Научная статья на тему 'Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска'

Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагоги / агрессия / факторы риска / младший подростковый возраст / старший подростковый возраст / социальная перцепция / риски социализации / teachers / aggression / risk factors / early adolescence / older adolescence / social perception / risks of socialization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Артур Александрович Реан, Иван Александрович Коновалов, Роман Геннадьевич Кузьмин, Антон Львович Линьков

Актуальность. Статья посвящена оценке представлений педагогов о различных факторах риска агрессивного поведения подростков. Представления педагогов о факторах, влияющих на агрессивное поведение подростков, позволяют понять, как оно концептуализируется, что вносит вклад в изучение феноменологии агрессивного поведения подростков разных возрастов и важно для формирования современных программ его профилактики. Целью данной статьи является теоретико-эмпирическое рассмотрение и выявление оценки педагогами факторов риска агрессивного поведения подростков. Методы. В рамках статьи анализируются ответы на вопросы «Какие внешние и внутренние факторы, на Ваш взгляд, относятся к причинам агрессивного поведения у подростков?». Вопросы были заданы отдельно про старших (15–19 лет) и младших (11–14 лет) подростков. Для оценки связи показателей, касающихся оценок внешних и внутренних факторов риска, были использованы корреляционный анализ по Спирмену и непараметрический критерий Уилкоксона. Выборка. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие педагоги из пяти федеральных округов РФ. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Средний возраст респондентов 44,5 (SD = 11,7). Для анализа была использована подвыборка из 5728 педагогов, полностью ответивших на все вопросы анкеты. Результаты. В ходе анализа выявлено, что педагоги выше оценивают значимость как внешних, так и внутренних факторов в отношении старших подростков по сравнению с младшими. Выявлена обратная корреляция возраста педагога и оценки значимости риска различных факторов. Выводы. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов. Внешние и внутренние факторы воспринимаются педагогами разного возраста неоднородно, что может быть обусловлено как индивидуальными особенностями педагогов, так и социальной ситуацией развития современных подростков. Это вносит вклад в изучение феноменологии агрессии в подростковом возрасте, полученные результаты могут помочь разработать программы повышения квалификации, направленные на корректную идентификацию факторов риска со стороны педагогов, сформировать стратегии воспитательной работы с младшими и старшими подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Артур Александрович Реан, Иван Александрович Коновалов, Роман Геннадьевич Кузьмин, Антон Львович Линьков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressive Behaviour of Adolescents in Teachers’ Mental Representations: Risk Factors Assessment

Background. The article regards the assessment of teachers’ ideas about various risk factors for aggressive behaviour in adolescents. Teachers’ perceptions of the factors influencing adolescents’ aggressive behaviour allow us to understand how it is conceptualized, what contributes to the study of the phenomenology of adolescents’ aggressive behaviour and, thus, is important for modern prevention programmes. Objective. The purpose of this article is to make a theoretical and empirical review and to identify risk factors for aggressive behaviour in adolescents assessed by teachers. Methods. The article analyzes the answers to the questions “What external and internal factors do you think to be the causes of aggressive behaviour in adolescents?” The questions were asked separately about older (15–19 years old) and younger (11–14 years old) adolescents. Spearman correlation analysis and nonparametric Wilcoxon criterion were used to assess the relationship between the indicators concerning the assessments of external and internal risk factors. Sample. The study was implemented in the form of an anonymous online survey for teachers from five federal gegions of Russian Federation. The overwhelming majority of respondents are female (94%). The average age of respondents is 44.5 (SD = 11.7). A sample of 5728 teachers was used for the analysis. Results. The analysis reveals that educators rate the significance of both external and internal factors higher in relation to the older adolescents compared to the younger ones. An inverse correlation between the teacher’s age and the assessment of the significance of risk factors was revealed. Conclusion. In the course of the study we obtained results indicating the specificity in assessing the significance of risk factors for aggressive behaviour of adolescents in the teachers’ perception. External and internal factors are perceived by teachers of different ages heterogeneously, which may be due to both individual characteristics of teachers and the social situation of the development of modern adolescents. This contributes to the study of the phenomenology of aggression in adolescence. The obtained results can help develop professional development programmes aimed at correct identification of risk factors on the part of teachers in order to form strategies of educational work with younger and older adolescents.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска»



Rean A.A., Konovalov I.A., Kuzmin R.G., Linkov A.L. Aggressive Behaviour of Adolescents in Teachers' Mental Representations: Risk Factors Assessment National psychological journal. 2023, 18(4)

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья https://doi.org/10.11621/npj.2023.0403 УДК 159.9.075

Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска

А.А. Реан1, 2, И.А. Коновалов2 Р.Г. Кузьмин2, А.Л. Линьков2

1 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация

н iv.konovalov@yandex.ru

Резюме

Актуальность. Статья посвящена оценке представлений педагогов о различных факторах риска агрессивного поведения подростков. Представления педагогов о факторах, влияющих на агрессивное поведение подростков, позволяют понять, как оно концептуализируется, что вносит вклад в изучение феноменологии агрессивного поведения подростков разных возрастов и важно для формирования современных программ его профилактики. Целью данной статьи является теоретико-эмпирическое рассмотрение и выявление оценки педагогами факторов риска агрессивного поведения подростков.

Методы. В рамках статьи анализируются ответы на вопросы «Какие внешние и внутренние факторы, на Ваш взгляд, относятся к причинам агрессивного поведения у подростков?». Вопросы были заданы отдельно про старших (15-19 лет) и младших (11-14 лет) подростков. Для оценки связи показателей, касающихся оценок внешних и внутренних факторов риска, были использованы корреляционный анализ по Спирмену и непараметрический критерий Уилкоксона.

Выборка. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие педагоги из пяти федеральных округов РФ. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Средний возраст респондентов 44,5 (SD = 11,7). Для анализа была использована подвыборка из 5728 педагогов, полностью ответивших на все вопросы анкеты.

Результаты. В ходе анализа выявлено, что педагоги выше оценивают значимость как внешних, так и внутренних факторов в отношении старших подростков по сравнению с младшими. Выявлена обратная корреляция возраста педагога и оценки значимости риска различных факторов.

