Научная статья на тему 'Академическая мобильность как условие перехода университета на уровневую систему образования'

Академическая мобильность как условие перехода университета на уровневую систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗРОВАНИЯ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

Развитие академической мобильности является одним из важнейших направлений (путей) вхождения нашего университета в европейское и мировое образовательное пространства в рамках реализации Болонских соглашений при переходе на уровневую систему образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как условие перехода университета на уровневую систему образования»

Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА УНИВЕРСИТЕТА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие академической мобильности является одним из важнейших направлений (путей) вхождения нашего университета в европейское и мировое образовательное пространства в рамках реализации Болонских соглашений при переходе на уровне-вую систему образования.

Как известно, академическая мо-биль-ность — это возможность для студентов (прежде всего), а также для преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по тем или иным причинам недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях малой доступности современной литературы, нередко — ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах России. К сожалению, студенческая мобильность для нашей страны пока является скорее редким исключением, чем правилом. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Тем более не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские и иные зарубежные вузы. В Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой — она охватывает около 5-10% от общего числа студентов .

РГПУ им. А. И. Герцена является одним из первых начавших интеграцию в международное образовательное

пространство, как посредством введения двухуровневой системы образования, так и благодаря развитию академической мобильности студентов . Какова же ситуация с академической мобильностью студентов и аспирантов нашего университета?

За последние 9 лет более тысячи студентов, магистрантов и аспирантов стали участниками академических обменов в образовательных и научных учреждениях более 20 стран мира. В относительных цифрах ежегодно в среднем около 1% от общего числа студентов дневного отделения нашего университета принимают участие в различных видах образовательной, научной, ознакомительной, культурной и творческой деятельности вне стен нашего университета. Много это или мало? Вероятнее всего, что мало. Например, европейские страны — участники Болонского процесса на уровне министров образования уже обсуждают вопрос о доведении академической мобильности студентов своих стран до 20%.

Следует отметить, что более 8 0% загранкомандировок наших студентов осуществляется, главным образом, в рамках двухсторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Нашими постоянными партнерами в этом направлении международной деятельности являются университеты Германии, Финляндии, Кореи, Польши, США. Именно на долю университетов этих стран приходится более 70% всех загранкомандировок наших студентов, магистрантов и аспирантов. В последние годы появились университеты в Японии, Швейцарии, Франции, Бельгии и Китае, которые стали принимать наших студентов на различные сроки обучения и стажировок.

Сегодня можно говорить о том, что студенты практически всех учебных подразделений университе-

УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

та, включая наши филиалы в г. Выборге и г. Волхове, участвуют в академической мобильности. Лидерами в этом процессе являются гуманитарные факультеты, а именно, филологический факультет и факультет иностранных языков. На долю только этих двух факультетов приходится более 4 0% всех зарубежных командировок студентов университета.

Этот дисбаланс не случаен. Именно студенты этих факультетов хорошо владеют иностранными языками, заинтересованы в своем профессиональном росте и чаще других выезжают за рубеж по личным приглашениям.

Однако ситуация со временем, как мне кажется, может измениться, так как в последнее время большую заинтересованность в прохождении зарубежных стажировок стали проявлять и студенты других факультетов университета, например, факультетов экономики, управления, философии человека и некоторых других.

Особое внимание хотелось бы обратить на низкую активность участия наших студентов в различных национальных и международных конкурсах на получение грантов и стипендий для зарубежных поездок. В среднем за последние годы только около 5% наших студентов выезжали за рубеж в качестве победителей различных международных грантов и конкурсов. Ситуацию надо менять. Сегодня многие европейские страны предлагают большое количество стипендий для российских студентов, воспользовавшись которыми можно было значительно повысить академическую мобильность студентов нашего университета.

Всеми признанная и все более расширяющаяся мобильность студентов постоянно сталкивается с рядом трудностей. В частности, большими проблемами для наших студентов являются: получение своевременной и полной информация о возможностях обучения за рубежом; существенные различия в планах и программах обучения в вузах различных стран; и как следствие

этого — проблема перезачета изученных в зарубежных вузах предметов и учебных дисциплин; языковые проблемы. Недостаточное владение иностранными языками (однако здесь следует отметить, что ситуация со знанием иностранных языков нашими студентами в последнее время стала меняться. Например, студенты факультетов управления, экономики, социальных наук и др. уже готовы слушать без перевода лекции на английском языке); отсутствие опыта самостоятельного решения бытовых и других вопросов, связанных с обучением и проживанием в зарубежном вузе; отсутствие бюджетного финансирования для поддержания академической мобильности студентов в нашей стране.

Анализ источников финансирования зарубежных поездок студентов нашего университета показывает, что в настоящее время преобладают средства принимающей стороны и личные средства студентов (около 60% загранкомандировок) . Однако существенное финансирование зарубежных поездок студентов осуществляется за счет внебюджетных средств университета и в прошлом учебном году эта сумма составила более 1 млн руб., а

с учетом затрат университета на прием иностранных студентов в рамках обменных договоров, включая стоимость визовой поддержки, проживания и выплаты стипендии эта сумма в прошлом учебном году составила чуть менее 4 млн руб..

В Центральной Европе эта проблема не стоит столь остро. Предполагается, что все социально-бытовые расходы (проезд, проживание, питание, медицинское обслуживание и т. п.) студент берет на себя (чему способствуют разнообразные социальные программы, гранты и стипендии для студентов), а принимающий вуз предоставляет бесплатное обучение .

Подводя итог сказанному, сегодня можно говорить о том, что наш университет сделал лишь только первые

шаги в развитии академической мобильности студентов и для ее расширения необходимо: 1) продолжить поиск зарубежных партнеров в странах ближнего и дальнего зарубежья; 2) обеспечить своевременный доступ к информации о мобильности, включая создание на сайте университета специального раздела для студентов с информацией об основных европейских ресурсах и программах мобильности; 3) активнее участвовать в программе ERASMUS MUNDUS, предполагающей обучение студентов российских вузов в магистратуре в различных европейских университетах по самому широкому спектру направлений и специализаций; 4) расширять формы академической мобильности, в частности участие наших студентов в летних образовательных школах, организуемых университетами других стран, развитие образовательного туризма, обучение в зарубежных университетах-партнерах по дистантной форме; 5) развить межвузовскую академическую мобильность внутри нашего города, между городами России и стран ближнего зарубежья, а также приступить к реализации академической мобильности между факультетами, т. е. способствовать созданию междисциплинарных программ для студентов раз-

Материалы Ученого совета 30 апреля 2009 г.

личных факультетов нашего университета .

В заключение следует отметить, что развитие академической мобильности студентов в условиях российского образовательного пространства имеет ряд объективных норматив-но-правовых, финансовых, административных и академических ограничений. Некоторые из них могут быть сняты на федеральном уровне, а некоторые — на университетском. Однако важнейшим условием, на мой взгляд, является стремление самих студентов стать субъектами мобильности, иными словами, их желание получать образование в условиях разных образовательных программ разных университетов, разных стран и понимание того, каким образом это может быть сделано.

Отвечая на вопрос: нужна нам уровневая система образования или нет, могу одно-значно сказать, что если бы наш университет 17 лет назад не приступил к подготовке бакалавров и магистров, то сегодня в нашем университете практически не было бы иностранных студентов, а следовательно — внебюджетных средств, за счет которых университет активно развивает международную деятельность в течение последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.