ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 1 2020_
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37:63
АГРОКЛАССЫ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (по результатам социологического опроса)
В. В. ВЕЛИКАНОВ, Е. В. ДУБЕЖИНСКИЙ, Н. Г. ТРАПЯНОК
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407
(Поступила в редакцию 13.01.2020)
Основываясь на результатах социологического опроса учащихся профильных агроклассов общеобразовательных средних школ, в статье анализируются проблемы профессионального выбора и самоопределения старшеклассников, их информированности, эффективности мероприятий и успешности решаемых задач при проведения факультативных занятий.
Ключевые слова: агрокласс, профессиональное самоопределение, целевая подготовка, информированность.
Based on the results of a sociological survey of students in specialized agricultural classes of secondary schools, the article analyzes the problems ofprofessional choice and self-determination of high school students, their awareness, the effectiveness of activities and the success of tasks in elective classes.
Key words: agricultural class, professional self-determination, target training, awareness.
Введение
В целях обеспечения сельскохозяйственных организаций высококвалифицированными кадрами и необходимости повышения привлекательности для молодежи сельскохозяйственных профессий постановлением совместного заседания коллегий Министерства образования Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь от 20 декабря 2017 года № 17.9/39 принято решение о создании в учреждениях общего среднего образования с 1 сентября 2018 года профильных классов аграрной направленности. Профильные агроклассы призваны профессионально ориентировать и готовить старшеклассников к поступлению в высшие учебные заведения республики на сельскохозяйственные специальности.
В соответствии с планом работы на 2019-2020 учебный год межвузовской научно-исследовательской лабораторией мониторинга совместно с лабораторией социологических исследовании УО БГСХА проведен анкетный опрос учащихся агроклассов общеобразовательных средних школ республики (декабрь 2019, n =1208), с некоторыми результатами которого представляется возможным ознакомиться.
Основная часть
1. Проблемы выбора. Основными стимулами, побудившими учащихся средних школ поступать в агроклассы, являлись реальная возможность зачисления в вуз без вступительных испытаний на условиях целевой подготовки (37 %) и рекомендации, нередко настоятельные, школьных учителей (32 %). Комплементарным им мотивом поступления выступала хорошая успеваемость по профилирующим предметам (20 %). Вызывает обеспокоенность, что основной выбор обусловлен внешними обстоятельствами и скорее вынужденный, а внутренние мотивы такие, как нравится профессия (12 %) и привлекательность избранной специальности (9 %) занимают далеко не первые места в ранжире. Немало среди обучающихся и тех, чей выбор был случайным и нужно было как-то в нем определиться (12 %).
2. Информированность о целевой подготовке. Большинство учащихся агроклассов (83 %) ознакомлено с условиями и возможностями целевого обучения в вузе (индекс оценки их информированности составил 0,78). В разрезе регионов наивысшую оценку своей осведомленности в этих вопросах
дали респонденты Витебской (0,82) и Гомельской (0,80) областей, в меньшей степени, чем другие информированы учащиеся агроклассов Минской (0,77) и Брестской (0,72) областей.
Как известно, осведомленность обучающихся относительно условий и возможностей их целевой подготовки во многом зависит от той информационно-разъяснительной работы, которая проводится с ними на местах, но только 45 % респондентов при опросе подтвердили, что такие встречи в школах с представителями райисполкомов и руководителями сельскохозяйственных организаций проходили. Между тем анализ результатов опроса свидетельствует, что эти мероприятия дают наибольший эффект по сравнению с другими. Чаще других со школьниками встречались преподаватели аграрных вузов, на что указали 85 % опрошенных. Однако эффективность этих мероприятий пока что невысока, если судить по полученным данным. Как показал анализ ответов респондентов, частота данного признака слабо коррелирует (г = 0,08) со степенью их информированности (табл. 1).
Таблица 1. Взаимосвязь признаков: информированность респондентов относительно условий и возможностей целевой подготовки с частотой их ответов о проводимых с ними мероприятиях (от числа опрошенных, в %)
Признаки По всему массиву Коэффициент корреляции
Проводились встречи с представителями райисполкома, руководителями сельскохозяйственных организаций 44,7 0,23
Проводились встречи, беседы в школе с представителями аграрных вузов 84,6 0,08
Принимали участие в Дне открытых дверей в аграрном вузе 38,8 0,21
Посещали во время обучения в агроклассе производственные объекты 58,0 -0,23
Примечание.Сумма ответов по всему массиву не равна 100 %, т.к. респонденты могли отметить несколько вариантов.
