Научная статья на тему 'Агропропаганда среди пензенского крестьянства в 1920-е гг'

Агропропаганда среди пензенского крестьянства в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АГРОПРОПАГАНДА / КРЕСТЬЯНСТВО / КОМСОМОЛ / ПЕНЗЕНСКИЙ РЕГИОН / RUSSIA / AGROPROMOTION / PEASANTRY / KOMSOMOL / PENZA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вазерова А. Г.

В статье исследуется деятельность комсомольской организации по распространению сельскохозяйственных знаний агропропаганды среди крестьянского населения Пензенского региона в 1920-е гг. с целью повышения эффективности сельского хозяйства. Для проведения агропропаганды использовались различные формы лекции по сельскохозяйственным вопросам, беседы с агрономами и пр. Особый интерес вызывали такие зрелищные мероприятия как агро-суды. Беспартийную молодежь приобщали к агрономическим знаниям через сельскохозяйственные кружки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGROPROMOTION AMONG THE PENZA PEASANTRY IN THE 1920TH

In article activity of the Komsomol organization for distribution of agricultural knowledge agropromotion among the country population of the Penza region in the 1920th for the purpose of increase of efficiency of agriculture is investigated. For carrying out agropromotion various forms lectures on agricultural questions, conversations with agronomists and so forth were used. The particular interest was caused by such spectacular actions as agro-courts. Non-party youth attached to agronomical knowledge through agricultural circles.

Текст научной работы на тему «Агропропаганда среди пензенского крестьянства в 1920-е гг»

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.164 Вазерова А.Г.

ORCID: 0000-0002-6972-9727, Кандидат исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства АГРОПРОПАГАНДА СРЕДИ ПЕНЗЕНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 1920-Е ГГ.

Аннотация

В статье исследуется деятельность комсомольской организации по распространению сельскохозяйственных знаний - агропропаганды среди крестьянского населения Пензенского региона в 1920-е гг. с целью повышения эффективности сельского хозяйства. Для проведения агропропаганды использовались различные формы - лекции по сельскохозяйственным вопросам, беседы с агрономами и пр. Особый интерес вызывали такие зрелищные мероприятия как агро-суды. Беспартийную молодежь приобщали к агрономическим знаниям через сельскохозяйственные кружки.

Ключевые слова: Россия, агропропаганда, крестьянство, комсомол, Пензенский регион

Vazerova A.G.

ORCID: 0000-0002-6972-9727, PhD in History, Penza state university of architecture and construction AGROPROMOTION AMONG THE PENZA PEASANTRY IN THE 1920TH.

Abstract

In article activity of the Komsomol organization for distribution of agricultural knowledge - agropromotion among the country population of the Penza region in the 1920th for the purpose of increase of efficiency of agriculture is investigated. For carrying out agropromotion various forms - lectures on agricultural questions, conversations with agronomists and so forth were used. The particular interest was caused by such spectacular actions as agro-courts. Non-party youth attached to agronomical knowledge through agricultural circles.

Keywords: Russia, agropromotion, peasantry, Komsomol, Penza region.

Агропропаганда - пропаганда сельскохозяйственных знаний. Н.И. Бухарин писал, что содержание агропропаганды составляли предложения о «о необходимости более правильного ведения дел в крестьянском хозяйстве», переходе с трехполья на многополье, новых улучшенных способах земледелия и животноводства, лучшего учета всех элементов хозяйства и более целесообразном и правильном их использовании и т.д.10.

Для провинциального пензенского крестьянства агропропаганда имела большое значение, хотя им самим не всегда это понималось. Проводником в доведении агрономических знаний до населения региона выступал комсомол.

Одним из важных направлений работы губернского комитета комсомола признавалась агропропаганда, которая на практике оставляла желать лучшего, или, как было сказано в отчете, «к работе еще не приступили»11. Агропропаганда в регионе проводилась, главным образом, в форме бесед с агрономом и лекций по газетам в избах-читальнях. Беседы проводились по темам: о трехполье, подушье под зябь и т.д. Всего по 5 уездам бесед и лекций было проведено 148. Особо актуальной формой признавались агро-суды. Так, губком провел в городе 3 агро-суда - над трехпольем, плохим уходом за коровой и хозяйством. Агро-суды были зрелищным мероприятием и пользовались значительной популярностью среди крестьян. По 7 уездам было проведено 58 агро-судов.

