Научная статья на тему 'Агротуризм в Африке: стратегия экономического развития отсталых сельских районов (на примере ЮАР)'

Агротуризм в Африке: стратегия экономического развития отсталых сельских районов (на примере ЮАР) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
411
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агротуризм / сельский туризм / туризм / Африка / ЮАР / сельское хозяйство / agritourism / rural tourism / tourism / Africa / South Africa / agriculture

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гаврилова Нина Германовна

Агротуризм представляет собой одну из быстро развивающихся форм туризма и имеет ряд дополнительных преимуществ, включая экологические (природное земледелие, эко-сельское хозяйство), социальные (увеличение числа занятых за счет множества смежных с агротуризмом отраслей) и культурные (сохранение природных и культурных объектов, обычаев и др.) «побочные эффекты». В странах Африки агротуризм начал развиваться в 90-е годы 20 в. Для него характерны особенные черты, присущие только африканскому континенту: уникальные продукты питания и блюда, которые практически не имеют аналогов в мире, богатое биоразнообразие, нетронутые ландшафты и естественная природная красота, богатое культурное наследие местного населения. Большинство ферм, открытых для туристов, ведут свою деятельность, руководствуясь принципами экологического сельского хозяйства, т. е. сохраняют окружающую среду, обеспечивают поддержание неповторимого природного разнообразия. В Африке ведущей страной в области туризма вообще и агротуризма в частности выступает Южно-Африканская Республика. Правительство ЮАР признало приоритетность развития туризма, и через 20 лет с начала реформ в этой сфере туристический сектор стал вносить значительный вклад в реальный ВВП страны. Агротуризм стимулирует развитие малого бизнеса, генерирует значительные экспортные доходы. Сельский туризм имеет множество преимуществ и для самих фермеров. Сочетание туристического и аграрного бизнеса помогает фермерам диверсифицировать свои доходы от ведения сельскохозяйственного производства и от оказания туристических услуг, что особенно важно в ситуации, схожей с пандемией коронавируса. В настоящее время развитие агротуризма в Африке сопряжено с обучением фермеров в области аграрного производства, туризма, основ предпринимательства и созданием новой линейки продуктов для привлечения туристов и диверсификации доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRITOURISM IN AFRICA: A STRATEGY FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF DISADVANTAGED RURAL AREAS (ON THE CASE OF SOUTH AFRICA)

Agritourism is one of the most rapidly developing kinds of tourism and produces a number of additional advantages, including ecological (natural farming, eco-agriculture), social (increase in the number of people employed in agritourism and numerous related industries) and cultural (preservation of natural and cultural objects, customs, etc.) side effects. In African countries, agritourism began to develop in the 1990s. It is characterized by special features inherent only to the African continent: unique food and dishes that have practically no analogues in the world, rich biodiversity, untouched landscapes and natural beauty, rich cultural heritage of the local population. Most of the farms that are open to tourists operate in accordance with the principles of ecological agriculture, that is, they preserve the environment and ensure the protection of unique natural diversity. In Africa, the leading country in the field of tourism in general and agritourism in particular is the Republic of South Africa. The South African government has recognized the priority of tourism development, and after 20 years of reforms this tourism sector has begun to make a significant contribution to the country's GDP. Agritourism stimulates the development of small businesses and generates significant export revenues. Rural tourism offers many benefits to the farmers themselves. The combination of tourism and agriculture helps farmers to diversify their income from agricultural production and from the provision of tourism services, which is especially important in a situation similar to the COVID-19 pandemic. Currently, the development of agritourism in Africa is associated with training farmers in the field of agricultural production, tourism, the basics of entrepreneurship and the creation of new lines of products to attract tourists and diversify income.

Текст научной работы на тему «Агротуризм в Африке: стратегия экономического развития отсталых сельских районов (на примере ЮАР)»

АГРОТУРИЗМ В АФРИКЕ: СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТСТАЛЫХ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ (НА ПРИМЕРЕ

ЮАР)

AGRITOURISM IN AFRICA: A STRATEGY FOR ECONOMIC DEVELOPMENT OF DISADVANTAGED RURAL AREAS (ON THE CASE

OF SOUTH AFRICA)

УДК 332.145 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10196

Гаврилова Нина Германовна, младший научный сотрудник Центра изучения проблем переходной экономики, ФГБУН Институт Африки Российской академии наук (123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0176-7804,

[email protected]

