Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ'

АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ / НАРУШЕНИЯ В ПСИХИКЕ / КОНФЛИКТ / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Петимат Увайсовна, Эхаева Раиса Могдановна

В статье раскрываются: понятие «агрессия», врожденные инстинкты и задатки, потребности, стимулирующиеся внешними раздражителями и внутренними противоречиями. Исследуется проблема взаимосвязи агрессивности с конфликтами, что позволяет понять психологические особенности агрессивного поведения и насилия, и способствует улучшению возможностей своевременного прогнозирования, коррекции их проявлений на начальной стадии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENCE AGE AND ITS CORRECTION

The article reveals the concept of “aggression”, innate instincts and inclinations, needs stimulated by external stimuli and internal contradictions. The problem of the relationship of aggressiveness with conflicts is studied, which allows us to understand the psychological characteristics of aggressive behavior and violence, and helps to improve the ability to timely predict and correct their manifestations at the initial stage.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ»

УДК: 159.9

АГРЕССИВНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ

магистрант 3 года обучения Исаева Петимат Увайсовна ФГБОУВО «Чеченский государственныйуниверситет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент Эхаева РаисаМогдановна ФГБОУ ВО «Чеченский государственныйуниверситет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Агрессия у детей - распространенное явление на ранних этапах развития. Однако в период становления личности ребенка его поведение социализируется. Поэтому проявления агрессии и агрессивности подростков в повседневной жизни является проблемой, которая все больше волнует ученых, поскольку в последние годы наблюдается рост цинизма, враждебности и жестокости у несовершеннолетних. Ребенок во время учебы, отдыха и в семейном кругу оказывается перед комплексом социальных и биологических факторов, которые по-разному влияют на его поведение.

В последнее время все чаще ученые и практики изучают проблемы агрессии, насилия и виктимологии. Во многих зарубежных и отечественных исследованиях установлено, что агрессия подростков является своеобразной формой самовыражения, которая позволяет развиваться адекватным отношениям с родителями, учителями, сверстниками. Так, исследованию особенности агрессивного поведения лиц различных возрастных групп посвящен ряд научных исследований таких ученых: К. Бютнер, А. Дроздова, Г. Паренс, И. Фурманова и др. Исследованию различных форм агрессивного поведения посвящены научные труды Г. Андреева, Л. Берковиц, Н. Волянюк, С. Завражин, С. Шебанова.

Связь агрессивности с конфликтами стала предметом исследования Г. Васильева, Г. Ложкина, В. Мерлина, М. Неймарка. Большая часть научных работ вышеназванных исследователей посвящена поведению агрессоров, и практически не освещается поведение жертвы. Хотя науке давно известен то факт, что реакция потенциальной жертвы на агрессию оказывает сильное влияние на развитие действий агрессора и их последствия (Ричардсон, Р. Бэрон, К. Изард Д. и другие).

И такой интерес ученых к данной проблематике не случайно, ведь агрессия входит в перечень глобальных проблем. В связи с этим все больше внимания ученые уделяют теоретическим и экспериментальным исследованием сущности, причин и методов коррекции и предупреждения агрессии. Изучение социальных и индивидуально-личностных детерминант позволит понять психологические особенности агрессивного поведения и насилия, будет способствовать улучшению возможностей своевременного прогнозирования и коррекции их проявлений на начальной стадии.

Изложение основного материала исследования. Агрессивные наклонности с годами не исчезают, они так и остаются с человеком. Просто некоторые люди в результате взаимодействия с другими людьми, приобретают навыки регулирования своих агрессивных наклонностей, они стараются соответствовать требованиям общества, в котором находятся. Ко второй группе людей относятся те, что остаются по-прежнему агрессивными, но приобрели навык скрывать свою агрессию и проявлять ее более изящно: вербально, скрытое насилие, полуприкрытые требования, варварские выходки т.д. К третьей группе принадлежат люди, которые не хотят учиться жить в социуме и проявляют свои агрессивные наклонности в физическом насилии по отношению к другим людям.

Анализируя современное психологическое мнение относительно особенностей и детерминант агрессивного поведения, следует заметить, что значительное количество работ ученых посвящено возрастным особенностям агрессивности.

