Научная статья на тему 'Анализ изображения лагенарии (Lagenaria siceraria (Molina) Standl. ) в живописи как источник информации для истории интродукции и археогенетики культуры'

Анализ изображения лагенарии (Lagenaria siceraria (Molina) Standl. ) в живописи как источник информации для истории интродукции и археогенетики культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛАГЕНАРИИ / ЖИВОПИСЬ / ОВОЩНАЯ КУЛЬТУРА / ФЛЯЖКА / IMAGES OF LAGENRIA / PAINTING / VEGETABLE CROP / BOTTLE GOURD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна

Работы художников прошлого являются источником информации о распространении культуры, ее использовании, видовом разнообразии. Образы растений лагенарии в живописи являются также источником информации о морфологических изменениях культуры в процессе эволюции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSES OF IMAGES OF LAGENARIA (LAGENARIA SICERARIA (MOLINA) STANDL.) IN PAINTING AS A SOURCE OF INFORMATION FOR THE HISTORY OF INTRODUCTION AND CROP ARCHEOGENETIC

Works of painters of past is the source of information of crop domestication, use in horticultural, species diversity. Lagenaria crop images in painting can also be a resource for determining the morphological changes of the crop in evolution

Текст научной работы на тему «Анализ изображения лагенарии (Lagenaria siceraria (Molina) Standl. ) в живописи как источник информации для истории интродукции и археогенетики культуры»

УДК 631.52:635.627

UDC 631.52:635.627

АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛАГЕНАРИИ (LAGENARIA SICERARIA (MOLINA) STANDL.) В ЖИВОПИСИ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ИСТОРИИ ИНТРОДУКЦИИ И АРХЕОГЕНЕТИКИ КУЛЬТУРЫ

Цаценко Людмила Владимировна д.б.н., профессор [email protected]

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Работы художников прошлого являются источником информации о распространении культуры, ее использовании, видовом разнообразии. Образы растений лагенарии в живописи являются также источником информации о морфологических изменениях культуры в процессе эволюции

Ключевые слова: ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛАГЕНАРИИ, ЖИВОПИСЬ, ОВОЩНАЯ КУЛЬТУРА, ФЛЯЖКА

ANALYSES OF IMAGES OF LAGENARIA (LAGENARIA SICERARIA (MOLINA) STANDL.) IN PAINTING AS A SOURCE OF INFORMATION FOR THE HISTORY OF INTRODUCTION AND CROP ARCHEOGENETIC

Tsatsenko Lyudmila Vladimirovna Dr.Sci.Biol., professor t-lemna@y andex. ru

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Works of painters of past is the source of information of crop domestication, use in horticultural, species diversity. Lagenaria crop images in painting can also be a resource for determining the morphological changes of the crop in evolution

Keywords: IMAGES OF LAGENRIA, PAINTING, VEGETABLE CROP, BOTTLE GOURD

Лагенария (Lagenaria siceraria (Molina) Standl.) или горлянка, или посудная тыква - единственный представитель рода Oucurbita. Это тропическая огородная лиана и одно из древнейших культурных тыквенных растений, неизвестное в диком виде. Культура получила чрезвычайно широкое распространение на всех континентах. Лагенария -однолетняя ползучая лиана с пятиугольными гофрированными листьями, в пазухах которых сидят одиночные мелкие белые трубчатые цветки с колесовидным венчиком. У зрелых плодов лагенарии мякоть высыхает, а внешняя оболочка, состоящая из одревесневших элементов и содержащая каменистые клетки, становится чрезвычайно прочной, совершенно водонепроницаемой[4].

С древних времен, случайно попадая в Атлантический океан, плоды лагенарии, подхватываемые океанскими течениями, совершали плавание от берегов Западной Африки в Бразилию или через Тихий океан попадали из Юго-Восточной Азии в Перу, а оттуда древними жителями Южной и Северной Америки распространялись по всему американскому

континенту. Часто лагенарию в зависимости от формы плодов называют: «фляжка странника», «булава Геркулеса», «мексиканская бутылка»,

«индонезийская бутылка», «корсиканская фляжка», «африканская винная бутылка», «японский сифон», «длинный, средний и короткий ковш», «пингвин», «бушель».

С.А. Семенов, рассматривая вопросы возникновения земледелия, отмечает, что тыквенные растения были довольно широко распространены в мире, их находили на различных континентах и в различных странах [2].