Nina G. Gavrilova, Junior Research Fellow, Centre for Transition Economy Studies, Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001 Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0176-7804, [email protected]

Аннотация. Агротуризм представляет собой одну из быстро развивающихся форм туризма и имеет ряд дополнительных преимуществ, включая экологические (природное земледелие, эко-сельское хозяйство), социальные (увеличение числа занятых за счет множества смежных с агротуризмом отраслей) и культурные (сохранение природных и культурных объектов, обычаев и др.) «побочные эффекты». В странах Африки агротуризм начал развиваться в 90-е годы 20 в. Для него характерны особенные черты, присущие только африканскому континенту: уникальные продукты питания и блюда, которые практически не имеют аналогов в мире, богатое биоразнообразие, нетронутые ландшафты и естественная природная

красота, богатое культурное наследие местного населения. Большинство ферм, открытых для туристов, ведут свою деятельность, руководствуясь принципами экологического сельского хозяйства, т. е. сохраняют окружающую среду, обеспечивают поддержание неповторимого природного разнообразия.

В Африке ведущей страной в области туризма вообще и агротуризма в частности выступает Южно-Африканская Республика. Правительство ЮАР признало приоритетность развития туризма, и через 20 лет с начала реформ в этой сфере туристический сектор стал вносить значительный вклад в реальный ВВП страны. Агротуризм стимулирует развитие малого бизнеса, генерирует значительные экспортные доходы. Сельский туризм имеет множество преимуществ и для самих фермеров. Сочетание туристического и аграрного бизнеса помогает фермерам диверсифицировать свои доходы от ведения сельскохозяйственного производства и от оказания туристических услуг, что особенно важно в ситуации, схожей с пандемией коронавируса. В настоящее время развитие агротуризма в Африке сопряжено с обучением фермеров в области аграрного производства, туризма, основ предпринимательства и созданием новой линейки продуктов для привлечения туристов и диверсификации доходов.

Abstract. Agritourism is one of the most rapidly developing kinds of tourism and produces a number of additional advantages, including ecological (natural farming, eco-agriculture), social (increase in the number of people employed in agritourism and numerous related industries) and cultural (preservation of natural and cultural objects, customs, etc.) side effects. In African countries, agritourism began to develop in the 1990s. It is characterized by special features inherent only to the African continent: unique food and dishes that have practically no analogues in the world, rich biodiversity, untouched landscapes and natural beauty, rich cultural heritage of the local population. Most of the farms that are open to tourists operate in accordance with the principles of ecological agriculture, that is, they preserve the environment and ensure the protection of unique natural diversity.

In Africa, the leading country in the field of tourism in general and agritourism in particular is the Republic of South Africa. The South African government has recognized the priority of tourism development, and after 20 years of reforms this tourism sector has begun to make a significant contribution to the country's GDP. Agritourism stimulates the development of small businesses and generates significant export revenues. Rural tourism offers many benefits to the farmers themselves. The combination of tourism and agriculture helps farmers to

diversify their income from agricultural production and from the provision of tourism services, which is especially important in a situation similar to the COVID-19 pandemic. Currently, the development of agritourism in Africa is associated with training farmers in the field of agricultural production, tourism, the basics of entrepreneurship and the creation of new lines of products to attract tourists and diversify income.

Ключевые слова: агротуризм, сельский туризм, туризм, Африка, ЮАР, сельское хозяйство.

Keywords: agritourism, rural tourism, tourism, Africa, South Africa, agriculture.

Сельскохозяйственный, «зеленый» или фермерский туризм - это синонимы распространенного понятия «агротуризм» [1]. Агротуризм представляет собой развивающуюся форму сельского туризма, которая ориентирована в основном на городских потребителей и определяется как деятельность, сочетающая в себе основные элементы сельскохозяйственного производства и туризма, имеющая целью поделиться опытом ведения этого бизнеса с посетителями агрокомплексов [2]. Если охарактеризовать понятие кратко, то агротуризм - это привлечение городских жителей в сельские районы для отдыха, с образовательными целями или в рамках путешествий.

Агротуризм имеет особое значение для развития небольших поселений и даже отдельных ферм: он стимулирует экономическую активность и позитивно влияет на доходы.

История вопроса

Наиболее широкое распространение агротуризм получил в конце XIX века, когда городские жители стали искать отдыха от «благ цивилизации». Этому во многом способствовала литература того времени, идеализированно описывавшая спокойную и размеренную сельскую жизнь. В основном этот интерес возник в США и Англии. Росту популярности агротуризма способствовал процесс быстрой урбанизации населения и в других странах, поэтому в 70-80 гг. прошлого столетия он стал набирать популярность во многих странах Европы и Южной Америке, в Индии и Китае.

