современной семьи и ее отношения к школе; раскрывать содержа неэффективные формы, методы и технологии (организационно-дея-тельностные и психологические игры, творческие мастерские, проблемные лаборатории, дискуссии, а также клубы родительской культуры, семейные гостиные и т. д.) организации и проведения родительского всеобуча, предусматривать комплексный характер совершенствования знаний с применением научных методов исследования. Предлагаемая информация должна помочь учителям продуктивно выстраивать взаимодействие с родителями для комплексного решения образовательных задач.
Таким образом, в настоящее время вопросы развития партнерства школы и семьи все более активно интерпретируются в координатах пересечения интересов государства и общества: эффективность инструментария государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения существенно повышается при условии участия социальных институтов, одним из важнейших сегментов которых выступает семья. В связи с этим требуется создание новой, более эффективной системы социально-педагогической поддержки семьи, построение новых отношений между родителями и образовательными организациями. А повышение педагогической культуры родителей будет результативнее, если его осуществлять на основе системно-ком-плексного подхода, включающего организацию родительского всеобуча; подготовку будущего семьянина-родителя; введение
программ дополнительного профессионального образования для практикующих педагогов по работе в этом направлении, а также профессиональную подготовку будущих учителей к работе с семьей в современных условиях. Ре-ализовываться эти направления должны посредством рационального использования традиционного и инновационного практического инструментария.
Примечания:
1. Кирюшина О.Н.Формирование профессиональной компетентности педагогов к работе с семьей 8 современных условиях // Социален о-псих »логические проблемы современной семьи : сборник статей VIM Всероссийской (с международным участием} научно практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / под общ. ред. И.В. Ткаченко. - Ставрополь: Логос, 2018. -С 100-103.
2. Кочергина O.A. Подготовка будущего педагога к работе с родителями : учеб. пособие / O.A. Кочер-;: тина, Таганрог: Изд-ль Ступин CA, 20)7. - 58 с.
3. Кочергина O.A., О.Н. Кирюшина Программа "Си стемно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей"/ O.A. Кочергина, О.Н. Кирюшина, - [Электронный ресурс]. URL: http://nra-r ussia.ru/glavnaya/ roditelskoe-prosveshhenie/iuchshie-regionalnye-praktiki-roditelskogo-prosveshcheniya/ ros tovskaya-obla st/s i stem no-kom pie ksny ij-pocixod-k-organizaczii-povyisheniya-pedagogicheskoj kultUiyi rodrtelej.html
4. Кочергина О. A.r Кирюшина О.Н. "Школа будущего родителя" для старшеклассников в современ ной образовательной организации : учебное пособие. -Таганрог: Изд-льСтупин А.Н.,2018. - 72с.
5. Семеновских Т.6. Психолого-педагогическая работа учителя с родителями : учебное пособие. -Тюмень : Изд-воТГУ,2015,- 268с.
о
CXJ
-О Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
s
57
ACADEMIC MOBILITY AND DISABILITY IN HIGHER EDUCATION: A THEMATIC AND BIBLIOMETRIC ANALYSIS OF PUBLiCA TTONS ON THE PORTAL EUBRARY.RU
Kukuev Evgeny Anatotfevkh, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, Department of Child Psychology and Pedagogy
Vofosnikova Ludrntta Mlkhaylovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Director Ogorodnova Olga Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences Head of Department of Child Psychology and Pedagogy Institute of Psychology and Pedagogy, Department of monitoring research Resource training center for the disabled and persons with disabilities, Tyumen State University, Tyumen
The social context of the problem is associated with the low level of involvement of students with disabilities in academic mobility in Russia and abroad, in spite of international and domestic imperatives and increasing flexibility and transparency of living conditions. The aim of the study is to analyze and categorize the Russian scientific products posted on the portal eL1BRARY.RU, concerning the problem of academic mobility and disability in higher education. The method of research is bibliographic and thematic analysis. We analyzed 1662 scientific publications placed in the scientific library "elJBRARY.RU" for the period from 1999 to 2019, Results. The number of publications grew steadily between 1990and 2018, especially since 2011, When is the proportion of studies in category "Akademic mobility of students with disabilities, is 0,0009%. The distribution of scientific research by branches of knowledge was uneven. Pedagogical and Psychological aspects of inclusion prevail. The results show ideas about intersecting topics, "empty" and problem areas and breakthrough research topics in this direction. The next step in the research is to conduct research in problem areas and analyze the representation of Russian scientific publications on this topic in international databases (SSCi) on the basis of the hypothesis of their insignificance.
Keywords: higher education; students with disabilities; inclusion; academic mobility; bibliometric analysis.
