DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_136 УДК 346.7
АГРОТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ AGROTOURISM AS A TYPE OF ACTIVITY AGRICULTURAL PRODUCERS
ЕЛЬНИКОВА Елена Васильевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Россия, Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская 18/2,. E-mail: femida-67@yandex.ru;
Elnikova Elena V.,
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Business and Corporate Law Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russian Federation. Russia, Moscow region, Reutov, Komsomolskaya str. 18/2,. E-mail: femida-67@yandex.ru
Краткая аннотация: В статье рассмотрены правовые основы и значение сельского туризма для предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, выделены легальные критерии сельского туризма как одного из видов туризма, а также особенности аграрного туризма, который автор предлагает считать одним из самостоятельных направлений сельского туризма. Предложено закрепить в ОКВЭД деятельность по предоставлению услуг в сфере аграрного туризма в качестве отдельного вида деятельности в сфере сельского хозяйства. Рассмотрены правовые причины, препятствующие созданию сельских средств размещения, отличия их от гостиниц, а также условия предоставления финансовой поддержки государства в форме гранта «Агростартап». Изложены предложения по устранению возможных правовых рисков нарушения сельскохозяйственными товаропроизводителями условий предоставления этого гранта.
Abstract: The article considers the legal basis and importance of rural tourism for the entrepreneurial activity of agricultural commodity producers, highlights the legal criteria of rural tourism as one of the types of tourism, as well as the features of agricultural tourism, which the author suggests to be considered one of the independent directions of rural tourism. It is proposed to consolidate in the OKVED the activity of providing services in the field of agricultural tourism as a separate type of activity in the field of agriculture. The legal reasons preventing the creation of rural accommodation facilities, their differences from hotels, as well as the conditions for providing financial support from the state in the form of an Agrostar-tap grant are considered. The proposals on elimination of possible legal risks of violation by agricultural producers of the conditions for granting this grant are presented.
Ключевые слова: сельский туризм, аграрный туризм (агротуризм), грант, сельскохозяйственный товаропроизводитель, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельское средство размещения.
Keywords: rural tourism, agricultural tourism (agrotourism), grant, agricultural commodity producer, peasant (farmer) economy, rural accommodation facility.
Для цитирования: Ельникова Е.В. Агротуризм как вид деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей //Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 136-140. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_136.
For citation: Elnikova E. V. Agrotourism as a type of activity of agricultural producers // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 136-140. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_136.
Статья поступила в редакцию: 24.03.2023
В последние годы наблюдается всплеск интереса к развитию сельского туризма как в среде сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан, получающих услуги в этой сфере, так и со стороны органов публичной власти различного уровня от муниципальной до федеральной. Причиной повышенного внимания к этому виду туризма является совокупность различных факторов, определяющих его полезность для различных категорий и слоёв общества.
Для населения страны ценность сельского туризма обусловлена во многом переориентацией с внешнего туризма на внутренний в условиях распространения пандемии и принятия многими государствами ограничительных и запретных мер в отношении въезда на свою территорию, а также в связи с проведением санкционной политики в отношении России и её граждан со стороны недружественных государств. Кроме того, такой вид отдыха становится всё более популярным у жителей мегаполисов и иного городского населения, которые стремятся к проведению досуга в окружении растительного и животного мира, чистого воздуха, лесов, естественных водоёмов, а также сторонников активного отдыха на природе. Еще одной важной составляюшей является наметившийся тренд на потребление полезных продуктов питания, в том числе органической продукции, продукции с повышенными качественными характеристикам, обусловивший возрастание интереса и к процессам её производства.
Развитие сельского туризма открывает перспективы и для самих сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые на волне возрастающего спроса со стороны населения смогут получать дополнительно стабильный доход к своей основной деятельности за счёт качественного оказания услуг в сфере сельского туризма. Кроме того, привлечение туристов на агропредприятия (фермы, рыбоводческие хозяйства, сыроварни и пр.) способствует популяризации производимой ими сельскохозяйственной продукции и повышению интереса к ней со стороны потребителей, что может рассматриваться как часть маркетинговой стратегии, направленной по увеличение доходов от реализации произведенной продукции.