Агротуризм того времени подразумевал посещение фермы или недолгое проживание на ней и простые увеселения, например, катание на телегах с сеном. Чем выше стог сена и резвее запряженное животное - тем больше адреналина. В Канаде и США катание на сене даже стало традиционным развлечением, получило название «хэйрайд» и в наше время выглядит уже не столь экстремально. Иногда катание на сене совмещали с остановками для сбора туристами урожая - на бахче или во фруктовом саду. Фермеры, владеющие большими участками земли, совмещают катание на сене с путешествием по кукурузным лабиринтам.

Наступление автомобильной эры в 1920-х годах сделало агротуризм еще более популярным. В 1930-х и 1940-х люди стремились любым способом избежать стрессов Великой депрессии и Второй Мировой войны и покидали крупные города.

В 1960-е и 1970-е годы стали популярны верховая езда и небольшие зоопарки, расположенные на фермах.

Проживание на ферме как в гостинице (с отдыхом на свежем воздухе, натуральным питанием и экскурсиями) было максимально популяризовано в 1980-х и 1990-х годах.

Сейчас разновидностей объектов и форм агротуризма множество: сельскохозяйственные музеи, фестивали и ярмарки, кукурузные лабиринты, фермерские рынки, винодельни, зоопарки, платная рыбалка, верховая езда... По фермам могут проводить ознакомительные туры с посещением линий производства и переработки продукции; туристы могут останавливаться на отдых в «гостиничных номерах» на фермах; также они могут принимать участие в выращивании и сборе урожая, ухаживать за животными.

При посещении агротуристического предприятия каждый ищет что-то свое: образовательные программы, расслабляющий или романтический отдых, развлечения, определение места для проведения будущего мероприятия (деловых или семейных встреч, дня рождения, свадьбы, приема и др.), возможность перенять опыт фермы или приобрести натурально произведенные товары.

Целевая аудитория объектов агротуризма - это, как правило, учителя, преподаватели, школьные или студенческие группы, члены садовых клубов, начинающие бизнесмены, новобрачные, семьи с детьми, охотники или рыболовы, посетители ярмарок, фестивалей, выставок, любители истории, фотографы.

В целом агротуризм направлен не только на демонстрацию самого сельскохозяйственного производства. Частыми услугами, заказываемыми у туроператоров, являются поездки для обучения и обмена опытом с иностранными фермерами, стажировки на фермах, «винные», «кофейные», «медовые» туры, туры для охотников, любителей птиц, садоводов, ботаников, фотографов.

С середины ХХ века в мире происходит ускоренное социально-экономическое развитие, высокими темпами прогрессирует медицина, а с ней - изучение питания как основного фактора здоровья человека. Стали популярными такие направления, как безглютеновое питание, вегетарианство, веганство, сыроедение и питание органическими продуктами. И люди стали интересоваться, как производится их еда. Это дало виток еще более быстрому развитию агротуризма, который стал привлекать туристов непосредственно к процессу производства продуктов. Для многих людей, которые посещают фермы, особенно для детей, это возможность впервые увидеть источник своей пищи, будь то корова, початок кукурузы, колосок, растущий в поле, или яблоко, которое можно сразу сорвать с ветки.

Стало развиваться и такое направление, как «прямой маркетинг на фермах», когда всю производимую на месте продукцию можно сразу же купить. Стали распространяться фермы, где можно не только остановиться на ночевку, но и поучаствовать в производственном процессе, например, поухаживать за животными или принять участие в прополке посевов.

В странах Африки агротуризм стал быстрыми темпами развиваться в 90-е годы прошлого века. Для него характерны особенные возможности, которых почти не встретишь на других континентах. Во-первых, это уникальные продукты питания и блюда, которые практически не имеют аналогов в мире: блюда из кассавы, жареные бананы, толченый батат, тажин, кус-кус и др.). Во-вторых, туристов ожидают богатое

