Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ВЕДУЩИЙ УЧЕНЫЙ / ЛИДЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дударенок Светлана Михайловна

В 2022 г. Дальневосточное отделение РАН отметило свое 90-летие. Дальневосточная академическая наука является заметным образованием на мировой научной карте. Мировое признание дальневосточной академической науке принесли труды выдающихся дальневосточных ученых, создателей и руководителей научных школ, многие из которых не имеют аналогов в мире. Зарождение научных школ связано с именами выдающихся ученых, внесших существенный вклад в методологию развития перспективных, наиболее актуальных направлений науки. Кроме того, научная школа является хорошим коммуникационным каналом личного общения учителя со своими учениками, продолжателями научных традиций, методологии исследований и основных достижений основателя школы. В настоящее время назрела необходимость подготовить справочник, в котором будут отражены основные вехи истории и деятельности научных школ и научных направлений ДВО РАН. Организуя работу над данной темой, необходимо не только представлять, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать, но и выявить сколько научных школ существует в ДВО РАН, кто является их основателями и руководителями, выявить наиболее результативных руководителей научных школ, подготовивших значительное количество учеников - кандидатов и докторов наук. Данная статья является для исследователей своеобразным ориентиром в осмыслении сложной и многоплановой истории дальневосточных академических научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC SCIENTIFI SCHOOLS OF THE FAR EAST: SOCIOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF FORMATION AND DEVELOPMENT

In 2022, the Far-Eastern branch of the Russian Academy of Sciences celebrated its 90th anniversary. The Far-Eastern academic science is a notableeducation on the world scientifi map. The world recognition of Far-Eastern academic science was brought by the works of the outstanding Far-Eastern scientists, creators and leaders of scientifi schools, many of whom have no analogues in the world. The birth of scientifi schools is associated with the names of outstanding scientists who have made a signifi contribution to the methodology for the development of promising, most relevant areas of science. In addition, the science school is a good communication channel for the teacher's personal communication with their students, continuers of scientifi traditions, research methodology and the main achievements of the founder of the school. At present, there is a need to prepare a reference book that will refl the main milestones in the history and activities of scientifi schools and scientifi areas of the Far-Eastern branch of the Russian Academy of Sciences. When organizing the work on this topic, it is necessary to imagine not only what the phenomenon of scientifi school is and how it should be studied, but also to identify how many scientifi schools exist in the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, who are their founders and leaders, to identify the most productive heads of scientifi schools who have trained a signifi number of students - candidates and doctors of sciences. This article is a kind of guideline for researchers in understanding the complex and multifaceted history of the Far-Eastern academic scientifi schools.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 378.6(571.6)

doi:10.22394/1818-4049-2023-103-2-66-83

Академические научные школы Дальнего Востока: историко-социологический подход к исследованию становления и развития

Светлана Михайловна Дударенок

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,

Владивосток, Россия,

dudarenoksv@gmail.com

Аннотация. В 2022 г. Дальневосточное отделение РАН отметило свое 90-летие. Дальневосточная академическая наука является заметным образованием на мировой научной карте. Мировое признание дальневосточной академической науке принесли труды в^1^дающих^ся дальневосточных ученых:, создателей и руководителей научных школ, многие из которых не имеют аналогов в мире. Зарождение научных школ связано с именами в^1^д^ющихся ученых, внесших существенный вклад в методологию развития перспективных, наиболее актуальных направлений науки. Кроме того, научная школа является хорошим коммуникаиионныш. каналом личного общения учителя со своими учениками, продолжателями научных традиций, методологии исследований и основных достижений основателя школы. В настоящее время назрела необходимость подготовить справочник, в котором будут отражены осн^овн^1^е вехи истории и деятельности научных школ и научных направлений ДВО РАН. Организуя работу над данной темой, необходимо не только представлять, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать, но и выявить сколько научных школ существует в ДВО РАН, кто является их основателями и руководителями, выявить наиболее результативных руководителей научных школ, подготовивших значительное количество учеников - кандидатов и докторов наук. Данная статья является для исследователей своеобразным ориентиром в осмыслении сложной и многоплановой истории дальневосточных академических научных школ.

Ключевые слова: Дальневосточное отделение Российской академии наук, научная школа, научное направление, научная статья, научный коллектив, ведущий ученый, лидер

Для цитирования: Дударенок С. М. Академические научные школы Дальнего Востока: историко-социологический подход к исследованию становления и развития // Власть и управление на Востоке России. 2023. № 2 (103). С. 66-83. https://doi. org/10.22394/1818-4049-2023-103-2-66-83

Academic scientific schools of the Far East: sociological approach to the study of formation and development

Svetlana M. Dudarenok

The Institute of history, archeology and ethnography people of the Far East, FEB RAS,

Vladivostok, Russia,

dudarenoksv@gmail.com

Abstract. In 2022, the Far-Eastern branch of the Russian Academy of Sciences celebrated its 90th anniversary. The Far-Eastern academic science is a notable

education on the world scientific map. The world recognition of Far-Eastern academic science was brought by the works of the outstanding Far-Eastern scientists, creators and leaders of scientific schools, many of whom have no analogues in the world. The birth of scientific schools is associated with the names of outstanding scientists who have made a significant contribution to the methodology for the development of promising, most relevant areas of science. In addition, the science school is a good communication channel for the teacher's personal communication with their students, continuers of scientific traditions, research methodology and the main achievements of the founder of the school. At present, there is a need to prepare a reference book that will reflect the main milestones in the history and activities of scientific schools and scientific areas of the Far-Eastern branch of the Russian Academy of Sciences. When organizing the work on this topic, it is necessary to imagine not only what the phenomenon of scientific school is and how it should be studied, but also to identify how many scientific schools exist in the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, who are their founders and leaders, to identify the most productive heads of scientific schools who have trained a significant number of students - candidates and doctors of sciences. This article is a kind of guideline for researchers in understanding the complex and multifaceted history of the Far-Eastern academic scientific schools.

Keywords: the Far-Eastern branch, the Russian Academy ofSciences, scientific school, scientific direction, scientific article, scientific team, leading scientist, leader

For citation: Dudarenok S. M. Academic scientific schools of the Far East: sociological approach to the study of formation and development / / Power and Administration in the East of Russia. 2023. No. 2 (103). Pp. 66-83. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2023-103-2-66-83

Введение

Актуальность темы исследования. Дальневосточная академическая наука является заметным образованием на мировой научной карте. Среди приоритетных направлений дальневосточных ученых исследование и освоение минеральных и биологических ресурсов Мирового океана; история российского Дальнего Востока и стан АТР; геология; минералогия; вулканология; развитие суперкомпьютерных вычислений и обработки больших массивов данных; биотехнология и современная фармация; робототехника; лазерная физика; химия и функциональные материалы; биоразнообразие; агропромышленный комплекс; развитие социально-экономического потенциала региона и медицинских исследований и пр.

Мировое признание дальневосточной академической науке принесли труды выдающихся дальневосточных ученых, создателей и руководителей научных школ, многие из которых не имеют аналогов в мировой науке. Все это делает анализ развития научных школ особо

актуальным, он позволяет оценить не только зарождение, становление, основные достижения научной школы, но и выявить тенденции развития науки в соответствующей отрасли знаний, показать вклад школы в создание новых, конкурентоспособных научных результатов. Научные школы являются не только формами приобщения индивидов к деятельности по производству и потреблению знаний, но и уникальными очагами концентрации творческой энергии.

Как известно, зарождение научных школ связано с именами выдающихся ученых, внесших существенный вклад в методологию развития перспективных, наиболее актуальных направлений науки. Кроме того, научная школа является хорошим коммуникационным каналом личного общения учителя со своими учениками, продолжателями научных традиций, методологии исследований и основных достижений основателя школы.

Целью данной статьи является выявление существующих в настоящее время в структурных подразделениях (институтах) Дальневосточного отделения РАН

основных научных школ и научных направлений.

