Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ИНДИВИДА И РЕГИОНА'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ИНДИВИДА И РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троян Ирина Анатольевна, Горячих Мария Владимировна

Академическая мобильность стала важным явлением, присущим современной образовательной реальности. Проблема формирования и развития интеллектуального капитала региона в сопряжении с фактором академической мобильности является малоизученной и мало разработана в теоретическом и практическом плане. Цель статьи - выявить и систематизировать наиболее существенные аспекты академической мобильности обучающихся и показать их влияние на развитие интеллектуального капитала индивида и региона. Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории в области интеллектуального капитала и академической мобильности. В основу проведения исследований положены методы анализа, синтеза, дедукции, индукции и абстракции. В качестве информационных источников были использованы исследования российских и зарубежных ученых по заявленной проблеме, результаты собственного эмпирического исследования. Авторами статьи выявлено, что академическая мобильность создает дополнительные профессиональные конкурентные преимущества у обучающихся, формируя тем самым их интеллектуальный капитал. Направление будущих исследований - возможности получения дополнительных профессиональных преимуществ посредством академической мобильности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' ACADEMIC MOBILITY AS A FORMATIVE COMPONENTOF INDIVIDUAL AND REGIONAL INTELLECTUAL CAPITAL

Academic mobility has become an important phenomenon that is inherent in modern educational reality. The problem of the formation and development of the intellectual capital of the region in conjunction with the factor of academic mobility is poorly understood and insufficiently developed in theoretical and practical terms. The purpose of the article is to identify and systematize the most significant aspects of the academic mobility of students and show its impact on the development of regional and individual intellectual capital. Fundamental premises of economics in the field of intellectual capital and academic mobility have comprised the methodological foundation of the study. This research is based on the methods of analysis, synthesis, deduction, induction, and abstraction. As for information sources, this article has examined Russian and foreign research on the stated problem and has been supported by the results of own empirical research. The authors of this study have revealed that academic mobility creates additional professional competitive advantages among students, thereby forming their intellectual capital. Future research might regard the possibility of obtaining additional professional benefits through the students' academic mobility.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ИНДИВИДА И РЕГИОНА»

^ Для цитирования: Троян И. А., Горячих М. В. Академическая мобильность обучающихся как компонент формирования о интеллектуального капитала индивида и региона // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 2. — С. 312-317

^ с^ 10.31063/2073-6517/2019.16-2.12 ^ УДК 331.108.4 1БЬ 015,018, 160

^ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

ИНДИВИДА И РЕГИОНА 1

CL

О

О

о И. А. Троян, М. В. Горячих

Академическая мобильность стала важным явлением, присущим современной образовательной реальности. Проблема формирования и развития интеллектуального капитала региона в сопряжении с фактором академической мобильности является малоизученной и мало разработана в тео-о ретическом и практическом плане. Цель статьи — выявить и систематизировать наиболее сущего ственные аспекты академической мобильности обучающихся и показать их влияние на развитие ^ интеллектуального капитала индивида и региона. Методологической основой исследования послух жили фундаментальные положения экономической теории в области интеллектуального капитала > и академической мобильности. В основу проведения исследований положены методы анализа, син-^ теза, дедукции, индукции и абстракции. В качестве информационных источников были использованы исследования российских и зарубежных ученых по заявленной проблеме, результаты собственного эмпирического исследования. Авторами статьи выявлено, что академическая мобильность создает дополнительные профессиональные конкурентные преимущества у обучающихся, формируя тем самым их интеллектуальный капитал. Направление будущих исследований — возможности получения дополнительных профессиональных преимуществ посредством академической мобильности обучающегося.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, академическая мобильность обучающихся, человеческий капитал, рынок труда

Современное постиндустриальное общество требует особого креативного образования. Высшие учебные заведения являются крупнейшими агентами, которые формируют качество рабочей силы в регионе, а мобильность обучающихся сегодня стала важным инструментом формирования и развития их интеллектуального капитала.

