Научная статья на тему 'АГРЕССИВНОСТЬ ТАНЦОРОВ И ИХ УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ'

АГРЕССИВНОСТЬ ТАНЦОРОВ И ИХ УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ТАНЦОР / КОНКУРЕНЦИЯ / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ачакова У.В., Васильченко Н.А.

В статье поднимается вопрос о психологической составляющей танцевальной деятельности. Представлен теоретический и эмпирический анализ изучение агрессивности танцоров (женщин) «конкурсных» и «не конкурсных» в двух возрастных группах от 21до 30 лет (молодые) и от 31 до 55 лет (взрослые). Целью исследования является изучение агрессивности и ее проявлений в «конкурсных» и «не конкурсных» группах. Эмпирический материал был собран с помощью: опросника А. Басса - А. Дарки; опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва; Индивидуально-типологический опросника Л. Собчик. Удалось выявить особенности агрессивности в выделенных группах. Молодые «конкурсные» танцоры характеризуются более высокой агрессивностью, более настойчивые, уверенные в своих решениях и готовы их отстаивать, чем «не конкурсные». «Не конкурсные» молодые танцоры менее агрессивные, но бескомпромиссные. Взрослые «конкурсные» танцоры оказались менее агрессивными, чем взрослые «не конкурсные». Взрослые «неконкурсные» танцоры имеют более выраженную агрессивность, вспыльчивые, менее уступчивые и нетерпимые, часто используют вербальную агрессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSIVENESS OF DANCERS AND THEIR PARTICIPATION IN COMPETITIONS

The article raises the question of the psychological component of dance activity. The theoretical and empirical analysis of the study of aggressiveness of dancers (women) "competitive" and "non-competitive" in two age groups from 21 to 30 years (young) and from 31 to 55 years (adults) is presented. The aim of the study is to study aggressiveness and its manifestations in "competitive" and "non-competitive" groups. Empirical material was collected with the help of: A. Bass - A. Darka questionnaire; the questionnaire "Personal aggressiveness and conflict" by E.P. Ilyin and P.A. Kovalev; Individual-typological questionnaire L. Sobchik. It was possible to identify the features of aggressiveness in the selected groups. Young "competitive" dancers are characterized by higher aggressiveness, more persistent, confident in their decisions and ready to defend them than "non-competitive" ones. "Uncompetitive" young dancers are less aggressive, but uncompromising. Adult "competitive" dancers turned out to be less aggressive than adult "non-competitive" ones. Adult "non-competitive" dancers have more pronounced aggressiveness, hot-tempered, less compliant and intolerant, often use verbal aggression.

Текст научной работы на тему «АГРЕССИВНОСТЬ ТАНЦОРОВ И ИХ УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ»

Психологические науки

УДК 159.9.072

АГРЕССИВНОСТЬ ТАНЦОРОВ И ИХ УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Ульяна Валерьевна Ачакова, магистрант, Наталья Алексеевна Васильченко,

кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет, Краснодар

Аннотация

В статье поднимается вопрос о психологической составляющей танцевальной деятельности. Представлен теоретический и эмпирический анализ изучение агрессивности танцоров (женщин) «конкурсных» и «не конкурсных» в двух возрастных группах от 21до 30 лет (молодые) и от 31 до 55 лет (взрослые). Целью исследования является изучение агрессивности и ее проявлений в «конкурсных» и «не конкурсных» группах. Эмпирический материал был собран с помощью: опросника А. Басса - А. Дарки; опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва; Индивидуально-типологический опросника Л. Собчик. Удалось выявить особенности агрессивности в выделенных группах. Молодые «конкурсные» танцоры характеризуются более высокой агрессивностью, более настойчивые, уверенные в своих решениях и готовы их отстаивать, чем «не конкурсные». «Не конкурсные» молодые танцоры менее агрессивные, но бескомпромиссные. Взрослые «конкурсные» танцоры оказались менее агрессивными, чем взрослые «не конкурсные». Взрослые «неконкурсные» танцоры имеют более выраженную агрессивность, вспыльчивые, менее уступчивые и нетерпимые, часто используют вербальную агрессию.