Интерес органов государственной власти и местного самоуправления к развитию сельского туризма связан с осознанием его доступности для населения, высокого потенциала в устойчивом развитии сельских территорий, комплексного их освоения, привлечении инвестиций, а также существенной роли в обеспечении увеличения занятости сельского населения, поддержки малого и среднего предпринимательства в сельской местности, развития инфраструктуры на селе, формирования любви и уважения к отечественным историческим и духовным ценностям.
Признанием важности развития сельского туризма на государственном уровне стало принятие в качестве структурного элемента об-
новлённой государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [1] федерального проекта «Развитие сельского туризма» (срок реализации - 2022-2030 годы), в котором поставлена задача обеспечения ежегодного прироста объема производства сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку на развитие сельского туризма, к 2030 году на 7%. Ожидаемым эффектом выполнения задачи этого проекта является реализация к 2030 году 1296 проектов развития сельского туризма, получивших государственную поддержку, обеспечивших прирост производства сельскохозяйственной продукции.
В качестве одного из важных факторов успешной реализации указанного федерального проекта выступает создание эффективной правовой базы регулирования отношений, возникающих в сфере сельского туризма. Существуя в России как социально-экономическое явление на протяжении многих лет, начиная примерно с конца ХХ-начала XXI веков, сельский туризм в различных его проявлениях долгое время находился вне правового поля ввиду отсутствия нормативно-правового регулирования. Признание сельского туризма в качестве правовой категории стало закономерным и объективно необходимым шагом со стороны законодателя, что позволило не только легализовать этот вид деятельности, но и создать правовые условия для осуществления его государственной поддержки. В результате принятия Федерального закона от 02.07.2021 № 318-Ф3 [2] (далее - Закона о сельском туризме) с 1 января 2022 года в статью 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 28.05.2022) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Законе о ТД) было включено легальное понятие сельского туризма как одного из видов туризма, особенности которого проявляются в рамках территориального, демографического, целевого и субъектного критериев.
Прежде всего, законодатель ограничил сферу распространения этого вида туризма посещением только сельской местности и малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек. Однако одного этого критерия недостаточно для квалификации туризма на обозначенных территориях как сельского. Необходимо также соответствие цели посещения этих территорий одной из целей, указанных в ст. 1 Закона о туризме в качестве необходимого признака сельского туризма: отдых, приобщение к традиционному укладу жизни, ознакомление с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участие в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг. Кроме того, Закон о ТД в качестве субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, указывает сельскохозяйственных товаропроизводителей. Следует обратить внимание на имеющийся недостаток юридической техники, поскольку указанный закон не раскрывает содержание категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и не содержит отсылку к законодательному акту, в котором данная категория имеет легальное закрепление. Поскольку в российском законодательстве категория «сельскохозяйственный товаропроизводитель» не совпадает по своему содержанию в разных законодательных актах, действие которых распространяется на отдельные сферы общественных отношений [3], возникает правовая неопределённость в установлении субъекта оказания услуг в сфере сельского туризма, которая требует устранения, например, путем закрепления отсылки к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» [4] (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) в установлении значения категории «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Включённое в Закон о ТД определение сельского туризма отлично по своему содержанию от понятия, сформулированного в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, где под сельским туризмом понимается вид туризма, который предполагает временное размещение туристов в сельской местности с целью отдыха и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения туристом материальной выгоды [5]. Как видим, в легальном определении расширены территориальная сфера сельского туризма за счет включения в неё малых городов с численностью населения до тридцати тысяч человек, а также содержание целеполагания. В отношении круга субъектов, которые могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, в Законе о ТД, наоборот, установлены ограничения, предусматривающие в качестве указанных субъектов только сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Представляется, что легальное определение сельского туризма как одного из видов туризма сформулировано в самом общем виде и нуждается в дальнейшем развитии в направлении выделения отдельных видов сельского туризма и их правовых признаков. Например, в качестве отдельного направления (вида) сельского туризма целесообразно закрепить в законе аграрный туризм (агротуризм) с указанием территории его осуществления (сельская местность), цели (ознакомление с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участие в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению) и субъекта, осуществляющего деятельность по предоставлению услуг в соответствии с установленными целями (сельскохозяйственные товаропроизводители). В этом случае не обязательно было бы ограничивать круг субъектов, оказывающих услуги в рамках иных видов сельского туризма.
