Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Александр Иванович

Рассматриваются основные тенденции исследований в области академической и цифровой компетентности, особенности и значимость их структурной взаимосвязи в контексте электронного обучения. Проведен теоретический анализ концепции цифровой компетентности DigComp framework 2.0 с обоснованием значимости положений концепции в практическом разрешении противоречий практики электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC AND DIGITAL COMPETENCIES: TENDENCIES, PECULIARITIES AND STRUCTURAL INTERRELATION

The article deals with the basic tendencies of the researches in the sphere of the academic and digital competencies, the peculiarities and significance of their structural interrelation in the context of e-learning. There is conducted the theoretical analysis of the concept of the digital competence DigComp framework 2.0 with the substantiation of the significance of the positive concepts in the practical resolution of the conflicts of the practice of e-learning.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ТЕНДЕНЦИИ, ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ»

известия вгпу

* * *

1. Ahmedova E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tekhnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 2(81). S. 312-314.

2. Golovanova Yu.V. Kriterii ocenki kachestva vysshego obrazovaniya: osnovnye aspekty i naprav-leniya // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2019. № 2. S. 455-460.

3. Mel'nichuk M.V. Sovremennye problemy kontrolya kachestva vysshego obrazovaniya // Sovre-mennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Ekonomika i pravo. 2016. №. 7. S. 40-43.

4. Opfer E.A. Vzaimodejstvie s rabotodatelyami v celostnom obrazovatel'nom processe pedagogiche-skogo vuza // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 5(212). S. 45-51.

5. Pozdnyakova I.R. Integraciya tradicij i innova-cij kak faktor obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya // Obrazovanie i global'nye vyzovy so-vremennosti: nauchno-pedagogicheskij kontekst: sb. materialov II Mezhdunar. internet-konf. Stavropol': Izd-vo SKFU, 2020. S. 76-78.

6. Sadovnichij V.A. Moskovskij mezhdunarodnyj rejting «Tri missii universiteta» kak instrument ocenki kachestva vysshego obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2019. №. 4. S. 2-9.

7. Taranova T.N. Pedagogicheskie usloviya for-mirovaniya u studentov magistratury kompetencii proektnogo menedzhmenta v obrazovanii // Obrazovanie i global'nye vyzovy sovremennosti: nauchno-pedagogicheskij kontekst. 2018. S. 197-200.

Evaluation of the quality of higher education by employers

The article deals with the issue of the evaluation of the quality of higher education considered from the employers' point of view. There is proved the perspective character of the definition of the indicators that will be used as the basis of the expert determination of the quality of the higher education. The author describes the requirements of the employers to the graduates of the higher educational institutions. There is revealed the role of the practice-oriented cases in the process of the development of the key competencies.

Key words: quality of education, competence, employer, case, professional practical training.

(Статья поступила в редакцию 18.12.2020)

А.И. МОРОЗОВ (Волгоград)

академическая и цифровая компетентности: тенденции, особенности и структурная взаимосвязь

Рассматриваются основные тенденции исследований в области академической и цифровой компетентностей, особенности и значимость их структурной взаимосвязи в контексте электронного обучения. Проведен теоретический анализ концепции цифровой компетентности DigComp framework 2.0 с обоснованием значимости положений концепции в практическом разрешении противоречий практики электронного обучения.

Ключевые слова: академическая компетентность, цифровая компетентность, цифровая грамотность, цифровое благополучие, электронное обучение, цифровая среда.

Современные тенденции ускорения социально-экономических процессов требуют постоянного обновления в содержании, методах и формах профессионального образования. Институциональное обеспечение такого обновления знаний представляется сложной и ресурсоемкой задачей, поэтому на первый план сегодня выходят компетенции студента по самостоятельной добыче нового знания.

Потребность в подобных компетенциях уже не раз отражалась в нормативно-правовых документах, которые регулируют систему высшего профессионального образования, однако практическая деятельность по их развитию не всегда осуществляется систематически, а также редко является доступной для мониторинга. Тем не менее события последнего времени явно показали необходимость развития компетенций по самостоятельному выбору и осуществлению образовательных траекторий в условиях цифровой образовательной среды.

В сфере профессионального образования потребность в развитии компетенций по выстраиванию собственных образовательных траекторий на нормативном уровне выражена системой универсальных компетенций и особенно актуальных сегодня компетенций по системному и критическому мышлению, командной работе и лидерству, самоорганизации и са-

О Морозов А.И., 2021

моразвитию (УК-1, УК-3, УК-6 и УК-7), которым на научно-исследовательском уровне по смыслу соответствует понятие академической компетентности. В отечественной и зарубежной литературе данное понятие определяется как комплекс или многомерный конструкт навыков, знаний и умений, способствующих достижению более качественных академических результатов (О.П. Меркулова, Н.С. Михайлова, Д.К. Диперна, С.Н. Эллиот) [1; 5; 6].