В случае, когда речь идет о подростковой агрессивности, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения подростка вызывает определенные сомнения. Игнорирование актов подростковой агрессии приводит к негативным последствиям, в частности эскалации агрессивного поведения и превращения его в привычную форму поведенческих реакций личности во взрослом возрасте [4, с. 29].

Исследовательница В. Иванова считает, что подростки ведут себя агрессивно, когда им не хватает общения со сверстниками и со взрослыми; им необходимо самовыразиться и самоутвердиться в коллективе, иногда агрессия выступает в виде реакции на жестокость или неблагополучие в семье, или становится средством достижения чего-то важного [5]. Российский ученый В. Занков, изучая подростковую агрессию, определяет три типа агрессивного поведения данного возраста: агрессия как средство самоутверждения; защитная агрессия (при возникновении конфликтной ситуации) и инструментальная агрессия [6].

Согласно утверждению В. Кириченко, наблюдается небольшое повышение уровня агрессивности в младшем подростковом возрасте, это объясняется процессом адаптации ребенка к обучению в старшей школе, и выступает как защитная реакция. [7].

Российский ученый В. Журавлев проводил исследование с целью выяснить, какие объяснения современные подростки находят агрессивному поведению других людей. В перечне причин ребята назвали: наркотическая зависимость (58% респондентов), алкогольное опьянение (57% опрошенных), корыстные побуждения агрессора (47% анкетируемых), желание получить власть над другими людьми (42% респондентов), агрессия в ответ на агрессию (30% опрошенных) [8].

Многие исследователи, описывая в своих работах агрессивное поведение подростков, указывают, что в большинстве случаев оно проявляется в групповой форме. Статистические данные говорят о том , что около 50-60% преступлений, которые совершены несовершеннолетними детьми в России имеют групповую форму [9; 10].

В исследованиях Л. Семенюк изучены такие формы детской и подростковой агрессивности, как вербальная, физическая, косвенная и орицание. Было определено, что дети 10-11-летнего возраста чаще всего проявляют физическую агрессивность, а реже всего - косвенную. У 12-13 летних подростков преобладает отрицание (64% опрошенных), при этом начинает возрастать физическая и вербальная агрессия, в свою очередь косвенная агрессия выражена незначительно. В группе 14-15-летних подростков, на первом месте находится вербальная агрессия (72% респондентов), данные показатели на 20% превышают проявление этого типа агрессии в 12-13 лет и около 30% в 10-11 лет. Физическая и косвенная агрессия возрастает незначительно, также как и отрицание. Тем не менее, можно сказать, что в период от младшего подросткового возраста к старшему зафиксирована стойкая динамика всех типов агрессии.

Агрессия, жестокость и повышенная тревожность часто стабилизируются в процессе спонтанного группового общения, которое присутствует в различных социальных условиях [12, с. 67].

Д. Немировский также отмечает, что с возрастом готовность молодежи к проявлению физической агрессии возрастает. В частности, им установлено, что в возрасте до 14 лет готовых побить другого человека было 22,1%, в возрасте 14-15 лет - 58,1%, в возрасте 16-18 лет - 75,2% [13].

Причины высокой готовности молодежи к применению физической агрессии автор видит в следующем: во-первых, - это самое простое средство утверждения и решения проблемной ситуации; во-вторых, она не всегда приводит к наказанию в уголовном порядке; в-третьих, она, как правило, не требует наличия подручных средств [13]. О распространении физической агрессии среди 16-летних подростков (мужского пола) говорят и другие исследователи [14].

Причины агрессии очень разнообразны: врожденные инстинкты и задатки; потребности, которые стимулируются внешними раздражителями; внутренними противоречиями; нарушениями в психике; познавательными и эмоциональными процессами; социальными условиями, которые создают благоприятный фон для развития агрессии в сочетании с негативным опытом [15, с. 89].

Основным ситуативным фактором агрессивного поведения подростков выступает конфликт (провокация), который содержит вербальное или физическое нападение. Ряд исследователей отмечают, что наличие тесной взаимосвязи между феноменами конфликта и агрессии [16], а некоторые конфликтологи в определении понятия «конфликт» включают в него компоненты агрессивного поведения [17].