Следует отметить, что разграничение понятий «сельский туризм» и «аграрный туризм» проведено в документах стратегического планирования, например, в Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года [6], где они рассматриваются как отдельные виды отдыха в сельской местности. При этом сельский туризм ориентирован на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности, и предполагает предоставление услуг по временному размещению в гостевом доме. Заметим, что на текущий момент всё ещё отсутствует закон, который бы определял содержание этого понятия и классификацию гостевых домов. Аграрный туризм рассматривается в указанном документе как вид отдыха в сельской местности на базе сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предусматривающий непосредственное участие или ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью.
По нашему мнению, аграрный туризм следует рассматривать в качестве одного из направлений сельскохозяйственного производства,
которым согласно ч. 1 ст. 4. Закона о развитии сельского хозяйства признаётся совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Как видим, согласно указанному закону сельскохозяйственное производство включает также деятельность по оказанию соответствующих услуг, к которой вполне может быть отнесено оказание услуг в сфере сельского туризма. Такой подход способствовал бы разрешению противоречия между положениями Закона о ТД, определяющего сельскохозяйственного товаропроизводителя в качестве субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, и аграрного законодательства, рассматривающими сельскохозяйственного производителя как субъекта, осуществляющего производство, первичную и последующую переработку, а также реализацию сельскохозяйственной продукции.
Примечательно, что несмотря на наличие легального понятия сельского туризма и указания сельскохозяйственных товаропроизводителей в качестве лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельность (ОКВЭД) рассматриваемый вид деятельности не закреплён, что создаёт риски неопределённости правового статуса и самого существования уже используемых в этой сфере предпринимательской деятельности имущественных комплексов, а также порождает проблемы оформления прав на земельные участки и налогообложения. С учётом сказанного следует как можно быстрее внести изменения в ОКВЭД, закрепив в нем в качестве отдельного вида «деятельность по оказанию услуг в сфере аграрного туризма», который следует отнести к разделу А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», подразделу 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях».
Согласно Закону о ТД требования к деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма должны быть установлены Правительством Российской Федерации. На данный момент Минсельхозом РФ разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей по оказанию услуг в сфере сельского туризма» (далее - проект ПП РФ), в котором определено содержание ряда категорий, используемых при осуществлении указанного вида деятельности, таких как: сельскохозяйственный товаропроизводитель, деятельность в сфере сельского туризма, объект сельского туризма, сельский турист, сельское средство размещения. Согласно указанному документу к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие требованиям статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства. В отличие от закона, к которому сделана отсылка, в рассматриваемом проекте не упоминаются крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные без статуса юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, что следует рассматривать как упущение, требующее доработки. Кроме того, из этой категории исключены граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Проект ПП РФ также устанавливает перечень материально-технических ресурсов для осуществления туристской деятельности, которыми должны располагать сельскохозяйственные товаропроизводители, оказывающие услуги в сфере сельского туризма; виды услуг в сфере сельского туризма и требования к ним.
Согласно Закону о ТД сельские средства размещения не относятся к гостиницам, соответственно, на них не распространяются правила классификации гостиниц (ст. 5), в них не предусмотрено оказание гостиничных услуг. К сельским средствам размещения должны применяться самостоятельные требования, обеспечивающие безопасность размещения сельских туристов, но при этом не требующие от сельскохозяйственных товаропроизводителей обременительных расходов. Установление требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (ст. 3.1).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2022 № 1958 [7] разработка требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, отнесена к компетенции Министерства экономического развития РФ, приказом которого от 11 ноября 2022 г. № 617 [8] были утверждены требования к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности, вступившие в силу с 1 марта 2023 года. Указанные требования, разработанные с учётом положений Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» [9], а также санитарных правил СП 2.1.3678-20 [10], вводят понятие «сельское средство размещения» (отличающееся от аналогичного понятия в проекте ПП РФ), предусматривают наличие искусственного и аварийного освещения у центрального входа и подходов к средствам размещения, установление вывески на средстве размещения с размещенной для потребителей информацией, перечень необходимого оснащения сельского средства размещения, санитарных объектов общего пользования, размеры площади помещения, предназначенного для размещения туристов, состав и форму информации, предоставляемой туристам.