S
LU S
О LU
< et
LU
#
58
УДК 3376.3 ВАК РФ 13,00,08
& КукуевЕ.А., 2019 & Во/тоениковаЛМ, 2019 & Отроднова О.В., 2019
КУКУЕВ Евгений Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, кафедра Психологии и педагогики детства
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ИНВАЛИДНОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕМА ТИЧЕСКИЙ И БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ НА ПОРТАЛЕEUBRARY.RU *
Социальный контекст проблемы связан с низким уровнем вовлеченности студентов- инвалидов в академическую мобильность в России и за рубежом, вопреки международным и отечественным императивам и возрастающей гибкостью и транспаренюстъюусловий жизни. Целью исследования является анализ и категоризация российской научной продукции, размещенной на портале eLIBRARY.RU, касающейся проблемы академической мобильности и инвалид ности в высшем образования на основе библиометрических и наукометрических показателей. Методом исследования избран библиографический и те магический анализ. Мы проанализировали 1662 научных публикаций, размещенных в научной библиотеке "eUfiRARY.RU" за период с 1999 по 2019 год. 2019 год также был включен в анализ. Результаты. Число публикаций неуклонно росло в период с 1990 по 2018 особенно с 2017 года. При этом доля исследований, по категории "Академическая инвалидность студентов с инвалидностью, составляет 0,0009%. Распределение научных исследований по от раслям знаний оказалось неравномерным. Педагогические и психологические аспекты инклюзии преобладают. Результаты показывают представления о пересекающихся темах, "пустых"и проблемных местах и прорывных тем исследований в данном направлении. Следующим шагом в проведении исследования являе тся проведение исследований в проблемных зонах и анализ пред ставленности российских научных публикации по данной теме в международных базах данных (SSCI) на основе гипотезы об их незначительности.
Ключевые слова: высшее образование; студенты с инвалидностью; инклюзия; академическая мобильность; социальная модель инвалидности; библиомет рический анализ.
ВОЛОС! ШОВА Людмила Михайловна, кандидат исторических наук доцент, директор
ОГОРОДНОВА Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой Психологии и педагогики детства
Институ т психологии и педагогики, Отдел мониторингов ых исследований Ресурсного учебно-ме тодического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тюменский государе твенный университет, Тюмень
Современный мир становится все более транспарентным. В XXt веке все более прозрачными становятся границы между культурами, государствами, континентами, регионами, отраслями деятельности и знаний. Профессиональное и личное образовательное пространство для развития становится все более динамичным. Несмотря на порой активно насаждаемые, но эмпирически не доказанные концепции геополитического одиночества, устойчивое и успешное развитие в этом мире невозможно без активного взаимовлияния и взаимообмена (Ю. Харари, 2018) [31J. Уже 8 элитарном университете XVW-XiX вв. академическая мобильность становится неотьемлемой частью образования. В современном эгалитарном мире изоляция -личная и институциональная - бесперспективна. "Охота к перемене мест" (весьма мучительное свойство) {A.C. Пушкин. Евгений Онегин) - сегодня не просто цель для себя. Культура современного профессионала - это неономадистская культура, требующая особых компетенций и условий для их формирования в социальной и образовательной среде, Умения коммуницировать с разными культурами и людьми, меняться и работать со своей идентичнетью являются значимыми компетенциями в XXI веке. Опыт мобильности в высшем образовании - виртуальный и реальный, профессиональный и транспрофессиональный - должен априори закладываться в обра-
* Исследование выполнено При финансовой поддержке РФФИ и рамках научного проекта 19-013-00373 А "Академическая мобильность студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях трансформации высшего образования".
зовательном процессе, включая цели и контент образовательный программы, среду, условия и результаты.
Зарубежное и российское образовательное пространство, прежде всего высшее, уже в достаточной степени демонстрирует открытость, одним из проявлений которой являются программы академической мобильности {далее АМ). Участие в этих программах студенчества, исследователей, профессоров свидетельствует об уровне университета и проявляется в соответствующих индикаторах международных рейтингов.
В актуальную повестку российского образования входит мировой тренд, направленный на усиление интеграции для производства инноваций как свойства эмерджентности открытых систем, на основе взаимодействия в гетерогенной среде.
Академическая мобильность как контекст, принцип, форма, механизм образовательной политики человечества, государства, университета на субъектном уровне обеспечивающийся соответствующими психологическими образованиями находится в сфере внимания мировой науки. Общий подход пока не выработан, но результаты исследований дают воз-можность проанализировать АМ и во внешнем аспекте как инструмент образовательной среды, так и во внутреннем - как свойство личности студента, обеспечивающее готовность и успешность реализации АМ.
При этом остается открытым вопрос об АМ студентов с инвалидностью. Несмотря на то, что феномен студента с инвалидностью не является сегодня эксклюзивным в высшей школе, и инклюзия входит в актуальную образовательную повестку всех университетов, необходимо усиление именно научного внимания к данному вопросу. Наука должна дать необходимую динамику социальной модели инвалидности в противовес медицинской. Нужно оправдать посыл Л.С. Выготского: "Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом" [13, С.6]. В частности, корректировка, а в конечном счете уход от медицинских терминов в государстве и высшей школе - "ограниченные возможности здоровья", "маломобильные группы" Для этого необходимо проанализировать тенденции в отечественной науке в части академической мобильности студентов с инвалидностью.
Метод и процедура. Данное исследование проведено на основе библиометрического анализа публикаций, представленных на платформе eUSRARY с 1999 года, являющегося разновидностью количественных и качественных методов анализа. История и этапы развития библиометрии, возможности и ограничения в России представлены в публикации А.Е. Гусь-кова |14]. Примерами подобного анализа в сфере образовательной инклюзии на основе анализа данных SSCI являются недавно опубликование работы, которые позволили, по мнению авторов, выявить пересекающиеся темы. [33]
Платформа eLIBRARY.RU, созданная по инициативе РФФИ для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям, с 2005 года eU8RARY.RU начала работу с русскоязычными публикациями и ныне является ведущей элек-г тронной библиотекой научной периодики на русском языке в мире". [34] Любой исследователь, проводя обзор литературы с использованием этой платформы будет получать результаты, представленные в данной статье.