Выводы. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов. Внешние и внутренние факторы воспринимаются педагогами разного возраста неоднородно, что может быть обусловлено как индивидуальными особенностями педагогов, так и социальной ситуацией развития современных подростков. Это вносит вклад в изучение феноменологии агрессии в подростковом возрасте, полученные результаты могут помочь разработать программы повышения квалификации, направленные на корректную идентификацию факторов риска со стороны педагогов, сформировать стратегии воспитательной работы с младшими и старшими подростками. Ключевые слова: педагоги, агрессия, факторы риска, младший подростковый возраст, старший подростковый возраст, социальная перцепция, риски социализации.

Для цитирования: Реан А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г., Линьков А.Л. Агрессивное поведение подростков в представлении педагогов: оценка факторов риска // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 4 С. 25-37. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0403

© Реан А.А., Коновалов И.А., Кузьмин Р.Г., Линьков А.Л., 2023

DEVELOMPENTAL PSYCHOLOGY

Research Article

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0403

Aggressive Behaviour of Adolescents in Teachers' Mental Representations: Risk Factors Assessment

Artur A. Rean1, 2, Ivan A. Konovalov2 Roman G. Kuzmin2, Anton L. Linkov2

1 Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation

2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation

H iv.konovalov@yandex.ru

Abstract

Background. The article regards the assessment of teachers' ideas about various risk factors for aggressive behaviour in adolescents. Teachers' perceptions of the factors influencing adolescents' aggressive behaviour allow us to understand how it is conceptualized, what contributes to the study of the phenomenology of adolescents' aggressive behaviour and, thus, is important for modern prevention programmes.

Objective. The purpose of this article is to make a theoretical and empirical review and to identify risk factors for aggressive behaviour in adolescents assessed by teachers.

Methods. The article analyzes the answers to the questions "What external and internal factors do you think to be the causes of aggressive behaviour in adolescents?" The questions were asked separately about older (15-19 years old) and younger (11-14 years old) adolescents. Spearman correlation analysis and nonparametric Wilcoxon criterion were used to assess the relationship between the indicators concerning the assessments of external and internal risk factors. Sample. The study was implemented in the form of an anonymous online survey for teachers from five federal gegions of Russian Federation. The overwhelming majority of respondents are female (94%). The average age of respondents is 44.5 (SD = 11.7). A sample of 5728 teachers was used for the analysis.

Results. The analysis reveals that educators rate the significance of both external and internal factors higher in relation to the older adolescents compared to the younger ones. An inverse correlation between the teacher's age and the assessment of the significance of risk factors was revealed.

Conclusion. In the course of the study we obtained results indicating the specificity in assessing the significance of risk factors for aggressive behaviour of adolescents in the teachers' perception. External and internal factors are perceived by teachers of different ages heterogeneously, which may be due to both individual characteristics of teachers and the social situation of the development of modern adolescents. This contributes to the study of the phenomenology of aggression in adolescence. The obtained results can help develop professional development programmes aimed at correct identification of risk factors on the part of teachers in order to form strategies of educational work with younger and older adolescents. Keywords: teachers, aggression, risk factors, early adolescence, older adolescence, social perception, risks of socialization

For citation: Rean, A.A., Konovalov, I.A., Kuzmin, R.G., Linkov, A.L. (2023). Aggressive Behaviour of Adolescents in Teachers' Mental Representations: Risk Factors Assessment. National psychological journal, 18(4), 25-37. https://doi. org/10.11621/npj.2023.0403

Введение

Многофакторная природа рисков агрессивного поведения подростков является одной из современных проблем девиантологии. Вопросам о соотношении и типологии этих факторов посвящено множество исследований (Реан и др., 2021; Касимова и др., 2023; Смирнов, 2019; Аринин, 2019; Меньшикова, 2017; Ам-балова, Калабекова, 2017; Иванова, Патеева, 2016; Ивашиненко, 2016 и др.), описывающих эти факторы в зависимости от выбранной парадигмы. Понимание причин, их влияния на агрессивное поведение современных подростков позволяют сформировать адек-

ватные возрасту программы превенции, стратегии воспитательной работы на разных уровнях.

Одним из непосредственных акторов, так или иначе вовлеченных в ситуации агрессивного поведения подростков, являются педагоги общеобразовательных учреждений. Их взгляд на эту проблему является важным не только потому, что они сталкиваются с этой проблемой в самой «непосредственной и живой» форме, но и потому что они выполняют функции контроля и модерации этого поведения, определяя систему санкций и поощрений. В то же время со всеми факторами риска педагоги сталкиваются и самостоятельно, поскольку они, безусловно, являются

© Artur A.R., Konovalov I.A., Kuzmin R.G., Linkov A.L., 2023

участниками социальных отношений, однако оценка этих факторов относительно подростков является особенно ценной, потому что обогащает психолого-педагогические теории практическим взглядом на проблему.

Теоретический обзор

Различными авторами выделяются множество классификаций факторов риска агрессивного поведения. Например, в исследовании, где изучаются ситуации агрессивного поведения между учениками на материале контент-анализа учительских сочинений (Собкин, Фомиченко, 2011), отмечается, что учителя реже используют в качестве атрибуции личностные характеристики учеников, но чаще применяют их в качестве объяснения мотивации «зачинщиков» агрессивного поведения. В исследовании установлено, что чаще всего учителя отмечают следующие поведенческие характеристики для атрибуции агрессии: «демонстрация своего физического превосходства («пытаются самоутвердиться за счет грубости и силы по отношению к старшим и младшим, унизить кого-то, чтобы возвыситься самому»), сохранение своего личного достоинства и месть обидчику («причиной возникновения агрессии у ребенка могут быть унижение и оскорбление»); борьба за высокий статус в группе («стремление одной из них к превосходству, соперничеству»)» (Собкин, Фомиченко, 2011, с. 186).

Объяснения социальных (внешних) факторов агрессивного поведения встречаются реже, но отмечаются следующие моменты: «подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей, значимых для детей и взрослых, влияние СМИ (в частности, просмотр сцен насилия и эротики по ТВ, общение с «плохой» компанией и др.) <...> атмосфера в семье и неправильное воспитание ребенка» (Собкин, Фомиченко, 2011, с. 187). Последний фактор исследователями помещается отдельно и обговаривается, что именно он выделяется учителями как основная социальная (внешняя) причина агрессивного поведения. С этим нельзя не согласиться, связь между внутрисемейным климатом и агрессивным поведением подтверждается многими исследователями (Cohen, 1997; Espelage, 2014; Kim, 1997), к примеру, в работе А.А. Реана, И.А. Коновалова, в рамках которой дисфункциональная семья рассматривается как фактор агрессивного поведения подростков, говорится, что «дети и подростки, находящиеся в ситуации конфликта внутри семьи, зачастую «переносят» особенности проблемного поведения в плоскость отношений со сверстниками — школьную среду» (Реан, Коновалов, 2020, с. 295).