Основной проблемой, сдерживающей строительство сельских средств размещения, является невозможность их размещения на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ. Легальное размещение указанных объектов становится возможным лишь после перевода земель сельхозназначения в иную категорию (например, земли рекреационного назначения), что является достаточно сложной и длительной процедурой. Для агротуризма такой вариант не может быть приемлем, поскольку влечёт невозможность осуществления сельскохозяйственными товаропроизводителями своей основной деятельности. Как отмечается, «проблемы строительства гостиниц на землях сельхозугодий отчасти можно решить с помощью глэмпингов - разновидности кемпингов, сочетающих комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе. Вместо домов в этом случае возводятся тканевые шатры, тенты, модульные конструкции, которые легко собрать и разобрать», при этом они «не являются капитальными строениями, поэтому количество согласований, необходимых для их размещения, минимально» [11].
Поддержка и развитие сельского туризма отнесены к приоритетным направления государственного регулирования туристской деятельности (ст. 4 Закона о туризме), а также к основным направлениям государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, поскольку с 1 января 2022 года перечень основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, содержащийся в ст. 7 Закона о развитии сельского хозяйства, был дополнен ещё одним новым направлением - поддержкой и развитием сельского туризма (пп. 15 ч. 1).
С 2022 года введена специальная мера финансовой поддержки развития сельского туризма - предоставление гранта «Агротуризм» субъектами РФ сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением личных подсобных хозяйств), относящимся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие». Предусматривается софинансирование расходных обязательств субъекта РФ на эти цели из средств федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма (далее - Правила) [12], которые устанавливают предоставление субсидий по результатам конкурсного отбора проектов развития сельского туризма в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства РФ[13]. Оценка и отбор представленных проектов осуществляется на федеральном уровне специально созданной комиссией. Срок освоения средств гранта «Агротуризм» составляет не более 18 месяцев со дня получения указанных средств. Поскольку грант является видом субсидии, денежные средства в рамках гранта предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, расходование их возможно только в соответствии с установленными целями. Целевые направления расходования гранта «Агротуризм» определены приказом Минсельхоза России от 02.03.2022 № 116 [14].
Особенностью предоставления бюджетных средств по гранту «Агростартап» является соблюдение принципа софинансирования расходов претендентом на получение гранта. Размер гранта зависит от размера собственных средств заявителя, направленных на реализацию проекта развития сельского туризма, при этом предельные его размеры установлены Правилами. Минимальный предел (3 млн. рублей) предусмотрен при размере доли собственных средств заявителя не менее 10 процентов стоимости гранта, максимальный предел (до 10 млн. руб.) - не менее 25 процентов. В 2022 году на предоставление грантов из федерального бюджета планировалось направить 300 млн рублей, в 2023 году -500 млн рублей, в 2024 году - 700 млн рублей [15].
Определение круга заявителей, претендующих на получение гранта «Агротуризм», показывает, что имеет место «насущная проблема, заключающаяся в том, что сельхозтоваропроизводитель, зарегистрированный не на сельской территории, но осуществляющий на ней деятельность, не может рассчитывать на государственную поддержку в сфере сельского туризма» [16]. Требования к заявителю не будут соблюдены также в случае его регистрации на территории другого субъекта РФ. Однако во многом отсутствие регистрации по месту нахождения сельскохозяйственного производства связано с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения, не допускающем размещение на них жилых строений. В порядке исключения после внесения изменений в статью 77 Земельного кодекса РФ допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках, используемых КФХ для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд [17].
В соответствии с п. 7 Правил получить грант «Агротуризм» возможно лишь один раз, что позволяет рассматривать однократность в качестве ещё одного принципа его предоставления. Кроме того, Правилами установлены ограничения в отношении отчуждения имущества, приобретенного за счет средств гранта «Агротуризм», которое допускается только при согласовании с Минсельхозом, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма (п. 8 Правил). Следует отметить, что подобные ограничения установлены и в отношении предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям иных видов грантов, например, гранта «Агростартап» [18], однако в последнем случае согласование с Минсельхозом требуется не только на отчуждение, но и на распоряжение имуществом иными способами (передачу в аренду, залог и пр.). Поскольку Правила не устанавливают ни правовую форму, ни способ закрепления предусмотренного согласования, вполне закономерно возникает вопрос о его правовой природе: следует ли указанное согласование рассматривать в качестве согласия третьего лица на совершение сделки или же оно не является таковым и имеет иную природу? От квалификации согласования как юридического факта зависит последующая судьба сделки, совершённой без получения необходимого согласования: её действительность (недействительность), возможность и основания оспаривания.