Различия между отечественным и зарубежным подходами к проблеме академической компетентности состоят в выделяемых структурных компонентах академической компетентности и общей направленности подходов. Например, в отечественной модели (О.П. Меркулова, Н.С. Михайлова) структуру академической компетентности составляют:

- навыки межличностного общения;

- самоорганизации;

- саморегуляции эмоциональных состояний;

- мотивация и навыки работы с информацией [2].

При этом предполагается, что развитие комплекса навыков, составляющих академическую компетентность, осуществляется на основе формирования рефлексивной позиции студентов по отношению к себе и собственной учебно-профессиональной деятельности [3]. В практической плоскости данные теоретические положения нашли свое отражение в практикуме академической компетентности на факультете психолого-педагогического и социального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета [2].

Западная модель академической компетентности (Д.К. Диперна, С.Н. Эллиот) представлена мотивацией, навыками межличностного общения (Interpersonal skills), академическими навыками (Academic skills), включенностью (Engagement) и учебными навыками (Study skills). При этом существенное различие между академическими навыками и учебными состоит в том, что первая группа навыков связана с чтением и письмом, а вторая - с изучением новых материалов и сдачей тестов. Таким образом, данная модель оказывается схожа с отечественной в отношении двух структурных компонентов (навыки межличностного общения и мотивация). отличие заключается в наличии дополнительного компонента, связанного с мотивацией (включенность) и направленностью моделей: отечественная мо-

КИЕ НАУКИ -

дель направлена на построение и реализацию практикума академической компетентности, а западная модель сосредоточена в первую очередь на решении задач по мониторингу академической компетентности.

Навыки работы с информацией и цифровая компетентность как составляющие академической компетентности сегодня являются особенно актуальными и сообразными современной тенденции цифровизации, но в период перехода на дистанционное обучение они, очевидно, оказались основополагающими для обеспечения взаимодействия сторон образовательного процесса с цифровой образовательной средой. В зарубежных источниках навыки работы с информацией тесно связаны с цифровой компетентностью и являются ее частью - в детально проработанной концепции The Digital Competence Framework 2.0 (The Joint Research Centre (JRC) is the European Commission's science and knowledge service) цифровая компетентность представлена пятью группами навыков:

1) информационной и дата-грамотностью;

2) навыками коммуникации и совместной работы;

3) создания цифрового контента;

4) обеспечения безопасности собственных устройств и цифрового контента;

5) разрешения проблем [9].

Согласно данным западных коллег, 8 европейских образовательных систем разрабатывают собственные модели, ссылаясь на концепт DigComp (Испания, Хорватия, Литва, Австрия, Норвегия и Сербия), или описывают их в стандартах (Эстония и Ирландия), а в 23 образовательных системах цифровые компетенции учителя включены в главную матрицу компетенций учителя. На примере системы образования люксембурга цифровые компетенции учителя состоят из таких компонентов, как знание этики и правил управления технологиями, умения быть способным использовать ИКТ для поиска новых педагогических ресурсов, удовлетворяющих образовательным целям, быть способным адаптировать доступные онлайн-ресурсы и использовать их, устанавливать согласованные связи между образовательными целями, соответствующими образовательными ситуациями с использованием ИКТ, обучать студентов конструктивному использованию цифровых средств и помогать разрабатывать их и т. д. [7, с. 49].

В более подробном рассмотрении концепции DigComp 2.0 можно отметить существен-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ные детали по каждому компоненту. Так, информационная и дата-грамотность включает в себя навыки по поиску, фильтрации, оценке данных и управлению ими. Навыки коммуникации и совместной работы содержат навыки взаимодействия посредством цифровых технологий. Данное взаимодействие предполагает наличие навыков передачи информации другим людям, навыков включения в гражданскую жизнь через публичные или частные цифровые сервисы, навыки совместности через цифровые технологии, навыки сетевого этикета (№^иейе) (в том числе навыки по адаптации стратегий общения к специфике аудитории, ее культурному и поколенче-скому разнообразию в цифровой среде). Последнюю группу навыков социального характера составляют навыки управления цифровой идентичностью, состоящие в создании одной или нескольких цифровых идентичностей, защите их репутации.

По мысли авторов концепции, навыки создания цифрового контента в первую очередь направлены на обеспечение разработки цифрового контента в различных форматах в зависимости от поставленной цели. Составляющими данную группу навыков являются навыки интеграции и переработки цифрового контента, включающие модификацию, совершенствование и интеграцию информации в уже существующую систему знаний. Для обеспечения юридической безопасности созданного контента необходимы навыки понимания назначения авторских прав и лицензий по отношению к информации и цифровому контенту. Наконец, согласно DigComp, значимыми для сопровождения и популяризации созданного контента являются навыки планирования и разработки понятных инструкций к компьютерным системам, которые предназначены для решения различного рода проблем и специфических задач.