Ключевые слова: агрессивность, личность, танцор, конкуренция, соревнования. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p492-497

AGGRESSIVENESS OF DANCERS AND THEIR PARTICIPATION IN

COMPETITIONS

Ulyana Valeryevna Achakova, the master's student, Natalia Alekseevna Vasilchenko, the candidate of psychological sciences, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

The article raises the question of the psychological component of dance activity. The theoretical and empirical analysis of the study of aggressiveness of dancers (women) "competitive" and "non-competitive" in two age groups from 21 to 30 years (young) and from 31 to 55 years (adults) is presented. The aim of the study is to study aggressiveness and its manifestations in "competitive" and "non-competitive" groups. Empirical material was collected with the help of: A. Bass - A. Darka questionnaire; the questionnaire "Personal aggressiveness and conflict" by E.P. Ilyin and P.A. Kovalev; Individual-typological questionnaire L. Sob-chik. It was possible to identify the features of aggressiveness in the selected groups. Young "competitive" dancers are characterized by higher aggressiveness, more persistent, confident in their decisions and ready to defend them than "non-competitive" ones. "Uncompetitive" young dancers are less aggressive, but uncompromising. Adult "competitive" dancers turned out to be less aggressive than adult "non-competitive" ones. Adult "non-competitive" dancers have more pronounced aggressiveness, hot-tempered, less compliant and intolerant, often use verbal aggression.

Keywords: aggressiveness, personality, dancer, competition, competitions.

ВВЕДЕНИЕ

Современная ситуация развития общества характеризуется изменениями в структуре временного бюджета. Можно говорить об увеличении свободного времени у большого количества различных социальных групп населения. Ценность свободного времени заключается в том, что оно создает условия для всестороннего и гармоничного развития личности. В связи с этим появляется необходимость изучения современной культуры досуга. Теоретическое и эмпирическое изучение досуга представлено в различных областях

знания. Так, работы социологов (Г.П. Орлова, Л.А. Акимовой, Р. С. Стеббинс, А. С. Батнасу-нова, А.В. Бабелло и др.) посвящены основным характеристикам досуга человека [10, 1, 14, 3, 2]. Педагоги обращаются к исследованию специфики досуговой деятельности человека на разных этапах развития (В.И. Гладилина, М.С. Родиченко, А.И. Даниловой и др.) [7]. Психологи выявляют типы досуговой активности личности (А.Е. Воробьева, А.А. Акбарова) [6]. Несмотря на распространение «пассивных» форм его проведения (кино, интернет, компьютерные игры и т. д.), актуальным остается «активный» досуг. Именно в активной деятельности (физической, духовной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и т. д.) реализуются цели досуга. Уже в XV веке в русском языке появляется слово «досуг», которое происходит от глагола досягать. То есть досуг понимается как время, когда можно чего-то достичь.

Сегодня происходит популяризация различных танцевальных практик как вида досуга. Танец выступает, прежде всего, как повод для общения, которого сегодня не хватает людям, а также дает возможность для развития и реализации личностного потенциала человека. В том случае, когда танцевальная деятельность становится профессией, субъект стремится к достижению высоких результатов и их подтверждению в спортивных разрядах. В современной науке недостаточно изучен психологический аспект воздействия танцевальной деятельности на развитие личности.

Все большую популярность сейчас набирает такое танцевальное направление, как bellydance. Танец, развиваясь, создает пространство для новых форм социального взаимодействия. Так, например, современный беллиданс - взявший начало в узких рамках празднеств восточных стран, стал дисциплиной, популярной на самых престижных конкурсных площадках мира. Международная танцевальная организация (IDO) проводит чемпионаты мира по bellydance. По официальным данным, в 2013 году IDO впервые работала вместе с Всемирной федерацией танцевального спорта, которая является членом SportAccord и признана Международным олимпийским комитетом (МОК). В танце всегда есть возможность не только показать прекрасные спортивные результаты, мастерство владения собственным телом, но и развивать стрессоустойчивость личности, способность выдерживать конкуренцию, выступая на соревнованиях. Также обучение танцам и соревновательная деятельность способствует развитию определенных свойств личности или их проявлению, в частности агрессивность. Большая исследовательская работа, которую проводят ученые в спортивной психологии, раскрывает принципы психологической подготовки спортсменов в целом, и, в частности, подготовки к соревнованиям, психологию спортсменов (разных видов спорта, на разных этапах профессионального становления и т. д.) (Сопов В.Ф., Рудик П.А., Горская Г.Б., Визитей Н.Н. и др.) [12, 8, 5]. Особого внимания заслуживает изучение агрессии и агрессивности, в том числе в спорте [4, 13].

Системный анализ различных аспектов психологии танцевального спорта (подготовка танцоров к соревнованиям, влияние соревнований на личность и др.) представлен в работах Танаева В., Сивицкого В.А., Рубштейн Лысаковой А.Н. и других [15, 9, 11].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования выступают личностные особенности танцоров.

Предмет особенности агрессивности танцоров, принимающих участие в соревнованиях и нет.

Цель изучить особенности агрессивности танцоров разного возраста, участвующих и не участвующих в соревнованиях.