Особенность интеллектуального капитала состоит в том, что основой общественного развития, согласно самой формулировке данного понятия, признаны умственные способности, интеллектуальные богатства (Пироженко, 2016. С. 255). Данный вид капитала за последние годы получил широкое распространение. Генезис его исследования связывают с понятием человеческого капитала. Ключевым тезисом теории человеческого капитала Г. Беккера (Becker, 1962), Т. Шульца (Schultz, 1960) стало понимание его как совокупности знаний, навыков и умений человека, расходы на приобретение которых в перспективы должны окупаться в виде доходов от трудовой деятельно-

1 © Троян И. А., Горячих М. В. Текст. 2019.

сти. В научной литературе много лет ведутся дискуссии о сущности интеллектуального капитала, сформулировано более десятка определений данного термина (Ермоленко, Попова, 2012). Основными подходами к его трактовке принято считать структурный, функциональный, ресурсно-воспроизводственный (табл. 1).

При рассмотрении сущности интеллектуального капитала важным и необходим условием является его исследование в теоретико-прикладном аспекте, а именно на различных уровнях функционирования. В большинстве случаев представленные подходы применимы для анализа интеллектуального капитала именно предприятия, встречаются определения также применительно к уровню региона и национального хозяйства. Интеллектуальный капитал региона представляет собой сумму индивидуальных знаний его трудовых ресурсов. Для региона качество интеллектуального капитала играет огромную роль в формировании валового регионального продукта. Авторы монографии (Интеллектуальный капитал..., 2014. С. 16) под интеллектуальным капиталом в масштабах региона и страны в целом понимают сово-

Таблица 1

Основные теоретико-методологические подходы к пониманию интеллектуального капитала

<

Подход Представители Сущность Понимание интеллектуального капитала

Структурный Л. Эдвинсон, М. Мелоун (1999. С. 434) Через структурные составляющие интеллектуального капитала Единство человеческого и структурного капитала, в том числе потребительского (клиентского)

М. Армстронг (2004. С. 64) Единство человеческого, социального и организационного капиталов

Функциональный В. Иноземцев (1988) Через его функции и роль в социально-экономических отношениях «Коллективный мозг», информация и знания, которые являются связующим звеном для всех других структурных элементов интеллектуального капитала

Б. Б. Леонтьев (2002) Стоимость интеллектуальных активов, принадлежащих предприятию (объекты интеллектуальной собственности, природные и приобретенные способности, навыки, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами хозяйствования)

Ресурсно-воспроизводственный Е. Брукинг (2001) Как стоимость ресурсов, знаний, которая может создавать новую стоимость и приносить прибыль Единство активов рынка, активов интеллектуальной собственности, гуманитарных активов и инфраструктуры.

Т. Стюарт (Stewart, 1997) Интеллектуальный материал, формализованный и зафиксированный, используемый для производства более ценного имущества

Балансовый Дж. Тобин (Tobin, 1969) Как разница между рыночной стоимостью компании и балансовой стоимостью ее активов Положительная разница между рыночной оценкой и балансовой стоимостью предприятия

С позиций теории менеджмента П. Друкер (1992), Дж. Гатри (Guthrie, 2001) Отождествление с гудвиллом Как неуловимые активы предприятия, гудвилл

купность качественных характеристик, включающих информацию, способности, знания, умения, навыки людей, формирующих и наращивающих креативный менталитет, позволяющий воспроизводить экономическое развитие на принципиально новом уровне, обеспечивая устойчивую конкурентоспособность.

Однако сегодня в условиях конкуренции на ресурсных рынках (рынке труда) актуализируются исследования интеллектуального капитала на уровне индивида. Так, профессор М. А. Эскиндаров (2010) рассматривает интеллектуальный капитал как систему способностей человека. Также его называют «невидимым активом», так как знания или творческие способности людей нельзя потрогать, имидж нельзя пощупать, а моральные ценности невозможно увидеть (Лезина, 2015. С. 63).

Глубокого и всестороннего раскрытия в отечественной и зарубежной литературе не нашла

тема влияния академической мобильности обучающихся на процесс формирования интеллектуального капитала региона. Тема исследования объективно является важной для развития экономической теории, это способ выявления факторов влияния академической мобильности обучающихся на формирование интеллектуального капитала человека и региона.

