АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
УДК 338.43 001: 10.24411/2587-6740-2018-15074
АГРОСТРАХОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ КЛИМАТИЧЕСКИ ОПТИМИЗИРОВАННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В.Г. Коростелев, М.Е. Кадомцева
ФГБУН «Институт аграрных проблем Российской академии наук», г. Саратов, Россия
В статье рассматриваются проблемы, связанные с влиянием глобальных климатических изменений на развитие сельского хозяйства и агро-продовольственного комплекса в целом. Обосновывается необходимость перехода к модели климатически оптимизированного сельского хозяйства. Особое внимание уделено формированию и развитию механизма агрострахования как одного из ключевых элементов этой модели. Проведен сравнительный анализ основных принципов страхования сельскохозяйственных рисков в различных зарубежных странах. Выделены три группы стран, объединенные по степени развития системы агрострахования. Дана оценка места и роли Российской Федерации в мировой эколого-экономической системе. С использованием методов корреляционно-регрессионного анализа построена модель зависимости отрасли растениеводства от изменения климатических факторов. Обоснована необходимость и сформулированы предложения по формированию сбалансированной системы страхования сельскохозяйственных рисков. В качестве одного из основных элементов предложенной системы рассмотрено использование спутникового мониторинга при разработке прогнозов, установлении страховых тарифов, урегулировании страховых споров и т.п. Выявлены недостатки действующей российской модели агрострахования и обоснована необходимость разработки и внедрения новых направлений страховой деятельности. На основе проведенного анализа действующих нормативно-правовых документов сделан вывод о необходимости внесения изменений и дополнений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, направленных на поддержку и развитие системы страхования сельскохозяйственных рисков.
Ключевые слова: страхование, риски, климат, сельское хозяйство, чрезвычайные ситуации, государственная поддержка, госпрограмма.
Введение
На всех этапах своего развития сельскохозяйственная отрасль оставалась чрезвычайно зависимой от природно-климатических условий. В настоящее время эта зависимость расширяется в связи с существенным усилением аномальных климатических явлений и ростом числа стихийных бедствий. Одним из возможных решений данной проблемы является предлагаемый в рамках стратегических целей Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН) переход к модели климатически оптимизированного сельского хозяйства [1].
В основе данной концепции лежит адаптация региональных агросистем к условиям глобального изменения климата, базирующаяся на увеличении продуктивности сельского хозяйства и повышении доходов мелких хозяйств; помощи сельским общинам и фермерам в формировании устойчивости к аномальным климатическим воздействиям; уменьшении выбросов парниковых газов в результате ведения сельскохозяйственной деятельности. При этом в качестве важнейшего элемента климатически оптимизированной модели ведения сельского хозяйства выделено агрострахование, рассматриваемое как институциональный механизм стабилизации доходов сельхозпроизводителей
в условиях адаптации сельскохозяйственной отрасли к глобальным климатическим изменениям.
Целью данной статьи является исследование результатов воздействия климатических изменений на сельскохозяйственное производство России и других стран, сравнительный анализ основных принципов страхования сельскохозяйственных рисков, связанных с глобальным изменением климата, в различных странах, а также обоснование перспективных направлений развития системы агрострахования в России.
Методы проведения
исследования
Методы исследования базируются на концепции климатически оптимизированного ведения сельского хозяйства, предложенной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО ООН). Информационной базой исследования послужили данные федерального статистического наблюдения Российской Федерации, ежегодные доклады ФАО ООН по продовольственной безопасности стран и изменению климата, отчеты Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и т.д. В процессе работы с информационными массивами авторами использовались методы экономико-матема-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
тического и экономико-статистического анализа. В ходе исследования использовались также такие общенаучные методы познания, как анализ, группировка, обобщение, систематизация, сравнительный и комплексный подходы.