При этом, анализ научных публикаций с 1999 года позволяет оценить содержание и тренды в исследуемой области.
Первым этапом анализа было выделение ключевых слов поиска.
По запросу "Мобильность" найдено 17613 публикаций, из которых - 2847 (16,2%) посвящены "Академической мобильности". Из них исследованию "Академической мобильности студентов" в библиотеке найдено 1100 публикаций (38,6% от АМ). Последнее соотношение оцениваем нормально, когда более трети исследований академической мобильности посвящено непосредственно студентам.
По запросу "Академическая мобильность студентов с инвалидностью" - 2 публикации; "Академическая мобильность студентов сОВЗ" - 1; "Профессиональная мобильность студентов с инвалидностью" - 7. Непосредственно данной теме посвящена только статья Е.А. Ку-куева, И.В. Патрушевой [19]. 10 публикаций составляет 0,009% от публикаций по запросу "Академическая мобильность студентов" в библиотеке (1100}. Даже количественное соотношение (0,009%) свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к этому вопросу. Эта же ситуация и на уровне образовательной политики в сфере академической мобильности студентов с инвалидностью (из гранта). То есть, ситуация может быть представлена: нет программ АМ - студенты с инвалид-
о
CXJ
-0 Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
s
59
ностью не реализуют АМ - нет соответствующих исследований. Но,может, согласно Выготского, наука может встать во главе преобразований и обозначить, актуализировать ситуацию АМ студентов с инвалидностью, подготовив ее теоретически?
Дополнительный анализ публикаций исследований феномена "инклюзии в высшей школе", "студентов с инвалидностью" свидетельствует о существующих наработках в этих направлениях.
Для формирования исследовательского поля "инклюзии в высшем образовании" в библиотеке eLIBRARY.RU было сделано свыше 30 различных запросов в поисковой форме. Полученные результаты были проанализированы на соответствие исследуемой теме и пересечение публикаций (одновременное присутствие в разных запросах). Первоначально был сформирован список публикаций по запросу "Студент с инвалидностью", в последующих запросах повторяющиеся публикации удалялись. Соответствующими проблеме исследования и значимо не пересекающимися были определены следующие подборки: ^ о
- "Студенте инвалидностью" - 676 публикаций;
- "Студент с ОВЗ" - 857 публикаций;
- "Инклюзия в университете" - 83 публикации; (А
- "Инклюзия в высшей школе"- 46 публикаций.
Уже данный факт выделения четырех значимо не пересекающихся (менее 1% публикаций) массивов исследований, выделяемых по соответствующим запросам, представляет интерес и отражает, как минимум, проблему понятийного характера, что является свидетельством слабой теоретической разработанности и значимых методологических различий.
Прежде всего, несовпадение запросов "Студент с инвалидностью" и "Студент с ОВЗ" требует скорейшего научного уточнения данных понятий. Категорию "инвалидность" устанавливает медико-социальная экспертиза (МСЭ) (Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 №101 Зн; Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года
№ 95 "0 порядке и условиях признания лица инвалидом"). В свою очередь "ОВЗ" подтверждает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК - Положение о ПМПК (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09,2013 №1082)), которая осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних (ст.2ФЗ "Об образовании в РФ"). То есть, с правовой точки зрения, студент с ОВЗ может быть только до 18 лет, доля которых среди студентов незначительна. При этом доля публикаций по запросу "Студент с ОВЗ" больше на 26,8%, что требует дополнительного анализа.
Различие выборок по запросам "Инклюзия в университете" и "Инклюзия в высшей школе" может являться тенденцией советского времени в виде выделении в высшем образовании: институтов, академий, университетов. Или показывает соотношение общего (высшей школы) и частного (конкретного университета).
(Л
е-й
гм
ч> м
Л
гч
тН
»
гЧ
гм 1
00 1
3
Л < .с
> г^ ^ ^ ^ г^
<1?
г*
т?
<1?
о?
,0
ч*
Л С
Рисунок 1 - Количество индексированных публикаций по исследуемой теме в библиотеке eLIBRARY.RU
Таким образом, для анализа были выбраны 1657 научных публикаций, размещенных в научной библиотеке "eLlBRARY.RU" за период с 1999 по 2019 год. 2019 год также был включен в анализ для понимания тенденций актуальных научных исследований. Основными критериями выбраны: "год публикации"; "научная область"; "цитирование". Отметим, что критерий "научная область" обладает невысоким уровнем строгости. Отнести некоторые статьи именно к педагогической или к психологической области можно только условно. В спорных моментах анализировался основной предмет статьи.