Помимо ограничений в отношении отчуждения имущества, приобретенного за счет грантовой поддержки, Правила содержат ещё и запреты на совершение определённых действий. Например, не допускается финансовое обеспечение затрат заявителя, предусмотренных проектом развития сельского туризма, за счет иных направлений государственной поддержки. Кроме того, не допускается приобретение за счет гранта «Агротуризм» имущества, ранее приобретенного за счет иных форм государственной поддержки. В отношении последнего запрета следует указать на наличие правовых рисков нарушения Правил для грантополучателя при приобретении им имущества, связанных с отсутствием в договоре-основании возникновения прав продавца на отчуждаемое имущества сведений о его приобретении за счёт господдержки, поскольку норм, обязывающих отражать участие в сделке предоставленных в рамках господдержки денежных средств, не содержит ни гражданское, ни бюджетное законодательство.
Представляется, что в сложившихся условиях в целях снижения риска грантополучателя-покупателя было бы целесообразным использование такого гражданско-правового инструмента, как заверение об обстоятельствах, полученного от продавца, подтверждающего факт неипользования им при приобретении имущества средств, полученных в рамках господдержки. Для обеспечения прозрачности и стабильности гражданского оборота в целом следует включить в Правила норму, обязывающую грантополучателя при отчуждении имущества, приобретенного за счет средств гранта, при наличии согласования с Минсельхозом, указывать в договоре купли-продажи в качестве его необходимого условия факт получения денежных средств, за счёт которых ранее было приобретено отчуждаемое имущество, в рамках бюджетного финансирования, в
том числе предоставления их в качестве господдержки по гранту «Агротуризм». Аналогичные нормы следует прописать и в правилах, определяющих порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям иных форм грантовой поддержки.
В заключение отметим, что агротуризм является перспективным направлением предпринимательской деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, способствующим повышению узнаваемости местных брэндов сельскохозяйственной продукции, что стимулирует дальнейшее расширение её производства и улучшение качественных характеристик. Агротуризм следует рассматривать как отдельное направление сельского туризма, связанное с производственной деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, предполагающее ознакомление туристов с их деятельностью и (или) участие в ней на безвозмездной основе. Основные усилия законодателей должны быть направлены на обеспечение развития агротуризма в рамках правового поля, что предполагает снятие правовых барьеров для осуществления сельскохозяйственными товаропроизводителями услуг в сфере аграрного туризма, а также разработку и принятие как на федеральном, так и на региональном уровнях оптимальных исполнимых требований, не устанавливающих избыточную нагрузку на агробизнес, которая бы вынуждала его отказываться от такого перспективного направления развития.
Библиогра фия:
1. Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утв. Правительством РФ 15.07.2022 N ВА-П11-11933) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 02.07.2021 N 318-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть I). Ст. 5146.
3. Ельникова Е.В. Критерии понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в российском законодательстве // Закон и право. 2022. № 4. С. 87-90.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. №1 (1 ч.). Ст. 27.
5. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 30.09.2019. № 39. Ст. 5460.
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2019 N 369-р (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении Стратегии развития туризма на территории СевероКавказского федерального округа до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 18.03.2019. № 11. Ст. 1170.
7. Постановление Правительства РФ от 02.11.2022 № 1958 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 ноября 2022 г. № 617 «Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» // СПС КонсультантПлюс.
11. Токманцева И. Агротуризм в России развивается вне закона // Ведомости. 01 апреля 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/ busi-ness/articles/2021/03/31/864087-agroturizm-rossii (дата обращения: 04.03.2023).
12. Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2309 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.12.2021. № 52 (часть I). Ст. 9146.
13. Приказ Минсельхоза России от 10.02.2022 № 68 «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.04.2022.