Ход исследования
Проблеме влияния глобальных климатических изменений на агропродовольствен-ный комплекс (АПК) посвящено достаточно много исследований, проводимых в различных странах. В 2014 г. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change IPCC) в своем пятом оценочном докладе отметила, что за последние 20 лет количество стихийных бедствий увеличилось в 2 раза, принеся многомиллиардные убытки аграрному сектору, и что сохранение подобных тенденций ведет к изменению частоты, интенсивности, продолжительности и пространственных масштабов экстремальных погодных явлений [2]. Проведенный ФАО ООН анализ по оценке ущерба от чрезвычайных ситуаций в мировом сельском хозяйстве показал, что за период с 2003 по 2013 гг. в 48 развивающихся странах в результате 78 стихийных бедствий (засухи, бури, наводнения) ущерб мировому сельскому хозяйству составил 70 млрд долл. США [3, с. 7].
- 39
ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365) / 2018
£
AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING
Чрезвычайные ситуации, связанные с большими амплитудами температурных колебаний, возрастанием силы ветра, объемов выпадения осадков и другими подобными природными явлениями, являются важнейшим дестабилизатором сельскохозяйственного производства [4, 5]. При этом фактор глобальных климатических изменений продолжает усиливать разрушительные последствия бедствий, прежде всего гидрометеорологического характера, на которые приходится основная доля природных чрезвычайных ситуаций [6, с. 1060]. Нарастающим фактором воздействия на сельское хозяйство является повышение концентрации парниковых газов в атмосфере и связанное с этим изменение температур и количества осадков, которое оказывает влияние на пригодность земель и урожайность, увеличивает распространение сельскохозяйственных вредителей, влияет на формирование новых типов сельскохозяйственных болезней, набор сельскохозяйственных культур, цены на продовольствие, доходы населения и т.д. Это влечет за собой возрастание негативного влияния на колебания урожаев сельскохозяйственных культур, объемы предложения продовольствия. Как следствие, в дальнейшем будет наблюдаться увеличение неблагоприятного воздействия на уровень продовольственной безопасности различных стран.
В соответствии с концепцией устойчивого питания и развития сельского хозяйства ФАО ООН введено такое понятие, как «климатически оптимизированное сельское хозяйство», основными целями которого являются сохранение продуктивности и увеличение доходности сельского хозяйства; адаптация и повышение устойчивости к изменению климата; сокращение или прекращение выбросов парниковых газов [7]. Климатически оптимизированное сельское хозяйство стало одной из 11 общеорганизационных приоритетных областей мобилизации ресурсов в рамках стратегических целей ФАО. Новый подход предполагает координацию действий, необходимых для преобразования сельскохозяйственных систем в целях адаптации сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности стран к условиям изменяющегося климата. В рамках данного направления определены не только мероприятия, связанные с сохранением агроландшафтов и плодородия почв, управлением жизнестойкостью экосистем, сохранением биоразнообразия и т.д., но и институциональные механизмы, производственные системы, вспомогательные учреждения и меры политики, направленные на повышение производительности и доходов сельских производителей.
Страхование является одним из институциональных механизмов стабилизирующей системы, отмеченных ФАО в рамках модели климатически оптимизированного сельского хозяйства. В своем ежегодном докладе ФАО отмечает, что в условиях меняющегося клима-
та страхование, как эффективный инструмент передачи рисков природно-климатического характера, имеет важнейшее значение для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности сельхозпроизводителей. Механизмы страхования могут помочь правительствам оградить и защитить от последствий природных катастроф как национальные бюджеты, так и жизни и источники доходов своих граждан, а это, в конечном счете, не позволит обратить вспять экономическое развитие и усилия по сокращению бедности [8].
Использование и развитие страховых механизмов в целях адаптации к изменению климата давно привлекает внимание мирового сообщества. Развитые страны, сформировав собственные многокомпонентные страховые системы, предлагают инновационные методы решения задач страхования за счет доступа к международным инвестиционным фондам и рынкам перестрахования, имеющим возможность диверсифицировать и компенсировать риски в глобальном масштабе. Например, наращивая глобальное взаимодействие, Германия, Великобритания, Всемирный банк и фонд GFDRR совместно с представителями частного сектора, создали глобальное партнерство — InsuResilience, сопредседателями которого являются группа двадцати уязвимых государств и группа стран «Большой двадцатки» [9]. Цель этого партнерства состоит в наращивании масштабов финансирования и страхования климатических рисков, в том числе связанных с глобальным потеплением. Оно призвано стимулировать создание эффективных рынков страхования климатического риска и рациональное применение механизмов страхования населения и подверженных риску производственных ресурсов. На основе действующих систем страхования развитыми странами разрабатываются такие подходы, как погодные де-ривативы, программы микрострахования на частном страховом рынке, а также государственного перестрахования.