На теоретическом уровне факторы риска агрессивного поведения также можно поделить на социальные, биологические и экзистенционально-гу-манистические риски (Ивашиненко, 2016) или на биологические, личностные, семейные, средовые

(Смирнов, 2019). Биологические предполагают влияние биологического субстрата на уровень агрессии. Здесь подразумевается нервная проводимость (возбудимость) и гормональный фон, также то, как влияет темперамент человека на взаимодействие со средой. Взаимосвязь характерологических элементов и уровня агрессии выявлена рядом исследований (Реан, Кудашев, Баранов, 2022).

Личностные факторы подразумевают внутренние эмоциональные состояния, которые формируются в зависимости от генотип-средовых факторов. К личностным факторам можно отнести как неуверенность в себе, так и высокую самооценку (Реан, Трофимова, 1999). Для данной категории характерна широкая вариативность факторов, которые могут отвечать за агрессивное поведение, но их отличительная особенность в том, что они находятся в спектре внутренних состояний субъекта, который их переживает. Например, можно отметить склонность человека к агрессивным реагированиям в ответ на субъективные интерпретации им намерений и поведения «другого», что является неотъемлемой частью социально-перцептивных механизмов агрессии. Субъект может расценивать поведение другого как грозящее его витальным интересам, когда на самом деле оно таковым не является (Реан, 2016).

Семейные факторы говорят о психологическом климате в семье и сформированном типе детско-родительских отношений, которые могут оказывать провокативное или сдерживающее влияние на агрессивное поведение ребенка (Реан, 2021; Собкин, Калашникова, 2023). Например, И.В. Равич-Щербо считает, что «психопатологическое расстройство личности одного из родителей обычно связывается с конфликтностью в семье и агрессивным поведением этого родителя по отношению к детям. Такие характеристики в совокупности создают определенную семейную среду, которая уже сама по себе служит фактором риска для развития психопатологических расстройств у детей, воспитывающихся в такой семье» (Равич-Щербо, 2000, с. 150). Также одним из семейных факторов агрессивного поведения является то, какой тип привязанности сформировался у детей в ходе детско-родительских отношений (Кузьмиши-на, Мелентьева, 2014).

К средовым факторам относятся: влияние референтной группы на проявление агрессивного поведения и оценка ею действий подростка (Челышева, 2015), взаимодействие подростка с социальным взрослым (учитель), влияние продуктов средств массовой информации (Глебов, 2008) и интернета (Солдатова и др., 2017).

Указанные выше факторы риска агрессивного поведения подростков не существуют изолированно и оказывают комплексное и системное влияние на подрастающего человека. В одних случаях факторы риска скомпенсированы конструктивным влиянием окружающих людей и социальной среды, в других случаях они усиливают друг друга и эскалируют аг-

рессию подростков. С нашей точки зрения, удачной является классификация, предполагающая две больших группы факторов: внешние, то есть, детерминированные социальной средой, в которую погружен подросток, и внутренние, которые обусловлены состоянием субъекта, их переживающим. Важнейшими внутренними факторами риска агрессивного поведения являются система ценностей и установок подростка, а также его характерологические особенности. В проведенном нами исследовании используется классификация внешних/внутренних факторов риска, которые охватывают различные аспекты социализации подростков. Указанные факторы выделялись на основании предварительного качественного исследования (интервьюирование педагогов) и пилотного количественного исследования (в котором вопрос о факторах был дополнен вариантом ответа «другое», предполагавшим конкретные предложения педагогов). Большую часть времени подросток проводит в образовательном учреждении, вступая в отношения с окружающими его людьми (учениками, учителями, персоналом школы), в которых и раскрывается весь его поведенческий репертуар, в том числе и агрессивное поведение. В свою очередь учитель является непосредственным наблюдателем (а иногда и участником) подобного поведения, поэтому особенно важно понимать не только виды и последствия такого поведения, но и то, как педагоги субъективно оценивают факторы риска, которые относятся к причинам агрессивного поведения у подростков, что и является предметом исследовательского интереса нашей статьи.

Методы и методики

Для оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов был задан следующий вопрос: «Какие внешние факторы, на Ваш взгляд, относятся к причинам агрессивного поведения у подростков? Оцените их по 7-балльной шкале. При этом цифра «1» будет означать «абсолютно не относится», а цифра «7» — «абсолютно относится». Аналогичный вопрос был задан в отношении внутренних факторов. Списки факторов, использованные в качестве стимульного материала, приведены далее в табл. 1 и 2.

Для оценки связи показателей, касающихся оценок внешних и внутренних факторов риска, были использованы корреляционный анализ по методу Спирмена, непараметрический критерий Уилкоксона. Вся процедура выполнена в IBM SPSS statistics (version 23).

Цель

Целью исследования является теоретико-эмпирическое рассмотрение и выявление оценки педаго-

гами факторов риска агрессивного поведения подростков.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования состоит в предположении, что значимость внешних и внутренних факторов оцениваются педагогами в целом неоднородно, а также, что значимость факторов различна, в зависимости от возраста подростков.

Выборка

Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие педагоги из семи регионов РФ из пяти федеральных округов. Общую выборку респондентов составили 7042 педагога. Подавляющее число респондентов женского пола (94%). Средний возраст респондентов 44,5 = 11,7). Молодые специалисты, которые имеют педагогический стаж менее 5 лет, составляют 15% от выборки. Около 40% респондентов имеют стаж более 25 лет. Большинство педагогов преподают в средней школе (66%), около 50% преподают в начальной школе, 40% — в старшей школе. Респондентам был задан вопрос с множественным ответом, поэтому сумма процентов превосходит 100. 23% педагогов из рассматриваемой выборки не имеют квалификационную категорию, 37% имеют первую квалификационную категорию, 40% — высшую. Около 30% педагогов имеют административную нагрузку, а более 70% — классное руководство. Для анализа представлений учителей о факторах риска агрессивного поведения подростков была использована подвыборка из 5728 респондентов, полностью ответивших на рассматриваемые вопросы анкеты.

