Научная статья на тему 'Академическая мобильность как фактор интеграции Герценовского университета в мировое образовательное пространство'

Академическая мобильность как фактор интеграции Герценовского университета в мировое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность как фактор интеграции Герценовского университета в мировое образовательное пространство»

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Болонская декларация, которую Россия подписала в 2003 г., предполагает построение единого образовательного пространства в Европе на основе введения многоуровневой системы высшего образования и кре-дитно-модульной системы обучения, модернизации государственной системы гарантий качества образования и разработки внутривузовских систем управления качеством образования, новых форматов документов об образовании и модернизации схем финансирования образования.

Открытое образовательное пространство предусматривает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, как ожидается, будет способствовать достижению гражданами успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования .

Академическая мобильность — одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство. Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Специалисты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.

Академическая мобильность студентов — исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходи-

мостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества: умение выбирать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкультурной коммуникации; способность признавать недостаточность знания, т. е. знание о недостатке знания, которое определяет мотивацию к учебе; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в межкультурном аспекте; знание о других культурах, изученных изнутри, и др.

В этой связи академическую мобильность можно рассматривать как любой вид образовательной научной и культурной деятельности, осуществляемой в другом научном, образовательном или культурном учреждении города, собственной страны или другого государства.

К сожалению, студенческая мобильность для нашей страны пока является скорее редким исключением, чем правилом. В настоящее время в России даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Тем более не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские и иные зарубежные вузы.

РГПУ им. А. И. Герцена одним из первых начал интеграцию в международное образовательное пространство как посредством введения двухуровневой системы образования, так и благодаря развитию академической мобильности студентов.

Академическая мобильность студентов и аспирантов нашего университета организована в следующих формах:

Академическая мобильность как фактор интеграции Герценовского университета..

— двухсторонние договоры о сотрудничестве с зарубежными партнерами;

— участие в проектах Европейского сообщества (например, европейские проекты TEMPUS, ERASMUS MUNDUS);

— участие студентов и аспирантов в конкурсах на получение грантов и стипендий (например, стипендии DAAD, конкурсы АСПРЯЛ, стипендии Президента России и др.);

— использование национальных фондов зарубежных стран на академическую мобильность (например, программа академической мобильности студентов «FIRST» в Финляндии );

— стипендии Министерства образования и науки Российской Федерации;

— личная инициатива студентов и аспирантов;

— межправительственные договоры о сотрудничестве.

Какова же ситуация с академической мобильностью студентов и аспирантов нашего университета? За последние 9 лет чуть менее тысячи студентов, магистрантов и аспирантов нашего университета стали участниками академической мобильности, посетив более 20 стран мира. Основные цели зарубежных поездок: краткосрочное и включенное обучение и стажировки; прохождение всевозможных практик, в том числе педагогических; проведение научных исследований; сбор диссертационного материала; ознакомительные стажировки; обучение с целью получения диплома магистра; участие в научных семинарах, конференциях; участие в конкурсах, турнирах, студенческих форумах; участие в музыкальных фестивалях, концертные туры.

Большинство загранкомандировок наших студентов (более 80%) осуществлялась и осуществляется в рамках двухсторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Нашими постоянными

партнерами в этом направлении международной деятельности являются университеты Германии, Финляндии, Кореи, Польши, США (университет Северной Айовы). Именно на долю университетов этих стран приходится более 70% всех загранкомандировок наших студентов, магистрантов и аспирантов. В последние годы появились университеты-партнеры в Японии, Швейцарии и Франции, которые стали принимать наших студентов на различные сроки обучения и стажировок. Думается, что дальнейший поиск зарубежных партнеров, заинтересованных в этой форме международного сотрудничества, является перспективным для нашего университета.

Особое внимание хотелось бы обратить на низкую активность наших студентов в участии в различных национальных и международных конкурсах на получение грантов и стипендий для зарубежных поездок. Причин этому несколько: отсутствие достаточной информации о проведении таких конкурсов, отсутствие опыта в таком виде деятельности, плохое знание иностранного языка, а иногда — отсутствие интереса к обучению за рубежом.