биоразнообразие, нетронутые ландшафты и естественная природная красота. В-третьих, посещая объекты агротуризма, можно ознакомиться с богатым культурным наследием местного населения. Фермеры готовы передавать свой уникальный образовательный опыт как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Большинство ферм, открытых для туристов, ведут свою деятельность, руководствуясь принципами экологического сельского хозяйства, т. е. сохраняют окружающую среду, обеспечивают поддержание неповторимого природного разнообразия. Если практически во всем мире фермы стараются демонстрировать самые совершенные процессы производства продукции сельского хозяйства, то многие фермы Африки ориентированы именно на «естественность», например, на обработку земли простейшими орудиями труда, ручную прополку и сбор урожая. Официальной статистики, касающейся именно агротуризма, в Африке пока не ведется, но, по отзывам самих фермеров, гостей с каждым годом становится все больше. Сами фермеры отмечают, что развитие агротуризма позволяет им диверсифицировать свой бизнес и получать дополнительные доходы от демонстрации процесса производства, продажи на месте основной продукции и сувениров, обучения ремеслам и других туристических услуг.

Агротуризм и наука

На фермах могут демонстрироваться различные способы ведения сельского хозяйства.

В 1978 г. был введен термин «пермакультура», означающий систему сельского хозяйства, которая фокусируется на непосредственном использовании особенностей, наблюдаемых в природных экосистемах [3]. Три основных принципа пермакультуры заключаются в заботе о земле и обеспечении всех форм жизни, позволяющих выжить и быть здоровыми; в обеспечении людям легкого доступа к ресурсам, необходимым для выживания и их наилучшего использования; в переработке отходов и возврате их обратно в экосистему. На этом принципе основана деятельность практически всех существующих современных предприятий агробизнеса. Другой принцип ведения сельского хозяйства -благоприятное для климата садоводство. Этот тип садоводства направлен на снижение выбросов парниковых газов и углекислого газа для минимизации негативных экологических последствий: он включает в себя различные функции и мероприятия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов.

Существует особое направление философии - аграризм, - которое рассматривает сельское общество как более совершенное, чем городское, а независимого фермера считает превосходящим оплачиваемого работника. Считается, что сельское хозяйство -это образ жизни, который может формировать социальные ценности и структуру человека и общества. Аграризм подчеркивает важность ведения более простой жизни, чем сложная городская. Единственным занятием, которое дает самодостаточность и полную независимость, полагают аграристы, является только сельское хозяйство. Сотрудничество в сельскохозяйственном сообществе является образцовым, независимость разрушается городским образом жизни и модернизацией, и это стимулирует аморальность. Последователи этой философии также являются частыми гостями объектов агротуризма.

В середине ХХ в. ученые стали уделять все больше внимания экологическим катастрофам и способам их предотвращения (либо нейтрализации их последствий). В 1970 г. появилось отдельное направление науки, «экологическое земледелие» [4], возник термин «эко-сельское хозяйство». Сельское хозяйство начали рассматривать не просто как производство продовольствия и сырья для промышленности: стали оцениваться последствия его ведения. Эко-сельское хозяйство, по определению, способствует как производству сельскохозяйственной продукции, так и сохранению природного биоразнообразия. Появилось множество подвижников эко-сельского хозяйства, пропагандирующих сохранение биоразнообразия и повышение эффективности аграрного производства. Участники движения, посвященного эко-сельскому хозяйству, являются частыми гостями заповедников, музеев, ярмарок, выставок и других объектов «общественного» агротуризма.

За последние 40 лет повышение осведомленности об агротуризме стало возможным благодаря ценному вкладу многих стран. Так, в 2000 г. была проведена первая международная конференция, посвященная агротуризму (WWOOF, Willing Workers On Organic Farms), в которой приняли участие представители 15 стран (США, Италии, Канады, Японии, Малайзии, Индии и др.). В 2018 г. в Больцано (Италия) состоялся Первый Всемирный конгресс по агротуризму, который способствовал созданию международной платформы в этой области [3]. Был зарегистрирован возросший общественный спрос на предложения и услуги, которые сочетают в себе элементы сельского хозяйства и туризма. Присутствовавшие на форуме представители стран подтвердили необходимость международного обмена опытом для изучения общих характеристик, выработки стратегий и оценки потенциала развития агротуризма, и уже в октябре 2020 г. для достижения поставленных целей в США планируется проведение Первого международного семинара по агротуризму.

Сельский туризм в ЮАР

В начале 2000-х гг. правительство Южно-Африканской республики признало приоритетность развития туризма в трансформации и развитии экономики страны, что было отражено в нескольких последовательно принятых планах. Стратегии роста предусматривали формирование туристической инфраструктуры для привлечения большего числа посетителей.

