УДК 631.52:635.627
АГРО-БОТАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛАГЕНАРИИ
(Lagenaria siceraria (Molina) Standi.) В ОБРАЗАХ И СИМВОЛАХ
UDC 631.52:635.627
AGRO-BOTANICAL CHARACTERISTICS OF LAGENARIA (Lagenaria siceraria (Molina) Standi.) IN IMAGES AND SYMBOLS
Цаценко Людмила Владимировна
д.б.н., профессор, кафедра генетики, селекции и
семеноводства
Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13 Ivt-Iemna&yandex. ги
В статье рассматриваются агро-ботанические характеристики тыквенного однолетнего растения - лагенарии (Lagenaria siceraria (Molina) Standi.). В задачу аналитического исследования вошел поиск связи анатомо-морфологических характеристик и использования этого в образах, иконографии культурных традиций у различных народов
Tcatcenko Luidmila Vladimirovna,
Dr.Sci.Biol., professor of the Chair of genetic, plant breeding and seeds
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article considers the agro-botanical characteristics of pumpkin annual plants - lagenaria (Lagenaria siceraria (Molina) Standi.) have been consider in article. The task of the analytical study went in search of communication between anatomic-morphological characteristics of plant and use this in the images, the iconography of the cultural traditions of different nation
Ключевые слова: ЛАГЕНАРИЯ, Lagenaria siceraria (Molina) Standi.,ТЫКВА ГОРЛЯНКА, ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ, ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИКОНОГРАФИЯ
Keywords: Lagenaria siceraria (Molina) Standi, GOURD, SPECIES DIVERSITY, CULTURAL TRADITION, CUETURE HISTORY, ICONOGRAPHY
Лагенария, или тыква горлянка, пилигримка, однолетнее тыквенное растение, характеризуется необычайным полиморфизмом по плодам. Имея плотную оболочку плода за счет особенностей строения паренхимы, плоды лагенарии могут храниться долгое время (десятки лет). Плоды у лагенарии разнообразные по форме: кувшиновидные, бутылочные, цилиндрические, булавовидные, шаровидные, достигающие величины от 5 см до 1,5 м.
Лагенарию {Lagenaria siceraria (Molina) Standi.)), как правило, называют посудной тыквой, бутылочной тыквой, пилигримкой или тыквой-горлянкой. Это едва ли не единственное культурное растение, которое в древности выращивали и в Старом, и в Новом Свете. Посудную тыкву можно употреблять в пишу. Однако популярность во всем мире лагенария получила не за пищевые свойства, а за возможность использовать ее зрелые плоды в качестве посуды: через полгода хранения они совершенно теряют влагу, корка деревенеет [7].
Лагенария распространилась из Индии и Средней Азии. По свидетельству Плиния, древние римляне делали из плодов лагенарии, имеющих самую различную форму, сосуды и даже винные бочки. О лагенарии упоминается и в древнейших рукописях Китая, где ее считали царицей растений и выращивали в садах китайских императоров для приготовления чаш, которые использовались на званых обедах. Лагенария популярна у многих народов Африки. Легкие, хорошо высушенные плоды идут на изготовление посуды и знаменитых африканских там-тамов, из них вырезают табакерки, ковши, украшения.
В данной работе сделана попытка проанализировать многочисленные данные об упоминании лагенарии в различных образах и символах, связанные с ее агро-ботаническими характеристиками.
Культура, как известно, резервуар всего былого. Устные традиции, пословицы, предания, мифы, рассказы, история всего этого отражена в Народной картине. В этой связи главные образы лагенарии взяты из китайской Народной картины.
Целительные свойства лагенарии известны давно. «Горлянкой» этот вид тыквы назван потому, что его использовали для лечения горла (рисунок 1). В Древнем Китае люди носили в этих плодах чистую воду. Вода, пригодная для питья, живая вода, была ценностью, поэтому данный вид тыквы стал талисманом, помогающим людям. Легендарные мудрецы древности хранили в ней эликсир бессмертия.
Тыква-горлянка (Хулу) сосуд для хранения лекарственных трав, талисман для отвращения злых духов. После удаления мякоти и высушивания, благодаря сферической форме и свойствам кожуры, ее оболочка приобретает очень высокую прочность, В практике Фэн-шуй считается, что тыква-горлянка собирает в себя здоровье, накапливает его и не позволяет ему рассеиваться. Диапазон применения этого талисмана очень широк, так как здоровье для человека важнее всего. Если в доме есть больной, тыква способна отвращать действие злых сил, улучшать душевное состояние и настроение. Благотворно действует на здоровье Хулу с изображением дракона, так как дракон — символ удачи и счастливых перемен. А для заболевшего человека счастливые перемены — это выздоровление. Вешают горлянку над рабочим местом или, напротив, над местом отдыха, чтобы она отводила болезни [1].
а 6
Рисунок 1 - Вид лагенарии, горлянки, ботаническая иллюстрация [8].