Академическая мобильность объединяет движение двух групп населения: обучающихся и сотрудников образовательных учреждений. Ключевыми целями формирования студенческой академической мобильности являются подготовка высоквалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда и конкурентными преимуществами высших учебных заведений (Зарубин, 2017). Анализ академической мобильности обучающихся следует проводить в контексте формирования, сохранения и развития интеллек-

о ем

Повышение квалификации, переквалификация

IX

о

о

и

о х

о ^

т <

х

о.

>

Образование

Самообразование, саморазвитие и самосовершенствование

Трудовая деятельность, внутрифирменное обучение

Рис. Источники формирования интеллектуального капитала человека (разработано авторами)

туального капитала региона. Следует отметить, что структура интеллектуального капитала является достаточно подвижной ввиду динамичности диверсификации человеческих знаний.

Источником интеллектуального капитала служит профессиональная подготовка, которая включает образование, повышение квалификации, самообразование, а также установку по отношению к образованию (Лолер, 1982. С. 4). При этом интеллектуальный капитал возможно накапливать, и тогда рассматривать его как совокупность «умственного запаса», творческого мышления субъекта. Вложения в данный капитал могут осуществляться на протяжении всей жизни человека, при этом более качественные и длительные инвестиции, как правило, приносят большую отдачу в более длительном периоде. Интеллектуальный капитал человека создается и развивается несколькими способами (рис.).

Первым и основополагающим этапом и источником формирования интеллектуального капитала личности становится профессиональное образование, в процессе которого накапливается «умственный багаж» знаний и навыков, что выражается в совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения. В процессе выполнения своих трудовых обязанностей индивид может двигаться по карьерной лестнице, повышать и изменять свою квалификацию, осваивая новые компетенции. Данный способ накопления интеллектуального капитала становится лейтмотивом в условиях структурных преобразований экономики. «Забота об обучении и непрерывном повышении квалификации каждого — непременный атрибут любой успешно действующей организации» (Паникарова, Власов, 2015. С. 65).

Необходимо отметить, что основополагающим этапом формирования интеллектуального капитала субъекта экономики является образовательный. Именно в процессе получения образования человек создает начальный «умственный запас», от которого зависит потенциал его развития. Отсюда важность получения качественного образования, которое

будет тесно сопряжено с экономической реальностью. В данном ракурсе значительно возрастает роль вуза как некоего производителя «высококвалифицированных специалистов, способных генерировать инновации, принимать нестандартные управленческие решения, эффективно функционировать в условиях рыночной неопределенности и экономической нестабильности...» (Куижева и др., 2017. С. 109).

Именно академическую мобильность обучающихся следует рассматривать как инструмент повышения качества интеллектуального капитала, которое проявляется не только в новом способе получения профессионального образования, но и в приобретении личностных качеств: умения переключаться на другой вид деятельности, самосовершенствования и самостоятельного овладения научными знаниями, умения адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, гибкости в принятии решений и другие. Роль академической мобильности в процессе формирования интеллектуального капитала следует рассматривать в контексте освоения образовательных компетенций (табл. 2).

Реализация академической мобильности обучающихся способствует согласованности между потребностями регионального рынка труда (спросом на рабочую силу) и предложением трудовых ресурсов. При этом потребность скорее выражается в качественных характеристиках. Высшее учебное заведение посредством мобильности, в том числе через сетевое взаимодействие, может динамично корректировать направленность получения образовательных услуг, отвечая требованиям регионального рынка труда.