Гипотеза состоит в том, что существуют отличия в особенностях агрессивности танцоров разного возраста, участвующих и не участвующих в соревнованиях.

В исследовании применялась анкета и три методики. Ответы на вопросы анкеты позволили собрать социально-демографические данные респондентов. Они указали свой возраст, ответили на вопросы об участии в конкурсах, желании или отсутствии желания

соревноваться, а также о своем отношении к победам и поражениям. Для исследования агрессии и агрессивности применялись методики: опросник А. Басса - А. Дарки; опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва; Индивидуально-типологический опросник Л. Собчик.

Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью следующих методов: средние значения, и критерий Манна-Уитни.

Исследование было проведено на базе танцевальных студий г. Краснодара, специализирующихся на изучении классического восточного танца. В исследовании приняли добровольное участие 76 человек. Были выбраны женщины (21-55 лет), занимающиеся танцами от полугода до нескольких лет. Респондентов распределили по группам: во-первых, на конкурсных (занимающиеся танцами и участвующие в танцевальных конкурсах регулярно) и неконкурсных (регулярно занимающиеся танцами, но не участвующие в конкурсах) танцоров. Во-вторых, разделены по возрастам: конкурсные до 30 лет (11 человек), конкурсные 30+ (26 человек), неконкурсные до 30 лет (12 человек), неконкурсные 30+ (27 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ данных, полученных в ходе проведения анкетирования, позволил описать изучаемую выборку. Удалось определить наличие опыта участия в соревнованиях, профессиональную деятельность респондентов, роль танцевальной деятельности в их жизни. Опыт участия в каких-либо конкурсах (от юридических олимпиад до конкурсов красоты) имеют 75,9% респондентов. Для 60,2% респондентов занятие танцами связано с проверкой себя на прочность и раскрытием собственного потенциала. Расценивают танцы как время для отдыха - 39,8% танцовщиц. Профессионально танцами занимаются 12% респондентов. У 88% человек профессиональная деятельность не связана с танцами. Важность участия в танцевальных конкурсах отмечают 47% участников, в то время как для 53% респондентов важнее победа в конкурсе.

Анализ полученных по методикам данных позволил выяснить особенности агрессивности танцоров, ее проявления в группах респондентов. Исследование агрессивности по методике ИТО (Л. Собчик) показало, что в группе молодых танцоров наблюдается различие в уровне агрессивности. Молодые «конкурсные» танцоры характеризуются более высокой агрессивностью, чем «неконкурсные». Расчет критерия и Манна-Уитни показал, что иэмп=27,5 (р<0,01).

Во взрослой группе наблюдается обратная ситуация. Применение критерия и Манна-Уитни показало, иэмп=230,5 (р<0,01). Следовательно, можно говорить о том, что «неконкурсные» взрослые танцоры характеризуются более высокой агрессивностью.

Дополнить представление об агрессивности респондентов можно с помощью результатов, полученных по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва. Молодые «конкурсные» танцоры обладают более выраженной позитивной агрессивностью, чем их «неконкурсные» коллеги иэмп=13 (р<0,01). То есть «конкурсные» танцоры более настойчивы в достижении своих поставленных целей. Они стараются не мешать другим людям в удовлетворении их потребностей.

Взрослые «неконкурсные» танцоры имеют более высокие показатели позитивной агрессивности иэмп=222,5 (р<0,01). Для решения своих задач они проявляют решительность, неуступчивость, то есть не создают дискомфорта для остальных людей.

Определяя результаты негативной агрессивности в молодой «конкурсной» подгруппе, выявили существующие достоверные различия с «неконкурсными» танцорами, иэмп=38 (р<0,05). Полученные данные показывают, что участие в соревнованиях достаточно часто подталкивают к проявлению мстительности, агрессии.

В группе взрослых танцоров были получены следующие результаты: «неконкурсные» танцоры обладают более высокой негативной агрессивностью, чем «конкурсные».

иэмп=228,5 (р<0,01). То есть все, что мешает реализации собственных замыслов, подвергается нападкам.

Во взрослой группе выявлены значимые различия по шкале «вспыльчивость». У «конкурсных» респондентов средний балл в данной методике по шкале вспыльчивость - 2, у «неконкурсных» - 6. «Неконкурсные» танцоры чаще реагируют острее на происходящие события, чем «конкурсные» иэмп=79,5 (р<0,01).

По шкале «неуступчивость» найдены значимые различия в молодых «конкурсной» и «неконкурсной» выборок. «Конкурсные» танцоры значительно неуступчивее иэмп=21 (р<0,01). У взрослых групп обнаружены значимые различия «конкурсных» и «неконкурсных» танцоров. У «неконкурсных» танцоров показатель неуступчивости выше иэмп=213 (р<0,01).

