Научная статья на тему 'Анализ и перспективы развития агротуризма в Польше'

Анализ и перспективы развития агротуризма в Польше Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
592
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGROTOURISM / RURAL TOURISM / ECOTOURISM / AGRITOURISM / RURAL REST HOUSE / GUEST HOUSE / АГРОТУРИЗМ / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ЭКОТУРИЗМ / АГРОТУРИСТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВ / СЕЛЬСКИЙ ДОМ ОТДЫХА / ГОСТЕВОЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Третьякова О.С., Зиолковский А.Р.

Особое место в системе современного мирового туристскогорынка занимает агротуризм. Сегодня его принято рассматривать в качестве одного из ведущих и активно развивающихся секторов туристского рынка. Многие исследователи связывают это с возрастанием осознания обществом экологических проблем, увеличением техногенных нагрузок на общество, растущейурбанизацией и другими факторами. В статье предпринята попытка рассмотрения эволюции агротуризма в Польше и выявления факторов, оказывающихнаиболее заметное влияние на его развитие. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что тенденция активного роста агротуризма замедлиласьв последнее время вследствие всевозрастающей конкуренции. Однако большоеразнообразие природных, сельскохозяйственных, этнографических, культурныхи иных ресурсов сельской местности Польши позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт на основе оптимального сочетания цены и качества. В статье формулируются мероприятия и предпосылки для дальнейшегоразвития агротуризма в Польше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGROTOURISM IN POLAND

Agritourism holds a special place in the system of the modern worldtourist market. Today it is customary to consider it as one of the leading and activelydeveloping sectors of the tourism market. Many researchers attribute this to an increase in public awareness of environmental problems, an increase in man-madepressure on society, growing urbanization, and other factors. The article attempts toreview the evolution of agritourism in Poland and identify the factors that have themost noticeable impact on its development. The analysis made it possible to concludethat the trend of active growth of agritourism has slowed down recently due to increasing competition. However, a wide variety of natural, agricultural, ethnographic,cultural and other resources of rural Poland allows you to create a competitive touristproduct based on the optimal combination of price and quality. The article formulatesmeasures and prerequisites for the further development of agritourism in Poland.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы развития агротуризма в Польше»

4. Gerasimov S.V., Tul'chinskij G.L., Lohina T.E. Menedzhment special'n-yh sobytij v sfere kul'tury: uchebnoe posobie. - SPb.: Lan'; PLANETA MUZYKI, 2009. — 384 s.: il.

5. Kovaleva V.S. Obosnovanie i proektirovanie tura «Romanticheskij Krym»: vyp. kv. rab. ... stud. / Dal'nevost. fed. un. - Vladivostok, 2018. - 92 s.

6. Lakomov E.A. Klassifikaciya vidov sobytijnogo turizma // Vestnik uni-versiteta. - 2013. - № 2. - S. 64-69.

7. Naruta Ya.S., Garina T.A. Sobytijnyj turizm: ponyatiya, vidy, klassifikaciya // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. -2016. - № 11. - S. 1158-1162.

8. 122 sposoba besplatnoj reklamy vashego meropriyatiya: blogi i socseti: LPgenerator fElektronnyj resurs]. - URL: Rezhim dostupa: https://lpgenerator.ru. -Zagl. s ekrana.

УДК 338.48

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОТУРИЗМА В ПОЛЬШЕ

О.С. Третьякова1, А.Р. Зиолковский2

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия Агротуристический комплекс «Остойя Шамана», с. Сарникеж, Западно-Поморское воеводство, Польская Народная Республика

Аннотация. Особое место в системе современного мирового туристского рынка занимает агротуризм. Сегодня его принято рассматривать в качестве одного из ведущих и активно развивающихся секторов туристского рынка. Многие исследователи связывают это с возрастанием осознания обществом экологических проблем, увеличением техногенных нагрузок на общество, растущей урбанизацией и другими факторами. В статье предпринята попытка рассмотрения эволюции агротуризма в Польше и выявления факторов, оказывающих наиболее заметное влияние на его развитие. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что тенденция активного роста агротуризма замедлилась в последнее время вследствие всевозрастающей конкуренции. Однако большое разнообразие природных, сельскохозяйственных, этнографических, культурных

и иных ресурсов сельской местности Польши позволяет создавать конкурентоспособный туристский продукт на основе оптимального сочетания цены и качества. В статье формулируются мероприятия и предпосылки для дальнейшего развития агротуризма в Польше.

Ключевые слова: агротуризм, сельский туризм, экотуризм, агротуристи-ческое хозяйство, сельский дом отдыха, гостевой дом.