результаты исследования

Рассмотрим полученные данные, касающиеся представлений педагогов о значимости факторов риска агрессивного поведения подростков. В целом по выборке учителя дают более высокие оценки внешним факторам агрессивного поведения (см. табл. 1, 2).

Для проверки различий средних по параметру оценки значимости внешних факторов агрессивного поведения подростков был использован критерий Уилкоксона для связанных выборок (см. табл. 1).

Согласно полученным данным, учителя оценивают указанные внешние факторы как более значимые для старших подростков по сравнению с младшими, исключение составляет оценка фактора «уровень воспитания/семья» — по мнению педагогов, он более значим для младших подростков.

Таблица 1. Средние баллы по внешним факторам, обуславливающим агрессивное поведение у подростков (использована 7-балльная шкала, где цифра «1» означает «абсолютно не относится», а цифра «7» — «абсолютно относится») (К = 5728)

Внешние факторы Младшие подростки (11-14 лет) Старшие подростки (15-19 лет) W, p

Среднее Медиана Среднекв. откл. Среднее Медиана Среднекв. откл.

Уровень воспитания/семья 5,31 6 1,703 5,13 5 1,667 -13,781, p < 0,01

Низкий социальный статус семьи 4,51 5 1,749 4,67 5 1,708 -10,364, p < 0,01

СМИ 4,12 4 1,823 4,75 5 1,721 -31,038, p < 0,01

Интернет и социальные сети 4,87 5 1,801 5,50 6 1,594 -29,962, p < 0,01

Школа (отношения ребенка с преподавателями, учениками и т.д.) 3,61 4 1,647 3,86 4 1,644 -16,221, p < 0,01

Группа сверстников (друзья, знакомые) 4,47 4 1,672 4,95 5 1,637 -25,173, p < 0,01

Особенности места проживания 3,42 3 1,684 3,76 4 1,753 -22,495, p < 0,01

Конфликт национальных интересов 2,79 3 1,609 3,38 3 1,790 -30,862, p < 0,01

Телевидение 3,69 4 1,816 4,02 4 1,807 -19,233, p < 0,01

Видеоигры 4,92 5 1,800 5,10 5 1,736 -9,298, p < 0,01

Известные люди 3,24 3 1,742 3,76 4 1,793 -27,037, p < 0,01

Герои кино/книг 3,17 3 1,688 3,27 3 1,713 -6,335, p < 0,01

Table 1. Average scores on external factors that cause aggressive behaviour in adolescents (a 7-point scale was used, where the number "1" means "absolutely not relevant", and the number "7" indicates "absolutely relevant") (N = 5728)

External factors Younger teenagers (11-14 years old) Senior Teens (15-19 years old) W, p

Mean Median St. dev. Mean Median St. dev.

Level of upbringing/family 5.31 6 1.703 5.13 5 1.667 -13.781, p < 0.01

Low social status of the family 4.51 5 1.749 4.67 5 1.708 -10.364, p < 0.01

Mass media 4.12 4 1.823 4.75 5 1.721 -31.038, p < 0.01

Internet and social networks 4.87 5 1.801 5.50 6 1.594 -29.962, p < 0.01

School (child's relationship with teachers, students, etc.) 3.61 4 1.647 3.86 4 1.644 -16.221, p < 0.01

Peer group (friends, acquaintances) 4.47 4 1.672 4.95 5 1.637 -25.173, p < 0.01

Features of the place of residence 3.42 3 1.684 3.76 4 1.753 -22.495, p < 0.01

Conflict of national interests 2.79 3 1.609 3.38 3 1.790 -30.862, p < 0.01

TV 3.69 4 1.816 4.02 4 1.807 -19.233, p < 0,01

Video games 4.92 5 1.800 5.10 5 1.736 -9.298, p < 0.01

Famous people 3.24 3 1.742 3.76 4 1.793 -27.037, p < 0.01

Heroes of movies/books 3.17 3 1.688 3.27 3 1.713 -6.335, p < 0.01

Похожая тенденция наблюдается и в случае внутренних факторов агрессивного поведения. В целом по выборке учителя дают более высокие оценки внутренним факторам агрессивного поведения (см.

табл. 2) в среде старших подростков (средний балл по всем показателям составляет 4,5 из 7), в отличие от младших подростков (средний балл по всем показателям составляет 3,9 из 7). Для проверки различий

средних по параметру оценки значимости внутренних факторов агрессивного поведения подростков был использован критерий Уилкоксона для связанных выборок. Согласно полученным данным, учи-

теля оценивают указанные внутренние факторы как более значимые для старших подростков по сравнению с младшими (табл. 2).

Таблица 2. Средние баллы по внутренним факторам, обуславливающим агрессивное поведение у подростков (использована 7-балльная шкала, где цифра «1» означает «абсолютно не относится», а цифра «7» — «абсолютно относится») (К = 5728)

Внутренние факторы Младшие подростки (11-14 лет) Старшие подростки (15-19 лет) W, p

Среднее Медиана Среднекв. откл. Среднее Медиана Среднекв. откл.

Различия в интересах, ценностях и представлениях между учащимися 3,57 3 1,564 4,10 4 1,607 -28,090, p < 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борьба за лидерство 4,07 4 1,642 4,51 5 1,627 -19,374, p < 0,01

Отстаивание своей позиции 3,82 4 1,570 4,68 5 1,608 -35,917, p < 0,01

Эмоциональная нестабильность 4,34 4 1,663 4,58 5 1,589 -11,005, p < 0,01

Неуверенность в себе 3,88 4 1,643 4,43 4 1,627 -25,312, p < 0,01

Стремление показать свое превосходство над другими 4,18 4 1,696 4,78 5 1,628 -25,801, p < 0,01

Месть 3,64 4 1,720 4,25 4 1,698 -26,353, p < 0,01

Возрастные кризисы 4,15 4 1,745 4,64 5 1,620 -20,413, p < 0,01

Зависть 3,89 4 1,623 4,24 4 1,582 -16,678, p < 0,01

Table 2. Average scores for internal factors that cause aggressive behaviour in adolescents (a 7-point scale was used, where the number "1" means "absolutely not relevant", and the number "7" means "absolutely relevant") (N = 5728)

Internal factors Younger teenagers (11-14 years old) Senior Teens (15-19 years old) W, p

Mean Median St. dev. Mean Median St. dev.