Спустя более чем 20 лет с начала реформ в сфере туризма можно оценить достигнутое. В 2018 г. прямой вклад туристического сектора в реальный ВВП ЮАР составил 2,8%, косвенный оценивался в 8,2%. Несомненны были прочные экономические связи туризма с другими секторами экономики. Прямая занятость населения в секторе туристических услуг составляла 4,2%, косвенная - 9,2% [3]. В качестве вспомогательного механизма для распространения информации обо всех видах туризма страны как на континентальном, так и на глобальном уровне Правительством ЮАР создано национальное маркетинговое агентство SA Tourism.

Правительство подчеркивает особую роль агротуризма в экономическом развитии сельских территорий во многих частях ЮАР и в разработанной им Национальной стратегии развития туризма на 2016-2026 гг.

Туризм как бизнес-направление непрерывно развивается, поощряется и подхватывает инновации. Это расширяет его возможности, стимулирует сопутствующее предпринимательство и создает новые виды туризма. Таким популярным ответвлением базовой отрасли в ЮАР стал сельский туризм.

В стране образована единственная на континенте ассоциация агротуризма (Association of Agritourism South Africa, AASA). Ее цель состоит в том, чтобы предоставить потенциальным туристам, как внутренним, так и международным, доступ к базе данных о сельском туризме. Ассоциация на основе информации, поданной фермерами, собирает актуальные сведения, сортирует и обрабатывает их, создавая своеобразную базу данных об агротуристических объектах в стране. Таким образом AASA обеспечивает прямую связь между фермером и туристом.

Фермеры, которые хотят участвовать в инициативах Ассоциации, должны согласиться с некоторыми ее основными постулатами: следованием принципам устойчивого развития и экологического сельского хозяйства, продвижением этических ценностей, реализацией местных (не импортных!) продуктов и т. д.

Членами Ассоциации могут стать все, кто интересуется агротуризмом: фермеры, туроператоры, гиды, поставщики сельскохозяйственных услуг, крупные агропредприятия, послы, представители частного сектора, отраслевого органа или отдельного учреждения, заинтересованные в результате и уполномоченные поддерживать развитие агротуризма на африканском континенте, и в частности - в ЮАР.

Ассоциация не только выступает создателем актуальной базы данных по существующим объектам агротуризма с подробными фотографиями и описанием предлагаемых продуктов и услуг. Она оказывает своим членам консультационные услуги, представляет их на выставках и ярмарках, способствует встречам фермеров с журналистами, медийными каналами и другими заинтересованными в услугах сельского туризма лицами и структурами. Она предлагает фермерам маркетинговое продвижение их хозяйств через СМИ, веб-сайты и выставки.

Помимо этого, существуют действующие программы онлайн-обучения агротуризму для стажеров (2019 г.), готовится к реализации пилотный фермерский проект «Агротуризм в Гаутенге» для обучения молодежи (2020 г). Ассоциация проводит образовательные презентации агротуризма для заинтересованных групп, включая туроператоров и турагентов.

Объектами агротуризма служат 193 поселения на всей территории ЮжноАфриканской Республики; в 2009 г. таких объектов насчитывалось не более 50. Специализации встречаются уникальные: выращивание авокадо, кофе, чая, производство меда, прекрасно механизированные животноводческие фермы. На всех объектах обязательно производится продукция на продажу. На многих фермах, помимо продукции, продаются еще и сувениры, часто изготавливаемые на месте из отходов производства (кожи, меха, костей, зерен, косточек фруктов и др.), что поддерживает местные ремесла.

Часто агротуризм - это семейный отдых, и фермеры стараются заинтересовать своей деятельностью людей разного возраста. Для детей специально отстраивают детские площадки, организовывают катание на пони, показывают детенышей животных. Есть фермы, которые предлагают «расширенные» услуги, которые, кроме проживания, включают еще и увеселительные мероприятия, а есть фермы, осуществляющие обучение желающих [5]. В ЮАР развит «винный туризм», и наиболее известным его объектом

является ферма Fynbos Estate, расположенная на полуострове Паардеберг, которая весьма популярна у тех, кто любит природу и сельскую местность. Поместье Fynbos считается идеальным для отдыха, проведения семинаров, конференций и других деловых встреч. Старинный фермерский дом в викторианском стиле, загородные коттеджи, окруженные виноградниками, оливковыми рощами и горами, делают эту ферму прекрасным местом для проведения свадеб, юбилеев, вечеринок и других торжественных мероприятий. Вина изготавливаются вручную, с использованием методов начала XIX в.: при выращивании винограда не используются гербициды или пестициды и орошение, при виноделии поддерживается процесс естественного брожения без добавления дрожжей и не применяется фильтрация. Фермеры приглашают туристов присоединиться к сбору урожая в сезон его уборки - с середины января до начала марта, а также поучаствовать в процессе изготовления вина.