Источниковая база исследования представлена годовыми отчетами институтов ДВО РАН; материалами текущего архива ДВО РАН, материалами официального сайта ДВО РАН, отражающими направления и результаты научной деятельности сотрудников ДВО РАН.

Методология, избранная автором для настоящего исследования, основывается на комплексном, системно-историческом подходе к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания.

Понятия «научная школа», «научное направление», «научный коллектив»,их признаки и функции

Подробный анализ вышеуказанных дефиниций не входит в нашу задачу. Это предмет специальной отрасли знания - науковедения, в рамках которой изучается наука, её структура, динамика, взаимодействие и связь с различными социальными институтами.

В научной литературе (философской, социологической, педагогической и др.), посвященной определению понятий «научная школа», «научное направление» «научный коллектив» и пр. существует масса подходов к определению этих понятий и предлагается множество их классификаций.

Вопрос о том, что такое «научная школа», какими признаками она обладает и какими чертами характеризуется, достаточно полно изучен философами, социологами, историками науки. Наиболее популярными трактовками термина являются следующие: формальное объединение, научно-образовательная организация определенного статуса (университет, научно-исследовательский институт, кафедра, лаборатория); исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению; направление в науке, объединяющее группу ученых [Высоцкий, 1999; Грезне-ва, 2003; Дежина, Киселева, 2009; Ершова, 2016; Кульчин, вознесенский,Витрик и др., 2021; Мареев, 1999; Мирская, 2005; Михайлова, Ознобихин, 2005]. Это косвенно подтверждает тот факт, что

понятие «научная школа» остается весьма расплывчатым. Определения, которые даются различными авторами в разных отраслях науки, являются нередко взаимоисключающими, что не позволяет рассматривать их как общепризнанные определения понятий «научная школа», «научное направление» «научный коллектив» и пр.

Мы остановимся лишь на наиболее распространенных толкованиях данных определений, без чего невозможна характеристика академических научных школ ДВО РАН.

Термин «научная школа» употребляется в литературе как в расширительном, так и в сугубо конкретном смысле. В первом случае речь идет об уникальном явлении, когда возникающая между крупными учеными общность взглядов, идей и интересов приводит их к тесному и близкому сотрудничеству, порождает неформальные взаимоотношения, привлекает новые молодые таланты и на многие годы определяет пути и темпы развития принципиально новых областей науки. Явления такого масштаба, разумеется, единичны, а их возникновение связано со счастливым стечением многих обстоятельств [Вернадский, 1988. С. 3-4].

Во втором случае понятие «научная школа» употребляется в более узком, локальном смысле - применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций, сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений.

К признакам научной школы относят также научную значимость рассматриваемых проблем; уровень научных результатов школы и ее (школы) признание в стране и за рубежом; роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара).

Каждая научная школа способствует развитию новых представлений в области науки. Для научных школ характерна инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития,

целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым.

Цель деятельности научных школ в современной академической и вузовской науке, по мнению исследователей, заключается в следующем:

производство нового знания; развитие методологии исследовательского процесса;

разработка научной теории до уровня образовательных технологий;

внедрение новых образовательных систем в учебный процесс; рекламная деятельность; предложение готовой научной продукции на рынок образовательных услуг и технологий с целью привлечения достаточных средств на дальнейшее развитие науки;

подготовка и обучение нового поколения научных кадров, специалистов высочайшей квалификации посредством передачи готовых знаний от учителя к ученику;

оказание положительного влияния на развитие науки через привитие молодым исследователям ориентировочной основы научного познания, ознакомление их с новыми научными достижениями и включение их в процесс создания науки [Банду-рина, 2010. С. 25; Бандурина (а), 2010. С. 192-196; Ильин, 1998. С. 49-50; Мирская, 2002].

Научная школа выполняет все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникация) и воспроизводство как знаний, так и самого научного сообщества [Добрецов, молодин, Ермиков, Притвиц, 2003. С. 70-85].

Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников. При оценке научных школ учитываются цитируемость трудов участников школы; общие научные идеи и ценности, которых придерживаются члены школы. Важным показателем научной школы

является многогранность исследований членов научного коллектива.

Сила научных школ в том, что они «привязывают» науку к реалиям жизни, имеют ярко выраженный практический акцент. В этом отношении довольно точно подметил В. И. Вернадский: «... развитие научной мысли находится в теснейшей и неразрывной связи с народным бытом и общественными установлениями - ее развитие идет в сложной гуще исторической жизни» [Владимиров, 2013. С. 63].

Научные школы - это не только административные, производственные образования в научных подразделениях. Научные школы - это неформальные коллективы. Являясь ядром научного сообщества, они играют особую роль в формировании гражданского общества. Если формальная трудовая принадлежность к научному сообществу не столь значима для гражданского общества, то научная школа является существенным его элементом.

В первой половине 1990-х гг., российская наука оказалась в кризисном положении, ее финансирование стало недостаточным, возникла прямая угроза существованию как научного сообщества в целом, так и научных школ.

В письме Правительству РФ, подписанном академиками В. Е. Фортовым, В. Е. Захаровым, В. П. Скулачевым, А. Ф. Андреевым и А. В. Гапоновым-Греховым, говорилось об уникальности российских научных школ и необходимости их сохранения [Мареев, 1999. С. 93-106]. В 1995 г. появилась программа поддержки ведушцх научных школ России, подкрепленная правительственным постановлением, которая действует и поныне [О научных..., 2010. С. 7]. Опыт первых лет работы по государственной поддержке научных школ нашел отражение в уникальном издании-справочнике «Ведущие научные школы России» (1998 г.)1. «Можно с известным правом утверждать, -писали составители справочника, - что именно научные школы, традиционно культивируемые советской и российской наукой, обеспечили ей признанный мировой уровень, несмотря на сильно огра-

1 Ведущие научные школы России: справочник. М.: Янус-К, 1998. 624 с.

ниченные в течение десятилетий международные связи и невысокое (по мировому уровню) финансирование. Поэтому поддержка таких научных школ, являющихся специфической особенностью российской науки (и не характерных для гораздо более индивидуализированной науки западной), представляется задачей первостепенной важности»2.

Когда говорится о научном направлении работы, то имеется в виду, что руководитель данного научного направления - доктор наук. В рамках научного направления научные исследования завершаются защищенными диссертациями и опубликованными трудами: монографиями, статьями и пр.

Основной формой организации научной школы и научного направления является научный коллектив, который можно охарактеризовать следующими положениями: 1) разделение его членов по своим качествам на: «генераторов» идей, «эрудитов», «критиков», «организаторов»; 2) в процессе воспроизводства поколений ученых в школе, научным руководителем (лидером) молодых исследователей является ученый - представитель данной школы; 3) постоянный процесс накопления и структуризации научного знания; 4) единая научная идеология всех участников.

Научный коллектив играет основную роль как в проведении собственно научных исследований, в разработке сложных научных проблем и в получении нового научного знания, так и в формировании ученых - профессиональных научных работников.

При анализе деятельности научных школ необходимо учитывать, что некоторые научные школы могут прекратить свою деятельность, когда предмет исследования школы перестает быть актуальным, так как практически исследован; либо в рамках одной научной школы формируются новые направления исследований, ставшие в ходе расширения предмета исследований самостоятельными научными школами, в рамках которых формируются новые научные направления, которые в перспективе также могут стать научными школами.

В Институте истории, археологии и

этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, например, из исторической школы выделилось еще 4 школы: школа востоковедения и школа международных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, этнографическая и археологическая школы. В рамках востоковедения выделяются китаеведческое, кореевед-ческое и японоведческое научные направления; в археологической школе два научных направления - первобытная и средневековая археология.

Кроме того, по нашему мнению, активность деятельности научной школы, ее результативность, жизнеспособность, тенденция к угасанию или расширению численного состава ученых, а также возникновению новых направлений исследований зависят не от области науки и не от исторического этапа существования, а от соблюдения всеми ее участниками и руководителем принципов, позволяющих научной школе не только адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и найти новые резервы, способствующие модернизации целеполагания, экспериментальных методов и теоретических концепций.

