ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
5
СТРАХОВАНИЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЕМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ОВЧИННИКОВ В.Н.,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
АРШБА М.В.,
аспирант, Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрен ряд особенностей сельского хозяйства, обусловливающих неустойчивость сельскохозяйственного производства. Выявлена необходимость страхования как метода управления рисками, а также представлены требования, необходимые для построения эффективной системы страхования рисков сельхозпроизводства в России. Страховой рынок в России показал, что он находится в стадии формирования, страхование не играет в стране должной роли, а функции агрострахования на рынке практически не реализованы.
Ключевые слова: сельское хозяйство; риски; сезонный характер; природные факторы; страхование.
INSURANCE AS A METHOD OF CONTROL OVER THE RISKS CAUSED BY NEGATIVE INFLUENCE OF ENVIRONMENT
OVCHINNIKOV V.N.,
Doctor Of Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];
ARSHBA M.V.,
Graduate student, Don State Agrarian University, e-mail: [email protected]
In article a number of features of the agriculture causing instability of agricultural production is considered.
Need of insurance as method of control over risks is revealed and also the requirements necessary for creation of effective system of insurance of risks of agricultural production in Russia are submitted. Insurance market in Russia has shown that it is in the formative stage, insurance does not play the proper role in the country, and agricultural insurance market functions practically implemented.
Keywords: agriculture; risks; seasonal nature; natural factors; insurance.
JEL classification: G22, Q14.
Отношения между человеком и природой, возникающие в процессе сельскохозяйственного производства, характеризуются сложным сочетанием связей и противоречий, которые проявляются прежде всего в том, что, с одной стороны, созданные человеком в процессе производственной деятельности материальные блага нередко подверга-
© В.Н. Овчинников, М.В. Аршба, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ются разрушительному действию сил природы, а с другой стороны, активная хозяйственная деятельность человека очень часто приводит к нарушению природного равновесия и, как следствие, к серьезным потерям ресурсов и результатов в агропромышленной сфере деятельности человека.
В России сельскохозяйственное производство является весьма рискованным. Это объясняется, в первую очередь, сложной общей экономической ситуацией в стране, и в аграрной сфере экономики, в частности: отсутствием развитой системы кредитования и страхования сельского хозяйства, дефицитом оборотных средств у российских сельских товаропроизводителей и т. д.
Во-вторых, по природно-климатическим условиям вся территория Российской Федерации находится в зоне рискованного земледелия. Из нее 70% сельхозугодий периодически страдает от засухи. Следует отметить, что только около 1% сельскохозяйственных угодий в России находятся в зонах, благоприятных по природно-климатическим условиям для возделывания сельскохозяйственных культур (Назаренко, 2001. С. 21).
Важной особенностью сельского хозяйства является сезонный характер производства. Это приводит к тому, что время производства не совпадает с рабочим периодом, что обусловливает отличный от большинства промышленных, строительных, транспортных отраслей экономики порядок формирования оборотного капитала. Величина авансируемого оборотного капитала находится в прямой зависимости от продолжительности времени производства: чем оно продолжительнее, тем дольше оборотный капитал находится в сфере производства, тем больше необходимость его авансирования для поддержания непрерывности производства.
Фактор сезонности сельского хозяйства оказывает влияние и на воспроизводство основного капитала, обусловленное тем, что здесь имеет место относительно непродолжительное время применения многих сезонно используемых машин и отдельных орудий труда. С другой стороны, сельскохозяйственное производство объективно является более фондоемким, выше здесь должна быть и энерговооруженность. Это связано с необходимостью выполнения всего комплекса технологических операций в кратчайшие агротехнические сроки на большом территориальном пространстве.
Не менее важной особенностью сельского хозяйства является то, что даже при одинаковых размерах сельскохозяйственного предприятия с промышленным, т. е. при одинаковой величине авансированного оборотного капитала, единовременная первоначальная затрата этого капитала в первом должна быть куда большей. При этом и авансироваться он должен на куда больший промежуток времени. Производственный цикл в сельском хозяйстве предполагает значительные разовые финансовые затраты для организации сельскохозяйственного производства, которые существенно дифференцируются от типа производимой продукции и от региона, в котором осуществляется сельскохозяйственное производство. Так, в растениеводстве разовые финансовые затраты в среднем достигают 66% от общих затрат, в животноводстве - 73% (Пушкин, 2012).
