Научная статья на тему 'Академический проект «История культур славянских народов»'

Академический проект «История культур славянских народов» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
303
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академический проект «История культур славянских народов»»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУР СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»

Г.П. Мельников

ГАСК осуществила трехтомное издание «История культур славянских народов» (М., 2003, 2005, 2008) - обобщающий исследовательский коллективный труд (руководитель авторского коллектива - И.К. Кучмаева, ответственный редактор Г.П. Мельников), освещающий историю культур всех славянских народов от их возникновения до начала XXI века. Преимущественное внимание было уделено культурам зарубежных славянских народов, русская культура позиционировалась в форме сжатых концептов, где акцентировалась специфика каждого исторического периода, его общекультурное содержание и значение. Предельно обобщенная презентация русской культуры обусловлена тем, что труд рассчитан на русского читателя, знакомого не только с более детальным развитием нашей культуры, но и имеющим возможность составить о ней предельно полное представление на основе имеющегося к настоящему времени огромного количества исследований. Отдельное внимание было уделено украинской и белорусской культурам, ныне являющимся зарубежными по отношению к России, но исторически тесно связанными с ее культурой.

Авторский коллектив не придерживался строго этнического подхода к раскрытию содержания культур славянских народов, так как в Средневековье, в период, предшествовавший формированию современных наций, было бы с исторической и с методической точки зрения ненаучно отделять культуру славянских этносов от культур этносов неславянских, но игравших значительную роль в развитии культур славянских стран (например, византийцы в православном славянском регионе и немцы в западнославянском). Мы стремились объединить две концепции в интерпретации истории культуры: культуру территории и культуру народа / этноса / нации, отдавая преимущество второму подходу. Поэтому в труде рассматривается культура славянской эмиграции, но не рассматривается, например, культура немцев Силезии или культура пражских, а также польских евреев, развивавшаяся на территории современных славянских государств. Изменение границ между славянскими странами, а также их включение в имперские государства (Австрию / Австро-Венгрию, Россию, Османскую империю), также менявшие свои границы, создавало дополнительную трудность в определении географического пространства славянских культур. Мы стремились исходить из исторического принципа, учитывая также конфессиональный, поэтому рассматривали каждую славянскую культуру не в границах современных государств, а так и там, где она исторически складывалась и развивалась. Такая объективная позиция, как представляется, способствует преодолению современных националистических тенденций, хотя и может вызвать нарекания их сторонников.

Том I посвящен Древности и Средневековью. Здесь особо важна глава, посвященная культуре древних славян (автор В.Я. Петрухин), где решительно отвергаются старые и новые псевдонаучные гипотезы и построения, авторы которых, исходя из благих целей возвеличивания славянства в древности, вступают в противоречие в наукой, тем самым нанося ущерб славяноведческим исследованиям. Не менее важна глава о деятельности святых братьев Кирилла и Ме-фодия (автор Е.М. Верещагин), подчеркивающая ее общеславянское и культурно-христианское значение. В главах о средневековой культуре особый акцент делается на христианской компоненте, являвшейся важнейшей доминантой, сущностью, мерилом ценностей этой культуры, как православной, так и католической.

В томе II рассматривается эволюция культуры от барокко к модерну (ХУ11-Х1Х вв.). Особо акцентируется значимость культуры эпохи барокко, сформировавшей единое культурное поле в Центрально- и Восточно-Европейском регионе, анализируются высокие эстетические достоинства барокко, прежде всего чешского, давшего миру великого философа и основателя современной педагогики Я.А. Коменского (автор главы Г.П. Мельников). В разделе об эпохе Просвещения у славян проводится мысль о том, что просветительство здесь выполняло свои непосредственные задачи и было далеко от западноевропейской революционности. Второй доминантой тома - после барокко - является Национальное возрождение - эпоха, сформировавшая культурный облик славянских наций, их идеологию.

Том III состоит из двух разделов. В первом рассматривается культура ХХ в. (с 1890-х гг. до начала XXI в.). Основное внимание было уделено так называемой модерне в культуре каждого славянского народа, раскрываются ценности этой культуры, ранее закрытые идеологией коммунизма, влияние которой на славянские культуры также рассматривается в каждой главе. Освещены все основные течения в культуре бурного и противоречивого ХХ в., показан вклад славянских культур в современную мировую культуру, анализируется специфика культурного развития региона, прошедшего исторический путь от восстановления государственности через катаклизмы Второй мировой войны, грозившей славянству уничтожением, до вхождения в социалистический лагерь с его нормативной культурой и избавления от коммунизма в результате «бархатных революций», приведших к переоценке ценностей, кризису в сфере культуры и поискам культурной идентичности в новых условиях.

Второй раздел III тома посвящен народной культуре славянского региона. Здесь на материале духовной культуры и искусства, преимущественно зафиксированного в XIX-ХХ вв., дается анализ древнейших культурных пластов, картины мира крестьянства, основных форм художественного творчества. Подчеркивается общекультурная значимость народной культуры славян - наиболее мощной и разнообразной из всех народных культур Европы.

В целом, трехтомник дает глубоко научную, систематизированную, достаточно подробную и одновременно обобщающую картину развития всех сла-

вянских культур, методически сочетая проблемный подход с историческим, основываясь на комплексности и интердисциплинарности, что соответствует современным требованиям науки. «История культур славянских народов» -первый и единственный в мире осуществленный проект подобного рода. Он дает полное представление о культуре каждого славянского народа на всем протяжении его развития и одновременно о культуре славянского региона в целом. В каждом томе помещен альбом цветных и черно-белых иллюстраций (составитель Г.П. Мельников), представляющих необходимую визуальную хрестоматию к текстам глав.

В создании «Истории культур славянских народов» принимал участие большой коллектив авторов. Его основу составляют профессора ГАСК, одновременно работающие в системе Российской Академии Наук (Институт славяноведения, Институт философии и др.), МГУ им. Ломоносова и других научных и учебных заведениях. Такая прямая связь обеспечила высокий научный уровень труда. Особо надо отметить вклад в создание труда научных сотрудников Института славяноведения РАН, являющихся признанными у нас и за рубежом специалистами, в основном по славянским литературам. Для написания глав по культурам Болгарии и Македонии в ХХ в. были привлечены ведущие специалисты из этих стран. Сопоставление их позиций добавляет важный штрих в исследование истории славянских культур.

Конечно, в таком масштабном труде большого коллектива ученых есть определенные недостатки, которых не удалось избежать. Подходы разных авторов к созданию текстов по истории культуры иногда слишком отличаются друг от друга. Имеется много технических погрешностей. Но все же нам удалось преодолеть негативную тенденцию последнего времени - боязнь «большого нарратива», обобщения, что, как оказалось, отвечает новейшим потребностям отечественной науки и общества, желающих иметь новые обобщающие труды историко-культурного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.