В данной статье под научными школами мы будем понимать признанные, известные, развивающиеся и формирующиеся направления научных исследований ДВО РАН, обладающие основными признаками научной школы.

Научные школы институтов ДВО РАН: общая характеристика

На современном этапе в России проводится большая работа по выявлению и популяризации российских и зарубежных научных школ. За период с 2009 по 2021 г. издано 15 томов энциклопедии «Ведущие научные школы». Энциклопедия является продолжающимся ежегодным научным изданием, издаваемым Российской Академией естествознания. Материалы энциклопедии доступны в сети Internet на сайте www.famous-scientists.ru.'

Образование научных школ - хорошая российская традиция, которая явилась следствием особенностей культурно-исторического развития России, о которой В. И. Вернадский говорил следующим образом: «В России начало научной работе

2 Ведущие научные школы России: Справочник. М.: Янус-К, 1998. 4 с.

было положено правительством Петра, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества. Она создавалась при этом интеллигенцией страны. создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций. » [Владимиров, 2013. С. 65].

Несмотря на то, что история формирования и развития ряда научных школ Дальнего Востока неоднократно привлекала к себе внимание дальневосточных исследователей [Аминин,Агафонова, Ли-хацкая и др., 2019; Бакланов, Мошков, 2021; Грановская, Крижанская, Кугель, 1994; Грибова, 2021; Заводинский, 2006; Куперштох, 2005; Научные..., 2021], до настоящего времени здесь пока нет системных обобщающих трудов, подобных сериям, изданным Санкт-Петербургским научным центром РАН [Академические..., 1998; Зусьман, Иванов, Кугель, 1993; Красикова, 2018].

Как правило, публикации о научных школах и научных направлениях появляются в юбилейные для институтов ДВО РАН годы и посвящены становлению и развитию одного из научных направлений, сложившегося в институте; деятельности коллектива исследователей и характеристике результатов, полученных в ходе исследования.

В настоящее время назрела необходимость подготовить справочник, в котором будут отражены основные вехи истории и деятельности научных школ и научных направлений Дальневосточного отделения РАН. Представляется, что такая работа должна носить коллективный характер. Первым этапом этой работы применительно к Институту истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН было издание в 2021 г. к 50-летнему юбилею института справочника о научных сотрудниках ИИАЭ [Нотман, 2007].

Прежде чем начинать работу над данной темой, необходимо не только представлять, что такое феномен научной школы и каким образом его следует изучать, но и выявить сколько научных

школ существует в ДВО РАН, кто является их основателями и руководителями, выявить наиболее результативных руководителей научных школ, подготовивших значительное количество учеников - кандидатов и докторов наук. В предлагаемой статье мы попытаемся ответить на поставленные вопросы и надеемся, что она послужит для исследователей своеобразным ориентиром в осмыслении сложной и многоплановой истории дальневосточных академических научных школ.

Дальневосточное отделение РАН гордиться научными достижениями многих своих сотрудников. Заслуги 6 выдающихся ученых и организаторов науки ДВО РАН отмечены тем, что их имена носят созданные ими институты (Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН; Северо-восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н. А. Шило; Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева ДВО РАН; Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г. Б. Елякова ДВО РАН; Институт тектоники и геофизики им. Ю. А. Косыгина ДВО РАН; Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А. К. Чайки).

В честь выдающихся ученых периодически проводятся научные конференции, например: Крушановские чтения (ИИАЭ); чтения памяти Жирмунского (ННЦМБ); Сергеевские чтения (ИМТиГ); Дальневосточная математическая школа-семинар имени академика Е.В. Золотова (ВЦ); Симаковские чтения СВКНИИ) и др.

В целях поощрения ученых за научные труды и открытия, имеющие важное значение для дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований, Президиум ДВО РАН по согласованию с Объединенными учеными советами по направлениям науки присуждает премии имени выдающихся ученых Дальнего Востока России по 23 номинациям: В. П. Мясникова (за работы в области математического моделирования, механики); У. Х. Копвиллема (за работы в области теоретической физики); Ф. Г. Староса (за работы в области экспериментальной физики); А. А. Воронова (за работы в области информатики, проблем управления); Н. В. Кузнецова (за

работы в области математики); В. Т. Быкова (за работы в области физической и неорганической химии); Ю. В. Гагарин-ского (за работы в области физической химии и технологии неорганических материалов); Г. Б. Елякова (за работы в области органической и биоорганической химии); О. Г. Кусакина (за исследования морских организмов и водных экосистем); В. Л. Касьянова (за работы в области молекулярной, клеточной биологии и биологии развития морских организмов); А. И. Куренцова (за исследования наземных организмов и экосистем); Б. А. Неунылова (за работы в области физико-химической биологии); А. В. Жирмунского (за работы в области экологии); Г. П. Сомова (за научные исследования в области фундаментальной и клинической медицины); А. К. Чайки (за работы в области сельскохозяйственных наук); Ю. А. Косыгина (за работы в области геологии); Б. И. Пийпа (за работы в области вулканологии и сейсмологии); С. Л. Со-

ловьева (за работы в области исследований природных катастроф); В. И. Ильичева (за работы в области океанологии, гидрофизики и акустики океана); И. П. Дружинина (за работы в области географии и геоэкологии); Е. И. Богданова (за работы в области горного дела, глубокой переработки минерального сырья, комплексного и безопасного освоения недр); В. С. Немчинова (за исследования в области региональной экономики Дальнего Востока и экономики стран АТР); А. И. Крушанова (за работы в области гуманитарных наук). Все эти ученые были либо основателями и руководителями научных школ, либо определили вектор научных исследований в той или иной области научных исследований. За период существования премий их получили 282 исследователя.

На сегодняшний день в ДВО РАН действуют 100 научных школ и научных направлений (табл. 1).

В истории деятельности научных школ

Таблица 1

Название и руководители/основатели научных школ ДВО РАН

Название научной школы Руководитель / основатель

ИАПУ ДВО РАН

Изучение систем искусственного интеллекта д-р техн. наук, профессор Ф. Г. Старое

Школа полупроводниковой микроэлектроники д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН В. Г. Лифшиц

Низкоразмерныенаноструктуры на поверхности полупроводников д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН А. А. Саранин

Исследования динамических процессов в линейных и нелинейных системах д-р физ.-мат. наук, академик АН СССР А. А. Воронов

Дальневосточная школа механики д-р физ.-мат. наук, академик РАН В. П. Мясников

Фотоника и лазерная физика д-р физ.-мат. наук, академик РАН Ю. Н. Кульчин

Школа системного и прикладного программирования д-р техн. наук, профессор В. Л. Перчук

Школа искусственного интеллекта д-р физ.-мат. наук, профессор А. С. Клещёв

Газовая динамика взрыва, детонация, механика реагирующих систем, аэродинамика д-р физ.-мат. наук, академик РАН В. А. Левин

ИПМ ДВО РАН

Локальные методы в геометрии чисел и их приложения д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН В. А. Быковский

Избранные проблемы теоретической и прикладной математики д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН В. Н. Дубинин

ИПМТ ДВО РАН

Подводная робототехника д-р техн. наук, академик РАН М. Д. Агеев

ИХ ДВО РАН

Физические методы в химических исследованиях д-р хим. наук, чл.-корр. АН СССР Ю. В. Гагаринский

Направленный синтез, состав, строение поверхностных структур и сорбционных материалов во взаимосвязи с изучением механизмов переноса заряда на фазовых границах раздела д-р хим. наук, академик РАН В. И. Сергиенко

ТИБОХ ДВО РАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение природных соединений д-р хим. наук, академик РАН Г.Б. Еляков

Выделение, структуры и физиологическая активность новых природных соединений д-р хим. наук, академик РАН В.А. Стоник

Морская микробиология и биотехнология д-р хим. наук, чл.-корр. РАН В.В. Михайлов

Изучения таксономии и химического состава растений д-р хим. наук, академик РАН П.Г. Горовой

ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН

Дальневосточная энтомологическая научная школа д-р биол. наук, профессор А.И. Куренцов; д-р биол. наук, чл.-корр. РАН П.А. Лер; д-р биол. наук А.С. Лелей.