Поскольку одними из основных параметров оценки интеллектуального капитала можно считать продолжительность обучения и уровень квалификации, то к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом. Ключевой посыл состоит в том, что четвертая промышленная революция приведет к кардинальному, фунда-

Таблица 2

Соотношение требований к формированию интеллектуального капитала индивида и результатов получения профессионального образования, в том числе используя академическую мобильность*

< "О

Требования, предъявляемые к формированию и развитию интеллектуального капитала индивида Результаты освоения образовательной программы Возможности получения дополнительных профессиональных преимуществ посредством академической мобильности обучающегося

Теоретико-практический «умственный багаж» Аналитические способности Способность быстро находить, обрабатывать и использовать информацию

Творческий потенциал Генерирование рациональных идей для развития экономики Гибкость мышления, креативные способности

Социальная адаптивность и гибкость Способность оперативно принимать управленческие решения и действовать в нестандартных ситуациях Расширение круга деловых и личных контактов, адаптивность к изменяющимся внешним условиям

Профессиональная реализация Целевая направленность обучения, приближение обучения к потребителю Гибкость образовательных траекторий, дополнительный конкурентный образовательный опыт

Способность к решению производственных и социально-экономических проблем региона Система прохождения производственной и учебной практики, формирование лабораторных баз Элективность образовательных модулей под потребности работодателей в регионе, повышение конкурентоспособности и востребованности выпускников

* Составлено авторами.

ментальному преобразованию всех аспектов жизнедеятельности человечества, где во главе угла будут стоять инновации, их интенсивность и скорость реализации (мобильность).

Образование, улучшение навыков и генерирование индивидами новых идей являются основой для инновационного экономического роста и эффективности. Увеличение запаса интеллектуального капитала повышает способность экономики производить новые идеи и дает ей сравнительные преимущества в наукоемких производствах. Именно поэтому развитие интеллектуального капитала может и должно способствовать формированию динамичной и конкурентоспособной инновационной экономики (Ареповская, 2016. С. 6). Кроме того, мобильность студентов формирует особый престиж вуза, конкурентоспособность его образовательных услуг, качество которых могут оценить непосредственно работодатели в процессе трудовой деятельности выпускников.

Ведущим индикатором эффективности от академической мобильности должно стать умение обучающегося эффективно применять полученные в другом вузе знания в будущей профессиональной деятельности, принимать на основе имеющегося «багажа знаний» рациональные управленческие решения, быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда в своем регионе. Ключевыми конкурентными преимуществами, полученными в ходе реализации программ академической мобильности и сетевого взаимодействия, могут стать новые дополнительные возможности овладения профессиональными компетенциями, формирование креативного образа мышления, наличие опыта и навыков, полученных в новых нетипичных академических и социо-психоло-гических условиях. Все это создает серьезный задел для увеличения степени востребованности выпускников вузов на рынке труда.

Список источников

Ареповская С. Н. Интеллектуальный капитал в стратегии догоняющего развития // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. — 2016. — № 1 (81). — С. 5-10.

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. под ред. С. К. Мордовича. — 8-е изд. — СПб. : Питер, 2004. — 832 с.

Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии: пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. — М. : СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992. — 185 с.

Ермоленко В. В., Попова Е. Д. Интеллектуальный капитал корпорации: сущность, структура, стратегии развития и модель управления // Человек. Сообщество. Управление. — 2012. — № 2. — С. 110-122.

Зарубин А. Академическая мобильность [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/80596672-Zarubin-

о andrey-vladimirovich.html (дата обращения: 04.04.2019).

^ Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические

2 тенденции в современном мире. — М. : Academia, Наука, 1988. — 640 с.

чо Интеллектуальный капитал и инновационное развитие региона: монография / И. Б. Тесленко и др.; Владимир.

^ гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых ; Финансовый ун-т при Правительстве РФ. — Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014.

^ — 192 с.

S Куижева С. К. Оценка человеческого капитала выпускников вузов / С. К. Куижева, Е. К. Задорожняя, И. С. Най-

О денко // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 1. — С. 109-111.

¡^ Лезина О. В. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал современного государства // Этносоциум

и межнациональная культура. — 2015. — № 8 (86). — С. 63-68.

О Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. — М.: ИЦ «Акционер»,

и 2002. — 196 с.

zr Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. — М.: Прогресс, 1982.— 254 с.

^ Паникарова С. В., Власов М. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / Урал. фе-

q дер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 140 с.

