АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ КУЛЬТУР СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»
Г.П. Мельников
ГАСК осуществила трехтомное издание «История культур славянских народов» (М., 2003, 2005, 2008) - обобщающий исследовательский коллективный труд (руководитель авторского коллектива - И.К. Кучмаева, ответственный редактор Г.П. Мельников), освещающий историю культур всех славянских народов от их возникновения до начала XXI века. Преимущественное внимание было уделено культурам зарубежных славянских народов, русская культура позиционировалась в форме сжатых концептов, где акцентировалась специфика каждого исторического периода, его общекультурное содержание и значение. Предельно обобщенная презентация русской культуры обусловлена тем, что труд рассчитан на русского читателя, знакомого не только с более детальным развитием нашей культуры, но и имеющим возможность составить о ней предельно полное представление на основе имеющегося к настоящему времени огромного количества исследований. Отдельное внимание было уделено украинской и белорусской культурам, ныне являющимся зарубежными по отношению к России, но исторически тесно связанными с ее культурой.
Авторский коллектив не придерживался строго этнического подхода к раскрытию содержания культур славянских народов, так как в Средневековье, в период, предшествовавший формированию современных наций, было бы с исторической и с методической точки зрения ненаучно отделять культуру славянских этносов от культур этносов неславянских, но игравших значительную роль в развитии культур славянских стран (например, византийцы в православном славянском регионе и немцы в западнославянском). Мы стремились объединить две концепции в интерпретации истории культуры: культуру территории и культуру народа / этноса / нации, отдавая преимущество второму подходу. Поэтому в труде рассматривается культура славянской эмиграции, но не рассматривается, например, культура немцев Силезии или культура пражских, а также польских евреев, развивавшаяся на территории современных славянских государств. Изменение границ между славянскими странами, а также их включение в имперские государства (Австрию / Австро-Венгрию, Россию, Османскую империю), также менявшие свои границы, создавало дополнительную трудность в определении географического пространства славянских культур. Мы стремились исходить из исторического принципа, учитывая также конфессиональный, поэтому рассматривали каждую славянскую культуру не в границах современных государств, а так и там, где она исторически складывалась и развивалась. Такая объективная позиция, как представляется, способствует преодолению современных националистических тенденций, хотя и может вызвать нарекания их сторонников.
Том I посвящен Древности и Средневековью. Здесь особо важна глава, посвященная культуре древних славян (автор В.Я. Петрухин), где решительно отвергаются старые и новые псевдонаучные гипотезы и построения, авторы которых, исходя из благих целей возвеличивания славянства в древности, вступают в противоречие в наукой, тем самым нанося ущерб славяноведческим исследованиям. Не менее важна глава о деятельности святых братьев Кирилла и Ме-фодия (автор Е.М. Верещагин), подчеркивающая ее общеславянское и культурно-христианское значение. В главах о средневековой культуре особый акцент делается на христианской компоненте, являвшейся важнейшей доминантой, сущностью, мерилом ценностей этой культуры, как православной, так и католической.
В томе II рассматривается эволюция культуры от барокко к модерну (ХУ11-Х1Х вв.). Особо акцентируется значимость культуры эпохи барокко, сформировавшей единое культурное поле в Центрально- и Восточно-Европейском регионе, анализируются высокие эстетические достоинства барокко, прежде всего чешского, давшего миру великого философа и основателя современной педагогики Я.А. Коменского (автор главы Г.П. Мельников). В разделе об эпохе Просвещения у славян проводится мысль о том, что просветительство здесь выполняло свои непосредственные задачи и было далеко от западноевропейской революционности. Второй доминантой тома - после барокко - является Национальное возрождение - эпоха, сформировавшая культурный облик славянских наций, их идеологию.
Том III состоит из двух разделов. В первом рассматривается культура ХХ в. (с 1890-х гг. до начала XXI в.). Основное внимание было уделено так называемой модерне в культуре каждого славянского народа, раскрываются ценности этой культуры, ранее закрытые идеологией коммунизма, влияние которой на славянские культуры также рассматривается в каждой главе. Освещены все основные течения в культуре бурного и противоречивого ХХ в., показан вклад славянских культур в современную мировую культуру, анализируется специфика культурного развития региона, прошедшего исторический путь от восстановления государственности через катаклизмы Второй мировой войны, грозившей славянству уничтожением, до вхождения в социалистический лагерь с его нормативной культурой и избавления от коммунизма в результате «бархатных революций», приведших к переоценке ценностей, кризису в сфере культуры и поискам культурной идентичности в новых условиях.
Второй раздел III тома посвящен народной культуре славянского региона. Здесь на материале духовной культуры и искусства, преимущественно зафиксированного в XIX-ХХ вв., дается анализ древнейших культурных пластов, картины мира крестьянства, основных форм художественного творчества. Подчеркивается общекультурная значимость народной культуры славян - наиболее мощной и разнообразной из всех народных культур Европы.
В целом, трехтомник дает глубоко научную, систематизированную, достаточно подробную и одновременно обобщающую картину развития всех сла-
вянских культур, методически сочетая проблемный подход с историческим, основываясь на комплексности и интердисциплинарности, что соответствует современным требованиям науки. «История культур славянских народов» -первый и единственный в мире осуществленный проект подобного рода. Он дает полное представление о культуре каждого славянского народа на всем протяжении его развития и одновременно о культуре славянского региона в целом. В каждом томе помещен альбом цветных и черно-белых иллюстраций (составитель Г.П. Мельников), представляющих необходимую визуальную хрестоматию к текстам глав.
В создании «Истории культур славянских народов» принимал участие большой коллектив авторов. Его основу составляют профессора ГАСК, одновременно работающие в системе Российской Академии Наук (Институт славяноведения, Институт философии и др.), МГУ им. Ломоносова и других научных и учебных заведениях. Такая прямая связь обеспечила высокий научный уровень труда. Особо надо отметить вклад в создание труда научных сотрудников Института славяноведения РАН, являющихся признанными у нас и за рубежом специалистами, в основном по славянским литературам. Для написания глав по культурам Болгарии и Македонии в ХХ в. были привлечены ведущие специалисты из этих стран. Сопоставление их позиций добавляет важный штрих в исследование истории славянских культур.
Конечно, в таком масштабном труде большого коллектива ученых есть определенные недостатки, которых не удалось избежать. Подходы разных авторов к созданию текстов по истории культуры иногда слишком отличаются друг от друга. Имеется много технических погрешностей. Но все же нам удалось преодолеть негативную тенденцию последнего времени - боязнь «большого нарратива», обобщения, что, как оказалось, отвечает новейшим потребностям отечественной науки и общества, желающих иметь новые обобщающие труды историко-культурного профиля.