Изменение климата влечет изменения в структуре инвестиций, которые приведут к снижению долгосрочной продуктивности и устойчивости сельскохозяйственных систем к внешним факторам как на национальном уровне, так и на уровне домохозяйств, которые являются наиболее уязвимой к климатическим колебаниям единицей. Более высокая подверженность риску в отсутствии хорошо функционирующих рынков страхования ориентирует личные подсобные хозяйства на производство продовольственных культур для собственных нужд, выращивание которых сопряжено с низким риском и низкой рентабельностью. Кроме того, страхование рисков, связанных с глобальным потеплением, в основном распространяется только на коммерческие виды страхования, часто недоступные для малых агропроизводителей. Это способствует реализации инновационных мер политики развитых стран и новых международных инвестиционных программ для оказания помощи мелким хозяйствам в преодолении новых и все более усложняющихся рисков, а также создания условий для проведения ими самостоятельной борьбы с климатическими потрясениями и их последствиями.
В настоящее время в зарубежных странах существуют различные подходы к развитию системы агрострахования [10, 11]. В целях систематизации подобных подходов был проведен сравнительный анализ основных принципов страхования сельскохозяйственных рисков, в результате чего было выделено 3 группы стран (табл.).
Если говорить о России, то можно отметить, что страна является активным участником мирового сообщества в области реализации научных программ в области климатической проблематики, вносит вклад в работу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, Всемирной метеорологической организации и т.д. Однако место России в системе глобальных эколого-экономиче-ских рейтингов является весьма скромным.
Таблица
Страхование сельскохозяйственных рисков, связанных с глобальным изменением климата, в зарубежных странах
Страны Основные принципы страхования
США, Канада, Испания, Франция Развитая комбинированная система страхования (мультирисковое страхование с государственной поддержкой, индексное страхование (индекс погоды, вегетационный индекс, индекс урожайности) на основе спутникового мониторинга. Механизм страхования дополняют погодные производные финансовые инструменты (погодные дериваты, облигации на катастрофы и т.д.).
Великобритания, Германия, Ирландия, Бельгия, Нидерланды, Чехия Страхование отдельных видов рисков. Основными являются град и пожар. К страхуемому риску, связанному с глобальным изменением климата, отнесено наводнение. Активное применение спутникового мониторинга при установления страховых тарифов, использование карт зонирования.
Индия, Мексика, Марокко, Никарагуа, Филиппины Индексное страхование. Пилотные проекты по страхованию по индексам погоды при поддержке Глобального фонда индексного страхования Группы Всемирного банка и других международных финансовых организаций реализуются преимущественно в развивающихся странах с засушливым климатом. Помощь оказывается мелким фермерам, микропредпринимателям и микрофинансовым организациям в целях адаптации к условиям глобального изменения климата.
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (365) / 2018
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
£
Согласно ежегодным исследованиям Всемирного Банка в 2015 г. в рейтинге адаптации к климатическим изменениям Россия занимала 32 место из 181 страны, а в рейтинге эффективности действий в области изменения климата — 53 место из 56 стран [12].
Характеризуя Россию в контексте влияния глобальных климатических изменений на сельскохозяйственное производство, следует отметить, что большая часть территории Российской Федерации расположена в зоне рискованного земледелия, поэтому ежегодно сельское хозяйство несет значительные потери от стихийных бедствий как глобального, так и локального характера: аномальных колебаний температуры, града, сильных дождей, весенних паводков, ураганных ветров и др. Стихийные бедствия ежегодно охватывают территории 50-70 субъектов Российской Федерации. Наибольшее влияние фактор глобальных климатических изменений оказывает на отрасль растениеводства. В сфере животноводства риски, обусловленные изменениями климатических условий, являются косвенными и могут быть связаны с нехваткой питьевой воды, болезнями, недостаточной кормовой базой и др., а к прямым рискам можно отнести перегрев животных при аномальных погодных условиях, таких как аномально жаркая погода, суховеи. Поэтому в рамках статьи основное внимание нами уделено рассмотрению влияния глобальных климатических рисков на растениеводческую отрасль сельского хозяйства.