X Пироженко А. В. Человеческий капитал, его источники. Интеллектуальный капитал // Социально-

^ экономические, правовые и психолого-педагогические аспекты управления человеческим капиталом: вопросы те-

m ории и практики: сб. науч. тр. МНПК. — Казань, 2016. — С. 252-256.

< Эдвинсон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал: определение истинной стоимости компании // Новая по-

CL

стиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.

> Эскиндаров М. А. Интеллектуальный капитал как важнейший фактор экономического развития // Век глобали-

зации. — 2010. — № 1 (5). — С. 39-44.

Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. — 1962. — Vol. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— No. 5. — Part 2. — P. 9-49.

Guthrie J. The management, measuring and reporting of intellectual capital // Journal of Intellectual Capital. — 2001. — Vol. 2. — No. 1. — P. 27-41.

Schultz T. W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. — 1960.

Stewart T. A. The Intellectual Capital / T. A. Stewart // The New Wealth of Organizations. — NewYork; London, 1997.

— 270 р.

Tobin J. A General Equilibrium Approach To Monetary Theory // Journal of Money, Credit and Banking. — 1969. — Vol. 1. — No. l. — P. 15-29.

Информация об авторах

Троян Ирина Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Симферополь, Российская Федерация; e-mail: troyan. irin@mail.ru).

Горячих Мария Владимировна — кандидат технических наук, доцент кафедры экономической теории, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Симферополь, Российская Федерация; e-mail: goryachih@ieu.cfuv.ru).

For citation: Troyan, I. A., & Goryachikh, M. V. (2019). Students' Academic Mobility as a Formative Component of Individual and Regional Intellectual Capital. Zhurnal Economicheskoj Teorii [Russian Journal of Economic Theory], 16(2), 312-317

Troyan I. A., Goryachikh M. V.

Students' Academic Mobility as a Formative Component of Individual and Regional Intellectual Capital

Academic mobility has become an important phenomenon that is inherent in modern educational reality. The problem of the formation and development of the intellectual capital of the region in conjunction with the factor of academic mobility is poorly understood and insufficiently developed in theoretical and practical terms. The purpose of the article is to identify and systematize the most significant aspects of the academic mobility of students and show its impact on the development of regional and individual intellectual capital. Fundamental premises of economics in the field of intellectual capital and academic mobility have comprised the methodological foundation of the study. This research is based on the methods of analysis, synthesis, deduction, induction, and abstraction. As for information sources, this article has examined Russian and foreign research on the stated problem and has been supported by the results of own empirical research. The authors of this study have revealed that academic mobility creates additional professional competitive advantages among students, thereby forming their intellectual capital. Future research might regard the possibility of obtaining additional professional benefits through the students' academic mobility.

Keywords: intellectual capital, academic mobility of students, human capital, labor market

M. A. Tpom, M. B. fopwux 317

o

References ^

Arepovskaya, S. N. (2016). Intellektual'nyj kapital v strategii dogonyayushchego razvitiya [Intellectual capital in the "a strategy of catching-up development]. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i prava [Bulletin of ^ Khabarovsk State University of Economics and Law], 1(81), 5-10. (In Russ.) ^

Armstrong, M. (2004). Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [Practical aspects of human resources management] K (8th ed.). St. Petersburg, Russia: Piter, 832. (In Russ.) O

Bruking, E. (2001). Intellektual'nyj kapital: klyuch k uspekhu v novom tysyacheletii [Intellectual capital: key to success in q the new millenium]. St. Petersburg, Russia: Piter, 288. (In Russ.) 2

Druker, P. F. (1992). Rynok: kak vyjti v lidery: praktika i principy [Market: how to come out on top: practice and principles]. ^ Moscow, Russia: SP "Buk Chember Interneshnl", 185. (In Russ.) c

Ermolenko, V. V., & Popova, E. D. (2012). Intellektual'nyj kapital korporacii: sushchnost', struktura, strategii razvitiya 7s i model' upravleniya [Intellectual capital of a corporation: essence, structure, development strategies and management ^ model]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, 2, 110-122. (In Russ.) —i