Необходимо помнить, что о психологические свойства подростков создают благоприятную почву для появления конфликтных ситуаций почти на всех уровнях их социальных связей: в семье и в школе, как результат реакции эмансипации, со сверстниками, как результат эмоциональной нестабильности, повышенной чувствительности, импульсивности поведения. Следует также обратить внимание на тип (стратегии) поведения в конфликтных ситуациях, который чаще всего выбирают молодые люди - их первая реакция часто имеет аффективный, импульсивно-агрессивный характер, возможные последствия их действий ими не осознаются.

Среди причин агрессивного поведения подростков можем выделить как социальные, которые обусловлены социальной напряженностью, так и психологические, связанные с возрастными психологическими особенностями подросткового характера, межличностными отношениями детей этой возрастной группы. Однако эти причины столь тесно связаны между собой, что можно говорить о социально-психологических причинах агрессивного поведения подростков, не анализируя их по отдельности.

Агрессивное поведение детей подросткового возраста имеет свою специфику и рассматривается как следствие приспособления к обществу, в котором они находятся, и которое оказывает на них влияние различных сферах деятельности.

Механизмом формирования мотива для агрессивной поведенческой реакции в конфликтной ситуации фактически является возникновение конфликтной ситуации и формирование потребности (желания) в устранении психического стресса. В таких внешних (стимулирующих) обстоятельствах подросток выбирает определенный агрессивный эффект на другом этапе.

На основе своих личностных свойств подросток формирует намерение произвести определенное агрессивное воздействие по отношению к выбранному объекту. Стимуляция конфликта может зависеть также от партнера по общению (объекта), который обнаруживает (может обнаружить) в отношении субъекта в ответ вербальную или физическую агрессию.

Если же говорить об особенностях механизма формирования мотива агрессивного поведенческой реакции в фрустрирующей ситуации, то важно учитывать роль и эмоциональных, и когнитивных процессов. Фрустрация в некоторых случаях провоцирует агрессию, так как является критической ситуацией. Существует мнение, что фрустрация вызывает агрессивное поведение у людей, у которых сформирована привычка реагировать на нее или другие раздражающие стимулы агресиией.

Итак, агрессивная поведенческая реакция на фрустрирующую ситуацию проявляется в такой последовательности: внешнее воздействие фрустратора, осознание (формирование представления) субъектом ситуации (обстоятельств) как фрустрирующих, выбор конкретной агрессивной поведенческой реакции и реализация поведенческой реакции в ответ на действие (активное или пассивное) фрустратора. На этапе осознания или формирования представления субъекта о ситуации как фрустрирующей важно знать комплекс психофизиологических свойств личности, а также характер социальной перцепции.

Выводы. Обобщая, можно сделать следующие выводы:

Агрессия детей подросткового возраста имеет определенные психологические особенности, а именно: высокий уровень аффекта в реагировании на сложившуюся ситуацию, импульсивность реакции на ситуацию раздражения, кратковременность реакций с негативным результатом, невысокий уровень стимуляции, реакция зачастую направлена на всех без разбора, высокий уровень готовности к агрессивному поведению.

Она выступает как средство удовлетворения потребности в общении, самовыражения и самоутверждения, достижения значимой цели, но одновременно и реагирования на неблагополучную ситуацию в семье, на жестокое обращение со стороны родителей, как попытка достичь власти над другими людьми.

Согласно существующим концепциям этиологии агрессии, можно выделить несколько факторов агрессивного поведения подростков: а) особенности воспитания в официальных институтах социализации (семья, система образования); б) влияние группы сверстников и подростковой субкультуры в целом; в) влияние средств массовой коммуникации и современных компьютерных технологий.

Указанные факторы агрессивного поведения являются универсальными, возникают почти во всех современных обществах, независимо от их социально-экономического положения. На формирование агрессивности влияют также специфические факторы, обусловленные социально-экономической ситуацией, сформировавшейся в конкретном обществе.

В этом контексте современное положение подростков характеризуется такими социальными фрустраторами: неудовлетворительное материальное положение, невозможность достижения желаемого социального статуса и усвоения культурных ценностей общества, наличие привилегий у определенных небольших групп людей, несправедливое решение существующих проблем в интересах одной взаимодействующей стороны за счет ухудшения адаптационных условий другой.