Как во всех африканских странах, в ЮАР сельское хозяйство не обеспечивает достаточного уровня продовольственной безопасности. Причины стандартны для Африки: высокий уровень урбанизации, нехватка рабочей силы, слабая механизация производства, недостаток денежных средств. Частые природные катаклизмы также влияют на объемы производства продовольствия. Агротуризм позволяет фермерам разнообразить свою деятельность, диверсифицировать риски. Например, если фермер теряет урожай или сельскохозяйственных животных, он может оказывать гостиничные и образовательные услуги или пользоваться для привлечения посетителей уникальными особенностями своей фермы. Верно и обратное: при невозможности осуществлять туристические услуги можно продолжать заниматься сельскохозяйственным производством. Итак, чтобы получить дополнительный доход, фермеры обращаются к туризму как к дополнительному источнику дохода, при этом диверсифицируя риски ведения сельского хозяйства.

Преимущества и недостатки агротуризма

Можно выделить ряд преимуществ и недостатков, актуальных для всех участников агротуризма (табл. 1).

Таблица 1 - Положительные и отрицательные стороны агротуризма для всех его

участников [6, 7]

Участники агротуризма Преимущества Недостатки

Фермеры • увеличение доходов и их диверсификация; • возможность трудоустройства членов семьи; • ведение сельского образа жизни и использование соответствующих этому образу удобств; • поддержание связи с уникальной местной аграрной культурой, традиционными блюдами кухни, ритуалами, обычаями; • невозможность узкой специализации; • невозможность сохранения конфиденциальности; • поддержание особой чистоты и порядка; • содержание «лишних» животных, которые предоставляются гостям, а в домашнем хозяйстве применения не находят; • помимо круглосуточной заботы о хозяйстве вынужденное

• приобщение жителей, далеких от сельского хозяйства, к его основам социальное взаимодействие с гостями

Посетители • получение новых знаний, впечатлений; • возможность покупки экологичных продуктов, саженцев, изделий; • удобный случай приобщиться к сельскому образу жизни; • возможность приме-нить полученный опыт в открытии собственного подобного бизнеса • сравнительная дороговизна агротуристических мероприятий; • редко есть возможность посетить несколько объектов за один раз в силу их удаленности друг от друга; • возможные неудобства из-за неразвитой инфра-структуры, в т.ч. отсутствия или ограниченности медицинской помощи

Экономика агротуристиески х объектов • увеличение поступлений в местный бюджет; • поддержка местных рынков и ремесел; • стимуляция местных властей улучшать местную инфраструктуру, сохранять культурные и исторические ценности; • сельскохозяйственные земли не теряют свое качество и не выпадают из оборота; • развитие отрасли агротуризма, повышение привлекательности и популярности страны • постоянные инвестиции в улучшение объектов агротуризма и сопутствующей инфраструктуры иногда в ущерб другим социальным целям; • обеспечение правопорядка и безопасности туристов; • большие затраты на рекламу местности; • постоянное участие местных властей в разработке правовых актов, касающихся агротуристической деятельности; контроль над их исполнением; составление отчетности и ее предоставление в вышестоящие инстанции

Фермеры отмечают и недостатки своего бизнеса: для того чтобы заинтересовать туристов, приходится вести производство сразу в нескольких направлениях - содержать разные виды скота, птицы, выращивать именно интересную для просмотра продукцию, т. е. узкая специализация практически невозможна. Недоступна и конфиденциальность производства. Также постоянного внимания требует поддержание в особой чистоте и порядке любых объектов, доступных для просмотра, будь то постройки или животные. Приходится содержать и «лишнее» поголовье - например, лошадей или ослов, которые предоставляются в основном гостям, а в домашнем хозяйстве применения не находят. Фермерская работа сопряжена с практически круглосуточной заботой о своем хозяйстве, но нужно выкраивать время и на встречи с гостями, обеспечение их комфорта, знакомство с местностью и традициями.

Посредством развития агротуризма на сельских территориях можно достичь нескольких как локальных, так и глобальных целей (табл. 2).