В хозяйстве людей бутылочная тыква или горлянка Lagenaria siceraria занимала особое место, служила посудой в тропических областях еще до возникновения керамической посуды. Способность плодов этой тыквы принимать в процессе вызревания различные формы (яйцевидная, круглая, цилиндрическая, грушевидная, пальцеобразная), твердость и водонепроницаемость оболочки при высыхании ее были использованы человеком для выделки «калабас» - различных сосудов, хорошо приспособленных для хранения жидких веществ. Начало возделывания горлянки уходит к донеолитическому периоду. Ее семена найдены в Венгрии на стадии I Дунайской культуры, сюда она проникла из Анатолии. Хотя родина бутылочной тыквы - Зимбабве, затем она распространилась через 1000 лет в Америку. Бутылочную тыкву находили при палеоботанических исследованиях около 4000 лет до н.э. Лагенария популярна благодаря многим свойствам, например, для нее характерен большой полиморфизм плодов. Плоды лагенарии могут достигать в длину 50 см, а иногда вырастают до 1-2 м.

Каким путем распространилась эта тыквы в древности? По мнению Е.Н. Синской, наиболее вероятно, что путь ее был следующим: из Северной Африки в Переднюю Азию, затем в Среднюю Азию (через Иран) и из Средней Азии в Западный Китай (Кашгар).

Горлянка, или тыква бутылочная (Lagenaria vulgaris Ser.) представлена в Южной Азии многими сортами. Культура горлянки имела место и в Америке до прихода туда европейцев. Не совсем ясно, где находится первичный очаг этой культуры, но большинство ботаников считают, что это Юго-Восточная Азия [3].

При исследовании очагов возникновения древнего земледелия и аборигенных культурных растений Африки были обнаружены изображения горлянки в некоторых древних египетских погребения, особенно в Дра-Абу-Негга. Семена бутылочной тыквы находили в америке, которая, вероятно, была основной ее родиной [5].

Тыква в Африке является очень древней культурой. Возможно, она была завезена в Африку португальцами. Тыква считается как бы туземным растением по берегам Нигера в Гвинее, в Анголе и в других местах. По предположению А.И. Филова, плоды дикой бутылочной тыквы из Америки переплывали через океан и таким образом достигали Африки.

Настоящая посудная тыква, или горлянка - Lagenaria vulgaris Ser. не всеми считается аборигенным для Южной Америки растением. Из предполагаемой своей родины - Юго-Восточной Азии - лагенария могла распространиться в Африке, а затем проникнуть в Южную Америку. Позднее морскими течениями она могла быть перенесена в Бразилию. Кемп (W. Camp, 1954) считает невозможным перенесение тыквы из Бразилии в Перу, т.к. преградой являются Анды. По его мнению, лагенария в Перу также перенесена морскими течениями. Была доказана возможность пребывания в морской воде плодов тыквы в течение 224 дней без потери всхожести семян [3].

Одним из способов выявления проникновения лагенарии в разные страны Европы и Азии является анализ изображения данного растения в картинах живописцев. В ходе анализа изображения лагенарии на картинах

художников можно получить богатую генетическую и таксономическую информацию, а также информацию об этапах распространения этого растения. Первое изображение бутылочной лагенарии обнаружено в Европе в 1503-1508 годах, в манускриптах Julian Anivia Codex. Позже бутылочную, змеевидную и лагенарию типа «горн» можно встретить в росписях цветочных гирлянд Виллы Фарнезина (1515-1518), в Риме, Италии, выполненные Рафаэлем Санчесом и Джованни да Удине [7]. Произведения искусства являются богатым информационным ресурсом об интродукции, распространении, окультуривании и выращивании растений. Фоновые фрески виллы Фарнезины, включают 170 видов растений, большинство из которых попали в Европу только в 16 веке [6,8]. Изображения на картинах: Караваджо «Фрукты» (1599), Питера Рубенса «Статуя Цереры», «Церера и Пан» (1640), Ф. Снейдерса (1618-1621) Антверпен, «Овощная лавка», «Фруктовая лавка» доказывает, что

наибольшее распространение приобретает удлиненная лагенария или «булава Геркулеса» и бутылочная тыква (см. табл.). Известно, что итальянцы отбирали длинные, змеевидные тыквы, которые называли летним кабачком. Продолжительное время тыква горлянка употреблялась в пищу как овощная культура в состоянии молочной спелости, но после интродукции американской мускатной тыквы Cucurbita moschata Duch. горлянка перестала быть пищевым растением [1].

В роде лагенария выделяют как минимум 7 видов травянистых лиан, распространённых, в основном, в тропических областях планеты. В нашей работе мы рассмотрим два вида, которые чаще всего встречаются в культуре, а также использовались в живописи.

Lagenaria siceraria subsp.asiatica -первоначально распространена в Азии и Полинезии, имеет вытянутые плоды в форме бутылки, разделенной контуром по центру равномерно или не равномерно.