Zarubin, A. (n.d.). Akademicheskaya mobil'nost' [Academic mobility]. Retrieved April 4, 2019, from http://docplayer. q ru/80596672-Zarubin-andrey-vladimirovich.html. (In Russ.) x

Inozemcev, V. L. (1988). Za predelami ehkonomicheskogo obshchestva. Postindustrial'nye teorii i postehkonomicheskie x tendencii v sovremennom mire [Beyond economic community. Post-industrial theories and post-economic tendencies in the . modern world]. Moscow, Russia: Academia, Nauka, 640. (In Russ.) 6

Teslenko, I. B. et al. (Eds.). (2014). Intellektual'nyj kapital i innovacionnoe razvitie regiona: monografiya [Intellectual № capital and innovational development of a region: monograph]. Vladimir, Russia: VlGU Publ., 192. (In Russ.) ,

Kuizheva, S. K., Zadorozhnyaya, E. K., & Najdenko, I. S. (2017). Ocenka chelovecheskogo kapitala vypusknikov vuzov 0 [Assessment of graduates' human capital]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and business], 1, 109-111. (In Russ.)

Lezina, O. V. (2015). Intellektual'nyj kapital — strategicheskij potencial sovremennogo gosudarstva [Intellectual capital — strategical potential of a modern state]. Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura [Ethnic society and international culture], 8(86), 63-68. (In Russ.)

Leont'ev, B. B. (2002). Cena intellekta. Intellektual'nyj kapital v rossijskom biznese [Theprice of intellect. Intellectual capital in Russian business]. Moscow, Russia: IC "Akcioner", 196. (In Russ.)

Loler, Dzh. (1982). Koehfficient intellekta, nasledstvennost' i racizm [Intelligence quotient, inheritance and racism]. Moscow, Russia. (In Russ.)

Panikarova, S. V., & Vlasov, M. V. (2015). Upravlenie znaniyami i intellektual'nym kapitalom [Management of knowledge and intellectual capital]. Ekaterinburg, Russia: Ural University Publ., 140. (In Russ.)

Pirozhenko, A. V. (2016). Chelovecheskij kapital, ego istochniki. Intellektual'nyj kapital [Human capital, its sources. Intellectual capital]. In Social'no-ehkonomicheskie, pravovye ipsihologo-pedagogicheskie aspekty upravleniya chelovecheskim kapitalom: voprosy teorii i praktiki. Sb. nauch. tr. MNPK [Social and economic, legal and psychological and pedagogical aspects of human capital management: theoretical issues and practice. Proceedings. MNPK] (pp. 252-256). Kazan', Russia. (In Russ.)

Edvinsson, L., & Mehloun, M. (1999). Intellektual'nyj kapital: opredelenie istinnoj stoimosti kompanii [Intellectual capital: true value determination for a company]. In V. L. Inozemcev (Ed.), Novaya postindustrial'naya volna na Zapade: Antologiya [Newpost-industrial wave of the West. Anthology] (p. 434). Moscow, Russia: Academia. (In Russ.)

Eskindarov, M. A. (2010). Intellektual'nyj kapital kak vazhnejshij faktor ehkonomicheskogo razvitiya [Intellectual capital as a pivotal factor of economic development]. Vekglobalizacii [The century of globalization], 1(5), 39-44. (In Russ.)

Becker, G. S. (1962). Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. Journal of Political Economy, 70(5), Part 2, 9-49.

Guthrie, J. (2001). The management, measuring and reporting of intellectual capital. Journal of Intellectual Capital, 2(1), 27-41.

Schultz, T. W. (1960). Capital Formation by Education. Journal of Political Economy. Stewart, T. A. (1997). The Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. NY; London, 270. Tobin, J. (1969). A General Equilibrium Approach To Monetary Theory. Journal of Money, Credit and Banking, 1(1), 15-29.

Authors

Irina Anatol'yevna Troyan — PhD in Economics, Associate Professor at the Department of Economic Theory, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia; e-mail: troyan.irin@mail.ru).

Maria Vladimirovna Goryachikh — PhD in Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Economic Theory, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia; e-mail: goryachih@ieu.cfuv.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.