Сегодня можно говорить о том, что студенты практически всех наших учебных подразделений, включая наши филиалы в г. Выборге и г. Волхове, участвуют в академической мобильности. Лидерами в этом процессе являются гуманитарные факультеты, а именно: филологический факультет и факультет иностранных языков. На долю только этих двух факультетов приходится более 4 0% всех зарубежных командировок студентов университета. Студенты этих факультетов хорошо владеют иностранными языками, заинтересованы в своем профессиональном росте и чаще других выезжают за рубеж по личным приглашениям. Однако в последнее время большую заинтересованность в прохождении зарубежных стажировок стали проявлять и студенты других факультетов университета,

например, факультетов экономики, управления, философии человека и некоторых других.

Однако всеми признанная и все более расширяющаяся мобильность студентов постоянно сталкивается с рядом трудностей. В частности, большими проблемами являются: а) своевременная и полная информация о возможностях обучения за рубежом; б)отсутствие двусторонних соглашений между странами, предусматривающих и регламентирующих мобильность студентов; в) существенные различия в планах и программах обучения в вузах различных стран и как следствие этого — проблема перезачета изученных в зарубежных вузах предметов и учебных дисциплин; г) языковые проблемы; д) отсутствие унификации дипломов и ученых степеней, присуждаемых в различных странах; е) отсутствие единой системы оценок знаний студентов.

Кроме того, специфика и проблемы академической мобильности в России заключаются в неплановом характере этой деятельности, отсутствии материально-финан-сового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен.

Для расширения академической мобильности студентов и аспирантов нашего университета необходимо предпринять определенные шаги.

1. Продолжить поиск зарубежных партнеров, заинтересованных в этой форме международного сотрудничества, особенно в таких странах, как Англия, Испания, Швеция и других, главным образом, европейских странах.

2. Своевременно информировать студентов университета о всевозможных конкурсах на получение стипендий и грантов для обучения и стажировок за рубежом.

3.Обеспечить доступность к информации о мобильности, включая

создание специальных сайтов об основных европейских ресурсах и программах мобильности; создать базу данных по всем двусторонним и многосторонним формам программ мобильности в Европе.

4.Более активно участвовать в программе ERASMUS MUNDUS, предполагающей обучение студентов российских вузов в магистратуре в различных европейских университетах по самому широкому спектру направлений.

5.Организовать консультирование по вопросам правильного заполнения и подготовки документов для участия в зарубежных командировках .

6.Предоставить возможность изучать иностранные языки всем студентам по их желанию.

7. Организовать поиск спонсоров для организации различных за-гранкоман-дировок студентов и аспирантов университета.

8.Расширить число участников мобильности и ее формы (в частности, имеются в виду открытие летних университетов для студентов и академического состава, распространение программ обучения по Интернету, поддержка партнерства между университетами по поводу обеспечения мобильности).

9.Развивать межвузовскую академическую мобильность внутри города, между городами России и странами ближнего зарубежья.

Развитие академической мобильности студентов в условиях российского образовательного пространства имеет ряд объективных нормативно-правовых, финансовых, административных и академических ограничений. Некоторые из них могут быть сняты на федеральном уровне, а некоторые — на университетском. Однако важнейшим условием является стремление самих студентов стать субъектами мобильности, иными словами, их желание получать образование в условиях разных образовательных программ разных университетов, разных стран и понимание того,

Академическая мобильность как фактор интеграции Герценовского университета..

каким образом это может быть сделано .

В заключение следует отметить, что наш университет сделал лишь только первые шаги в развитии академической мобильности студентов, и мне кажется, что реализа-

ция инновационной образовательной программы во многом будет способствовать в ближайшее время расширению академической мобильности не только наших студентов, но и преподавателей Герценовского университета .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.