С использованием методов корреляционно-регрессионного анализа была построена модель зависимости отрасли растениеводства от изменения климатических факторов (рис.). В неблагоприятные по метеорологическим условиям годы, на фоне роста опасных
погодных явлений отмечены резкие колебания показателей индекса производимой сельским хозяйством растениеводческой продукции. Особенно заметны засухи 2010 и 2012 гг., когда ущерб от потери урожаев превысил 300 млрд руб.
Главным фактором наступления страховых случаев являются гидрометеорологические условия, которые фактически непредсказуемы и оказывают то постоянное, то эпизодическое воздействие на урожай. По данным Национального союза агростраховщиков, с 2012 по 2017 гг. причиной примерно 23,3% страховых выплат стала почвенная засуха; 22,5 — атмосферная засуха; 19,6% — суховей; 15,6% — переувлажнение почвы. Несмотря на то, что период с 2013 по 2017 гг. оказался относительно благоприятным и стабильным за новейшую историю метеонаблюдений, в 2017 г., по данным Министерства сельского хозяйства РФ и Национального союза агрострахов-щиков, от природных факторов пострадало 673 сельхозпроизводителя. В 2017 г. 32 региона объявляли режим ЧС в связи с убытками для сельхозпроизводителей, а заявленный ущерб составил 4,6 млрд руб. Министерство сельского хозяйства РФ подтвердило гибель сельхозкультур на общей площади 347,5 тыс. га. Выплата компенсаций 18 регионам составила 1,5 млрд руб [15].
Огромные убытки сельхозпроизводителей и расходы бюджетных средств на их покрытие в стране потенциально могли бы быть существенно меньше при условии наличия эффективной модели национальной системы агрострахования. В основе действующей в России модели агрострахования с господдержкой лежит принцип софинансирования. С 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ «О государственной
Рис. Динамика показателей роста опасных погодных явлений на территории Российской Федерации (ед.), и валового сбора зерновых и зернобобовых культур (тыс. т) [13, 14]
поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 г., сельхозпроизводители оплачивают при заключении договоров страхования 50% страховой премии, а ее оставшуюся часть страховые организации получают в виде бюджетных субсидий [16]. Но, несмотря на оказываемую государством поддержку, развитие сельскохозяйственного страхования остается на крайне низком уровне. Это обосновывает необходимость формирования сбалансированной модели страхования сельскохозяйственных рисков, которая, на наш взгляд, должна включать:
• совершенствование методологии оценки рисков;
• сформированную нормативно-правовую базу страховой деятельности;
• присутствие страховых компаний в регионах, широкий набор страховых продуктов, применимых к различным субъектам хозяйствования;
• формирование многоуровневой структуры видов и форм страхования;
• расширение перечня сельскохозяйственных рисков, в том числе связанных с глобальными климатическими изменениями;
• кадровое обеспечение страховых организаций, подготовку специалистов, знающих отраслевую специфику, взаимодействие с региональными информационно-консультационными службами АПК;
• активное применение спутникового мониторинга при установлении тарифов, заключении договоров страхования, при урегулировании убытков, составлении прогнозных значений и т.д.;
• свободный доступ к гидрометеорологической информации, информации по мониторингу земель на основе спутниковых данных и т.д.
Результаты и обсуждение
Проблема глобального изменения климата и его влияния на сельскохозяйственное производство затрагивается в различных правительственных документах, принятых в последние годы.