Запрос с 1999 по 2003 гг. в библиотеке "eLiBRARY.RU" показывает 4 публикации, но при содержательном анализе выявлено, что
они не имеют отношения к инклюзии в высшей школе. Отметим, что инклюзия в высшем образовании (в эти годы и ранее) представлена достаточно, например, факты системного обучения с 1934 года глухих и слабослышащих в Московском высшем техническом училище (МПГУ им. Н.Э. Баумана), с 1960-х годов обучение студентов с инвалидностью осуществляют: Ленинградский государственный педагогический институт им, А.И. Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт, Загорский эксперимент И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова. Достаточно большое количество исследований и публикаций в этом направлении, но то, что они не индексированы в данной библиотеке,затрудняет их поиск и анализ (Клюшников Е.В. От рабфаков до вузов, 1991 [18]; Агавеляни Р.О. др. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете, 2002 [1 ] и т.д.). И то, что исследователи, обращаясь к поиску на данном портале не получают полную и достоверную информацию, показывает явные недоработки электронной системы, которые необходимо нивелировать.
Таким образом, в библиотеке "eLIBRARY.RU" первые публикации, имеющие отношение к теме инклюзии в вышей школе, показаны следующие:
- Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.8., Зайцев Д.В., Наберушкина Э.К. Политика в сфере высшего образования инвалидов И Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. №1 Ж. 91-114.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.8. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. 2004, № 7. С. 38-50.
- Рагозинская ВТ. Исследование образа я у людей с ограниченными физическими возможностями // В сборнике: Ананьевские чтения -2004 юбилей Кафедры медицинской психологии и психофизиологии: материалы Научно-практической конференции, 26-28 окт. 2004 г. Санкт-Петербург, 2004, С. 64-65,
Как показывает дальнейший анализ, психолого-педагогическая тематикз является определяющей. Период с 2004 по 2010 гг. также представлен на портале очень слабо и не от-
ражает реальную ситуацию с исследованиями (см. табл. 1): 2004 год - 3; 2005 год - 1; 2006 - 0; 2007 - 2; 2008 - 3; 2009 - 2; 2010-5.
Треть из публикаций относятся к адаптивной физической культуре, В частности, первым индексируемым в библиотеке учебным пособием является "Паралимпийское движение. Спорт инвалидов в России" (Мандриков В.Б., Пивоварова Е.В., 2007) [22].
Таблица 1 - Распределение публикаций на портале eLIBRARY.RU (научная область/год)
Образование Психология Физ. воспитание ♦спорт Социология Медицина Юриспруденция Общее по году
ДО 2011 6 2 2 2 3 1 16
2011 8 5 1 2 16
2012 19 9 3 3 2 36
2013 26 9 3 2 2 42
2014 33 39 4 5 1 82
2015 116 43 12 5 4 1 181
2016 160 97 18 9 6 1 291
2017 211 107 49 9 7 1 384
2018 268 152 41 16 6 2 485
2019 55 41 24 2 1 1 124
Общее по сфере 902 504 156 54 34 7 1657
о cu
-О Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
V
S
61
С 2011 года начинается устойчивый рост количества публикаций,индексируемых в библиотеке - 16 (см, табл. 1). Причем, 8 публикаций выдаются по запросу "Студент с инвалидностью" (Образование - 3; Психология - 2; Медицина - 2; Социология - 1) и 8 публикаций по запросу "Студент с 083" (Психология - 3; Образование - 5).Тема тика публикаций (12 статей - в журналах, 5 - в сборниках конференций, 1 - монография) включает: проблемы сопровождения, адаптации и социализации студентов с инвалидностью и ОВЗ, включая проблемы волонтерства; организации образовательного процесса, включая дистанционное образование. Наибольшее внимание исследователей (согласно индикатору цитирования -23) привлекла статья ДА. Леонтьев, Л.А. Александрова, A.A. Лебедева "Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с 083 в условиях инклюзивного образования" [21].
В 2012 году в библиотеке индексировано 36 публикаций (см, табл. 1),Тема "сопровождения" расширяется от анализа в вузах Швеции и Финляндии (Зиновьева В.И., Берсенев М.В., 2012) [16] к целостной системе сопровождения абитуриентов (Сизикова В.8., Тюрина H.A., 2012) [27]. Но вновь большее внимание привлекает
LH
s ^
ü LH
<
d
LH
*
62
(15 цитирований) психологическая тематика исследования виктимизации и девиктимиза-ции студентов с 083 (Фоминых Е.С., 2012) [30]. Медицинское направление представлено исследованием анализа заболеваемости и инва-лидизации студенческой молодежи {Проскурякова Л.А., Зинчук С.Ф., 2012) [26].
В 2013 году прирост индексируемых публикаций составил 16,7% и составил 42 (см. табл. 1}. Наибольшее внимание привлекли исследования Л.В. Анникова, С.И. Тарасова, Е.В. Тара-нова "Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью" (19 цитирований) [6] и Е.А. Мартыновой "Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов" (16 цитирований} [23]. Одной из центральных публикаций можно считать статью Е.Е. Айсмонта-са "Социальная реабилитация и интеграция в общество студентов с 083 (опыт, проблемы, перспективы)" [3]. Кроме того, отметим появление первого (поданным библиотеки) специализированного учебного пособия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ "Методические рекомендации по обучению студентов с 083" (Айсмонтас Б.Б., Быстрова И.8., МГППУ} [2].