Differences in interests, values and perceptions between students 3.57 3 1.564 4.10 4 1.607 -28.090, p < 0.01

The struggle for leadership 4.07 4 1.642 4.51 5 1.627 -19.374, p < 0.01

Defending personal point of view 3.82 4 1.570 4.68 5 1.608 -35.917, p < 0.01

Emotional instability 4.34 4 1.663 4.58 5 1.589 -11.005, p < 0.01

Diffidence 3.88 4 1.643 4.43 4 1.627 -25.312, p < 0.01

The desire to show superiority over others 4.18 4 1.696 4.78 5 1.628 -25.801, p < 0.01

Revenge 3.64 4 1.720 4.25 4 1.698 -26.353, p < 0.01

Age crises 4.15 4 1.745 4.64 5 1.620 -20.413, p < 0.01

Envy 3.89 4 1.623 4.24 4 1.582 -16.678, p < 0.01

Безусловно, когда мы говорим о внешних и внутренних причинах агрессивного поведения, подразумевается, что есть различия в их идентификации в представлении педагогов с разными социально-демографическими и профессиональными ха-

рактеристиками. Одним из таких показателей является возраст педагога, как одна из центральных характеристик, в большинстве исследовании применяемая для выявления наиболее значимых различий показателей между исследуемыми группами.

Для выявления связи показателей возраста педа- лиз по методу Спирмена (см. табл. 3, 4). Для выяв-

гогов и оценкой ими внешних и внутренних фак- ления связи были использованы сырые данные по

торов агрессивного поведения младших и старших возрасту, до разбиения на интервалы. подростков был реализован корреляционный ана-

Таблица 3. Результаты корреляционного анализа возраста педагога и оценки внешних факторов агрессивного поведения младших и старших подростков

Внешние факторы Младшие подростки (11-14 лет) Старшие подростки (15-19 лет)

r r

Уровень воспитания/семья 0,009 0,016

Низкий социальный статус семьи -0,004 -0,009

СМИ -0,038** 0,010

Интернет и социальные сети -0,035** 0,038**

Школа (отношения ребенка с преподавателями, учениками и т.д.) -0,160** -0,091**

Группа сверстников (друзья, знакомые) -0,110** -0,051**

Особенности места проживания -0,130** -0,062**

Конфликт национальных интересов -0,143** -0,087**

Телевидение -0,037** 0,028*

Видеоигры 0,037** 0,089**

Известные люди -0,156** -0,083**

Герои кино/книг -0,046** -0,017

*— Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя). — Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя).

Table 3. The results of the correlation analysis between the age of the teacher and the assessment of external factors of aggressive behaviour in younger and older adolescents

External factors Younger teenagers (11-14 years old) Senior Teens (15-19 years old)

r r

Level of upbringing/family 0.009 0.016

Low social status of the family -0.004 -0.009

Mass media -0.038** 0.010

Internet and social networks -0.035** 0.038**

School (child's relationship with teachers, students, etc.) -0.160** -0.091**

Peer group (friends, acquaintances) -0.110** -0.051**

Features of the place of residence -0.130** -0.062**

Conflict of national interests -0.143** -0.087**

TV -0.037** 0.028*

Video games 0.037** 0.089**

Famous people -0.156** -0.083**

Heroes of movies/books -0.046** -0.017

**— The correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). *— The correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).

Общая тенденция следующая: чем ниже возраст педагога, тем выше он оценивает влияние практически всех внешних факторов агрессивного поведения подростков. Исключение составляют факторы: «интернет и социальные сети», «телевидение» и «видеоигры». В контексте указанных факторов выявлена иная зависимость: чем выше возраст педагога, тем более высокая оценка дана значимости указанных факторов. Отметим также показатели, между которым не выявлено значимых взаимосвязей. В случае младших подростков отсутствуют значимые взаимосвязи между показателями возраста педагога и оценкой им таких внешних факторов, как «уровень воспитания/семья» и «низкий социальный статус семьи». В случае старших подростков отсутствуют значимые взаимосвязи между показателями возраста педагога и оценкой им таких внешних факторов, как «уровень воспитания/

семья», «низкий социальный статус семьи», «СМИ» и «герои кино/книг».

Аналогичная тенденция наблюдается и в связи с внутренними факторами: чем ниже возраст педагога, тем выше он оценивает влияние конкретных внутренних факторов агрессивного поведения подростков (см. табл. 4). В случае старших подростков отсутствуют значимые взаимосвязи между показателями возраста педагога и оценкой им таких факторов как «эмоциональная нестабильность», «стремление показать свое превосходство над другими», «возрастные кризисы» и «зависть». Отметим также, что оценка факторов «Различия в интересах, ценностях и представлениях между учащимися» и «Борьба за лидерство» применительно к старшим подросткам не вписывается в указанную тенденцию — чем выше возраст педагога, тем более значимыми, по их мнению, являются указанные факторы.

Таблица 4. Результаты корреляционного анализа возраста педагога и оценки внутренних факторов агрессивного поведения младших и старших подростков

Внутренние факторы Младшие подростки (11-14 лет) Старшие подростки (15-19 лет)

r r

Различия в интересах, ценностях и представлениях между учащимися -0,088** 0,043**

Борьба за лидерство -0,080** 0,030*

Отстаивание своей позиции -0,119** -0,027*

Эмоциональная нестабильность -0,065** -0,025

Неуверенность в себе -0,076** -0,028*

Стремление показать свое превосходство над другими -0,055** 0,013

Месть -0,116** -0,034*

Возрастные кризисы -0,088** -0,007

Зависть -0,090** -0,023

*— Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя). — Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя).

Table 4. The results of the correlation analysis of the age of the teacher and the assessment of internal factors of aggressive behaviour in younger and older adolescents

Internal factors Younger teenagers (11-14 years old) Senior Teens (15-19 years old)

r r

Differences in interests, values and perceptions between students -0.088** 0.043**

The struggle for leadership -0.080** 0.030*

Defending personal point of view -0.119** -0.027*

Emotional instability -0.065** -0.025

Diffidence -0.076** -0.028*

The desire to show their superiority over others -0.055** 0.013

Revenge -0.116** -0.034*

Age crises -0.088** -0.007

Envy -0.090** -0.023

**— The correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed). *— The correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).