Одна из важных особенностей сельского хозяйства состоит в том, что здесь, с одной стороны, в процессе производства, наряду с людьми, принимают участие машины и технологическое оборудование, а с другой - живые организмы: почва, растения, животные. В этой связи разделение труда в сельском хозяйстве осуществляется не так, как это происходит в промышленности, где наряду с разделение труда по производству отдельных видов продукции имеет место и разделение труда по технологическим процессам, по выпуску отдельных частей или деталей готовой продукции.
Труд в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей, которые отражают специфику отрасли. В процессе труда в сельском хозяйстве человек имеет дело с живыми организмами - растениями и животными. Следовательно, при производстве продукции необходимо знать и учитывать требования биологических законов. Эффективность труда в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от рационального использования конкретных видов и сортов растений и пород скота.
На эффективность труда в сельском хозяйстве большое влияние оказывают сезонный характер производства, обусловленный несовпадением времени производства с рабочим периодом, природно-климатические условия, качество земли. В этой связи, одинаковые трудовые затраты в различных климатических зонах дают совершенно разные результаты производства.
Неустойчивость сельскохозяйственного производства обусловлена воздействием погодного-метеорологических факторов. Природные факторы, которые оказывают негативное воздействие на сельскохозяйственное производство, обычно затрагивают не отдельных производителей, а целые регионы. В связи с этим, сельское хозяйство является отраслью экономики, наиболее подверженной различным рискам. Сложно определить, когда наступят наиболее благоприятные условия для сева, какая технология возделывания той или иной сельскохозяйственной культуры даст наилучшие результаты в предстоящем году, каким будет урожай. Погодная составляющая риска в сельскохозяйственном производстве накладывается на другие факторы риска, такие как возможные поломки машин и механизмов, перебои в энерго-, тепло-, водоснабжении, удорожание материально-технических ресурсов, снижение цен на сельскохозяйственную продукцию и т. д., формирующие, в целом, совокупный риск сельскохозяйственного производства.
С понятием риска тесно связано понятие ущерба. Для сельскохозяйственного производства ущерб выражается в гибели сельхозкультур, падеже, пропаже и вынужденном забое сельскохозяйственных животных; в неполучении или недополучении дохода, который мог быть получен при обычных условиях производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время одним из основных методов управления внешними рисками, обусловленными негативным влиянием внешней среды и не зависящими от человека форсмажорными обстоятельствами, является страхование.
Минимизируя тяжесть возможного ущерба от негативного влияния внешней среды на сельхозпредприятие, страхование позволяет стабилизировать доходы сельхозтоваропроизводителей.
В связи с крупными потерями и невозможностью их покрытия отдельными сельхозтоваропроизводителями и страховыми компаниями в сельском хозяйстве используется система государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для большинства стран, вступивших в период постиндустриального развития - США, Канада, страны ЕС - система государственной поддержки сельскохозяйственного страхования является частью государственной аграрной политики.
Действующая отечественная модель реализации сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой предполагает, что сельскохозяйственные товаропроизводители (страхователи) при заключении договоров страхования за свой счет в полном объеме уплачивают страховые взносы по договорам страхования. В постановлении правительства РФ от 01.11.2001 № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» указаны основные правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур (Постановление Правительства..., 2001). Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям для финансирования 50% страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение страхования урожая сельскохозяйственных культур, на следующих условиях:
а) урожай сельскохозяйственных культур страхуется на случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозки, вымерзания, выпревания, недостатка тепла, излишнего увлажнения, града, ливня, наводнения, бури, урагана, безводья в источниках орошения, селя, болезней, нападения вредителей растений - по совокупности событий;
б) договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур (группы культур) исходя из общей посевной площади (площади посадки);
в) страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и прогнозируемых рыночных цен;
г) страховая сумма по договору страхования определяется в размере 70% страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур;
д) сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают не более 50% страхового взноса по договору страхования;
е) размер страхового взноса, подлежащего субсидированию, определяется по ставкам для расчета субсидий.
Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на расчетные счета страховых организаций в
счет исполнения части обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате страхового взноса по договору страхования.
В настоящее время около 70 регионов России охвачено страхованием урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой (Концепция совершенствования..., 2010).
Однако, несмотря на значительную позитивную динамику в развитии сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в последние 5 лет, сегодняшний уровень его развития все еще не позволяет говорить об использовании этого инструмента в качестве системного института развития агропромышленной сферы с тем спектром возможностей, который широко задействован в международной практике.
Низкий охват сельхозтоваропроизводителей позволяет говорить о фактическом отсутствии системы комплексной страховой защиты сельхозтоваропроизводителей в рамках всей сферы сельского хозяйства и на территории всей страны. Агрострахование в России продолжает оставаться второстепенным сегментом рынка, тогда как в Европе и США финансовый оборот любой из ведущих компаний равен обороту всего рынка страхования в России, а в области страхования занято до 10% трудоспособного населения. В России же застраховано не более 10% возможных рисков (Страхование сегодня, 2013).
Для построения эффективной системы страхования рисков сельхозпроизводства необходимо соблюдать ряд требований:
• сельскохозяйственное страхование должно быть построено на добровольной основе, так как оно не затрагивает интересы третьих лиц (как, например, страхование ответственности ОПО), а касается стратегий управления рисками коммерческих предприятий, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и фермерских хозяйств;
• участие в программе сельскохозяйственного страхования должно быть выгодно для сельхозпроизводителей. Не должно возникать ситуаций, когда оптимальным вариантом является отказ от страхования в надежде на получение от государства безвозмездных субсидий в случае неурожая;
• страхование должно стать элементом риск-менеджмента для сельхозпроизводителей, восприниматься не как способ присвоения бюджетных средств или получения доступа к безвозмездным субсидиям, а как инструмент управления рисками;
• страхователь должен иметь свободу выбора подходящего для него страхового продукта. Чтобы снизить стоимость страхования, сельхозпроизводитель должен иметь возможность исключать из покрытия неакту-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
альные для его региона и его сельхозкультуры риски. Кроме того, сельхозпроизводитель должен иметь возможность самостоятельно выбирать уровень покрытия (процент недобора урожая, который будет являться страховым случаем). Субсидируемая страховка должна приниматься банками в качестве обеспечения залога. Отдельно необходимо развивать страхование по индексу погоды - виду страхования, позволяющего минимизировать расходы на урегулирование убытков;
• страхование должно стимулировать развитие производственных технологий в сельском хозяйстве. При расчете страховой премии должно учитываться наличие технологий, снижающих риски сельхозпроизводителя, а показатель недобора урожая должен рассчитываться исходя из собственных показателей урожайности хозяйства, а не из среднего по региону уровня. Важным фактором детализации тарифов является создание единой статистической базы в рамках профессионального объединения страховых компаний;
• для сохранения свободной конкуренции между сельхозпроизводителями государственные субсидии должны предоставляться в равном размере вне зависимости от субъекта РФ и типа хозяйства;
• объем выделяемых субсидий должен находиться в прямой зависимости от величины спроса на сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Должен быть предусмотрен механизм дополнительного выделения субсидий на случай превышения заявок на субсидии над суммарным объемом выделенных средств;
• необходимо поэтапно внедрять, совершенствовать и расширять линейку страховых продуктов по сельскохозяйственному страхованию в области страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений путем введения в действие программ сельскохозяйственного страхования от утраты (гибели) или частичной утраты; расчета ставок субсидий по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с учетом страхуемых культур, зон возделывания, программ страхования; осуществить разработку страховых продуктов для покрытия рисков сельхозтоваропроизводителей в сфере животноводства и рыбоводства, а также расширения линейки действующих страховых продуктов (страхование от поименованной опасности, комплексное страхование, параметрическое страхование, страхование качества продукции и т. д.);