Основные направления политики в области изменения климата в России, общие принципы и задачи сформулированы в Климатической доктрине РФ. Они включают обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз [17]. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы данная проблема рассматривается в рамках раздела 8 Федеральной целевой программы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (365)/ 2018
AGRARIAN REFORM AND FORMS OF MANAGING
«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 20142020 годы» [18]. В Прогнозе научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г., в подразделе «Экологические вызовы» раздела «Глобальные вызовы в развитии мирового агропромышленного комплекса» затрагиваются вопросы формирования кли-матоадаптивной инфраструктуры, сохранения биоразнообразия, сохранения плодородия почв [19]. В Доктрине продовольственной безопасности РФ категория рисков, связанных с агроэкологическими рисками, обусловленными неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, относится к категории значимых рисков в обеспечении продовольственной безопасности страны [20].
Однако всего этого явно недостаточно. В изменяющихся климатических условиях требуется разработка и внесение в существующие документы, а также в программы развития национального агропродовольственного комплекса новых направлений. Они должны включать: использование моделей изменения климата в регионах в сценарных прогнозах для долгосрочного стратегического планирования; анализ уязвимости и потенциала реагирования местного населения на климатические изменения; расширение влияния местных органов управления на формирование национальной политики в сфере изменения климата и т.д.
Неотъемлемой частью перехода к модели климатически оптимизированного сельского хозяйства должно стать применение в производстве и управлении технологий спутникового мониторинга. Данные дистанционного зондирования земли со спутников и беспилотных летательных аппаратов, а также агрохимических метеорологических служб позволяют сельхозпроизводителям быстрее реагировать на изменения погодных условий и принимать оперативные меры по снижению их негативного влияния на урожай, способствуя устойчивости сельхозпроизводства. С помощью спутниковых данных органами управления АПК и сельхозпроизводителями должен регулярно осуществляться мониторинг эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, их качественных характеристик, таких как развитие процессов деградации почв, изменение параметров их плодородия, в том числе содержание органического вещества и элементов питания, состояние почвенной структуры в результате воздействия процессов засоления, затопления земель, развития водной и ветровой эрозии, загрязнения почв пестицидами, тяжелыми металлами и другими отходами. В перспективе при помощи космических технологий возможен переход от страхования к прогнозированию и управлению сельскохозяйственными рисками. Осуществление
42 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (36!
на основе данных спутникового мониторинга пространственно-временного анализа и оценки влияния природных аномалий на показатели сельскохозяйственного производства способствует корректировке стратегий развития агропродовольственного комплекса и институционализации долгосрочного планирования.
Выводы
Большинство проводимых исследований показывают, что глобальные климатические изменения с каждым годом оказывают все возрастающее влияние на агропродоволь-ственый комплекс в различных странах мира.
Одним из наиболее перспективных подходов к обеспечению устойчивого развития АПК в условиях подобных изменений является переход к модели климатически оптимизированного сельского хозяйства.
Для того чтобы модель климатически оптимизированного сельского хозяйства была эффективной в условиях России, мероприятия по адаптации к изменению климата должны быть включены в общие национальные стратегии развития, опирающиеся на ряд инструментов государственного регулирования. Однако в России вопросы адаптации сельского хозяйства к новым рискам, связанным с глобальными климатическими изменениями, пока еще не вошли в число главных приоритетов.
Поэтому необходимо внесение изменений и дополнений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы, направленных на совершенствование институциональных механизмов и финансовых систем, способствующих развитию климатоадаптированного сельскохозяйственного производства и формирующих его финансовую устойчивость в период климатических аномалий, в частности, на поддержку и развитие системы страхования сельскохозяйственных рисков.
Литература
1. Введение в климатически оптимизированное сельское хозяйство. Introducing Climate-Smart Agriculture. Режим доступа: http://www.fao.org/climate-smart-agriculture-sourcebook/concept/module-a1-introducing-csa/a1-overview/ru/
2. IPCC, 2014: Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Core Writing Team, R.K. Pachauri and L.A. Meyer (eds.)]. IPCC, Geneva, Switzerland, 151 pp.
3. Влияние чрезвычайных ситуаций на продовольственную безопасность Российской Федерации // Научные труды ВИАПИ имени А.А. Никонова. 2015. Вып. 43. 142 с.