ANALYSIS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AGROTOURISM IN POLAND

1 7

O.S. Tretyakova , A.R. Ziolkowski

1Altai State University, Barnaul, Russia Agritourism complex «Ostoja Szamana», w. Sarnikierz wojewodztwa zachodniopomorskiego, Poland

Abstract. Agritourism holds a special place in the system of the modern world tourist market. Today it is customary to consider it as one of the leading and actively developing sectors of the tourism market. Many researchers attribute this to an increase in public awareness of environmental problems, an increase in man-made pressure on society, growing urbanization, and other factors. The article attempts to review the evolution of agritourism in Poland and identify the factors that have the most noticeable impact on its development. The analysis made it possible to conclude that the trend of active growth of agritourism has slowed down recently due to increasing competition. However, a wide variety of natural, agricultural, ethnographic, cultural and other resources of rural Poland allows you to create a competitive tourist product based on the optimal combination of price and quality. The article formulates measures and prerequisites for the further development of agritourism in Poland.

Keywords: agrotourism, rural tourism, ecotourism, agritourism, rural rest house, guest house.

Введение. Агротуризм - относительно новое явление на мировом туристском рынке. Но несмотря на свою молодость, агротуризм необычайно популярен, и в основе этой популярности лежит не только дань моде на все натуральное, но и множество экономических, социально-психологических и экологических факторов. Желание жить не только в гармонии природой, использовать

натуральные продукты питания, заботится о сохранении природы и культурной самобытности, но и стремление поддержать национальных сельскохозяйственных производителей, сгладить растущую дифференциацию в уровне жизни сельских и городских жителей - эти и многие другие факторы привели к необычайному росту популярности агротуризма во всем мире.

Исследования показывают, что до 35% городских жителей отдают предпочтение сельскому отдыху. В некоторых странах их доля еще выше. Так, в Нидерландах туристы с такими предпочтениями составляют до 50% туристов, проживающих в городах. Официальные достоверные данные о вкладе агротуризма в экономику в целом и туристическую отрасль, в частности, практически отсутствуют. Тем не менее по экспертным оценкам в Европе, агротуризм обеспечивает от 10-12 до 20-30% совокупных доходов туристической индустрии. Кроме того, по мнению специалистов, «появляется все больше доказательств, что устойчивый рост туризма в сельской местности может привести к уменьшению масштабов бедности». Сказанное определяет возрастающий интерес к изучению тенденций развития агротуризма.

Основная задача работы состоит в исследовании закономерностей развития агротуризма в Польше и перспектив его развития.

Материалы и методы исследования. В качестве источников информации для проведения исследования использовались данные Центрального статистического управления (GUS) Польши, данные Польского Министерства сельского хозяйства и развития села, а также изучена Национальная программа развития сельских районов на 2014-2020 годы. В качестве методологической базы исследования применялись исторический и сравнительный подходы к изучению развития агротуризма, а также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение и др.

Результаты исследования и обсуждение. Мировая практика убедительно демонстрирует возрастающее значение агротуризма как в системе туристической индустрии, так и экономики в целом. Быстрый рост данного сектора туристской индустрии, который по данным исследований составляет до 6% в год, обеспечивается следующими факторами:

1) агротуризм выступает в качестве эффективного инструмента реструктуризации сельского хозяйства в условиях перепроизводства сельскохозяйственной продукции и возрастающей конкуренции за счет перевода части аграрного бизнеса из сферы производства в сферу услуг;

2) агротуризм способствует нивелированию различий в уровне жизни сельского и городского населения, преодолению бедности;

3) благодаря агротуризму появляются новые возможности сохранения культурной идентичности, поддержания и развития национальных традиций и укладов жизни;

4) агротуризм соответствует запросам значительной части современных туристов, являющихся носителями экологических ценностей, стремящихся на время отпуска покинуть урбанистическое пространство города и приобщиться к природе и истокам национальной культуры как своей страны, так и других государств.

Агротуризм в Польше сегодня обеспечивает 4% валового внутреннего продукта. Обеспечение высоких темпов роста агротуризма в Польше - это, прежде всего, заслуга государственной политики, проводимой в этой области. В качестве действенных мер поддержания и развития данного туристического сектора можно назвать:

• освобождение агротуристических хозяйств от уплаты подоходного налога с доходов от туристической деятельности;

• законодательное закрепление стандартов агротуристического бизнеса;

• бесплатная регистрация гостевых домов и др.

Помимо этого, успехи Польши обусловлены тем, что здесь, в отличие от других стран бывшего социалистического лагеря, практически всегда сохранялись частная собственность на землю и особое отношение к сельскохозяйственному производству. В частности, в соответствии с польским законодательством право наследования земли имеют лишь лица, имеющие специальное образование для работы в сельском хозяйстве.

