УДК: 338.482.224
АГРОЭКОТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
С. В. БАЛЫКИН
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407 [email protected]
(Поступила в редакцию 04.04.2022)
В статье рассматривается агроэкотуризм как средство развития сельских территорий, повышения экономической активности и занятости сельского населения. Дано определение агроэкотуризма, сделан анализ развития агроэкотуризма в Республике Беларусь, выявлены его потенциальные возможности, сильные и слабые стороны. Проанализированы факторы, способствующие развитию агроэкотуризма. Рассмотрены инструменты административного, налогового и финансового стимулирования, в том числе льготного кредитования. Проведен анализ взглядов различных авторов, изучающих данную тему. В статье автор акцентируют внимание на детальном рассмотрении основных факторов, способствующих развитию сферы агроэкотуризма в Республике Беларусь. Проанализированы существующие в настоящее время нерешенные вопросы, предпринята попытка раскрыть основные причины их возникновения, а также предложены пути их решения. Проанализировано значение агроэкотуризма для государства в целом, сельской местности и туристов. Проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих агроэкотуризм в Республике Беларусь. Проанализированы численность агроусадеб и агротуристов в разрезе регионов и временных интервалов на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Рассмотрены вопросы налогообложения субъектов агроэкоусадеб в Республике Беларусь. Рассмотрены ставки налогов и их значение в структуре затрат субъектов агроэкотуризма. Даны рекомендации по изменению уровня налогообложения субъектов агроэкотуризма с целью дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от размеров и экономической эффективности агроэкоусадеб. В заключительной части статьи раскрываются перспективные возможности, открывающиеся на рынке для субъектов, оказывающих услуги агроэкотуризма, т.к. для этого в Республике Беларусь существуют необходимые условия, которые предоставляют как государственные органы, так и коммерческие организации.
Ключевые слова: агроэкотуризм, агроусадьба, туризм, Беларусь, занятость.
The article considers agro-ecotourism as a means of developing rural areas and employment of the rural population. A definition of agro-ecotourism is given, an analysis of the development of agro-ecotourism in the Republic of Belarus is made, its potential opportunities, strengths and weaknesses are identified. The factors contributing to the development of agro-ecotourism are analyzed. The instruments of administrative, tax and financial incentives, including concessional lending, are considered. The analysis of the views of various authors studying this topic is carried out. In the article, the author focuses on a detailed consideration of the main factors contributing to the development of agro-ecotourism in the Republic of Belarus. The currently existing unresolved issues are analyzed, an attempt is made to reveal the main causes of their occurrence, and ways to solve them are proposed. We have analyzed the importance of agro-ecotourism for the state as a whole, for rural areas and tourists. The analysis of normative legal acts regulating agro-ecotourism in the Republic of Belarus has been carried out. The number offarmsteads and agritourists in the context of regions and time intervals was analyzed based on the data of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus.
The issues of taxation of subjects of agricultural estates in the Republic of Belarus are considered. The tax rates and their significance in the cost structure of agro-ecotourism subjects are considered. Recommendations are given on changing the level of taxation of subjects of agro-ecotourism in order to differentiate the tax burden depending on the size and economic efficiency of agro-ecotourism. In the final part of the article, promising opportunities are revealed that open up in the market for entities providing agro-ecotourism services, because for this in the Republic of Belarus there are necessary conditions that are provided by both state bodies and commercial organizations.
Key words: agro-ecotourism, farmstead, tourism, Belarus, employment.
Введение
Агротуризм в Беларуси отличается динамическим развитием и позволяет получить дополнительный доход жителям сельских территорий и малых городов.
В статье рассмотрены понятия агроэкотуризма и субъекты агроэкотуристической деятельности -физические лица, поскольку они составляют абсолютное большинство от числа субъектов, оказывающих эти услуги. Основными источниками информации являлись информационные материалы, статистические данные, нормативные правовые акты Республики Беларусь, отечественные и зарубежные литературные источники такие авторы, как профессор БГСХА М. Фрейдин, В. Клицунова и др.
Вопрос агроэкотуризма уже исследовался в Республике Беларусь (В. А. Клицунова, О. С. Мозговая, Д. Г. Решетников) [1]. Однако у исследователей не сложилось единого мнения относительно определения понятия «агроэкотуризм» и перспектив его развития. В процессе исследования применялись монографический и абстрактно-логический методы, а также методы сравнительного анализа.
Легальное определение агроэкотуризма - временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма для отды-
ха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания.
Цель статьи - анализ успешной практики развития агроэкотуризма в Беларуси и выявление потенциала его развития, а также факторов, способствующих развитию.