4. Кадомцева М.Е., Коростелев В.Г. Влияние глобальных климатических изменений на состояние мировых земельных ресурсов // Устойчивое развитие мирового сельского хозяйства. 2017. № 1. С. 222-224.
2018
5. Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу / В.М. Катцов, Н.В. Кобышева, В.П. Мелешко и др.; под ред. В.М. Катцова, Б.Н. Порфирьева; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). М.: Д'АРТ: Главная геофизическая обсерватория, 201 1. 252 с.
6. Порфирьев Б.Н., Макарова Е.А. Экономическая оценка ущерба от природных бедствий и катастроф // Вестник РАН. 2014. № 12. C. 1059-1068.
7. Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства (Изменение климата, сельское хозяйство и продовольственная безопасность). Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. 2016. Режим доступа: http:// www.fao.org/
8. Изменения климата и финансовый сектор: перспективы деятельности. Доклад. Режим доступа: https://www.wwf.ru/data/publ/climate/cc_andfinansial. pdf
9. Всемирный Банк. Климатическое страхование. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/ results/2017/12/01/climate-insurance/
10. Сплетухов Ю.А. Сельскохозяйственное страхование в России и за рубежом: сравнительная характеристика // Финансовый журнал. 2018. № 1. С. 87-99.
11. Mahul O., Stutley C.J. Government Support to Agricultural Insurance: Challenges and Opportunities for Developing Countries. Washington: The World Bank, 2010. 219 p.
12. Кадомцева М.Е. Международный взгляд на состояние институциональной среды инновационного развития экономики России // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: материалы III Международной научно-практической конференции, 2017. С. 10-12.
13. О системных мерах, направленных на предотвращение и снижение потерь от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/ document_file/9GMXaeYjhw
14. Российский статистический ежегодник. 2017: статистический сборник / Росстат, 2017. 686 с.
15. Национальный союз агростраховщиков. Режим доступа: http://www.naai.ru/
16. Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 г. № 260-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_117362/
17. Климатическая Доктрина Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/6365/
18. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Режим доступа: http://gov.garant. ru/document/
19. Приказ Минсельсхоза РФ от 12 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года». Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71499570/#review/
20. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12172719/paragraph/
www.mshj.ru
АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Об авторах:
Коростелев Вячеслав Геннадьевич, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории стратегии развития институциональной среды агропромышленного комплекса, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8082-7643, vkor2006@yandex.ru Кадомцева Марина Евгеньевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник лаборатории стратегии развития институциональной среды агропромышленного комплекса, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9547-5564, kozyreva_marina_@mail.ru
AGRICULTURAL INSURANCE AS AN ELEMENT OF CLIMATE-SMART AGRICULTURE
V.G. Korostelev, M.E. Kadomtseva
Science institution of agrarian problems of the Russian academy of sciences, Saratov, Russia
The article deals with the problems associated with the Impact of global climate change on the development of agriculture and the agro-food complex In general. The necessity of transition to the model of climate-smart agriculture is substantiated. Particular attention is paid to the formation and development of the agricultural insurance mechanism being one of the key elements of this model. A comparative analysis of the main principles of insurance of agricultural risks in various foreign countries is carried out. According to the degree of development of the agricultural insurance system three groups of countries have been singled out. The place and role of the Russian Federation in the global ecological and economic system are assessed. Using the methods of correlation-regression analysis, the model of the dependence of the crop industry on the changes in climatic factors is developed. The necessity for the formation of a balanced system of agricultural risks insurance is grounded, proposals for it are formulated. The use of satellite monitoring in the development of forecasts, establishment of insurance tariffs, settlement of insurance disputes, etc. is considered to be one of the main elements of the proposed system. The shortcomings of the current Russian model of agricultural insurance have been identified, and the need for developing and introducing new lines of insurance activity has been substantiated. Based on the analysis of the current regulatory and legal documents, it was concluded that it is necessary to change and add the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020 aimed at supporting and developing the agricultural risk insurance system.
Keywords: insurance, risks, climate, agriculture, emergency situations, state support, state program.
