстве относительно друг друга). Выявление расположения в пространстве листа объемной формы предметов, их взаимодействия еще не решает композиционной задачи натурной постановки - необходимо в процессе анализа формообразования сложных предметов выявить его невидимые внутренние конструктивные взаимосвязи, а также обнаружить нити, композиционно связывающие все предметы натурной постановки в единый образ [4; 5].

Нередко в художественных школах педагоги позволяют учащимся не трудиться над достижением целостности и убедительности изобразительного образа. В системе дополнительного художественного образования рисование с натуры - основной вид деятельности обучающихся, где, нередко, педагоги позволяют обучающимся трактовать форму субъективно, искажая ее по своему усмотрению, что и называют творческим подходом. Эта проблема не нова, об этом писали многие выдающиеся художники (И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. С. Голубкина и др.) Однако и сегодня такой подход популярен у тех педагогов, которые не знают, как и чему учить детей в различные возрастные периоды. Профессор С. П. Рощин, анализируя современное художественно-педагогическое образование, отмечает, что «некоторые несуразности и погрешности в трактовке формы ставятся в заслуги как новаторство в поисках формотворчества и даже определяют стилевые направления» [6, с. 764].

Следовательно, необходимость разработки современной системы непрерывного художественного образования является вполне очевидной актуальной проблемой, требующей объединенных усилий ученых различных направлений: философских, психологических, педагогических, методических.

Логическим завершением процесса изображения является реализация всех имеющихся знаний на практике (на разных уровнях обучения). Посильное владение изобразительными и выразительными средствами и материалами рисунка, умение применять их на практике, в соответствии с замыслом отличает художественный подход в рисовании от протокольного копирования. Следует подчеркнуть, что формирование специальных двигательных умений (штриховка, выявление конструкции и т. п.) является производным

• Педагогические науки

от умственного анализа, эстетической оценки объектов изображения, предопределяющим выбор графических средств и материалов, соответствующих выполнению поставленной цели. При этом важно акцентировать и значимость технического исполнения рисунка, поскольку именно техника исполнения делает умозрительный образ материально воспринимаемым для других и позволяет оценивать не только грамотность, но выразительность изображения. Достоинство рисунка определяется не эффектно положенными штрихами, а выявлением образного смысла и достижением конструктивной убедительности изображения. Таким образом, в системе начального предпрофессионального художественного образования, процесс обучения академическому рисунку необходимо строить на динамичном взаимодействии образных и аналитических начал, соответствующих определенному возрастному периоду.

Анализ типичных ошибок в рисовании, допускаемых учащимися художественных школ, а также анализ процесса обучения академическому рисунку в высших учебных заведениях показал, что необходима разработка целостной,

научно обоснованной методики, учитывающей возрастные и психологические особенности обучающихся в различных образовательных учреждениях.

Понимание гармонии окружающего мира, поиск образных решений, соответствующих эстетическим требованиям обучающихся, в контексте посильного овладения изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов позволит грамотно и выразительного передавать красоту и эстетическую оценку окружающего мира. Это отмечают многие исследователи современного художественно-педагогического образования [7; 8; 9; 10].

Только разработка современной системы непрерывного художественного образования и эстетического воспитания обучающейся молодежи, в частности, в процессе обучения академическому рисунку, позволит в какой-то степени компенсировать сокращенные контактные часы и с большей эффективностью использовать самостоятельную учебно-творческую деятельность студентов.

1. Арзамасцева Н. Г., Константинова В. В., Арефьева С. А. Универсальные компетенции студентов: содержание и средства их развития // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2. С. 158-164. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-158-164

2. Шаляпин О. В., Соколов М. В., Кравченко К. А. Современные подходы к обучению художественным и декоративно-прикладным дисциплинамв вузах // Образование от «А» до «Я». 2022. № 1. С. 65-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49862168 (дата обращения: 11.05.2024).

3. Ломов С. П., Ломова Н. Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России : монография. М., 2018, 170 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36305699&selid=36305709 (дата обращения: 12.05.2024).

4. Сухарев А. И., Шаляпин О. В. Проблемы художественного образования // Философия образования. 2011. № 2 (35). С. 188-195. URL: https://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=120692&ARTICLE_ID=131775 (дата обращения: 12.05.2024).

5. Шаляпин О. В. Изобразительное искусство в современном образовательном процессе // Образование сегодня: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 декабря 2018 года / гл. ред. М. П. Нечаев. 2018. С. 52-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36798683&pff=1 (дата обращения: 15.05.2024).

6. Ломов С. П., Павельева И. Н. Изобразительная грамотность школьников // Образовательная область искусство: проблемы и перспективы : монография. М., 2023. С. 76-90. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54625513&pff=1 (дата обращения: 11.05.2024).

7. Рощин С. П., Лебедева С. Д. К вопросу о некоторых тенденциях развития методов преподавания рисунка // Современные тенденции творческого образования в сфере искусства и культуры : сборник статей. М., 2023. С. 762-766. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56576295&pff=1 (дата обращения: 11.05.2024).

8. Игнатьев С. Е., Черная Л. В. История становления методов обучения натюрморту и их значение в современном художественном образовании // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики : материалы III Международной научно-методической конференции, посвященной 50-летию Самарского государственного университета путей сообщения, Самара, 21-22 марта 2023 года. Оренбург, 2023. С. 234-241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50755339 (дата обращения: 15.05.2024).

9. Дубровин В. М., Рощин С. П., Филиппова Л. С. Традиционные и современные аспекты художественно-педагогического образования // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6. № 2. С. 25-38.