Основная часть
Впервые в Беларуси понятие «агроэкотуризм» законодательно закрепил Указ Президента Республики Беларусь №372 от 02.06.2006 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». [2] Дополнительные возможности субъектам агроэкотуризма предоставил Указ Президента Республики Беларусь № 365 от 09.10.2017 «О развитии агроэкотуризма» [2]. Указ закрепил право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков. Также расширены права субъектов агроэкотрурима оказывать дополнительные услуги, в том числе проводить презентации, юбилеи, банкеты, предоставлять на прокат инвентарь и транспортные услуги.
Субъектам агроэкотуризма предоставляется льготный кредит в размере не более 2000 базовых величин на срок до 5 лет с уплатой процентов в размере 5 % годовых исключительно на реализацию проектов в сфере агроэкотруризма [4]. Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления кредита является решение районного исполнительного комитета. За осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты должны уплатить сбор, который заменяет уплату следующих налогов: подоходного налога с физических лиц, а также единого налога с индивидуальных предпринимателей. Ставка сбора устанавливается в размере 31 белорусского рубля в календарный месяц за каждую агроэкоусадьбу, соответствующую установленным требованиям [5].
Простота налогового администрирования, несомненно, стимулирует владельцев агроусадеб к занятию бизнесом. При этом отметим, что до 1 января 2022 года ставка сбора составляла две базовые величины за календарный год. С учетом размера базовой величины в 29 рублей сумма сбора в прошлом году составляла 58 рублей. Сумма сбора за 12 месяцев 2022 года составит 372 рубля. Тем самым налоговая нагрузка для агроусадеб выросла более чем в шесть раз. По своей экономической природе сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма относится к постоянным издержкам, поскольку такие издержки приходится нести вне зависимости от объемов оказанных услуг. Выскажем предположение, что повышение ставки сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не окажет существенного влияния на деятельность крупных и стабильно работающих агроусадеб, но может послужить сдерживающим фактором для развития и деятельности небольших агроусадеб, прежде всего начинающих свою деятельность и (или) не имеющих стабильного потока агроэкотуристов. Исходя из изложенного, полагаем целесообразным законодательно закрепить различный размер сбора для агроусадеб в зависимости от их размера и количества туристов.
Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 года № 40 продлил до 2025 года льготные условий ведения хозяйственной деятельности в сфере агроэкотуризма, включая льготное кредитование в ОАО «Белагропромбанк» в размере до 2 тыс. базовых величин под 5 % годовых на срок до 5 лет. Владельцы бизнеса также получили право оказывать услуги на территории двух агроэкоусадеб [6].
Отметим, что агроэкотуризм в Беларуси продолжает устойчиво развиваться несмотря на внешние условия. В 2006 г. в Беларуси было 34 агроусадьбы [7]. Если проанализировать данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, то мы видим устойчивый рост как числа агроуса-деб, так и числа туристов в 2016-2019 годах [8]. Некоторое снижение числа туристов произошло в 2020 году, что, очевидно, обусловлено пандемией. При этом число агроусадеб продолжало расти.
Анализ итогов деятельности субъектов агроэкотуризма в 2016-2019 годах показывает ежегодное увеличение темпов роста численности как белорусских, так и иностранных туристов. Можно предположить, что это свидетельствует о повышении популярности белорусских агроусадеб. Сравнение показателей 2019 и 2020 годов показывает сокращение числа туристов, при этом число белорусских туристов уменьшилось на 8,9 %, а количество иностранных сократилось на 81,1 %, т. е. более, чем в пять раз. Это свидетельствует о большей устойчивости спроса на услуги белорусских агроусадеб именно на внутреннем рынке. Сведения о результатах деятельности субъектов агроэкотуризма приведены в таблице. При анализе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь выявлена неравномерность распределения как числа субъектов агроэкотуризма по областям, так и численности обслуженных агроэкотуристов по областям [8] Несомненным лидером как по числу агроусадеб, так и по количеству агроэкотуристов, а также по темпам роста является Минская область. Если в 2016 году в
Минской области было 639 агроусадеб, которые посетили 110,8 тыс. туристов, то в 2020 г. там насчитывалось 972 агроусадьбы, которые посетили 157,6 тысяч туристов. Наименьшее количество агроусадеб и туристов оказалось в Гомельской области. В 2016-м году 180 местных агроусадеб посетило 23,3 тыс. туристов, а в 2020 г. число агроусадеб составило 182, а количество туристов 39,8 тыс.
По состоянию на 1 января 2022 года количество агроусадеб составило 3150, из них 37 на базе сельхозорганизаций [9]. Тем самым мы видим, что за время пандемии агроэкотуризм не утратил и даже в некоторой степени укрепил свои позиции в Беларуси.