В 2014 году, по сравнению с 2013 прирост в библиотеке составил 95,2% - проиндексировано 82 публикации (см. табл. 1), Центральными работами стали (по цитированию}: исследование Л.А.Александровой, А.А.Лебедевой и В.В. Бобожей, посвященное анализу психологических ресурсов личности в социально-пси-хологической адаптации студентов с ОВЗ (30 цитирований} [5]; учебное пособие С.Н. Соро-коумовой "Инклюзивное образование" (11 цитирований) [29]. С этого года начинают систематически появляться статьи, представляющие анализ опыта конкретного вуза: статья А.И. Ахметзяновой "Организация инклюзивного образования лиц с 083 в Казанском федеральном университете" (26 цитирований) [8].
Резкий прирост (120,7%) индексируемых публикаций проявился в 2015 году - 181 (см, табл. 1). Самой цитируемой работой стала статья И.В, Евтушенко, Н,Г. Готовцева, А.И. Слепцова В.М., Сергеева "Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ОВЗ глазами инвалидов" (35 цитирований) [15]. 8 области образования заслужило внимание исследователей учебное пособие "Инклюзивная практика в высшей школе" коллектива авторов (А.И. Ахметзянова, ТВ. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А, Нигматуллина,
A.A. Твардовская, А.Т. Файзрахманова} - 22 цитирования [7]. 8 области физического воспитания статья 8.А. Петькова, Ю.В. Бессарабовой "Технология физического воспитания студентов с 083 и инвалидов" (21 цитирование) [25]. Также актуальными темами стали: жизнестойкость студентов с ОВЗ, применение электронного и дистанционного обучения и готовность педагогов к работе в инклюзивном образовании.
В 2016 году в библиотеке индексирована 291 публикация (прирост 60,8%, см. табл. 1}. С этого года систематически начинают публиковаться статьи, посвященные исследованиям, организованным в рамках проекта "Ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с 083". Именно этой теме посвящена одна из центральных работ этого года: учебно-методическое пособие "Методические рекомендации по внедрению модели РУМЦ трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и 083 и совершенствованию профориентационной работы" (A.A. Бикбулатова, Е.А. Петрова, A.B. Карплюк} [9]. Основными (по цитированию} темами в 2016 году были: формирование готовности преподавателей к инклюзии (15 цитирований}, социально-психологическая адаптация (13 цитирований).
В 2017 году в библиотеке индексировано 3 84 пуб л и ка ции (п ри рост 32%, см. табл. 1). Центральное место в тематике публикаций занимает "социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью и ОВЗ" - 25 работ (8,8%}. В частности, статья Б.Б. Айсмонтас, М.А. Одинцова- 19 цитирований [4]. Кроме того, внимание исследователей привлекла проблема рисков образовательной инклюзии - 2 статьи (Л.М. Волосникова, Г.З. Ефимова, О.В. Огороднова, ТюмГУ [12]; М.Р. Хуснутдинова, МГППУ [32]} -в целом 22 цитирования.
В 2018 году в библиотеке индексировано 485 публикаций (прирост 26,3%, см. табл. 1}. Особое внимание было уделено проблеме готовности (32 публикации), начиная с готовности вузов к реализации инклюзивного образования (Н.М. Борозинец, Л.В. Халяпина [10] и т.д.). Далее готовности ППС к обучению инвалидов в вузе (Н.Ю. Сорокин,Т.Г. Луковенко]28] и т.д.). Готовность "условно здоровых студентов" к инклюзии (Д.В. Лапин, A.C. Машанова, М.С. Мельникова [20] и т.д.). Готовность студентов с инвалидностью к обучению в вузе и профессиональной деятельности (С.А. Петунова, Н.8. Григорьева [24] и т.д.)
Для анализа актуальных тенденций мы проанализировали и индексированные публикации за 2019 год. Найдено 124 публикации (см, табл. 1), Каждая пятая публикация выполнена в области физического воспитания. Особое внимание уделяется методическим и психологическим аспектам организации занятий со студентами с 083, Кроме того, анализируется роль физического воспитания в формировании значимых качеств студентов с инвалидностью. Продолжаются исследования профессиональной мобильности студентов с инвалидностью [11].
Проведенный обзор позволил выявить следующие тенденции:
1. Систематичный рост количества индексируемых в библиотеке публикаций по контекстам инклюзии в высшей школе. Прирост около 100% (по сравнению с предыдущим годом) фиксируется в 2011,2012,2014,2015 гг. При этом в среднем количество публикаций увеличивалось на 85,5% (см. табл. 1).
Доминирование в публикациях образовательной сферы - естественно (904 публикации - 54,4%) вопросы организации инклюзивного образования в высшей школе, начиная с инклюзивной образовательной политики в мире и государстве, формирования инклюзии в образовании региона и конкретного университета и, конечно, методологические и методические вопросы реализации инклюзивного образования.
Практически каждая третья публикация отражает психологические контексты инклюзии (504 публикации - 30,3%). Это также соответствует интуитивной логике. Спектр тем касается, прежде всего, проблеме психологической готовности всех субъектов образовательного процесса к инклюзивному образованию.Анализируются личностные особенности, способствующие получению высшего образования студентами с инвалидностью: жизнестойкость, мотивация, благополучие. Особое внимание уделяется психологическим контекстам адаптации и сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью,
156 публикаций (9,4%) демонстрируют результаты исследований в области инклюзии физического воспитания, физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт являются не только значимым ресурсомдля адап-
тации и становления людей с инвалидностью (например, гольф для лиц с ОВЗ), но и важным образовательным компонентом профессионального развития.