Эволюционная генетика животных д-р биол. наук, профессор Н.Н. Воронцов; д-р биол. наук А.П. Крюков

Молекулярная генетика и биотехнология представителей дальневосточной флоры д-р биол. наук, академик РАН Ю.Н. Журавлёв; д-р биол. наук, чл.-корр. РАН В.П. Булгков

ННЦМБ ДВО РАН им. А.В. Жирмунского

Биологическое разнообразие прибрежной биоты северо-западной части Тихого океана: состав, распределение и структура бореальных сообществ д-р биол. наук, академик АН СССР А.В. Жирмунский; д-р биол. наук, академик РАН О.Г. Кусакин:

Школа экспериментальной гидробиологии д-р биол. наук, профессор М.В. Пропп

Биология размножения и развития морских организмов д-р биол. наук, академик РАН В.Л. Касьянов; д-р биол. наук, чл.-корр. РАН В.В. Юшин

Структура и функционирование прибрежных биоценозов российской части Японского моря д-р биол. наук, академик РАН А.В. Адрианов

Школа сравнительной биохимии д-р биол. наук, чл.-корр. РАН В.Е. Васьковский

Молекулярная генетика и биотехнология представителей дальневосточной флоры д-р биол. наук, академик РАН Ю.Н. Журавлев; чл.-корр. РАН В.П. Булгаков

БСИ ДВО РАН

Эволюция, разнообразие и развитие растительного покрова д-р биол. наук, чл.-корр. РАН П.В. Крестов

Систематика и таксономия печеночников притихоокеанской Азии д-р биол. наук, профессор В.А. Бакалин

ДВГИ ДВО РАН

Школа по изучению рудных месторождений и металлогении д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН Е.А. Радкевич

Геология месторождений цветных, редких и благородных металлов и экспериментальное изучение физико-химических условий поведения рудных компонентов в ходе эндогенного рудообразования д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. АН СССР/ РАН И.Я. Некрасов

Структурно-геоморфологическая научная школа д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. АН СССР Г.И. Худяков

Геология и металлогения континентальных окраин д-р геол.-минерал. наук, академик РАН А.И. Ханчук

Школа нелинейной металлогении д-р геол.-минерал. наук, академик РАН А. Д. Щеглов

ТОИ ДВО РАН им. В.И. Ильичева

Развитие методов и средств подводной акустики для исследования океана д-р физ.-мат. наук, академик АН СССР В.И. Ильичев; д-р физ.-мат. наук, академик РАН В.А. Акуличев; д-р физ.-мат. наук, профессор У.Х. Копвиллем

Научная школа «Физика геосфер» д-р физ.-мат. наук, академик РАН Г.И. Долгих

Нелинейные динамические процессы в океане д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН С.В. Пранц

ТИГ ДВО РАН

Научная школа структурной геоморфологии д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН Г.И. Худяков

Пространственного развития и формирования территориальных социально-экономических систем д-р геол.-минерал. наук, академик РАН П.Я. Бакланов

Палеогеографические исследования на юге Дальнего Востока д-р геол.-минерал. наук А.М. Короткий

Школа подводного ландшафтного картографирования д-р геол.-минерал. наук, профессор Б.В. Преображенский

Мониторинга крупных хищников в условиях дальневосточной тайги д-р биол. наук Д.Г. Пикунов

Камчатская гидробиологическая научная школа д-р биол. наук В.В. Ошурков

ИИАЭ народов Дальнего Востока ДВО РАН

Историческая школа д-р ист. наук, академик АН СССР А.И. Крушанов

Дальневосточная академическая школа востоковедения д-р ист. наук, профессор Ф.В. Соловьев

Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе д-р ист. наук, академик РАН В.Л. Ларин

Дальневосточная этнографическая школа д-р ист. наук, профессор Ю. А. Сем

Дальневосточная археологическая школа д-р ист. наук, академик РАН Э. В. Шавкунов; д-р ист. наук Ж. В. Андреева

ИГиП ДВО РАН

Школа наноминералогии д-р геол.-минерал. наук, академик РАН В. Г. Моисеенко

Исследование степени подвижности мезозойско-кайнозойских структур Дальнего Востока России д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН А. П. Сорокин

Исследования в области геологии Восточной Азии, геодинамики, геохимии и петрологии магматических пород д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН А. А. Сорокин

ИГД ДВО РАН

Школа по решению проблем освоения природных и техногенных россыпных месторождений благородных металлов д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. АН СССР Е. И. Богданов

Школа по проблеме управления горным давлением при подземной разработке месторождений в сложных горно-геологических, в том числе удароопасных, условиях д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН И. Ю. Рассказов; д-р техн. наук Г. А. Курсакин

Исследования в области освоения высокопотенциальных геотермальных месторождений д-р техн. наук А. Н. Шулюпин

ВЦ ДВО РАН

Математических наук и информационно-вычислительных технологий д-р техн. наук, академик АН СССР Е. В. Золотов; д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН С. И. Смагин; д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН В. Д. Степанов

ИВЭП ДВО РАН

Научная школа А. С. Хоментовского д-р геол.-минерал. наук, академик АН СССР А. С. Хоментовский

Школа тектоники Ю.А. Косыгина д-р геол.-минерал. наук, академик АН СССР Ю. А. Косыгин

Школа хозяйственного расчета д-р экон. наук, чл.-корр. АН СССР П. Г. Бунич

Исследование особенностей нелинейных многосвязных систем промышленной автоматики и разработка методов их проектирования д-р техн. наук, чл.-корр. АН СССР М.Н. Бабушкин

Долгосрочного прогнозирования природных процессов и водных проблем д-р техн. наук, академик РАН И.П. Дружинин

Решение природоохранных и экологических проблем путём разработки и реализации комплексных региональных программ устойчивого эколого-экономического развития д-р биол. наук, чл.-корр. РАН Б.А. Воронов

ИМиМ ДВО РАН

Механика деформируемого твердого тела д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН А.А. Буренин

Разработка теоретических основ и принципов создания машин и механизмов высокой производительности и надежности д-р техн. наук, профессор В.И. Одиноков

ИМ ХНЦ ДВО РАН

Научная школа электроискрового легирования д-р техн. наук, профессор А.Д. Верхотуров

ИЭИ ДВО РАН

Школа пространственной экономики д-р экон. наук, академик РАН П.А. Минакир

ИКАРП ДВО РАН

Дальневосточная школа теоретической популяционной биологии (Биробиджанская группа) д-р биол. наук, чл.-корр. РАН Е.Я. Фрисман

ИТиГ ДВО РАН им. Ю.А. Косыгина

Тектоническая научная школа д-р геол.-минерал. наук, академик АН СССР Ю.А. Косыгин

Дальневосточная палеомагнитная научная школа д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН А.Н. Диденко

ИМГиГ ДВО РАН

Анализ закономерностей природных катастроф д-р геол.-минерал. наук, академик АН СССР С.И. Миронов

Выявлению и глубокому анализу закономерностей природных катастроф д-р физ.-мат. наук, академик РАН С.Л. Соловьев; д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН Б.В. Левин; д-р физ.-мат. наук И.Н. Тихонов

Роль океана в колебаниях климата д-р физ.-мат. наук, чл.-корр. РАН С. С. Лаппо; д-р физ.-мат. наук, профессор В.В. Ефимов

Структурно-функциональной экологии древесных растений д-р биол. наук, профессор В.М. Еремин

СКБ САМИ ДВО РАН

Создание специализированных технических средств морского приборостроения канд. техн. наук, главный конструктор Ю.С. Белавин

ИВиС ДВО РАН

Школа вулканологии д-р физ.-мат. наук, профессор Б.И. Пийп

Современный вулканизм и сейсмичность д-р физ.-мат. наук, академик РАН С.А. Федотов