По шкале «нетерпимость» у взрослых респондентов выявлены значимые различия. «Неконкурсные» танцоры более нетерпеливы, чем «конкурсные» иэмп=255,5 (р<0,05).

По шкале «напористость» найдены значимые различия в молодых группах. «Конкурсные» танцоры чаще и настойчивее отстаивают свои интересы иэмп=25 (р<0,01).

Результаты по шкале «обидчивость» показали, что молодые «конкурсные» респонденты чаще обижаются, чем «неконкурсные» танцоры иэмп=33,5 (р<0,05). По шкале «бескомпромиссность» более высокие результаты были получены у молодых «неконкурсных» танцоров иэмп=36 (р<0,05). То есть они больше прислушиваются и действуют, исходя из собственных представлений.

Проявлением агрессивности выступает негативизм личности. «Конкурсные» молодые танцоры показывают результат более высокий, чем «неконкурсные» иэмп=18 (р<0,01), т. е. они чаще видят негативную составляющую происходящего.

Также агрессивность может быть выявлена в вербальной агрессии. В большей степени вербальная агрессия присуща «неконкурсным» танцорам взрослой группы иэмп=258 (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Таким образом, в ходе проведения исследования удалось подтвердить гипотезу. Формирование четырех групп респондентов позволило изучить особенности агрессивности танцоров (женщин) в зависимости от возраста и участия в соревнованиях. Молодые «конкурсные» респонденты характеризуются более высокой агрессивностью, чем «неконкурсные», причем как негативной, так и позитивной. Они более настойчивые, уверенные в своих решениях и готовы их отстаивать в социально приемлемой форме, хотя, в случае необходимости, могут использовать и более жесткие меры. «Неконкурсные» молодые танцоры могут быть описаны как менее агрессивные, но бескомпромиссные.

Взрослые «конкурсные» танцоры оказались менее агрессивными, чем взрослые «неконкурсная». Во взрослой «конкурсной» группе выявлены более низкие показатели агрессивности, в том числе негативной, и позитивной. Возникает предположение, что регулярное участие в соревновательной деятельности для женщин в возрасте (30+ лет) может влиять на уровень агрессивности, снижая его, тем самым способствуя более здоровому и гармоничному их существованию. Взрослые «неконкурсные» танцоры имеют более выраженную агрессивность, вспыльчивые, менее уступчивые и нетерпимые, часто используют вербальную агрессию.

Полученные результаты позволят разработать программу, направленную на снижение агрессивности, а также психогигиену для представительниц разных возрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Л.А. Социология досуга (учебное пособие) / Л. А. Акимова. - Москва : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. - 123 с.

2. Бабелло А.В. Особенности досуга студенческой молодежи регионального Вуза (на примере ЗабГУ): дис. ... канд. социолог. наук / Бабелло Анатолий Викторович. - Чита, 2017. - 172 с.

3. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. / Батнасунов Александр Сергеевич. - Свердловск, 2004. - 23 с.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль /А. Берковиц. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.

5. Визитей Н. Основные тенденции влияния спорта на личность / Н. Визитей, В. Дорган // Наука и спорт: современные тенденции. -2016. - Т. 12, № 3(12). - С. 3-12.

6. Воробьева А.Е. Социально-психологические типы досуговой активности пожилых людей (на примере жителей Московского региона) / А.Е. Воробьева, А.А. Акбарова // Вестник ТвГУ Серия Педагогика и психология. - 2019. - Выпуск 1 (46). - С. 89-99.

7. Гладилина В.И. Культурно-досуговая деятельность как средство самоутверждения и самовыражения личности подростка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Гладилина Валентина Игоревна.

- Санкт-Петербург, 2008. - 24 с.

8. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов (учебное пособие) / Г.Б. Горская, Краснодар : КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

9. Лысакова А.Н. Психологические условия развития индивидуальности спортсменов-танцоров высокой квалификации: автор. дис. ... канд. психол. наук / Лысакова Анастасия Николаевна. -Москва, 2016. - 24 с.

10. Орлов Г.П. Свободное время: условия развития человека и мера общественного богатства / Г.П. Орлов. - Свердловск : Изд-во Уральского ун-та., 1989. -176 с.

11. Серова Л.К. Психологическая характеристика танцевального спорта / Л.К. Серова, Л.Г. Чернышева, Е.И. Сидоров // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С.393-397.

12. Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте : методическое пособие / В.Ф. Сопов. - Москва, 2010. - 120 с.