Реальный положительный эффект агропропаганды, по мнению, комсомольского актива, заключался в том, что 5060 хозяйств соглашались перейти на многополье и 7 ячеек по 3 уездам начали обрабатывать огород и сад12.

В зимний период времени губком предлагал усилить пропаганду агрономических знаний в сельском хозяйстве: «... Необходимо на опыте в самом процессе претворения в жизнь агрономических знаний показать ... крестьянству полезность применения секретов агронома на деле. В данный момент у крестьянской молодежи мы наблюдаем явление, что многие, не интересуясь своим сельским хозяйством, уходят в город»13. Такое явление объяснялось тем, что сельское хозяйство находилось «в косности, придавлено трехпольем и не представляет никакого интереса для молодого крестьянина, желающего сельскохозяйственную работу сделать интересной с большей производительностью»14. Особое внимание уделялось в связи с этим сельскохозяйственным кружкам, к которым планировалось привлечь массы беспартийной молодежи, а не только ограничиваться узкой комсомольской средой. С другой стороны, уездному комитету следовало добиваться большей продуктивности в работе сельскохозяйственных кружков. Поэтому предлагалось обратить внимание на подбор руководителей кружка, привлекать опытных и знающих людей, например, агрономов или учителей, или, в крайнем случае, «культурных крестьян». Обязательно надо было учитывать уровень агрономических знаний у населения, наличие агрономической литературы и пр. Подчеркивалось, что от правильной и эффективной работы зависело дальнейшее развитие сельского хозяйства в регионе15.

Наиболее распространенной формой агропропаганды признавались сельскохозяйственные кружки, объединявшие «широкие массы крестьянства на основе самодеятельности». Сельскохозяйственных кружков в 1924 г. на всю губернию насчитывалось 2116. Главной задачей сельскохозяйственных кружков считалась помощь по подъему

10 Бухарин Н.И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз. - М-Л., 1926. - С. 7.

11 Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 53.

12 ГАПО. Ф. 38 Оп. 1 Д. 189. Л. 56.

13 ГАПО. Ф. 38 Оп. 1 Д. 189. Л. 182.

14 ГАПО. Ф. 38 Оп. 1 Д. 189. Л. 182.

15 ГАПО. Ф. 38 Оп. 1 Д. 189. Л. 182-185

16 ГАПО. Ф. 38 Оп. 1 Д. 189. Л. 6.

хозяйства, распространение необходимых для этого знаний среди членов кружка и всего окружающего крестьянства. Указывалось, что «для осуществления этих задач сельскохозяйственные кружки, в первую очередь, должны изучать лучшие, более удачные культурные приемы и формы ведения сельского хозяйства. В этих целях внимание кружка надо сосредоточить для начала на обследовании сельского хозяйства в экономическом, природном и агрокультурном отношении, на учете достижений, местных лучше организованных культурных хозяйств, чтобы на основании опыта строить дальнейшую производственную работу. Особенное внимание при изучении ... необходимо обратить сельскохозяйственным кружкам на обследование сельских опытных станций, колхозов, сельскохозяйственных

17

кооперативов, отдельных культурных хозяйств, на их достижениях и недостатках.» .

Член укома В.М. Бубекин18 основной своей задачей считал работу по образованию комсомольцев, в том числе и просвещение в вопросах агрономии и сельского хозяйства в целом. В.М. Бубекин разработал специальный список литературы для деревенской союзной молодежи, в который включены книги «Зубрилин - Как поднять доходность земли. У кого хорош скот, у того и доход. Константинов - От бедноты к богатству. Севрук - О налогах в деревне. Крестьянство и кооперация»19.