55 публикаций (3,3%) выполнено в социологическом ракурсе. Несмотря на тенденцию роста (см. табл. 1), считаем недостаточно исследований в данной области. Социологический контекст инклюзии важен, учитывая актуальность сегодня социальной модели инклюзии.
36 публикаций (2,2%) отражают исследования здоровья и связанных с ним контекстов образовательной деятельности. Конечно, медицинская модель инвалидности не должна доминировать в современном образовании. Но, исследование физиологических аспектов субъектов инклюзивного образования должно быть более системным.
Особо следует уделить внимание исследо-; ваниям инклюзии в высшей школе с позиции юриспруденции. Анализ запросов в ресурсные учебно-методические центры университетов показывает острую потребность в правовом обеспечении и регулировании в этой области. А для этого необходимы исследования, результаты которых реализовывалисьбы в правовой практике инклюзивного высшего образования.
Дополнительным компонентом анализа может выступать "количество цитирований". С одной стороны, понимаем неоднозначность данного индикатора, С другой - наличие цитирования (а может даже важнее - отсутствие) может выступать как показатель востребованности / невостребованности результатов исследований.
Таблица 2 - Количество цитирований анализируемых публикаций
о си
-0 О-
ш о; ь-X
о
си со,
со х
Л"
Ё
63
1999-2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество публикаций 16 16 36 42 82 181 291 384 485
Количество цитирований 120 64 123 128 236 483 446 421 118
Среднее 7,5 4 3,4 3 2,9 2,7 1,5 1,1 0,24
Количество публикаций с «нулевым» цитированием 7 8 20 21 38 87 168 269 426
Конечно, цитирование имеет кумулятивный эффект, но полученные данные позволяют увидеть некоторые тенденции:
- увеличение количества публикаций не приводит кувеличению количества цитирований. Графически строка "Количество цитирований" (см. табл. 2) напоминает нормальное распределение с пиком в 2015 году. Напомним,
UJ
S ^
О UJ
< a.
UJ
*
64
что в этом году 4 публикации (эмпирические) имеют свыше 20 цитирований каждая (см. анализ 2015 года);
- при росте количества публикаций уменьшается среднее количество цитирований на одну работу. Конечно, "средняя температура по больнице" не является весомым аргументом, но выявляемая тенденция требует дополнительного анализа;
- количество публикаций с "нулевым" цитированием имеет тенденцию к увеличению. Причем, их более 50% от общего количества публикаций, исключение составляют 2014,2015 гг. И если актуальными считаются исследования за последние три года, то в 2016 году "нулевых" публикаций - 57,7%, в 2017 - 70%, в 2018 - 87,8%.
Анализ "количества" необходимо дополнять анализом качества публикаций. Но факт того, что свыше 50% публикаций не цитируются, говорит либо о невостребованности результатов исследований, либо о переизбытке информации, либо о технических проблемах работы библиотеки.
Таблица 3 - Вид анализируемых публикаций
год 1999-2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
журнал 7 12 24 16 51 96 148 159 232 60
конференция 5 3 5 18 25 70 128 214 245 63
уч.пособие 4 1 7 8 6 12 9 9 8 1
монография 3 6 2
16 16 36 42 82 181 291 384 485 124
Дополнительным критерием анализа выступил "вид публикаций" Рассматривались следующие виды: журнал - статьи в российских и зарубежных журналах; конференция - статьи, опубликованные в сборниках конференций; уч. пособие - все виды учебно-методических пособий; монография. Выделяется несколько тенденций.
- Количество публикаций в сборниках конференций с 2017 становится определяющим. Это представляется логичным вследствие того, что в конференциях одновременно представлено большее количество участников. Кроме того, начинают проводиться конференции, непосредственно посвященные данной теме, например "Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы" (2017). В то время как специализированных журналов по тема инклюзии незначительно.
- Распределение по годам количества учебных пособий может рассматриваться как равномерное.
- Количество монографий (11) явно не отражает значимость данной темы и востребованности обобщающих научных работ. Отсутствие монографий в 2018 году (возможно, еще не индексированы?) не объяснимо в сопряженности с актуализацией темы инклюзии в государственной политике и особенно в области образования.
Важным ресурсом в направлении исследований и демонстрации результатов становления инклюзивного высшего образования в России является создание с 2016 года ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц сОВЗ (РУМЦ). Потенциал данных объединений видится, в том числе:
- накопление базы теоретических и эмпирических исследований;
-создание открытой статистики BIGDATAno инклюзии;
- выпуск по РУМЦ ежегодных отчетов в открытой форме;
- выпуск специализированных изданий по инклюзии: справочная, методическая литература.
Авторы понимают, что представлены, по сути, только сырые (количественные, обобщенные и т.д.) данные. Объем статьи не позволил авторам исследования показать содержательный анализ публикаций. При этом, авторами начат сравнительный анализ количества и тем публикаций с изменениями в государственной политике в сфере инклюзия (программа "Доступная среда", изменения в образовательных стандартах и т.д.).
Возможные (и существующие) погрешности данного анализа являются следствием работы с библиотекой (поисковая форма, параметры поиска и т.д.). Четко просматривается тенденция на расширение как количества, так и тематики публикаций. Инклюзивное образование и академическая мобильность только входят в активную фазу становления в высшей школе, поэтому самое время переходить от количества публикаций к их качеству.