Таблица 2 - Некоторые цели агротуристического бизнеса [7, 8]

Локальные цели Глобальные цели

привлечение посетителей в сельские районы замедление процесса урбанизации - оттока населения из сельской местности в города

создание рабочих мест в сфере агротуризма способствование популяризации сельского хозяйства и агробизнеса среди населения

увеличение доходов фермеров диверсификация экономики страны путем увеличения доли сектора услуг;

уменьшение влияния сезонности на сельское предпринимательство увеличение доходов страны от ведения туристического бизнеса

увеличение доходов фермерского хозяйства и местного бюджета от ведения туристического бизнеса распространение знаний о стране среди туристов, повышение имиджа страны

сохранение культурных и исторических особенностей местности привлечение инвесторов в растущий сектор агротуристических услуг

Не каждое фермерское хозяйство может стать объектом агротуризма. Успешность процесса зависит от местоположения, природных и исторических особенностей фермы, ее уникальных характеристик, целевого рынка, личных качеств фермера и многих других факторов. Особенно важной представляется государственная поддержка - правовая и финансовая помощь объектам агротуризма [9].

Одной из стран, где агротуризм развивается высокими темпами, является Кения, в которой предлагается для посещения множество ферм, в основном занимающихся выращиванием чая, кофе, цветов, овощей и фруктов. Ассоциация агротуризма Африки в качестве быстро развивающихся агротуристических стран выделяет также Замбию, Танзанию, Зимбабве, Намибию, Ботсвану, Мадагаскар, Египет, Марокко, Нигерию и др. [10].

Бурное развитие сектора агротуризма требует создания определенной научной базы, и в Кейптауне (ЮАР) ежегодно проводится Международная научная конференция по агротуризму и устойчивому развитию. Как правило, она проходит в апреле; в 2020 г. она не состоялась и была перенесена на 2021 г. Конференция посвящена новейшим исследованиям и изучению опыта по всем аспектам агротуризма и устойчивого развития и привлекает широкий круг ведущих ученых и исследователей в этой области. Участники представляют и обсуждают последние инновации, тенденции и проблемы, а также практические вопросы и решения.

Проблемы и возможные перспективы сельского туризма обсуждались на и Первом всемирном конгрессе по данной теме, прошедшем в Больцано (Италия) в ноябре 2018 г. Представляющая ЮАР Жаки Тейлор, основатель и управляющий директор AASA, рассказала о насущных проблемах сельского туризма в стране, которые можно спроецировать практически на все страны африканского континента, где развитие этой отрасли происходит быстрыми темпами. Например, большую роль играет состояние не только самих принимающих ферм, но и другой базовой туристской инфраструктуры,

обеспечивающей размещение, питание, перевозку, экскурсионное и информационное обслуживание посетителей. В связи с этим для привлечения большего количества туристов в сельскую местность необходимо развивать транспортное сообщение, дорожную сеть, ресторанный бизнес. Другим важным фактором является существование языкового барьера между туристами и лицами, предоставляющими услуги сельского туризма; необходимы языковые курсы для фермеров и членов их семей. Огромную роль играют проблемы, связанные с терроризмом и преступностью. Среди других упоминавшихся проблем: влияние изменения климата, нехватка указателей как на интерактивных картах, так и на местности, отсутствие или ограниченное подключение мобильных устройств к интернету, недостаток пунктов обмена валюты и др. Тейлор завершила свое выступление такими словами: «Африка - одно из самых быстрорастущих туристических направлений со значительными возможностями, особенно в сфере сельского туризма. Доступность данных по сельскому туризму ограничена, и в этом отношении существует возможность сотрудничества между странами». Все озвученные на Конгрессе проблемы будут учитываться при разработке следующего плана развития туристического сектора ЮАР и других африканских стран.

Как показал 2020 г., из-за пандемической ситуации туристический бизнес ощутимо пострадал от отсутствия посетителей. Однако его агротуристическое ответвление получило возможность выстоять благодаря диверсифицированному подходу. Каждая ферма-объект сельского туризма является производителем какого-либо вида уникальной сельскохозяйственной продукции, реализация которой на местном рынке способствовала частичному преодолению наступившего кризиса. Развитие местных рынков сбыта оказалось особенно важным для каждой страны в сложившихся условиях изоляции.

Международные исследования показывают, что агротуризм может рассматриваться в качестве катализатора для оживления сельской экономики. Дальнейшее развитие сельского туризма в Африке может значительно улучшить экономическое положение как самих фермеров, так и районов, где расположены их хозяйства. Сектор агротуризма не только способствует развитию сельских территорий, но и стабилизирует сельское хозяйство в местности, где он получает распространение.