References
1. Introducing Climate-Smart Agriculture. Access mode: http://www.fao.org/climate-smart-agriculture-sourcebook/concept/module-a1-introducing-csa/ a1-overview/ru/
2. IPCC, 2014: Climate Change 2014: Synthesis Report. Contribution of Working Groups I, II and III to the Fifth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change [Core Writing Team, R.K. Pachauri and L.A. Meyer (eds.)]. IPCC, Geneva, Switzerland, 151 p.
3. Influence of emergency situations on the food security of the Russian Federation. Nauchnye trudy VIAPI imeni A.A. Nikonova = Scientific works of VIAPI named after A.A. Nikonov. 2015. Vol. 43. 142 p.
4. Kadomtseva M.E., Korostelev V.G. Influence of global climate changes on the state of world land resources. Ustojchivoe razvitie mirovogo selskogo khozyajstva = Sustainable development of world agriculture. 2017. No. 1. Pp. 222- 224.
5. Assessment of the macroeconomic consequences of climate change in the territory of the Russian Federation for the period up to 2030 and further prospects. V.M. Katsov, N.B. Kobysheva, V.P. Meleshko and others; edited by V.M. Katsov, B.N. Porfiriev; Federal service for hydrometeorology and environmental monitoring (Ros-hydromet). Moscow: D'ART: The main geophysical observatory, 201 1. 252 p.
6. PorfirievB.N., Makarova E.A. Economic assessment of damage from natural disasters and catastrophes.
Vestnik Rossijskoj akademii nauk = Bulletin of the Russian academy of sciences. 2014. No. 12. Pp. 1059-1068.
7. The state of food and agriculture (Climate change, agriculture and food security). Food and Agriculture Organization of the United Nations. 2016. Access mode: http://www.fao.org/
8. Climate change and the financial sector: business prospects. Report. Access mode: https://www.wwf. ru/data/publ/climate/cc_andfinansial.pdf
9. The World Bank. Climatic insurance. Access mode: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/results/2017/12/01/ climate-insurance/
10. Spletukhov Yu.A. Agricultural insurance in Russia and abroad: comparative characteristics. Finansovyj zhur-nal = Financial journal. 2018. No. 1. Pp. 87-99.
11. Mahul O., Stutley C.J. Government Support to Agricultural Insurance: Challenges and Opportunities for Developing Countries. Washington: The World Bank, 2010. 219 p.
12. Kadomtseva M.E. International view on the state of the institutional environment for the innovative development of the Russian economy. Modern economics and management: approaches, concepts, models: materials of the III International scientific and practical conference, 2017. Pp. 10-12.
13. On systemic measures aimed at preventing and reducing losses from emergencies in the subjects of the Russian Federation. Access mode: http://www.mchs.gov. ru/upload/site1/document_file/9GMXaeYjhw
14. Russian statistical yearbook. 2017: statistical compilation. Rosstat, 2017. 686 p.
15. National association of agriculture insurers. Access mode: http://www.naai.ru/
16. Federal law of 25.07.2011 No. 260-FZ "On State Support in the sphere of agricultural insurance and on amending the Federal law "On development of agriculture". Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_117362/
17. Climatic Doctrine ofthe Russian Federation. Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/6365/
18. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020. Access mode: http://gov.garant.ru/document/
19. Order of the Ministry of agriculture of the Russian Federation of January 12, 2017 No. 3 "On approval of the forecast of scientific and technological development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period until 2030". Access mode: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71499570/#review/
20. Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 No. 120 "On approving the Doctrine of food security of the Russian Federation". Access mode: http://ivo.garant.ru/#/document/12172719/paragraph/
About the authors:
Vyacheslav G. Korostelev, candidate of economic sciences, associate professor, leading researcher of the laboratory for the development of the institutional environment of the agro-industrial complex, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8082-7643, vkor2006@yandex.ru
Marina E. Kadomtseva, candidate of economic sciences, researcher of the laboratory for the development of the institutional environment of the agro-industrial complex, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9547-5564, kozyreva_marina_@mail.ru
vkor2006@yandex.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № S (36S) / 2018