обсуждение результатов

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что в целом по выборке учителя дают более высокие оценки внешним факторам агрессивного поведения, а не внутренним. Можно предположить, что педагоги выше оценивают внешние факторы по нескольким причинам. С одной стороны, внешние факторы, которые рассмотрены в рамках данной статьи, напрямую связаны с социальным научением моделям поведения, в том числе агрессивного. С другой стороны, мы можем говорить и об определенной стере-отипизации подростков со стороны учителей (Реан, Коломинский, 2000), которая могла сложиться у них с учетом общественного мнения, демонстрирующего упрощенную, но более наглядную связь между средо-выми факторами и агрессивным поведением («ввязался в плохую компанию — стал агрессивно себя вести», «у него неблагополучная семья, неудивительно, что он агрессивен» и т.п.). В-третьих, можно предположить, что учителя могут несколько ниже оценивать внутренние факторы, ввиду отсутствия специальных знаний в области агрессивного поведения подростков, а также недостатка рефлексии и эмпатии.

Согласно полученным данным, учителя оценивают внешние факторы как более значимые для старших подростков по сравнению с младшими за исключением оценки фактора «уровень воспитания/семья». В целом, можно предположить, что это связано с тем, что по мере взросления подростки интегрируются в более широкий социальный контекст, что способствует социализации агрессии. Старшие подростки больше вовлечены в интернет-взаимодействие и социальные сети, они больше читают новости из СМИ, для них становятся актуальными вопросы, связанные с внешним миром и взаимодействием в нем, у них повышается уровень рефлексии и происходит формирование мировоззрения и усложнения картины мира, по сравнению с младшими подростками (Психология подростка, 2007). Что касается исключения оценки фактора «уровень воспитания/семья», то, вероятно, это может быть связано с точкой зрения, согласно которой по мере взросления все более значимым является влияние референтной группы сверстников, а роль семьи в ряде вопросов отходит на второй план, ослабевает родительский контроль. Однако, отметим, что указанная тенденция неоднозначна: возможны социальные ситуации, где эта закономерность либо подтверждается, либо нет, и тогда семья снова выходит на доминирующие позиции. Одновременное существование указанных тенденций подтверждается результатами эмпирических исследований (Реан, 2016; Психология подростка, 2007).

Согласно полученным данным, учителя оценивают внутренние факторы как более значимые для старших подростков по сравнению с младшими. Возможно, это обусловлено нарастанием темпов личностного развития, персонализации и индивидуализации в

ходе взросления подростков. Например, установлено, что педагоги высоко оценивают фактор различий в интересах, ценностях и представлениях между учащимися в отношении старших подростков. Полученный результат можно проинтерпретировать как следствие того, что интересы старших подростков более диверсифицированы, плюралистичны по сравнению с младшим подростковым возрастом. Можно предположить, что возрастание диверсификации различий также связано и с возрастанием вероятности риска агрессивного поведения. «Борьба за лидерство» и «стремление показать свое превосходство над другими», как внутренние факторы у старших подростков, могут быть обусловлены актуализацией потребностей достижения и конкуренции, а также взаимосвязаны с процессами полового созревания. В целом, для объяснения общей тенденции можно выдвинуть ряд предположений: возможно, старшие подростки воспринимаются как более подверженные риску агрессивности и девиантности в целом, или же непосредственное взаимодействие со старшими подростками существенно трансформируется в ходе образовательного процесса — представляет собой иной вид коммуникации, нежели с младшими.

В настоящем исследовании также был получен следующий результат: чем выше возраст педагога, тем ниже он оценивает влияние большинства как внешних, так и внутренних факторов агрессивного поведения подростков. Указанное положение может быть проинтерпретировано в связи с возрастанием риска профессионального выгорания педагога по мере возрастания педагогического стажа (Проничева, 2018; 2019; Реан, Ставцев, Кузьмин, 2021). Профессиональное выгорание может актуализировать стремление к психологической защите, а эта защита, судя по всему, выражается в игнорировании или в снижении оценки значимости всех различных, как внешних, так и внутренних факторов агрессивного поведения подростков. С иной точки зрения, вероятно, что более молодые педагоги переоценивают риск, связанный с выраженностью того или иного фактора. Возможна также и обратная интерпретация: молодые учителя не переоценивают, а, наоборот, более адекватно оценивают значимость факторов риска, так как являются более социально сензитивными по отношению к молодежи. То есть за этой корреляцией стоит более высокая чувствительность к проблемам молодежи, и относительное ее снижение с возрастом педагога. Однако отметим, что для однозначной оценки указанных интерпретаций требуется проведение дополнительных исследований.

Интерес также представляют связи, не вписывающиеся в описанную тенденцию: внешние факторы «интернет и социальные сети», «телевидение» и «видеоигры» (в отношении старших подростков) положительно коррелируют с возрастом педагога, как и оценка внутренних факторов «борьба за лидерство» и «различия в интересах, ценностях и представлениях между учащимися» (также в отношении старших

подростков). В отношении внешних факторов вполне закономерным выглядит предположение о том, что молодые педагоги с большой вероятностью имеют личный опыт использования цифровых технологий в старшем подростковом возрасте, что некоторым образом «нормализует» в их представлении опыт столкновения с цифровой средой у старших подростков, а более возрастные педагоги подобного опыта не имеют, поэтому и воспринимают возрастание риска, связанного с цифровыми технологиями, «линейно». В отношении связи возраста и оценки указанных внутренних факторов можно привести следующую гипотезу: вероятно, молодые педагоги более сензи-тивны в отношении плюрализма интересов и ценностей, поэтому наличие различий как таковых и не воспринимается ими как фактор риска. Отметим, что для проверки указанных гипотез требуется проведение отдельного исследования.

Выводы

В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о специфике оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов. Было выявлено, что в целом по выборке учителя дают более высокие оценки внешним факторам агрессивного поведения, а не

внутренним. Кроме того, учителя оценивают внешние и внутренние факторы как более значимые для старших подростков по сравнению с младшими. Это подтверждает выдвинутые нами гипотезы. Также выявлена корреляция между возрастом педагога и оценкой им факторов агрессивного поведения: чем выше возраст педагога, тем ниже он оценивает влияние большинства как внешних, так и внутренних факторов агрессивного поведения подростков. Полученные результаты вносят вклад в изучение феноменологии агрессии в подростковом возрасте в контексте восприятия педагогами этого вида поведения и могут помочь разработать программы повышения квалификации, направленные на корректную идентификацию факторов риска со стороны педагогов, сформировать стратегии воспитательной работы с младшими и старшими подростками.