Актуальной проблемой сегодня считается приватность персональных данных, что было отражено авторами DigComp в разделе (структурном компоненте) навыков по обеспечению безопасности своих устройств и цифрового контента. Конкретными составляющими данного компонента являются понимание особенностей передачи другим людям личной информации и способность защитить себя и других от издержек, понимание того, как цифровые сервисы применяют политику приватности и какие личные данные используются при взаимодействии с ними. Важной частью дан-

ного компонента являются навыки по защите здоровья и благополучия (digital well-being), состоящие в избегании рисков для здоровья, психологических и физических угроз благополучию во время использования цифровых технологий.

Наконец, последнюю группу навыков концепции составляют навыки по разрешению технических проблем (Problem solving) в процессе использования устройств и цифровых сред. Важно отметить, что необходимость обладания данными навыками в нашей стране является критически важной в том числе для педагогов: по состоянию на 2019 г. 60% преподавателей редко или никогда не проводили лекции в дистанционном формате или формате вебинаров, а следовательно, не сталкивались с решением сопутствующих технических проблем [4]. Значимость данного фактора выражена авторами DigComp в идее развития цифровых компетенций у педагогов еще во время получения образования согласно принципу Building digital professionalism before entry to the teaching profession [7, с. 46]. Важной частью данной подготовки является использование инструмента самооценивания в ее процессе (The Digital Competence Wheel). Его использование позволяет самостоятельно оценивать собственную цифровую компетентность и на основе полученных результатов выстраивать индивидуальные маршруты развития.

Как мы считаем, рассмотренные выше теоретические положения по проблеме цифровой компетентности могут оказаться существенными для разработки электронных средств формирования академической компетентности в нескольких отношениях. По нашему мнению, исследования, концепты и электронные инструменты от DigComp отражают теоретико-методологическую потребность в конкретизации на научно-исследовательском уровне понятия и составляющих элементов цифровой компетентности и производят ее, что является значимым для определения категориального аппарата исследований в области академической компетентности и проектирования электронных средств по ее формированию.

Результаты анализа модели DigComp позволили нам обозначить связи между академической и цифровой компетентностью. Мы полагаем, что в связи с трендом цифровизации образования и активной интеграцией электронных средств в процесс обучения цифровая компетентность сегодня является составной частью академической компетентно-

сти. Наиболее явно значимость данной связи была обнаружена в период перехода на дистанционное обучение, когда доля электронных средств в образовательном процессе оказалась подавляющей, а качество образования во многом стало зависеть от навыков обращения с электронными средствами и способностей осуществлять учебную деятельность самостоятельно.

Тесная связь между академической и цифровой компетентностями в современном обучении, с нашей точки зрения, является предпосылкой для выбора в пользу электронных средств формирования академической компетентности. В качестве такого средства может выступить массовый открытый онлайн-курс [5, с. 153]. Выбор в пользу онлайн-курса обусловлен не только связью академической и цифровой компетентностей в обучении, но и возможностью курса отвечать современным потребностям студентов в персонализа-ции процесса обучения, самостоятельном построении нелинейных образовательных траекторий [4].

Возможность персонализации в перспективе обеспечивается первичной оценкой компонентов академической компетентности. Данный компонент курса является особенно значимым, поскольку позволяет определить две составляющих:

а) необходимый минимальный порог цифровой компетентности, позволяющий взаимодействовать с онлайн-курсом;

б) индивидуальное сочетание характеристик академической компетентности студента, на основе которой будет выстроен соответствующий характер всех последующих заданий курса.

Попытку обеспечить такую возможность оценки академической компетентности студентов мы предприняли в предшествующих исследованиях с помощью опросника, состоявшего из 144 утверждений и 6 шкал. В заключении исследования каждому студенту был предоставлен индивидуальный профиль академической компетентности, где было отражено ее текущее состояние, выделены слабые стороны и предложены краткие рекомендации по развитию в порядке индивидуальной консультации.

Таким образом, опыт перехода на дистанционное обучение и увеличение доли электронных средств в образовательном процессе показывает необходимость формирования цифровой и академической компетентностей. Тесная

кие науки -

взаимосвязь в современной учебно-профессиональной деятельности электронных средств, уклона на умение самостоятельно выстраивать образовательные траектории обуславливает значимость формирования академической и цифровой компетентностей в процессе получения студентом высшего профессионального образования. По нашему мнению, наиболее подходящим средством для решения данной задачи является онлайн-курс, позволяющий на основе предварительной оценки академической компетентности студента выстроить персональный маршрут прохождения курса с учетом слабых и сильных сторон профиля академической компетентности и тем самым удовлетворить актуальные потребности в гибких образовательных траекториях, разнообразии форм обучения и программах развития цифровых инструментов [4].