Сельские поселения в Польше занимают более 93% общей площади. При этом основу сельского хозяйства составляет малый бизнес. Средний размер земельного надела здесь значительно ниже, чем в целом по ЕС, и составляет 5,9 гектара [4].

Самые посещаемые туристские регионы Польши - побережье Балтийского моря, Татры (самый высокий горный хребет Карпат), Судеты, Беловежский лес и Мазурский Озерный край. Почти 40% действующих агротуристических хозяйств в Польше расположены в следующих провинциях: Малопольское, Подкарпатское и Варминско-Мазурское. Наименее агротуризм развит в провинциях Лодзинское, Опольское и Любушское. Следует, однако, отметить, что агротуризм встречается по всей стране, в том числе в районах, которые не являются типичными туристическими регионами. Это в основном сезонные объекты, поэтому большинство туристов остаются в них в летние месяцы (июль и август).

Польские фермерские хозяйства в основном предлагают (в 70-80%) размещение в гостевых комнатах (жилье), в меньшей степени в отдельных квартирах и домах, а также в кемпингах. В среднем одно агрохозяйство имеет 5 комнат на 10 спальных мест (5 двухместных номеров) (рис. 1).

Рис. 1. Гостевой дом

Рекреационное предложение фермерских хозяйств включает в себя различные дополнительные услуги: развлекательные, образовательные и культурные мероприятия. Также популярен и гастрономический туризм. Продукты, отмеченные знаками, подтверждающими высокое качество агропродо-вольственных товаров, являются дополнением к рекламному туристскому предложению сельских районов. С другой стороны, в сети агрономических хозяйств распространена идея фермерского образования в области продовольственного производства и культурного наследия села. А также в последнее время растет интерес туристов к «медленной жизни», «медленной еде» и экопродуктам [2].

Рис. 2. Агротуристический комплекс «Остойя Шамана», Сарникеж

Серьезные изменения в развитии туризма в сельской местности произошли в начале 1990-х годов XX века, когда на рынке туристических услуг появилось предложение об агротуризме - отдыхе, организованный фермером на его ферме. Агротуризм характеризуется сочетанием туристических услуг с действующим сельскохозяйственным предприятием. Ритм жизни фермы, выраженный в характерных запахах, звуках и цветах, определяет уникальность этого вида туризма.

В 1990 году в Польше было только 590 фермерских хозяйств, в 1997 году - уже 4800, а в 2007 году агротуристические услуги были предоставлены примерно 8 790 объектами. Тем не менее в 2009 году произошло снижение до 5473 единиц жилья с почти 57,1 тыс. коек. По данным Центрального статистического управления Польши, на конец 2018 года в Польше насчитывалось более 8000 фермерских хозяйств, принимающих туристов, с более чем 90 000 койко-мест [1].

Темпы роста базы агротуризма уже не такие динамичные, как в начале 90-х годов прошлого века. Существование агротуристических ферм теперь зависит от получения ими конкурентного преимущества. Организации, предоставляющие туристические услуги в сельской местности, в том числе агротури-стические фермы, конкурируют друг с другом, прежде всего, по цене, качеству предлагаемых продуктов и условиям продажи.

Особенности агротуризма в Польше - это в первую очередь довольно дешевое проживание. Различные хозяйства могут предложить туристам как удоб-

ную традиционную комнату в деревенском доме, так и красивый номер в мини-отеле, который находится на территории фермы.

Рис. 3. Лошади на территории агротуристического хозяйства

Также следует отметить, что выделяется два основных вида ферм. Специализация первого вида - исключительно агротуризм, а фермы второго вида используют его как источник дополнительных доходов. Получается, в первом случае путешественник получит не только проживание в дешевом отеле - ему также проведут познавательные туры, ознакомят с польской культурой, накормят традиционной польской кухней. Во втором случае все гораздо скромнее -кухня без особых изысков, путешественнику придется самостоятельно организовывать себе экскурсии, зато во втором случае, как правило, более низкие цены на услуги.

В 2014-2020 годах туризм в целом, а значит и агротуризм, не является отдельной областью финансовой поддержки в рамках национальных программ и программ Европейского Союза. Тем не менее цели, связанные с развитием туристических функций в сельской местности, реализуются косвенно. Туризм понимается как особая, многогранная отрасль экономики, культуры и образования, включая социальную среду, вмешивающуюся в природную среду, связанную с функционированием ферм и даже заводов, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

В нынешней перспективе из средств Европейского союза, как в рамках Программы развития сельских районов на 2014-2020 годы, бенефициарами которой являются главным образом фермеры, так и в рамках финансовой программы из рыбного фонда и в рамках политики объединения, запланированы действия в области развития инфраструктуры, инновационные и про-экологические решения, также способствующие улучшению условий жизни сельских жителей и повышению привлекательности сельских районов, как среди постоянных жителей, так и туристов.