В 1924 г. всем укомам РЛКСМ был разослан документ «О проведении осенних курссъездов». В воззвании указывалось, что VI Всесоюзный съезд РЛКСМ одной из важнейших форм подготовки деревенского актива принял периодические курсовые съезды: «Практика проведения таковых в прошлом году всецело подтвердила успешность этой формы работы»20. Указывалось, что перед очередным курсовым съездом ставилась задача проработать основные вопросы плана работы деревенских ячеек на зимний и весенний периоды, «ознакомив их одновременно с общественной, хозяйственной и культурной работой - в деревне, в их практической постановке»21. В программу съезда включались сельскохозяйственная пропаганда, работа по самообразованию деревенского актива и т.д. Комактив постоянно напоминал, что нужно понимать: «... Благополучие ... Союза зависит от пролетарского руководства деревней, т.е. умелого проведения политики партии среди крестьянства. Данное руководство идет как по

линии орабочивания деревенского актива, а равно и по линии выдвижения из батрацко-бедняцких слоев деревни

22

коммунистических руководителей»22.

Но, хотя для проведения агропропаганды использовались самые разные формы, перемены в сельском хозяйстве проходили очень медленно и с большими трудностями23. Так, С.А. Есиков объективно замечал, что «в действительности классического крестьянина убедить что-то изменить в дедовских технологиях своего производства было очень трудно. Крестьянин должен своими глазами увидеть, своими руками пощупать, прежде чем скажет,

24

хорошо это или плохо» .

Таким образом, агропропаганда преследовала не только цели распространения сельскохозяйственных знаний среди крестьянства, но и выступала инструментом советской власти политического воспитания и образования крестьянства и привлечения его на «свою сторону». В Пензенском крае наиболее используемыми формами агропропаганды, как, впрочем, и в других регионах страны, были лекции и беседы агрономической тематики, агро-суды и т.д.

Литература

1. Бухарин Н.И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз. - М-Л., 1926.

2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 189.

3. ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250.

4. Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: К вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья). - М., 2010.

5. Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49.

6. Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205.

7. Кулачков В.В. Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения). - Брянск, 2014.

8. Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105.

References

1. Buharin N.I. Put' k socializmu i raboche-krest'janskij sojuz. - M-L., 1926.

2. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). F. 38. Op. 1. D. 189.

3. GAPO. F. 38. Op. 1. D. 250.

4. Esikov S.A. Rossijskaja derevnja v gody njepa: K voprosu ob al'ternativah stalinskoj kollektivizacii (po materialam Central'nogo Chernozem'ja). - M., 2010.

17 ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 6-9.

18 Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49; Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105; Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205.

19 ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 67-68.

20 ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 184.

21 ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 185.

22 ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 73.

23 Кулачков В.В. Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения). - Брянск, 2014.

24 Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: К вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья). - М., 2010. - С. 71.

5. Koroleva L.A. Politicheskoe obrazovanie penzenskoj molodezhi v nachale 1920-h gg. // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 44-49.

6. Koroleva L.A., Korolev A.A., Zinchenko V.V. Vladimir Mihajlovich Bubekin i Penzenskij kraj // Bylye gody. -2014. - № 32(2). - S. 200-205.

7. Kulachkov V.V. Krest'janstvo Zapadnogo regiona Rossii v 1920-e gg. (sociokul'turnye izmenenija). - Bijansk, 2014.

8. Miku N.V. Iz istorii komsomol'skoj organizacii Spasska: V.M. Bubekin // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 100-105.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.118 Данилова В.Ю.

ORCID: 0000-0002-0812-5479, кандидат исторических наук, доцент,

Владимирский государственный университет КУЛЬТЫ ЮПИТЕРА И ГЕРКУЛЕСА В ИДЕОЛОГИИ ТРАЯНА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности и значение культов Юпитера и Геркулеса в идеологии римского императора Траяна (98-117 гг.), способы их пропаганды, степень новаторства либо традиционализма Траяна в этих вопросах. Автор подчеркивает, что культы Юпитера и Геркулеса были тесно связаны между собой. Они способствовали укреплению власти императора, формированию образа Траяна как наилучшего правителя, непобедимого полководца. В определенной степени культы Юпитера и Геркулеса способствовали также распространению культа императора. С одной стороны, Траян опирался на предшествующие республиканские и имперские традиции в пропаганде этих культов, а с другой стороны, он внес свою специфику в их значение и способы распространения.