13. Сафонов В.К. Агрессия в спорте / В.К. Сафонов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003. - 159 с.

14. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социс. - 2000. - № 10. - С. 64-72.

15. Танаев В. Психология спортивного танца / В. Танаев // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов Международного конгресса - Москва, 1998. - Т. 2.

- С. 393-394.

REFERENCES

1. Akimova, L. A. (2003), Sociology of leisure : Textbook for university students study, Moscow State University of Culture and Arts, Moscow.

2. Babello, A.V. (2017), Features of leisure of students of a regional University (on the example of ZabGU), dissertation, Chita.

3. Batnasunov, A.S. (2004), Leisure as a sphere of life activity of modern Russian youth, dissertation, Sverdlovsk.

4. Berkowitz, L.(2001), Aggression: causes, consequences, control, St. Petersburg.

5. Visitey N. and Dorgan V. (2016), "The main trends in the influence of sports on personality", Science and sport: modern trends, Vol. 12, No. 3 (12). pp. 3-12.

6. Vorobyeva A.E. and Akbarova A.A. (2019), "Socio-psychological types of leisure activity of elderly people (by the example of residents of the Moscow region)", Vestnik TvSU. Series "Pedagogy and Psychology", Issue 1 (46), pp. 89-99.

7. Gladilina, V.I. (2008), Cultural and leisure activity as a means of self-affirmation and self-expression of a teenager's personality, dissertation, St. Petersburg.

8. Gorskaya, G.B. (2008), Psychological support of long-term training of athletes, KSUFKST, Krasnodar.

9. Lysakova, A.N. (2016), Psychological conditions for the development of the individuality of highly qualified athletes-dancers, dissertation, Moscow.

10. Orlov, G.P. (1989), Free time: conditions of human development and a measure of social wealth, Publishing house of the Ural University, Sverdlovsk.

11. Serova, L.K. and Chernysheva, L.G. and Sidorov, E.I. (2019), "Psychological characteristics of dance sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 1 (167), pp. 393-397.

12. Sopov, V.F. (2010), Theory and methodology of psychological training in modern sports, methodical manual, Moscow.

13. Safonov, V.K. (2003), Aggression in sports, St. Petersburg University, St. Petersburg.

14. Stebbins, R.A. (2000), "Free time: towards an optimal leisure style (a view from Canada)", Socis, No.10, pp. 64-72.

15. Tanaev, V. (1998), "Psychology of sports dance", Man in the world of sports: New ideas, technologies, prospects : international collection of scientific works. Moscow, Vol. 2., pp. 393-394.

Контактная информация: vasilch_nat@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2023

УДК 159.9.072

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

МЛАДШИХ КЛАССОВ, ТРЕБУЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ШКОЛЫ

Наталия Владимировна Баркина, аспирант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток; Наталия Вадимовна Мазитова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, доцент, Владивостокский государственный университет, Владивосток

Аннотация

В современной образовательной практике обучения детей требующих социальной защиты в образовательных школах существуют противоречия между необходимостью создания условий для адаптации детей к школе и недостаточно представленной системой условий такой адаптации детям требующим социальной защиты. Это и определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить педагогические условия по развитию личностных качеств детей, требующих социальной защиты для успешной адаптации к образовательному пространству школы. В статье представлены результаты социологического исследования, которое проводилось на базах общеобразовательных школ № 70, 71, 79 города Артема Приморского края. Выявлены уровни адаптации детей, младшего школьного возраста, требующие повышенной социальной защиты.

Ключевые слова: школьная адаптация, дети младшего школьного возраста, социальная защита.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p497-500

ADAPTATION OF THE PRIMARY GRADE CHILDREN REQUIRING SOCIAL PROTECTION TO THE EDUCATIONAL SPACE OF THE SCHOOL SOCIAL

RESEARCH RESULTS Natalia Vladimirovna Barkina, the post-graduate student, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Natalia Vadimovna Mazitova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yury Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladivostok State

University, Vladivostok

Abstract

In the modern educational practice of teaching children requiring social protection in educational schools, there are contradictions between the need to create conditions for the adaptation of children to school and the insufficiently represented system of conditions for such adaptation to children requiring social protection. This determined the purpose of the research: theoretically substantiate and experimentally study the pedagogical development conditions of personal qualities of children requiring social protection for successful adaptation to the educational space of the school. The article presents the results of a sociological research that was conducted on the basis of the study comprehensive school № 70, 71, 79, Artem, Primorsky Krai. The adaptation levels of primary grade children, requiring increased social protection, have been identified.

Keywords: school adaptation, children of primary school age, social protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.