10. Савинов А. М. Методические принципы работы над академическим рисунком в художественной подготовке студента // Художественно-педагогическое наследие Николая Николаевича Ростовцева: классика и современность : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н. Н. Ростовцева, Москва, 16-19 апреля 2018 года. М., 2022. С. 210-214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kotnzh (дата обращения: 11.05.2024).

Статья поступила в редакцию 10.07.2024 г.; одобрена после рецензирования 12.08.2024 г.; принята к публикации 09.09.2024 г. Об авторах

Медведев Леонид Георгиевич

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры академической живописи и рисунка, Омский государственный педагогический университет, (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская, д. 4а), lgmedvedev_omgpu@mail.ru

Кравченко Ксения Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет (630132, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 79), kka-78@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Arzamastseva N. G., Konstantinova V. V., Arefyeva S. A. Universal'nye kompetentsii studentov: soderzhanie i sredstva ikh razvitiya [Students' universal competencies: content and means of their development]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 158-164. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-158-164

2. Chaliapin O. V., Sokolov M. V., Kravchenko K. A. Sovremennye podkhody k obucheniyu khudozhestvennym i dekorativno-prikladnym distsiplinamv vuzakh [Modern approaches to teaching artistic and arts and crafts disciplines in universities]. Obrazovanie ot "A" do "Ya" = Education from "A" to "Z", 2022, no. 1, pp. 65-68. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49862168 (accessed 11.05.2024). (In Russ.).

3. Lomov S. P., Lomova N. F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolakh Rossii : monografiya [History and theory of methods of teaching drawing in Russian schools : monograph]. M., 2018, 170 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36305699&selid=36305709 (accessed 12.05.2024). (In Russ.).

4. Sukharev A. I., Shalyapin O. V. Problemy khudozhestvennogo obrazovaniya [The problems of artistic education]. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of education, 2011, no. 2 (35). pp. 188-195. Available at: https://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=120692&ARTICLE_ID= 131775 (accessed 12.05.2024). (In Russ.).

5. Shalyapin O. V. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennom obrazovatel'nom protsesse [Fine arts in the modern educational process]. Obrazovanie segodnya: vektory razvitiya : materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Cheboksary, 26 dekabrya 2018 goda = Education today: vectors of development : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, December 26, 2018. Editor-in-Chief M. P. Nechaev, 2018, pp. 52-54. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36798683&pff=1 (accessed 15.05.2024). (In Russ.).

6. Lomov S. P., Pavelyeva I. N. Izobrazitel'naya gramotnost' shkol'nikov [Visual literacy of schoolchildren]. Obrazovatel'naya oblast' iskusstvo: problemy i perspektivy : monografiya = Educational field of art: problems and prospects : monograph. M, 2023, pp. 76-90. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54625513&pff=1 (accessed 11.05.2024). (In Russ.).

7. Roshchin S. P., Lebedeva S. D. K voprosu o nekotorykh tendentsiyakh razvitiya metodov prepodavaniya risunka [On the question of some trends in the development of methods of teaching drawing]. Sovremennye tendentsii tvorcheskogo obrazovaniya v sfere iskusstva i kul'tury: sbornik statei = Modern trends in creative education in the field of art and culture : Collection of articles. M., 2023, pp. 762-766. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56576295&pff=1 (accessed 11.05.2024). (In Russ.).

8. Ignatev S. E., Chernaya L. V. Istoriya stanovleniya metodov obucheniya natyurmortu i ikh znachenie v sovremennom khudozhestvennom obrazovanii [The history of still life teaching methods formation and their significance in modern art education]. Nauka i obrazovanie: aktual'nye voprosy teorii i praktiki : materialy IIIMezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, posvyashchennoi 50-letiyu Samarskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya, Samara, 2122 marta 2023 goda = Science and education: current issues of theory and practice: Materials of the III International scientific and methodological conference dedicated to the 50th anniversary of Samarsky State University of Transport, Samara, March 21-22, 2023, Orenburg, 2023, pp. 234-241. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50755339 (accessed 15.05.2024). (In Russ.).

Л. Г. Медведев и др.

Педагогические науки

9. Dubrovin V. M., Roshchin S. P., Filippova L. S. Traditsionnye i sovremennye aspekty khudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya [Traditional and modern aspects of artistic and pedagogical education]. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie = Anthropological didactics and education, 2023, vol. 6, no. 2, pp. 25-38. (In Russ.).

10. Savinov A. M. Metodicheskie printsipy raboty nad akademicheskim risunkom v khudozhestvennoi podgotovke studenta [Methodological principles of working on academic drawing in the artistic preparation of a student]. Khudozhestvenno-pedagogicheskoe nasledie Nikolaya Nikolaevicha Rostovtseva: klassika i sovremennost' : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 100-letiyu so dnya rozhdeniya N. N. Rostovtseva, Moskva, 16-19 aprelya 2018 goda = The artistic and pedagogical heritage of Nikolai Nikolaevich Rostovtsev: classics and modernity: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of N. N. Rostovtsev , Moscow, April 16-19, 2018. M., 2022, pp. 210-214. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=kotnzh (accessed 11.05.2024). (In Russ.).

The article was submitted 10.07.2024; approved after reviewing 12.08.2024; accepted for publication 09.09.2024.

About the authors Leonid G. Medvedev

Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Academic Painting and Drawing, Omsk State Pedagogical University (4a Partizanskaya St., Omsk 644043, Russian Federation), lgmedvedev_omgpu@mail.ru

Ksenia A. Kravchenko

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University (79 Sovetskaya St., Novosibirsk 630132, Russian Federation),

kka- 78@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.