Тыква - горлянка с древности использовалась в Китае для длительного хранения лекарственных трав. Поскольку плоды могут иметь разные размеры, из маленьких тыковок делали сосуды для хранения эликсиров и снадобий, тыквы больших размеров использовались как торбы и рюкзаки.
Лагенария, при соблюдении технологии ее возделывания, может обильно плодоносить, и урожайность ее плодов составляет 120-180 ц/га [2]. Каждый стебель
Рис. 138. Горлянка. '/« натур, вшч.
лагенарии дает бесчисленное количество тыкв. Длинные стебли ползут и тянутся. В конце осени тыквы созревают - они нанизаны на стебли подобно жемчужинам. И это можно сравнить с людьми, у которых много сыновей и внуков. В центре картины тыква горлянка как символ пожелания множества сыновей (рисунок 2). Общий смысл картины: «Долголетие Ваше - в Сыновьях и внуках» [1].
Рисунок 2 (а и б) - Китайская народная картина. Сыновей и внуков - 10000 поколений.
Сосуд из тыквы-горлянки в зависимости от материала и нанесенных символов фен шуй, обладает различными свойствами: символ крепкого здоровья; символ здорового и многочисленного потомства; амулет, притягивающий богатство; защитный амулет; нейтрализует блуждающую звезду черную, приносящую болезни, по системе «Летящие звезды Сань Юань».
В Китайской народной картине существует несколько значений лагенарии. Тыква- горлянка, которую несет на посохе мальчик, следующий за Шоу-сином, также является символ множества сыновей и внуков, пусть будет Ваше потомство процветать, как в огороде тыква, дающая длинные побеги (рисунок 3).
Рисунок 3 - Шоу-син - бог
долголетия. Слово «Шоу», а на кантонском диалекте «Сау», переводится как «Долголетие», слово «Син» переводится как «Звезда». Этот, один из очень популярных богов китайского пантеона, олицетворяет долгую и здоровую жизнь. Он также помогает больным. Обычно изображается с лысым, непомерно большим черепом, с ДЛИННОЙ седой бородой, ДЛИННЫМ посохом в человеческий рост в правой руке, к которому привязан Калабаш, в котором хранится пилюля долголетия или эликсир бессмертия, и с персиком в левой руке [4].
В китайской мифологии тыква-горлянка из-за своих природных качестве стала атрибутом одного из восьми бессмертных, борца Ли Тегуая, а также обрела способность сама по себе отпугивать злых духов и поддерживать долголетие своего обладателя. И поэтому даже ее плоское изображение служило самым распространенным оберегом.
Тыква-горлянка всегда являлась для китайцев символом хранилища спасительных для человека добрых жизненных сил и символом присутствия их грозного защитника - Ли Тегуая.
Рисунок 4 - Фрагмент картины с изображением восьми бессмертных.
Происхождение г. Янлюцин (Китай) [4].
Пара бессмертных даосов изображена в одинаковых по размерам символьных кругах (рисунок 4). Вторая пара - Ли Тегуая и Чжан Голао. Ли Тегуая изображен в виде хромого нищего, с железным посохом и тыквой -горлянкой. Легенда гласит, что во время одного из перевоплощений его душа вышла и исчезла. Ученик Ли Тегуая, не дождавшись своего учителя, сжег его тело. Возвратившись, душа Ли не нашла своей телесной оболочки и вселилась в тело только что умершего нищего. Согласно легенде, тыква -горлянка поглощает злых духов. Орнаментальные круги вокруг этих божеств состоят из изображений тыквы-горлянки и лотосов -символов мужского потомства.
Рисунок 5 - Странствующие монахи - странствующие священники-ямабу-си - символ духовного учения, мудрости, стойкости и силы духа. Иногда изображаются несущими тыкву-горлянку с чистой, хрустальной водой -символом жизни или несущими посох со свитком - символом мудрости и долголетия.
Тыква - горлянка - это могущественный символ долголетия, доброй удачи и изобилия всех благ. Бог Долголетия, Шу, несет жезл с тыквой, в которой содержится эликсир бессмертия (рисунок 5). Форма Хулу также воплощает небеса и землю, их миниатюрный союз: верхняя часть - это небо, а нижняя - земля. Поэтому, считается, что расположение Хулу в доме - хорошее предзнаменование. Установка Хулу около кровати особенно благоприятна для тех, кто болеет или не совсем здоров.
Тыква-горлянка — , Хулу, созвучен с иероглифом, обозначающим счастье и жалование чиновника ( , фулу) [6].
Роберт Ван Гулик (2010) пишет: «Сосуды из тыквы - горлянки часто использовали для хранения лекарств, она стала торговым знаком аптекарей. По преданию,
в горлянке носили эликсир жизни даосские святые, поэтому она воспринимается еще и как традиционный символ бессмертия. К тому же тыква-горлянка символизирует относительность всего сущего в соответствии с древней пословицей: «Внутри тыквы горлянки можно обнаружить целую вселенную». Даже в наши дни можно часто увидеть, как пожилой китаец или японец неторопливо поглаживает горлянку ладонями, что способствует, согласно общепринятой точке зрения, спокойной медитации.