В Программе развития села на 2014-2020 годы можно получить финансовую поддержку проектов, прямо или косвенно связанных с развитием сельского туризма. Это возможно в рамках приоритета 6: расширение социальной интеграции и сокращение бедности и содействие экономическому развитию в сельских районах. В рамках этого приоритета было разработано три вида деятельности, в рамках которых были предусмотрены операции в сфере сельского туризма, а именно: бонусы за начало несельскохозяйственной деятельности, оказания базовых услуг и обновление села [3].

Реализация Программы развития сельских районов на 2014-2020 годы также важна для консолидации туристических активов поселка, в связи с сохранением и защитой природной среды в сельской местности. Инструменты данной программы в области передачи знаний и консультирования, включая вопросы, связанные с воздействием сельского хозяйства на окружающую среду, внедрением инноваций или улучшением рыночных позиций сельскохозяйственных производителей путем сокращения продовольственных цепочек, также оказывают положительное влияние на развитие агротуризма. Все эти вопросы имеют косвенное, но большое значение для наращивания потенциала сельского туризма, создания его имиджа и создания социального и человеческого капитала сельского туризма в Польше.

Стремление создать имидж сельских районов как туристического рынка, предлагающего разнообразные и круглогодичные развлечения, а также повышение рейтинга сельского туризма и агротуризма.

В сфере туризма с 2016 года Министерство сельского хозяйства и развития села реализует проект «Отдых в деревне». Его главная цель - создать имидж польской деревни как места, привлекательного для туристов, предлагающего различные возможности для отдыха. Началась популяризация туристического предложения на многочисленных специально разработанных стендах «Отдых в деревне», которые демонстрируются во время проведения многочисленных торговых и общественных мероприятий. Кроме того, в рамках этой

программы были организованы различные сопутствующие форме семинары, практикумы, конференции и тренинги, нацеленные на обмен знаниями и передовой практикой в области управления и продвижения продуктов сельского туризма и агротуризма. Министерство сельского хозяйства и развития сельских районов надеется, что благодаря таким мероприятиям будет создана система межведомственного сотрудничества для развития всего туристического сектора. Такое стремление создать имидж сельских районов как туристического рынка, предлагающего разнообразные и круглогодичные развлечения, безусловно, очень сказывается на повышении рейтинга сельского туризма и агротуризма [2].

Выводы. Есть все основания полагать, что тенденция активного роста аг-ротуризма будет сохраняться достаточно длительное время, в том числе за счет вовлечения в эту сферу все новых и новых фермерских хозяйств и создании мероприятий, способствующих популяризации агротуризма. Выступая в качестве одного из подвидов экологического туризма, агротуризм в максимальной степени соответствует концепции устойчивого туризма, предполагающей гармонизацию экологических, экономических и социально-культурных интересов туристов и местного сообщества посредством рационального использования всех ресурсов туристической дестинации.

Библиографический список

1. Glöwny Urz^d Statystyczny (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. - URL: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/kultura-turystyka-sport/ turystyka.

2. Ministerstwo rolnictwa i Rozwoju Wsi (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.farmer.pl/biznes/ministerstwo-rolnictwa-o-agroturystyce,89078.html.

3. Program Rozwoju Obszaröw Wiejskich 2014-2020 (PROW 2014-2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.pl/web/rolnictwo/-program-rozwoju-obszarow-wiejskich-2014-2020-prow-2014-2020.

4. Слинкова О.К. Агротуризм в системе мирового туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2017. - Том 3, № 3.

References

1. Glöwny Urz^d Statystyczny (Oficial'nyj sajt) [Elektronnyj resurs]. -URL: https://stat.gov.pl/obszary-tematyczne/kultura-turystyka-sport/turystyka.

2. Ministerstwo rolnictwa i Rozwoju Wsi (Oficial'nyj sajt) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.farmer.pl/biznes/ministerstwo-rolnictwa-o-agroturystyce, 89078.html.

3. Program Rozwoju Obszarow Wiejskich 2014-2020 (PROW 2014-2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.gov.pl/web/rolnictwo/-program-rozwoju-obszarow-wiejskich-2014-2020-prow-2014-2020.

4. Slinkova O.K. Agroturizm v sisteme mirovogo turistskogo rynka // Nauchnyj rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa. - 2017. - Tom 3, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.