Больший эффект на осведомленность старшеклассников оказывает их участие в днях открытых дверей в аграрных УВО (г =0,21). И это несмотря на то, что частота проявления данного признака по сравнению с другими невысока - лишь 39 % респондентов подтвердили свое участие. В то же время более половины учащихся профильных классов (58 %) побывали за время обучения на производственных объектах, посетив молочнотоварную ферму, машинный двор и др. Хотя на состояние их информированности о целевой подготовке это позитивно не сказалось (г = -0,21), зато такое посещение обнаружило самую тесную связь со степенью их знакомства с особенностями работы в АПК (г =0,28) и спецификой сельскохозяйственной профессии (г =0,16).
3. Интерес к обучению. На вопрос анкеты: «Интересно ли Вам учиться в агроклассе?» - подавляющее большинство респондентов (74 %) ответило утвердительно. Думается, это неслучайно, поскольку рейтинг наиболее любимых ими предметов возглавляют профилирующие: биология (56 %), химия (37 %), математика (18 %) и физика (10 %). И это несмотря на то, что три последние дисциплины вызывают у них наибольшие сложности (17 %, 23 % и 29 % соответственно) по сравнению с другими учебными предметами. В то же время в агроклассах учатся далеко не последние по успеваемости учащиеся. Рассчитанный по результатам опроса средний балл их учебных достижений составляет 7,98. Это лишний раз свидетельствует о том, что, обучаясь в агроклассе, старшеклассники осуществляют выбор одного не из самых легких и удобных путей своего профессионального самоопределения. Интерес к обучению стимулирует не только содержание (предмет) занятий, но и форма -способы (манера) подачи учебного материала, а также личность и роль самого учителя. Половина опрошенных (52 %) подтвердила, что к проведению факультативных занятий привлекались специалисты АПК. Проведение занятий в агроклассах по специальной образовательной программе заметно отличается от традиционных и основывается на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм, использовании методов активного, интерактивного обучения, открытых заданий, проектов, дискуссий, игр и др. Они вызывают у обучающихся наибольший интерес: экскурсии (54 %), презентации (45 %), дни открытых дверей в вузах (32 %), мастер-классы (28 %), дискуссии (22 %), выездные занятия на производстве (22 %), диалоги (21 %). Не менее интересны и формы аудиторной подготовки - лекции (21 %) и лабораторные работы (22 %).
4. Успешность решения познавательных задач. Программой подготовки определено, что функционирование профильных классов аграрной направленности призвано создавать необходимые условия для профессионального самоопределения обучающихся и осуществления ими осознанного выбора сельскохозяйственной профессии [1]. В исследовании респондентам давалась возможность по 5-балльной шкале оценить, насколько учеба в агроклассах способствует решению тех или иных задач, связанных с реализацией данной цели. Полученные от респондентов оценки сведены в табл. 2.
Таблица 2. Успешность решения задач учебной программы на факультативных занятиях в агроклассах
(в баллах, от 1 до 5)
Задачи По всему массиву
Формирование интереса к аграрным профессиям 3,64
Получение знаний о многообразии сельскохозяйственных растений и животных 4,00
Ознакомление с технологиями производства сельхозпродукции 3,71
Формирование представлений об уровне технического и энергетического обеспечения сельхозпроизводства 3,56
Ознакомление с состоянием и государственной политикой развития АПК страны 3,56
Получение знаний о назначении, сущности, перспективах развития аграрных профессий 3,94
Формирование представлений о своей будущей трудовой деятельности 3,76
Овладение практическими знаниями и умениями 3,73
Расширению кругозора, развитию мышления, интеллекта 4,20
Примечание. Сумма ответов по всему массиву не равна 100 %, т.к. респонденты могли отметить несколько вариантов.