Петрологические процессы образования магм и физические процессы, определяющие механизмы разных типов извержений д-р геол.-минерал. наук, чл.-корр. РАН А.Ю. Озеров

ИКИР ДВО РАН

Геосферы и космос д-р физ.-мат. наук, профессор Б.М. Шевцов

Теории системного анализа данных геофизического мониторинга д-р техн. наук О.В. Мандрикова

Акустического диагностирования природных сред, цифровой обработки сигналов д-р физ.-мат. наук, профессор Ю.В. Марапулец

НИГТЦ ДВО РАН

Геология и геохимия д-р геол.-минерал. наук, профессор Ю.П. Трухин

СВКНИИ ДВО РАН им.. Н.А. Шило

Россыпеобразующих формациях и росыпях д-р геол.-минерал. наук, академик АН СССР и РАН Н.А. Шило

ИБПС ДВО РАН

Гельминтологии и общей паразитологии д-р биол. наук, чл.-корр. АН СССР В.Л. Контримавичус

Школа систематики, биогеографии, истории фауны и экологии пресноводных рыб Северо-Востока Азии д-р биол. наук, чл.-корр. РАН И.А. Черешнев

Экологии млекопитающих д-р биол. наук Ф.Б. Чернявский

НИЦ «Арктика» ДВО РАН

Изучение особенностей физиологии и адаптации человека д-р мед. наук, чл.-корр. РАН А.Л. Максимов

Изучение соматометрических параметров и кардио-гемодинамики детей, подростков и юношей д-р биол. наук, профессор А.Я. Соколов; д-р биол. наук И.А. Аверьянова

Экологическая морфо-физиология д-р биол. наук А.Л. Горбачев

Возрастная биоэлементология и биогеохимия д-р биол. наук Е.А. Луговая

Экологическая нейрокибернетика д-р техн. наук, профессор А.А. Рыбченко

ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная школа Центра агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки д-р с.-х. наук, академик РАСХН и РАН А.К. Чайка

ВНИИ сои

Физиология растений сои д-р с.-х. наук, академик РАН В.Т. Синеговская

ДВНИИСХ

Системное изучение направлений и динамики изменений факторов окружающей среды и их влияния на реализацию продуктивных качеств культур д-р с.-х. наук, чл.-корр. РАН Т.А. Асеева

ФГБУ «НИИЭМ» им Г.П. Сомова

Природно-очаговые инфекции на Дальнем Востоке д-р мед. наук, академик РАМН Г.П. Сомов

Изучение биологической активности соединений, выделенных из гидробионтов Тихого океана д-р мед. наук, академик РАН Н.Н. Беседнова

ДНЦ ФПД

Гистофизиологии органов дыхания д-р мед. наук, академик РАН М.Т. Луценко

Клиническое прогнозирование и профилактика болезней органов дыхания д-р мед. наук, академик РАН В.П. Колосов

Экологическая и клиническая физиология дыхания д-р мед. наук, чл. корр. РАН Ю.М. Перельман

Комплексная оценка состояния здоровья беременных женщин, детей и подростков с экологических и донозологических позиций д-р мед. наук, чл.-корр. РАН В.К. Козлов

Клиническая липидология д-р биол. наук, профессор Т.П. Новгородцева

Курортология и восстановительная медицина д-р мед. наук, профессор Е.М. Иванов

Источник: составлено автором на основе ежегодных отчетов институтов ДВО РАН; информации, предоставленной директорами и учеными секретарями институтов ДВО РАН; публикаций о различных направлениях научных исследований в ДВО РАН.

можно выделить два периода.

Первый период охватывает становление и деятельность научных школ в годы существования дальневосточной академической науки в составе Дальневосточного филиала СО АН СССР и Дальневосточного научного центра АН СССР; второй - функционирование дальневосточной академической науки в составе ДВО АН СССР и ДВО РАН

На первом этапе формирование и деятельность дальневосточных научных школ шло как на основе достижений ведущих научных школ страны, так и на основе достижений дальневосточников, работавших в немногочисленных академических учреждениях региона.

В Дальневосточный филиал СО АН СССР/Дальневосточный научный центр (ДВНЦ) в 1960-х - начале 1970-х годов приехали вместе со своими учениками и коллегами крупные ученые из Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов. Среди них были директора-основатели ряда институтов и основатели научных школ: У. Х. Копвиллем, Ф. Г. Старос, А. А. Воронов, Г. Б. Еля-ков, О. Г. Кусакин, В. Л. Касьянов, Ю. А. Косыгин, С. Л. Соловьев, В. И. Ильичёв, А. В. Жирмунский, Ю. В. Гагаринский.

Это была не просто группа научной интеллигенции, а научная элита, которая в течение продолжительного периода времени определяла научную и кадровую политику в дальневосточной академической науке.

На втором этапе в деятельности существующих научных школ, в возникновении новых научных направлений приняли участие как ученики «первого поколения» основателей научных школ, которые не только сохранили лучшие черты научной школы, заложенные учителями, но и внесли свой вклад в ее развитие, так и молодые исследователи, создавшие новые научные направления и научные школы по неизвестным ранее направлениям науки.

Нам представляется, что существующие научные школы ДВО РАН можно разделить на четыре основные группы:

1. Признанные научные школы. К данной группе можно отнести Дальневосточную энтомологическую научную школу

(ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН); научную школу «Биологическое разнообразие прибрежной биоты северо-западной части Тихого океана: состав, распределение и структура бореальных сообществ» (ННЦМБ ДВО РАН); Дальневосточную научную школу по изучению рудных месторождений и металлогении (ДВГИ ДВО РАН); научную школу А. С. Хоментовского (ИВЭП ДВО РАН); Школу тектоники академика АН СССР Ю.А. Косыгина (ИВЭП и ИТиГ ДВО РАН); научную школу вулканологии (ИВиС ДВО РАН); научную школу Соловьева-Левина-Тихонова по выявлению и глубокому анализу закономерностей природных катастроф (ИМГиГ ДВО РАН); научную школу гельминтологии и общей паразитологии (ИБПС ДВО РАН); научную школу Центра агробиотехно-логий Дальнего Востока им. А. К. Чайки (ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А. К. Чайки); научную школу «Природно-очаговые инфекции на Дальнем Востоке» (ФГБУ «НИИЭМ»); научную школу по изучению биологической активности соединений, выделенных из гидробионтов Тихого океана (ФГБУ «НИИЭМ»); научную школу академика Н. А. Шило о россыпеобразующих формациях (СВКНИИ ДВО РАН) и др.

2. Известные научные школы. К данной группе можно отнести научную школу полупроводниковой микроэлектроники (ИАПУ ДВО РАН); научную школу «Избранные проблемы геометрической теории функций и математической физики» (ИПМ ДВО РАН); научную школу «Подводная робототехника» (ИПМТ ДВО РАН); научную школу «Направленный синтез, состав, строение поверхностных структур и сорбционных материалов во взаимосвязи с изучением механизмов переноса заряда на фазовых границах раздела» (ИХ ДВО РАН); научную школу «Эволюционная генетика животных» (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН); научную школу «Геология и металлогения континентальных окраин» (ДВГИ ДВО РАН); научную школу пространственного развития и формирования территориальных социально-экономических систем (ТОИ ДВО РАН); историческую школу (ИИАЭ ДВО РАН); научную школу по ре-

шению проблем освоения природных и техногенных россыпных месторождений благородных металлов (ИГД ДВО РАН); научную школу пространственной экономики (ИЭИ ДВО РАН); научную школу математических наук и информационно-вычислительных технологий (ВЦ ДВО РАН); научную школу «Роль океана в колебаниях климата» (ИМГиГ ДВО РАН); научную школу «Гистофизиология органов дыхания» (ДНЦ ФПД) и др.