Дальнейшее изучение проблем оценки значимости факторов риска агрессивного поведения подростков в представлении педагогов возможно благодаря расширению исследовательского поля, подразумевающего проведение исследований, направленных на изучение взаимосвязи между конкретными видами агрессивного поведения и факторами риска, которые его детерминируют, а также изучению различий в идентификации факторов риска в представлении педагогов с иными социально-демографическими и профессиональными характеристиками.

Литература

Амбалова С.А., Калабекова М.Р. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков // Проблемы научной мысли. 2017. Т. 1, № 1. С. 133-141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аринин А.Н. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение у подростков // Развитие образования. 2019. № 4(6). С. 87-92.

Глебов В.В., Щавырёва Е.В. Воздействие социально-психологических факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 32-39.

Иванова И.П., Патеева О.В. Факторы агрессивного поведения подростков // Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: проблемы, опыт, перспективы. 2016. С. 42-48.

Ивашиненко Д.М. Агрессия в подростковой среде: факторы риска, предикторы, особенности эмоционально-личностной сферы и социального функционирования (литературный обзор) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2016. № 3(92). С. 98-103.

Касимова Л.Н., Святогор М.В., Сычугов Е.М., Зайцев О.С. Социальные, психологические и клинические факторы агрессивного поведения у подростков и лиц молодого возраста // Психиатрия. 2023. Т. 21, № 2. С. 89-103. Кузьмишина Т.Л., Мелентьева Е.В. Проблема детско-родительского взаимодействия в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 3. С. 16-26.

Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. № 2. С. 106-115.

Проничева М.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов (возрастной аспект) // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 6. С. 109-118.

Проничева М.М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. 2019. Т. 9, № 3. С. 232-244. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090317

Психология подростка: Учеб. пособие. Психология — лучшее: проект / Под ред. А.А. Реана, Ж.К. Дандаровой. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Психология». М.: Аспект Пресс, 2000.

Реан А.А. Свобода: ответственность, негативизм, забота // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №3. С. 83-101. https://doi.org/1010.11621/vsp.2021.03.05

Реан А.А. и др. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта. СПб.: Изда-тельско-полиграфическая компания «КОСТА», 2021.

Реан А.А. и др. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / Под ред. А.А. Реана. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. Реан А.А., Коновалов И.А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292-301. https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10500 Реан А.А., Кошелева Е.С. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 4. С. 305-312. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312 Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. М.: МПГУ 2022. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. 1999. № 3. С. 6-7.

Реан А.А., Ставцев А.А., Кузьмин Р.Г. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 4. С. 461-473. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473

Смирнов О.Г. Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения подростков. Пути предупреждения и коррекции агрессивного поведения подростков. В сборнике информационно-методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Под ред. И.Е. Шишакова, О.Г. Смирнова. Ярославль, 2019. С. 11-16.

Собкин В.С., Фомиченко А.С. О ситуациях агрессивного поведения между учениками (по материалам контент-анализа учительских сочинений) // Социология образования. Труды по социологии образования. 2011. С. 177-204. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 2(16). С. 50-71. https://doi.org/10.11621/TEP-23-12 Солдатова Г.У, Ртищева М.А., Серёгина В.В. Онлайн-риски и проблема психологического здоровья детей и подростков // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3. С. 29-37.

Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков с асоциальным поведением // Системная психология и социология. 2015. № 4(16). С. 23-29.

Cohen, D.A., Rice, J. (1997). Parenting styles, adolescent substance use, and academic achievement. Journal of drug education, 27(2), 199-211. https://doi.org/10.2190/QPQQ-6Q1G-UF7D-5UTJ

Espelage, D.L., et al. (2014). Family violence, bullying, fighting, and substance use among adolescents: A longitudinal media-tional model. Journal of Research on Adolescence, 24(2), 337-349. https://doi.org/10.1111/jora.12060

Kim, H.S., Kim, H.S. (1997). The characteristics of their family environment and character trait among delinquent adolescents in Korea. Journal of the Korean Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 8(1), 57-69.

References

Rean, A.A., Dandarova Zh.K. (2007). Adolescent psychology: textbook: Psychology is the best: the project. SPb: Praim-EVROZNAK. (In Russ.).

Ambalova, S.A., Kalabekova, M.R. (2017). Factors and conditions causing aggressive behaviour in adolescents. Problemy Nauch-noi Mysli (Problems of Scientific Thought), 1(1), 133-141. (In Russ.).

Arinin, A.N. (2019). Factors determining aggressive behaviour in adolescents. Razvitie obrazovaniya (Development of Education), 4(6), 87-92. (In Russ.).

Chelysheva, Yu.V. (2015). Reference groups and value orientations of adolescents with antisocial behaviour. Sistemnaya psik-hologiya i sotsiologiya (Systemic Psychology and Sociology), 4(16), 23-29. (In Russ.).

Cohen, D.A., Rice, J. (1997). Parenting styles, adolescent substance use, and academic achievement. Journal of Drug Education, 27(2), 199-211. https://doi.org/10.2190/QPQQ-6Q1G-UF7D-5UTJ

Espelage, D.L., et al. (2014). Family violence, bullying, fighting, and substance use among adolescents: A longitudinal media-tional model. Journal of Research on Adolescence, 24(2), 337-349. https://doi.org/10.1111/jora.12060

Glebov, V.V., Shchavyryova, E.V. (2008). Impact of socio-psychological factors on the dynamics of children's and adolescent aggression in the school environment. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya ipedagogika (Bulletin of the Russian People's Friendship University. Series: Psychology and Pedagogy), 3, 32-39. (In Russ.).

Ivanova, I.P., Pateeva, O.V. (2016). Factors of aggressive behaviour of teenagers. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei gruppy riska: problemy, opyt, perspektivy (Psychological and Pedagogical Support for Children at Risk: Problems, Experiences, Prospects), 42-48. (In Russ.).

Ivashinenko, D.M. (2016). Aggression in the adolescent environment: risk factors, predictors, features of the emotional-personal sphere and social functioning (literature review). Sibirskii vestnik psikhiatrii i narkologii (Siberian Journal of Psychiatry and Nar-cology), 3(92), 98-103. (In Russ.).