Литература:
1. Агавелян P.O.,Мартынова Е.А. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете. Челябинск : Чел ГУ, 2002,-128 с.
2. Айсмонтас В.Б, Бы строе а И.8. Методические ре комеидации по обучению студентов с ОВЗ : учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. - М.: МГППУ, 2013. - 43 с.
3. Айсмонтас Б.is. Социальная реабилитация и интеграция в общество студен тов с ОВЗ (опыт, проблемы, перспективы) //В сборнике: Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультирование и дистанционное обучение) : материалы И! Международной научи (^практической конференции / под редакцией Б.Б, Айсмонтаса, В,Ю.Меновщикова.-М., 2013,- С. 223-230.
А. Айсмонтас Б.Б,, Одинцова М.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью И ОВЗ // Психологическая наука И образование. - 2017. - Т. 22. - NO 1. - С 71 -80. h tips:// elibta ry.ru/down!oad/e!ibraFy_291 59761 _ 14240395.pdf
5. Александрова Л.А., Лебедева A.A., Бобожей В, В. Психологические ресурсы личности и социаль-1-ю психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. - 2014. -Т. 19. - № 1. -С. S0-62. https://ittbrary.rH/download/ elibrary_21520100_372l83Q1.pdf
6. Анникова Л.В., Тарасова СИ., Таранова Е.В. Повышение уровня социальной образованности студентов с инвалидностью ФГБОУ ВПО "Ставропольский государственный аграрный универси-тет" с использованием средств социального образования // Вестник АПК Ставрополья. - 2013. -№> 4 (12). - С. 7 10. https://elibraiy.ru/download/ ehbrary_21129547_60781228.pdf
7. Ахметзянова А.И. идр. Инклюзивная практика в высшей школе : учебно-методическое пособие / А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.Т. Курбанова, И.А. Нигматуллина, A.A. Твардовская, А,Т. файзрах манова. -Казань : Казанский федеральный уни верситет, 2015,- 224 с.
8. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Казанском федеральном университете // Образование и саморазви тие. - 2014. - № 2 (40). - С. 208-212. hllps://elibra ry.ru/ downioad/ehbrary_217.31219j64132058.pdf
9. Бикбулатова A.A., Петрова Ё.А., Карплюк A.B. Методические рекомендации по внедрению модели РУМЦ трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ и совершенствованию профориентацией ной работы : учебно-методическое пособие. - М. : РГСУ,201б, -152 с
10. Бороэинсц Н.М., Халяпина Л.В. Сосотояние готовности вузов к реализации высшего образования для обучающихся с ЛВЗ и инвалидностью (на примере Северо-Кавказского Федерального округа) // В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве-материалы Ш Международного интернет-симпозиума / под редакцией Н.М. Борозинец, Ю.В. При-лепко, О.Д. Сальниковой. - 2018. - С. 37-44.
11. Братцева O.A., Миронов A.B., Миняйло К,О., 6у латова O.S. Развитие профессиональной мобильности студентов с инвалидностью на этапе подготовки в вузе // Science for Education Today. -2019. - T. 9. - №' 1. - С. 109-122. https://elibrary.ru/ d о wn I oad/e Ii b га ry_38165987„4 9768807. pdf
12. Волосникова Л.M., Ефимова Г.З., Огород нова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт ре-
гионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая на ука и образование.-2017.-Т. 22.- № 1.-С. 98-105. https://e! i bra ry. rti/d own loa d/e I i bra ry_2915 9764_ 74139230.pdf
13.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии : [сборник работ] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995,-527 с.
14.Гуськов А. F.. Российская наукометрия: обзор исследований. - 2015. -■ № 3. - С. 75-86.
15. Евтушенко И.8., Готовцев Н.Г., Слепцов A.M., Сергеев 6.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и 083 глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - N9 12-3, - С. 492 -496. https:// ellbra ry.ru/downlond/clibra ry.. 2 5305910 48240334.pdf
16.Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Развитие системы сопровождения студентов с 083 в вузах Швеции и Финляндии // Вестник Томского государственного университета. История. - 2012. - N5 1 (17).-С 176-179.
17.Зиновьева В.И., Берсенев M.S., Мозгалева П.И., Подготовка социальных работников и принци " иы инклюзии в университетах Финляндии // Высшее образование сегодня. - 2014. - Ы® 11. - С. 39-42. h»ps://eiibra ry.ru/download/eitbFary_23249892_ 97511 269.pdf
18.Клюшников, Е. 8. От рабфаков до вузов. К 60-летию первичной организации работников ин гедлектуального 'груда Ленинградского правления 8ОС. - М. : ВОС, 1991, - 52 С.
19. Кукуев Е.А., Патрушева И.8. Академическая мобильность как фактор повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью // Образование: молодежь, конкурентоспособность : сборник докладов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-лет-нему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г.Ф. Шафранова-Куцева. - 2018. - С. 232-236.
20.Лапин Д.В., Машанова A.C., Мельникова М.С. Готовность студентов к вступлению в инклюзивное образовательное пространство вуза: социологический аспект // Теория и практика общественного развитая. - 2018. - N9 7 (125). - С. 44-49.