Библиографический список

1. Scialabba, N. E-H., Williamson, D. (2004). FAO: The scope of organic agriculture, sustainable forest management and ecoforestry in protected area management. Environment and Natural Resources. Working Paper no 18.

2. Tureac, C. E., Turtureanu, A. (2008). Types and Forms of Tourism. Acta Universitatis Danubius, no 1, pp. 92 - 103.

3. Holmgren, D. (2018). RetroSuburbia: the downshifter's guide to a resilient future. Melliodora, Australia. Pp. 12-18.

4. Walters, C. (2003). Eco-Farm. Acres USA; 3rd Revised edition. 462p. P. 12-38.

5. Ferreira, S., Muller, R. (2013). Innovating the Wine Tourism Product: Food-and-Wine Pairing in Stellenbosch Wine Routes. African Journal for Physical, Health Education, Recreation and Dance. no 19, pp. 72-85.

6. Яковенко, Н. В., Комов, И. В. & Диденко О. В. (2017). Сельский туризм как фактор устойчивого развития сельских территорий Воронежской области. Ученые записки

Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. № 1. Том 3 (69). С. 141-149.

7. Alonso A. To what extent do farmers educate consumers? A case study from Alabama (2010). Journal of Agricultural and Food Information. no 11(4), pp. 307-321.

8. Barney, M., Mthembu, J. (2012). Rural tourism development: a viable formula for poverty alleviation in Bergville. Inkanyiso: Journal of Humanities and Social Sciences, vol. 4, no 1, pp. 63 - 74.

9. Rogerson C. M., Rogerson J. M. (2014). Agritourism and local economic development in South Africa. Bulletin of Geography. Socio-economic Series, no 26, pp. 93-106.

10. Nedelea A., Okech R. (2008). Developing Rural Tourism in South Africa. Bulletin UASVM, Horticulture, no65(2), pp. 256 - 261.

Bibliograficheskii spisok

1. Scialabba, N.E-H., Williamson, D. (2004). FAO: Sfera primeneniya organicheskogo sel'skogo khozyaistva, ustoichivogo lesopol'zovaniya i ehkolesovodstva v upravlenii okhranyaemymi territoriyami. Okruzhayushchaya sreda i prirodnye resursy. Rabochii dokument № 18.

2. Tureak, Ch. Eh., Turturaanu A. (2008). Vidy i formy turizma. Acta Universitatis Danubius, № 1, str. 92 - 103.

3. Kholmgren, D. (2018). RetroSuburbia: rukovodstvo dlya daunshifterov po ustoichivomu budushchemu. Melliodora, Avstraliya. Str. 12-18.

4. Uolters, K. (2003). Ehko-ferma. Acres USA; 3-e ispravlennoe izdanie. 462p. S. 12-38.

5. Ferreira S., Myuller R. (2013). Innovatsiya produkta vinnogo turizma: sochetanie edy i vina na vinnykh marshrutakh Stellenbosha. Afrikanskii zhurnal fizicheskogo vospitaniya, ozdorovleniya, otdykha i tantsev. № 19, s. 72-85.

6. Yakovenko, N. V., Komov, I. V. & Didenko O. V. (2017). Sel'skii turizm kak ustoichivoe razvitie oblasti Voronezhskoi oblasti. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. № 1. Tom 3 (69). S. 141-149.

7. Alonso A. V kakoi stepeni fermery prosveshchayut potrebitelei? Primer iz Alabamy (2010). Zhurnal sel'skokhozyaistvennoi i pishchevoi informatsii. № 11 (4), str. 307-321.

8. Barni, M., Mtkhembu, Dzh. (2012). Razvitie sel'skogo turizma: zhiznesposobnaya formula bor'by s bednost'yu v Bergville. Inkanyiso: Journal of Humanities and Social Sciences, vol. 4, № 1, s. 63 - 74.

9. Rodzherson K. M., Rodzherson Dzh. M. (2014). Agroturizm i mestnoe ehkonomicheskoe razvitie v Yuzhnoi Afrike. Vestnik geografii. Sotsial'no-ehkonomicheskie serii, № 26, s. 93-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Nedelea A., Okech R. (2008). Razvitie sel'skogo turizma v Yuzhnoi Afrike. Vestnik UASVM, Sadovodstvo, №65 (2), s. 256 - 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.