Kasimova, L.N., Svyatogor, M.V., Sychugov, E.M., Zaitsev, O.S. (2023). Social, psychological and clinical factors of aggressive behaviour in adolescents and young people. Psikhiatriya (Psychiatry), 21(2), 89-103. (In Russ.).

Kim, H.S., Kim, H.S. (1997). The characteristics of their family environment and character trait among delinquent adolescents in Korea. Journal of the Korean Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 8(1), 57-69.

Kuzmishina, T.L., Melentieva, E.V. (2014). Problem of Child-Parent Interaction in Modern Foreign Studies. Journal of Modern Foreign Psychology, 3(3), 16-26. (In Russ.).

Men'shikova, T.I. (2017). Specifics of aggressive behaviour of teenagers. Chekhov's Taganrog Institute Bulletin, 2, 106-115. (In Russ.).

Pronicheva, M.M. (2018). Features of the manifestation of the syndrome of emotional burnout in teachers (age aspect). Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (World of Science. Pedagogy and Psychology), 6(6), 109-118 (In Russ.).

Pronicheva, M.M. (2019). Characteristics of Social Perception among Teachers with Burnout Syndrome. Psikhologiya i pravo (Psychology and Law), 9(3), 232-244. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090317 (In Russ.).

Ravich-Scherbo, I.V., Maryutina, T.M., Grigorenko, E.L. (2000). Psychogenetics: a textbook for students of higher education institutions studying in the specialties and direction "Psychology". M.: Aspect Press. (In Russ.).

Rean, A.A. (2021). Freedom: responsibility, negativism, care. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Moscow University Psychology Bulletin), 3, 83-101. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.05 (In Russ.).

Rean, A.A., et al. (2016). Psychology of deviance. Children. Society. Law: a monograph. In A.A. Rean (Eds.). M.: YuNITI-DANA. (In Russ.).

Rean, A.A., et al. (2021). Prevention of aggression and destructive behaviour of young people: an analysis of world experience. SPb: Izdatel'sko-poligraficheskaya kompaniya "KOSTA". (In Russ.).

Rean, A.A., Kolominsky, Y.L. (2000). Social pedagogical psychology. SPb: Izdatel'stvo "Piter". (In Russ.).

Rean, A.A., Konovalov, I.A. (2020). Dysfunctional family as a factor of aggressive behaviour of adolescents. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii (Moscow University of Internal Affairs Bulletin), 8, 292-301. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312 (In Russ.).

Rean, A.A., Kosheleva, E.S. (2021). Aggression and antisocial behaviour of adolescents in the minds of teachers. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii (Moscow University of Internal Affairs Bulletin), 4, 305-312. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-4-305-312 (In Russ.).

Rean, A.A., Kudashev, A.R., Baranov, A.A. (2022). Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice. M.: MPGU. (In Russ.).

Rean, A.A., Stavtsev, A.A., Kuzmin, R.G. (2021). Positive psychology approach as a factor of stimulating psychological well-being and reducing the risks of professional burnout of a teacher. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii (Psychology in Education), 3(4), 461-473. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473 (In Russ.).

Rean, A.A., Trofimova, N.B. (1999). Gender differences in the structure of aggressiveness in adolescents. Aktual'nye problemy deyatel'nosti prakticheskikh psikhologov (Problems of the Activities of Practical Psychologists), 3, 6-7. (In Russ.). Smirnov, O.G. (2019). Factors influencing the formation of aggressive behaviour in adolescents. Ways of preventing and correcting aggressive behaviour in adolescents. Collection of information and methodical materials for specialists of bodies and institutions of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency. In I.E Shishakova, O.G. Smirnova (Eds.), (pp. 11-16). Yaroslavl. (In Russ.).

Sobkin, V.S., Fomichenko, A.S. (2011). On situations of aggressive behaviour between students (based on content analysis of teacher essays). Sotsiologiya obrazovaniya. Trudy po sotsiologii obrazovaniya (Sociology of Education. Works on the Sociology of Education), 177-204. (In Russ.).

Sobkin, V.S., Kalashnikova, E.A. (2023). Life position of mothers and fathers of primary, secondary, and high school students. Teo-reticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and Experimental Psychology), 2(16), 50-71. https://doi.org/10.11621/ TEP-23-12 (In Russ.).

Soldatova, G.U., Rtishcheva, M.A., Seryogina, V.V. (2017). Online risks and the problem of psychological health of children and adolescents. Akademicheskii vestnik Akademii sotsial'nogo upravleniya (Academic Bulletin of the Academy of Social Managemen), 3, 29-37. (In Russ.).

Поступила: 13.02.2023 Получена после доработки: 18.08.2023 Принята в печать: 31.10.2023

Received: 13.02.2023 Revised: 18.08.2023 Accepted: 31.10.2023

ИHФOPMAЦИЯ ОБ AВТOPAХ / ABOUT THE AUTHORS

Артур Александрович Реан — академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований; директор Центра социализации семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, aa.rean@mpgu.su, https:// orcid.org/0000-0002-1107-9530

Artur A. Rean — Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Head of the Laboratory for Psychology of Destructive Behaviour and Aggression of Youth, Federal Scientific Center of Psychological and Multidisciplinary Research, Director of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behaviour Research, Institute of Pedagogics and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Chairman of the Scientific Council of the Russian Academy of Education on the Prevention of Aggression and Destructive Behaviour of Students, aa.rean@mpgu.su, https://orcid.org/0000-0002-1107-9530

Иван Александрович Коновалов — кандидат психологических наук, аналитик Центра социализации семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, iv.konovalov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0982-5813 Ivan A. Konovalov — PhD in Psychology, Research Analyst of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behaviour Research, Institute of Pedagogics and Psychology, Moscow Pedagogical State University, iv.konovalov@yandex. ru, https://orcid.org/0000-0002-0982-5813

Роман Геннадьевич Кузьмин — аналитик Центра социализации семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, romquz@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8851-5313

Roman G. Kuzmin — Research Analyst at the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behaviour Research, Institute of Pedagogics and Psychology, Moscow Pedagogical State University, romquz@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8851-5313

Антон Львович Линьков — аналитик Центра социализации семьи и профилактики асоциального поведения Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, tonypsy@ya.ru, https://orcid. org/0000-0003-4364-0182

Anton L. Linkov — Research Analyst at the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behaviour Research, Institute of Pedagogics and Psychology, Moscow Pedagogical State University, tonypsy@ya.ru, https://orcid.org/0000-0003-4364-0182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.