• целесообразно построить многоуровневую систему распределения рисков при осуществлении сельскохозяйственного страхования с помощью введения оценки степени финансовой устойчивости страховщиков по сельхозстрахованию на основе определения уровня достаточности страховых резервов и собственных средств страховой организации для выполнения обязательств по заключаемым договорам страхования, с учетом перестрахования сельскохозяйственных рисков с максимально эффективным использованием существующей перестраховочной емкости участников рынка; разработать единую методику андеррайтинга сельскохозяйственных рисков;
• обеспечить формирование эффективных механизмов защиты рынка от пиковых катастрофических убытков с элементами финансового участия государства, сельхозтоваропроизводителей и страховщиков по сельхоз-страхованию, для чего необходимо создать правовые и финансовые условия для формирования следующих основных уровней защиты сельхозтоваропроизводителя от пиковых (катастрофических) убытков:
- первичную перестраховочную емкость на уровне страховых организаций (включая использование механизмов собственного удержания риска страхователем и использование элементов взаимного страхования);
- перестраховочную емкость, основанную на пропорциональном распределении рисков с учетом свободных страховых емкостей страховых организаций, осуществляющих сельскохозяйственное страхование;
- перестраховочную защиту страхового портфеля страховой организации, осуществляющей сель-хозстрахование с государственной поддержкой сверх лимитов собственного удержания и лимитов второго уровня перестрахования с учетом необходимости оценки качества предоставляемой непропорциональной перестраховочной защиты;
- защиту совокупного портфеля всех страховщиков по сельхозстрахованию с государственной поддержкой сверх использованной страховой и перестраховочной емкости, в том числе, на случай наступления пиковых (катастрофических) убытков, основанную на формировании дополнительной финансовой емкости с участием государства;
• совершенствовать форму и механизмы предоставления государственной поддержки в области сельскохозяйственного страхования с помощью: мер по сокращения сроков предоставления субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей по уплате страховых взносов; мер по созданию условий для полного замещения страховыми выплатами безвозмездных безвозвратных субсидий, предоставляемых на ликвидацию ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации;
• развивать независимую экспертизу в системе сельскохозяйственного страхования за счет разработки и внедрения системы независимой оценки ущерба при осуществлении сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой; обеспечить создание саморегулируемой организации независимых экспертов в области сельхозстрахования;
• совершенствовать научно-методическую и информационную деятельность в сфере сельскохозяйственного страхования.
Таким образом, проведенный на основе парадигмы воспроизводственного подхода анализ становления и развития страхового рынка в России показал, что последний находится в стадии формирования, страхование не играет в стране должной роли, а функции агрострахования на рынке практически не реализованы. Являясь частью мирового страхового хозяйства, российский страховой рынок обладает несколькими характерными чертами: относительно невысоким показателем отношения совокупного показателя полученных страховых взносов к валовому национальному продукту, уровень которого сопоставим со средними значениями для стран с переходной экономикой; закрытостью к иностранным инвестициям в страховой бизнес; низким уровнем капитализации российских страховщиков.
Основным фактором, сдерживающим развитие отечественного страхового рынка, выступает спрос на страховые услуги, состояние которого прямо вытекает из особенностей модели российской экономики, отрицательным образом влияющей на платежеспособность страхователей.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года. (2010).
Назаренко К.Н. (2001). Страхование производственных рисков в сельском хозяйстве. Дисс. ... канд. эконом. наук. Воронеж, с. 21.
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».
Пушкин В.В. (2012). Необходимость государственного регулирования агропромышленного производства // Научный электронный журнал КубГАУ. № 02(4).
Страхование сегодня (2013). Доступно на: http://www.insur-info.ru.
REFERENCES
The concept of improving agricultural insurance, implemented with state support, for the period until 2020. (2010 ). (In Russian.)
Nazarenko K.N. (2001). Insurance of risks in agriculture. Voronezh, p. 21. (In Russian.)
Government Decree of November 1, 2001. № 758. «On state support security in agro- production». (In Russian.)
Pushkin V.V. (2012). Need for state regulation of agricultural production. Scientific electronic journal KubGAU. № 02(4). (In Russian.)
Insurance Today (2013). Available at: http://www.insur-info.ru. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3