Основные показатели деятельности субъектов агроэкотуризма
Показатели Годы 2020 в % к 2016
2016 2017 2018 2019 2020
Число субъектов агроэкотуризма, единиц 2279 2319 2473 2760 2936 128,8
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 101,8 106,6 111,6 106,4
Численность туристов, обслуженных субъектами агроэкотуризма, тыс. человек 301,8 351,1 422,3 514,8 433,3 143,6
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 116,3 120,3 121,9 84,16
граждан Республики Беларусь 271,4 317,5 379,2 465,7 424,2 156,3
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 117,0 119,4 122,8 91,1
граждан других стран 30,4 33,6 43,1 49,0 9,1 29,3
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 110,5 128,3 113,7 18,9
Средняя продолжительность пребывания, дней 4 4 5 2 3 75
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 100.0 125,0 40,0 150,0
Сумма, полученная в оплату предоставленных услуг, млн. руб. 14,6 17,2 20,0 25,5 24,4 167,1
Темп роста к предыдущему году, % 100,0 117,8 116,3 127,5 95,7
Источник: Собственная разработка на основе данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Вместе с тем исследователи БГСХА М. Фрейдин и С. Саскевич отмечают отсутствие стратегии продвижения агроэкотуризма. По их мнению, современные и новые формы агроэкотуризма должны быть направлены на поддержание средств к существованию бизнеса посредством социально-экономических преобразований. Значительные социально-экономические преобразования в сельских районах посредством туризма остаются серьезной проблемой развития [10, с. 23].
Заключение
Республика Беларусь располагает необходимыми ресурсами (природными, трудовыми, финансовыми и пр.) для развития агроэкотуризма, а белорусский агротуризм востребован как отечественными, так и зарубежными гражданами. При этом основной спрос на услуги белорусских агроусадеб формируют отечественные туристы.
Основными субъектами оказания агроэкотуристических услуг являются физические лица, а именно жители сельской местности и малых городов. Институциональными факторами, способствующими развитию белорусского агротуризма, стали принятие нормативных правовых актов, регламентирующих эту сферу деятельности, принятие мер налогового и финансового стимулирования.
Развитию агроэкотуризма в Беларуси способствует простота административных процедур, связанных с началом и последующим осуществлением этого вида деятельности, простота налогового администрирования и низкий уровень налогообложения, доступность кредитов и льготная ставка кредитования субъектов агроэкотуризма.
Для стимулирования деятельности небольших агроэкоусадеб необходимо законодательно закрепить различный размер сбора для агроусадеб в зависимости от их размера и количества туристов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сельский туризм Беларуси: современное состояние и перспективы развития: монография / Под общей ред. В. А. Кли-цуновой. - Минск: Четыре четверти, 2011. - 220 с.
2. Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» №372 от 02.06.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://etalonlme.by/documen1/?regnum=p30600372 - Дата доступа: 27.03.2022.
3. Указ Президента Республики Беларусь «О развитии агроэкотуризма» №365 от 09.10.2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pravo.by/document/index.php?guid=12 551&р0=Р31700365&р1=&р5=0. - Дата доступа: 27.03.2022.
4. Кредиты субъектам агроэкотуризма [Электронный ресурс]. / ОАО «Белагропромбанк». - Режим доступа: https://www.belapb.by/rus/juridical/crediting/agroturism/. - Дата доступа: 27.03.2022.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29 декабря 2009 г. №71-з [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=-ЬШ00071. - Дата доступа: 27.03.2022.
6. Указ Президента Республики Беларусь «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» №40 от 04.02.2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/bucket/assets/uploads/documents/2021/40uk.pdf - Дата доступа: 27.03.2022.
7. Калиновская, Т. Количество агроусадеб переходит в качество [Электронный ресурс] / Т. Калиновская // Белорусы и рынок. - Режим доступа: http://www.beimarket.by/kolichestvo-agrousadeb-perehodit-v-kachestvo - Дата доступа: 27.03.2022.
8. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический буклет. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2021. - 32 с.
9. За романтикой деревенской жизни. Как пандемия повлияла на отдых белорусов? [Электронный ресурс] // Информационное агентство БЕЛТА. - Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/za-romantikoj-derevenskoj-zhizni-kak-pandemija-povlijala-na-otdyh-belorusov-483654-2022/ - Дата доступа: 27.03.2022.
10. Фрейдин, М. З. Исследование современных форм агроэкотуризма в Республике Беларусь / М. З. Фрейдин, С. П. Саскевич // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - № 2.