14. Приказ Минсельхоза России от 02.03.2022 № 116 «Об утверждении перечня целевых направлений расходования гранта «Агротуризм» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.04.2022.
15. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Собрание законодательства РФ. 13.12.2021. № 50 (часть I). Ст. 8397.
16. Тропина Д.В., Сергеев Д.Г. Проблемы правового регулирования сельского туризма в контексте устойчивого развития сельских территорий // Сельское хозяйство. 2022. № 2. С. 42 - 51.
17. Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть I). Ст. 5127.
18. Ельникова Е.В. Государственная поддержка стартапов по созданию и развитию малых форм хозяйствования в агробизнесе: проблемы правового регулирования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 12. С. 101-109.
References:
1. Passport of the state program (integrated program) Of the Russian Federation "State Program for the Development of Agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets" (approved by the By the Government of the Russian Federation on 15.07.2022 N VA-P11-11933) // SPS ConsultantPlus.
2. Federal Law No. 318-FZ of 02.07.2021 "On Amendments to the Federal Law "On the Basics of Tourist Activity in the Russian Federation" and Article 7 of the Federal Law "On the Development of Agriculture" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.07.2021. No. 27 (part I). Article 5146.
3. Yelnikova E.V. Criteria of the concept of "agricultural commodity producer" in the Russian legislation // Law and law. 2022. No. 4. pp. 87-90.
4. Federal Law No. 264-FZ of 29.12.2006 (ed. of 30.12.2021) "On the development of agriculture" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 01.01.2007. No. 1 (1 h.). Article 27.5.
Order of the Government of the Russian Federation dated 09/20/2019 No. 2129-r (ed. dated 02/07/2022) "On approval of the Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 30.09.2019. No. 39. St. 5460.
6. Order of the Government of the Russian Federation dated 07.03.2019 N 369-r (ed. dated 17.12.2021) "On approval of the Strategy for the development of tourism in the North Caucasus Federal District until 2035" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 03/18/2019. No. 11. St. 1170.
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.11.2022 No. 1958 "On Amendments to the Regulations on the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".
8. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation No. 617 dated November 11, 2022 "On approval of the requirements for accommodation facilities used for the provision of services in the field of rural tourism in rural areas" // SPS "ConsultantPlus".
9. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (ed. from 07.07.2022) "On consumer rights protection" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.01.1996. No. 3. St. 140.
10. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 44 dated December 24, 2020 "On approval of Sanitary Rules of SP 2.1.3678-20 "Sanitary and epidemiological requirements for the operation of premises, buildings, structures, equipment and transport, as well as the conditions of activity of economic entities engaged in the sale of goods, performance of works or provision of services" // SPS ConsultantPlus.
11. Tokmantseva I. Agrotourism in Russia is developing outside the law // Vedomosti. April 01, 2021 [Electronic resource]. - URL: https://www.vedomosti.ru / busi-ness/articles/2021/03/31/864087- agroturizm-rossii (date of application: 04.03.2023).
12. Decree of the Government of the Russian Federation of 16.12.2021 N 2309 "On Amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 27.12.2021. No. 52 (Part I). Article 9146.
13. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 68 dated 10.02.2022 "On approval of the procedure for competitive selection of rural tourism development projects" // Official Internet portal of legal Information http://pravo.gov.ru , 04/29/2022.
14. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation dated 03/02/2022 No. 116 "On approval of the list of target areas of expenditure of the grant "Agrotourism" // Official Internet-legal information portal http://pravo.gov.ru , 01.04.2022.
15. Federal Law No. 390-FZ of 06.12.2021 "On the Federal Budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 13.12.2021. No. 50 (part I). St. 8397.
16. Tropina D.V., Sergeev D.G. Problems of legal regulation of rural tourism in the context of sustainable development of rural territories // Agriculture. 2022. No. 2. pp. 42-51.
17. Federal Law No. 299-FZ of 02.07.2021 (as amended on 06.12.2021) "On Amendments to Article 77 of the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 05.07.2021. No. 27 (Part I). Article 5127.
18. Yelnikova E.V. State support of startups for the creation and development of small forms of management in agribusiness: problems of legal regulation // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2022. No. 12. pp. 101-109.