Из приведенных данных видно, что практически все задачи учебной программы решаются при проведении с ними факультативных занятий. Старшеклассники считают, что обучение в агроклассах способствует прежде всего расширению их кругозора, развитию интеллекта, мышления (4,20), получению широких знаний о многообразии сельскохозяйственных растений и животных (4,00), уяснению ими сущности и назначения, а также видению перспектив развития аграрных профессий (3,94). В меньшей степени респонденты полагают, что это дает им целостное представление об уровне технического и энергетического обеспечения сельхозпроизводства (3,56), понимание состояния и государственной политики развития АПК страны (3,56), знакомит с технологиями производства сельхозпродукции (3,71) и способствует формированию у них интереса к аграрным профессиям (3,64). Если первые задачи из вышеперечисленных решаются, на наш взгляд, скорее на уровне получения среднего специального и высшего профессионального образования, то интерес к сельскохозяйственной профессии начинает формироваться в семье и гораздо раньше - на стадии дошкольного, 1-11 ступенях общего среднего образования.
5. Осведомленность о специфике работы и будущей профессии. Для того чтобы выяснить, как отражаются мероприятия, проводимые представителями аграрных хозяйств и вузов, на осведомленности старшеклассников с особенностями работы в АПК и своей будущей предполагаемой профессии был проведен анализ сопряженности этих признаков, результаты которого в виде балльных оценок приведены в табл. 3.
Таблица 3. Сопряженность признаков: осведомленность учащихся относительно особенностей работы в АПК и будущей профессии с частотой их ответов о проводимых с ними мероприятиях (в баллах, от 1 до 5)
Мероприятия Степень осведомленности учащихся:
с особенностями работы в АПК, сельском хозяйстве с избранной будущей профессией, специальностью
Проводили встречи, беседы в школе представители аграрных вузов (85 %) 4,00 4,05
Принимали участие в Дне открытых дверей в аграрных вузах (39 %) 4,11 4,13
Посещали за время обучения в агроклассе производственные объекты (58 %) 4,18 4,16
Проводили занятия в школе руководители и специалисты организаций АПК (52 %) 4,16 4,14
Из таблицы видно, что уровень осведомленности старшеклассников относительно особенностей работы в АПК и сельском хозяйстве наиболее высок при посещении ими производственных объектов (4, 18). Что касается ознакомления учащихся со спецификой будущей аграрной профессии, специальности, то наибольший эффект это дает при проведении выездных занятий специалистами АПК (4, 16).
6. Жизненные планы. Создание агроклассов призвано привлечь выпускников общеобразовательных школ к целевой подготовке в вузе по 24 аграрным специальностям. Обучение в них дает возможность старшеклассникам самим оценить свои способности и определиться с правильностью профессионального выбора. Обращает на себя внимание тот факт, что при ответе на вопрос: «Планируете ли Вы поступать на специальности аграрной направленности?» - только 45 % обучающихся подтвердили в анкете это намерение, 52 % - ответили «нет». Тревожным симптомом является то, что на 2-м году обучения в агроклассе удельный вес ответивших отрицательно выше по сравнению с 1-м годом (54 % против 51 % соответственно), а количество подтвердивших это намерение - ниже (44 % против 47 %). Также предметом для дальнейшего анализа может служить то, что при выборе специальности 51 % респондентов с ним не определились, а на последнем году подготовки их число не сократилось, а выросло с 40 % до 58 %. Еще одним поводом к размышлениям может стать то обстоятельство, что при выборе старшеклассниками аграрного вуза для целевого обучения число респон-
дентов, не определившихся с ним, составило 44 %, «плюс» ещё 15 % - ответивших «ни в какой», а также то, что в выпускных классах эти показатели выше, чем «начальных». В самом же выборе вуза преобладают региональные предпочтения, связанные с его близостью от места проживания или удобством транспортных коммуникаций.
Заключение
Таким образом, напрашивается вывод о необходимости повышения эффективности организационных условий, усиления психолого-педагогической компоненты, научных и правовых основ функционирования агроклассов для более целенаправленного поиска, отбора старшеклассников и совершенствования обучения с целью активизации процессов их личностного и профессионального самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебная программа факультативных занятий «Введение в аграрные профессии», Х-Х1 классы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baa.by/pгofilnye-agгaгnye-klassy/mateгialy-dlya-vedeniya-zanyatiy/index.php?sphгase_id=27916. - Дата доступа: 16.10.2019.