Lagenaria siceraria subsp. siceraria - распространена, преимущественно, в Африке и Америке, имеет вытянутую форму в виде горна. Морфологически отличие от азиатской расы (subsp. asiatica) по форме и характеру опушения листьев, размеру цветов, окраске семян, форме плодов [10].

Таблица - Подвиды лагенарии, изображенные на картинах художников

Вид

Lagenaria siceraria subsp. asiatica, Lagenaria siceraria subsp. siceraria

subsp. asiatica

различных стран

Художник Картина Год

Питер Пауль Статуя 1768

Рубенс Цереры

(1577-1640),

Франк Снейдерс

(1579 1657)

Франк Снейдерс Овощная лавка 1779

Давид Тенирс Встреча свя- 1682

младший тых Антония

(1610-1690) Великого и Павла

Веласкес Диего Карлик дон 1638

(1599-1660) Жуан Кала-база, называемый Кала-базилла

Иоахим Эйтевал Лотс с 1630

(1566-1638) дочерьми

Экхоут Гербранд Дети в парке 1671

Ян Сванден

(1621-1674)

Давид Тенирс Пастушок 1670

Младший

Экхоут Гербранд Молитва 1663

Ян Сванден отшельника

Кузнецов Н. Д. Этюд к 1883

(1850-1929) картине «На заработке»

Верещагин В.В. Продавцы 1870

(1842-1904) посуды в Узбекистане;

Страна

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Испания

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Украина

Россия

1871

Нищие в Самарканде; Дервиши в 1870

праздничных нарядах.

Ташкент.

Хор 1870

дервишей

Т оржествуют 1872

- окончательный вариант

Просители 1870

милостыни.

У дверей 1873

мечети

Lagenaria биЬбр. siceraria

siceraria Караваджо (1573-1610)

Питер Артсен (1508-1575)

Джузеппе

Арчимбольдо

(1527-1593)

Фрукты; 1599, Италия

Фрукты, ово- 1602 щи, цветы

Женщина на 1567 Нидерланды

овощном

рынке

Времена 1591, Италия года, 1592

Осень

Караваджо рисовал лагенарию змеевидной формы, плоды которой могут достигать 2-х метров. Чаще всего этот тип использовался для приготовления различных овощных блюд вместо кабачков-цукини. На картине Артсена изображена лагенария типа «горн», таким образом, мы видим в пределах одного подвида огромное разнообразие по форме и размеру плодов (рис. 1-2). аналогичное разнообразие по плодам

отмечается в картинах Джузеппе Арчимбольдо [9].

з

Рисунок 1 - Изображение Lagenaria siceraria subsp.siceraria, которая использовалась как овощная культура: а - Караваджо. Фрукты

(Италия, 1599); б - Питер Артсен. Женщина на овощном рынке (Нидерланды ,1567)

б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

Рисунок 2. Изображение Lagenaria siceraria subsp.siceraria Джузеппе Арчимбольдо: а - Времена года(1591); б - Осень (1592). Италия. Второе широкое распространение лагенария получила как бутыль или фляжка. На картинах Давида Тенирса Младшего, Экхоута Гербранда Янсвандена, Диего Веласкеса и Н.Д. Кузнецова изображена фляжка для воды объемом до 1 литра, с пробкой в верхней части, почти прототип пластиковой бутылки. Из анализа изображения на картинах видно, что фляжка из лагенарии существовала более 3-х столетий (рис. 3-5).

Рисунок 3. Изображение бутылочной лагенарии: а - Давид Тенирс Младший, Пастушок (Нидерланды,1670); б - Экхоут Гербранд Янсванден,

Дети в Парке (Нидерланды, 1671)

а б

Рисунок 4. Изображение Lagenaria siceraria subsp.asiatica: а -Веласкес Диего. Карлик дон Жуан Калабаза, называемый Калабазилла

(Испания, 1638); б - Н.Д. Кузнецов. Этюд к картине «На заработки» (Украина, 1883)

Рисунок 5. Бутылочная лагенария «фляжка странника». В.В. Верещагин: а - Продавцы посуды в Узбекистане (1870); б - Нищие в Самарканде (1871); в - Дервиши в праздничных нарядах во время

праздника (1872)

Рисунок 6. В.В. Верещагин: а - Хор дервишей. Ташкент. (1870);

б - У дверей мечети (1873)