3. Развивающиеся научные школы. К данной группе можно отнести научную школу «Низкоразмерные наноструктуры на поверхности полупроводников» (ИАПУ ДВО РАН); научную школу «Фотоника и лазерная физика» (ИАПУ ДвО РАН); научную школу «Локальные методы в геометрии чисел и их приложения» (ИПМ ДВО РАН); научную школу «Изучение природных соединений» (ТИБОХ ДВО РАН); научную школу «Развитие методов и средств подводной акустики для исследования океана» (ТОИ ДВО РАН); научную школу по проблеме управления горным давлением при подземной разработке месторождений в сложных горно-геологических, в том числе удароо-пасных, условиях (ИГД ДВО РАН); дальневосточную школу теоретической попу-ляционной биологии (ИКАРП ДВО РАН); научную школу «Современный вулканизм и сейсмичность» (ИВиС ДВО РАН); научную школу «Геология и геохимия» (НИГТЦ ДВО РАН); научную школу систематики, биогеографии, истории фауны и экологии пресноводных рыб Северо-Востока Азии (ИБПС ДВО РАН); научную школу экологии млекопитающих (ИБПС ДВО РАН); научную школу «Комплексная оценка состояния здоровья беременных женщин, детей и подростков с экологических и донозологических позиций» (ДНЦ ФПД); научную школу «Клиническая ли-пидология» (ДНЦ ФПД) и др.

4. Формирующиеся научные школы. К данной группе можно отнести научную школу «Газовая динамика взрыва, детонация, механика реагирующих систем, аэродинамика» (ИАПУ ДВО РАН); научную школу «Эволюция, разнообразие и развитие растительного покрова (БСИ ДВО РАН); научную школу «Систематика

и таксономия печеночников притихоо-кеанской Азии» (БСИ ДВО РАН); научную школу «Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (ИИАЭ ДВО РАН); научную школу «Механика деформируемого твердого тела» (ИМиМ ДВО РАН); дальневосточную палеомагнитную научную школу (ИТиГ ДВО РАН); научную школу структурно-функциональной экологии древесных растений (ИМГиГ ДВО РАН); научную школу «Петрологические процессы образования магм и физические процессы, определяющие механизмы разных типов извержений» (ИВиС ДВО РАН); научную школу «Геосферы и космос» (ИКИР ДВО РАН); научную школу в области теории системного анализа данных геофизического мониторинга (ИКИР ДВО РАН); научную школу в области акустического диагностирования природных сред, цифровой обработки сигналов (ИКИР ДВО РАН); научную школу «Изучение особенностей физиологии и адаптации человека» (НИЦ «Арктика» ДВО РАН); научную школу по изучению соматометрических параметров и кардио-гемодинамики детей, подростков и юношей (НИЦ «Арктика» ДВО РАН); научную школу «Возрастная биоэлемен-тология и биогеохимия» (НИЦ «Арктика» ДВО РАН); научную школу «Клиническое прогнозирование и профилактика болезней органов дыхания» (ДНЦ ФПД) и др.

К какой бы группе не относились научные школы ДВО РАН, какую бы форму организации они не принимали независимо от стадии становления и истории развития, они могут существовать только при постоянном внимании к их проблемам администраций институтов, при всесторонней поддержке, в том числе и финансовой.

По институтам ДВО РАН научные школы распределяются следующим образом (табл. 2).

Как видно из таблицы, наибольшее количество научных школ и ведущих научных направлений в ИАПУ - 9; по 6 научных школ и ведущих научных направлений работает в ННЦМБ, ТИГ, ИВЭП ДВО РАН и в ДНЦ ФПД; по 5 - в ДВГИ, ИИАЭ и НИЦ «Арктика» ДВО РАН; по 4 -в ТИБОХ и ИМГиГ ДВО РАН. Остальные

Источник: составлено автором на основе ежегодных отчетов институтов ДВО РАН; информации, предоставленной директорами и учеными секретарями институтов ДВО РАН; публикаций о различных направлениях научных исследований в ДВО РАН.

Таблица 2

Распределение научных школ по институтам ДВО РАН

Наименование структурного подразделения Кол-во

Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН (ИАПУ ДВО РАН) 9

Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (ННЦМБ ДВО РАН) 6

Тихоокеанский институт географии ДВО РАН (ТИГ ДВО РАН) 6

Институт водных и экологических проблем (ИВЭП) ДВО РАН 6

Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания (ДНЦ ФПД) 6

Дальневосточный геологический институт ДВО РАН (ДВГИ ДВО РАН) 5

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ ДВО РАН) 5

Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН (НИЦ «Арктика» ДВО РАН) 5

Тихоокеанский институт биоорганической химии им. Г.Б. Елякова ДВО РАН (ТИБОХ ДВО РАН) 4

Институт морской геологии и геофизики ДВО РАН (ИМГиГ ДВО РАН) 4

Федеральный научный центр биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН) 3

Институт геологии и природопользования ДВО РАН (ИГиП ДВО РАН) 3

Институт горного дела (ИГД) ДВО РАН 3

Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН (ИВиС ДВО РАН) 3

Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН (ИКИР ДВО РАН) 3

Институт биологических проблем Севера ДВО РАН (ИБПС ДВО РАН) 3

Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН (ТОИ ДВО РАН) 3

Институт химии ДВО РАН (ИХ ДВО РАН) 2

Институт прикладной математики ДВО РАН (ИПМ ДВО РАН) 2

Ботанический сад-институт ДВО РАН (БСИ ДВО РАН) 2

Институт машиноведения и металлургии (ИМиМ) ДВО РАН 2

Институт тектоники и геофизики им. Ю.А. Косыгина ДВО РАН (ИТиГ ДВО РАН) 2

Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ) им. Г.П. Сомова 2

Вычислительный центр (ВЦ) ДВО РАН 1

Институт материаловедения Хабаровского научного центра ДВО РАН (ИМ ХНЦ ДВО РАН) 1

Институт экономических исследований ДВО РАН (ИЭИ ДВО РАН) 1

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (ИКАРП ДВО РАН) 1

Специальное конструкторское бюро средств автоматизации морских исследований ДВО РАН (СКБ САМИ ДВО РАН) 1

Научно-исследовательский геотехнологический центр ДВО РАН (НИГТЦ ДВО РАН) 1

Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило ДВО РАН (СВКНИИ ДВО РАН) 1

Институт проблем морских технологий ДВО РАН (ИПМТ ДВО РАН) 1

Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки (ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки) 1

Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства (ДальНИИСХ) 1

Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) сои 1

ИТОГО: 100

институты работают по одному или двум научным направлениям.

Особая роль в развитии научных коммуникаций всегда отводилась и отводится руководителю научной школы: именно в рамках научной школы молодые исследователи под руководством лидера разрабатывают программу, поддерживая тесное общение как друг с другом, так и через учителя с остальным миром [Нортман, 2007].

На формирование научных школ оказывает влияние наличие у лидера школы не только качеств, необходимых для научной деятельности, но и качеств, позволяющих ему сплотить вокруг себя творческий коллектив. Лидер занимает несколько функциональных позиций. Во-первых, он является «проектировщиком-

организатором» школы, что обеспечивает рефлексивные позиции членов коллектива по отношению к своей деятельности. Во-вторых, лидер одновременно проявляет себя в двух ипостасях - наставника и коллеги.

Как правило, руководителями научной школы являются наиболее компетентные ученые: доктора наук, академики и члены-корреспонденты, организующие и обеспечивающие весьма интенсивную научную деятельность руководимых ими коллективов. Среди основателей и руководителей научных школ и ведущих научных направлений ДВО РАН 38 академиков, 37 членов-корреспондентов и 36 докторов наук (см. табл. 1).

Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ко-

личество подготовленных кандидатов и докторов наук является одним из важнейших показателей эффективности работы научной школы. Наиболее эффективные основатели и руководители научных школ ДВО РАН, подготовившие свыше 20 учеников, представлены в таблице (табл. 3)

Как видно из таблицы, в десятку наиболее результативных по подготовке кандидатов и докторов наук входят: основатель и руководитель «Исторической школы» А.И. Крушанов, подготовивший 130 кандидатов и докторов наук; один

из руководителей школы «Развития методов и средств подводной акустики для исследования океана» У. Х. Копвиллем (60 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель школы «Гисто-физиологии органов дыхания» М. Т. Лу-ценко (59 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель школы «Природно-очаговые инфекции на Дальнем Востоке» Г. П. Сомов (57 кандидатов и докторов наук); основатель научной школы названной его именем «Научная школа А. С. Хоментовского ИВЭП ДВО

Таблица 3

Основатели и руководители научных школ, подготовившие свыше

20 учеников

Основатели/руководители научных школ (доктора наук) Кандидатов наук Докторов наук Всего

У.Х. Копвиллем 40 20 60

И.Я. Некрасов 48 6 54

Ф.Г. Старое 30 5 35

А.Д. Верхотуров 6 16 22

В.Л. Перчук 19 3 22

А. С. Клещёв 6 15 21

Основатели/руководители научных школ (чл.-корр.)

В. К. Козлов 35 13 48

Б. В. Левин 33 7 40

В. Г. Лифшиц 27 10 37

Г. И. Худяков 27 6 33

А.А. Буренин 27 2 29

В.Е. Васьковский 20 6 26

В.Д.Степанов 15 9 24

Ю.М. Перельман 21 2 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.И. Богданов 15 5 20

Основатели/руководители научных школ (академики)

А.И. Крушанов 112 18 130

М.Т. Луценко 44 15 59

Г. П. Сомов 45 12 57

А. С. Хоментовский 47 10 57

А. К. Чайка 49 8 56

Ю.А. Косыгин 40 10 50

В. П. Мясников 30 16 46

И. П. Дружинин 31 11 42

В. П. Колосов 32 8 40

В. А. Левин 33 6 39

Н.Н. Беседнова 31 6 37

В.Г. Моисеенко 32 4 36

В. А. Стоник 26 10 36

П.А. Минакир 26 9 35

В. Л. Ларин 25 3 28

Г. Б. Еляков 20 8 28

П.Г. Горовой 21 5 26

А.А. Воронов 20 5 25

П.Я. Бакланов 16 4 20

Источник: составлено автором на основе текущего архива Президиума ДВО РАН; информации, предоставленной директорами и учеными секретарями институтов ДВО РАН; публикаций жизни и деятельности дальневосточных ученых.

РАН» А. С. Хоментовский (57 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель «Научной школы Центра агробио-технологий Дальнего Востока» А. К. Чайка (56 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель школы «Геология месторождений цветных, редких и благородных металлов и экспериментальное изучение физико-химических условий поведения рудных компонентов в ходе эндогенного рудообразования» И. Я. Некрасов (56 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель «Школы тектоники» Ю. А. Косыгин (50 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель школы «Комплексная оценка состояния здоровья беременных женщин, детей и подростков с экологических и до-нозологических позиций» В. К. Козлов (48 кандидатов и докторов наук); основатель и руководитель «Дальневосточной школы механики» В. П. Мясников (46 кандидатов и докторов наук).

Становление и деятельность дальневосточных академических научных школ нельзя рассматривать в отрыве от созданной в ДВО РАН системы подготовки научных кадров, основанной на неразрывной связи науки и образования. Большинство руководителей и основателей научных школ ДВО РАН преподавали и преподают в Дальневосточном государственном университете / Дальневосточном федеральном университете (ДВГУ/ДВФУ). Пополнение научных кадров институтов ДВО РАН в настоящее время в значительной степени происходит за счет выпускников факультетов и кафедр университета.

Выводы

Изучение уникального опыта форми-

рования и развития академических научных школ Дальнего Востока России видится нам актуальной исследовательской проблемой. Создание научных школ - это потребность науки, необходимость для ученых. Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а следовательно, в формировании научных школ, направлений, временных творческих коллективов.

Основатели научных школ ДВНЦ АН СССР - ДВО РАН, как правило, являлись представителями ярких научных школ страны, сами имели выдающихся учителей, которые сыграли решающую роль в их научной биографии.

Становление и развитие академических научных школ в ДВО РАН показало, что формирование научной школы - не одномоментный акт. Для становления и развития школы необходимо время. Любая научная школа окончательно формируется усилиями двух, а то и трех поколений ученых. Каждое поколение не только сохранило лучшие черты научной школы, заложенные учителями, но и внесло свой вклад в ее развитие, обеспечивая мобильность школы по отношению к новым открываемым научным фактам, благодаря чему в ДВО РАН формировались новые научные школы и направления, которые, в свою очередь, могут дать толчок к следующему этапу формирования как новых научных направлений, так и новых научных школ.

Опыт трансляции в образовательный процесс результатов деятельности академических научных школ ДВО РАН также нуждается в специальном изучении.

Список источников:

1. Академические научные школы Санкт-Петербурга: К 275-летию Академии наук / Под ред. Э.А. Троппа и др. СПб., 1998. 252 с.

2. Аминин Д. Л., Агафонова И. Г., Лихацкая Г. Н., Чайкина Е. Л., Анисимов М. М. Лаборатория биоиспытаний ТИБОХ ДВО РАН: история и перспективы исследований биологически активных соединений // Вестник ДВО РАН. 2019. № 5. С. 90-100.

3. Бакланов П. Я., Мошков А. В. Экономико-географические исследования в Тихоокеанском институте географии // Тихоокеанская география. 2021. № 1(5). С. 6-20.

4. Бандурина И. А. Научная школа как среда развития этических ценностей научной молодежи в эпоху глобализации : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Ростов-на-Дону, 2010. 25 с.

5. Бандурина И. А. Функции и принципы эволюции научных школ в эпоху глобализации // Труды 8-й международной научно-практической Интернет-конференции

«Преподаватель высшей школы в XXI веке», Сборник 8. Часть 2. Ростов н/Д: РГУПС, 2010. С. 192-196 и др.

6. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М., 1988. 467 с.

7. Владимиров А. И. О научных и научно-педагогических школах. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2013. 61 с.

8. Высоцкий В. И. Школа органический химии ДВГУ // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 1999. № 3. С.14-20.

9. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С., Кугель С. А. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / Под ред. Кугеля С.А. СПб., 1994. Ч.2. Кн. 1. 115 с.

10. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. 69 с.

11. Грибова В. В. Исследования в области искусственного интеллекта в Дальневосточном отделении РАН // Вестник ДВО РАН. 2021. № 4. С. 119-128.

12. Дежина И. Г., Кисилева В. В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП, 2009. 164 с.

13. Добрецов Н. Л., Молодин В. И., Ермиков В. Д., Притвиц Н. А. Научные школы Академии наук как инструмент сохранения и пополнения научного потенциала (на примере СО РАН) // Науковедение. 2003. № 1 (17). С. 70-85.

14. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, правтика // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11. С. 6-19.

15. Заводинский В. Г. У истоков физики в ИАПУ ДВО РАН // Вестник ДВО РАН. 2006. № 4. С. 64-69.

16. Ильин Г. Научная школа как социальный институт и педагогический феномен // Высшее образование в России. 1998, № 4. С. 49-50;

17. Зусьман О.М., Иванов М.В., Кугель С.А. и др. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / РАН. Ин-т истории естествознания и техники, Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов / под ред. Кугеля С. А. СПб., 1993. Ч. 1. 169 с.

18. Красикова Т.Ю. Научная школа как точка роста научного знания // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1. С. 51-60.

19. Кульчин Ю. Н., Вознесенский С. С., Витрик О. Б., Дышлюк А. В., Каменев О. Т., Кучмижак А. А., Майор А. Ю., Никитин А. И., Павлов А. Н., Ромашко Р. В., Суботин Е. П. Научная школа лазерной физики Института автоматики и процессов управления ДВО РАН // Вестник ДВО РАН. 2021. № 4. С. 5-29.

20. Куперштох Н. А. Научные школы России и Сибири: проблемы изучения // Философия науки. Новосибирск, 2005. № 2(25). С. 93-106.

21. Мареев В. И. Исследовательская деятельность в педагогическом вузе: теория и практика. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1999. - 202 с.

22. Мирская Е. З. Научные школы как форма организации науки: Социологический анализ проблемы // Науковедение. 2002. № 3 (15). С.8-24.

