Научная статья на тему 'Ценностные ориентации будущих врачей на академическую мобильность'

Ценностные ориентации будущих врачей на академическую мобильность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / GLOBAL EDUCATION / HUMAN CAPITAL / COMPETITIVENESS / COMPETENCES / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / INDIVIDUAL MOBILITY / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородникова Эмма Юрьевна

В статье представлены проблемы конкурентоспособности человеческого капитала в эпоху глобализации образования. Рассматривается управление компетенциями в образовательном пространстве медицинского вуза на основе аксиологического подхода на примере включения будущих специалистов здравоохранения во внеаудиторную деятельность. Проведен анализ мотивационно-ценностных установок обучаемых и представлен вектор развития академической и индивидуальной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future medical specialist axiological orientations to academic mobility

The article deals with the problems of the human capital competitiveness in the era of globalization of education. Competences management in the higher medical educational institution environment basing the axiological approach and citing as an example future medical specialists’ extracurricular activity is examined. Students’ motivational-value based analysis has been conducted to present the academic and individual mobility vector development.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации будущих врачей на академическую мобильность»

УДК 316.444

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ МОБИЛЬНОСТЬ

Э.Ю. Огородникова

Тихоокеанский государственный медицинский университет Владивосток, Россия

Аннотация. В статье представлены проблемы конкурентоспособности человеческого капитала в эпоху глобализации образования. Рассматривается управление компетенциями в образовательном пространстве медицинского вуза на основе аксиологического подхода на примере включения будущих специалистов здравоохранения во внеаудиторную деятельность. Проведен анализ мотивационно-ценностных установок обучаемых и представлен вектор развития академической и индивидуальной мобильности.

Ключевые слова: глобальное образование, человеческий капитал, конкурентоспособность, компетенции, внеаудиторная деятельность, индивидуальная мобильность, академическая мобильность.

За последнее десятилетие статус английского языка, как средства глобального общения, дающего экономические и социальные преимущества в области доступа к информации, технологиям, работе и образованию, значительно вырос. В эпоху глобализации образования профессиональные и общекультурные компетенции будущего специалиста являются основой накопления человеческого капитала. Помимо этого, управление компетенциями выступает основным условием роста национальной конкурентоспособности.

Развитие академической мобильности на современном этапе модернизации высшего образования является важнейшим условием его интернационализации. Проектирование траектории индивидуальной мобильности, в свою очередь, направлено на повышение качества высшего медицинского образования в постиндустриальном обществе.

Приоритетным направлением сотрудничества Тихоокеанского государственного медицинского университета с медицинскими и образовательными учреждениями США, Европы, стран СНГ и АТР являются программы академической мобильности. Участники стажировок и программ международ-

ного обмена формируют устойчивую мотивацию к инновационному образовательному процессу, на практике знакомясь с образовательными стандартами, культурой передовых университетов, колледжей и клиник.

Но вместе с тем имеется выраженное противоречие между возросшими требованиями на рынке труда и способностью и готовностью выпускников вузов к осуществлению межкультурной коммуникации. Помимо этого, уровень академической мобильности среди российских обучающихся в 8—10 раз ниже европейских стран.

Для улучшения интеграции России в международное образовательное пространство и повышения рейтинга российских вузов в международных рейтингах, необходимо повышать уровень иноязычной профессиональной и общекультурной компетентности будущих специалистов.

С учетом вызовов современного мультикуль-турного общества, одним из векторов академической мобильности представляется развитие индивидуальной мобильности будущих медиков через формирование ценностно-позитивных мотиваци-онных установок к непрерывному образовательному процессу по иностранному языку в формате

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7

----—-

внеаудиторной деятельности: дискуссионных клубов, дополнительных образовательных программ. По мнению Ш. Шварца [1], именно культура оказывает влияние на индивида в социальной системе, проявляясь в стимулах.

С целью исследования ценностно-мотиваци-онных установок к иноязычной внеаудиторной деятельности у обучаемых-участников дискуссионного клуба ТГМУ проводилось интервьюирование на основе подхода Ш. Шварца. Согласно данному подходу, ценности индивида коррелируют с типом мотивации. Будущие специалисты полагали, что ведущими являются ценности достижения и власти (мотивация личного успеха и социальная мобильность), далее следовали конформность и благожелательность (сотрудничество и поддержка близких, друзей), затем — гедонизм и стимуляция (наслаждение от путешествий, фильмов, книг, спорта и новизна деятельности). Результаты исследуемой выборки показали, что аксиологической основой индивидуальной мобильности будущих медиков служат индивидуальные ценности достижения, власти, гедонизма, стимуляции наряду с групповы-

ми ценностями конформности и благожелательности. Самореализация в современном постиндустриальном обществе осуществляется на базе ценностей самоутверждения, самоопределения и сохранения. У большинства участников дискуссионного клуба наблюдались позитивные личностные изменения в развитии самоактуализации, стремления к успеху и толерантности.

Аксиологизация образовательного процесса вуза в контексте внеаудиторной деятельности является инструментом управления профессиональными и общекультурными компетенциями и способствует повышению готовности к академической мобильности, формируя практико-ориентирован-ные установки к конкурентоспособности человеческого капитала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черняева И.В. Проблемы межкультурной коммуникации и методы измерения межкультурной коммуникативной компетенции студентов, участвующих в международных программах // Вестник науки и творчества. 2016. № 1(1). С. 122—134.

FUTURE MEDICAL SPECIALIST AXIOLOGICAL ORIENTATIONS TO ACADEMIC MOBILITY

E.Y. Ogorodnikova

Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia

Annotation. The article deals with the problems of the human capital competitiveness in the era of globalization of education. Competences management in the higher medical educational institution environment basing the axiological approach and citing as an example future medical specialists' extracurricular activity is examined. Students' motivational-value based analysis has been conducted to present the academic and individual mobility vector development. Key words: global education, human capital, competitiveness, competences, extracurricular activity, individual mobility, academic mobility.

REFERENCES

1. Chemyeva I.V. Problems of intercultural communication and measurement methods of intercultural commu-

nicative competence of the international programs students.

Vestnik nauki i tvorchestva», 2016, no. 1(1), pp. 122—134 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.