Так, рост агрессии среди подростков является одной из важнейших социальных проблем современного общества. Подростковый возраст - опасный и одновременно более уязвимый к негативному воздействию. Поэтому в работе с агрессивным подростком нужно всегда помнить:

- агрессивное поведение может иметь и биологическое, и социальное происхождение;

- агрессивное поведение может являться адекватной реакцией в борьбе за выживание;

- агрессивные действия можно нивелировать или направлять в общественно терпимые пределы с помощью положительного подкрепления позитивного поведения подростка.

Аннотация. В статье раскрываются: понятие «агрессия», врожденные инстинкты и задатки, потребности, стимулирующиеся внешними раздражителями и внутренними противоречиями. Исследуется проблема взаимосвязи агрессивности с конфликтами, что позволяет понять психологические особенности агрессивного поведения и насилия, и способствует улучшению возможностей своевременного прогнозирования, коррекции их проявлений на начальной стадии.

Ключевые слова: агрессия, подростковый возраст, личность, коррекция, нарушения в психике, конфликт, насилие.

Annotation. The article reveals the concept of "aggression", innate instincts and inclinations, needs stimulated by external stimuli and internal contradictions. The problem of the relationship of aggressiveness with conflicts is studied, which allows us to understand the psychological characteristics of aggressive behavior and violence, and helps to improve the ability to timely predict and correct their manifestations at the initial stage.

Keywords: aggression, adolescence, personality, correction, mental disorders, conflict, violence.

Литература:

1. Ильина C.B. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств / C.B. Ильина // Вопр. психологии. - 1998. - № 6,- С. 65-74.

2. Мельникова Э. Б. Дети и подростки - жертвы негативных явлений. Основные аспекты виктимизации / Э.Б. Мельникова // Правозащитник. - 1999. -№ 2. - С. 17-26.

3. Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atpp.ru. - 2012. - 20 нояб.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 1999. - 199 с.

5. Знаков В.В. Понимание асоциальнымы подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства / В. Знаков // Вопросы психологии. - 1973. -№ 1. - С. 20-27.

6. Иванова В.В. Причины и формы агрессивного поведения подростков / В.В. Иванова // Практическая психология и социальная работа. - 2000. - № 5,- С. 14-16.

7. Кириченко В.В. Особенности проявлений агрессии у детей при социально-психологической адаптации к условиям средней школы / В. Кириченко // Актуальные проблемы психологии. - Т. 1. -Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. - М.: Ин-т психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. - 2002. - Ч. 3. - С. 68-72.

8. Журавлев B.C. Почему агрессивны подростки? / B.C. Журавлев // Социологические исследования. -2001,-№2,-С. 134-136.

9. Анализ проявлений девиантного поведения отдельных групп молодежи Киева // Время молодежи: информационно-методический бюллетень Социальной службы молодежи г. Киева. - 1997. - № 4 (апрель). -С. 4-37.

10. Землянская A.B. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних /

B. Землянская // Проблемы общей и педагогической психологии сборник науч. трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украина. - М., 2001. -Т.З.-Ч.1.-С. 163-168.

11. Хархан А.Н. Психологические особенности виктимного поведения подростков: Автореф. дис. на получение наук, степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 / А.Н. Хархан; Пивденноукр. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского (Г.. Одесса). - А., 2006. - 20 с.

12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.Н. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1998. - 96 с.

13. Мотивы противоправных действий молодежи // Социологические исследования. - 1992. - № 3. -

C. 93-96.

14. Скрыльникова Л.П. Проявление агрессивности и ее коррекция в подостков-девиантов 16-летнего возраста / Л.П. Скрыльникова, ИП. Вострухин // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. - С. 430-431.

15. Благута Г.И. Психологические основы профилактики делинквентности несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук: 19.00.06 / Роман Игоревич Благута. - К., 2006. - 219 с.

16. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. - М.: Информпечать, 2000. - 336 с.

17. Белинская И.А. Психологические типы отклонений в развитии личности подростков с алкогольно зависимых семьи: Автореф. дис. на соиск. уч. Степени канд. психол. наук: 19.00.07 / И.А. Белинская. - М., 2000,- 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.