21.Леонтьев Д,А., Александрова Л.А,, Лебедева A.A. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с 083 в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 80-94. http$://elibra ry.ru/downioad/eltbrary_17046478_ 34431893.pdf
22.Мандриков В.Б., Пивоварова Е.В. Параолим пийское движение. Спорт инвалидов в России : учебное пособие / Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; Волгоградский государственный медицинский университет, Кафедра физической культуры и здоровья. - Волгоград, 2007. - 52 с.
23.Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013, -Т, 5,- № 1. -С 83-87.
о
CXJ
M Q-Ш
щ
ь-X
о
си
со
со г
s
65
LH
s
ü UJ
<
d UJ
24.Гк'туноеа С.А., Григорьева H.8. Психологическая готовность инвалидов к будущей профессиональной деятельности И 8 сборнике: Качество и конкурентоспособность в XXI веке ¡ материалы XVI Международной научно-практической конференции. - 2018,-С. 233-241,
25.Петьков 8.А., Бессарабова Ю.В, Технология физического воспитания студентов с ОВЗ и инвалидов // Теория и практика общественного развития. - 2015,- №5,-С. 139-141. https://elibrary.ru/ download/ehbrary_23222959_23477l51.pdf
26. Проскурякова Л.А., Зинчук С.Ф. Анализ заболеваемости и инвалидизации студенческой молодежи за десятилетний период // Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С 42-44. https://eiibrary.ru/downlo3d/etibrary_ 19322421_28558328.pdf
27.Сизикова 8.8., Тюрина H.A. Система сопровождения абитуриентов и студентов вузов в условиях инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета.-2012,-^8(108).-С 104-10/.
28.Сорокин Н.Ю., Луковеико Т.Г. Готовность профессорско-преподавательского состава к обучению инвалидов е вузе // Психологическая наука и образование. - 2018.-Т. 23.- № 2.-С.68-76.
29. Copo коу мо в а С.Н. Инклюзивное образование : учебное пособие. М.:МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014, - 203 с.
.ЗО.Фоминых Е.С, биктимизация и девиктимиза-ция студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. -2012,- №4.-С. 40-48. https://eJibrary.ru/download/ ehbrary_18912628_11850869.pdf
31.Харари Ю. Homo Deus. Краткая история будущего. - Издательство "Синдбад", 2018, - 85 с.
32.Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного обра зова н ия // Образова н ие и наука. - 2017. - Т. 19.-№3.-С. 26-45.
33.Hockings, С. (2010). Inclusive learning and teaching in higher education: A synthesis of research. York: Higher Education Academy. Garcia-Fernandez, Jose Manuel; Ingles, Candido J.; Juan, Maria Vicent; Gonzalvez-Macia, Carolina; Manas-Viejo, Carmen. Attitudes towards Disability in Education through the SSCI (2000-2011): A Topical and Bibliometric Analysis. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, v11 hi pi39-166 Apr 2013. Lawrie, G., Marquis, E.r Fuller, E., Newman, Т., Qui, M., Nornikoudls, M., Roelofs, F., & van Dam, L. (201 7). Moving towards inclusive learning and teaching: A synthesis of recent literature. Teaching & Learning Inquiry, 5{1). http://dx.doi.org/10.20343/teach-learninq U.S. 1.3
34. el IBRARY.RU https://elibrary.ru
*
66
MASS CULTURE AS A FACTOR OF SOCIALIZATION AND SOURCE RISK UPBRINGING AND DEVELOPMENT OF THE STUDENTS; THE POSSIBLE CONTOURS OF A TYPOL OGY OF SOCIO-A NTHROPOL OGfCAL EFFECTS INFLUENCE Kullshov Vladimir Valentinovlch, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General and Social Education, Kuban State University, Krasnodar
The article attempts to substantiate the relevance of the consideration of mass culture as a problem of pedagogical theory and practice and to determine the possible contours of the typology of socio-pedagogical effects caused by the destructive influence of mass culture on the development of the younger generation. The article contains the substantiation of the need to apply the concepts of "modus" and "syndrome" in relation to the description of the consequences of the influence of mass culture on the development and socialization of students. The typology of the effects of mass culture influence on motivational and behavioral grounds is presented.
Keywords; mass-culture; education; socialization; upbringing; modus; socio-anthropological effects.
MA ССОВАЯ КУЛЬ ТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
И ИСТОЧНИК РИСКОВ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ВОЗМОЖНЫЕ КОНТУРЫ ТИПОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВЛИЯНИЯ *
в статье предпринята попытка обосновать актуальность рассмотрения массовой культуры как проблемы педагогической теории и практики и определить возможные контуры типологизации социально-педагогических аффектов, вызванных деструктивным влиянием массовой культуры на развитие подрастающего поколения. Статья содержит обоснование необходимости применения понятий "модус" и "синдром" применительно к описанию последствий влияния массовой куль туры на развитие и социализацию обучающихся. Представлена типологизация эффектов влияния массовой культуры по мотиваци-онному и поведенческому основаниям.
УДК 37.017.7 ВАК РФ 13,00,01
ШушшовВЛ, 2019
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ, научный проект № 19-013-00453 "Массовая культура как проблема педагогической теории и практики".