Тыква становится полезной после того, как ее сделают пустой. Только тогда ее высохшая корка может служить сосудом. То же касается и людей.... Лишь освободившись от тщетных надежд, мелких желаний и взлелеянной мечты, мы можем принести пользу другим» [3].
Помимо плотного плода, способного храниться несколько лет, у лагенарии образуется много семян, масса 1000 семян составляет 130 гр. Семена плоские и длинные. Большая семенная продуктивность культуры легла в основу даоского символа о созидательной энергии (рисунок 6).
Рисунок 6 - Рельефная бутыль из меди, покрытая позолотой одна из двух, изготовленных для императора Цянь луна (правил 1736-1795). Является важным даоским символом - наполненная семенами, она означает
созидательный потенциал среди хаоса [4].
В Японии лагенария была известна еще с 14 века, судя по упоминаниям и изображениям в японской гравюре.
Темой для живописного свитка "Ловля сома тыквой-горлянкой" послужила дзэнская загадка-коан о том, как поймать скользкого сома при помощи отполированной тыквы-горлянки. Сом ускользает и стремится уплыть в заросли тростника. Поймать его тыквой представляется совершенно нереальным, и, действительно, сегодня это изображение является твёрдо установившейся метафорой того, чего сделать невозможно (рисунок 7).
Рисунок 7 - Дзёсэцу.
Ловля сома
тыквой-горлянкой.
(середина17 века)
Легкость плода лагенарии, масса которого может составлять 100-200 г, в Японии является символом легкости мечты, по этой причине иногда плоды этого растения использовали для украшения городских улиц во время фестиваля процветания (рисунок 8).
Рисунок 8 - Эдо Токугава (1615-1868). Процветающий город. Фестиваль Рисунок 9 - Нинтембо Тодзю (1839-1925). Кабачок. Тамабата,1857. Япония. Япония [5].
Иногда лагенарию в Японии называли кабачком, упоминание о котором можно найти в чао-чоу-лу - старинных заметках о традициях дзэн. Он символизирует систему ценностей, которую каждый человек должен найти самостоятельно (рисунок 9).
Часто в японской оружейной традиции использовали образ лагенарии для украшения цубы, поперечной перекладина, детали клинкового оружия, например, меча (рисунок 10).
Рисунок 10 - Риа - Хётан - а.Самурайская фляжка из тыквы-горлянки. Символ успехов и побед; б - бронзовая цуба - деталь японского меча-катана, соответствует европейской гарде. На этой цубе изображен самурай с мечом и тыквой-горлянкой.
Размер 8 см х 7 ,5 см. Китай.
Разнообразие форм и полиморфизм плода лагенарии сделало ее неотъемлемым атрибутом в культурной традиции многих стран Востока, позволило ей войти в быт народа и историю.
Литература
1. Алексеев В.А. Китайская народная картина. М.: Наука, 1966. 260с.
2. Борисова Р.Л., Борисов В.Я., Перегудт М.Ф. Малораспространенные овощные культуры. Симферополь: Таврия, 1979. - 192с.
3. Гулик Р.В. Ожерелье и тыква-горлянка. СПб.: Амфора, 2010. 251с.
4. Искусство Китая. М.: Изобразительное искусство, 1988. 256с.
5. Искусство Японии. М.: Изобразительное искусство, 1985. 260с.
6. Сомкина Н.А. Китайская традиция благопожеланий: символика животных и растений //Вестник СПбГУ, 2009. Сер. 13. Вып. 2. С.78-86.
7. Цаценко Л.В. Анализ изображения лагенарии (Lagenaria siceraria (Molina) Standi.) в живописи как источник информации для истории интродукции и археогенетики культуры //
Политематический сетевой электрон-ный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. -№03(87). -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/ll.pdf.
8. Шуман К., Гильг Э. Мир растений. С-Петербург, 1906. 740с.
References
1. Alekseev VA. Chinese folk painting. M: Nauka, 1966. 260p.
2. Borisova RX., Borisov YA., Перегудт M.F. Rare vegetable crops. Simferopol: Tavria, 1979. 192p.
3.GulickRV Necklace and gourd. SPb.: Amphora, 2010. 251p.
4. Art Of China. M: Visual arts, 1988. 256p.
5. Art Of Japan. M: Visual arts, 1985. 260p.
6.Somkina N.A. Chinese tradition good wishes: the symbolism of animals and plants //Vestnik SPbGU, 2009. Ser. 13. Vol. 2. P.78-86.
7.Tsatsenko L. V, Analyses of images of lagenaria (lagenaria siceraria (molina) standi.) in painting as a source of information for the history of introduction and crop archeogenetic // Politematicheskij
setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agramogo universiteta (Nauchnyj zhumal KubGAU) [Jelektronnyj resurs], - Krasnodar: KubGAU, 2013. №03(87). - Shift
Informregistra:0421100012\0031, ША [article ID]: 0661102045. -Rezhim dostupa:http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/ll.pdf.
8. Schumann K., GulgE. The World of plants. St. Petersburg, 1906. 740s.