Ключевые слова: история древнего Рима, культ Юпитера, культ Геркулеса, идеология Траяна.

Danilova V.Yu.

ORCID:0000-0002-0812-5479, PhD in History, Associate professor, Vladimir State University THE CULTS OF JUPITER AND HERCULES IN TRAJANIC IDEOLOGY

Abstract

The article considers the cults of Jupiter and Hercules in the Roman Imperial ideology under Trajan (98-117 AD). The specifics and significance of these cults in Trajanic ideology as well as the methods ofpropagating are analyzed. The author considers the degree of traditionalism and innovation in propagating the cults of Jupiter and Hercules in times of Trajan. The cults of Jupiter and Hercules were in close connection in the official ideology. They contributed to strengthening the emperor's power, making Trajan's image as the best ruler and invincible commander. These cults helped a good deal in expanding of the imperial cult. In propagating the cults of Jupiter and Hercules Trajan used the republican and imperial traditions but there were also his own innovations in their significance.

Keywords: history of the Ancient Rome, the cult of Jupiter, the cult of Hercules, Trajanic ideology.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности и значение культов Юпитера и Геркулеса в идеологии римского императора Траяна (98-117 гг.), способы их пропаганды, а также степень новаторства либо традиционализма Траяна в этих вопросах. Религиозно-идеологическая политика Траяна, в том числе его отношение к культам Юпитера и Геркулеса, рассмотрена в ряде общих исследований по религии и идеологии Римской империи [1, с. 69 -89; 2, с. 3840, 93; 3, с. 145-166, 195, 226-251; 4, с. 80-93; 5, с. 1-3; 6, Гл. 4], и специальных работах о Траяне [7, с. 110 слл; 8, с. 19-

20, 29, 56-60, 70-71, 99-100, 126-127; 9, с. 62 слл., 101 слл.; 10, с. 64-65, 72], однако пропаганда культов Юпитера и Геркулеса в их взаимосвязи в идеологии Траяна не являлась предметом специального изучения, что делает тему исследования актуальной. В качестве источников использованы сочинения Плиния Младшего и Диона Хризостома, акты коллегии арвальских братьев, исторические труды Диона Кассия и Тита Ливия. Большую информацию по теме дают также надписи, монеты времен Траяна с изображениями Юпитера и Геркулеса и соответствующими легендами, рельефные изображения этих богов на памятниках архитектуры - Колонне Траяна в Риме и арке в Беневенте. Комплексный анализ всех типов источников дает возможность решить поставленные вопросы.

В речах Диона Хризостома и Плиния Младшего не случайно подчеркивается, что Геркулес был сыном Юпитера, то есть эти два божества были связаны между собой [11, Or., I.59; 12, Pan., 14.5]. Юпитер и Геркулес вместе присутствуют на арке Траяна в Беневенте в сцене передачи перуна императору. По нашему мнению, оба этих божества были важны для идеологии Траяна.

Культы Юпитера и Геркулеса (в греческом варианте - Зевса и Геракла) в идеологии Траяна связаны были, прежде всего, с характером власти императора. В речах Плиния Младшего и Диона Хризостома (100-104 гг.) Юпитер-Зевс назван главным покровителем императора, даровавшим ему власть над людьми. Траян представлен наместником Юпитера на земле, обязанным заботиться о благополучии народа: «.так на небе он (Юпитер) отдыхает, после того как он назначил тебя, чтобы ты вместо него исполнял обязанности по отношению ко всему человеческому роду» (...tantum caelo vacat postquam te dedit qui erga omne hominum genus vice sua fungeretur) [12, Pan., 80.5]. Здесь явно видна параллель с эпохой императора Августа, когда поэт Гораций, обращаясь в своей оде к Юпитеру, писал: «Пусть на радость всем он (Август) землею правит, // Ты ж Олимп тряси колесницей грозной.» [13, Carm., 1.12.57-58]. Характерно, что и при Августе, и при Траяне идея о том, что правитель является наместником Юпитера на земле, была публично высказана не самим императором, а литературным деятелем, то есть Горацием и Плинием Младшим,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.