Наибольшее распространение в 19 в. приобретает посудная тыква как фляжка для хранения воды и кисломолочных продуктов. В древние времена по дорогам Центральной Азии разгуливали дервиши в остроконечных шапках и с болтающимися на поясе тыквами-горлянками. Подобные тыковки в то время являлись неизменной принадлежностью всякого путника, обойтись без которой во время странствия было никак невозможно. В них держали кумыс, айран или обычную воду, используя в качестве легкого, но прочного сосуда. По сути, тыква-горлянка - это бутылка 19 века. Однако в отличие от бутылки обыкновенной, стеклянной, жидкость в ней остается холодной даже в самый разгар летней жары, что обеспечивается толстой кожурой, играющей роль естественной термоизоляции (рис. 5-6). Об этом свидетельствуют картины В.В. Верещагина «Продавцы посуды в Узбекистане» (1870); «Нищие в Самарканде» (1871); «Дервиши в праздничных нарядах во время праздника» (1872). Туркестанская серия посвящена частично

среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Изображения на картинах В.В. Верещагина подтверждают, что в большинстве случаев использовались лагенарии объемом до 2 л, закругленные сверху, в результате чего верхняя часть тыквы надрезалась и могла использоваться как чашка для питья воды. Такая конструкция фляжки стала основой структуры современного термоса. На Востоке с давних времен своеобразным художественным промыслом является изготовление различных мелких предметов из декоративной тыквы-горлянки. Известны подобные изделия в Узбекистане не ранее 19 века. Из вываренных в разных красителях и высушенных миниатюрных тыкв изготовляли бутыли, курительные наборы, табакерки и предметы посуды [1]. На поверхность тыквы наносили орнамент, а иногда и рисовали целые сцены из жизни людей. В процессе роста и формирования тыквы при помощи особых штампов придается желаемая форма.

Рисунок 7 - а - Китай. 15 век. Ли Тегуай Врач и учёный, изображается с волшебной тыквой-горлянкой и железной клюкой; защитник больных, покровитель магов и астрологов. Он мог уменьшаться так, что ночевал в своей тыкве-горлянке; б - У. Чаншо (1844-1927) Хризантемы и

тыквы-горлянки

Лагенария упоминается и в древнейших китайских рукописях. Ее считали царицей растительного мира, выращивали в императорских садах для изготовления особых чаш. Сосуды из тыквы-горлянки часто использовали для хранения лекарств в Древнем Китае, она стала торговым знаком аптекарей (рис. 7). По преданию, в горлянке носили эликсир жизни даосские святые, поэтому она воспринимается еще и как традиционный символ бессмертия. К тому же тыква-горлянка символизирует относительность всего сущего в соответствии с древней китайской пословицей: «Внутри тыквы горлянки можно обнаружить целую

вселенную». В Китае и Японии считается, что тыква-горлянка становится полезной после того, как ее сделают пустой. Только тогда ее высохшая корка может служить сосудом.

Лагенария была широко распространена повсеместно как овощная культура и объект для изготовления посуды, полиморфизм формы плода давал возможность использовать ее в различных областях жизни человека. Анализ изображения лагенарии на картинах художников позволяет проследить видовое разнообразие этого растения, получить информацию о времени ее интродукции и использования в различные периоды жизни человека. Образы лагенарии в живописи еще нуждаются в проработке для понимания биологического разнообразия культуры и ее исторической географии.

Список литературы

1. Коваль С.Ф. Пахари и скотоводы. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 468 с.

2. Семенов С.А. Происхождение земледелия. Ленинград: Наука, 1974. 318 с.

3. Синская Е.Н. Историческая география культурной флоры (на заре земледелия). Ленинград: Колос, 1969. 480 с.

4. Цаценко Л.В., Нещадим Н.Н. Мир тыквенных растений. Краснодар, КубГАУ, 2009. 181с.

5. Görlitz D., Lorenz C., Börner A. Investigation about long distance drifts of domesticated plants - drift - and germination experiments deliver new knowledge about the transoceanic spread of crop plants // Migration and diffusion. 2005. V.6. P. 6-29.

6. Janick J. Plant Iconography and art: source of information on horticultural technology // Bulletin UASVM Horticulture.2010 N 67(1) P. 11-23.

7. Janick J., Paris H.S. The Cucurbit Images (1515-1518) of the Villa Farnesina, Rome // Annals of Botany. 2006. 97(2). P. 165-176.

8. Paris H.S., Daunay M.C., Pirat M., Janick J. First known Image of Cucurbita in Europe // Annals of Botany. 2006. V. 98. P. 497-502.

9. Paris S.H.,Dauynay M-C., Janick J. The Cucurbitaceae and Solanaceae illustrated in medieval manuscripts known as the Tacuinum Sanitatis // Annals of Botany. 2009. V103. P. 1187-1205.

10. Teppner H. Notes on Lagenaria and Cucurbita (Cucurbitaceae) - Review and new contributions // Phyton. 2004. V.44. N2. P. 245-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.