список литературы

1. Меркулова О.П., Михайлова Н.С. Методические предпосылки разработки средств диагностики академической компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // ТехноОБРАЗ' 2017: Инновации в образовании: сб. науч. ст. участников XI Междунар. науч. конф. (Гродно, 14-15 марта 2017 г.). Гродно, 2017. URL: http://depository.bas-net.by/EDNI/Deposits/Details.aspx?Id=483 (дата обращения: 20.11.2020).

2. Меркулова О.П. Практикум академической компетентности. Как учиться в вузе успешно и самостоятельно? [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Саратов, 2018. URL: http://www.iprbookshop. ru/72463.html (дата обращения: 20.11.2020).

3. Морозов А.И. Рефлексивная позиция в структуре академической компетентности студентов // Стриж: студ. электрон. журн. 2020. № 2. С. 85-90.

4. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / А.В. Кля-гин [и др.]; Высш. шк. экономики, Ин-т образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.

5. Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. Vancouver BC, 2015.

6. DiPerna J.C., Elliott S.N. Development and validation of the Academic Competence Evaluation Scales // Journal of Psychoeducational Assessment. 1999. № 17. P. 207-225.

7. Digital Education at School in Europe: Eurydice Report. Luxembourg, 2019.

8. McGrew K.S. Beyond IQ: A Model of Academic Competence and Motivation (Institute for Applied Psychometrics) [Electronic resource]. Retrieved January 3, 2008. URL: http://www.iapsych.com/acm cewok/map.htm (дата обращения: 14.11.2020).

известия вгпу

9. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van den Brande G. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model. Luxembourg Publication

Office of the European Union, 2016.

* * *

1. Merkulova O.P., Mihajlova N.S. Metodiche-skie predposylki razrabotki sredstv diagnostiki aka-demicheskoj kompetentnosti studentov vuza [Elekt-ronnyj resurs] // TekhnoOBRAZ' 2017: Innovacii v obrazovanii: sb. nauch. st. uchastnikov XI Mezhdunar. nauch. konf. (Grodno, 14-15 marta 2017 g.). Grodno, 2017. URL: http://depository.bas-net.by/EDNI/ Deposits/Details.aspx?Id=483 (data obrashcheniya: 20.11.2020).

2. Merkulova O.P. Praktikum akademicheskoj kompetentnosti. Kak uchit'sya v vuze uspeshno i samostoyatel'no? [Elektronnyj resurs]: ucheb. posobie. Saratov, 2018. URL: http://www.iprbookshop.ru/ 72463.html (data obrashcheniya: 20.11.2020).

3. Morozov A.I. Refleksivnaya poziciya v struktu-re akademicheskoj kompetentnosti studentov // Strizh: stud. elektron. zhurn. 2020. № 2. S. 85-90.

4. Shtorm pervyh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii / A.V. Klyagin [i dr.]; Vyssh. shk. ekonomiki, In-t obrazovaniya. M.: NIU VSHE, 2020.

Academic and digital competencies: tendencies, peculiarities and structural interrelation

The article deals with the basic tendencies of the researches in the sphere of the academic and digital competencies, the peculiarities and significance of their structural interrelation in the context of e-learning. There is conducted the theoretical analysis of the concept of the digital competence DigComp framework 2.0 with the substantiation of the significance of the positive concepts in the practical resolution of the conflicts of the practice of e-learning.

Key words: academic competence, digital competence, digital literacy, digital prosperity, e-learn-ing, digital environment.

(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)

А.и. Шипицин

(Волгоград)

воспитательные возможности современного искусства в школе*

Выявляются особенности современного искусства, позволяющие использовать его в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Обосновывается важность включения современного искусства как отдельного компонента в структуру школьного образования. Приводятся конкретные примеры наличия ценностно-смысловой составляющей в произведениях современного искусства.

Ключевые слова: современное искусство, духовно-нравственное воспитание, школа, развитие личности.

В деятельности школьных учителей традиционно большое место занимает воспитательная работа, что вытекает из миссии профессии и предписаний образовательной и культурной политики государства. С вступлением в силу поправок в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся 1 сентября 2020 г. воспитательная функция нормативно закрепляется не только за школой, но и за другими образовательными организациями -училищами, колледжами, университетами, которые в обязательном порядке должны интегрировать воспитательную работу в свои образовательные программы. В этой связи особое значение приобретает проблема поиска содержательного основания духовно-нравственного воспитания учащихся, разработки критериев отбора актуального материала, адекватного современному этапу развития общества, сталкивающегося с новыми вызовами и угрозами.

В отечественной педагогической науке вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется повышенное внимание, что обусловлено как приоритетностью этой задачи для современного образования, так и сложностью самого изучаемого предмета. В рамках аксиологического подхода, разработанного с исполь-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00809.

Funding: The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00809.

О Шипицин А.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.