Научная статья на тему 'Агропромышленная политика РФ'

Агропромышленная политика РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агропромышленная политика РФ»

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РФ Дзугаев Б.Т.

Дзугаев Белан Туханович - студент, агроинженерный факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Российский агропромышленный комплекс находится в состоянии «колебаний». После ограничения ввоза в страну импортной продукции сельского хозяйства, чему послужило введение и утверждение РФ контрсанкций, российская аграрная отрасль получила большой подъем. Потребители охотнее приобретают российскую продукцию, выпущенную отечественными производителями, фермами и представителями малого бизнеса.

Например, одна из наиболее влиятельных организаций агропромышленного комплекса "Русагро" в 2016 году повысила продажи сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, пшеницы и кукурузы, на 16% по сравнению с 2015 годом. В целом по стране производство пшеницы достигло таких масштабов, что РФ по объему экспорта впервые за долгое время обошла США.

Ожидалось, что санкции приведут к существенным экономическим потерям, однако они положительно повлияли на российское сельское хозяйство и экономику в целом, что вело к увеличению и экспортного потенциала страны.

Ответные меры на западные санкции создали большой потенциал для отечественных производителей. Но, к сожалению, процесс ускоренного развития аграрной промышленности теряет свои темпы.

Динамика развития аграрного сектора переключилась от роста к фазе стабильности. Это подтверждают и данные третьего ежегодного Индекса развития сельхозтоваропроизводителей России, который содержит информацию аграрных фирм и фермерских хозяйств.

Например, после наблюдений экспертов было определено, что 2017 год сработал на 3,57 балла из 5, в то время как 2016 год получил оценку 3,89 и был объявлен наиболее удачным для аграриев, начиная с 2013 года.

Большинство хозяйств все еще планирует расширить посевные площади, в то время как процент таких организаций уменьшился по отношению к прошлому году с 27% до 24%.

В 2018 году процент хозяйств, надеющихся на увеличение дохода от продажи сельхоз продукции, снизился с 86% до 67%. А процент тех хозяйственных организаций, которые планируют сохранить доход на прежнем уровне вырос (23% в 2018 в сравнении с 15% в 2017).

Здесь важно заметить, что российские аграрии научились вести счет деньгам, и даже в современных условиях основная часть организаций планирует повысить инвестиции. Фирмы, которые планируют увеличить доходность от реализации аграрной продукции, также составляют значительную долю на экономическом рынке. Что касается средств защиты растений, то в имеющейся на сегодняшний день ситуации для сельхозпроизводителей более актуальной является цена, и поэтому экономически целесообразно переходить на локализацию производства.

В настоящее время, когда отрасль переходит на новую ступень развития, основной точкой для поддержания роста определенно должен стать курс на расширение экспортного потенциала. От того, удастся ли это российским аграрным организациям или нет, будет зависеть, какие перемены нас ждут: рост или застой. Не менее важным моментом наступающего периода может стать усиление политической нестабильности со стороны мировых аграрно-продовольственных рынков и, следовательно, резкие ценовые толчки извне.

Выделяют следующие принципы, по которым основываются меры аграрной политики в России:

- Общие задачи для всех регионов. Данный принцип основывается на выборе государством одного направления для развития в целом, и его адаптации согласно климатическим, экономическим и социальным особенностям каждого отдельного региона.

- Политика протекционизма. Цель данного принципа состоит в защите отечественных производителей на внутреннем рынке и постепенном выходе на международный уровень.

- Своевременный комплексный подход к проводимым изменениям. Программа поддержки АПК в стране носит системный характер, проводимые мероприятия согласованы, не противоречат друг другу [1].

Меры поддержки предприятий сферы сельского хозяйства включают в себя следующие компоненты:

1. Налоговые льготы, которые составляют пониженную или нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении ряда требований;

2. Субсидии - меры материальной поддержки для организаций, находящихся на грани банкротства или обанкроченные;

3. Закупочные и товарные вмешательства (интервенции) являются дополнительными заказами на продукцию страны. Они ведут к увеличению спроса, повышению цены и поддержанию организаций агропромышленного комплекса;

4. Таможенное ограничение импорта продукции АПК дает возможность искусственно увеличить конкурентоспособность российских производителей, что ведет к повышению цен и увеличению спроса;

5. Общая поддержка региона со стороны государственного бюджета направлена на финансирование инфраструктуры в целом. Такие государственные программы развивают отдельные субъекты Российской Федерации в комплексе, при этом учитывается и сфера сельского хозяйства;

6. Социальные льготы, которые предусмотрены для поддержки сельхозработников. Это и вспомогательные пособия гражданам, работающим в аграрном секторе,и понижение пенсионного возраста, и льгота при покупке жилья [2].

Подводя итог, следует отметить, что создание эффективных мер управления аграрным сектором экономики является частью социально-экономической политики страны. Целостная система, однородность используемых средств и эффективная защитная политика обеспечивают благоприятные условия для поддержания сельского хозяйства на внутреннем рынке. А налоговые льготы, субсидии и обновление материально-технической базы позволяют создавать конкурентоспособную продукцию для внутреннего и мирового рынка.

Список литературы

1. Петриков А. Задачи развития в аграрном секторе / А. Петриков // Экономист, 2010.

№ 3. С. 3-5.

2. Плотников В. Аграрная реформа в России: столыпинский опыт и современные

проблемы реформирования / В. Плотников // АПК: экономика, управление, 2010.

№ 9. С. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.