23. Мирская Е. З. Научные школы: история, проблемы и перспективы // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. Вып. 3 / Под ред. А. Г. Аллахвердяна, Н. Н. Семёновой, А. В. Юревича. М.: «Логос», 2005. С. 244—265.

24. Михайлова Н. А., Ознобихин В. И. Почвенные исследования на Дальнем Востоке России // Вестник ДВО РАН. 2005. № 5. С. 119-126.

25. Научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (к 50-летию ИИАЭ ДВО РАН). Справочное издание /гл. ред. Н.Н. Крадин. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2021. 562 с.

26. Нотман Р. К Преемственность.: научные школы СО РАН / отв. ред. В.И. Молодин; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Новосибирск: СО РАН, 2007. 535 с.

27. О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 957 // Поиск. 1995. № 41. С. 7.

28. О научных исследованиях и научных школах. Евразийское пространство: сб. ст. / Евразийская ассоц. ун-тов; редкол.: В. А. Садовничий (гл. ред.) и др. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 255 с.

References:

1. Academic scientific schools of St. Petersburg: On the 275th anniversary of the Academy of Sciences / Ed. E.A. Tropp et al. St. Petersburg, 1998. 252 p. (In Russ.)

2. Aminin D. L., Agafonova I. G., Likhatskaya G. N., Chaikina E. L., Anisimov M. M. (2019) Biotesting laboratory of TIBOKh FEB RAS: history and perspectives of studies of biologically active compounds Vestnik DVO RAN [Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. No. 5: 90-100. (In Russ.)

3. Baklanov P. Ya., Moshkov A. V. (2021) Economic and geographical research at the Pacific Institute of Geography Tikhookeanskaya geografiya [Pacific Geography]. No. 1(5): 6-20. (In Russ.)

4. Bandurina I. A. (2010) Scientific school as an environment for the development of ethical values of scientific youth in the era of globalization: dissertation abstract ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 [Place of defense: Yuzh. feder. un-t]. Rostov-on-Don. 25 p. (In Russ.)

5. Bandurina I. A. (2010) Functions and principles of the evolution of scientific schools in the era of globalization // Proceedings of the 8th international scientific and practical Internet conference "Teacher of higher education in the XXI century", Collection 8. Part 2. Rostov n / D: RSTU, pp. 192-196 and others. (In Russ.)

6. Vernadsky V. I. (1988) Proceedings on the history of science in Russia. M., 467 p. (In Russ.)

7. Vladimirov A. I. (2013) About scientific and scientific-pedagogical schools. M.: Nedra Publishing House LLC,. 61 p. (In Russ.)

8. Vysotsky V. I. (1999) School of Organic Chemistry, Far Eastern State University Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya RAN [Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. No. 3: 14-20. (In Russ.)

9. Granovskaya R. M., Krizhanskaya Yu. S., Kugel S. A. (1994) The intellectual elite of St. Petersburg / Ed. Kugelya S.A. SPb., Part 2. Book. 1. 115 p. (In Russ.)

10. Grezneva O. Yu. (2003) Scientific schools (pedagogical aspect). M.: Institute of Theory of Education and Pedagogy of the Russian Academy of Education, 69 p. (In Russ.)

11. Gribova V. V. (2021) Research in the field of artificial intelligence in the Far East Branch of the Russian Academy of Sciences. Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya RAN [Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. No. 4: 119-128. (In Russ.)

12. Dezhina I. G., Kisileva V. V. (2009) Trends in the development of scientific schools in modern Russia. M.: IEPP, 164 p. (In Russ.)

13. Dobretsov N. L., Molodin V. I., Ermikov V. D., Pritvits N. A. (2003) Scientific schools of the Academy of Sciences as a tool for maintaining and replenishing the scientific potential (on the example of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences) Nau-kovedeniye [Science of Science]. No. 1 (17): 70-85. (In Russ.)

14. Ershova I. V. (2016) Scientific schools: law, doctrine, pravtika Vestnik Universite-ta imeni O. Ye. Kutafina (MGYUA) [Bulletin of the University named after O. E. Kutafin (MGYuA)]. No. 11: 6-19. (In Russ.)

15. Zavodinsky V. G. (2006) At the origins of physics at IAPU FEB RAS Vestnik DVO RAN [Bulletin FEB RAS]. No. 4: 64-69. (In Russ.)

16. Ilyin G. (1998) Scientific school as a social institution and pedagogical phenomenon Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia]. No. 4: 49-50. (In Russ.)

17. Zusman O. M., Ivanov M. V., Kugel S. A. and others (1993) The intellectual elite of St. Petersburg / RAS. Institute of History of Natural Science and Technology, St. Petersburg. University of Economics and Finance / ed. Kugelya S.A. SPb., Part 1. 169 p. (In Russ.)

18. Krasikova T. Yu. (2018) Scientific school as a point of growth of scientific knowledge Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [University management: practice

and analysis]. Vol. 22. No. 1: 51-60. (In Russ.)

19. Kulchin Yu. N., Voznesensky S. S., Vitrik O. B., Dyshlyuk A. V., Kamenev O. T., Kuchmizhak A. A., Major A. Yu., Nikitin A. I., Pavlov A. N., Romashko R. V., Subotin E. P. (2021) Scientific School of Laser Physics of the Institute of Automation and Control Processes, Far East Branch of the Russian Academy of Sciences Vestnik DVO RAN [Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. No. 4: 5-29. (In Russ.)

20. Kupershtokh N. A. (2005) Scientific schools in Russia and Siberia: problems of study Filosofiya nauki [Philosophy of Science]. Novosibirsk. No. 2(25): 93-106. (In Russ.)

21. Mareev V. I. (1999) Research activities in a pedagogical university: theory and practice. Rostov n/D: Publishing House of the Russian State Pedagogical University. 202 p. (In Russ.)

22. Mirskaya E. Z. (2002) Scientific schools as a form of organization of science: Sociological analysis of the problem Naukovedeniye [Science of Science]. No. 3 (15): 8-24. (In Russ.)

23. Mirskaya E. Z. (2005) Scientific schools: history, problems and prospects Naukovedeniye i novyye tendentsii v razvitii rossiyskoy nauki [Science of science and new trends in the development of Russian science]. Issue. 3 / Ed. A. G. Allahverdyan, N. N. Semyo-nova, A. V. Yurevich. M.: "Logos". Pp. 244-265. (In Russ.)

24. Mikhailova N. A., Oznobikhin V. I. (2005) Soil research in the Russian Far East // Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. No. 5: 119-126. (In Russ.)

25. Researchers of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS (on the occasion of the 50th anniversary of the IIAE FEB RAS). Reference book / ch. ed. N.N. Kradin. Vladivostok: IIAE FEB RAN, 2021. 562 p. (In Russ.)

26. Notman R. (2007) K Continuity.: scientific schools of the SB RAS / otv. ed. IN AND. Molodin; Ros. acad. Sciences, Sib. dept. Novosibirsk: SO RAN, 535 p. (In Russ.)

27. On state support of the leading scientific schools of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of September 26, 1995. No. 957. Poisk Search. 1995. No. 41: 7. (In Russ.)

28. About scientific researches and scientific schools. Eurasian space: Sat. Art. / Eurasian Assoc. high fur boots; editorial board: V.A. Sadovnichiy (chief editor) and others. Moscow: Publishing House of Moscow. un-ta, 2010. 255 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 08.06.2023; одобрена после рецензирования 19.06.2023; принята к публикации 21.06.2023.

The article was submitted 08.06.2023; approved after reviewing 19.06.2023; accepted for publication 21.06.2023.

Информация об авторе

С. М. Дударенок - доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Отдела социально-политических исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Information about the author

S. M. Dudarenok - Doctor of Historical Sciences, Candidate of Philosophy, Professor, leading researcher, the department of socio-political studies, the Institute of history, archeology and ethnography of the peoples of the Far East, the Far-Eastern branch, the Russian Academy of Sciences, the Institute of history, archeology and ethnography people of the Far East, FEB RAS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.